СОЦИОЛОГИЯ
УДК 008 И.В. Романова, к. социол. ндоцент каф. «Коммерческое товароведение», ЗИП СибУПК
ВОЗРАСТНАЯ И ПОСЕЛЕНЧЕСКАЯ ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ АДАПТАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ ЖЕНЩИН ЧИТИНСКОЙ ОБЛАСТИ
Научные интересы: социальная геронтология, гендерология, социальные проблемы женского одиночества
В статье рассматриваются вопросы социально-экономической адаптации женщин, определяющие способность использовать адаптационные ресурсы и личный потенциал для адаптации к современным социальным условиям. Установлено, что развитие адаптационного потенциала женщин характеризуется значительной дифференциацией в разрезе поселенческих типов и возрастных различий женщин ■
I. Romanova, Candidate of sociological science, associate professor of Zabaykalsky Enterpreneurship
Institute of Sibirian User Cooperation Governance (ZEI SibUCG), Chita
AGE AND LOCATION DIFFERENTIATION OF FEMALE ADAPTIVE RESOURCES IN CHITA REGION
This article considers questions of socio-economic adaptation of women, determining a capability to use adaptive resources and personal potential of adaptation to modern social setting. It is proved, that the development of women's adaptive potential is characterised by significant differentiation within the bounds of female location types and age differences ■
* * *
Социальное положение женщины всегда было предметом внимания и изучения научной общественности. В те -чение двух последних десятилетий исследование проблем социальной адаптации женщин к меняющейся среде жизнедеятельности превратилось в одну из ведущих тем отечественной социологии, экономики, демографии, политологии.
Социально-экономическая адаптация
женщин определяется их способностью рационально и эффективно использовать имеющиеся индивидуальные адаптационные ресурсы, личностный потенциал для встраивания в сложившуюся хозяйственную ситуацию с целью реализации своих потребностей и интересов [2].
Одной из задач нашего комплексного исследования 2006-2007 гг., посвященного изучению адаптации женщин Читинской об-
ласти к современным социальным условиям, было изучение основных составляющих комплексного показателя адаптации, а также анализ его самооценки женщинами.
Комплексный показатель адаптации (адаптационный потенциал) суммирует четыре его составляющих (адаптационных ресурса): образовательный капитал (ОК), профессиональный капитал (ПК), информационно - культурный капитал (ИКК), капитал социальных связей (КСС). Методика расчета каждого ресурса приведена в работе Е.М. Аврамовой и Д.М. Логинова [1].
Основным количественным методом получения социологической информации был анкетный опрос. Анкета включала в себя несколько взаимосвязанных блоков, ориентированных на изучение адаптации женщин, один из них был ориентирован на получение информации об основных состав-
ляющих адаптационного потенциала женщин.
Весь объем выборки был разделен на возрастные страты, а каждая из них поделена по типу поселения на городских жительниц и жительниц сельской местности [5].
Для анализа адаптационного потенциала оценки каждого ресурсного капитала были дифференцированы по уровню его развития. К «слабому» ресурсному потенциалу относится сумма баллов, соответствующая значениям 1...7; к «среднему» -8...12; к «сильному» - 13.20 (максимальное значение).
Величина того или иного ресурса при -нималась равной тому значению в баллах, которое было отмечено в анкете при опросе. Основные результаты определения адаптационного показателя приведены в табл. 1 и 2.
