Научная статья на тему 'Возрастная динамика и взаимосвязь особенностей функциональной асимметрии полушарий головного мозга с познавательными процессами и личностными особенностями в детском возрасте'

Возрастная динамика и взаимосвязь особенностей функциональной асимметрии полушарий головного мозга с познавательными процессами и личностными особенностями в детском возрасте Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОЛОВНОЙ МОЗГ / ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ АСИММЕТРИЯ / МЕЖПОЛУШАРНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ. / BRAIN / FUNCTIONAL ASYMMETRY / INTERHEMISPHERIC INTERACTION / COGNITIVE ACTIVITY.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — БайДукова Л. В., Боженко М. В.

В статье доступным языком описываются особенности функциональной асимметрии полушарий головного мозга. Прослежены изменения функциональной мозговой асимметрии в процессе онтогенеза. Отражены гендерные особенности полушарий мозга. Предлагается сравнительная таблица по определению своего профиля латеральной организации. Даются практические рекомендации. Статья будет интересна педагогам, воспитателям детских садов, учителям, логопедам, дефектологам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — БайДукова Л. В., Боженко М. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Age dynamics and interrelation of the features of functional asymmetry of the cerebral hemispheres with cognitive processes and personal characteristics in childhood

The article describes in an accessible language the features of the functional asymmetry of the cerebral hemispheres. The changes in functional brain asymmetry in the process of ontogenesis are traced. The gender characteristics of the hemispheres of the brain are reflected. A comparative table is proposed to determine the profile of the lateral organization. Practical recommendations are given. The article will be of interest to teachers, kindergarten teachers, teachers, speech therapists, speech pathologists.

Текст научной работы на тему «Возрастная динамика и взаимосвязь особенностей функциональной асимметрии полушарий головного мозга с познавательными процессами и личностными особенностями в детском возрасте»

НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРОЕКТЫ

УДК 373+159.91:612.821

Л. В. Байдукова, М.В. Боженко

ВОЗРАСТНАЯ ДИНАМИКА И ВЗАИМОСВЯЗЬ ОСОБЕННОСТЕЙ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ АСИММЕТРИИ ПОЛУШАРИЙ ГОЛОВНОГО МОЗГА С ПОЗНАВАТЕЛЬНЫМИ ПРОЦЕССАМИ И ЛИЧНОСТНЫМИ ОСОБЕННОСТЯМИ В ДЕТСКОМ ВОЗРАСТЕ

В современном дошкольном образовании проблема формирования и развития у дошкольников познавательной активности является одной из самых актуальных, поскольку взаимодействие человека с окружающим миром возможно лишь благодаря его активности и деятельности, что в свою очередь способствует формированию самостоятельности и инициативности. Стремительно меняющаяся жизнь, реформирование системы образования, социальный заказ общества, внедрение в практику работы федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования [1], заставляет педагогов пересматривать роль и значение современных образовательных средств (методов, приемов, технологий) в практике дошкольного образования.

Педагогами и психологами доказано, что для развития познавательной активности необходима органи-

зация содержательной, интересной, мотивированной и развивающей практической деятельности. В наше время очень популярны такие курсы как ментальная арифметика, развитие памяти, программирование, скорочтение и другие. А всё потому, что они дают быстрые и очевидные результаты. В их основе лежит развитие межполушарных связей головного мозга [2-3]. Именно это лежит и в основе современных методов, методик, научных направлений, которые применяются в разных областях: дефектологии, нейрофизиологии, логопедии, психотерапии, неврологии и других.

Французский философ и писатель эпохи Возрождения Мишель де Мон-тень говорил: «Мозг, хорошо устроенный, стоит больше, чем мозг, хорошо наполненный» [4]. Давайте узнаем, как «хорошо устроен наш мозг» или как «хорошо можно устроить наш мозг»? Но сначала давайте со-

вершим небольшое погружение в самое невероятное чудо, которое есть у каждого из нас. Мозг человека был и остаётся самой большой загадкой. Он состоит из сотен миллиардов нейронов. Примерно столько же, сколько звёзд в нашей галактике. Нейрон состоит из тела клетки; множества воспринимающих отростков -дендритов; и длинного, передающего информацию от клетки, аксона. Есть ещё глиальные (вспомогательные) клетки - помощники нейронов (обеспечивают питание, защиту, опору). Нейроны стремятся к сближению друг с другом, им не нравится одиночество. Но иногда клетка отрывается от группы и уходит. Нейрон не делится как нормальная клетка. Мы рождаемся и умираем с одинаковым количеством нейронов. В 1 куб. мм мозга умещается более 5 км аксонов и дендритов. Вес мозга всего 2% от веса тела, а потребляет он 20% всей энергии организма. Каким же образом наша мозговая субстанция начинает больше ощущать, желать, думать? А всё это происходит благодаря развитию межполушарного взаимодействия, то есть благодаря формированию новых дендритов и аксонов у нейронов.

