Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ЛЕКСИЧЕСКИХ КОМПОНЕНТОВ РЕЧИ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ЛАТЕРАЛИЗАЦИИ ФУНКЦИЙ ГОЛОВНОГО МОЗГА И ПОЛОВОЙ ПРИНАДЛЕЖНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ'

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ЛЕКСИЧЕСКИХ КОМПОНЕНТОВ РЕЧИ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ЛАТЕРАЛИЗАЦИИ ФУНКЦИЙ ГОЛОВНОГО МОЗГА И ПОЛОВОЙ ПРИНАДЛЕЖНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
308
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ АСИММЕТРИЯ ПОЛУШАРИЙ МОЗГА / FUNCTIONAL ASYMMETRY OF CEREBRAL HEMISPHERES / ЛАТЕРАЛИЗАЦИЯ / LATERALIZATION / ПРАВОПОЛУШАРНЫЙ / ЛЕВОПОЛУШАРНЫЙ / РАВНОПОЛУШАРНЫЙ ТИП / RIGHT HEMISPHERE / LEFT HEMISPHERE / EQUAL HEMISPHERE TYPE / БИЛАТЕРАЛЬНОСТЬ / BILATERALITY / ПОЛОВЫЕ РАЗЛИЧИЯ / GENDER DIFFERENCES / ИНДИВИДУАЛЬНО-ТИПОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ / INDIVIDUAL AND TYPOLOGICAL FEATURES / РЕЧЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / SPEECH ACTIVITY / ВЕРБАЛИЗАЦИЯ / VERBALIZATION / ЛЕКСИЧЕСКАЯ СТОРОНА РЕЧИ / VOCABULARY OF SPEECH / СЛОВАРНЫЙ ЗАПАС / VOCABULARY / АССОЦИАТИВНЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ / ASSOCIATIVE EXPERIMENT

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Гордиевский Антон Юрьевич, Федосова Оксана Юрьевна

Латерализация функций головного мозга является базовым элементом реализации обширного спектра высших форм психической деятельности человека. Речевая деятельность как одно из важнейших психофизиологических проявлений реализуется благодаря сложным нейрофизиологическим механизмам, зависящим от индивидуальных особенностей человека, детерминированных его нейрофункциональной спецификой и половой принадлежностью. В сложных системных процессах, обеспечивающих лексическую реализацию, принимают участие оба полушария большого мозга, однако каждое из них выполняет свойственную лишь ему функцию. Это позволяет предположить, что особенности межполушарной конкуренции оказывают непосредственное влияние на специфику речевого развития детей. Нами было проведено экспериментальное исследование особенностей развития лексических компонентов речи в зависимости от латерализации функций головного мозга и половой принадлежности первоклассников. У всех участников эксперимента с помощью инструментальной методики определена структура ФАП. Изучение особенностей развития устной речи произведено посредством исследования активного словарного запаса, оценки способности к вербализации зрительных образов и словесно-ассоциативного эксперимента, использованного для выявления частотности употребления различных частей речи. У младших школьников обнаружены выраженные признаки проявления частной типологии ВНД. Результаты эксперимента позволяют сделать заключение о значительном влиянии гендерного фактора и фактора ФАП, на развитие исследованных компонентов лексической стороны речи. Полученные данные могут быть использованы педагогами и логопедами в процессе развития и коррекции недостатков лексической стороны речи детей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Гордиевский Антон Юрьевич, Федосова Оксана Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF DEVELOPMENT OF LEXICAL COMPONENTS OF SPEECH DUE TO LATERALIZATIONOF BRAIN FUNCTIONS AND GENDER OF PRIMARY STUDENTS

