Теория и методика спорта, профессиональной физической подготовки и оздоровительной физической культуры
Theery and methods of sports, professional physical training and health improving physical culture
Научно-теоретическая статья УДК 796.799 © Бабушкин Г. Д., 2024 doi: 10. 24412/1999-6241-2024-499-474-481 5.8.5. Теория и методика спорта
Возрастные особенности как фактор формирования спортивной мотивации
Геннадий Дмитриевич Бабушкин, доктор педагогических наук, профессор кафедры теории и методики физической культуры и спорта 1 [email protected]; https://orcid.org/0000-0002-6748-6368
1 Сибирский государственный университет физической культуры и спорта, 644009, Омск, ул. Масленникова, 144, Россия
Реферат. Введение. Актуальность исследования формирования спортивной мотивации и управления ее развитием обусловлена ее высокой значимостью в успешности спортсмена при овладении избранным видом спорта и в достижении высоких результатов. Цель — обосновать средства и методы формирования спортивной мотивации для конкретного этапа многолетней подготовки спортсменов. Материалы и методы. Методологическую основу исследования составили теория и методика спортивной тренировки, возрастные особенности личности, положения формирования спортивной мотивации. Исследование проводилось в 2023-2024 гг. с использованием методов анализа и обобщения специальной литературы. Результаты и обсуждение. При управлении формированием спортивной мотивации следует учитывать возрастные особенности личности, ведущую деятельность, сферу личности, на которую направлены психолого-педагогические воздействия. Выводы. Повышение уровня спортивной мотивации и ее сохранение возможно при учете возрастных особенностей личности и ведущей деятельности.
Ключевые слова: факторы, возрастные особенности, сфера воздействия, спортсмены, этап многолетней подготовки,
средства, методы
Для цитирования: Бабушкин Г. Д. Возрастные особенности как фактор формирования спортивной мотивации // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2024. Т. 29, № 4(99). С. 474-481. ^://Моге|/10. 24412/1999-6241-2024-499-474-481
Scientific and Theoretical Article UDC 796.799 © Babushkin G. D., 2024 doi: 10. 24412/1999-6241-2024-499-474-481 5.8.5. Theory and Methodology of Sport
Age Characteristics as a Factor of Formation of Sports Motivation
Gennady D. Babushkin, Doctor of Science (in Pedagogy), Professor at the chair of Theory and Methodology of Physical Culture and Sports 1 [email protected]; https://orcid.org/0000-0002-6748-6368
1 the Siberian State University of Physical Culture and Sports, 144 Maslennikov st., Omsk, 644009, Russia
Abstract. Introduction. The relevance of the study of the formation of sports motivation and management of its development is determined by its high importance in the success of an athlete in mastering his chosen sport and in achieving high results. The significance of the problem lies in the formation of sports motivation with regard to the age characteristics of the athlete personality. The essence of the problem is to substantiate the means and methods of sports education for a specific stage of athletes' long-term training. Materials and Methods. The methodological basis of the study was the theory and methodology of sports training, age-related personality traits, and the provisions of the formation of sports motivation. The study was conducted in 2023-2024 using methods of analysis and generalization of specialized literature, theoretical research. Results and Discussion. When managing the formation of sports motivation, it is necessary to take into account the age characteristics of the individual, the leading activity, the sphere of personality to which psychological and pedagogical influence is directed. Conclusions. An increase in the level of sports motivation and its preservation is possible if age characteristics of an individual and leading activity are taken into consideration.
Keywords: factors, age characteristics, sphere of influence, athletes, stage of long-term training, means, methods
Citation: Babushkin G. D. Age Characteristics as a Factor of Formation of Sports Motivation. Psychopedagogy in Law Enforcement. 2024. Vol. 29. No. 4(99). Pp. 474-481 (In Russ). https:// doi.org/10. 24412/1999-6241-2024-499-474-481
Основные положения
1. Формирование спортивной мотивации обусловлено влиянием внешних (окружающая среда) и внутренних факторов (потребности, спортивные способности и др.). Наиболее действенной является внутренняя мотивация.
2. При формировании спортивной мотивации в системе многолетней подготовки спортсменов необходимо учитывать возрастные особенности личности, ведущую деятельность, сферу воздействия (эмоции, логику).
Введение
Актуальность, значимость, сущность проблемы.
Актуальность настоящего исследования обусловлена необходимостью своевременного воздействия психолого-педагогических средств и методов при формировании спортивной мотивации занимающихся спортом. Значимость проблемы заключается во влиянии психологических средств и методов на формирование спортивной мотивации. При этом важен учет возрастных особенностей, ведущей деятельности, сферы воздействия, средств и методов. Сущность проблемы состоит в определении сферы личности спортсмена (эмоций, логики и др.), наиболее благоприятной для психолого-педагогических воздействий. Объектом исследования явилась спортивная мотивация как сложное личностное образование, влияющее на рост спортивного мастерства. При выдвижении гипотезы мы руководствовались тем, что формирование спортивной мотивации обусловлено возрастными особенностями личности, ведущей деятельностью, сферой личности, на которую направлены психолого-педагогические воздействия.
