Научная статья на тему 'ВОЗРАСТНЫЕ КРИЗИСЫ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ ЕГО ИЗУЧЕНИЯ'

ВОЗРАСТНЫЕ КРИЗИСЫ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ ЕГО ИЗУЧЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
211
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ / ФИЗИЧЕСКИЙ ТРУД / УМСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПСИХОСОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ / РОЛЬ В КОЛЛЕКТИВЕ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Усмонова М.У.

В данной статье отражены данные по возрастным кризисам и психологическим направлениям его изучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

AGE CRISES AND PSYCHOLOGICAL DIRECTIONS OF ITS STUDY

This article reflects information on age crises and psychological areas of its study.

Текст научной работы на тему «ВОЗРАСТНЫЕ КРИЗИСЫ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ ЕГО ИЗУЧЕНИЯ»

Усмонова М. У. студент магистратуры Бухарский институт психологии и иностранных языков

ВОЗРАСТНЫЕ КРИЗИСЫ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ ЕГО ИЗУЧЕНИЯ

Аннотация. В данной статье отражены данные по возрастным кризисам и психологическим направлениям его изучения.

Ключевые слова: психологическое развитие, подростковый возраст, физический труд, умственная деятельность, психосоциальное развитие личности, роль в коллективе.

Usmonova M. U. graduate student

Bukhara Institute of Psychology and Foreign Languages AGE CRISES AND PSYCHOLOGICAL DIRECTIONS OF ITS STUDY

Annotation: this article reflects information on age crises and psychological areas of its study.

Keywords: psychological development, teenage years, physical labor, mental activity, psychosocial development of the individual, his place in the team.

Введение:

Проблема профилактики и лечения кризисных ситуаций является одной из наиболее актуальных для современной психиатрии. Традиционно этот вопрос рассматривается с точки зрения теории стресса Г. Селье. Практически игнорируются возрастные кризисы личности и экзистенциальные проблемы человека.

Описание психологических особенностей человека в разные периоды его жизни чрезвычайно сложная и многогранная задача. В данной статье основное внимание уделяется проблемам, характерным для определенных периодов жизни человека, в них чаще всего акцентируется внимание на тревоге, страхе и других заболеваниях, усиливающих развитие кризисных ситуаций, а также на возрастной динамике формирования людей.

Проблема понимания происхождения возникновения личностного кризиса и его возрастной динамики исследовалась многими авторами. Эрик Эриксон, создатель теории эго-личности, выделил 8 стадий психосоциального развития человека. Он считал, что каждому из них сопутствует «Кризис есть переломный момент в жизни человека, наступающий в результате психологической зрелости человека и

достижения определенного уровня социальных требований». Любой психологический кризис имеет как положительные, так и отрицательные последствия. Если конфликт разрешить, то человек обогатится новыми, положительными качествами, если не разрешить, то появятся симптомы и проблемы, которые могут привести к психическим и поведенческим расстройствам (Э. Н. Эриксон, 1968).

Стадии психосоциального развития (по Эриксону)

На первом этапе психологического развития (рождение - 1 год) уже может возникнуть первый значительный психологический кризис из -за недостаточной заботы матери и неприятия ребенка.

На втором этапе психосоциального развития (1-3 года) психологический криз сопровождается чувством стыда и сомнения, что еще больше усиливает формирование неуверенности в себе, тревожного сомнения, страха, навязчиво-компульсивного симптомокомплекса.

На третьем этапе психосоциального развития (3 -6 лет) психологический кризис сопровождается формированием чувства вины, самоотрицания, никчемности, что в дальнейшем может привести к наркомании и расстройству личности.

О. Ранк (1952), создатель концепции родовой травмы, констатировал, что тревога сопровождает человека с момента рождения и связана со страхом смерти, связанным с переживанием отделения плода от матери во время родов.. Как заметил Р. Дж. Кастенбаум (1981), даже очень маленькие дети испытывают эмоциональный стресс по поводу смерти, и часто родители не подозревают об этом. Иного мнения придерживается Р. Фурман (1964), он отмечал, что представление о смерти может появиться только в возрасте 2-3 лет, поскольку в этот период появляются элементы символического мышления и примитивный уровень оценки действительности.

Подростковый возраст (12-18 лет), или пятый этап психосоциального развития, традиционно считается наиболее уязвимым к стрессовым ситуациям и кризисам. Э. Эриксон выделяет этот возрастной период как очень важный в психосоциальном развитии и считает патогномоничным для себя развитие кризиса идентичности или ролевой смены, проявляющееся в трех основных поведенческих областях.

В юности (или ранней зрелости по Э. Эриксону - 20-25 лет) молодые люди ориентируются на получение профессии и создание семьи. Основной проблемой, которая может возникнуть в этом возрасте, является избегание межличностных отношений, что является психологической основой чувства одиночества, экзистенциального вакуума и социальной изоляции. Если кризис будет успешно разрешен, у молодых людей разовьется чувство любви, альтруизма и нравственности.

Сложность учебной деятельности в подростковом возрасте, их роль в новом коллективе требует от них многого. Меняется позиция подростков в

школьной жизни и в семье, то есть требуется быть лидером, организатором и воспитателем по отношению к младшим. Он достигает совершеннолетия в возрасте 18 лет. Рост организма прекращается, начинается «спокойный» период. Завершается формирование органов и совершенствование тканей организма. Физическое развитие влияет на определение некоторых характеристик человека и дальнейшую жизнедеятельность.

