образности данного явления. Известно, что интенсивность акселерации в разных странах неодинакова. Если в экономически высокоразвитых странах процесс акселерации достиг своего апогея, то в странах с низким жизненным уровнем она только начинает себя проявлять. Имеется сообщение о том, что в Англии у поступающих в университетский колледж средний возраст появления первой менструации в последние годы стабилизировался (Dann и Roberts). Данные отечественных авторов (В. Г. Властовский и Ю. А. Ямпольская, и др.) J свидетельствуют о продолжающейся акселерации физического и полового развития детей * и подростков нашей страны. Особенно высокие темпы ее отмечены у детей, проживающих в Северном Казахстане (С. Н. Мастеров).
На кафедре спортивной медицины и лечебной физкультуры Рязанского медицинского института физическое развитие студентов изучается более 20 лет. По данной теме выполнен ряд работ, в которых физическое развитие исследовано в зависимости от пола, возраста, местожительства (город и сельская местность), темпов полового созревания и других факторов.
Целью данной работы яелялось выявление основных тенденций физического развития лиц 17—18 лет, поступивших в Рязанский медицинский институт за последние 20 лет. Для сравнения испсльзовали материалы обследований 1957, 1967 и 1977 гг. В разработку вошли данные обследования 1024 человек (427 мужчин и 597 женщин).
Результаты статистической обработки имеющихся на кафедре материалов приведены в табл. 1 и 2.
Как видно из табл. 1, за 20 лет средний рост студентов увеличился на 7,34 см, а масса тела — на 7,15 кг, окружность грудной клетки — на 1,78 см, жизненная емкость легких — на 157 см3, сила кисти — на 5,24 кг, однако становая сила стала на 23,36 кг меньше, чем у обследованных в 1957 г. Индекс Эрисмана, т. е. разница между полу ростом и окружностью грудной клетки в паузе, за этот период снизился, что свидетельствует об астенизации.
Следует подчеркнуть, что если абсолютная величина жизненной емкости в 1977 г. стала выше, то относительная (на 1 кг массы) заметно снизилась (с 74,15 см3/кг в 1957 г. до 68,78 см'/кг в 1977 г.). Указанные изменения отражают некоторое отставание функциональ- м ных признаков физического развития от морфологических показателей. *
Анализ данных табл. 2 показывает, что с 1957 по 1977 г. средний рост девушек увеличился на 4,45 см, причем за первое десятилетие повышение его составило 1,95 см, а за второе — 2,50 см, масса тела возросла на 2,72 кг (на 1,33 кг за первое десятилетие и на 1,39 кг за второе). Однако окружность грудной клетки и становая сила у девушек, обследованных в 1977 г., стали значительно меньше, чем у обследованных в 1957 г. Жизненная емкость легких за последние годы также заметно снизилась как по абсолютному уровню, так и на 1 кг массы тела. Как и у мужчин, у девушек отмечена выраженная тенденция к астенизации физического развития, о чем свидетельствует низкий индекс Эрисмана.
Таким образом, установлено, что акселерация молодежи продолжается, причем интенсивность увеличения длины тела за последние 10 лет и у мужчин, и у женщин одинакова. Отрицательное проявление акселерации — некоторая дисгармоничность развития, выражающаяся в отставании функциональных признаков физического развития (жизненной емкости легких и становой силы) от длины тела и массы тела лиц в возрасте 17—18 лет.
ЛИТЕРАТУРА. Властовский В. Г., Ямпольская Ю. А.— Гиг. и сан., 1974, № 2, с. 36—40. — Мастеров С. Н. —Там же, 1976, № 4, с. 31— 34. — D а п п Т. С., R о b е г t s D. F. — Brit. ted. J., 1973, v. 3, p. 265—267.
Поступила S/VI 1978 г.
4
УДК «13.646:613.9561-07:612.017.1
К■ М. Мамедов
ВЛИЯНИЕ КОМПЛЕКСА (КЛИМАТИЧЕСКИХ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ) ФАКТОРОВ НА ИММУНОБИОЛОГИЧЕСКУЮ РЕАКТИВНОСТЬ ПОДРОСТКОВ - МЕХАНИЗАТОРОВ
Ферганский педагогический институт им. Улугбека
Жаркие климатические условия Средней Азии предъявляют повышенные требования к организму подростков, особенно тех, которые работают на открытом воздухе при высокой температуре и солнечной радиации. Эти факторы могут оказать неблагоприятное действие на весь организм и прежде всего на сердечно-сосудистую систему, обмен веществ, иммунобиологическую реактивность организма. Они могут изменить ход нормальных физиологических процессов организма и биологический ритм, способствовать развитию заболеваний.