Lateralization of brain functions is a basic element of the implementation of a wide range of higher forms of human mental activity. Speech activity as one of the most important psychophysiological manifestations is realized due to complex neurophysiological mechanisms, that come from individual characteristics of a person, determined by their neurofunctional specificity and gender. Both hemispheres of the big brain take part in complex systemic processes providing vocabulary acquisition, but each of them performs a peculiar function. This suggests that the features of interhemispheric competition have a direct impact on the specifics of speech development of children. We conducted an experiment and studied the peculiarities of the development of lexical components of speech in their correlation to the lateralization of brain functions and gender of first-graders. The structure of functional asymmetry of cerebral hemispheres was determined in all participants of the experiment. Its structure was determined with the help of the standard procedure. Oral speech was analyzed via active vocabulary examining, assessing the ability to verbalize visual images and verbal-associative experiment used to find out how frequently different parts of speech are used. They are primary students who displayed special typology of GNI. The results of the experiment enabled to draw the conclusion about the significant influence of the gender and the functional asymmetry of cerebral hemispheres on the development of vocabulary components. The findings can be used by teachers and speech therapists in the process of developing and purifying the vocabulary of children's speech.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ЛЕКСИЧЕСКИХ КОМПОНЕНТОВ РЕЧИ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ЛАТЕРАЛИЗАЦИИ ФУНКЦИЙ ГОЛОВНОГО МОЗГА И ПОЛОВОЙ ПРИНАДЛЕЖНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ»

Развитие речи ребенка: психофизиологический и логопедический аспекты

Child's Speech Development: Psychophysiological and Speech Therapeutic Aspects

УДК 159.91

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ЛЕКСИЧЕСКИХ КОМПОНЕНТОВ РЕЧИ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ЛАТЕРАЛИЗАЦИИ ФУНКЦИЙ ГОЛОВНОГО МОЗГА И ПОЛОВОЙ ПРИНАДЛЕЖНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

FEATURES OF DEVELOPMENT OF LEXICAL COMPONENTS OF SPEECH DUE TO LATERALIZATION OF BRAIN FUNCTIONS AND GENDER OF PRIMARY STUDENTS

©2019

А.Ю. Гордиевский, О.Ю. Федосова A.Y. Gordievskii, O.Y. Fedosova

Латерализация функций головного мозга является базовым элементом реализации обширного спектра высших форм психической деятельности человека. Речевая деятельность как одно из важнейших психофизиологических проявлений реализуется благодаря сложным нейрофизиологическим механизмам, зависящим от индивидуальных особенностей человека, детерминированных его нейрофункциональной спецификой и половой принадлежностью. В сложных системных процессах, обеспечивающих лексическую реализацию, принимают участие оба полушария большого мозга, однако каждое из них выполняет свойственную лишь ему функцию. Это позволяет предположить, что особенности межполушарной конкуренции оказывают непосредственное влияние на специфику речевого развития детей. Нами было проведено экспериментальное исследование особенностей развития лексических компонентов речи в зависимости от латерализации функций головного мозга и половой принадлежности первоклассников. У всех участников эксперимента с помощью инструментальной методики определена структура ФАП. Изучение особенностей развития устной речи произведено посредством исследования активного словарного запаса, оценки способности к вербализации зрительных образов и словесно-ассоциативного эксперимента, использованного для выявления частотности употребления различных частей речи. У младших школьников обнаружены выраженные признаки проявления частной типологии ВНД. Результаты эксперимента позволяют сделать заключение о значительном влиянии гендерного фактора и фактора ФАП, на развитие исследованных компонентов лексической стороны речи. Полученные данные могут быть использованы педагогами и логопедами в процессе развития и коррекции недостатков лексической стороны речи детей.

Ключевые слова: функциональная асимметрия полушарий мозга; латерализация; правополушарный, левополушарный, равнополушарный тип; билатеральность; половые различия; индивидуально-типологические особенности; речевая деятельность; вербализация; лексическая сторона речи; словарный запас; ассоциативный эксперимент.

