Научная статья на тему 'ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ТЕПЛООБМЕНА У ДЕТЕЙ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА'

ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ТЕПЛООБМЕНА У ДЕТЕЙ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Текст научной статьи по специальности «Фундаментальная медицина»

CC BY
603
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE AGE PECULIARITIES OF THERMOREGULATION IN SCHOOL-CHILDREN

The authors studied the thermal state of 7 to 14 year old children at rest in a room with a temperature of 12 to 28°. The finding was that in 7 to 8 year old children in comparison to those aged 13 to 14 the chemical thermoregulation was more responsible for preservation of the homoiothermal state in gradual cooling and warming. Under similar conditions in older pupils the heat emission by the extremities was more important. Among the 9 to 12 year old children the thermo relating reactions were unstable; judging by certain indices they were more similar to the reactions taking place in the 7 to 8 year old children, and judging by the other indices they resembled those in the older school pupils.

Текст научной работы на тему «ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ТЕПЛООБМЕНА У ДЕТЕЙ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Выводы

1. Вследствие большой суммарной учебной нагрузки у преобладающего большинства студентов отмечаются существенные нарушения в режиме дня в виде увеличения перерывов между отдельными приемами пищи, сокращения продолжительности сна и времени пребывания на воздухе.

2. Существующий режим обучения приводит к неблагоприятным сдвигам в организме первокурсников, особенно в дни, когда расписанием предусмотрены только практические занятия, а также в дни с 8-часовыми занятиями.

ЛИТЕРАТУРА

Беляев И. И. Гиг. и сан., 1966, №6, с. 91.— О н ж е. Там же, 1969, № 9, с. 78,— Лобойко Н. С. Опыт применения метода рефлексометрин для гигиенической оценки умственного утомления. Автореф. дисс. канд. Львов, 1966.— Рубин Б., Колесников Ю. Студент глазами социолога. Ростов-на-Дону, 1968.— Стоногнна В. П., Попов С. В. Гнг. и сан., № 3, с. 53.

Поступила 13/V 1970 г.

HYGIENIC SUBSTANTIATION OF THE REGIMEN OF DAILY STUDIES AND EXAMINATIONS OF STUDENTS AT A MEDICAL INSTITUTE

A. 2. Belousov, N. G. Diyakova, T. Sh. Minnibaev, E. E. Sarkisyanis

A study of the working capacity of students during studies and especially examinations revealed a deterioration of the body functions (lengthening of the latent period in the oculomotor reaction, decrease of the volume of the timed task simultaneously with increase of the number of mistakes, etc). These disturbances were so much more pronounced on days when there were 8 hours of lectures of 6 hours of practical classes.

УДК 612.52/.65-053.5

ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ТЕПЛООБМЕНА У ДЕТЕЙ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Е. И. Кореневская, Н. Г. Дьячкова, М. П. Ронжина, Г. В. Терентьева

Институт гигиены детей и подростков Министерства здравоохранения СССР, Москва

Теплообмен и его регуляция у детей имеют свои характерные особенности, наиболее четко выраженные в раннем постнатальном периоде. Данные, касающиеся теплообмена у школьников, довольно скудны. Многие авторы вообще склонны считать, что терморегуляторные реакции в этом возрасте и у взрослых существенно не отличаются (Я. Куно; Н. А. Попова). Однако детский организм pacref постепенно и правильнее было бы говорить не о возрастных особенностях теплообмена, а о возрастной его эволюции, о характерном для каждого возрастного периода уровне развития органов и систем, обеспечивающих постоянство температуры внутренней его среды. Все авторы, занимающиеся изучением потоотделения у детей, отмечают его большую, чем у взрослых, интенсивность в одинаковых термических условиях, несмотря на морфологическую незавершенность развития ротовых желез (И. А. Гольдберг; К. А. Калантаевская; А. Н. Кондратьев; О. А. Крылов; Я. Куно).

Выраженная вегетативная неустойчивость у детей младшего и среднего школьного возраста (3. И. Бирюкова-Коларова) обеспечивает крайнюю лабильность и вариабельность абсолютных значений показателей, характеризующих дыхательную, сердечно-сосудистую, потоотделительную системы и отсутствие четких возрастных их различий у школьников в покое (Л. И. Абросимова).