Таблица 1
Распределение адаптационного потенциала по возрастным группам городских женщин Читинской области
Составляющие адаптационного потенциала, баллы (среднее для возрастной группы) Возрастные группы женщин, лет
20-29 30-39 40-49 50-59 60 и старше
Доля в выборке, %
20,5 16,5 19,9 18,5 24,6
Образовательный капитал (ОК) 3 3,5 3,5 3,2 3
Профессиональный капитал (ПК) 1,5 3,2 3,3 3,5 3,4
Информационнокультурный капитал (ИКК) 2,3 3,6 3,8 3,2 2,3
Капитал социальных связей (КСС) 2,1 2,4 2,4 2,7 1,2
Адаптационный потенциал 8,9 12,7 13 12,6 9,9
Таблица 2
Распределение адаптационного потенциала по возрастным группам сельских женщин Читинской области
Составляющие адаптационного потенциала, баллы (среднее для возрастной группы) Возрастные группы женщин, лет
20-29 30-39 40-49 50-59 60 и старше
Доля в выборке, %
26,4 19,6 21,1 17,1 15,8
Образовательный капитал (ОК) 2,1 2,5 2,7 1,8 1,1
Профессиональный капитал (ПК) 1,0 1,8 1,5 1,2 1,1
Информа ционно- куль -турный капитал (ИКК) 1,5 1,6 1,5 1,8 1,3
Капитал социальных связей (КСС) 2,1 2,2 2,3 2,2 1,2
Адаптационный потенциал 6,7 8,1 8 7 4,7
Приведенные в таблицах данные позволяют установить, что в соответствии с принятой шкалой дифференциации адаптационного потенциала 54,9 % всех городских женщин могут быть отнесены к среднему и незначительно превышающему его уровню, в то время как только 40,7 % жительниц села по этому показателю лишь на один балл превышают отметку слабого уровня.
Средние по возрастным группам жен -щин значения уровня позволяют ранжировать их показатели адаптационного потенциала, более глубокую оценку наличия и использования адаптационных ресурсов дает их анализ внутри возрастных групп.
Достаточно высоким уровнем образо -вания и квалификации обладает четвертая часть городских женщин. Из сопоставления приведенных распределений видно, что явным образом выделяются социально дефицитные ресурсы. К ним в первую очередь относится социальный капитал - ресурс, который многими женщинами признается главным условием успешной адаптации, при
этом развитыми социальными связями обладают менее 10 % женщин, причем наиболее эффективно его используют женщины третьей и четвертой возрастных групп.
Примерно 20 % женщин его используют эпизодически (помощь при устройстве на работу и лечении), а около 50 % опрошенных сообщают, что не рассчитывают ни на родственную, ни на дружескую помощь в материальных и бытовых проблемах.
Причины подобного, на наш взгляд, лежат в неразвитости гражданского общества, проистекающей из особенностей псевдоколлективизма советской эпохи и последующей приватизации частной жизни, на деле превращающейся в социальную изоляцию. Отсюда же - массовые упования на государство как на главного и единственного помощника и защитника, что особенно проявляется в старших возрастных группах женщин, в большинстве указавших, что получают помощь только при взаимодействии с соответствующими государственными социальными институтами [3].
Другим дефицитным ресурсом высту-пает культурно-информационный капитал, инновационные элементы которого, прежде всего, владение компьютером, рассматриваются сегодня как безусловное преимущество на конкурентном рынке труда. Из всех составляющих ИКК большинство женщин отметило телевидение как основной культурно-информационный источник. В старших возрастных группах незначительная доля женщин (около 10 %) отметила чтение книг, а в первых трех - значительная часть (более 30 %) - работу с компьютером и в сети Интернет. Освоение новых культурноинформационных каналов потребовало значительных затрат и денег, и энергии, к чему большинство женщин оказалось не готово.
Более удручающая картина по рассматриваемым составляющим адаптационного показателя выявилась у сельских женщин. При общей средней оценке образовательного капитала у женщин активного тру-
дового возраста 2,3 балла он поднят до та -кого уровня только за счет небольшого числа женщин, имеющих высшее и среднее специальное образование, основная масса коренных сельских женщин имеет неполное среднее и общее среднее образование. Такая же картина просматривается из анализа ответов относительно профессионального капитала.
Приведенный в таблице уровень про -фессионального капитала сельских женщин поддерживается только за счет женщин-учителей, женщин - фельдшеров, работниц поселковой администрации.
Капитал социальных связей сельских женщин практически одинаков во всех возрастных группах, он основывается на более тесной родственной связи и взаимоподдержке.
Для дальнейших рассуждений приве-дем самооценку степени адаптированности городских женщин (табл. 3).
