Научная статья на тему 'Возрастные и гендерные особенности динамики психоэмоционального напряжения и тревожности студентов с разным уровнем физической активности'

Возрастные и гендерные особенности динамики психоэмоционального напряжения и тревожности студентов с разным уровнем физической активности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
323
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОЕ НАПРЯЖЕНИЕ / СТУДЕНТЫ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Кузнецова О. Б., Старкова Е. В.

Психоэмоциональное напряжение (II степень нервно-психического напряжения) появляется тогда, когда повышается уровень мотивации, появляется значимая цель и существенная информация; повышается сложность и эффективность деятельности, но человек справляется с поставленной задачей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Возрастные и гендерные особенности динамики психоэмоционального напряжения и тревожности студентов с разным уровнем физической активности»

УДК 796.01:612

ВОЗРАСТНЫЕ И ГЕНДЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДИНАМИКИ ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОГО НАПРЯЖЕНИЯ И ТРЕВОЖНОСТИ СТУДЕНТОВ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ ФИЗИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ

О.Б. Кузнецова - кандидат педагогических наук, доцент Е.В. Старкова - кандидат биологических наук, доцент Пермский государственный педагогический университет

Пермь

AGE AND GENDER CHARACTERISTICS OF DYNAMYCS OF PSYCHO-EMOTIONAL STRESS AND ANXIETY OF STUDENTS WITH DIFFERENT

LEVELS OF PHYSICAL ACTIVITY

O.B. Kuznetsova - Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor

E.V. Starkova - Candidate of Biological Sciences, Associate Professor Perm State Pedagogical University Perm

e-mail: o_b_k@bk.ru

Ключевые слова: психоэмоциональное напряжение, студенты.

Аннотация. Психоэмоциональное напряжение (II степень нервно-психического напряжения) появляется тогда, когда повышается уровень мотивации, появляется значимая цель и существенная информация; повышается сложность и эффективность деятельности, но человек справляется с поставленной задачей.

Key words: psycho-emotional stress, students.

Summary. Psycho-emotional stress (II degree of mental stress) appears when the rising of the level of motivation, there is a worthwhile goal and significant information; increases complexity and effectiveness of activity, but a person copes with this task.

Цель исследования: изучить психофизиологические и психологические особенности студентов 17-18 и 21-23 лет с разным уровнем физической активности.

Объект исследования: исследование проводили на студентах обоего пола первых и пятых курсов Пермского государственного педагогического университета. Возраст первокурсников составлял 17-18 лет, студентов пятого курса - 21-23 года. Испытуемые были разделены на две группы. В первую группу вошли студенты с высоким уровнем двигательной активности, обучавшиеся на факультете физической культуры ПГПУ. Уровень регламентированной физической активности у студентов этой группы составлял не менее 16 часов в неделю в течение всех пяти лет обучения. Вторую группу составили студенты с низким уровнем двигательной активности - студенты физического факультета ПГПУ. Уровень регламентированной физической активности в этой группе составлял не более 4 часов в неделю у студентов первого курса, на пятом курсе физическая активность ограничивалась только повседневными нагрузками бытового характера.

Уровень тревожности оценивали с помощью методики Ч. Спилбергера в модификации Ю.Л. Ханина. Согласно концепции Спилбергера, следует различать тревогу как состояние и тревожность как свойство личности.

Тревога - реакция на грозящую опасность, реальную или воображаемую, эмоциональное состояние безобъектного страха, характеризующееся непреодолимым ощущением угрозы в отличие от страха, который представляет собой реакцию на вполне определённую опасность. Тревожность - индивидуальная психологическая особенность, состоящая в повышенной склонности испытывать беспокойство в различных жизненных ситуациях, в том числе и в тех, объективные характеристики которых к этому не располагают. Существует возможность измерения различий между тревогой - состоянием и тревогой - чертой, то есть временными преходящими особенностями и относительно постоянным предрасположением. Методика состоит из двух частей. Первая шкала (20 вопросов) предназначена для определения того, как человек чувствует себя в данный момент, то есть для диагностики актуального состояния. Задания второй части (20 вопросов) направлены на выявление того, как человек чувствует себя обычно, то есть диагностируется тревожность как свойство личности.

Исследование заключалось в заполнении испытуемыми бланков с утверждениями и вариантами ответов. Результаты обрабатывались в соответствии с ключом. Определялось количество баллов по шкалам ситуативной и личностной тревожности, сумма баллов по каждой из шкал свидетельствовала об уровне тревожности: низком (20-34 балла), среднем (35-44 балла) или высоком (свыше 45 баллов).