В данной работе возрастную эволюцию теплообмена изучали в целях гигиенического нормирования примерно у 450 здоровых школьников в воз-

расте от 7 до 14 лет. Тепловое состояние детей исследовали летом в пионерском лагере. Они находились в течение часа в условиях мышечного покоя в помещении с температурой в отдельные дни от 12 до 28°. Теплоизоляция одежды изменялась в зависимости от метеорологических условий, пола и возраста наблюдаемых в пределах от 0,3 до 1,0 с/о.

Как видно из табл. 1, во всем исследованном диапазоне термических воздействий самая высокая температура кожи (за исключением лба) была у детей 7—8 лет, самая низкая — у 13—14-летних. Величина температуры кожи груди и кисти у детей 9—12 лет чаще всего находится примерно посредине между данными, полученными у 7—8 и 13—14-летних школьников, но ближе к 7—8-летним, чем к 13—14-летним. Возрастные различия температуры кожи наиболее четко выражены при температуре воздуха до 18°, при более высокой температуре среды они уменьшаются в связи с начинающимся потоотделением, которое у детей младшего возраста по сравнению со старшими сильнее выражено на туловище и слабее на лбу (табл. 2). При температуре воздуха выше 18° наибольшая влажность лба отмечалась у 13—14-летних, а самая низкая — у 7—8-летних. По-видимому, это обусловливает отсутствие возрастных различий температуры кожи на данном участке тела.

Таблица 1

Температура кожи и теплоощущение детей 7—14 лет в зависимости от температуры воздуха (средние данные)

Возраст детей (в годах) Температура воздуха (в градусах) Температура кожи (в градусах) Из Н = о

средневзвешенная о о е: грудь предплечье голени

15—16 30,3 32,1 31,2 28,5 28,9 2.0

17—18 30,8 32,2 31,8 29,1 29,2 2.3

7—8 19—20 31,6 32,4 32,7 29,9 30,0 2.9

21—22 32,5 33,1 33,4 32,5 31,2 3.1

23—24 32,5 33,1 33,3 32,4 31,1 3.2

25—26 33,6 33,7 33,8 32,8 33,2 3.4

27—28 34,1 34,0 34,7 34,0 33,3 4.0

15—16 30,2 31,4 31,6 28,0 28,9 2.4

17—18 30,9 32,0 32,0 28,9 29,1 2.5

9—10 19—20 31,3 32,0 32,9 29,9 29,6 3.0

21—22 32,4 33,1 33,4 32,3 31,2 3.2

23—24 32,9 33,3 33,4 31,3 32,3 3,1

25—26 33,2 33,4 33,7 33,6 32,7 3,4

15—16 29,6 31,8 31,4 27,2 27,6 2,3

17—18 30,8 31,9 32,2 28,9 29,5 2,8

19—20 31,6 31,7 32,5 29,9 29,9 3,0

11 — 12 21—22 32,6 33,2 33,4 32,7 31,4 3,2

23—24 32,5 33,1 33,2 32,4 31,4 3,2

25—26 33,3 33,7 33,8 33,7 32,7 3,3

27—28 34,0 34,1 34,2 34,2 33,6 4,1

15—16 29,6 30,9 32,0 26,3 27,4 2,6

17—18 30,4 31,8 32,1 27,2 28,6 2,8

13—14 19—20 30,8 32,2 32,4 28,6 29,1 3,0

21—22 32,3 33,2 33,4 32,0 30,7 3,0

23—24 32,6 33,1 33,0 32,6 32,0 3.2

25—26 33,5 34,0 34,1 33,9 32,8 3.5

27—28 34,1 34,4 34,5 34,8 34,4 4,1

Наиболее близки к взрослым как по характеру потоотделения, так и но уровням температуры кожи дети 13—14 лет.

По теплоощущению оптимальной для всех наблюдаемых была температура воздуха 18—23°. При температуре 12—14° большинство школьников отмечали тепловой дискомфорт (средний балл 2,0—2,3).