Долгое время считалось, что у новорождённого, а также в первые годы жизни вообще отсутствует функциональная асимметрия и обе половины мозга совершенно равнозначны. Но исследования показали, что это не совсем так. Клиническая практика говорит о высокой пластичности полушарий мозга на ранних этапах развития [5]. Если по медицинским показаниям у младенца удаляют левое

полушарие, то развитие речи не прекращается и идет без видимых нарушений [6]. Происходит перенос центров речи в правое полушарие. При этом нет существенных различий в вербальных способностях оперированных пациентов по сравнению со всеми остальными. Но по мере созревания пластичность полушарий мозга снижается. Наступает период, когда замещение становится невозможным.

Уже при рождении существуют предпосылки к функциональной асимметрии. Правое полушарие созревает быстрее, поэтому для маленьких детей характерна непроизвольность, невысокая осознанность поведения, они очень эмоциональны, их познавательная деятельность имеет более непосредственный, целостный и образный характер. Доказано, что у детей от 3 до 7 лет в ситуации как непроизвольного, так и произвольного внимания, активизируется преимущественно правое полушарие, и только начиная с 10-летнего возраста - левое. Толчком к активизации левого полушария считается появления у ребенка осознания себя. В это время, в 2 года, максимально выражено упрямство. Это следствие активизации работы левого полушария и временного «оттеснения» правого, что проявляется в негативизме, в некотором замедлении восприятия и переработке поступающей извне информации (функция правого полушария). Что отмечает при этом взрослый в ребенке? Медлительность, отрицательное отношения ко всему, что не совпадает с только что возникающим пред-

ставлением о себе. Так как у мальчиков процесс разделения функций идет сравнительно быстрее, чем у девочек, то и упрямство у них в этом возрасте заметнее [7]. Что делать, чтобы предотвратить торможение правого полушария (ведущего в этом возрасте)? Обеспечить ребенку сброс негативных чувств через игру, эмоциональную и двигательную разрядку.

Существенные изменения в меж-полушарном взаимодействии отмечаются к 6-7 годам, к началу школьного обучения. Коренной перелом начинается с овладения письменностью. Сдвиг асимметрии в сторону относительного преобладания левого полушария становится особенно выраженным к концу подросткового периода. Так, у детей-правшей 8-9 лет даже при решении арифметических задач более реактивным и активизированным является правое полушарие и только между 10 и 14 годами существенно возрастает активность левого полушария. К этому возрасту мозг завершает интенсивное развитие. Его функциональные связи становятся всё более жёсткими и малоподвижными [8]. Все энергетические ресурсы мозга обращаются к передним отделам левого полушария (речь, аналитическое и абстрактное мышление, навыки письма и счёта). С наступлением активности левого полушария происходит появление сложных понятий, развитие абстрактного мышления, умения считать и писать. Здесь впереди мальчики: уже к 6 годам левое полушарие у них может быть более активным, чем у девочек. Поэтому некоторые начинают читать уже в 4-5 лет.

У мальчиков и мужчин функциональная активность полушарий носит более полярный характер, и о преобладании одного из них можно уже судить, с большей или меньшей долей вероятности, к 6-7 годам [9]. Иногда у повышено эмоциональных, впечатлительных и художественно одаренных мальчиков дифференциация мозга развивается так же, как у девочек. У них дольше сохраняется правополушарная специализация мозга. Они не так хорошо пишут, пропускают буквы, не дописывают слова. Камень преткновения для них - таблица умножения. Все это постепенно выравнивается к 3-му или 5-му классу. Девочки же до 13 лет сохраняют определенную пластичность мозга, эквивалентность его половины, поэтому только к 13 годам определяется, насколько успешно обучается девочка иностранному языку или математике (если преобладают левополушарные функции). При правополушарной направленности ей лучше заняться литературой, географией, историей.