Цель — обосновать психолого-педагогические средства и методы для формирования спортивной мотивации с учетом возрастных особенностей личности, ведущей деятельности, сферы личности, на которую направлены психолого-педагогические воздействия.
Задачи исследования
1. Обобщить знания о возрастном развитии человека.
2. Определить сферы воздействия и психологические механизмы при формировании спортивной мотивации с учетом возрастных особенностей и потребностей личности.
3. Обосновать средства и методы формирования спортивной мотивации с учетом особенностей возрастного развития личности.
Степень разработанности проблемы. Фундаментальные исследования мотивации представлены в монографии Х. Хекхаузена [1], в которой рассматриваются проблемы мотивации, основные ее направления, характеризуются детерминанты мотивации, ее связь с другими свойствами личности, приводятся результаты ее исследования. На важность изучения мотивации указывал в свое время президент общества психологов СССР Б. Ф. Ломов [2], а С. Л. Рубинштейн считал мотив ядром личности [3].
Проблема спортивной мотивации — одна из актуальных и сложнейших в теории и методики спортивной тренировки и спортивной психологии.
Изучением спортивной мотивации занимались многие отечественные ученые [4-7]. Основное направление их исследований носит диагностический характер, а они
посвящены разработке методик для изучения спортивной мотивации, в том числе методике формирования спортивной мотивации в том или ином виде спорта.
Мотивационный процесс, развивающийся во времени, рассматривается в исследовании Б. П. Яковлева [8]. Автор представляет свое понимание развития мотива-ционного процесса, включающего следующие элементы: потребность — ориентировочно-поисковую активность — цель — мотив — компетентность — готовность — действия — контроль действия — ожидаемый и полученный результат — обратную связь — новый цикл процесса. В мо-тивационный процесс включается такой компонент, как компетентность, которая выступает в качестве мотивации, направленной на готовность к осуществлению эффективных действий и их совершенствованию. По мнению ученого, мотивация и мотив не являются однозначными понятиями: мотивация характеризуется полимотивированностью. Как правило, при исследовании спортивной мотивации рекомендуется изучать три-четыре основных мотивирующих фактора. При этом воздействие на один мотив без учета других мотивов может не дать положительный результат.
В зарубежных изданиях также представлены результаты исследования спортивной мотивации, приведены практические рекомендации по формированию мотивации спортсменов [9-14]. Авторы в основном предлагают рекомендации, а не конкретные методики, в которых были бы описаны средства, методы, результаты внедрения в практику.
Анализ проблемы позволяет заключить, что спортивная мотивация занимает значимое место в исследованиях спортивных психологов. Для спортивной практики управление спортивной мотивацией представляется актуальной проблемой, требующей разрешения. В последнее время в спортивной практике обозначилась новая проблема — «потеря мотивации» у спортсменов, особенно высокой квалификации. Попыток решения данной проблемы в научных публикациях не представлено. Мотивация спортивной деятельности определяется как внутренними, так и внешними факторами, имеющими различное значение на каждом этапе достижения спортивного мастерства.
Результаты и обсуждение
Возрастные аспекты формирования спортивной мотивации. Рассмотрение проблемы формирования спортивной мотивации целесообразно вести в возрастном аспекте. Существуют исследования, в которых приводятся средства и методы управления формированием спортивной мотивации [15-17].
Возраст 6-10 лет. На данном этапе источником двигательной активности детей служат эмоции и потребности. Как правило, приобщение к занятиям спортом приходится на возраст 6-10 лет, являющийся важным для психического, физического и социального развития детей. На смену игре (ведущей деятельности) приходит познавательная деятельность, формируется готовность к обучению. Мо-тивационная сфера детей характеризуется переходом от аморфной одноуровневой системы побуждений к иерархическому построению системы мотивов [18]. Ведущими
мотивами выступают непосредственно действующие мотивы. Проявляется статусный мотив «быть спортсменом». Одной из потребностей человека этого возраста служит самоутверждение, что и приводит ребенка в спорт и побуждает к демонстрации высоких результатов. В ходе занятий спортом и на первых выступлениях на соревнованиях его интересует результат. Мотивы к занятиям конкретным видом спорта еще неосознанные, но привычки, влияющие на регулярность занятий спортом, могут быть устойчивыми.