Таблица 2

Влажность кожи у детей 7—14 лет при различной температуре воздуха

(средние значения)

«е 4) ^ Н х О со СО Е* а. о п и Температура воздуха (в градусах) Влажность кожи (в единицах электропроводности) Возраст детей (в годах) Температура воздуха (в градусах) Влажность кожи (в единицах электропроводности)

&& лоб грудь лоб грудь

7—8 12—17 18—20 21—23 24—26 0 0,6 1,2 1.7 0 0,2 0,9 1,2 11—12 12—17 18—20 21—23 24—26 0 0 3,7 4.1 0 0 0,6 0,9

9—10 12—17 18—20 21—23 24—26 0 0,1 3,8 3,6 0 0 0,7 0,8 13—14 12—17 18-20 21—23 24—26 0 1,8 4,8 2,5 0 0 0,35 1.1

Как известно, у взрослых в условиях небольшого охлаждения сохранение гомойотермии достигается путем уменьшения количества тепла в оболочке, в первую очередь в коже конечностей, выполняющих буферную роль. Существенное снижение температуры кожи в условиях охлаждения отмечается лишь у 13—14-летних детей. Это может зависеть от двух причин: либо дети младшего возраста были теплее одеты и ощущали дискомфорт в меньшей степени, либо в этом возрасте сохранение гомойотермии достигается не только за счет регуляции теплоотдачи с конечностей.

Анализ индивидуальных данных позволяет отказаться от первого предположения. В этих условиях у всех детей была примерно одинаковая одежда с теплоизоляцией 0,9—1,0 с/о. Судя по данным табл. 3, более правильное второе предположение. Приведенные данные, во-первых, подтверждают, что у детей младшего возраста в условиях мышечного покоя интенсивность обменных процессов выше, чем у старших школьников, а во-вторых, позволяют говорить о разной значимости химической терморегуляции у школьников разного возраста.

Направленность изменений интенсивности теплообразования под влиянием температуры воздуха у детей и взрослых одинаковая (М. Е. Маршак). Однако у 7—8-летних детей отмечены, даже по средним значениям, более существенные изменения газообмена через легкие как при понижении, так и при повышении температуры среды.

Если сопоставить интенсивность изменений теплопродукции во всем исследованном диапазоне температур воздуха (от 12 до 26°) у детей 7—8 и 9—14 лет, то оказывается, что по средним значениям в первой возрастной группе снижение теплопродукции составляет 0,13 ккал/м2-мин, а во второй — всего 0,04—0,05 ккал/м2-мин.

Повышение теплопродукции в условиях охлаждения рассматривается как защитная реакция организма. Как у взрослых, так и у школьников химическая терморегуляция включается при температуре воздуха ниже 15°. Однако интенсивность усиления обменных процессов с возрастом изменяется. У взрослых теплопродукция при понижении температуры воздуха увеличивается относительно медленно, так как спазм сосудов кожи уменьшает в этих условиях теплопотери. У младших же школьников обмен повышается довольно резко, что, по-видимому, связано с более высоким исходным уровнем теплоотдачи. Как следует из табл. 3, значение химической терморегуляции для сохранения гомойотермии в условиях охлаждения резко уменьшается лишь к 9 годам. Большее участие химической терморегуляции

в сохранении гомойотермии у детей 7—8 лет очевидно и способствует меньшему снижению температуры кожи конечностей.

Для выяснения буферной роли конечностей у детей разного возраста мы провели дополнительные исследования теплового состояния 200 мальчиков, одетых в стандартную одежду с теплоизоляцией 0,1—0,15 с/о (трусы и майка без рукавов). Частичное оголение поверхности тела туловища и рук создает особые условия теплообмена и позволяет рассматривать полученные данные как результат своеобразной функциональной пробы, особенно в условиях нерезкого охлаждения. При температуре воздуха 15—18° у детей 7—8 лет самая высокая температура кожи была на кисти и самая низкая на груди. У более старших школьников установлены обратные соотношения. Меньшая степень снижения температуры кожи туловища при охлаждении у 13—14-летних детей обусловлена, очевидно, увеличивающейся с возрастом буферной ролью конечностей. Резкое снижение температуры кожи туловища у г детей 7—8 лет свидетельствует о большей степени их охлаждения: при температуре воздуха 15—16° из 11 школьников 13—14 лет свое теплоощущение как «прохладно» оценивали 5 человек, тогда как из 11 школьников 7—8 лет отмечали, что им «прохладно» и «холодно», соответственно 7 и 2 человека.

