Научная статья на тему 'Возрастные особенности несовершеннолетнего потерпевшего как основа для определения объема его прав'

Возрастные особенности несовершеннолетнего потерпевшего как основа для определения объема его прав Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
698
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОСОБЕННОСТИ ПСИХИЧЕСКОГО И ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА / ВОЗРАСТНЫЕ ГРУППЫ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ПОТЕРПЕВШИХ / ПРАВА ПОТЕРПЕВШЕГО / ЗАКОННЫЕ ПРЕДСТАВИТЕЛИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНЕГО ПОТЕРПЕВШЕГО / ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ПРАВ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМ ПОТЕРПЕВШИМ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ВОЗРАСТА / THE PECULIARITIES OF THE PSYCHIC AND PERSONAL DEVELOPMENT OF THE CHILD / THE AGE GROUPS OF MINOR VICTIMS / THE RIGHTS OF THE VICTIM / THE LEGAL REPRESENTATIVES OF THE MINOR VICTIM / THE EXERCISE OF THE RIGHTS OF THE MINOR VICTIM / DEPENDING ON AGE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Блинкова В. Г.

В статье автором затрагивается проблема определения объема прав, которые несовершеннолетний потерпевший может осуществлять исходя из своего возраста. Рассматриваются особенности психического и личностного развития ребенка в разных возрастных периодах. Предлагается следующая классификация для определения объема прав и обязанностей несовершеннолетнего потерпевшего в уголовном судопроизводстве России: 1) до 10 лет; 2) от 10 до 14 лет; 3) от 14 до 16 лет; 4) от 16 до 18 лет.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Age peculiarities of the minor victim as a basis for determining the volume of his rights

In this article the author touches upon the problem of determining the volume of rights which the minor victim can possess depending on age. He describes the peculiarities of the psychic and personal development of the child in different age periods. The following age classification is suggested to define the volume of rights and obligations of the victim in criminal proceedings of the RF: 1) up to 10 years; 2) from 10 to 14 years; 3) from 14 to 16 years; 4) from 16 to 18 years.

Текст научной работы на тему «Возрастные особенности несовершеннолетнего потерпевшего как основа для определения объема его прав»

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Актуальные проблемы уголовного процесса

ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНЕГО ПОТЕРПЕВШЕГО КАК ОСНОВА ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ОБЪЕМА ЕГО ПРАВ

В.Г. БЛИНКОВА,

адъюнкт кафедры уголовного процесса Московского университета МВД России Научная специальность I2.00.09 — уголовный процесс

E-mail: tori-yaI@yandex.ru

Научный руководитель и рецензент: доктор юридических наук, профессор А.В. Ендольцева

Аннотация. В статье автором затрагивается проблема определения объема прав, которые несовершеннолетний потерпевший может осуществлять исходя из своего возраста. Рассматриваются особенности психического и личностного развития ребенка в разных возрастных периодах. Предлагается следующая классификация для определения объема прав и обязанностей несовершеннолетнего потерпевшего в уголовном судопроизводстве России: I) до 10 лет; 2) от 10 до 14 лет; 3) от 14 до 16 лет; 4) от 16 до 18 лет.

Ключевые слова: особенности психического и личностного развития ребенка, возрастные группы несовершеннолетних потерпевших, права потерпевшего, законные представители несовершеннолетнего потерпевшего, осуществление прав несовершеннолетним потерпевшим в зависимости от возраста.

AGE PECULIARITIES OF THE MINOR VICTIM AS A BASIS FOR DETERMINING THE VOLUME OF HIS RIGHTS

V.G. BLINKOVA,

a graduate student of the department of criminal process of the Moscow university of the Ministry of Internal Affairs of Russia

Annotation. In this article the author touches upon the problem of determining the volume of rights which the minor victim can possess depending on age. He describes the peculiarities of the psychic and personal development of the child in different age periods. The following age classification is suggested to define the volume of rights and obligations of the victim in criminal proceedings of the RF: 1) up to 10 years; 2) from 10 to 14 years; 3) from 14 to 16 years; 4) from 16 to 18 years.

Keywords: the peculiarities of the psychic and personal development of the child, the age groups of minor victims, the rights of the victim, the legal representatives of the minor victim, the exercise of the rights of the minor victim, depending on age.

В соответствии с ч. 2 ст. 45 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации для защиты прав и законных интересов потерпевших, являющихся несовершеннолетними, к обязательному участию в уголовном деле привлекаются их законные представители.