Таблица 3
Самооценка степени адаптированности городских женщин Читинской области
Возрастные группы женщин Самооценка степени адаптированности, % от выборки
Хорошая Слабая Практически отсутствует
20-29 15,9 67,7 16,2
30-39 38,4 50,3 11,3
40-49 34,6 52,9 12,5
50-59 30,1 57,9 12,0
60 и старше 9,8 78,4 11,8
Совместный анализ табл. 1 и 3 говорит о том, что даже относительно высокая обеспеченность ресурсами автоматически не приводит к успешной адаптации. Невысокая доля успешно адаптированных ставит проблему капитализации ресурсов, т.е. на-
личия возможностей их эффективной реализации в сложившейся институциональной среде. О том, что такая проблема существует и стоит достаточно остро, свидетельствуют данные табл. 3.
Слабая адаптация 45 % женщин, об-
ладающих низким ресурсным потенциалом, вполне понятна и объяснима. Но слабая адаптация более половины женщин, ресурсный потенциал которых оценен как средний, и тем более наличие среди них около 12 % женщин с практически отсутствующей адаптацией, превращается в серьезную проблему, нерешенность которой чревата постоянным латентным социальным напряжением.
Оценим теперь шансы адаптации разных возрастных групп женщин исходя из наличия развитых адаптационных ресурсов.
В старшей возрастной группе женщин доля тех, кто не имеет ни одного высокоразвитого ресурса, на который можно было бы опереться и выстраивать сколько-нибудь успешную адаптационную стратегию, превышает 80 %; в средних группах таких -около 50 %, а в младшей - только 33 %, доля хотя и большая, но все же не критичная. Один развитый ресурс (это, как правило, либо образование, либо профессионализм) имеет примерно треть каждой возрастной группы, а комбинация ресурсов высокой степени развитости - приоритет тех, кто формировался уже в новой социальноэкономической среде.
Немногим лучше ситуация средних возрастных групп, т.е. женщин в возрасте 40.59 лет. В отсутствии целенаправленной социальной политики, нацеленной на обновление ресурсного капитала среднего поколения , его ресоциализацию, пассивные патерналистские ожидания распространяются и на него.
Уровнем ресурсов, адекватным требованиям конкурентной среды, в массе обладают лишь молодые. Благодаря собственным усилиям, своим семьям, инвестирующим в образование, наконец, государственным структурам, обеспечивающим доступ к образованию и информации, молодежь, во всяком случае ее значительная часть, получила сравнительно неплохие шансы добиться успеха, измеряемого уровнем благосостояния, престижа и социального комфорта.
Но сформировавшиеся на сегодняшний день социально-экономические условия таковы, что даже высокоразвитые ресурсы часто оказываются длительное время нереализованными. Имея необходимые ресурсы для того, чтобы эффективно действовать в новых социально-экономических условиях, молодые женщины часто оказываются перед дилеммой: использовать их интенсивно для профессионального становления и карьерного роста, часто в ущерб обретению семьи и рождению ребенка или законсервировать их (с большой вероятностью морального износа) на неопределенный период, переключив все усилия на создание благополучной семьи. Совмещать эти два пути удается лишь единицам.
Кризисный характер социально-
экономических преобразований 90-х гг., резкое обесценивание доходов и сбережений всех слоев населения определили высокую адаптационную значимость нематериальных ресурсов, т.е. таких ресурсов, которые неотделимы и неотчуждаемы от человека, при том, что возможности и условия их использования могут меняться в зависимости от условий внешней среды [4].
Наши исследования показывают, что в качестве наиболее дефицитного ресурса явным образом выделяются социальные связи: около половины опрошенных характеризуются его минимальным развитием, тогда как значения, превышающие 3 балла, отмечены немногим более чем в 10 % выборки. Характер распределения этого ресурса городских женщин показывает, что первые три его градации (помощь при взаимодействии с социальными институтами, помощь от друзей, знакомых, родственников, получение одного любого вида помощи в решении важных проблем) используются примерно с равной интенсивностью, тогда как у сельских женщин заметно преобладают лишь две первые. Максимально развиты! (5 баллов) социальные связи только у 3,5 % городских женщин, у сельских женщин эта
позиция в анкете не была отмечена ни разу.
