УДК 159.923.2
DOI: 10.24412/2308-717Х-2022-1-118-129
Якина Мария Александровна
студентка факультета психологии
Институт общественных наук РАНХиГС, Москва, Россия e-mail: [email protected]
ВОЗРАСТНЫЕ РАЗЛИЧИЯ В ОЦЕНКЕ ПЕРФЕКЦИОНИЗМА
И ФЕНОМЕНА САМОЗВАНЦА
Mariya A. Yakina
Student of the Faculty of Psychology
RANEPA Institute of Social Sciences, Moscow, Russia e-mail: [email protected]
AGE DIFFERENCES IN THE ASSESSMENT OF PERFECTIONISM AND
THE IMPOSTOR PHENOMENON
Аннотация. В статье рассматриваются психологические проявления феномена самозванца и перфекционизма в трех возрастных группах и их различия при сравнении друг с другом. Цель исследования - изучить связь между перфекционизмом и феноменом самозванца, а также выявить возрастные различия перфекционизма и феномена самозванца в их ретроспективной, актуальной и перспективной оценке. В исследовании приняли участие 123 человека, из них 77,4 % женщин. Возраст респондентов -от 18 до 65 лет. Результаты демонстрируют, что адаптивный перфекционизм имеет тенденцию снижаться с возрастом. Дезадаптивный перфекционизм и феномен самозванца снижается в период средней взрослости, но повышается к поздней взрослости. Возрастные различия присутствуют в оценке уровня адаптивного перфекционизма и феномена самозванца, но не в оценке уровня дезадаптивного перфекционизма. Сильнее всего различия проявляется между средней и поздней зрелостью (адаптивный перфекционизм и феномен самозванца) и почти нет существенных различий между ранней и средней зрелостью, а также между ранней и поздней зрелостью. Также была выявлена связь между актуальными оценками себя и оценками себя в будущем и прошлом, что говорит о связывании респондентами себя настоящих со своими образами «я» в будущем и прошлом.
Ключевые слова: перфекционизм, возрастные различия, феномен самозванца, личность, актуальная, ретроспективная и перспективная оценки.
© Якина М.А., 2022
Abstract. The article examines the psychological manifestations of the phenomenon of impostor and perfectionism in three age groups and their differences when compared with each other. The aim of the study is to study the relationship between perfectionism and the impostor phenomenon, as well as to identify age differences between perfectionism and the impostor phenomenon in their retrospective, current and prospective assessment. 123 people took part in the study, 77.4% of them were women. The age of respondents is from 18 to 65 years. The results demonstrate that adaptive perfectionism tends to decrease with age. Maladaptive perfectionism and the impostor phenomenon decrease during middle adulthood but increase towards late adulthood. Age differences are present in assessing the level of adaptive perfectionism and the impostor phenomenon, but not in assessing the level of maladaptive perfectionism. The differences are most pronounced between middle and late maturity (adaptive perfectionism and the impostor phenomenon) and there are almost no significant differences between early and middle maturity, as well as between early and late maturity. The connection between actual self-assessments and self-assessments in the future and the past was also revealed, which indicates that respondents associate their real selves with their self-images in the future and the past.
Key words: perfectionism, age differences, impostor phenomenon, personality, current, retrospective, and prospective assessments.
На сегодняшний день тема перфекционизма и феномена самозванца актуальна в связи с тем, что мир предъявляет человеку все больше требований. В погоне за успехом люди также ставят перед собой еще более высокие цели и стандарты, которые в реальности попросту недостижимы. Все это вызывает неудовлетворение собственной деятельностью и ощущение собственной некомпетентности.
Изучение перфекционизма началось относительно недавно, но уже есть много работ, которые смогли рассмотреть его с разных сторон. На данный момент существует много интерпретаций перфекционизма [3, 5]. Обобщая, можно сказать, что перфекционизм определяется как выстраивание перед собой высоких стандартов, но при недостижении целей человек испытывает неудовлетворение [5].
