Научная статья на тему 'Возрастные и тендерные особенности моральных представлений этноса саха'

Возрастные и тендерные особенности моральных представлений этноса саха Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
270
153
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Егорова А. И., Макарова А. П.

В статье приведены результаты исследования моральных представлений молодых и зрелых представителей этноса саха при помощи методики оценки моральных поступков через якутские фразеологизмы в ситуации «свои»/«чужие» и методики на выявление типа моральных ориентиров

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Moral concepts of the sakha ethnicity: age and gender peculiarities

The article presents investigation results on moral concepts of young and elder generationthe representatives of the Sakha ethnicity. The study is based on evaluation methods of moral behavior through Yakut phraseology (in situation own/alien) and method of determination of moral guidelines.

Текст научной работы на тему «Возрастные и тендерные особенности моральных представлений этноса саха»

□

УДК 15.922.4

А.И. Егорова, А.П. Макарова

ВОЗРАСТНЫЕ И ГЕНДЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ МОРАЛЬНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ЭТНОСА САХА

В статье приведены результаты исследования моральных представлений молодых и зрелых представителей этноса саха при помощи методики оценки моральных поступков через якутские фразеологизмы в ситуации «свои»/«чужие» и методики на выявление типа моральных ориентиров.

Глубокие политические, экономические, идеологические преобразования российского общества последних пятнадцати лет повлияли не только на характер социальных отношений, но и на содержание морального сознания.

Характерными для современной России стали расслоение и неоднородность общества, возникновение множества социальных, национальных и религиозных конфессий. В гетерогенном и многослойном обществе характерным является наличие множественной идентичности личности, осознание себя частью многих социальных категорий, каждая из которых вырабатывает свою специфическую мораль.

В условиях трансформации традиционных семейнобрачных отношений распространение получили такие формы брака, как гражданские браки, однополые браки, многоженство, суингерство. Изменилось само отношение людей к институту брака, растет число разводов, повторных браков, увеличивается число взрослых людей, в планы которых не входит вступление в брак и создание семьи, исчезают и детоцентристские установки. Претерпели изменения половые и семейные роли мужчин и женщин, типичными стали эгалитарные отношения супругов, открытый адюльтер, повышение социальной и гражданской активности женщин, выполнение отцами тех семейных ролей, которые раньше считались сугубо материнскими. Кризис семейно-брачных отношений связан с утратой духовных ориентиров и ценностей, маргинализацией и криминализацией общества, увеличением числа жестоких преступлений, в т.ч. женских и детских.

Размытость моральных норм и ценностей, отсутствие единых критериев нравственной социализации способствуют повышению агрессии и аутоагрессии, апатии, эго-

изма, цинизма, нигилизма, потребительского отношения к жизни. Большинство современных россиян, особенно молодежь, ориентируется на западные модели образа жизни и ценности, что вступает в противоречие с традиционными устоями нравственного сознания россиян, индивидуалистические ценности противопоставляются коллективистическим, эгоистические - альтруистическим, материальные - духовным.

Без конкретного содержания морали, ее критериев невозможно формирование морального сознания; соответственно бездуховность, социальные проблемы в обществе будут еще долгое время иметь место.

В структуре морального сознания особое место занимают моральные представления - субъективные житейские образы о правилах и идеалах нравственности, о нормах поведения; репрезентации общественной морали в индивидуальной психике; субъективные отражения объективных правил, норм, представлений о должном, хорошем и плохом, добре и зле.

Моральные представления имеют разную степень обобщенности, в сознании отдельного субъекта могут носить даже противоречивый характер. В индивидуальном сознании они представляют собой разноуровневую систему взглядов и убеждений, вариации которой могут колебаться от незрелых до зрелых форм.

Знание моральных норм не всегда является показателем высокой нравственности [1]. Между различными компонентами морального сознания (когнитивным, эмоциональным и поведенческим) возможны расхождения.

Моральные представления выступают регуляторами человеческой деятельности, сознания и поведения,

отражают способы адаптации человека в окружающей среде. В совокупности с нравственными идеалами, нормами, ценностями, принципами, убеждениями они составляют мировоззрение и менталитет.

Особенностью российского менталитета является ориентация на нравственный идеал, который является системообразующим фактором разнообразных представлений, «ядром» их структуры, интегралом их множества функций, качеств и уровней [2].

