Изучение данной проблемы необходимо не только студенткам, но и государству. Ведь они в будущем будут обеспечивать здоровье и интеллект нации в производственных условиях, организациях, учреждениях, в семье и обществе. Однако здоровье первокурсниц, их образ жизни и мыслей с трудноразрешимыми проблемами нуждаются в научном тендерном подходе в масштабах ведомств здравоохранения, образования, физической культуры, молодежных организаций, научных учреждений. А это позволит определить цель и объекты социального и гуманитарного планирования на разных уровнях, облегчит разработку тендерных методов достижения поставленной цели, даст возможность найти критерии эффективности и тем самым получить положительный и обнадеживающий результат. Проблема здоровья первокурсницы в тендерном отношении должна привлекать все большее внимание и приобретать теоретическую и практическую значимость в жизни общества.
Таким образом, первокурсницы с ослабленным здоровьем на первых порах учебного процесса в вузе представляют собой разноликий состав со своими многочисленными беспокойствами и проблемами, для разрешения которых нужна целенаправленная тендерная программа медицинской, физической, социальной реабилитации и рекреации. При их проведении в вузе необходимо комплексное сотрудничество кафедры физического воспитания и спорта, медпункта, санатория-профилак-тория, комбината питания, оздоровительно-спортивного лагеря, культурно-восстановительного центра, профкома и деканатов. Важное место в этой тендерной программе должна занимать "Комплексная авторская программа здоровья первокурсницы", составленная студенткой под руководством преподавателя физической культуры и врача кафедры.
Для разработки более конкретных мер по тендерной проблеме следует привлечь ученых, педаго-
гов (в том числе по физической культуре), врачей (в том числе гинекологов), физиологов, социологов, психологов, философов и самих студентов. При проведении лекционных и практических занятий по формированию, укреплению и сохранению здоровья в предмете "Физическая культура" на I курсе больше уделять внимания анатомо-физиоло-гическим и психологическим особенностям женского организма и девушек в частности. А в медпункте и санатории-профилактории вуза предусмотреть для первокурсниц дни профилактического приема психологами, гинекологами, социологами.
Л итература
1. Виленский М. Я., Горшкова А. Г. Основы здорового образа жизни студентов. — М., 1995.
2. Виноградов Г. В. // Педагогические и социально-фи-лософские аспекты физической культуры и спорта: Сборник науч.-метод, работ. — Харьков, 1996. — С. 307-310.
3. Джин X. Блок // Практикум по социальной психологии. - СПб., 2001. - С. 168-181.
4. Журавлев В. А., Зайцев В. П., Зайцева Н. В., Куликов А. Ф. Природные факторы оздоровления и физическая рекреация. — Харьков, 1990.
5. Зайцев Г. К. Школьная валеология. — СПб., 1998.
6. Кучма В. Р. Школы, содействующие укреплению здоровья: Европейский проект ВОЗ в Российской Федерации. — М., 2002.
7. Латышевская Н. И., Клаучек С. В., Москаленко Н. П. // Гиг. и сан. - 2004. - № 1. - С. 51-54.
8. Медик В. А. Заболеваемость населения: история, современное состояние и методология изучения. — М., 2003.
9. Оншценко Г. Г., Баранов А. А., Кучма В. Р. Безопасное будущее детей России. — М., 2004.
10. Рахманин 10. А., Новиков С. М., Русаков Н. В. // Гиг. и сан. - 2004. - № 5. - С. 4-5.
11. Фролов С. С. Социология: Учебник. — М., 2001.
12. Ямпольская /О. А. // Гиг. и сан. — 1997. — № 3. — С. 29-30.
Поступила 30.12.04
О КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ, 2006 УЛК 613.955:612.24-053.5
М. Ф. Сауткин, Г. И. Стунеева, В. А. Кирюшин
ВОЗРАСТНАЯ ДИНАМИКА ЖИЗНЕННОЙ ЕМКОСТИ ЛЕГКИХ У ШКОЛЬНИКОВ РЯЗАНИ
Рязанский государственный медицинский университет
При изучении физического развития детей и подростков, как правило, ограничиваются измерением длины тела, массы тела и обхвата грудной клетки в состоянии паузы. Конечно, такое сужение параметров физического развития дает неполную его характеристику, а в случаях ожирения масса тела и обхват грудной клетки получают завышенную, т. е. ошибочную оценку у конкретного индивида.
Исходя из сказанного, исследование физического развития обязательно должно включать методы, позволяющие получать информацию о динамометрических, спирометрических и других функциональных показателях организма.