Сегодня есть две модели изучения перфекционизма, которые наиболее распространены в исследованиях. Первая модель опирается на деление перфекционизма по характеру протекания: на здоровый/нормативный перфекционизм и невротический/дезадаптивный перфекционизм [11, 24]. Нормативный перфекционизм чаще всего присутствует у большинства людей. Он проявляется в стремлении преуспеть в той или иной сфере/области, но при этом при необходимости (если ситуация позволяет) есть возможность ослабить или снизить планку собственных строгих стандартов. Другими словами, ожидания и требования к себе людей с нормативным перфекционизмом наиболее приближены к реальным. Невротический перфекционизм связан с выстраиванием перед собой нереалистичных требований и стандартов.
В результате собственные достижения принижаются, нет удовлетворения от результатов, хотя это не соответствует объективной оценке. При невротическом перфекционизме собственные усилия воспринимаются как полное несоответствие своим требованиям и возникает переживание уязвимости и неполноценности. За постоянными попытками соответствовать своему совершенному идеалу скрывается страх перед ошибками и стремление избежать неудачи [25].
У. Паркер провел исследование и также выделил здоровый перфекционизм (связан с добросовестным выполнением работы) и нездоровый/невротический (связан с низкой или неустойчивой самооценкой). Интересный факт, отмеченный автором: в некоторых случаях здоровый перфекционизм может перерасти в невротический [21]. Кроме того, невротический/дезадаптивный перфекционизм связан с самооценкой человека, его достижениями, неудовлетворением даже при достижении успеха [22].
Второй моделью является деление перфекционизма по направленности и источнику. Самой известной работой в этом направлении является исследование перфекционизма П. Хьюиттом и Дж. Флеттом, которые являются создателями многомерной шкалы (Multidimensional perfectionism scale, MPS) для изучения уровня перфекционизма [13]. По мнению авторов, существует 3 вида перфекционизма, это: перфекционизм, направленный на себя (я должен быть совершенным), социально предписанный (остальные оценивают меня, и мне нужно соответствовать их требованиям) и направленный на других (люди вокруг меня должны быть совершенными). Таким образом, каждый вид содержит в себе 2 фактора: кто является источником перфекционизма и на кого он направлен.
Непосредственно с оценкой собственных достижений и успехов также связано такое понятие, как «феномен самозванца». Автор данного термина П. Клэнс заметила во время проведения терапии, что у женщин с очень высоким уровнем достижений распространено чувством интеллектуального несоответствия и страх, что их разоблачат и обвинят в некомпетентности во время работы и при их оценке. Затем, в 1978 г., П. Клэнс с коллегой и С. Имес в своей работе впервые упоминают термин «феномен самозванца». Авторы определили его как «внутреннее ощущение сомнения в своих интеллектуальных способностях, которое особенно часто встречается среди женщин с высоким уровнем достижений» [12].
Одной из значимых работ в исследовании феномена самозванца можно назвать работу Дж. Харвей и С. Кац [18]. По мнению исследователей, суть данного феномена в том, что у человека появляется чувство несоответствия/самозванчества, если ситуация подразумевает оценку действий/работы. Авторы также выделили несколько элементов, которые являются отличительными: страх, что другие могут обвинить в его некомпетентности, самозванец верит в то, что он обманывает и (или) уже обманул других, а также он не может отнести к себе свои успехи, не может
поверить, что это было достигнуто благодаря его качествам, навыкам и умениям. Что важно, в отличие от предыдущей модели, здесь авторы отметили, что необходимы все элементы, чтобы подтвердить у людей «самозванчество».
Феномен самозванца может проявиться у человека и при переводе, например, в новый коллектив или на новую должность, т.е. при адаптации. Это происходит, так как происходит смена социального положения человека и человек хочет произвести другое впечатление на новое окружение. Следовательно, он меняет свое поведение, будет появляться ощущение мошенничества, несоответствия, что приведет к снижению адаптации. Данный феномен может повлиять не только на эмоциональное выгорание и профессиональную деятельность, но также на личную жизнь и привести к конфликтам между работой и семьей [15].