Моральные представления тесно связаны с другими формами общественного сознания - политическими, правовыми, экономическими, религиозными. В российском менталитете эти представления преобладают над политическими и правовыми, имеют больший удельный вес, более развиты. Правовые представления, к примеру, менее развиты и компенсируются моральными отношениями [3].

Мотивы и содержание моральных представлений и поступков могут варьировать в зависимости от социально-демографических характеристик, окружающей среды, семейного воспитания, референтной группы и конкретной ситуации.

Исследовательский интерес представляет содержание моральных представлений в различных возрастных, гендерных и этнических группах.

Наличие гендерных различий в нравственном сознании является спорным и весьма противоречивым. До 10 лет в моральных суждениях мальчиков и девочек различия не констатированы, с 10-12 лет в ответах девочек больше заботы и сострадания, чем в ответах мальчиков того же возраста. Недобросовестность и безответственность чаще отличают девочек, чем мальчиков. У девушек показатель нравственной мотивации ниже, чем у юношей. Но в целом женщины имеют более высокие показатели по моральным установкам [4].

Обнаружено, что мужчины и женщины обращают внимание на разные аспекты нравственности - на абстрактное понятие справедливости (мужчины) и на принципы сопереживания и человеческой ответственности (женщины). Мужчины склонны рассматривать нравственность как справедливость, основанную на абстрактных, рациональных принципах, которые достаточно соблюдать, чтобы всем было хорошо. Женщины воспринимают нравственность как сопереживание, человеческие отношения и ответственность перед теми, с кем находятся в близких отношениях [5].

На формирование нравственности влияют гендерноспецифические модели социализации, которые ориентируют мальчиков и девочек на разные ценности. У женщин полоролевые установки требуют включения механизма жертвенности в нравственном поведении, разведении высших социальных и прагматических мотивов, что приводит к тому, что актуализация нравственного мотива является причиной ослабления прагматического, и наоборот [6].

Каждая культура имеет свои собственные понятия и представления по поводу общепринятого поведения и норм морали. Моральные нормы носят универсальный обще-

человеческий и культурно-специфический характер. К универсальным нормам относятся, например, запрет на инцест, обязанность матери заботиться о детях и т.п.

В трактовке моральных норм и выборе дальнейшей стратегии исследования авторы исходят из двух противоположных преставлений - универсализма и культурного релятивизма. Часть исследований, проведенных в русле кросс-культурных, свидетельствует о том, что по содержанию мораль носит скорее универсальный характер, культуры различаются только по форме морали. При сравнении культур обнаруживаются лишь тонкие различия в способах решения конфликтов, моральных дилемм, общность моральных представлений в разных эпохах и культурах гораздо сильнее, чем принято считать [7].

Культурный релятивизм подходит к пониманию каждой культуры как уникального явления, в определённом типе культур формируется определенный тип морального сознания. Исследования, проведенные в русле культурного релятивизма, свидетельствует о существовании различий между культурами в сфере морального сознания.

Выявление универсальности или культурной специфичности стадий формирования нравственности Л. Кол-берга показало, что многие аспекты его теории нравственности универсальны. Исследования, проведенные в 27 странах, позволили сделать вывод о том, что первые две стадии Л. Колберга являются универсальными [8].

Исследование морального сознания московских и якутских детей от 7 до 12 лет, проведенное О.П. Николаевой [9], показало, что существует ряд особенностей, обусловленных различиями культурных традиций и социальных условий. Ею установлено, что развитие морального сознания происходит неравномерно внутри одной стадии и обуславливает различные типы моральной социализации в условиях различных культур.

В кросс-культурном исследовании россиян и американцев в возрасте от 10 до 40 лет была обнаружена прогрессия моральных суждений в зависимости от возраста. В моральном развитии подростков и юношей особых различий не выявлено, у россиян отсутствовали некоторые аспекты обоснований моральных ценностей, характерных для американцев, таких как, например, обоснование важности законов. В группе взрослых испытуемых моральные суждения у американцев отличались большей зрелостью, чем у россиян. В принятии моральных решений имеются некоторые различия: американцы оценивают компромисс между добром и злом как безусловное зло, а россияне в целом присваивают ему положительную оценку [7].

Исследование знаний нравственных норм российскими и сирийскими подростками показало, что в ситуации «моральной неопределенности» российский подросток вынужден самостоятельно ориентироваться в ценностях, сознательно искать объяснение своим и чужим поступкам. Если его поведение нравственно, то, как правило, эта нравственность осознанная, а не принятая по механизму подражания, как это распространено в Сирии [7].