В формировании спортивной мотивации на данном возрастном этапе существенную роль играет психологический механизм «сверху-вниз», в котором ведущая роль принадлежит тренеру. У детей расширяется круг интересов, пробуждается внимание к физическим упражнениям, спорту. При поступлении в первый класс дети испытывают «эмоциональный голод» — потребность в положительных эмоциях значимого взрослого человека, которым является учитель физической культуры, тренер в спорте, набирающий детей в спортивную школу. Дети быстро откликаются на предложения тренера и погружаются в мир спорта. На этом эмоциональном фоне формируется интерес к спорту, постепенно превращающийся в спортивную мотивацию. Воздействие на эмоциональную сферу личности в данном возрасте представляется эффективным направлением. Формируются убеждения, интересы и положительные эмоции, изменяется система ценностей и отношений к действительности (путем сообщения определенных знаний).
При формировании мотивации к занятиям спортом у младших школьников следует учитывать психологические особенности их возраста, заключающиеся в том, что все побуждения человека связаны с проявлением положительных эмоций. Поэтому для первичного формирования мотивации к занятиям спортом следует ориентироваться на эмоциональную сферу человека.
Сегодня во многих видах спорта идет прием в возрасте 5-7 лет (художественная гимнастика, фигурное катание, спортивные единоборства и др.). Этот возраст самый благоприятный для приобщения детей к занятиям спортом. Интересный подход к формированию спортивной мотивации у детей 5-7 лет, начинающих занятия в группе тхэквондо, представил тренер И. С. Сухинин *. Разработанный им дневник тхэквондиста выдается каждому ученику, в котором он ведет систематический отчет в течение учебного года. На каждое занятие ученики приносят свои дневники тренеру для проверки и внесения соответствующих предложений. Тренером контролируются знания и освоенные двигательные приемы. По итогам аттестации выдается сертификат о прохождении курса обучения в классе тхэквондо по программе «Первые 90 шагов в тхэквондо».
Задачи дневника:
— приобщение к здоровому образу жизни и занятиям спортом через принципы тхэквондо;
— воспитание смелости, решительности, дисциплинированности;
— привитие интереса к тхэквондо.
Дневник включает в себя следующие разделы подготовки: физическую, технико-тактическую и психологическую. Ведение дневника предусмотрено на период учебного года. При успешном выполнении заданий (теоретических и практических) итоговой аттестации юному спортсмену вручается сертификат об успешном окончании учебной программы. При соответствующей доработке данная методика может быть рекомендована и для других видов спортивных единоборств.
Учитывая значимость воздействия на эмоциональную сферу для формирования мотивации к занятиям спортом у младших школьников, Т. В. Головина (под нашим руководством) разработала комплексную методику с включением ее в учебный процесс [19]. Учителям младших классов предлагаются следующие методики. При обучении математике учащимся рекомендуется решение примеров и задач, связанных со спортом. На уроках изобразительного искусства учащимся дается задание нарисовать спортсменов различных видов спорта. Таким образом, воздействуя на эмоции школьников, учитель тем самым формирует у них ценностно-мотивационное отношение к занятиям спортом. При проведении диктантов учащимся предлагается текст о подготовке спортсменов и участии в соревнованиях. Спортивная информация воздействует на эмоциональную сферу учащихся, способствует возникновению положительного отношения к спорту. На уроках физкультуры используются подвижные игры, эстафеты с элементами того или иного вида спорта (тенниса, акробатики, гимнастики, легкой атлетики, волейбола, баскетбола и др.). При проведении эстафет с элементами некоторых видов спорта класс делится на две группы, соревнующиеся между собой. Участие в эстафете и успешное выполнение элементов различных видов спорта вызывают у детей положительные эмоции и способствуют проявлению интереса к спортивной борьбе, к виду спорта, взаимодействию.
Проблема формирования спортивной мотивации на этапе начальной подготовки обусловлена отсевом юных спортсменов: в спортивных единоборствах он составляет 50-70% на первом и втором годах обучения в спортивной школе [4; 15-16]. Формирование спортивной мотивации у юных боксеров на этапе начальной подготовки представлено в диссертационных исследованиях. Например, Е. Г. Бабушкиным обоснованы мотивационные тренинги для формирования спортивной мотивации (причинные схемы, личностная причинность, внутренняя мотивация, мотивация достижения), применяемые в тренировочном процессе до и после соревнования [4]. В работе В. Б. Антипина [15] в основу управления формированием спортивной мотивацией положено выявление актуальных потребностей юных боксеров, разработка на этой основе программ удовлетворения актуальных потребностей и внедрение их в тренировочный процесс в русле концепции А. Мас-лоу [20].
Возраст 11-19 лет. В процессе занятий спортом и развитием самосознания наблюдаются качествен-
* Сухинин И. С. Формирование спортивной мотивации у юных тхэквондистов с помощью дневника : выпускная квалификационная работа. Омск, 2021. 78 с.