Законные представители потерпевшего, гражданского истца и частного обвинителя имеют те же процессуальные права, что и представляемые ими лица (ч. 2 ст. 45 УПК РФ), а участие данных лиц в уголовном деле не лишает потерпевшего его прав (ч. 10 ст. 42 УПК РФ). Таким образом, в Уголовно-процессуальном кодексе Российской Федерации предусмотрено, что несовершеннолетний потерпевший и его законный представитель имеют равные права и пользуются ими независимо друг от друга.

Вместе с тем, учитывая возрастные особенности несовершеннолетнего потерпевшего, следует пони-

мать, что далеко не все права, закрепленные соответствующими нормами уголовно-процессуального закона, они могут осуществлять самостоятельно. Поэтому необходимо определить объем прав, которые может осуществлять несовершеннолетний потерпевший, исходя из своего возраста.

Так, например, нормами гражданского права предусмотрено разграничение дееспособности по возрастному цензу, исходя из возможности совершения лицом тех или иных сделок. Несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет вправе самостоятельно, без согласия родителей, усыновителей и попечителя распоряжаться своими заработком, стипендией и иными доходами; осуществлять права автора произведения науки, литературы или искусства, изобретения или иного охраняемого законом результата своей интеллектуальной деятельности и т.д. (ст. 26 ГК РФ); с 6 до 14 лет вправе самостоятельно совер-

- -я.¿¿¿Ь'-

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Актуальные проблемы уголовного процесса

шать мелкие бытовые сделки; сделки, направленные на безвозмездное получение выгоды, не требующие нотариального удостоверения либо государственной регистрации и т.д. (ст. 28 ГК РФ)1.

Трудовой кодекс Российской Федерации в ст. 63 устанавливает возраст для заключения трудового договора с 16 лет, а также с 14 лет, для выполнения в свободное от учебы время легкого труда, не причиняющего вреда его здоровью и не нарушающего процесса обучения2.

Семейный кодекс Российской Федерации в ч. 2 ст. 56 определяет, что ребенок, независимо от возраста, вправе самостоятельно обращаться за защитой, в случае нарушения его прав и законных интересов, в орган опеки и попечительства, а по достижении возраста 14 лет — в суд3.

Что же касается Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, то в ст. 191 указано, что допрос потерпевшего в возрасте до 14 лет, а по усмотрению следователя и допрос в возрасте от 14 до 18 лет, проводится с участием педагога; потерпевшие и свидетели в возрасте до 16 лет не предупреждаются об ответственности за отказ от дачи показаний и за дачу заведомо ложных показаний.

Таким образом, УПК РФ выделяет три возрастные группы несовершеннолетних потерпевших в зависимости от наделения их правами, которые он может осуществлять самостоятельно: 1) до 14 лет; 2) от 14 до 16 лет; 3) от 16 до 18 лет, но данная классификация применима, на наш взгляд, только к производству допроса.

Именно такой классификации придерживается в своем исследовании Н.И. Снегирева4. Ю.Н. Страже-вич выделяет иные возрастные границы, в зависимости от осуществления несовершеннолетними потерпевшими тех или иных прав: до 10 лет, от 10 до 13 лет, от 13 до 15 лет и от 15 до 18 лет5.

Для решения вопроса об осуществлении прав несовершеннолетним потерпевшим в зависимости от его возраста, следует обратиться к вопросам возрастной психологии, так как именно она занимается проблемами установления закономерностей психического развития в зависимости от возраста, рассмотрением особенностей психического и личностного развития ребенка в разных возрастных периодах.

Итак, первая категория лиц — до 10 лет (детство). До пяти лет все основные психические процессы ребенка — внимание, память, мышление — носят не-

произвольный характер. Это означает, что он не может управлять ими по собственному желанию, он не может сосредоточиться или запомнить; он обращает внимание на то, что само привлекло его внимание, запоминает то, что само запоминается. Ребенок двух—трех лет очень эмоционален, однако его эмоции непостоянны, его легко отвлечь и переключить с одного эмоционального состояния на другое. Он подражает всему, что делает взрослый, — и хорошему, и плохому; и правильному, и неправильному. Мышление ребенка данного возраста носит наглядно-действенный характер, т.е. познание окружающего мира происходит в процессе реальных предметных манипуляций. Общение носит ситуативно-личностный характер: каждому ребенку необходим индивидуальный контакт с ним. А речь к концу третьего года становится для ребенка полноценным средством общения6. В данном возрасте ребенок уже может давать показания, ему доступны следственные действия, в которых требуется только его присутствие, например, судебная экспертиза, освидетельствование.

В возрасте от трех до семи лет восприятие ребенка становится более совершенным, осмысленным, целенаправленным, анализирующим. Мышление, внимание, память приобретают знаковый, опосредованный характер. Он вычленяет образы, пытается проделывать в уме простейшие мыслительные операции. Дети могут описать предмет по форме и величине. Ребенок может произвольно управлять своим поведением, а также процессами внимания и запоминания, эмоциональными реакциями. Происходит практическое развитие речи, что позволяет адекватно и понятно выражать мысли. Кроме того, вместе с речью активно развивается воображение7.