Распределения по образовательному и профессиональному ресурсам показывают, что обеспеченность городских женщин ими достаточно высокая - около двух третей опрошенных имеют среднее и высшее профессиональное образование и средневысокую профессиональную квалификацию. У 49 % сельских женщин общее среднее образование, тогда как среднеспециальное имеют лишь около 12 %. Профессиональная квалификация сельских женщин в основном низкая, лишь менее 10 % считают себя высококлассными специалистами.
Анализ фактических материалов пока -зывает, что преобладающая часть городских женщин в возрастном диапазоне активной трудовой деятельности обладает достаточным образованием и профессиональной квалификацией, чтобы быть востребованными на рынке труда. В то же время около
80 % сельских женщин имеют неполное и общее среднее образование и относят себя к работницам с низкой квалификацией.
Индивидуальный адаптационный потенциал характеризуется не только тем, какие значения имеет каждый из нематериальных ресурсов, но и тем, насколько развита система адаптационных ресурсов в целом. Важной характеристикой адаптационного потенциала является число ресурсов, относящихся к высокоразвитым и низкоразвитым. Понятно, что большее число высокоразвитых адаптационных ресурсов увеличивает адаптационные возможности населения, т.к. дает шанс построения адаптационных стратегий на основе таких ресурсов. При этом к высокоразвитым относятся ресурсы, значения которых равны 4 или 5 баллам; к низкоразвитыми - те, которые оцениваются 1 или 2 баллами (рис. 1 и 2).
X
ф
о
а
с
100
80
60
40
20
0
4
3
2
1
0
количество высокоразвитых ресурсов
□ городские женщины
□ сельские женщины
Рис. 1. Распределение опрошенных женщин по количеству высокоразвитых адаптационных ресурсов
100 3 80 60 40 20 0
<и
о
4
□ городские женщины
□ сельские женщины
3
2
1
0
количество низкоразвитых ресурсов
Рис. 2. Распределение опрошенных женщин по количеству низкоразвитых адаптационных ресурсов
Почти половина женщин не обладает ни одним развитым адаптационным ресурсом. Расширенная структура адаптационного потенциала (3.4 высокоразвитых ресурса) характерна лишь для 5 % выборки. Между тем, можно предположить, что именно они определяют преимущества в конкурентной среде и являются основой формирования эффективных адаптационных стратегий.
В то же время, структура адаптацион -ного потенциала лишь каждой десятой из опрошенных исключает наличие низкоразвитых ресурсов (см. рис. 2). Поселенческая
дифференциация (город-село) женщин, приведенная на этих же рисунках, показывает существенные различия возможностей развития адаптационных ресурсов в зависимости от типа поселения. В селах отмечено их наименьшее развитие. Кроме поселенческого фактора, вполне закономерно влияющего на полученную картину, большое влияние в Читинской области на выявленную ситуацию оказывает региональный аспект.
Рассмотрим возрастную дифферен-циацию женщин по количеству высокоразвитых ресурсов (табл. 4).
Таблица 4
Количество высокоразвитых ресурсов в структуре адаптационного потенциала городских женщин
Количество высокоразвитых ресурсов Возрастные группы женщин, лет
20-29 30-39 40-49 50-59 60 и старше
Доля в выборке, %
20,5 16,5 19,9 18,5 24,9
Ни одного 32,7 30,9 38,6 41,6 61,2
Окончание табл. 4
Количество высокоразвитых ресурсов Возрастные группы женщин, лет
20-29 30-39 40-49 50-59 60 и старше
Доля в выборке, %
20,5 16,5 19,9 18,5 24,9
Один 31,8 33,8 33,3 33,5 24,4
Два 22,9 26,1 19,8 15,2 7,0
Три - четыре 12,6 9,2 8,3 9,7 7,4
Всего 100 100 100 100 100
В целом, приведенные в табл. 4 распределения , укладываются в общую картину наличия адаптационных ресурсов, следующую из наших предыдущих рассуждений. Вполне закономерно и объяснимо растет количество женщин в старших возрастных группах, не обладающих ни одним из высокоразвитых адаптационных ресурсов.
