Научная статья на тему 'Возрастная динамика спортивных результатов школьников в разных видах легкой атлетики'

Возрастная динамика спортивных результатов школьников в разных видах легкой атлетики Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
585
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТАБИЛЬНОСТЬ / ДИНАМИКА / ИНТЕГРАЛЬНЫЙ ПОКАЗАТЕЛЬ / ФИЗИЧЕСКАЯ / ТЕХНИЧЕСКАЯ / ТАКТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ / КРИТЕРИЙ / ПРОГНОЗИРОВАНИЕ / СТАБіЛЬНіСТЬ / ДИНАМіКА / іНТЕГРАЛЬНИЙ ПОКАЗНИК / ФіЗИЧНА / ТЕХНіЧНА / ТАКТИЧНА ПіДГОТОВЛЕНіСТЬ / КРИТЕРіЙ / ПРОГНОЗУВАННЯ / STABILITY / INTEGRAL INDEX / PHYSICAL / TECHNICAL / TACTICAL PUPARATION / CRITERION / PROGNOSTICATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Щелкунов А. А.

Представлен анализ возрастной динамики результатов в разных видах легкой атлетики, который позволяет определить различия в стабильности показателей. Возрастные особенности влияния антропометрических показателей мальчиков и девочек в различных видах легкой атлетике не совпадают, более того в отдельные возрастные периоды носят противоречивый характер. Показано, что спортивные достижения и их рост в процессе многолетних занятий служат интегральным показателем физической, технической и тактической подготовленности школьников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Щелкунов А. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The age dynamics of schoolchildren's sport results in various kinds of track and field athletics

The article dives the analysis of age dynamics of results in various kinds of track and field athletics. Which permits to define the differences in stability of indices. It has been shased that sport achievements and their development in the process of several years' training serve the integral index of, technical and tactical puparation of schoolchildren. The given analysis indicates the possibility of prognosticating schoolchildren's results, treating conditions for further individualization of teaching process and correct planning of many years work.

Текст научной работы на тему «Возрастная динамика спортивных результатов школьников в разных видах легкой атлетики»

як засіб пролонгування інтересів дітей і учнів; загальна проблема (частіше всього соціально значуща) об’ єднує різні дисципліни і курси.

Подальші дослідження передбачається провести в напрямку вивчення інших проблем інтеграції музичного та фізичного виховання дітей старшого дошкільного віку.

Література

1. Вільчковський Е.С., Денисенко Н.Ф. Організація рухового режиму дітей 5-10 років у закладах освіти: навчально-методичний посібник. - Запоріжжя: ЗОІППО, 2006. - 228 с.

2. Вільчковський Е.С. Педагогические основы процесса формирования двигательной подготовленности детей 3-7 лет: Автореф. дис. д-ра пед. наук: 13.00.01., 13.00.04 / Киевск.гос.пед.инст. им. М.Горького. - К., 1989. - 44 с.

3. Мельник Є.Л., Корожнева Л. А. Интегрированное обучение в начальной школе: теория и практика. - СПб.: Каро, 2003. - 192с. (Модернизация общего образования).

4. Осокина ТИ. Физическая культура в детском саду. - М.: Просвещение, 1986. - 304 с.

5. Дмитренко Т.І. Теорія і методика фізичного виховання дітей раннього та дошкільного віку. - К.: Вища школа, 1979. - 253 с.

6. Максимова В.Н. Интеграция образования как научнопедагогическая проблема // Проблемы интеграции в естественнонаучном образовании. Ч.2 СПб., 1994. с.9-11.

7. Вільчковський Е.С. Теорія і методика фізичного виховання дітей дошкільного віку: Навчальний посібник. -Львів: ВНТЛ, 1998. - 334 с.

8. Кириченко О.М. Малі форми активного відпочинку дошкільників: Методичні рекомендації. - К.: РМКДВ, 1992. - 96 с.

9. Єфименко М.М. Театр фізичного виховання та оздоровлення дошкільнят: Авторський стиль роботи. - К.: ІСДО, 1995. - 40 с.