Исследование про социальных нравственных суждений у бразильских и американских подростков показало, что в обеих культурах возрастные и гендерные различия в просоциальных нравственных оценках совпадали, была обнаружена взаимосвязь между про социальными нравственными суждениями и просоциальным поведением. Культурные различия проявились в усвоенных нравственных суждениях, американские подростки показали более высокие результаты, чем бразильские. Эти данные показывают, что культурное сходство и различия в нравственном суждении и поведении можно объяснить, если учитывать тот факт, что для отдельных культур достижение разных уровней нравственности может проходить неодинаково [8].

В сравнительном исследовании моральных представлений россиян и представителей западных культур, проведенном В.О. Рукавишниковым и др. [10], существенных различий в отношении к гражданской морали не выявлено, различия проявляются лишь в трактовке частной морали. Русских отличают относительно высокие нравственные стандарты, в своих личных моральных представлениях они проявляют больше либерализма, за исключением отношения к сексу с несовершеннолетними и гомосексуализму. Авторы объясняют это несходством законов, правил и норм, регулирующих поведение граждан в сфере частной жизни.

Межкультурные различия в моральных представлениях могут отражать не столько национально-культурные традиции, сколько особенности законов и функции общественных и государственных институтов, т.е. содержание морали в большей степени обусловлено экономической, политической и идеологической ситуациями.

Нравственные принципы и нормы - продукт конкретной культуры и общества, и они передаются от одного поколения к следующему. Нравственность в значительной степени подвержена влиянию основной, субъективной и имплицитной культуры, в которой она сформировалась. Нравственность и мораль также лежат в основе законов, которые формально определяют приемлемое и неприемлемое поведение. Нравственность занимает особое место в понимании культуры и культурных различий [8].

Таким образом, несмотря на универсальность большинства моральных принципов, норм и правил, специфические особенности морали все же существуют. Исследование содержания моральных представлений в кросс-куль-турном контексте представляет особую актуальность и практическую значимость в современном обществе.

Нами были исследованы моральные представления мужчин и женщин этноса саха, представленные в двух возрастных выборках: от 18-34 лет и от 35 лет и старше. Объем выборки составил 130 человек (70 молодых людей и 60 зрелого возраста).

В исследовании была поставлена гипотеза о существовании возрастных и гендерных различий в моральных представлениях этноса саха.

Работа проводилась в два этапа: на первом этапе производилась оценка моральных поступков через якутские фразеологизмы в ситуации «свои»/«чужие», на втором -выявлялся тип моральных ориентиров («гражданская мораль» и «личностная мораль»).

Во фразеологизмах в короткой, иносказательной форме отражается быт, отношения, мораль того или иного народа. Фразеологизмы дают меткую характеристику человека, его поступков и действий. В данном исследовании испытуемые оценивали моральные поступки через фразеологизмы, которые проявляются по отношению к «своим» (близким) и к «чужим» (незнакомым) людям. В качестве экспериментального материала нами были отобраны 77 якутских фразеологизмов из «Якутско-русского фразеологического словаря» А.Г. Нелунова [11]. Испытуемых просили оценить по 4-балльной шкале допустимость приведенных поступков на основе фразеологизмов по отношению к близким и чужим людям. Выделенные фразеологизмы были разделены на 4 шкалы: аморальные поступки, включающие 11 подшкал (46 фразеологизмов), нейтральные поступки - 2 подшкалы (8 фразеологизмов), противоречивые поступки (7 фразеологизмов), моральные поступки - 4 подшкалы (16 фразеологизмов).

По шкале «Аморальные поступки». Причинение вреда другому человеку. Использовать другого человека как средство достижения собственных целей: Мооньугар оло-рор - сидеть на шее у кого-либо, не работать и т.д. Хаанын иЬэр - жестоко эксплуатировать человека. Ёрб|_13оу поТо ТёёТ ёёёбаёо - злоупотреблять чужим добром, пользуясь отсутствием контроля.

По шкале «Нейтральные поступки». Подчинение, конформное поведение: Тыал хоту сылдьар - не иметь собственного мнения. Оонньуур буолар - быть игрушкой в чужих руках.

По шкале «Противоречивые поступки»: Сахсайбытын саайар - расправляться, громить кого-либо; наказывать заслуженно. Тылаахсар-возражать кому-либо; спорить, пререкаться, препираться с кем-либо.