Lateralization of brain functions is a basic element of the implementation of a wide range of higher forms of human mental activity. Speech activity as one of the most important psychophysiological manifestations is realized due to complex neurophysiological mechanisms, that come from individual characteristics of a person, determined by their neurofunctional specificity and gender. Both hemispheres of the big brain take part in complex systemic processes providing vocabulary acquisition, but each of them performs a peculiar function. This suggests that the features of interhemispheric competition have a direct impact on the specifics of speech development of children. We conducted an experiment and studied the peculiarities of the development of lexical components of speech in their correlation to the lateralization of brain functions and gender of first-graders. The structure of functional asymmetry of cerebral hemispheres was determined in all participants of the experiment. Its structure was determined with the

help of the standard procedure. Oral speech was analyzed via active vocabulary examining, assessing the ability to verbalize visual images and verbal-associative experiment used to find out how frequently different parts of speech are used. They are primary students who displayed special typology of GNI. The results of the experiment enabled to draw the conclusion about the significant influence of the gender and the functional asymmetry of cerebral hemispheres on the development of vocabulary components. The findings can be used by teachers and speech therapists in the process of developing and purifying the vocabulary of children's speech.

Keywords: functional asymmetry of cerebral hemispheres; lateralization; right hemisphere, left hemisphere, equal hemisphere type; bilaterality; gender differences; individual and typological features; speech activity; verbalization; vocabulary of speech; vocabulary; associative experiment.

Функциональная асимметрия полушарий (ФАП) - неотъемлемая составляющая формирования высших психофизиологических функций человека, важнейшей из которых является речь [1-6]. К настоящему времени накоплен значительный объем экспериментальных данных, свидетельствующих о неоднозначной роли левого и правого полушарий в динамической организации речевой деятельности. В сложных системных процессах, обеспечивающих реализацию речи, участвуют оба полушария, но каждое из них выполняет свойственную лишь ему функцию [1 ; 7-9]. Правое полушарие оценивает физические характеристики речи, сопровождающие ее интонацию, мимику и жестикуляцию. Левое полушарие осуществляет осмысление услышанного или прочитанного [1 ; 3 ; 8 ; 10]. Кроме того, анализ результатов ассоциативного эксперимента по попеременному выключению левого и правого полушарий [3 ; 10 ; 11] показал, что правое полушарие большого мозга обеспечивает конкретность и выразительность высказываний, способность к более полноценному отражению в них личного опыта, субъективных переживаний. Преимущество левого полушария в организации речевой функции увеличивается при восприятии отвлеченных служебных слов, используемых для оформления высказываний.

Однако при рассмотрении данной проблемы обнаруживаются противоречия как на уровне конкретных эмпирических результатов, так и в отношении их теоретической интерпретации. Нами не обнаруже-

но солидарного мнения исследователей относительно взаимозависимости между развитием лексических способностей и особенностью межполушарных отношений и половой принадлежностью детей. В настоящее время имеются лишь немногочисленные работы, описывающие различия в уровне речевого развития мальчиков и девочек с различным проявлением меж-полушарных отношений. Однако отмечено, что половые различия в вербальных способностях могут быть обусловлены различиями в распределении функций между полушариями [приводится по: 7], особенностями когнитивных способностей мальчиков и девочек и спецификой созревания структур головного мозга у представителей разных полов [1 ; 12 ; 13].

Необходимо отметить, что проблема латерализации полушарий, приобретя значительный вес в психофизиологии и психологии, недостаточно изучается в педагогике и логопедии. Об этом свидетельствует сравнительно ограниченный объем литературы по использованию фактора ФАП в современном образовательном процессе [14-17], в частности в развитии и корректировке речевой деятельности детей и подростков. Практически отсутствуют данные о вкладе ФАП в индивидуально-типологические особенности речевой деятельности детей.

Вышеуказанное определило необходимость нашего экспериментального исследования по изучению специфики лексической стороны речи мальчиков и девочек восьмого года жизни с различной структу-

рой ФАП мозга, результаты которого представлены ниже.