В 17-20 лет юношам и девушкам целесообразно заниматься работой, подходящей для нормального развития организма. Они влияют на функцию легких, сердца, сосудов и нервной системы, а также характерны изменения в организме веса и роста. Такие симптомы, как утомляемость -раздражительность, сердечная недостаточность у подростков постепенно исчезают. Для этого большое значение имеет физическая работа, умственная деятельность и отдых.

В этот период их нервная система развивается и постепенно приближается к признакам коры головного мозга взрослых. Вокруг коры головного мозга увеличивается количество нервных связей. Аналитическая и синтетическая деятельность развивается в больших полушариях в результате учебы и работы. Это состояние развивает способность четко различать внешние воздействия. Это создает торможение в характере дифференцировки. К этому периоду усложняется учебная деятельность: начинает преподаваться ряд новых предметов, расширяется и усложняется содержание урока, добавляются знания, быт, практическая работа, учащиеся входят в производственный коллектив, продолжают экскурсии, не показывать, уделено особое внимание. В этот период контроль усваивается путем добавления знаний и практической работы. Студенты должны понимать материал и уметь применять его в жизни. В этом возрасте ребенок чувствует себя более осознанным, набирается опыта и начинает применять свои знания в самостоятельной жизни. Это меняет их отношение к уроку. К этому времени они выбирают предмет, который им нравится. Такие характеристики можно найти и у подростков, но интерес к отдельным предметам больше связан с советами учителя, тогда как у старшеклассников интерес основан на их желаниях и стремлениях. Иногда они позволяют себе торопиться и в результате неправильно оценивают происходящее и делают неверные выводы.

В старшем школьном возрасте интенсивно развиваются духовные силы человека, формируется его духовный облик, проясняются черты характера, формируется его мировоззрение. В старшем школьном возрасте решающее влияние на развитие личности оказывает изменение положения человека в школе, семье, системе социальных отношений. Деятельность подростка-школьника в основном состоит из учебной деятельности, которая ограничивается рамками школы. Социальная деятельность подростка обычно происходит внутри школы. Старший школьник другой. Учащийся старшего школьного возраста, в отличие от подростка, способен

понять не только свои простые, ясно видимые личностные качества, но и более сложные качества, характеризующие многогранные отношения человека. Подросток оценивает себя по своему текущему положению. Подросток спрашивает себя: «Как я себя чувствую в школьной команде?» Учащийся старшего школьного возраста задается вопросом: «Как я отношусь к будущей самостоятельной жизни?» Я в хорошей форме?» - он спрашивает.

Самовоспитание на основе самосознания у старшеклассников обычно направлено не только на устранение каких-то поведенческих недостатков или развитие каких-то положительных качеств. В то же время она направлена на формирование личности в соответствии с обобщенными идеалами, возникающими у мальчиков и девочек. Когда ученые изучают физиологию некоторых юношей и девушек, а также теорию генетики, они приходят к выводу, что многое в человеческом теле и психике является врожденным.

Конечно, если этим юношам и девушкам не показывать, что их взгляды ошибочны, если учащиеся не убеждены, что есть возможности для самообразования, если они не убеждены, что человек несет ответственность за свое поведение, то Самодисциплина трудно мотивировать, и это не работает. Его отличает возрастающая роль веры и нравственного сознания в нравственном развитии старшего школьного возраста. Поведение старшеклассников определяется их нравственными представлениями и представлениями, моральными принципами и убеждениями в большей степени, чем поведение подростков. Именно в этом возрасте формируется способность человека правильно вести себя в разных условиях и ситуациях. Нравственное сознание старшеклассников развивается под влиянием их жизни и деятельности в обществе, под влиянием активного участия в общественной жизни общества, обычно учащиеся начинают гораздо глубже понимать значение и сущность нравственных категорий. Дети старшего школьного возраста способны любить даже самые тонкие стороны многих нравственных понятий, что связано с их социальной неоднозначностью. Сложнейших понятий долга, совести, личной гордости и чувства собственного достоинства достаточно для того, чтобы старшеклассники имели глубокое и всестороннее понимание. Ощущение взрослости в старшем школьном возрасте претерпевает уникальные изменения. Это чувство становится глубже и серьезнее. Учащиеся старшего школьного возраста склонны отрицать свою взрослость, относиться к себе как к детям и идти на компромисс даже меньше, чем подростки.

Дети старшего школьного возраста обладают уникальным чувством взросления. В старшем школьном возрасте несколько теряется напряженность конфликтов, вызванная действительным или ложным признанием учащимися равноправия со взрослыми. В 16 лет школьник

получает паспорт, снижаются ограничения на посещение кино и театра. Учащемуся старшего школьного возраста скоро исполнится 18 лет, и он получит право голосовать и вступать в брак. Это объективные признаки признания того, что мальчики и девочки выросли. Позже психологи обнаружили интересный факт. Во -первых, старшеклассницы, как и девочки-подростки, больше подвержены влиянию взрослых, чем мальчики и подростки. На формирование личности старшеклассника влияет группа сверстников. Коллектив оказывает определенное влияние на выработку общей цели, командные взаимодействия, нравственные отношения между личными и общественными интересами, а также нравственные отношения между личными и общественными интересами.

Использованные источники:

1. V.M. Каримова, Ф.А. Акромова. Психология. Ташкент, 2000.

2. 2Газиев Э. Психология (психология возрастных периодов). Ташкент, 2002.

3. Газиев Э. Дифференциальная психофизиология. Ташкент, 1999.

4. E. Газиев. Общая психология. Том I-II. Ташкент, 2002

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.