По шкале «Моральные поступки». Альтруизм: £ё|_ф аёа±и Т ар3ё|_ф 6|_Губ - жертвовать собой ради предотвращения беды. ОаашТ 6Т±Т5 - проливать свою кровь за кого-либо, что-либо. Суол биэрэр - предоставлять возможность действовать, выдвинуться в какой-либо области; давать дорогу. 1\1аТ Тиааб прауб - выносить на своих плечах.

На втором этапе было проведено исследование по выявлению типов моральных ориентиров («гражданская мораль» и «личностная мораль»), использованная В.О. Рукавишниковым и др. [10]. Испытуемым предлагалось оценить степень согласия по отношению к 34 моральным поступкам по 3-балльной шкале, которые затем были разделены на 5 шкал: отношение к собственности и общественному порядку; отношение к жизни и смерти; отношение к обману и честности; отношение к асоциальным поступкам; отношение к семейным ценностям.

Полученные результаты по обеим методикам обрабатывались с помощью коэффициента корреляции Пирсона.

Оценка моральных поступков через фразеологизмы. В рамках данной статьи мы ограничимся анализом оценок фразеологизмов только по шкалам (табл. 1).

Шкала «Аморальные поступки» включала следующие поступки: использовать другого человека как средство достижения собственных целей, нанесение ущерба репутации другого человека, намеренный обман другого человека, причинение мучений другому человеку, заставить другого человека изменить образ жизни и др.

Степень допустимости аморальных поступков по от-

ношению к близким и незнакомым людям имела различия: по отношению к незнакомым людям мужчины обоих возрастов и молодые женщины могли допустить проявление аморальных поступков чаще, чем к своим близким. Степень допустимости аморальных поступков по отношению к незнакомым людям у юношей выше, чем у зрелых мужчин. По отношению к близким людям степень допустимости аморальных поступков выше у женщин зрелого возраста. Женщины могут использовать близких людей как средство достижения собственных целей, причинять мучения, укорять их чаще, чем незнакомых людей, и чаще, чем мужчины.

Таблица 1

Степень допустимости моральных поступков по отношению к близким и чужим людям по шкалам

(Оценки: 1 - всегда, 2 - часто, 3 - изредка, 4 - никогда)

Шкалы Мужчины 18-34 лет Мужчины от 35 лет и старше Женщины 18-34 лет Женщины от 35 лет и старше

близкие чужие близкие чужие близкие чужие близкие чужие

Аморальные поступки 3,44* 3,32 3,65 3,528 3,516 3,42 3,331 3,436

Нейтральные поступки 3,25 3,24 3,43 3,3 3,356 3,43 3,313 3,276

Противоречивые поступки 2,91 2,94 3,16 3,143 2,996 3,1 2,957 2,986

Моральные поступки 2,25 2,58 2 2,223 2,185 2,61 2,731 3,029

* Приведены усредненные значения

Продолжение табл. 1

Шкалы Женщины Мужчины 18-34 лет 35 лет и старше 18-34 лет 35 лет и старше

близкие чужие близкие чужие близкие чужие

Аморальные поступки 3,447 3,4359 3,55 3,4267 3,493 3,5002 3,361 3,5108

Нейтральные поступки 3,334 3,3544 3,336 3,2669 3,302 3,3688 3,333 3,2882

Противоречивые поступки 2,976 3,0429 3,033 3,0421 2,952 3,0571 3,021 3,0643

Моральные поступки 2,458 2,8197 2,124 2,4012 2,216 2,3669 2,595 2,6256

В шкалу «Нейтральные поступки» были включены такие поступки, как подчинение, доминирование. Степень допустимости отдельных поступков по отношению к чужим выше у зрелых мужчин и женщин; у молодых женщин и мужчин, наоборот, выше по отношению к близким.

Нами исследовались такие поступки, которые можно назвать «противоречивыми», с одной стороны, одобряемые, а с другой стороны, неодобряемые обществом. Степень допустимости противоречивых поступков по

отношению к незнакомым людям и близким не различалась.

Четвертая шкала «моральные поступки» включала такие категории, как заботливость, альтруизм, ответственность и честность. В целом, моральные поступки по отношению к близким людям более приемлемы, чем по отношению к незнакомым людям. Это характерно для всех выборок. В степени допустимости моральных поступков по отношению к чужим людям различий между мужчина-

ми и женщинами больше, чем между разными возрастными группами. У мужчин данный показатель выше, у женщин - ниже.