Современный механизатор сельского хозяйства в Средней Азии работает в условиях высокой температуры воздуха, определенной его запыленности, загазованности, при воздей- 4 ствии конвекцновюго тепла (58—60°). Он имеет непосредственный контакт с химическими
веществами, используемыми при обработке хлопчатника (гербициды, дифилянт). Особенно трудно работать подросткам-механизаторам на открытых тракторах в весенний и осенний периоды ввиду высокой запыленности и загазованности рабочей зоны. В некоторых случаях концентрация окиси углерода достигает 150—180 мг/м8, а запыленность 500 мг/м3 (М. Мах-камов). На хлопкоуборочных комбайнах механизаторы работают в условиях смешанного и загрязнения воздуха, состоящего из различных фракций: почвенной, минеральной, расти-тельной.
Все перечисленные метеорологические и производственные факторы, дискомфортные условия труда, а также нерационально организованный режим труда и отдыха могут вызвать биологические перестройки в организме, снижение функций приспособительных механизмов, что может отразиться на картине фагоцитоза.
При определении фагоцитарной активности лейкоцитов мы использовали метод О. Г. Алексеевой и А. П. Волкова. Объектом исследований было сельскохозяйственное профессионально-техническое училище Nt 56 Ферганской области. Для исследования выбрали 30 здоровых подростков-механизаторов в возрасте 17 лет, второго года обучения, владеющие вождением трактора и хлопкоуборочного комбайна, адаптированные к бытовым условиям, режиму труда и отдыха, питанию, распорядку и режиму дня в училище.
Кровь для исследования брали утром до работы, в производственной обстановке и по сезонам: 23/VI — у 20 человек, 20/Х — у 17, 10/Х11 — у 24, 26/11 — у 20 и 23/IV — у 29.
Анализ результатов исследований показывает, что иммунобиологическая реактивность за период летнего сезона имеет тенденцию к незначительному снижению фагоцитоза (57,7^: ^ 1,03; />>0,05), а уровень переваривания нейтрофилов (95,66^:0,51) и бактерицидность плазмы (83,25^0,91) по сравнению с весенним периодом (83,53^ 1,1 и 66,96^:0,74) достоверно повысилась (Р>0,001). Это свидетельствует о том, что организм подростков стабильно адаптируется к высокой температуре летнего сезона, и производственные факторы, физическая и умственная нагрузка в период жарких дней не вызывают значительных неблагоприятных сдвигов в организме механизаторов. Если сравнить показатели исследований лет-^ него и осеннего периодов, то можно отметить достоверное угнетение (Р>0,001) всех видов иммунобиологических реакций организма подростков. Причиной таких угнетений иммунобиологических реакций могут быть многочисленные факторы, связанные с хлопкоуборочной кампанией, а главные из них — сезонные метеорологические изменения, напряженная физическая работа, превышающая физические возможности подростков, недостаточно хорошо организованный отдых (лагерное положение, плохо организованный сон). Определенную роль играет также комплекс метеорологических и климатических факторов, контакт организма подростков с пылевыми частицами химического происхождения. Угнетающее влияние ядохимикатов на уровень переваривания нейтрофилов крови было экспериментально доказано А. И. Исхаковым и соавт., а также Р. С. Бахтияровой и А. И. Исхаковым.
Для наблюдения за динамикой иммунобиологической реактивности подростков проводили очередное исследование в начале декабря. Полученные данные показали, что фагоцитоз к 10/XII оставался угнетенным (47,52:1,01; Я>0,001), заметно повысился уровень переваривания нейтрофилов (98,34^0,21), возросла бактерицидность плазмы (81,62± =£1,33). Это говорит о том, что организм подростков постепенно освобождается от интоксикации, вызванной малой концентрацией химических веществ, пыли и загазованности, восстанавливается физиологическое равновесие организма. Теплая, солнечная погода способствовала повышению некоторых видов иммунобиологических показателей у подростков.
Известно, что в хлопкосеющих республиках Средней Азии с наступлением холодных дней в конце декабря начинается замерзание земли, и зимняя вспашка прекращается. Пахотные работы возобновляются во второй половине февраля. В это .время механизаторы снова приступают к полевым работам. В связи с этим было изучено состояние иммунобиологической реактивности организма подростков в весенний период года, т. е. в конце февраля. Полученные за этот период данные показали, что за зимний период в организме подростков произошли некоторые достоверные изменения (Я>0,001): повысился фагоцитоз (59,7±0,79), снизился уровень переваривания нейтрофилов (89,45±0,96; Я>0,001), возросла бактерицидность плазмы (69,5±0,79; Р>0,001), причиной которых, как мы полагаем, является отсутствие солнечной радиации.
В результате исследований, проведенных в конце апреля, отмечены повышение и стабилизация процента фагоцитоза (59,75+1,9); имела тенденцию к снижению переваривающая сила нейтрофилов (82,53+1,1) и бактерицидности плазмы (66,96+ ±0,74; Я>0,001). Это можно объяснить нарушением гигиенических норы труда механизаторов.