Высокий уровень тревожности является тем фактором, который может ухудшать успешность обучения и, с другой стороны, обусловливать формирование нарушений состояния здоровья, имеющих психосоматическую природу. В сложной структуре тревожности преобладает эмоциональный компонент (А.М. Прихожан, 2000). Особенно важное значение может приобретать этот фактор в сочетании с высоким уровнем мотивации, не позволяющим уклониться от умственной нагрузки (М.М. Хананашвили, 1988). В то же время некоторый уровень тревожности в норме свойствен всем людям и необходим для оптимальной адаптации человека к действительности.

Физические упражнения оказывают выраженный антистрессорный эффект, в результате которого снижается уровень тревожности и психоэмоционального напряжения (OConnor, Cook, 1998), агрессивности и фрустрации (О.С. Ткач и соавт., 2000). Имеющиеся данные свидетельствуют о том, что уровень тревожности повышен у 65% студентов вуза (А.В. Соколов, Т.И. Толстова, 2005). В связи с этим представляет интерес сопоставление уровня тревожности у студентов с разной физической активностью. Результаты наших исследований приведены в табл. 1, из которой видно, что роль уровня физической активности отчетливо проявляется в более высокой личностной тревожности у девушек 1718 лет группы 2 по сравнению с их ровесницами из группы 1. Таким образом, недостаточная физическая активность студенток I курса физического факультета сочетается с более высоким уровнем тревожности, тогда как у девушек с высокой физической активностью уровень тревожности ниже (p<0,05).

Таблица 1

Показатели тревожности студентов с разным уровнем физической активности

Показа- Возраст, Девушки Юноши

тель лет 1 2 1 2

СТ, балл 17-18 34,82 ± 1,80 39,10 ± 1,55 ** 34,10 ± 1,62 33,07 ± 1,21

21-23 37,14 ± 2,27 * 35,22 ± 1,27 31,83 ± 1,25 36,17 ± 2,20

ЛТ, балл 17-18 40,82 ± 1,16 * 44,82 ± 1,25 1** 36,55 ± 1,39 38,90 ± 0,98

21-23 43,57 ±1,75 ** 42,65 ± 1,10 38,55 ± 0,94 39,67 ± 1,67

Примечание: * - p<0,05, ** - p<0,01 к уровню юношей; - p<0,05 к уровню девушек группы 1

Результаты оценки тревожности в возрастном аспекте показывают, что между студентами I и V курсов различия отсутствуют. В то же время ярко выражены гендерные различия как ситуативной, так и личностной тревожности. Из табл. 1 видно, что среди

студентов I курса (17-18 лет) с низкой физической активностью уровень ситуативной тревожности у девушек значимо выше, чем у юношей, тогда как в группе с высокой физической активностью подобного различия нет. Однако по уровню личностной тревожности 17-18-летние девушки превосходят юношей того же возраста вне зависимости от физической активности. Интересно, что в возрастной категории 21-23 лет гендерные различия и личностной, и ситуативной тревожности имеют место только в группе с высокой физической активностью, причем у девушек эти показатели значимо выше, чем у юношей.

Таким образом, низкий уровень физической активности сопровождается повышением личностной тревожности девушек 17-18 лет. Существуют выраженные гендерные различия величины тревожности, причем девушки обеих групп во всех возрастных категориях имеют более высокие значения тревожности по сравнению с юношами.

Психофизиологические реакции студентов на умственные нагрузки определяли путем измерения интенсивности электродермальной реакции (ЭДР), отражающей уровень психоэмоционального напряжения, с помощью активациометра АЦ-6. В основе указанного метода лежит принцип измерения электродермальных реакций (ЭДР) с помощью биполярных неполяризующихся электродов. Физиологической основой ЭДР является секреция потовых желез, имеющих только эфферентную симпатическую иннервацию (С.А. Котельников и соавт., 2002).

Значимость уровня психоэмоционального напряжения для эффективной учебной деятельности представляется очевидной. В соответствии с принципом Джеркса-Додсона, для успешного обучения необходим оптимальный уровень эмоционального состояния (Н.С. Егоров, В.П. Загрядский, 1973). Таким образом, как недостаточный, так и избыточный эмоциональный фон являются факторами, препятствующими обучению.