При анализе полученных данных можно отметить существенные различия в температуре кожи у детей лишь при относительно низкой и высокой температуре воздуха. В зоне же температуры 19—26°, которую большинство наблюдаемых оценивали как «комфорт», эти различия сглаживаются на кисти и практически исчезают на груди. Сближение в этой области показателей, характеризующих теплоотдачу, у детей разного возраста наблюдалось и в I серии исследований, но было менее четко выражено, очевидно, в связи с некоторыми различиями теплоизоляционных свойств одежды детей. Это имеет большое значение для гигиенического нормирования микроклимата. Оптимальное тепловое состояние школьников любого возраста обеспечивается, по-видимому, одинаковыми температурными параметрами и поэтому нормы температуры воздуха могут быть едиными для детей от 7 до 14 лет. В то же время на охлаждение, даже нерезкое, или перегревание школьники раз-

ного возраста реагируют неодинаково: наибольшая степень охлаждения зарегистрирована у детей 7—8 лет, наименьшая — у 13—14-летних.

При температуре воздуха 25° и выше в условиях начинающегося потоотделения большая его интенсивность у младших школьников вызывает замедление повышения температуры кожи на всех участках тела, тогда как у более старших детей, особенно 13—14 лет, она продолжает нарастать. Потоотделение у детей, особенно у некоторых школьников 7—8 лет, иногда начинается уже при температуре воздуха 18—20° (см. табл. 2), когда по существу потребности в увеличении теплоотдачи испарением еще нет и оно может способствовать лишь ухудшению теплового самочувствия. При температуре воздуха 20—26° увеличение испарения пота приостанавливает повышение температуры кожи, следовательно, и градиент ее со средой снижается, вследствие чего уменьшается отдача тепла излучением и конвекцией.

Поэтому уменьшение интенсивности потоотделения у школьников 13— 14 лет следует трактовать как проявление более высокой степени зрелости центральных механизмов терморегуляции.

Мы не касались вопроса о метеорологических границах, в которых возможно сохранение постоянства теплового баланса, и не анализировали, ценой какого напряжения оно достигается у детей разного возраста. Однако приведенные данные показывают, что границы эти у младших школьников уже, чем у старших. Таким образом, организм детей 7—8 лет можно считать менее теплоустойчивым, а его терморегуляторные реакции — менее экономными.

О совершенствовании терморегуляции свидетельствуют и данные, полученные при исследовании температурного анализатора. Повышение температуры воздуха от 12 до 26° вызывает у всех детей уменьшение скрытого времени реакций на контактное тепловое воздействие, однако степень этих изменений различна у школьников разного возраста. Так, у 7—8-летних скорость реакции во всем диапазоне исследованных температурных воздействий изменялась по средним данным на 113 мсек, а у 13—14-летних — на 291 мсек. Длительность латентного периода реакции на контактный и тепловой раздражители в этих условиях у детей 7—8 лет составляла 779±15,3 мсек, у детей 9—10 лет — 738±13,1 мсек, у детей 11—12 лет — 753±13,3 мсек, у детей 13—14 лет — 781 ±11,2 мсек. Сопоставляя эти данные с данными Н. А. Кохановой, можно заметить, что у младших школьников скрытое время реакции лишь немного ниже, чем у дошкольников 5—7 лет (803±23 мсек), а у 13—14-летних оно такое же, как у взрослых (683±19 мсек). Это свидетельствует о высокой степени зрелости температурного анализатора у старших школьников.

Выводы

1. У детей школьного возраста продолжается совершенствование системы терморегуляции. В условиях нерезкого охлаждения у детей 7—8 лет по сравнению с детьми 13—14 лет большую роль в сохранении гомойотермии играет химическая терморегуляция; у старших же школьников, как и у взрослых, в этих условиях основное значение имеет изменение теплоотдачи с конечностей.

2. По типу реакций теплообмена дети 7—8 лет ближе к дошкольникам, а дети 13—14 лет — к взрослым, что объясняется совершенствованием терморегуляторного аппарата и сосудистых реакций конечностей.

3. В связи с гормональной и вегетативной перестройкой, свойственной препубертатному и пубертатному периодам, реакции теплообмена у детей 9—12 лет неустойчивы. По одним показателям они ближе к реакции детей 7—8 лет, по другим — к реакциям старших школьников.