Мозг мальчиков по сравнению с девочками - более прогрессивная, более дифференцированная, более избирательная, более экономичная функциональная система. У них особенно избирательно активен передний мозг, его лобные ассоциативные структуры. Именно эти отделы мозга отвечают за процессы смыслообра-зования. Это делает мышление мальчиков творческим, объясняет их высокую поисковую активность и высокое сосредоточение на одном виде деятельности, способствует самореализации. У мальчиков количество

нервных волокон, соединяющих два полушария, меньше, чем у девочек, поэтому им труднее сопоставить информацию, обрабатываемую в левом и правом полушариях. В то же время у мальчиков избирательно включается в мыслительные процессы левое или правое полушарие. Для девочек характерно повышение уровня функциональной активности не передних, а задних отделов коры, слуховых отделов левого полушария, играющих важную роль в понимании значения слов.

У мальчиков медленнее созревает левое полушарие, а у девочек - правое. Поэтому девочки до 10 лет лучше запоминают цифры и решают логические задачи, превосходят мальчиков в ряде речевых способностей. В детстве мальчики как бы более правополушарные, чем девочки, но с возрастом у мужчин начинает лидировать левое полушарие. Причинами этих различий являются большая степень специализированно сти полушарий и меньшая степень межпо-лушарного взаимодействия у мальчиков по сравнению с девочками, а также более позднее созревание головного мозга.

Поэтому так важно дифференцированно подходить к развитию (с учётом возрастных и тендерных показателей функциональной асимметрии). О двух разных мирах - мальчиков и девочек - можно узнать из замечательной, очень интересной книги В. Д. Еремеевой и Т. П. Хриз-ман «Мальчики и девочки - два разных мира» [10].

Функциональная асимметрия -различное по характеру и неравное

по значимости участие левого и правого полушарий мозга в осуществлении психической функции - одно из определений функциональной асимметрии. Выделяют моторную, сенсорную и психическую асимметрию, причём каждая из этих асимметрий подразделяется на множество других видов. Моторная асимметрия - совокупность признаков неравенства функций рук, ног, половин туловища и лица в формировании общего двигательного поведения и его выразительности [11]. Так, руки обнаруживают различия по точности и скорости движений, ноги - по координации, силе, длине шага, различна мимика левой и правой сторон лица, имеются морфологические и функциональные различия сторон тела. Сенсорная асимметрия - совокупность признаков функционального неравенства правой и левой частей органов чувств: например, различны острота и поля зрения, цветоощущение левым и правым глазом, острота слуха левым и правым ухом и т. д. Психическая асимметрия двуплано-ва: 1) выражает неравенство функций полушарий мозга в формировании целостной нервно-психической деятельности: сенсорные процессы в основном зависят от правого полушария, а моторные - от левого полушария; 2) обозначает нарушение симметрии собственно психических процессов (психосенсорных и психомоторных).

Существуют различные классификации профилей латеральной организации. В одной 27 типов, в другой 4, а есть и 32, но мы остановимся на 3-х (скорее на 2-х): левополушар-

ный тип и правополушарный тип функциональной организации мозга. Попробуем определить свой тип мозга. Сравним левые и правые параметры в таблице (табл. 1). Отметим, что нам больше подходит: размышляете словами и символами или образами; легче воспринимать через анализ или синтез; восприятие аудиальное или визуальное.

Интересен тот факт, что на курсах и практических семинарах по играм межполушарного развития, среди педагогов-дошкольников больше с пра-вополушарным, а среди учителей - с левополушарным типом мозга.

Какие же дети «удобнее» педагогу: творческие или интеллектуальные? В исследованиях [12] было выявлено: выше креативность у млад-

Таблица 1

Левополушарный тип мозга Правополушарный тип мозга

- оперирует словами, условными знаками и символами; - отвечает за письмо, счёт, способность к анализу; - абстрактное, концептуальное, двумерное мышление; - склонность к творчеству; - оперирует образами реальных предметов; - отвечает за ориентацию в пространстве; легко воспринимает пространственные отношения; - синтетическая деятельность мозга; - наглядно-образное трёхмерное мышление; - целостное представление ситуаций;

- восприятие аудиальное; - интеллект вербальный; - память произвольная; - визуальное восприятие; - невербальный, практический интеллект; - быстрая переработка информации; - непроизвольная память;

Интроверты. Легко даются иностранные языки. Экстраверты. Способностикрисованию. Музыкальный слух, артистичность. Успехи в спорте.