Основной задачей исследования является изучение возрастных различий в оценке перфекционизма и феномена самозванца. За основу исследования был взять метаанализ, который показал, что уровень перфекционизма в США, Великобритании и Канаде возрос за последние 30 лет [13]. В данном метаанализе были данные 41 641 студента колледжей (молодежи), и было выявлено, что действительно среди молодежи вырос уровень перфекционизма. Так, самоориентированный перфекционизм вырос на 10 %, предписанный перфекционизм - на 32 %, а перфекционизм, ориентированный на других, - на 16 %. Это позволяет ожидать возрастных различий в уровне перфекционизма в российской выборке.
Есть ряд исследований, которые показали, что в ранней зрелости молодые люди больше всего не удовлетворены своей жизнью, своей деятельностью, карьерой. Также этот возраст характеризуется повышением требований к себе, к людям и к своим успехам, что приводит к переживанию стресса [17]. Все это ведет к нестабильной и чаще заниженной самооценке. О среднем возрасте одни говорят, что это фаза стабильности, когда все укладывается, а еще изменения самооценки, ценностных ориентаций и некоторых личностных черт маловероятны после 30-35 лет [8]. С другой стороны, есть мнения, что вся средняя взрослость характеризуется как фаза старения, угасания [9].
Рассматривая перфекционизм и феномен самозванца через «теорию жизненной истории», которая говорит о том, что в старшем возрасте происходит «угасание» индивидуальных стратегий жизненной истории и черт [4], можно ожидать, что перфекционизм и феномен самозванца возникают как определенная стратегия на жизненные изменения, когда для них это может приносить, например, выгоду. Однако, когда этот период заканчивает, данная личностная черта может терять силу, но не сразу, а с годами и ее сохранение может даже больше нанести вред, чем пользу. В противовес вышесказанному, есть исследования, в которых сообщают нам о том, что, да, в молодости действительно личностные черты имеют неустойчивый характер в силу физиологических и психологических изменений, но с возрастом эти черты уже принимают более устойчивый характер [27]. В подтверждение этого есть
исследование Большой пятерки, где было выявлено, что только во взрослом возрасте появляется сильная связь между личностными чертами, нежели в молодом [23].
Таким образом, в данном исследовании ставится цель выявить, уменьшается ли с возрастом выраженность феномена самозванца и перфекционизма. В частности, предполагается, что у двадцатилетних будет выше оценка перфекционизма и феномен самозванца, чем у сорокалетних. Также у сорокалетних будет выше оценка перфекционизма и феномена самозванца, чем у шестидесятилетних. Такая гипотеза была выдвинута, так как существуют работы, которые говорят нам о том, что некоторые личностные черты устойчивые [23]. Однако есть исследования, которые показывают, что есть тенденции к снижению уровня выраженности личностных черт и их связи между собой [4]. Это обусловлено тем, что человеку в более старшем возрасте уже могут быть не нужны стратегии поведения, сформированные в более молодом возрасте. К.Э. Ланды и Дж.А. Байби сравнивали выпускников и первокурсников и обнаружили, что есть снижения перфекционизма с возрастом, так как появляется автономия, улучшаются навыки, знания и появляются новые стратегии поведения [19]. Также о снижении самозванчества можно говорить в связи с тем, что есть некоторая доказательная база о связи перфекционизма и феномена самозванства [18, 14].
Кроме того, интересно проверить, будет ли высокое или низкое оценивание себя в актуальном возрасте связано с высокими или низкими оценками себя в ретроспективных и перспективных оценках. Данная гипотеза была выдвинута, так как есть исследования, которые говорят о том, что люди обладают некоторыми ограничениями в представлении себя в будущем или в прошлом. Люди больше чувствуют психологическую связь со своим прошлым, а не с будущим. Это связано с тем, что при сильном удалении от «я» реального предполагаемый «я-будущий» может показаться совершенно другим человеком [20]. Сила психологической связи и соотнесения себя с будущим «я» зависит от того, насколько человек хочет и чувствует, что останется тем же самым человеком (ценности, убеждения, идеалы, симпатия к чему-либо) или все же изменится [16].