Наиболее высокая согласованность в оценке моральных поступков в ситуации близкие/чужие обнаружена в «зрелой» выборке: коэффициент корреляции у мужчин (г=0,94 при р<0,05), у женщин (г=0,9 при р<0,05), у юношей (г=0,11 при р<0,05), у девушек (г=0,94 при р<0,05). Такая же закономерность проявляется в ситуации близкие/близкие: коэффициент корреляции между мужчинами и женщинами (г=0,94 при р<0,05), между юношами и девушками (г=0,2 при р<0,05). А в ситуации чужие/чужие различий между группами не выявлено: коэффициент корреляции между мужчинами и женщинами (г=0,91 при р<0,05), между юношами и девушками (г=0,82 при р<0,05).

В исследовании обнаружены незначительные различия в степени допустимости тех или иных моральных поступков по отношению к близким и незнакомым людям, то есть в целом испытуемые относятся примерно одинаково как к своим близким, так и к незнакомым лю-дям. Кроме юношей, у которых расхождение в оценке моральных поступков по отношению к своим и чужим выше.

Особенности моральной ориентации. Первый тип моральной ориентации «Гражданская мораль» включает такие качества, как честность, цельность, законопослуша-ние и выражает отношение к таким поступкам, как «бесплатный проезд на общественном транспорте», «уклонение от уплаты налогов», «незаконное получение государственных пособий» и т.д.

Второй тип моральных ориентаций отражает нравственный стандарт личности и общества к сексуальному поведению и этические коллизии, связанные с жизнью и смертью, определяется как «личная мораль» или «моральная терпимость» (табл. 2).

В целом, по результатам исследования получилось, что между подгруппами испытуемых нет существенных различий в отношении к гражданской и личной морали. У молодежи чуть выше показатели по обеим ориентациям, т.е. степень допустимости как гражданской, так и личной морали, чем у зрелых людей. Если рассматривать гендерные выборки, то как в мужской, так и в женской выборке степень допустимости гражданской морали выше, чем личной, т.е. испытуемые менее снисходительно относятся к типу ориентации «моральная терпимость» и проявляют большую терпимость к вопросам, связанным с «гражданской моралью».

Таблица 2

Степень допустимости гражданской и личной морали

(Оценки: от 1 до 1,5 - моральный поступок недопустим, от 2,5 до 3 - допустим)

Типы мольной ориентации Мужчины 18-34 лет Мужчины от 35 лет и старше Женщины 1834 лет Женщины от 35 лет и старше Муж- чины Жен щины 18-34 лет 35 лет и старше

Гражданская мораль 1,89 1,706 1,88 1,81 1,8 1,85 1,89 1,76

Личная мораль 1,84 1,712 1,86 1,72 1,78 1,79 1,85 1,72

Возрастные и гендерные различия в степени допустимости моральных поступков. Степень допустимости моральных поступков по отношению к отдельным ситуациям представлена в табл. 3. С позиций всех испытуемых к недопустимым моральным поступкам (от 1 до 1,5) были отнесены убийство, самоубийство, убийство по политическим мотивам, употребление наркотиков, торговля человеческими органами; к допустимым моральным поступкам (от 2,1 до 3) - проживание в гражданском браке, секс до свадьбы, развод супругов. Большинство групп испытуемых также отнесли к допустимым поступкам бесплатный проезд в общественном транспорте и зачатие в пробирке.

Помимо названных выше с позиции молодых людей к поступкам, которые не могут быть морально оправданы, были отнесены еще распространение сплетен, угон автомобиля ради шутки, с позиций девушек - браконьерство.

К поступкам, которые не могут быть морально оправданы, взрослыми мужчинами были отнесены: участие друга или родственника в организованных преступных группах, покупка краденых вещей, мусорить в общественном месте, распространение сплетен, угон автомобиля ради шутки, присвоение найденных вещей, секс с несовершеннолетними, женщинами - участие друга или родственника в организованных преступных группах, покупка краденых вещей, угроза работникам, которые отказываются участвовать в забастовке, угон автомобиля ради шутки, секс с несовершеннолетними. Поступки, к которым можно относиться снисходительно в зависимости от ситуации, мужчины отнесли дачу (получение) взятки. В целом, перечень запретных поступков во всех группах испытуемых оказался больше, чем перечень допустимых поступков.