Также, на наш взгляд, объяснимы полученные данные, касающиеся женщин до 30 лет. Это возраст получения образования и приобретения профессиональных навыков. Различные достижения у женщин этой возрастной группы можно объяснить разницей в ценностных и целевых установках, способностях, проявленном усердии.
Один ресурс, оцениваемый 4.5 баллами, имеют около трети респондентов во всех группах, за исключением старшей; два ресурса - около четверти женщин до 40 лет, затем этот показатель заметно падает с возрастом. Более чем двумя высокоразвитыми нематериальными ресурсами обладают около 10 % опрошенных женщин в каждой из возрастных групп, за исключением тех, чей возраст превышает 60 лет.
На рис. 3 приведено распределение городских женщин по величине адаптационного потенциала. Модальными значениями являются 9.11 баллов - таков ресурсный потенциал 40 % городских женщин.
Рис. 3. Распределение городских женщин по величине накопленного адаптационного потенциала
На рис. 4 приведено распределение сельских женщин по величине адаптационного потенциала. Здесь картина распределения совершенно иная. Модальные значе-
ния смещены в область заметно более низ ких баллов - 5.7. Такой ресурсный потенциал имеют более 56 % сельских женщин.
Рис. 4. Распределение сельских женщин по величине накопленного адаптационного потенциала
Обобщая сказанное, необходимо отметить значительный дефицит высокоразвитого адаптационного потенциала, особенно среди сельских жительниц Читинской области:
- средние значения развития каждого из выделенных ресурсов находятся в интервале 2,1.2,7 балла у городских женщин и в интервале 1,3.1,7 балла у сельских женщин;
- небольшая доля городских рес-понденток обладает ресурсами высокой сте -пени развития (4.5 баллов). По трем из выделенных ресурсов эта доля приближена к 20 % выборки, а по наиболее дефицитному элементу ресурсной структуры - ресурсу социальных связей - не превышает 12 %. В сельской выборке эти значения соответственно равны 9,8 и 5,1 %;
- менее четверти опрошенных го-
родских женщин обладают более чем одним ресурсом высокого уровня развития, а структура адаптационного потенциала почти 39 % женщин не включает ни одного такого ресурса. В выборке сельских жительниц одним ресурсом высокого уровня обладают около 18 %, более чем одним ресурсом высокого уровня развития обладают лишь около 10 %, а у 70 % нет ни одного такого ресурса;
- адаптационный потенциал лишь 20 % городских опрошенных женщин можно оценить как сильный; такое же число людей обладает слаборазвитым набором ресурсов.
Таким образом, развитие адаптационного потенциала характеризуется значительной дифференциацией. Особенно это проявляется в разрезе поселенческих типов и возрастных различий женщин. Эта диф-
ференциация характерна в целом для всей страны, однако региональный аспект делает ее более контрастной.
ЛИТЕРАТУРА
1. Аврамова Е.М. Адаптационные ресурсы населения: попытка количественной оценки / Е.М. Аврамова, Д.М. Логинов // Экономические и социальные перемены. Мониторинг общественного мнения, 2002. - № 3. - С. 13-17.
2. Романова И.В. Адаптация одиноких женщин к посттрудовому периоду жизни / И .В. Романова. -
Чита: ЧитГУ, 2004. - 189 с.
3. Романова И.В. Социальная адаптация различных социальных групп общества / И. В. Романова, Н.А. Лоншакова, М.А. Полутова, А.А. Ге-раськова. - Чита: ЧитГТУ, 2001. - 290 с.
4. Сметанин Е.Н. Адаптация населения к современной экономической ситуации / Е .Н. Сметанин // Социологические исследования, 1995. - № 4. -С. 85.
5. Ядов В.А. Социологическое исследование: методология, программа, методы / В.А. Ядов. - Самара: Самарский университет, 1995. - 329 с.