ЛИТЕРАТУРА

Абросимова Л. И. Труды 8-й Научной конференции по возрастной морфологии, физиологии и биохимии. М., 1967, с. 4.— Бирюкова-Коларова 3. И. Труды 6-й Научной конференции по возрастной морфологии, физиологии и биохимии 1963; Труды 7-й Научной конференции по возрастной морфологии, физиологии и биохимии, 1965.— Гольдберг И. А. Труды 5-й Научной конференции по возрастной морфологии, физиологии и биохимии. М., 1962, с. 145.— Калантаевская К-А. Морфология и физиология кожи человека. Киев, 1965.— Кондратьев А. Н. Тепловые измерения, 1957.— Коха нова Н. А. Гиг. и сан., 1966, № 6, с. 20.— Крылов О. А. Рефлекторные влияния на сосудистые и потоотделительные реакции кожи детей младшего школьного возраста. Автореф. дисс. канд. М., 1952.— Ку но Я. Перспирация у человека. М., 1961.— М а р-ш а к М. Е. Физиология человека. М., 1946. Попова Н. А. Роль гипоталамнческой области в терморегуляции взрослого и растущего организма. Дисс. докт. Харьков, 1940.

Поступила 28/Х 1969 г.

THE AGE PECULIARITIES OF THERMOREGULATION IN SCHOOL-CHILDREN E. I. Korenevskaya, N. G. Diyachkova, M. P. Ronzhina, G. V. Terentieva

The authors studied the thermal state of 7 to 14 year old children at rest in a room with a temperature of 12 to 28°. The finding was that in 7 to 8 year old children in comparison to those aged 13 to 14 the chemical thermoregulation was more responsible for preservation of the homoiothermal state in gradual cooling and warming. Under similar consitons in older pupils the heat emission by the exteremeties was more important. Among the 9 to 12 year old children the thermorelating reactions were unstable: judging by certain indices they were more similar to the reactions taking place in the 7 to 8 year old children, and judging by the other indices they resembled those in the older school pupils.

УДК в1в-00в-092:[в!5.277.4 +612.014.482

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РОЛИ ХИМИЧЕСКОГО КАНЦЕРОГЕНА И ИОНИЗИРУЮЩЕЙ РАДИАЦИИ В РАЗВИТИИ НОВООБРАЗОВАНИЙ

Н. А. Запольская, А. В. Федорова, Л. Н. Лаврентьев, H. М. Боровикова

Изучение сочетанного действия ионизирующей радиации и канцерогенных веществ другой природы может иметь определенное значение для раскрытия механизма возникновения опухолей и выяснения вопроса о пороге реакции. Наибольший интерес представляет изучение влияния ко-факторов на фоне действия радиационных доз с нечетко выраженным бластомогенным эффектом (Molle).

Развитие опухолей в условиях изолированного и совместного действия радиоактивных изотопов в относительно небольших дозах и химических канцерогенов изучали на 822 белых крысах-самцах. Было проведено 4 серии исследований.

В I серии под наблюдением находилось 264 крысы, разделенных на 5 групп. Животные 1, 2, 3 и 4-й групп ежедневно получали стронций-90 соответственно в количествах 3-10 , 410~2, 4-10-3 и 2-Ю-4 мккюри; 5-я группа служила контролем.

В II серии опыты проводили на 178 животных, разделенных на 4 группы. Животные 1, 2 и 3-й групп ежедневно в течение 6 месяцев получали стронций-90 активностью 4-Ю"2, 4-10~3 и 2-10~4 мккюри, после чего в костномозговой канал им однократно вводили 9, 10-диметил-1,2-бензан-трацен в количестве 0,2 мг, растворенные в 0,2 мл растительного масла. Животным 4-й группы, являющейся условно контрольной, вводили только химический канцероген в той же дозе.

В III и IV сериях изучали раздельное и сочетанное действие химического канцерогена и неразделенной смеси изотопов, состоящей на 80% из редкоземельных изотопов (иттрий-91, лантан-140, церий-141, 144, нео-дим-142 и др.) и на 20% из щелочноземельных элементов (стронций-89,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.