Подобного исследования взаимосвязи данных феноменов в контексте возрастных различий не проводилось. Большинство предыдущих исследований проводились только на студентах [26], либо на отдельных возрастных группах.
Методика
Участники исследования. В исследовании приняло участие 123 человека: 95 женщин и 28 мужчин. Возрастной диапазон составил от 17 до 65 лет, средний возраст равен 39,57 и стандартное отклонение - 16,01. Главная мотивация в участии в данном исследовании заключается в помощи исследователю, а также интерес к работе. Всего у нас было 3 группы: от 17 до 29 лет, от 30 до 49 лет и от 50 до 65 лет. Возрастные группы были составлены в соответствии с периодами развития человека по Дж. Биррену: ранняя, средняя и поздняя зрелость [6].
Методики. Чтобы измерить уровень синдрома самозванца, участники заполнили шкалу феномена самозванца П. Клэнс (Clance Impostor Phenomenon Scale, CIPS), переведенную на русский язык и адаптированную Т.М. Пермяковой, М.С. Шевелевой и Д.С. Корниенко [10]. Данная шкала включает в себя 20 утверждений, которые необходимо оценить по шкале Ликерта от 1 - никогда, до 5 - очень часто. Выбранная нами методика позволяет определить общие показатели феномена самозванца, а также входящие в него 3 фактора: обман, обесценивание и удача.
Перфекционизм измеряли краткой «почти совершенной» шкалой (The Short Almost Perfect Scale, SAPS) Р. Слейни, адаптированной К. Ванга, Т.М. Пермяковой и М.С. Шевелевой, которая направлена на выявление уровня перфекционизма у респондентов [26]. Она состоит из 8 утверждений, которые необходимо оценить по шкале Лайкерта от 1 - абсолютно не согласен, до 7 - абсолютно согласен. Данная методика включает в себя 2 шкалы. Первая направлена на выявление «стандартов» (4 утверждения), т.е. уровня предъявляемых требований к себе («Я ожидаю от себя самого лучшего»). Вторая шкала - «несоответствий» (4 утверждения), т.е. как воспринимает человек разрыв между идеальными стандартами и его результатам («Мои лучшие достижения никогда не бывают достаточно хороши»). Стоит отметить, что хоть данная методика и состоит из 8 пунктов, но во время ее проверки было выявлено, что она обладает сильными психометрическими свойствами и позволяет измерить основные аспекты перфекционизма и разделить его на 2 типа (адаптивный и дезадаптивный).
Процедура исследования. Исследование проводилось в режиме онлайн с помощью опросника в Google Форме, где были последовательно представлены методики и демографические вопросы. Участники были проинформированы об их правах на конфиденциальность и добровольном характере участия, а также о цели исследования.
К исследованию привлекались респонденты трех возрастных групп. Респондентам предлагалось заполнить опросники несколько раз на перфекционизм («почти идеальной шкалы» Р. Слейни (SAPS)) и на феномен самозванца (шкалы самозванца П. Клэнс (CIPS)). Перед каждым заполнением были даны инструкции по заполнению анкеты (приложения 1 и 2), а также предупреждены, что им придется заполнять опросник несколько раз. Таким образом, каждый респондент заполнял за себя в актуальном возрасте, а потом за себя будущего (группа ранней зрелости), за себя прошлого (группа поздней зрелости) либо в двух случаях (группа средней зрелости). Респондентам была оказана дополнительная помощь в трудных случаях, а после завершения участников поблагодарили за сотрудничество. После сбора данных они были проанализированы с помощью статистических методов.
Результаты исследования
Полученные нами результаты были проверены на нормальность распределения с помощью одновыборочного критерия Колмогорова -Смирнова, который показал, что нормальное распределение только по шкале
феномена самозванца и отклонение от нормального распределения по шкалам перфекционизма, поэтому при дальнейшем анализе использовались непараметрические критерии.