Условия для успешной учебной деятельности: - абстрактный, линейный стиль изложения информации; - анализ деталей; - неоднократное повторение материала; - тишина на уроке; - работа в одиночку; - вневременные задания; - вопросы закрытого типа; - классическая посадка за партами. Условия для успешной учебной деятельности: - гештальт («целостный образ»; то, что отличает сумму от целого); - творческие контекстные задания; - эксперименты; - музыкальный фон на уроке, речевой ритм; - работа в группах; - вопросы открытого типа; - синтез нового материала; - социальная значимость деятельности; - престижность положения в коллективе; - для организации невербального общения лучше посадить полукругом.

Характеристики для разных типов функциональной организации

полушарий мозга

ших школьников с левым профилем латеральной организации (преобладание правого полушария). У право-полушарных, по сравнению с лево-полушарными, коэффициент оригинальности был выше в 10 раз, а коэффициент точности - в 2 раза. Важно различать понятия левосторонняя асимметрия, то есть преобладание правого полушария, и лево-полушарное доминирование или доминирование правосторонних признаков, то есть доминирование левого полушария.

Дифференцированное школьное обучение с учетом функциональной асимметрии полушарий головного мозга ребенка - один из самых сложных, но эффективных способов обучения [13]. Школьные методики обучения тренируют и развивают главным образом левое полушарие, игнорируя половину умственных возможностей школьника, не учитывают особенностей половой латера-лизации полушарий, оставаясь бесполыми и массовыми. Образование в наших школах не только левополу-шарное, но и академическое, то есть материал преподносится в готовом виде, неоднократно повторяется [14]. В такой системе образования комфортно чувствуют себя левополу-шарные и равнополушарные девочки, которые быстро становятся отличницами. Правополушарные мальчики оказываются в самом невыгодном положении, более подвержены возникновению школьных неврозов. Сейчас уже стали появляться пособия, в которых учитывают работу двух полушарий (напри-

мер, комплект учебников для начальной школы О. Л. Соболевой1).

Мы знаем, что и левое, и правое полушарие играют свою роль в организации каждой психической функции. Но они имеют функциональную специализацию. Например, за восприятие и экспрессию эмоций отвечает правое полушарие, а левое полушарие больше «словесно-логическое». Но при этом правое полушарие в большей степени контролирует отрицательные эмоции, а левое - положительные. Или, например, правое полушарие воспринимает целостный образ, а левое этот же образ, но по частям. Если способы преподавания учителя не совпадают с психофизиологическими возможностями учащихся, то возникает внутренний конфликт: способ изложения информации не совпадает с типом

1 Ольга Леонидовна Соболева хорошо известна учителям, родителям и ребятам. Её знают благодаря оригинальным учебным пособиям, созданным по авторской методике. Среди них — замечательная сказочная повесть «Тайны страны Акитаммарг, или «Удивительные путешествия с Запятайкиным», ассоциативные сюжетные прописи, знакомые нам под названием «Космические прописи», уникальный комплект наглядных пособий «Для развивающего обучения», занимательный задачник по русскому языку и многое другое. Ольга Соболева в течение многих лет читала курс лекций по методике преподавания русского языка на лингвистических кафедрах Таганрогского государственного педагогического института (.примеч.ред.).

восприятия этой информации учеником. Чаще всего левополушарные учителя хотят полностью разобрать учебный материал, в то время как правополушарные учащиеся интуитивно схватывают общее содержание и не интересуются деталями. Лево-полушарный учитель в 82% случаев лучше оценивает детей своего типа, а правополушарный и равнополу-шарный учитель в 73% случаев дает положительную оценку детям своего типа. Для учителя главным является его способность научить ребенка по своей методике: «Люблю того, кого умею научить». Если же у учителя возникают проблемы при обучении, то он подсознательно связывает их не с выбором методики, не со своей способностью научить, а с особенностями отстающего. В результате этого ребенок, постоянно страдающий от неуспеха, изменяет свое поведение: становится пассивным, капризным, раздражительным, не старательным ИТ. д.