ные изменения мотивов. При достижении определенных успехов в занятиях спортом мотивы приобретают устойчивость и могут иметь будущую профессиональную направленность. В этом возрасте мотивы регулярных занятий спортом связаны со становлением характера юного спортсмена, его утверждением в социуме. Отмечается преобладание базисных мотивов занятий определенным видом спорта: желание усовершенствовать свои собственные психофизические возможности; достигнуть больших спортивных результатов. Потребности, лежащие в основе мотивации, следующие: потребность в престиже, а также самосовершенствовании; потребность в сохранении своего статуса, преодолении различных неудач; потребность доминировать над другими людьми; потребность в общении со сверстниками. В связи с этим управление формированием мотивации подростков должно базироваться на удовлетворении данных потребностей в процессе занятий спортом.
На тренировочном этапе у спортсменов характерным является стремление к достижению спортивных результатов, которые оказывают существенное влияние на укрепление спортивной мотивации. Поэтому формирование спортивной мотивации связано с воздействием на деятель-ностную сферу. Через специально организованные условия деятельности удовлетворяются актуальные потребности юных спортсменов, а затем через целесообразно оправданное изменение характера деятельности укрепляются старые и формируются новые потребности. Спортивная мотивация представляется как сложный элемент структуры личности и находится во взаимосвязи с выполняемой субъектом деятельностью и ее результативностью. Отмечается тесная связь эмоций с мотивацией. Поэтому, воздействуя на эмоциональную сферу личности, можно воздействовать (опосредованно) на спортивную мотивацию.
В процессе спортивного совершенствования происходит взаимодействие выполняемой спортсменом деятельности и мотивации, детерминирующей эту деятельность. Благодаря развитию мотивации более качественно осваивается деятельность. Совершенствование выполняемой деятельности и достигаемые в процессе ее результаты усиливают мотивацию человека, а планируемые и недостигнутые результаты ослабевают ее.
Основные направления в формировании спортивной мотивации на этапе совершенствования спортивного мастерства:
1. Систематический анализ соревновательной деятельности спортсменов с поиском причин успехов и неудач и обоснование путей предотвращения неудачных выступлений.
2. Развитие у спортсменов результативности (как качества личности) спортивной (тренировочной и соревновательной) деятельности.
3. Формирование у спортсменов адекватной самооценки и планирование на основе этого соревновательных целей.
4. Формирование у спортсменов оптимального соотношения тренировочной и соревновательной мотивации.
5. Обеспечение положительного эмоционального фона на тренировках и соревнованиях.
6. Формирование благоприятных межличностных отношений в тренировочных группах между спортсменами и между спортсменами и тренером.
7. Обеспечение благоприятного педагогического сотрудничества тренера со спортсменами.
Систематическое участие спортсменов-единоборцев в соревнованиях связано с формированием соревновательной мотивации при подготовке к соревнованию [16].
Задачи формирования соревновательной мотивации:
1. Обеспечение положительного эмоционального фона в команде при непосредственной подготовке и выступлении на соревнованиях.
2. При планировании и построении этапа непосредственной подготовки к соревнованиям следует учитывать: переносимость объемных или интенсивных нагрузок; скорость восстановления после них; влияние работы с сильными или слабыми партнерами по команде на психическое состояние спортсмена.
3. Ознакомление спортсменов с планом всего этапа предсоревновательной подготовки в целом и отдельных микроциклов в частности.
4. Моделирование в тренировочной деятельности тактико-технических действий основных конкурентов при непосредственной подготовке к соревнованиям.
5. Определение и учет уровня сформированности соревновательной мотивации.
Изучив соревновательную мотивацию у юных дзюдоистов, А. П. Шумилин дает соответствующие рекомендации [16].
При выявлении низкого уровня мотивации необходимо:
— чередование сильных и слабых партнеров, в большей степени акцент делается на работу со слабыми и равными по силе партнерами;
— постановка реально выполнимых задач на тренировку;
— эмоциональная поддержка на каждой тренировке;
— проявление интереса со стороны тренера к состоянию здоровья, самочувствию, настроению, делам на работе, учебной деятельности;
— при внешнем управлении спортивной мотивацией акцент делается на методы убеждения, внушения и манипуляции.
При выявлении среднего уровня мотивации необходимо:
— информирование спортсменов о предстоящих соперниках, об их недостатках и сильных сторонах;
— постановка реально выполняемых задач на каждый микроцикл;
— чередование сильных и слабых партнеров в равной степени;
— при внешнем управлении спортивной мотивацией акцент делается на метод убеждения и манипуляции.
При выявлении высокого уровня мотивации необходимо:
— чередование сильных и слабых партнеров, в большей степени акцент делается на работу с сильными и равными по силе партнерами;
— информирование спортсменов о предстоящих соперниках, об их недостатках и сильных сторонах;
— при внешнем управлении спортивной мотивацией акцент делается на метод манипуляции и такие формы, как совет, намек.