Проверка гипотезы о снижении выраженности перфекционизма и феномена самозванца с возрастом дала следующие результаты. Сначала проверили, существует ли общая тенденция в снижении исследуемых характеристик на основе непараметрического критерия Крускала - Уоллес.
Были получены значимые различия между группами разных возрастов по феномену самозванца (H = 22.416, р < 0.5, р = 0.001) и по адаптивному перфекционизму (H = 12.315, р < 0.5, р = 0.002). Однако таких различий не наблюдается по дезадаптивному перфекционизму (H = 3.428,р > 0.5,р = 0.180).
Для проверки частной разницы между группами использовался непараметрический критерий Манна - Уитни (табл. 1 и 2).
Таблица 1
Сводная таблица описательных статистик по каждой группе в актуальной
оценке (в каждой группе по 41 человеку)
Группа ранней Группа средней Группа поздней
зрелости зрелости зрелости
Среднее Стандарт. отклон. Среднее Стандарт. отклон. Среднее Стандарт. отклон.
Адаптивный перфекционизм 19.39 5.581 20.9 4.821 16.78 4.672
в актуальной оценке
Дезадаптивный перфекционизм 13.59 5.404 12.07 4.113 13.80 4.267
в актуальной оценке
Феномен самозванца в актуальной оценке 57.05 13.762 45.17 9.721 54.49 8.084
Таблица 2
Сводная таблица данных, по изучению различий в исследуемых
показателях
Адаптивный перфекционизм Дезадаптивный перфекционизм Феномен самозванца
Ранняя зрелость и средняя зрелость U Манна -Уитни 766.5 718.0 412.5
Значимость 0.491 0.254 0.001
Ранняя зрелость и поздняя зрелость U Манна -Уитни 570.5 782.5 767.5
Значимость 0.012 0.590 0.498
Средняя зрелость и поздняя зрелость U Манна -Уитни 473.5 638.0 389.5
Значимость 0.001 0.060 0.000
По результатам есть значимые различия по уровню феномена самозванца между группами ранней и средней зрелости (р < 0.5, р = 0.001) и группами средней и поздней зрелости (р < 0.5, р = 0,001), но, что интересно, нет значимых различий между группами ранней и поздней зрелости (р > 0.5, р = 0.498).
Однако не наблюдается значимых различий между всеми группами по дезадаптивному перфекционизму (ранняя и средняя зрелость (р > 0.5, р = 0.254), ранняя и поздняя зрелость (р > 0.5, р = 0.590)), но есть вероятность (на уровне тенденции) проявления различий между средней и поздней зрелостью в дезадаптивном перфекционизме, так как р > 0.5, р = 0.060. Обнаружены значимые различия по адаптивному перфекционизму между группами ранней зрелости и поздней зрелости (р < 0.5, р = 0.012) и между средней зрелостью и поздней зрелостью (р < 0.5, р = 0.001). Таким образом, было подтверждено, что есть возрастные различия в оценке феномена самозванца, но не в перфекционизме.
Для данного исследования важным является вопрос соответствия актуальных оценок и оценок себя в будущем и в прошлом (табл. 3).
Таблица 3
Связи актуальных и будущих/прошлых оценок себя по исследуемым
показателям
Корреляция Спирмена
Коэффициент Значение
Актуальный и будущий дезадаптивный перфекционизм 0.579 0.000
Актуальный и прошлый дезадаптивный перфекционизм 0.494 0.000
Актуальный и будущий адаптивный перфекционизм 0.794 0.000
Актуальный и прошлый адаптивный перфекционизм 0.560 0.000
Актуальный и будущий феномен самозванца 0.595 0.000
Актуальный и прошлый феномен самозванца 0.628 0.000
Можно сделать вывод, что есть значимые связи между актуальной оценкой себя респондентами в актуальном возрасте и при ретроспективной и перспективной оценке себя. Выявлена сильная корреляционная связь в актуальных оценках и в оценках себя будущего в адаптивном перфекционизме (г = 0.794,p < 0.05,р = 0.000), а также при актуальных оценках и оценках себя прошлого в феномене самозванца (г = 0.628, p < 0.05,р = 0.000).