10. Ветлугина Н. Воспитание и обучение детей 6 года жизни. - М.: Просвещение, 1983.

Надійшла до редакції 12.10.2007р.

ВОЗРАСТНАЯ ДИНАМИКА СПОРТИВНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ШКОЛЬНИКОВ В РАЗНЫХ ВИДАХ ЛЕГКОЙ АТЛЕТИКИ

Щелкунов А. А.

Славянский государственный педагогический университет

Аннотация. Представлен анализ возрастной динамики результатов в разных видах легкой атлетики, который позволяет определить различия в стабильности показателей. Возрастные особенности влияния антропометрических показателей мальчиков и девочек в различных видах легкой атлетике не совпадают, более того в отдельные возрастные периоды носят противоречивый характер. Показано, что спортивные достижения и их рост в процессе многолетних занятий служат интегральным показателем физической, технической и тактической подготовленности школьников.

Ключевые слова: стабильность, динамика, интегральный показатель, физическая, техническая, тактическая подготовленность, критерий, прогнозирование. Анотація. Щелкунов А.О. Вікова динаміка спортивних результатів школярів у різних видах легкої атлетики. Представлено аналіз вікової динаміки результатів у різних видах легкої атлетики, який дозволяє

визначити відмінності в стабільності показників. Вікові особливості впливу антропометричних показників хлопчиків і дівчаток в різних видах легкої атлетики не співпадають, більш того, в окремі вікові періоди носять суперечливий характер. Показано, що спортивні досягнення і їх зростання в процесі багаторічних занять служать інтегральним показником фізичної, технічної і тактичної підготовленості школярів.

Ключові слова: стабільність, динаміка, інтегральний показник, фізична, технічна, тактична підготовленість, критерій, прогнозування.

Annotation. Schelkunov A.A. The age dynamics of schoolchildren’s sport results in various kinds of track and field athletics. The article dives the analysis of age dynamics of results in various kinds of track and field athletics”. Which permits to define the differences in stability of indices. It has been shased that sport achievements and their development in the process of several years’ training serve the integral index of, technical and tactical puparation of schoolchildren. The given analysis indicates the possibility of prognosticating schoolchildren’s results, treating conditions for further individualization of teaching process and correct planning of many years work.

Key words: stability, integral index, physical, technical, tactical puparation, criterion, prognostication.

Введение.

Анализ теоретических и практических аспектов школьной программы физического воспитания вскрывает целый ряд трудностей и проблем. При выполнении программного материала не учитывается индивидуальность и интерес обучаемого, отсутствует деятельное и заинтересованное участие детей в процессе обучения [1; 3; 6; 8].

В настоящее время физическая нагрузка, двигательная подготовленность и моторная плотность остаются основными показателями работы преподавателя на уроке [2; 3; 7]. Выявление эффективных форм, средств и методов подготовки позволит с минимальными затратами энергии и времени решить поставленные задачи [4; 5].

Данные прироста спортивных результатов по легкой атлетике показывают, что в период обучения в школе имеются наиболее благоприятные предпосылки для направленного развития физических качеств, определяющих результативность легкоатлетических упражнений. Однако при планировании многолетнего учебного процесса этот фактор зачастую не учитывается [1-9].

Работа выполнена по плану НИР Славянского государственного педагогического университета. Тема 3.1.1 “Теоретико-методические и программнонормативные основы физического воспитания школьников и студентов”.

Формулирование целей работы.

Цель работы - выявление закономерностей изменения темпов прироста показателей, характеризующих уровень развития физических качеств.

Результаты исследования.

Анализ возрастной динамики результатов в разных видах легкой атлетики позволяет определить различия в стабильности показателей. На основе сравнения взаимосвязи между ювенильными и дефини-

14G

тивными результатами в беге на 60-3000 м с увеличением длины дистанции прослеживается тенденция повышения стабильности показателей. Это показывает, что выносливость является достаточно стабильным качеством, наиболее информативным в прогностическом плане. Спортивные результаты на дистанциях до 800 м, показанные в возрасте 10-12 лет, не могут быть критерием одаренности и не имеют ценности для прогнозирования способностей в легкой атлетике (табл. 1).