Конечно, сложно учесть все особенности право-лево-полушарников на всех этапах занятия или какой-то

деятельности с детьми, но кое-что можно учитывать, или применять различные методы и приёмы, которые будут учитывать интересы всех. Даже на этапе мотивации мы можем что-то продумать и придумать для того и другого типа асимметрии полушарий. Например, все мы очень любим игры по станциям, квесты, терренкуры. И к ним мы рисуем карты, где учитываем функциональную организацию мозга (рис. 1).

Задача учителя на операционном этапе - обеспечение учащегося заданием, которое учитывало бы его психофизиологические особенности и доставило бы ему удовольствие в ходе выполнения работы. Ученики с противоположными стилями обучения могут помочь друг другу. Например, ученик правополушарного типа мышления, работая в паре с левопо-лушарным над заданием, связанным с оценкой значимости раздела текста, может показать своему товарищу такие стратегии обучения, как синтез, применение схем, привлечение данных из контекста, выделение сути, поиск известной информации и

Рис. 1. Примеры карт путешествий с учётом профиля латеральной организации

сопоставление фактов. Левополу-шарный ученик может поделиться со своим партнером способами выделения нужных деталей, выявления различий, создания категорий. Детям очень нравится, когда им даёшь задание «Побудь логопедом»: «почитай книгу» и расскажи другу всё, что ты знаешь о космосе; покажи другу, в какую сторону пишутся цифры и поучитесь писать их по порядку. На результативном этапе (сравнение предполагаемой оценки с реальной оценкой) учитель оценивает итог деятельности: грамотность, аккуратность, правильность и т. д. Ученик же ждет, что оценят не только итог, но и его усилия в процессе деятельности.

Как вы думаете, есть ли разница в восприятии, обработке информации у мальчиков и девочек? Для мальчиков очень важно, что оценивается в их деятельности, а для девочек - кто их оценивает и как. Мальчиков интересует суть оценки, а девочки более заинтересованы в эмоциональном общении со взрослыми. Для девочек важно, какое они произвели впечат-

ление. Когда мы оцениваем мальчика, он вновь переживает те фрагменты деятельности, которые оцениваются. Для мальчика не имеют смысла оценки типа: «Я тобой не доволен». Мальчик должен знать, чем конкретно вы не довольны, и вновь «проиграть» в мозгу свои действия. Девочки эмоционально реагируют на любые оценки, при этом у них активизируются все отделы мозга. Следует отметить, что основные трудности, возникают у правополу-шарных детей при сдаче Единого государственного экзамена. Они могут испытывать затруднения при необходимости четко логически мыслить, структурировать. Им трудно отвлечься от эмоционально-образной составляющей учебного материала и сосредоточиться на фактах и теоретических построениях.

Как логопед, не могу не обратить внимание на методы речевого развития при изучении художественной литературы и овладении русским языком (табл. 2).

Таблица 2

Методы речевого развития при обучении словесности

Правополушарные учащиеся Левополушарные учащиеся

Сочинения. Составление слов и предложений из частей. Чтение-пересказ. Чтение по ролям. Задания на правописание. Нахождение взаимосвязи. Беглость устной и письменной речи. Нахождение отрывков в тексте. Экскурсии. Анализ рассказа. Разбор слов и предложений по составу. Прослушивание тестов. Обучение других. Задания на поиск ошибок. Применение правил. Точность употребления слов. Многократное повторение. Сопоставление текстов. Понятийное понимание слов.

Хотелось бы представить некоторые практические рекомендации людям, имеющим непосредственное отношение к воспитанию, обучению и развитию детей:

1. Необходимо помнить, что функциональная асимметрия полушарий -это эволюционное явление. Симметрии функций сопутствует врожденное слабоумие, одним из проявлений которого оказывается слабая обучаемость - неспособность усваивать влияния социальной среды. Для нормального же нервно-психического развития ребенка абсолютно необходима нарастающая асимметрия функций полушарий мозга, которая открывает возможность воздействия факторов социальной среды на функциональное состояние мозга.

2. При воспитании и обучении детей необходимо учитывать особенности межполушарной асимметрии и тендерную специфику латерализа-ции полушарий.