Обсуждение результатов исследования По результатам анализа наблюдаются различия между возрастными группами по феномену самозванца и адаптивному перфекционизму, но не было значимых различий в группах разного возраста по дезадаптивному перфекционизму. Это может говорить о том, что адаптивный перфекционизм действительно является мотиватором к дальнейшему развитию человека как в личностной, так и в профессиональной сфере. В связи с этим при достижении нужных высот он является ненужной стратегией и постепенно исчезает [4]. Дезадаптивный же обладает более устойчивым характером, не «утихает» даже со временем, так как является невротическим. Также он связан с самооценкой человека и его неудовлетворенностью успехом [22].
Следовательно, это можно объяснить постоянным страхом неудач, страхом совершить ошибку и низкой самооценкой по У. Паркеру [21].
Из анализа различий в группах разных возрастов, было получено много результатов:
1. Между группами ранней и средней зрелости есть значимые различия в уровне феномена самозванца, но по перфекционизму таких различий нет. Это может быть связано тем, что академическая самооценка стала достаточно стабильной и адекватной [15]. Следовательно, пропадает ощущение обмана окружающих в своих знаниях, навыках, умениях, т.е. человек уже не сомневается в своей квалификации. Вместе тем у человека не пропадают завышенные стандарты, неудовлетворенность своими результатами, страх ошибок в случае дезадаптивного перфекционизма, а также стремление совершенствоваться, превзойти себя и развиваться после неудач при адаптивном перфекционизме.
2. При исследовании различий между средней и поздней зрелостью были выявлены значимые различия в адаптивном перфекционизме и феномене самозванца. При этом в виде тенденции можно отметить, что есть предпосылки и к возможному различию и по дезадаптивному перфекционизму, а средние показатели = 12.07 (средняя зрелость) и = 13.80 (поздняя зрелость). Такие показатели могут быть связаны с тем, что с приходом поздней взрослости у человека могут возникнуть ощущения своей бесполезности, что они не нужны, в их неквалифицированности. Они начинают повышать стандарты, которым они должны соответствовать, болезненнее принимают свои неудачи, даже если до этого они были уверены в себе, наблюдается понижение самооценки [7]. Это же объясняет и повышение чувства самозванчества, особенно это актуально, если люди в поздней зрелости работают и начинают себя сравнивать с более молодыми и успешными сотрудниками. Также немаловажную роль здесь играет и физическое состояние пожилых людей. Они уже могут так быстро выполнять свою работу, снижается зрение, происходит быстрое нарастание усталости и много другое [6].
3. В пользу вышесказанного про пожилой возраст говорят результаты сравнения ранней и поздней зрелости. Здесь получились очень интересные данные, так как нет значимых различий по выраженности феномена самозванца и дезадаптивного перфекционизма. Но есть значимые различия между группами по адаптивному перфекционизму. Этого говорит нам о том, что молодые люди испытываю такие же страхи перед неудачами и ошибками, а также выстраивают высокие стандарты и чувствуют свою неквалифицированность. Стоит отметить, что молодые люди скорее испытывают такие чувства из-за неопытности, а пожилые, как уже говорилось, из-за потери уверенности в себе (снижение самооценки) и снижение физической активности. В то же время неудачи стимулируют молодых больше развиваться, совершенствоваться как профессионально, так и личностно, о чем и говорит более высокий уровень адаптивного перфекционизма, чем у пожилых.
И последнее: в исследовании проводилась проверка гипотезы о том, будут ли связаны актуальные оценки себя и оценки себя будущего и прошлого. Эта гипотеза подтвердилась. Действительно есть значимые результаты, что говорит о том, что наши респонденты при оценке себя в другой временной перспективе опираются на свое актуальное состояние. Эти результаты соотносятся с исследованиями Д. Парфита [20].