Одним из таких показателей является жизненная емкость легких (ЖЕЛ). Жизненная емкость легких в известной мере предопределяет потенциальные возможности системы внешнего дыхания
при выполнении продолжительных мышечных нагрузок циклического характера. Она имеет достаточно высокую корреляцию с длиной тела человека.
По нашим данным, коэффициент корреляции между ростом и ЖЕЛ у мальчиков в возрасте 10 лет составил +0,67, 11 лет +0,68, 12 лет +0.68, 13 лет +0,76, 14 лет +0,77, 15 лет +0,75, 16 лет +0,68. У девочек — соответственно — +0,49, +0,79, +0,73, +0,75, +0,54, +0,33 и +0,49 [1]. Следовательно, начиная с 14 лет, связь между длиной тела и ЖЕЛ у девочек заметно слабеет.
Еще большую физиологическую значимость имеют отношение ЖЕЛ (в сантиметрах кубических) к массе тела (в килограммах) и так называемый жизненный индекс (ЖИ), характеризующий возможности обеспечения организма кислородом в расчете на 1 кг массы тела. Однако
Таблица 1
Динамика жизненной емкости легких у мальчиков Рязани
Показатель Возраст, годы Годы обследований Разность средних Р
1973-1976 1996-1999
Жизненная 10 2079 ± 29,0 2075 ± 22,4 -4 > 0,05
емкость 11 2334 ± 36,6 2231 ± 14,5 -103 < 0,05
легких, см1 12 2409 ± 34,0 2478 ± 13,7 +69 > 0,05
13 2832 ± 44,0 2787 ± 15,3 -45 > 0,05
14 3102 ± 50,2 2991 ± 17,6 -111 < 0,05
15 3650 ± 54,9 3620 ± 25,0 -30 > 0,05
16 4217 ± 61,4 4215 ± 33,7 -2 > 0,05
необходимо признать, что не всегда большая ЖЕЛ при выполнении продолжительной мышечной работы реализуется в минутном объеме легочной вентиляции, но эти исключения касаются в первую очередь лиц, не занимающихся спортом.
В настоящей работе дается анализ данных о ЖЕЛ у школьников Рязани 10—16 лет, обследованных в 1973-1976 и 1996-1999 г. В числе первых были 771 мальчик и 797 девочек. Среди обследованных в 1996—1999 гг. мальчиков было 3548, девочек — 5455 человек.
Полученные результаты отражают табл. 1 и 2.
Из табл. 1 видно, что ЖЕЛ у мальчиков 1973— 1976 гг. обследования резко увеличивалась в возрасте от 14 до 15 лет (в среднем на 548 см3, или на 17,66%), а также от 15 до 16 лет (на 567 см3, или на 15,53%). Этот прирост ЖЕЛ сочетался с интенсивным увеличением длины тела (на 7,28 и 4,88 см соответственно), а также с параллельным нарастанием массы тела (соответственно на 6,75 и 7,11 кг).
Несомненно, все вышеуказанные изменения в физическом развитии мальчиков 14—15 лет свидетельствуют о гормональной перестройке организма, обусловленной наступлением периода полового созревания.
Анализируя данные табл. 2, следует отметить, что в отличие от мальчиков у девочек 1973—1976 гг. обследования наиболее интенсивное увеличение ЖЕЛ происходило в возрасте от 12 до 13 лет (на 354 см3, или на 15,2%) и от 13 до 14 лет (на 304 см3, или на 11,47%).
Сравнивая средние величины ЖЕЛ мальчиков и девочек 1973—1976 гг. обследования одинакового возраста (см. табл. 1 и 2), нетрудно заметить, что во всех возрастных группах у мальчиков эти параметры достоверно выше, чем у девочек аналогичного возраста, в том числе и в возрасте 11 лет, когда средний рост у девочек был достоверно больше,
Таблица 2
Динамика жизненной емкости легких у девочек Рязани
Возраст, Годы обследований Раз-
Показатель ность Р
годы
1973-1976 1996-1999 средних
Жизненная 10 емкость 11 легких, см3 |2
13
14
15
16
чем у мальчиков (соответственно 147,22 ± 0,84 и 142,4 ± 0,7 см), а по массе тела первые превосходили мальчиков на 3,65 кг (р < 0,001). Можно полагать, что для реализации своего преимущества в длине и массе тела у девочек недостаточна сила дыхательных мышц, которые существенно влияют на величину резервного объема вдоха и резервного объема выдоха, а это отрицательно отражается на ЖЕЛ в целом [2].