В исследовании приняло участие 68 учеников первых классов, из них 36 девочек и 32 мальчика. У всех участников эксперимента была определена структура ФАП. Для этого был использован сертифицированный прибор - активациометр АЦ-5. Полученные с его помощью первичные значения сравнительной активности правого и левого полушария мозга обрабатывались согласно методическим рекомендациям Ю.А. Цагарелли [18].

Изучение специфики развития устной речи детей осуществлялось посредством серии из трех экспериментов.

Первый эксперимент заключался в исследовании активного словарного запаса первоклассников. Для его постановки использовалась методика Р.С. Немова «Назови слова» [19], с помощью которой определяется уровень сформированности активного словарного запаса: низкий, ниже среднего, средний, выше среднего, высокий.

Второй эксперимент позволил определить способность мальчиков и девочек к вербализации зрительных образов. Для него было подобрано 56 цветных рисунков одного формата. На 28 рисунках были представлены реалистичные изображения предметов, на остальных - силуэтные. В ходе эксперимента детям предъявлялись сначала рисунки первой группы, а затем силуэтные изображения с установкой опознать и обозначить словом изображенный объект. С помощью секундомера регистрировалась длительность выполнения теста. Производился подсчет количества допущенных ошибок.

Третье исследование - словесно-ассоциативный эксперимент с целью выявить частотность употребления слов раз-

личных частей речи. Школьникам предлагалось воспроизвести как можно больше слов-ассоциаций (существительных, глаголов, прилагательных) на предъявленный им стимульный материал. Определялось время выполнения задания, подсчитывалось число названных слов.

Все полученные количественные данные были подвергнуты статистической обработке. Их достоверность оценивалась на основе сравнения средней арифметической величины и ее отклонения.

Анализ экспериментальных данных показал, что большая часть девочек (44,4%) относится к равнополушарному типу, а представителей правополушарного, художественного типа среди них на 5,6% больше, чем обладателей левополушарного, мыслительного типа. Подобное распределение свидетельствует о том, что, во-первых, среди младших школьников представители женского пола получают известные преимущества в обеспечении психической деятельности правого мозга, во-вторых, среди девочек все еще высока доля респондентов с невыраженной межполу-шарной специализацией.

Распределение по типам ФАП мальчиков иное. Оно подтверждает данные о том, что у представителей мужского пола латера-лизация функций более выражена и в ходе возрастного развития начинает проявляться у мальчиков значительно раньше, чем у девочек [1 ;12 ; 13 ; 20]. Мальчиков без явного преобладания функциональной активности одного полушария над другим, оказалось на 10% меньше, чем девочек этого частного психического типа. Больше всего мальчиков (37,5%) обладали левополушарной структурой ФАП, к правополушарным были отнесены 28,1% респондентов данной гендерной группы (рис. 1).

Рис. 1. Распределение участников

Результаты первого эксперимента серии позволяют констатировать, что в развитии речи мальчики несколько уступают девочкам.

Среди девочек не зафиксировано ни одной с низким уровнем словарного запаса. Уровень ниже среднего отмечен всего у 8,3%, средний - у 13,9% участниц эксперимента. У большинства девочек (52,8%) уровень развития словарного запаса выше среднего, а у четвертой части респонденток обнаружен его высокий уровень.

У мальчиков низкий уровень сформи-рованности словарного запаса отмечен только в одном случае (3,1%). Уровень ниже среднего встречается на 7,3% чаще, а средний на 4,9% реже, чем у девочек. Существенные половые различия установлены в численности групп с высоким и выше среднего уровнем развития словарного запаса. Разница в пользу девочек составила в первом случае 9,4%, во втором - 5,9%.