3. При любой асимметрии полушарий необходимым условием высокой интеллектуальной активности ребёнка и его успешного обучении является развитие межполушарного взаимодействия.

4. Координированные движения левой и правой рук повышают степень межполушарного взаимодействия. Поэтому очень полезны всевозможные пальчиковые игры, упражнения на развитие мелкой моторики руки (мозаика, выкладывание спичек, пуговиц, вышивание и т. д.), выполняемые последовательно правой и левой рукой, а некоторые - и двумя руками одновременно.

5. В наше время педагогические методики ориентированы главным

образом на левополушарное восприятие. Обычно учителя предпочитают абстрактный, линейный стиль изложения информации, неоднократное повторение учебного материала, сухой, неэмоциональный язык изложения без ярких выразительных примеров, что влияет на развитие навыков левого полушария [15]. Большинство учебников строится по этому же принципу: информация в них преподносится логично, последовательно и в абстрактной форме. Учащихся ставят перед неизбежностью самостоятельно связывать информацию с реальностью. Получается, что пра-вополушарные учащиеся оказываются в невыгодном положении, так как нуждаются в гештальте, музыкальном фоне на уроке, в творческих заданиях, в контекст. Например, пра-вополушарные ученики достигают успеха на уроках, где те же задачи подаются в контексте (алгебраические построения используются для расчета повседневных расходов, знакомство с новыми словами происходит при чтении рассказа, уравнения химического баланса решаются посредством лабораторных экспериментов). Учитель может трансформировать задания таким образом, чтобы адаптировать их ко всем ученикам класса, как лево-, так и право-полушарным. В этом случае неуспеваемость резко снижается, а положительные результаты быстро растут.

6. Межполушарную асимметрию головного мозга необходимо учитывать и при выборе методов проверки знаний, и при выставлении оценки учащимся. Так, для левополушарных учащихся наиболее предпочтитель-

ными будут: письменные опросы с неограниченным сроком выполнения, вопросы «закрытого» типа, а для правополушарных учащихся подойдут методы устного опроса, задания с «открытыми» вопросами, с фиксированным сроком выполнения.

7. Нельзя забывать, что оценка учителя будет зависеть от его индивидуальных особенностей, от его типа функциональной асимметрии, т.е. она будет субъективна.

8. Для гармоничного развития ребенка необходимо научить его по-разному осмысливать учебный материал (логически, образно, интуитивно).

Таким образом, мы с вами выработали стратегию решения проблем обучения детей с точки зрения меж-полушарной асимметрии головного мозга, которую вы можете с успехом применять в вашей деятельности. Но, как говорил доктор (устами Л. Броневого) из известного фильма «Формула любви» (1984), что «.. .голова - предмет тёмный и исследованию не подлежит». Именно об этом с точки зрения возможностей изучения мозга говорили участники X Всероссийской конференции им. Н. Н. Трауготт. Будем ждать новых исследований и открытий в данной области!

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Дошкольное образование // URL: https://fgos.ru/fgos/fgos-do/ (дата обращения: 07.12.2023).

2. Ярлыков В. Н., Худик В. А. Влияние функциональной асимметрии головного мозга на адаптивное поведение в детском возрасте // Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина. 2010. Т. 5, № 3. С. 37-43.

3. Худик В. А., Тельнюк И. В. Роль правой и левой руки в развитии моторных функций и мозга человека // Кор-рекционно-педагогическое образование. 2018. №2(14). С. 5-16.

4. Монтень М. де «Опыты» мудреца: избранные цитаты / Мишель Монтень. М.: Олма Медиа Групп, 2010. 303 с. // URL: https://ru.citaty.net/avtory/mishel-de-monten/ (дата обращения: 08.12.2023).

5. Сиротюк А. Л. Обучение детей с учетом психофизиологии: Практическое руководство для учителей и родителей. М.: ТЦ Сфера, 2001. 128 с.

6. Психология одаренности детей и подростков / Под ред. Н. С. Лейтеса. М.:

Издательский центр «Академия», 1996. 416 с.

7. Сиротюк А. Л. Психологические условия деятельности учителя по развитию мышления младших школьников с учетом возрастной динамики функциональной асимметрии полушарий головного мозга: дисс. ... к. псх. н.: 19.00.03. Тверь, 1999. 143 с.