Значительное увеличение средних величин ЖЕЛ у девочек 15 и 16 лет, обследованных в 1996— 1999 гг., по сравнению с данными 1973—1976 гг. обследования (соответственно на 118 и 196 см3) обусловлено существенной разницей в длине тела.
Так, в возрасте 15 лет эта разница составила 4,64 см, а в 16 лет — 4,87 см, причем различия в длине тела между группами оказались высоко достоверными (166,1+0,11 и 161,46 10,58 см у
15-летних, 166,7 ±0,15 и 161,83 ± 0,53 см - у
16-летних, р < 0,001).
Кроме изучения динамики ЖЕЛ, нами был проведен анализ возрастных изменений ЖИ, а также индекса Эрисмана, представляющего собой разницу (в сантиметрах) между обхватом грудной клетки в паузе и полуростом индивида. Причем этот анализ проводился и путем сопоставления данных, полученных при обследовании школьников в 1973— 1976 и 1996-1999 гг.
Полученные результаты представлены в табл. 3.
Анализ данных табл. 3 показывает, что ЖИ у школьников 1973—1976 гг. обследования имел незначительные возрастные колебания, а его средняя величина соответствовала норме (65— 70 см3/кг для мужчин и 55—60 см3/кг для женщин и составила 63,5 см3/кг у мальчиков и 55,2 см3/кг — у девочек.
У школьников, обследованных в 1996—1999 гг., ЖИ стал в среднем несколько больше, чем у предшественников (68,66 см3/кг у мальчиков и 56,9 см3/кг у девочек).
Считается, что индекс Эрисмана в среднем составляет +5,3 см у мужчин и +3,3 см у женщин.
Таблица 3
Динамика жизненного инлскса и индекса Эрисмана > школьников Рязани
Показатель Возраст, поды 1973- 976 гг. 1996— 999 гг.
мольчики девочки мальчики девочки
Жизненный 10 59,6 54,2 64,0 58,1
индекс, 11 65,5 55,8 67,4 54,5
см3/кг 12 59,3 54,0 68,1 53,3
13 62,2 55,3 74,5 56,4
14 64,1 55,6 63,5 58,3
15 66,2 55,0 66,9 57,2
16 67,8 56,4 76,2 60,8
В среднем... 63,5 55,2 68,66 56,9
Индекс Эрисмана, см 10 11 -2,32 -3.36 -2,64 -2.43 -1,25 -2.3 -1,5 -3.95
1875 ± 24,3 1866 ± 16,4 +21
2190 ± 32,3 2115 ±9,8 -75
2323 ± 30,2 2285 ± 11,8 -38
2677 ± 34,2 2576 ± 13,5 -101
2984 ± 30,5 2932 ± 15,4 -52
3024 ± 32,3 3142 ± 13,8 +118
3168 ± 37,2 3364 ± 17,9 +196
> 0,05
< 0,05
> 0,05
< 0,01
> 0,05 < 0,001 < 0,001
В среднем. -62-
12 -2,62 -1,18 -4,05 -4,6
13 -2,03 -0,44 -3,9 -3,1
14 -2,13 +0,99 -5,75 -5,6
15 -2,0 +0,16 -5,25 -6,95
16 -0,45 +0,74 -1,45 -4,95
-2,13 -0,68 -3,42 -4,38
Однако эти данные относятся к первой четверти XX столетия. По нашим же материалам обследования студентов в 1977—1978 гг. [1|, индекс Эрисма-на у 17-летних юношей был равен +1,21 см, у 18-летних +1,94 см, 19—20-летних +2,61 см, а в возрасте 21—25 лет он стал равен +5,22 см. У лиц женского пола этот индекс соответственно составлял в среднем +1,03, +0,69, + 1,99 и +2,23 см.
Исходя из вышеуказанного можно сделать заключение о том, что отрицательные значения индекса Эрисмана у школьников 10—16 лет, вероятно, свойственны данному возрасту, так как в более старшем возрасте он становится положительным, составляя у студентов-мужчин 21—25 лет в среднем +5,22 см, а у студенток +2,23 см, что отражает продолжающийся процесс развития и формирования грудной клетки.
Л итература
1. Сауткин М. Ф. Медицинские основы физического воспитания подрастающего поколения: Дис.... д-ра мед. наук. — М., 1991.
2. Стунеева Г. И. Научное обоснование гигиенических направлений формирования здоровья школьников в современных условиях: Автореф. дис. ... д-ра мед. наук. — Рязань, 2002.