В подростковом возрасте (11-15 лет) ведущей деятельностью становится общение со сверстниками. В этом периоде проявляется аффилиативная потребность в принадлежности к какой-нибудь группе (тренировочной группе, спортивной команде). Для юных спортсменов важны благоприятные межличностные отношения в группе, особенно в командно-игровых видах спорта. Учитывая эту закономерность, А. В. Канатов (под нашим руководством) провел исследование спортивной мотивации и разработал методику формирования спортивной мотивации у юных баскетболистов [21]. Перечислим основные положения методики: 1) формирование благоприятных взаимоотношений в команде между спортсменами, а также между тренером и спортсменами; 2) анализ низкой результативности соревновательной деятельности баскетболистов и объяснение ее проявлением недостаточности усилий на тренировках и соревнованиях с использованием тренинга «причинных схем»; 3) развитие у баскетболистов способностей к самоанализу своей деятельности, целепола-ганию и планированию своего поведения с использованием тренинга «личностной причинности»; 4) формирование внутренней процессуальной мотивации с использованием тренинга «внутренней мотивации»; 5) работа с лидером и ведомыми в плане управления игровым взаимодействием и взаимоотношениями в команде; 6) формирование игровых звеньев на основе психологической совместимости партнеров.
Ранняя взрослость — 20-40 лет. Спортсмены, мотивированные внутренними факторами спортивной деятельности, не нуждаются во внешней мотивации, у них проявляется самомотивация. Но это свойственно далеко не каждому взрослому спортсмену. В связи с этим перед тренером стоит задача — на предыдущем возрастном этапе переориентировать спортсмена с позиции объекта своей деятельности на позицию субъекта спортивной деятельности. Это важно для развития самомотивации.
Когда спортсменом движет внутренняя мотивация, он больше вовлекается в процесс спортивной деятельности, демонстрирует лучшие результаты, усиливает свой статус как компетентного спортсмена и в меньшей степени нуждается в побуждениях со стороны. На этом возрастном этапе следует ориентироваться на психологический механизм «снизу вверх», заключающийся в создании условий для успешной деятельности спортсмена.
На этапе высшего спортивного мастерства при подготовке высококвалифицированных спортсменов к соревнованиям существенное значение придается управлению спортивной мотивацией на основе выявления факторов, влияющих на ее динамику [22]. В процессе непосредственной подготовки дзюдоистов высокой квалификации к соревнованиям в течение трех недель (еженедельно) изучались: психическая надежность, отношение к предстоящему состязанию, эмоциональное состояние, ситуативная тревожность. Параллельно выявлялись факторы, влияющие на динамику спортивной мотивации. На основе этих ре-
зультатов разрабатывалась методика управления спортивной мотивацией.
Управление предсоревновательной спортивной мотивацией у высококвалифицированных спортсменов. Для
управления предсоревновательной спортивной мотивацией у высококвалифицированных взрослых спортсменов-дзюдоистов необходимо следующее:
1. Обеспечение положительного эмоционального фона при подготовке и выступлении на соревнованиях.
2. Планирование и построение этапа предсоревновательной подготовки с учетом индивидуальных особенностей и подготовленности спортсменов.
3. Обеспечение благоприятного педагогического сотрудничества тренера со спортсменами.
4. Ознакомление спортсменов с планом всего этапа предсоревновательной подготовки в целом и отдельных микроциклов в частности.
5. Определение и учет уровня спортивной мотивации.
6. Моделирование в тренировочной деятельности тактико-технических действий основных конкурентов при непосредственной подготовке к соревнованиям [22].
На этапе высшего спортивного мастерства спортсмен решает важную для себя задачу профессионального самоопределения; начинает поиски индивидуального пути в спорте. В связи с этим важное значение приобретают мировоззрение спортсмена, обобщение им спортивного опыта в форме принципов спортивной жизни, постановка больших спортивных целей. Основные задачи тренера: а) скоординировать спортивные цели и планы с их жизненными целями; не навязывая спортсмену своих взглядов, помочь в формировании мировоззрения, собственных принципов спортивной жизни, постановке реальных перспективных целей в спорте; б) учитывать индивидуально-психологические особенности спортсменов при использовании различных видов стимулирования.
Этап высшего спортивного мастерства характеризуется стремлением поддержать и развить свои достижения, умножить престиж и славу в спортивном мире, содействовать своими успехами прославлению города, страны, способствовать развитию данного вида спорта, обеспечить свое материальное благополучие. Мотивы спортсмена: а) достижение успеха и избегание неудач; б) соперничество и соревновательная борьба (особенно в видах спорта, где присутствует физический контакт); в) самосовершенствование; г) спортивное общение; д) материальное и моральное стимулирование (поощрения, призы, материальные блага).
Хотя «внешние» стимулы играют определенную роль в большом спорте, занятия спортом в большей степени мотивируются внутренней мотивацией, самомотивацией. Привлекательность занятий спортом обусловлена факторами, лежащими в основе самой спортивной деятельности.