Выводы
Таким образом, если подводить итог всей работы, то можно сказать следующее:
Во-первых, исходя из полученных данных адаптивный перфекционизм имеет тенденцию снижаться с возрастом. Дезадаптивный перфекционизм и феномен самозванца снижаются в период средней взрослости, но повышаются к поздней взрослости.
Во-вторых, по результатам исследования возрастные различия присутствуют в уровне адаптивного перфекционизма и феномена самозванца, но не в уровне дезадаптивного перфекционизма. Сильнее всего различия проявляется между средней и поздней зрелостью (адаптивный перфекционизм и феномен самозванца), и почти нет существенных различий между ранней и средней зрелостью, а также между ранней и поздней зрелостью.
В-третьих, была выявлена связь между актуальными оценками себя и оценками себя в будущем и прошлом, что говорит о связывании респондентами себя настоящих со своими образами «я» в будущем и прошлом. В целом, что касается изучения ретроспективных, актуальных и перспективных оценок себя и их возрастных различий, то эта тема была нами только поверхностно затронута. Однако уже на этом этапе становится понятно, что она может быть перспективна для последующих исследований.
Ограничения исследования
Прежде всего выборка не была уравнена по полу, что могло повлиять на результат самого исследования. В связи с этим при дальнейших исследованиях необходимо учесть данный нюанс и проверить, влияет ли гендер на различие в оценках перфекционизма и феномена самозванца.
Также группа ранней зрелости заполняла опросники только про ближайшее будущее (перспектива), а группа поздней зрелости - про прошлое (ретроспектива). Здесь появляются следующие ограничения. Так, ограничение ретроспективных заключается в том, что наша память избирательна и уступчива [2], поэтому наши воспоминания о событиях в прошлом могут быть искажены под воздействием представлений о себе настоящем. В свою очередь, если говорить об ограничениях перспективного исследования, то тут нужно сказать, что при описании себя будущего у многих нет четкого разделения близкого и отдаленного будущего, так как у человека происходит снижение способности к пониманию удаленной жизненной перспективы [1]. Естественно, при большей временной дистанции будет меньше пересечений между собой: чем больше времени, тем более условна становится психологическая связанность себя в настоящем с собой в будущем. Именно поэтому были выдвинуты ограничения в 20 лет для группы ранней зрелости и группы средней зрелости, так как воспоминания про 20-летнее прошлое у 60-летних уже могут быть искажены их настоящим, а современные 20-летние не будут делать такие долгосрочные представления на 40 лет вперед.
При дальнейших исследованиях было бы интересно посмотреть, какие факторы влияют на устойчивость дезадаптивного перфекционизма. Возможно,
это связано со страхами, которые не могут просто так исчезнуть. Или это можно связать с затронутой темой самооценки. В связи с этим необходимо изучить, что поддерживает дезадаптивный перфекционизм в разных возрастных группах и какую роль здесь играет самооценка.
Список литературы
1. Ахмеров Р.А. Биографические кризисы личности: автореф. дис. ... канд. психол. наук / Ин-т психологии РАН. - М., 1994.
2. Баддели А. Ваша память. Руководство по тренировке и развитию / пер. с англ. С.Л. Могилевского. - М.: ЭКСМО-ПРЕСС. - 2001. - С. 320.
3. Гаранян Н.Г., Холмогорова А.Б., Юдова Т.Ю. Перфекционизм: депрессия, тревога // МПЖ - 2001. - № 4.
4. Джонасон П. Возраст и Темная триада: снижение показателей черт Темной триады и увеличение их согласованности на протяжении жизни // Психологические исследования. - 2015. -Т. 8 (43).
5. Кононенко О.И. Теоретические модели изучения перфекционизма личности в зарубежной психологии // PEM: Psychology. Educology. Medicine. -2014. - № 1.