8. Семенович А. В. Нейропсихологи-ческая диагностика и коррекция в детском возрасте. М.: Академия, 2002. 232 с.

9. Лейтес Н. С. Указ. соч.

10. Еремеева В. Д., Хризман Т. П. Мальчики и девочки - два разных мира. Нейропсихологи - учителям, воспитателям, родителям, школьным психологам. М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 1998. 184 с.

11. Котцова О. Н., Аникина Н. Ю., Грибанов А. В. Структурно-функциональные особенности физиологических систем у лиц с различными типами по-лушарного доминирования (обзор) II Экология человека. 2019. Т. 26. № 8. С. 32-39.

12. Силина Е. А., Евтух Т. В. Межпо-лушарная асимметрия и индивидуальные различия: Монография / Перм. гос. пед. ун-т. Пермь, 2004. 136 с.

13. Колесникова И. В. Дифференцированное обучение с учетом типов функциональных асимметрии полушарий головного мозга // URL: https://infourok.ru/

1881еёоуа1е18кауа-гаЬо1а-^Гегепс1ашуа-оЬисЬешуа-исЬазсЫЬэуа-пасЬаЫоу-8ЬкоН-8-исЬуо1от^ипксшпа1поу-asimmetrii-polushariy-837212.html (дата обращения: 10.12.2023).

14. Сиротюк А. Л. (2001). Указ. соч.

15. Силина Е. А., Евтух Т. В. Указ. соч.

REFERENCES

1. Preschool education // URL: https://fgos.ru/fgos/fgos-do / (date of the application: 07.12.2023).

2. Labels V. N., Khudik V. A. The influence of functional asymmetry of the brain on adaptive behavior in childhood // Bulletin of the Leningrad State University named after A. S. Pushkin. 2010. Vol. 5, No. 3. P. 37-43. (InRuss.).

3. Khudik V. A., Telnyuk I. V. The role of the right and left hands in the development of motor functions and the human brain // Pedagogic Correction Education Journal. 2018. No. 2 (14). P. 5-16. (In Russ.).

4. Montaigne M. de "Experiments" of the sage: selected quotations / Michel Montaigne. M.: Olma Media Group, 2010. 303 p. // URL: https://ru.citaty.net/avtory/ mishel-de-monten / (date of the application: 08.12.2023).

5. SirotyukA. L. Teaching children with regard to psychophysiology: A practical guide for teachers and parents. M.: TC Sphere, 2001. 128 p. (InRuss.).

6. Psychology of giftedness of children and adolescents / Edited by N. S. Leites. M.: Publishing center "Academy", 1996. 416 p. (InRuss.).

7. Sirotyuk A. L. Psychological conditions of a teacher's activity for the development of thinking in younger schoolchildren, taking into account the age dynamics of functional asymmetry of the cerebral hemispheres: dissertation... Candidate of Psychological Sciences:

19.00.03. Tver, 1999. 143 p. (InRuss.).

8. SemenovichA. V. Neuropsychological diagnosis and correction in childhood. M.: Akademiya, 2002. 232 p. (InRuss.).

9. Leites N. S. Index of the essay.

10. Eremeeva V. D., Khrizman T. P. Boys and girls are two different worlds. Neuropsychologists for teachers, educators, parents, school psychologists. M.: LINKA-PRESS, 1998. 184 p. (InRuss.).

11. Kotsova O. N, Anikina N. Yu., Gribanov A. V. Structural and functional features of physiological systems in individuals with different types of hemispheric dominance (review) // Human Ecology. 2019. T. 26. No. 8. P. 32-39. (In Russ.).

12. Silina E. A., Evtukh Т. V. Interhemispheric asymmetry and individual differences: Monograph / Perm, state ped. Univ. Perm, 2004. 136 p. (InRuss.).

13. Kolesnikova I. V. Differentiated training taking into account the types of functional asymmetry of the cerebral hemispheres // URL: https://infourok.ru/ issledovatelska-rabota-differenciaciya-obucheniya-uchaschihsya-nachalnoy-shkoli-s-uchyotom-funkcionalnoy-asimmetrii -polushariy-837212.html (date oftheapplication: 10.12.2023).

14. SirotyukA. L. (2001). Index of the essay.

15. Silina E. A., Evtukh Т. V. Index of the essay.

Поступила вредакцию: 22.12.2023 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.