1 Гражданский кодекс Российской Федерации. Ч. 1—4. По состоянию на 20 января 2012 г. М., 2012.

2 Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ (ред. от 23 апреля 2012 г.). URL:http://www.consul-tant.ru.

3 Семейный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 1995 г. № 223-ФЗ (ред. от 30 ноября 2011 г.). URL:http://www.consul-tant.ru.

4 Снегирева Н.И. Обеспечение прав и законных интересов несовершеннолетних участников уголовного процесса на стадии предварительного расследования: дисс. ... канд. юрид. наук. Воронеж, 2001. С. 98.

5 Стражевич Ю.Н. Правовой статус несовершеннолетнего потерпевшего в российском уголовном процессе: дисс. ... канд. юрид. наук. Сургут, 2008. С. 76.

6 Психологические особенности детей раннего возраста. URL:http://www.happybenok.ru/st10.html.

7 Там же.

- -Я. -

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Актуальные проблемы уголовного процесса

Начиная с семи и до десяти лет у ребенка происходит переход от конкретно-образного к словесно-логическому и рассуждающему мышлению. Появляется синтезирующее восприятие. Память развивается в двух направлениях — синтезированности и осмысленности. Ребенок овладевает собственным поведением, появляется чувство ответственности8.

Таким образом, по нашему мнению, несовершеннолетний потерпевший до десяти лет может участвовать в следственных действиях, но, как справедливо отмечает Ю.Н. Стражевич, кроме очной ставки9, и должен наделяться следующими правами: 1) иметь законного представителя; 2) давать показания на родном языке или языке, которым он владеет, в присутствии педагога или психолога; 3) пользоваться помощью переводчика бесплатно.

Следующая категория потерпевших — от 10 до 14 лет (подростковый возраст). Подростковый возраст — период завершения детства, период переходный от детства к взрослости, таким образом, подросток занимает промежуточное положение между взрослым и ребенком10.

Характерной особенностью подросткового возраста является неравномерность формирования различных свойств и структур, дисгармоничное сочетание элементов детскости и взрослости, свидетельствующее о недостаточной зрелости личности. В психике подростка в этот период происходит сочетание таких противоречивых особенностей как: повышенная чувствительность и ранимость по отношению к себе и холодность, отсутствие сострадания к другим; упрямство, негативизм, сочетающийся с повышенной внушаемостью и склонностью к подражанию случайным авторитетам и референтным группам. Застенчивость и робость в незнакомом обществе могут сочетаться с развязностью и грубостью. В качестве ведущей деятельности этого периода выделяется процесс усвоения подростком форм и норм поведения, осуществляемый во многом стихийно, иногда с подражанием внешним, в том числе и негативным признакам взрослого поведения11.

Но на фоне всего этого интеллектуальные процессы подростка активно совершенствуются. Восприятие становится избирательной, целенаправленной, аналитико-синтетической деятельностью. Качественно улучшаются параметры внимания: объем, устойчивость, интенсивность, возможность распределения и переключения. Оно оказывается контроли-

руемым, произвольным процессом. Память внутренне опосредствована логическими операциями, запоминание и воспроизведение приобретают смысловой характер. Увеличивается объем памяти, избирательность. Постепенно перестраиваются процессы мышления — оперирование конкретными представлениями сменяется теоретическим мышлением. Теоретическое мышление строится на умении оперировать понятиями, сопоставлять их, переходить в ходе размышления от одного суждения к другому12.

В данном возрасте ребенку можно объяснить суть следственных действий, его права, он уже может участвовать во всех следственных действиях; кроме того, его не следует ограждать от произошедшего, а наоборот, нужно учить участвовать в правовой ситуации.

Здесь, по нашему мнению, несовершеннолетний потерпевший может наделяться следующими правами потерпевшего: 1) быть признанным потерпевшим по уголовному делу; 2) иметь законного представителя; 3) представлять доказательства; 4) знать о предъявленном обвиняемому обвинении; 5) давать показания на родном языке или языке, которым он владеет в присутствии педагога или психолога; 6) пользоваться помощью переводчика бесплатно; 7) использовать право на примирение сторон.

Третья возрастная группа от 14 до 16 лет (юность). В юношеском возрасте происходят существенные морфофункциональные изменения, завершаются процессы физического созревания человека. Жизнедеятельность в юности усложняется: расширяется диапазон социальных ролей и интересов, появляется все больше взрослых ролей с соответствующей им мерой самостоятельности и ответственности. На этот возраст приходится много критических социальных событий: получение паспорта, наступление уголовной ответственности, возможность вступить в брак. Многие молодые люди в этом возрасте уже начинают трудовую деятельность13.