Взаимосвязь между ювенильными и дефинитивными значениями в прыжках в длину и метании мяча достаточно низкая (г = 0,356^0,441), поэто-

му по начальным результатам в этих видах легкой атлетики крайне затруднен прогноз будущих результатов школьников.

В прыжках в высоту данная взаимосвязь несколько выше (г = 0,525 +- 548), но и это не гарантирует точный прогноз. В предпубертатный период взаимосвязь между показателями «соседних» возрастных групп в большинстве видов легкой атлетики остается достаточно высокой и стабильной (г = 0,72 +0,86), а в период полового созревания она заметно снижается (г = 0,25 +- 0,63). Это указывает, что в период интенсивного роста организма происходят заметные изменения в показателях, определяющих резуль-

Таблица 1 Стабильность спортивных результатов по легкой атлетике школьников разного возраста

№ п/п Упражнения Пол Возраст, лет

10-16 11-16 12-16 13-16 14-16 15-16

1. Бег 60 м м ж 279 378 352 504 478 563 614 628 756 753 811 875

2. Бег 100 м м ж 352 411 379 472 456 571 704 695 709 718 819 910

3. Бег 800 м м ж 472 463 517 567 611 617 735 714 810 874 879 918

4 Бег 1500 м м ж 625 651 676 658 752 715 814 825 872 863 910 948

5 Бег 3000 м м ж 724 733 777 751 810 832 827 841 896 858 918 908

6 Прыжок в длину м ж 408 441 456 455 519 625 698 774 777 815 815 919

7 Прыжок в высоту м ж 525 548 610 667 735 715 807 798 829 835 907 916

8 Метание мяча м ж 356 417 431 519 517 608 718 735 835 978 815 927

Таблица 2 Зависимость годового прироста спортивных результатов с дефинитивным значением

№ п/п Упражнения Пол Возраст, лет

16 10-11 16 11-12 16 12-13 16 13-14 16 14-15 16 15-16

1 Бег 100м м ж - 417х196 274 -395х -137 -392х -537х 075 -496х -275 -124 -276

2 Прыжок в длину м ж 235 -172 -175 375х 195 595х 442х117 537х310 225 277

3 Прыжок в высоту м ж 179 -225 210 375х -156 458х 388х -152 462х298 055 310

4 Метание мяча м ж 410х - 417х 395х410х -175 315 391х195 278 -174 175 210

5 Бег 1000 м м ж -175 34 210 197 417х 512х 510х473х 452х -210 -175 142

тативность легкоатлетических упражнений.

Взаимосвязь между темпами прироста результатов в беге на 100 м и его дефинитивным уровнем имеет достоверную значимость у девочек в период 1 1-13 и у мальчиков в 13-15 лет, то есть наибольшее значение прироста результатов приходится на период полового созревания школьников (табл.2).

В беге на 1000 м наименьшее значение корреляции отмечается у девочек в 10-12, 14-16 лет, у мальчиков в 10-12, 16 лет, а наибольшая взаимосвязь приходится на время пубертатного периода. В прыжковых видах легкой атлетики (длина, высота) годовые приросты результатов достоверно взаимосвязаны с дефинитивными показателями только в пубертатном периоде (г = 0,368 +- 0,537), до и после ускорения полового развития такой взаимосвязи нами не обнаружено.

Аналогичный показатель корреляционной зависимости для результатов в метании мяча имеет большинство положительных значений, а наиболее высокая взаимосвязь прослеживается в 10-12 лет (девочки, мальчики). Этот возраст благоприятствует развитию быстроты движений, уровень которой определяет результативность метаний.

Приведенные данные прироста спортивных результатов по легкой атлетике показывают, что в период обучения з школе имеются наиболее благоприятные предпосылки для направленною развития физических качеств, определяющих результативность легкоатлетических упражнений.

Выводы.