Таблица 3

Степень допустимости моральных поступков в зависимости от ситуации

(приведены средние значения по шкале оценок: 1 - никогда не может быть оправдано, 2 - иногда это допустимо, 3 - к этому нужно относиться снисходительно; критерии оценки: от 1 до 1,5 - моральный поступок недопустим, от 2,1 до 3 - допустим)

Моральные поступки Муж- чины 18-34 лет Мужчины от 35 лет и старше Жен щины 18-34 лет Женщины от 35 лет и старше Муж- чины Жен- щины 18-34 лет 35 лет и старше

1. Участие друга или родственника в организованных преступных группах 1,833 1,4 1,83 1,44 1,62 1,64 1,83 1,42

2. Покупка краденых вещей, о которых вы знаете, что они были украдены 1,778 1,3 1,67 1,44 1,54 1,56 1,72 1,37

3. Торговля человеческими органами 1,5 1,5 1,41 1,44 1,5 1,43 1,46 1,47

4. Угроза работникам, которые отказываются участвовать в забастовке 1,833 1,6 1,77 1,22 1,72 1,49 1,8 1,41

5. Принудительное лечение психически больных 1,833 2,1 2,03 1,78 1,97 1,91 1,93 1,94

6. Убийство по политическим мотивам 1,444 1,3 1,4 1,11 1,37 1,26 1,42 1,21

7. Попрошайничество 1,778 2 2,2 1,89 1,89 2,04 1,99 1,94

8. Мусорить в общественном месте, сваливать отходы в неположенном месте 1,611 1,5 1,87 1,67 1,56 1,77 1,74 1,58

9. Дача (получение) взятки 1,944 2,6 1,9 1,89 2,27 1,89 1,92 2,24

10. Распространение сплетен 1,556 1,4 1,83 2,22 1,48 2,03 1,69 1,81

11. Угон автомобиля «шутки ради» (покататься) 1,389 1,1 1,6 1,56 1,24 1,58 1,49 1,33

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12. Алкоголизм 1,722 2,1 1,8 1,67 1,91 1,73 1,76 1,88

13. Использование занимаемой должности в собственных целях 2,056 1,8 1,93 2,11 1,93 2,02 1,99 1,96

14. Проживание в гражданском браке 2,278 2,4 2,47 2,67 2,34 2,57 2,37 2,53

15. Управление автомобилем в нетрезвом состоянии 1,889 1,7 1,77 1,56 1,79 1,66 1,83 1,63

16. Употребление наркотиков 1,5 1,222 1,33 1,22 1,36 1,28 1,42 1,22

17. Секс до свадьбы 2,333 2,5 2,47 2,44 2,42 2,46 2,4 2,47

18. Получение больничного листка и/или нахождение на «больничном» без основания 1,667 1,7 2,13 1,78 1,68 1,96 1,9 1,74

19. Супружескаяизмена 1,667 1,7 1,73 1,67 1,68 1,7 1,7 1,68

20. Бесплатный проезд на общественном транспорте 2,333 1,8 2,33 2,44 2,07 2,39 2,33 2,12

Окончание табл. 2

21. Зачатие в пробирке 2,056 2,1 2,47 2,44 2,08 2,46 2,26 2,27

22. Сопротивление милиции 2,111 1,8 2,1 2,11 1,96 2,11 2,11 1,96

23. Проституция 1,889 1,6 1,77 1,67 1,74 1,72 1,83 1,63

24. Самоубийство 1,5 1,1 1,47 1,22 1,3 1,34 1,48 1,16

25. Присвоение найденных вещей 1,944 1,5 2 1,67 1,72 1,83 1,97 1,58

26. Ложь ради собственных интересов 2,111 1,7 2,1 1,78 1,91 1,94 2,11 1,74

27. Уклонение от уплаты налогов 1,778 1,7 1,63 1,78 1,74 1,71 1,71 1,74

28. Секс с несовершеннолетними 1,611 1,3 1,67 1,33 1,46 1,5 1,64 1,32

29. Развод 2,5 2,1 2,2 2,33 2,3 2,27 2,35 2,22

30. Убийство 1,444 1,2 1,2 1 1,32 1,1 1,32 1,1

31. Аборт 1,833 2,1 1,83 2,11 1,97 1,97 1,83 2,11

32. Лишение или способствование уходу из жизни больного человека с его согласия 2,167 1,9 1,87 1,78 2,03 1,82 2,02 1,84

33. Гомосексуализм 2,167 1,6 2 2,33 1,88 2,17 2,08 1,97

34. Браконьерство 2,222 1,7 1,53 2,22 1,96 1,88 1,88 1,96

При анализе результатов были выделены следующие шкалы моральных поступков: отношение к собственности и общественному порядку; отношение к жизни и смерти; отношение к обману и честности; отношение к асоциальным поступкам; отношение к семейным ценностям (табл. 4).