Более существенные различия в сфор-мированности словарного запаса выявлены в группах девочек и мальчиков с межполу-шарной асимметрией. У девочек с крайними вариантами латерализации уровень ниже среднего отмечен практически в равной степени (разница составила всего 2%). Пра-вополушарные и равнополушарные девочки обнаружили сходное распределение по уровням словарного запаса. Однако среди

эксперимента (в %) по типам ФАП

девочек первого типа обладателей словарного запаса, развитого выше среднего уровня, оказалось на 17,4% больше, а запаса высокого уровня на 13,1% меньше, чем среди их билатеральных сверстниц. Их ле-вополушарные ровесницы значительно уступали в развитии этого показателя пра-вополушарным и равнополушарным. Средний уровень сформированности словарного запаса у них отмечался почти в два раза чаще (22,2%). Число респондентов с уровнем сформированности словарного запаса выше среднего по сравнению с правополу-шарными девочками оказалось меньше на 28,1%, а с равнополушарными - на 10,7%. Однако в группе с высоким уровнем развития словарного запаса левополушарные ученицы оказались на втором месте. Они уступили равнополушарным на 9,1% и превысили показатель правополушарных участниц эксперимента на 4%.

В группе мальчиков была отмечена иная зависимость сформированности словарного запаса от типа латерализации. В этом отношении выявлено явное преимущество детей левополушарного, мыслительного типа. Если правополушарных мальчиков с высоким уровнем сформиро-ванности словарного запаса оказалось 11,1%, равнополушарных - 18,2%, то лево-полушарные респонденты составили более четверти (26,1%).

В группу с уровнем развития словарного запаса выше среднего вошла половина

левополушарных мальчиков. Это на 4,5% лее чем в два раза выше (50,0%), чем у об-

ниже показателя равнополушарных, но бо- ладателей правополушарного типа (табл. 1).

Таблица 1

Распределение участников эксперимента по уровню развития словарного запаса (в %)

ФАП Уровни развития словарного запаса

низкий ниже среднего средний выше среднего высокий

Девочки

Правополушарные - 9,1 9,1 73,6 18,2

Равнополушарные - - 12,5 56,2 31,3

Левополушарные - 11,1 22,2 45,5 22,2

Средние данные - 8,3 13,9 52,8 25,0

Мальчики

Правополушарные 11,1 22,2 33,3 22,2 11,1

Равнополушарные - 9,1 18,2 54,5 18,2

Левополушарные - 16,7 16,6 50,0 26,1

Средние данные 3,1 15,6 18,8 46,9 15,6

Без учета половой принадлежности

Все формы межполу-шарных отношений 1,5 11,8 16,2 51,4 19,1

Таким образом, полученные результаты позволяют сделать заключение о значимой роли гендерного фактора и фактора ФАП в развитии словарного запаса первоклассников. Взаимодействие этих факторов определяет большую успешность в речевой деятельности правополушарных и равнопо-лушарных девочек. У мальчиков же наибольший словарный запас характерен для представителей левополушарного (мыслительного) психического типа.

Результаты второго эксперимента нашей серии позволили выявить приведенные ниже особенности вербализации зрительных образов девочками и мальчиками с различной ФАП мозга.

Время вербализации зрительных образов у участников эксперимента варьировалось незначительно. Гендерные различия составили всего 0,1 секунды. Аналогичная картина характерна для групп девочек с различными типами ФАП. У мальчиков при вербализации реалистических изображений разница по времени оказалась более существенной: средние значения латентно-

го периода составили для правополушар-ных 1,9 ± 0,2, равнополушарных - 1,7 ± 0,2, для левополушарных детей - 2,2 ± 0,1 секунды.

По-видимому, успешность вербализации во многом определяется участием в непосредственном восприятии зрительных образов правого полушария.

Обращает на себя внимание значительное различие в скорости вербализации реалистических и силуэтных изображений. Несмотря на то, что в усредненных данных по девочкам, мальчикам и школьникам в целом различия составляют всего 0,1 секунды, со всей очевидностью можно констатировать значительные особенности оценки реалистических и силуэтных образов представителями различных типов ФАП. Разница во времени вербализации достигает максимума у правополушарных респондентов: у девочек этого типа - 0,3 секунды, у мальчиков - 0,2 секунды. Равнополушарные и левополушарные девочки вербализуют реалистические и силуэтные образы с разницей в скорости в 0,1 секунду. Среди маль-

чиков наилучшие показатели времени вербализации показали равнополушарные: 1,7 ± 0,2 для реалистических и 2,0 ± 0,1 для силуэтных изображений; они же имеют максимальную разницу во времени (0,3 секунды) в назывании картинок первой и второй группы.