В отдельной серии проведено изучение недельной динамики ПЭН и латеральности полушарий. Эксперимент осуществляли в течение одной недели в понедельник, вторник, среду, четверг и пятницу в первой половине дня. Проведение исследований в течение недели обусловлено динамикой умственной работоспособности.

Обнаруженные в ходе анализа реакций на умственную нагрузку различия свидетельствуют о специфике процессов адаптации студентов к учебной работе, что обусловлено различной степенью физической активности, половыми и возрастными особенностями. Поскольку процесс адаптации является многокомпонентным, в нем принимают значительное участие психофизиологические механизмы. Оценка корреляционных связей у студентов показала наличие качественных особенностей имеющихся зависимостей между уровнем психоэмоционального напряжения и другими уровнями жизнедеятельности. Можно полагать, что уровень ПЭН является одним из факторов адаптации, который отражает степень мобилизации психофизиологических механизмов при умственной деятельности. С другой стороны, по динамике ПЭН можно косвенно судить о состоянии умственной работоспособности.

Исследования были проведены в начале второго семестра обучения. Результаты сравнения недельной динамики ПЭН у студентов 1 курса с разным уровнем физической активности представлены на рис. 1. Значимые различия уровня ПЭН в первой половине недели отсутствуют, и отмечаются лишь в четверг как у девушек, так и юношей. Характерным является наличие фазы повышения ПЭН у студентов группы 1 во второй половине недели, отсутствующей у студентов-физиков.

Рис. 1. Недельная динамика величины ПЭН (по интенсивности электродермальнойреакции)

у студентов 17-18 лет

Примечание: 1. А - девушки, Б - юноши. 2. По горизонтальной оси - дни недели, по вертикальной -интенсивность электродермальной реакции (мкА). 3. 1 - студенты с высоким, 2 - низким уровнем физической активности. 4. * - Р<0,05 по отношению к уровню ПЭН в группе 2

Возможно, указанное повышение ПЭН обусловлено сочетанием интенсивных умственной и физической нагрузок. Следует отметить, что в группе 1 величина средненедельного значения ПЭН у юношей значимо выше, чем у девушек (117,8 и 80,4 соответственно, р<0,01), но в группе 2 гендерные различия средненедельного уровня ПЭН отсутствуют.

Результаты сравнения динамики ПЭН у студентов 21-23 лет приведены на рис. 2.

Рис. 2. Недельная динамика величины ПЭН (по интенсивности электродермальной реакции) у студентов 21-23 лет. Условные обозначения - см. рис. 1

Видно, что у девушек с низким уровнем физической активности динамика ПЭН характеризуется существенно более высокими значениями, чем у девушек группы 1, в дни максимальной учебной нагрузки со вторника по четверг. У юношей группы 2 по сравнению с их ровесниками группы 1 более высокий уровень ПЭН наблюдается в среду. Более высокие значения ПЭН у студентов группы 2 свидетельствуют о напряженном характере адаптации к моменту окончания обучения в вузе, тогда как недельная динамика ПЭН у студентов 1 группы отражает нормальный уровень напряжения адаптационных механизмов. Следует отметить, что в группе 1 величина средненедельного значения ПЭН у юношей значимо выше, чем у девушек (89,4 и 67,9 соответственно, р<0,05), тогда как в группе 2 гендерные различия средненедельного уровня ПЭН отсутствуют.

Приведенные результаты дают основания предполагать, что роль ПЭН в процессах адаптации к умственной нагрузке студентов с разным уровнем физической активности неодинакова. Так, у студентов с низким уровнем физической активности уровень ПЭН тесно

коррелирует с показателями симпатического тонуса, что особенно выражено у юношей 21-23 лет в условиях умственной деятельности. Вероятно, мобилизация симпатических механизмов обеспечивает необходимую интенсивность метаболизма. С другой стороны, симпатическая активность приводит к значительным вегетативным сдвигам, которые при определенных условиях могут способствовать развитию донозологических нарушений, особенно у лиц мужского пола.

У студентов с высокой физической активностью отсутствует зависимость между ПЭН и другими уровнями жизнедеятельности. Вероятно, уровень ПЭН характеризует достаточную мобилизацию энергетических ресурсов на фоне высокой мощности аэробных механизмов, присущей студентам с высоким уровнем физической активности. Однако даже в этой группе отчетливо выражены гендерные различия, которые подтверждают большую устойчивость девушек к умственной нагрузке с точки зрения выраженности вегетативных реакций.

Статья поступила в редакцию 23.08.2010 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.