Однако радость от активных действий, от определенных спортивных достижений может очень быстро исчезнуть в результате жестких тренировок и напряженной обстановки на соревнованиях и перекрываться другими факторами. Поэтому необходимо с помощью организационных мер создать такие условия, в которых сохранялась бы радость от самой спортивной деятельности, что,
вероятно, в большей степени касается любительского спорта, чем спорта высших достижений.
Активизация спортивной мотивации у высококвалифицированных спортсменов. Одной из причин ослабления спортивной мотивации у спортсменов высокой квалификации является недостаточное восстановление организма после тренировочных занятий и соревнований, а это, в свою очередь, оказывает негативное влияние на психоэмоциональное состояние спортсмена, на достижение планируемых спортивных результатов и на отношение к дальнейшим тренировкам, соревнованиям и к спорту в целом.
Ослабление спортивной мотивации спортсменов высокой квалификации связано с наступлением утомления на тренировочных занятиях и недостаточным восстановлением к следующему занятию. Поэтому необходимо ускорение процессов восстановления работоспособности спортсменов после тренировочных занятий, что будет содействовать улучшению психоэмоционального состояния, сохранению и активизации спортивной мотивации к дальнейшему спортивному совершенствованию.
По окончании тренировочного занятия, соревнования в организме спортсмена конкурируют эрготропная и трофотропная системы. При преобладании эрготропной системы продолжают расходоваться энергетические запасы организма, и процесс восстановления отодвигается во времени. При этом наблюдается проявление негативных психических состояний утомления, психического пресыщения, ухудшения самочувствия, настроения и др. В таком случае необходимо снижение активности эрготропной системы и ускорение включения в работу трофотропной системы, способствующей восстановительным процессам и проявлению позитивных психических состояний и мотивации. Здесь важную роль играют процессы торможения, которые требуются для устранения влияния помех на спортсмена. В качестве помехи после тренировки выступает функционирование нежелательной для данной ситуации эрготропной системы. Воспитать торможение этой системы означает создать разветвленную систему возбуждений или побуждающих мотивов, которые по силе своих воздействий превосходили бы силу возбуждения нежелательной для данного времени деятельности. Это становится возможным при одновременном использовании психорегулирующей тренировки (расслабление, успокоение) и восстановительного массажа.
Аутогеннаямотивационная саморегуляция. Суть ее состоит в том, что личность прямо и осознанно подвергает пересмотру свою мотивационную систему, корректирует те установки и побуждения, которые не устраивают ее по какой-либо причине [8]. Существует целый ряд способов коррекции, формирования и закрепления мотивации. Естествен и наиболее распространен прием использования логического мышления, прежде всего механизмов экстраполяции, для соответствующей обработки выявленных показателей напряженности в системе потребностей. Соотнеся эти показатели с какими-то эталонами, человек может осознать истинное направление развития затрагивающих его событий, выбрать наиболее его устраивающие, отбросить
бесперспективные варианты с точки зрения его мотиваци-онных установок и перекрыть, наконец, вполне осознанно и обоснованно формирование и развитие собственных кон-фликтогенных побуждений. Разумеется, стимулы к пересмотру собственных позиций рождаются и осознаются постепенно, по мере анализа самых различных факторов, обусловливающих жизнедеятельность.
Рождение и осознание мотива еще не означает, что он будет обязательно реализован в действительности. Осуществлению новых намерений могут мешать недостаточно развитые волевые качества личности, жизненные обстоятельства и т. п. Здесь необходимы дополнительные внутренние усилия, методические ухищрения, которые приводят к решению задачи способом замещающего действия, фантазии и т. п.
Опосредованная регуляция мотивации. Данный процесс происходит в результате воздействия на центральную нервную систему в целом или ее определенные образования через косвенные факторы непрямого действия [8]. Известны лишь несколько методов чисто опосредованного влияния на характер и содержание мотивации. Наиболее интересной является медитация. Это целое семейство психических состояний, которые формируются посредством интенсивной концентрации внимания на каком-либо предмете или, наоборот, при полном его рассредоточении. Есть основания говорить, что именно медитация — наиболее эффективный и комплексный специфический метод опосредованного воздействия на основные мотивационные слагаемые психического содержания личности. Данное средство находит распространение среди спортсменов высокой квалификации, способных осознать и ощутить ее воздействие на организм.
Положительное воздействие медитации на эмоциональную сферу и, как следствие этого, на систему мотивации — бесспорный факт. Последствия занятия медитацией состоят в следующем. Человек начинает более ощутимо и непосредственно осознавать свои обширные и разносторонние связи с окружающим миром. Укрепляется внутреннее ощущение целостности и обоснованности собственной личности, появляется интуитивное впечатление, что свои проблемы можно решать или устранять лишь чисто внутренними психическими усилиями. В результате всех перестроек рождается глубокая вера в свои возросшие творческие возможности, которая нередко подтверждается и реальными их проявлениями. Можно сказать, что наиболее выраженным результатом медитации выступает позитивная, радостная окраска общего жизнеощущения, которая, в свою очередь, придает светлые тона всей системе мотивации данного человека.