- Возрастная динамика спортивных результатов во многом зависит от степени биологического созревания организма. У акселератов более интенсивный рост показателей прослеживается в период 9-12, у ретардантов - в 12-16 лет. Более того, по приросту результатов можно выявить потенциальные возможности учеников и прогнозировать их показатели в старшем школьном возрасте.

- Экспериментально доказано, что у школьников меньшее воздействие на спортивные достижения в 16 лет оказывают начальные результаты, а вот значимость других этапов подготовки во многом зависит от уровня созревания организма и вида легкой атлетики. Эта закономерность характерна для учащихся разного пола. У детей-ретардантов наибольший вклад в их результативность в 16 лет вносит изменение показателей в возрасте 12-16 лет, а интенсивность роста результатов в 9-12 лет главным образом определяет достижение школьников-акселератов. Изменение результатов в 12-16 лет у учеников с нормальным типом созревания организма оказывает большее воздействие на результативность старшеклассников.

- Экспериментальные данные убедительно доказывают, что на этапе многолетней подготовки необходимы оптимальные темпы роста результатов, позволяющие стабильно повышать уро-

вень подготовленности детей. Высокий прирост результатов по легкой атлетике в 9-12 лет часто сопрягается с заметным снижением темпов роста на последующих этапах (г = -0,24 +- -0,74). Эта закономерность прослеживается во всех видах легкой атлетики, но наиболее ярко в беговых дисциплинах (г = -0,52 +- -0,74).

- У школьников со средним уровнем прироста результатов в 9-12 лет в дальнейшем отмечаются, как правило, стабильные и высокие темпы роста. Уучащихся с низким ростом результатов на первом этапе подготовки проявляется разноречивое изменение показателей в 12-16 лет. Бесспорно, прослеживается закономерность влияния темпов роста результатов разных этапов подготовки.

Дальнейшие исследования возрастной динамики физического развития в процессе многолетних занятий предполагает прогнозирование результатов школьников в разных видах легкой атлетики и создание условий для дальнейшей индивидуализации учебного процесса.

Литература

1. Богданов ГП. Уроки физической культуры в 1У-У1 классах.- М.: Просвещение, 1979.- 192 с.

2. Боген М.М. Обучение двигательным действиям. - М.: Физкультура и спорт, 1985.- 192 с.

3. Вайнбаум Я.С. Дозирование физических нагрузок школьников. - М.: Просвещение, 1991. - 64 с.

4. Волков Л.В. Физические способности детей и подростков. - Киев: Здоров’я, 1981.- 117с.

5. Дьячков В.М. Совершенствование технического мастерства спортсменов. - М.: Физкультура и спорт, 1967.

- 183 с.

6. Новосельский В.Ф. Методика урока физической культуры в старших классах. - Киев: Радянська школа, 1989.

- 127 с.

7. Основы управления подготовкой юных спортсменов / Под общ. ред. М.Я.Набатниковой. - М.: Физкультура и спорт, 1982. - 287 с.

8. Филин В.П. Основы юношеского спорта. - М.: Физкультура и спорт, 1980.-255с.

Надійшла до редакції 19.10.2007р.

ОСОБЕННОСТИ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ У ВЫСОКОКВАЛИФИЦИРОВАННЫХ ДЗЮДОИСТОВ РАЗНЫХ ВЕСОВЫХ КАТЕГОРИЙ

Ягелло Владислав*, Коробейников Георгий**

* Академия физического воспитания и спорта в Гданьске (Польша)

** Национальный университет физического воспитания и спорта Украины (Украина)

Аннотация. Целью работы было изучение особенностей психофизиологических функций у высококвалифицированных дзюдоистов разных весовых категорий. В обследованиях приняли участие 14 дзюдоистов членов сборных команды Польши по дзюдо. Возраст исследуемых находился в диапазоне 2030 лет (23,1±2,7), а тренировочный стаж - 6-20 лет (12,8±4). В исследованиях была использована комплексная компьютерная программа 8е№е& («Динамо» Киев). Проведенные исследования показали наличие различных уровней проявления активации психофизиологических функций у дзюдоистов различных ве-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.