Поступила 28.12.04
Summary. The vital capacity in the 11- and 14-year old boys and 11- and 13-year old girls examined in 1996 to 1999 significantly reduced as compared in the children of the same age. The significant increase in the vital capacity in 15-16-old girls examined in 1996-1999 is due to that in their height, as compared with these indices in those examined in 1976 (by 4.64 and 4.87, respectively).
Профилактическая токсикология и гигиеническое нормирование
О в. н. ВЛАСОВ. 2006
УДК 616.1-02:613.632/.644]-092.9
В. Н. Власов
СОЧЕТАННОЕ И ИЗОЛИРОВАННОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ ТОЛУОЛА И ОБЩЕЙ ВИБРАЦИИ НА ОРГАНИЗМ
Тольяттинский государственный университет
Особенностью жизни современного человека является его постоянный контакт с химическими соединениями и различными механизмами, генерирующими шум и вибрацию. В последнее время этот контакт усилился и в быту в связи с широким использованием различных химических соединений и средств малой механизации. Известно, что ряд химических соединений при определенных уровнях и продолжительности воздействия оказывает негативный вклад в структуру общей сердечно-сосу-дистой заболеваемости |4]. Часто встречающееся сочетание химических соединений и вибрации (с сопутствующим ей шумом) может модифицировать указанный тип вредного действия. Тем более что вибрация сама по себе вызывает нарушения регуляции сосудистого тонуса и способствует развитию гипертонической болезни. Опасность развития отдаленных последствий на сердце и сосудах не изучена, хотя толуол имеет широкое использование на промышленных предприятиях, что служит одним из критериев при определелении приоритетности его изучения с этой точки зрения. Примером такого производства может служить цех нанесения лакокрасочных покрытий современного автомобильного завода.
Ранее в наших исследованиях [2) было установлено, что сочетанное воздействие ксилола на уровне предельно допустимой концентрации (ПДК), общей вибрации интенсивностью 81 дБ на частоте 63 Гц и сопутствующего ей шума в 75 дБА приводит к изменению структуры миокарда и аорты, отвечающую принятым в гигиене критериям вредности. В условиях же производства автомобилей наряду с ксилолом присутствует и толуол, концентрации которого не превышают предельно допустимые.
Целью настоящего исследования явилось изучение изолированного и сочстанного воздействия толуола (на уровне ПДК), общей вибрации и сопутствующего ей шума на сердечно-сосудистую систему экспериментальных животных.
Животные (белые крысы-самцы) подвергались воздействию факторов в течение 4 мес ежедневно по 4 ч 5
раз в неделю. В эксперименте использованы 4 группы животных по 30 крыс в каждой. Животные 1-й группы подвергались сочетанному воздействию толуола в концентрации 54 ± 6 мг/м3 и общей вибрации интенсивностью 81 дБ на частоте 63 Гц с сопутствующим ей шумом в 75 дБА в специально изготовленной затравочной камере (А. С. № 1402309 и № 1628997). Источниками вибрации и шума являлись вибростенд ЭВ-1М, виброустановки ВУЮ/3000. Параметры шума и вибрации были обоснованы нами ранее [2, 31. Крысы 2-й группы подвергались изолированному воздействию толуола в концентрации 52 ± 1,7 мг/м3. На животных 3-й группы воздействовали только общей вибрацией с сопутствующим ей шумом. Крысы 4-й группы служили контролем. Функциональные показатели животных исследовали на 2-й неделе воздействия и далее ежемесячно. Забой животных, проводимый в соответствии с "Правилами проведения работ с использованием экспериментальных животных", утвержденными Минздравом СССР, осуществляли на 2-й неделе, 4-м месяце эксперимента и по окончании восстановительного периода (5-й месяц).
Измерение систолического артериального давления (САД) осуществляли с помощью изготовленного нами устройства — полиграфа "Салют". Электрокардиографию (ЭКГ) проводили во II стандартном отведении на ЭЛКАР-2 при скорости движения ленты 100 мм/с.
Морфометрии подвергали поперечные срезы аорт толщиной 7 мкм, окрашенные фукселином. Измерения проводили с помощью винтового окуляр-микрометра (MOB 1 х 15) в 10 срезах от одного животного (ув. 750). На срезах измеряли толщину эластических и мышечных мембран. Используя тестовую окулярную сетку 11) в препаратах миокарда (ув. 700), при окраске гематоксилином и эозином определяли соотношение ядро/цитоплазма (Я/Ц; 15 замеров с препарата), а при окраске гематоксилином и пикрофуксином — соотношение соединительная ткань/кардиомиоциты (СТ/КМ; 20 замеров с препарата). Полученные результаты обрабатывали статистиче-