Самомотивация спортсмена. В психологической литературе по спортивной психологии в большей части рассматриваются мотивация и мотивы спортивной деятельности [4; 5]. В меньшей степени встречается понятие «самомотивация» [8; 23]. Так, Д. Гоулман включает самомотивацию в структуру эмоционального интеллекта, понимая самомотивацию как умение управлять своим поведением с помощью управления своими эмоциями [23]. Р. Н. Мартенс понимает самомотивацию как процесс моти-
вирования самого себя на выполнение задач для достижения поставленной цели [24]. Более конкретное определение самомотивации приводит Б. П. Яковлев, понимая самомотивацию как индивидуальный механизм соотнесения внутренних и внешних факторов, обусловливающий способы поведения человека [25]. В структуре потребностей по А. Маслоу самомотивация находится на высшем уровне потребностей — потребности в самоактуализации, самовыражении, самосовершенствовании [20].
В психологии выделяется два типа мотивации: 1) внешней мотивации и внешнего мотивированного поведения; 2) внутренней мотивации и внутреннего мотивированного поведения [5; 25]. Внешняя мотивация обусловлена внешними по отношению к спортсмену обстоятельствами (мотивировка тренера, поощрения, награды и пр.), которые инициируют и направляют желательное поведение спортсмена. Внутренняя мотивация связана с содержанием выполняемой деятельности. Для нее характерно то, что инициирующие и регулирующие факторы проистекают изнутри личностного «Я» и находятся в самой выполняемой деятельности. Влияние внешней и внутренней мотивации на поведение и психические проявления человека свидетельствует о существенном различии влияния внешней и внутренней мотивации на поведение и психические проявления человека в пользу внутренней мотивации [25].
Для развития внутренней мотивации необходимо:
— установить реалистичные для себя цели;
— сформулировать вызовы, которые помогают преодолевать себя и достигать лучших результатов;
— оценивать свой прогресс, вести дневник тренировок и соревнований, отмечать свой прогресс;
— контролировать содержание своих мыслей. Отрицательные мысли могут подавлять мотивацию. Научиться заменять их на позитивные;
— наслаждаться процессом. Сосредоточиться на процессе занятий и получать удовольствие от каждой тренировки.
В русле этих двух типов самомотивация находится во внутренней мотивации. Самомотивацию спортсмена можно определить как процесс самосовершенствования, зависящий от ведущих потребностей в развитии личности — потребностей в самодетерминации, самоактуализации.
Самомотивация формируется в течение многолетних продолжительных занятий спортом и проявляется в достижении спортсменом высоких спортивных результатов. Изучая личностные качества спортсменов высокого класса, добившихся выдающихся результатов в спорте, Р. М. Загайнов таких спортсменов отнес к типу № 1 — «человеку долга». Для спортсменов этого типа характерны постоянная и максимальная мотивированность. Их мотивация обеспечивается за счет личностных характеристик (любовь к жизни, потребность доставлять радость людям, чувство долга и ответственности, любовь к выполняемой деятельности и т. д.). Моральные стимулы имеют не меньшее значение, чем материальные. Они предпочитают в сопернике видеть друга, не нуждаются в императивном руководстве, ценят помощь со стороны
группы поддержки [26]. Можно с уверенностью сказать, что для таких спортсменов характерна самомотивация, которая и способствовала их восхождению к вершинам спортивного мастерства.
В процессе самомотивации проявляется такая личностная характеристика, как осознанность мотивацион-ных тенденций [25]. Не сформировавшийся в личностном плане спортсмен может не осознавать до конца свои потребности, устремления и способы их удовлетворения и реализации. Важное значение здесь приобретают самооценка личности, осознание своих способностей и соотнесение их с требованиями выбранной спортивной деятельности.
В проявлении самомотивации можно использовать известные в психологии и педагогике приемы. Самоприказ — требование определенного действия и поведения. Здесь важным свойством выступает волевое усилие, побуждающее поступать установленным образом. Самоприказ имеет словесное оформление в виде формул: «Надо», «Терпи», «Вперед» и др. Данный прием использовал Г. Д. Горбунов в работе с пловцами на этапах самонастройки, самоорганизации, самомобилизации [27]. Рекомендуются и другие приемы: самопоощрение, самонаказание, самоубеждение, самоободрение, самовнушение, самокорректировка, медитация. Использование данных приемов позволяет контролировать ход мыслей, чувств, преобразовывать их содержание.