6. Крайг Г., Бокум Д. Психология развития / пер. с англ. Т.В. Прохоренко. - 9-е изд. - [Б. м.], 2004. - С. 939.
7. Молчанова О.Н. Самооценка: стабильность или изменчивость? // Психология. Журнал ВШЭ. - 2006. - № 2.
8. Петренко Е.С., Ярошенко Т.М. Социально-демографические показатели в социологических исследованиях. - М.: Статистика, 1979.
9. Хойфт Г., Крузе А., Радебольд Г. Геронтопсихосоматика и возрастная психотерапия. - М.: Академия, 2003. - С. 370.
10. Шевелева М.С., Корниенко Д.С., Пермякова Т.М. Шкала феномена самозванца: психометрические характеристики русскоязычной версии // Психологический журнал. - 2021. - T. 42, № 1. - C. 132-142.
11. Blatt S. The destructiveness of perfectionism: Implications for the treatment of depression // American Psychologist. - 1995. - Vol. 50. - P. 1003-1020.
12. Clance P.R., Imes S.A. The impostor phenomenon in high achieving women: Dynamics and therapeutic intervention // Psychotherapy: Theory, Research, and Practice. - 1978. - Vol. 15 (3). - P. 241-247.
13. Curran T., Hill A.P. Perfectionism is increasing over time: A meta-analysis of birth cohort differences from 1989 to 2016 // Psychol Bull. - 2019. - Apr., 145 (4). - P. 410-429.
14. Dudau D.P. The relation between perfectionism and impostor phenomenon // Procedia Soc. Behav. - 2014. - Sci. 127. - P. 129-133.
15. Examining the impostor phenomenon and work-family conflict / W.S. Crawford, K.K. Shanine, M.V. Whitman, K.M. Kacmar // J Manage Psychol. -2016. - Vol. 31 (2). - P. 375-390.
16. Jones B., Rachlin H. Social discounting // Psychol. - 2006. - Sci. 17. -P. 283-286.
17. Kastenbaum R. Healthy dying: A paradoxical quest continues // Journal of Social Issues. - 1979. - No. 35 (1). - P. 185-206.
18. Kets de Vries M. The dangers of feeling like a fake // Harvard Business Review. - 2005. - No. 83 (9). - P. 110-116.
19. Landa C.E., Bybee J.A. Adaptive elements of aging: Self-image discrepancy, perfectionism, and eating problems // Developmental Psychology. -2007. - No. 43 - P. 83-93.
20. Parfit D. Reasons and Persons. Clarendon Press. - Oxford, 1987.
21. Parker W. Perfectionism and adjustment in gifted children // Perfectionism: Theory, research and treatment / G. Flett, P. Hewitt (eds.). - Washigton: Americ. Psychol. Association, 2002. - P. 133-149.
22. Rice K.G., Ashby J.S. An eficient method for classifying perfectionists // J. Couns. Psychol. - 2007. - No. 54. - P. 72-85.
23. Roberts B.W., Walton K.E., Viechtbauer W. Patterns of mean-level change in personality traits across the lifecourse: A meta-analysis of longitudinal studies // Journal of Personality and Social Psychology. - 2006. - No. 132 (1). - P. 1-25.
24. Slaney R.B., Ashby J.S., Trippi J. Perfectionism: It's measurement and career relevance // J. of Career Assesment. - 1995. - No. 3 - P. 279-297.
25. The dimensions of perfectionism / R.O. Frost, P. Marten, C. Lahart, R. Rosenblate // Cogn. Ther. - 1990. - Res. 14. - P. 449-468.
26. Wang K.T., Permyakova T.M., Sheveleva M.S. Assessing perfectionism in Russia: Classifying perfectionists with the Short Almost Perfect Scale // Personality and Individual Differences. - 2016. - No. 92. - P. 174-179.
27. Zucker A.N., Ostrove J.M., Stewart A.J. College-educated women's personality development in adulthood: Perceptions and age differences // Psychology and Aging. - 2002. - No. 17 (2). - P. 236-244.