Моральная терпимость больше проявляется по отношению к семейным ценностям, а также по отношению к собственности и общественному порядку. Большую нетерпимость испытуемые демонстрируют по отношению к асоциальным поступкам. В целом, у молодых людей и у женщин терпимость к моральным поступкам выше, чем у зрелых людей и у мужчин.

Таблица 4

Степень допустимости моральных поступков по шкалам

(Оценки: от 1 до 1,5 - моральный поступок недопустим, от 2,5 до 3 - допустим)

Шкалы моральных поступков Муж- чины 18-34 лет Мужчины от 35 лет и старше Женщины 1834 лет Женщины от 35 лет и старше Муж- чины Жен щины 18-34 лет 35 лет и старше

1. Отношение к собственности и общественному порядку 2,02 1,64 1,95 1,9 1,83 1,93 1,99 1,77

2. Отношение к жизни и смерти 2,17 1,66 1,72 1,57 1,92 1,65 1,95 1,62

3. Отношение к обману, честности 1,89 1,82 1,97 1,93 1,86 1,95 1,93 1,88

4. Отношение к асоциальным поступкам 1,79 1,6 1,83 1,65 1,7 1,74 1,81 1,63

5. Отношение к семейным ценностям 2,2 2,17 2,26 2,28 2,19 2,27 2,23 2,23

Корреляционный анализ оценки моральных поступков между группами испытуемых показал, что степень согласованности между мужчинами и женщинами (г=0,84 при р<0,05) в целом и между разными возрастными выборками (г=0,87 при р<0,05) достаточно высокая. Также высокая степень согласованности обнаружена между девушками и зрелыми женщинами (г=0,8 при р<0,05), а между юношами и зрелыми мужчинами - степень согласованности (г=0,67 при р<0,05) ниже, чем во всех группах.

Таким образом, в целом, мы можем констатировать, что возрастные различия в моральных представлениях проявляются сильнее, чем гендерные различия; особенно ярко различия выражены между молодыми и зрелыми мужчинами.

Литература

1. Анциферова Л.И. Связь морального сознания с нравственным поведением человека (по материалам исследований Лоуренса Колберга и его школы) // Психологический журнал. 1999. № 3. С. 5-17.

2. ВоловиковаМ.И. Социальные представления о нравственном идеале в российском менталитете: Автореф. дис. ... докт. психол. наук. М., 2005. 30 с.

3. Российский менталитет: вопросы психологической теории и практики. М.: Институт психологии РАН, 1997. 333 с.

4. Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины. СПб.: Питер, 2002. 544 с.

5. Глейтман Г., Фридлунд А., Райсберг Д. Основы психологии. СПб.: Речь, 2001. 1247 с.

6. Нартова-Бочавер С.К. Экспериментальное исследование ситуационной изменчивости мотивации помощи // Психологический журнал. 1992. № 4. С. 15-23.

7. Хвостов A.A. Сравнительный анализ моральных суждений от подростков до среднего возраста в России и США // Развитие личности. 2001. № 1. С. 62-82.

8. Мацумото Д. Психология и культура. СПб.: Еврознак, 2002. 417 с.

9. Николаева О.П. Исследование этнопсихологических различий морально-правовых суждений // Психологический журнал. 1995. № 4. С. 79-88.

10. РукавишниковВ.О., Халман Л., Эстер П. Мораль в сравнительном измерении // Социологические исследования. 1998. № 6. С. 88-101.

11. Нелунов А.Г. Якутско-русский фразеологический словарь. Т. 1, 2. Новосибирск: Изд. СО РАН, 2002. Т.1. 287 с.; Т. 2. 420 с.

A.I. Egorova, A.P Makarova

MORAL CONCEPTS OF THE SAKHA ETHNICITY: AGE AND GENDER PECULIARITIES

The article presents investigation results on moral concepts of young and elder generation- the representatives of the Sakha ethnicity. The study is based on evaluation methods of moral behavior through Yakut phraseology (in situation ”own/alien) and method of determination of moral guidelines.

■4МНГ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.