Таким образом, самомотивация понимается как процесс мотивации спортсменом самого себя по пути самосовершенствования, определяемый ведущими потребностями в развитии личности — потребностями в самодетерминации, самоутверждении, самовыражении, самоактуализации. Данные потребности выступают как побудители проявления самомотивации спортсмена. Исследование самомотивации у спортсменов, ее возникновения, связи с другими личностными особенностями, разработки методики ее диагностики, формирования и сохранения представляется актуальной проблемой для спортивной психологии и требует своего разрешения.
Выводы
1. Обобщение знаний о возрастном развитии человека позволило уточнить возрастные психологические особенности личности, способствующие восприятию внешних психолого-педагогических воздействий при управлении процессом формирования спортивной мотивации занимающихся спортом.
2. Определены сферы воздействия при формировании мотивов к занятиям спортом для конкретного этапа многолетней подготовки спортсменов:
— на этапе начальной подготовки психолого-педагогические воздействия направлены на эмоциональную сферу личности, с использованием механизма «сверху вниз»;
— на тренировочном этапе воздействия направлены на формирование взаимоотношений в спортивной группе, сферу общения;
— на этапе спортивного совершенствования воздействия направлены на деятельностную сферу;
— на этапе высшего спортивного мастерства воздействия направлены на логику, формирование самомотивации, с использованием механизма «снизу вверх».
3. Обоснованы психологические механизмы, средства и методы формирования спортивной мотивации для конкретного этапа многолетней подготовки.
Область применения и перспективы. Результаты проведенного исследования открывают возможности для исследования влияния психолого-педагогических средств и методов на формирование спортивной мотивации спортсменов в системе многолетней подготовки в конкретных видах спорта.
Список источников / References
1. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. М., 1986. 408 с.
2. Ломов Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М., 1984. 342 с.
3. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб., 2002. 720 с.
4. Бабушкин Е. Г. Формирование спортивной мотивации у юных боксеров : дис. ... канд. пед. наук. Омск, 2000. 125 с.
5. Ильин Е. П. Мотивация и мотивы : учеб. пособие. СПб., 2000. 512 с.
6. Келишев И. Г. Спортивная направленность личности: Личность и спорт. М., 1975. 111 с.
7. Пилоян Р. А. Мотивация спортивной деятельности. М., 1984. 104 с.
8. Яковлев Б. П., Бабушкин Г. Д. Эмоциональные и мотивационные детерминанты в спортивной деятельности : учеб. пособие. СПб., 2022. 312 с.
9. Кретти Б. Дж. Психология в современном спорте. М., 1978. 232 с.
10. Уэйнберг Р. С., Гоулд Д. Основы психологии спорта и физической культуры. Киев, 1998. 325 с.
11. Мартенс Р. Н. Социальная психология и спорт. М., 1979. 175 с.
12. Сингер Р. Н. Мифы и реальность в психологии спорта : учебник для институтов физической культуры. М., 1980. 152 с.
13. Капрара Дж., Сервон Д. Психология личности. СПб., 2003. 640 с.
14. Fournier J. F., Deremaux S., Bernier M. Content, characteristics and function of mental images. Psychology of Sport and Exercise. 2008. № 9. Pp. 12-25.
15. Антипин В. Б. Формирование спортивной мотивации боксеров на этапе начальной спортивной специализации : дис. . канд. пед. наук. Омск, 2005. 148 с.
16. Шумилин А. П. Формирование мотивации результативности соревновательной деятельности юных дзюдоистов : дис. ... канд. пед. наук. Красноярск, 2003. 150 с.
17. Фирсов М. А. Развитие мотивации достижения в спортивной деятельности на примере баскетболистов : автореф. дис. ... канд. психол. наук. Астрахань, 2006. 24 с.
18. Психология человека от рождения до смерти / под ред. А. А. Реана. СПб., 2001. 656 с.
19. Головина Т. В. Формирование ценностного отношения к физической культуре у учащихся младших классов : дис. ... канд. пед. наук. Омск, 2004. 138 с.
20. Маслоу А. Мотивация и личность. М., 2011. 224 с.
21. Канатов А. В. Формирование спортивной мотивации юных баскетболистов на этапе спортивной специализации : дис. . канд. пед. наук. Красноярск, 2005. 135 с.
22. Бобровский А. В. Управление спортивной мотивацией борцов высокой квалификации на этапе непосредственной подготовки к соревнованиям : дис. . канд. пед. наук. Омск, 2005. 140 с.
23. Гоулман Д. Эмоциональный интеллект. М., 2009. 554 с.
24. Мартенс Р. Н. Социальная психология и спорт. М., 1979. 175 с.
25. Яковлев Б. П. Мотивация и эмоции в спортивной деятельности : учеб. пособие. М., 2014. 311 с.
26. Загайнов Р. М. Кризисные ситуации в спорте и психология их преодоления. М., 2010. 232 с.
27. Горбунов Г. Д. Психопедагогика спорта. М., 2014. 240 с.
Поступила 30.05.2024; одобрена после рецензирования 14.06.2024; принята к публикации 30.08.2024.