В юности вырабатываются ценностные ориентации (научно-теоретические, философские, нравственные, эстетические), в которых выявляется самая сущность человека. Складывается мировоззрение как си-

8 Шаповаленко И.В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология). М., 2005. С. 242.

9 Стражевич Ю.Н. Указ. соч. С. 66.

10 Шаповаленко И.В. Указ. соч. С. 235—237.

11 Стражевич Ю.Н. Указ. соч. С. 69.

12 Шаповаленко И.В. Указ. соч. С. 253.

13 Там же. С. 264.

- -я.¿¿¿Ь'-

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Актуальные проблемы уголовного процесса

стема обобщенных представлений о мире в целом, об окружающей действительности и других людях и самом себе и готовность руководствоваться им в деятельности.

Что же касается интеллектуальной сферы, то характерный уровень когнитивного развития в отрочестве и юности — формально-логическое, формально-операциональное мышление. Это абстрактное, теоретическое, гипотетико-дедуктивное мышление, не связанное с конкретными условиями внешней среды, существующими в данный момент.

Происходит в эти годы и совершенствование памяти: наряду с непроизвольным запоминанием наблюдается широкое применение рациональных приемов произвольного запоминания. Совершенствуется владение сложными интеллектуальными операциями анализа и синтеза, теоретического обобщения и абстрагирования, аргументирования и доказательства. Возникает тенденция к обобщенному пониманию мира, к целостной и абсолютной оценке тех или иных явлений действительности14.

Таким образом, лица, в возрасте от 14 до 16 лет, уже способны осознать смысл следственных действий, им обязательно должна быть разъяснена процедура и значение конкретных следственных действий, всего уголовного процесса, возможность защиты своих прав. В этом возрасте несовершеннолетний уже может отстаивать свои права и интересы.

Представители третьей классификационной группы (подростки) должны быть наделены более широким кругом полномочий, самостоятельно реализуемых в уголовном процессе, в частности, они, помимо перечисленных прав, принадлежащих первым двум вышеуказанным группам, должны получить возможность осуществлять следующие права: 1) заявлять ходатайства и отводы, в том числе и педагогу, психологу; 2) знакомиться с протоколами следственных действий, произведенных с его участием, и подавать на них замечания; 3) знакомиться по окончании предварительного расследования со всеми материалами уголовного дела (кроме тех, которые могут оказать на их психику, по мнению следователя, дознавателя отрицательное воздействие).

Что же касается участников четвертой возрастной группы от 16 до 18 лет, то о них, с точки зрения возрастной психологии, можно сказать следующее.

В возрастном периоде 16—18 лет происходит постепенная гармонизация личности, устанавливается относительное равновесие во взаимодействии ее различных компонентов и свойств. Более уравновешенной становится эмоциональная сфера; формируются высшие формы понятийного мышления; суждения и оценки во многом теряют свою полярность и категоричность, становятся обоснованными, подкрепленными собственным опытом. Развитие абстрактного мышления и склонность к самоанализу способствует созреванию самосознания, осознанию себя как личности, нахождению своего «Я» и более четкому восприятию самого себя и «идеального Я», осознанию своего места в будущем и жизненной перспективы15.

Таким образом, участники данной группы могут участвовать в уголовном судопроизводстве наравне со взрослыми, так как уже могут самостоятельно осуществлять все права потерпевшего. Но все же их законные интересы, с учетом несовершеннолетнего возраста, защищены законом, который предусматривает обязательное участие законного представителя. Поэтому, мы допускаем то, что на усмотрение следователя, дознавателя, суда законные представители могут участвовать в уголовном судопроизводстве вместе с несовершеннолетним потерпевшими, достигшими указанного выше возраста.

Основываясь на вышесказанном, по нашему мнению, для определения объема прав и обязанностей несовершеннолетнего потерпевшего, в уголовном судопроизводстве России, можно использовать следующую возрастную классификацию: 1) до 10 лет; 2) от 10 до 14 лет; 3) от 14 до 16 лет; 4) от 16 до 18 лет.

Представленная классификация несовершеннолетних потерпевших по возрастному признаку является, тем не менее, условной, так как каждый ребенок индивидуален в своем психическом развитии, а это, несомненно, нужно учитывать при определении его прав и обязанностей в уголовном судопроизводстве.

14 Шаповаленко И.В. Указ. соч. С. 270, 271.

15 Стражевич Ю.Н. Указ. соч. С. 70.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.