Достоверные различия сезонных изменений иммунобиологических реакций свидетельствуют о том, что организм подростков в каждом сезоне подвергается воздействию соответствующих метеорологических и производственных факторов. Эти факторы оказывают своеобразное влияние на организм подростков и вызывают различные иммунобиологические реакции. Некоторые сезонные факторы угнетают процесс фагоцитоза (осень и начало зимы). В весенний период напряженная работа, резкое колебание температуры воздуха, нарушение режима труда угнетающе действуют на процесс переваривания нейтрофилов и бактерицидность плазмы. Полученные данные указывают, что дискомфортные условия труда, нерационально организованная работа, допускающая перенапряжение, ведут к угнетению фагоцитарвой активности лейкоцитов, ослаблению защитных сил организма, снижению работоспособности.
Все это говорит о необходимости научной разработки режима труда для практических занятий механизаторов-подростков в период производственной практики в условиях Узбекистана, при этом важно учитывать сезон, климатические особенности, время года, местность, профессию, тяжесть работы, физиологические возможности подросткового возраста.
ЛИ ТЕРАТУРА. Алексеева О. Г., Волкова А. П. — Гиг. и сан., 1966, № 8, с. 70—74. — Алексеева О. Г. и др. Иммунопатология профессиональных поражений. М., 1976. — И с х а к о в А. И., БахтияроваР. С., Д а в л я -то в Э. Н. и др. — В кн.: Вопросы санитарии и гигиены в Узбекистане. Ташкент, т. 5, с. 149—152.
Поступила 21/11 1978 г.
УДК 572.51.087-053.2
Канд. мед. наук К. П. Дорожнова
АНТРОПОМЕТРИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НЕКОТОРЫХ ТИПОВ ДЕТСКОЙ КОНСТИТУЦИИ
Горьковский медицинский институт
В последние годы широко развивается аналитическое направление исследования ■организма ребенка. В связи с этим большую актуальность приобретает проблема изучения индивидуальных особенностей организма и вопросы детской конституции^
Детская конституция трактуется как совокупность морфологических, функцио^ нальных, реактивных свойств организма, от которых зависят особенности его жизненных проявлений и реакций на внешние факторы (В. В. Бунак; П. Д. Горизонтов; П. Н. Башкиров; В. П. Чтецов; В. П. Бисярина, и др.). Для оценки конституции ребенка большинство советских авторов применяют схему В. Г. Штефко и
A. Д. Островского (1929). По этой классификации различают мышечный, дигестив-ный, торакальный, астеноидный, абдоминальный и неопределенный типы. Дается характеристика их с учетом степени развития мышечной, жировой, костной тканей и оцениваются пропорции тела, которые характеризуют общий соматический статус ребенка. Оценка конституциональных особенностей человека, проводимая в основном соматоскопиче-ски, не лишена субъективности. Это, как указывают многие авторы, является слабым местом в исследовании конституции и ведет к затруднению определения конкретного типа и использования этих данных в клинике и при наблюдении за динамикой роста и развития.
Мы ставили перед собой задачу дать каждому типу детской конституции объективную антропометрическую характеристику по показателям, входящим в программу обязательных ежегодных исследований физического развития детского населения (рост, масса тела, окружность грудной клетки) с использованием ряда параметров, характеризующих развитие жировой и мышечной схемы (жировые складки в 4 точках и обхватные размеры плеча и бедра).
Из числа обследованных в 1973—1974 гг. более 3000 школьников г. Горького выделено 375 учащихся, у которых и устанавливали тип конституции. ^
Предварительно у каждого школьника определяли тип физического развития. Для этой цели оценивали уровень физического развития и физиологический возраст с помощью стандартов — шкал регрессии основных антропометрических признаков, стандартов физиометрических показателей (силы сжатия кисти, жизненной емкости легких) и возрастных критериев созревания организма (возраст к началу менархе у девочек и волосистость на лобке у мальчиков), разработанных нами для школьников г. Горького и области (К. П. Дорожнова).
Тип детской конституции оценивали по схеме В. Г. Штефко и А. Д. Островского с учетом предложений П. Н. Башкирова.
Для каждой группы школьников определенного конституционального типа (раздельно по полу и с учетом возраста) рассчитали статистические параметры (М, о) основных антропометрических признаков и по ним построили графики. Это позволило наглядно выразить антропометрический профиль торакального, мышечного, диге-стивного и астеноидного типов телосложения у детей (рис. 1 и 2).
Полученные данные сопоставлены с графиками, составленными ранее
B. Г. Штефко и А. Д. Островским (рис. 3).
При сопоставлении выявлено, что современные дети торакального типа лишь незначительно отличаются по показателям массы и окружности грудной клетки от детей 30-х годов, а по росту (особенно девочки) они даже ниже, чем указывают В. Г. Штефко и А. Д. Островский. Для московских детей дигестивного типа 30-х годов и современных школьников г. Горького характерно совпадение направления отклонений всех показателей, однако у современных детей отклонения в показателях массы и окружности грудной клетки в положительную сторону выражены более рез-