Анализ ошибок вербализации показывает, что их количество также в значи-

тельной степени определяется структурой ФАП. При оречевлении реалистических образов число школьников, допустивших ошибки, и число самих ошибок значительно меньше, чем при вербализации силуэтных рисунков. Меньше всего ошибались при выполнении задания правополушарные девочки и мальчики (табл. 2).

Таблица 2

Средние значения (М ± m) времени (с) и успешности вербализации зрительных образов участниками эксперимента с различным типом ФАП

ФАП Время вербализации (с) Количество учеников (в %), допустивших ошибки Количество ошибок

конкретный рисунок символический рисунок конкретный рисунок символический рисунок конкретный рисунок символический рисунок

Девочки

Правополушарные 1,8 ± 0,1 2,1 ± 0,2 37,2 ± 3,4 48,7 ± 5,0 4,0 ± 0,3 4,4 ± 0,4

Равнополушарные 1,9 ± 0,2 2,0 ± 0,1 46,1 ± 3,6 53,8 ± 4,5 3,8 ± 0,2 4,0 ± 0,3

Левополушарные 1,9 ± 0,2 2,0 ± 0,1 46,2 ± 3,5 52,3 ± 4,2 4,3 ± 0,3 3,9 ± 0,2

Средние данные 1,9 ± 0,1 2,0 ± 0,1 43,5 ± 3,0 50,4 ± 3,8 4,0 ± 0,2 4,2 ± 0,2

Мальчики

Правополушарные 1,9 ± 0,2 2,1 ± 0,2 39,5 ± 3,3 45,6 ± 4,1 4,2 ± 0,3 4,5 ± 0,4

Равнополушарные 1,7 ± 0,2 2,0 ± 0,1 48,7 ± 3,2 60,1 ± 5,2 4,2 ± 0,3 4,3 ± 0,4

Левополушарные 2,2 ± 0,1 2,1 ± 0,1 47,3 ± 3,2 52,8 ± 4,3 4,6 ± 0,2 4,0 ± 0,2

Средние данные 2,0 ± 0,2 2,1 ± 0,1 46,1 ± 3,1 52,0 ± 3,8 4,3 ± 0,2 4,2 ± 0,2

Без учета половой принадлежности

Все формы межполушарных отношений 1,9 ± 0,1 2,0 ± 0,1 44,6 ± 2,8 51,1 ± 2,6 4,1 ± 0,2 4,2 ± 0,1

Согласно научным данным [2-6 ; 11 ; 17], структура ФАП определяет не только общую успешность вербальной деятельности, но и влияет на частотность употребления слов разных частей речи. В частности, правое полушарие более успешно в использовании прилагательных, левое - глаголов. Это положение в значительной степени нашло подтверждение в результатах нашего эксперимента. Ассоциативное воспроизведение школьниками существительных происходит более успешно, чем глаголов и прилагательных. Время, необходимое для называния существительных, в среднем составляет 2,3 ± 0,1, глаголов - 3,5 ± 0,1,

прилагательных - 3,3 ± 0,1 секунд. Количество приведенных первоклассниками ассоциаций по указанным частям речи составляет соответственно 3,1 ± 0,1, 2,8 ± 0,1 и 3,6 ± 0,1 слова.

Результаты эксперимента вновь свидетельствуют о более высоких возможностях ассоциативной деятельности у представителей женского пола. При ассоциативном воспроизведении существительных различия между мальчиками и девочками по времени составили 0,2 секунды, по числу слов - 0,4. Для глаголов эти показатели оказались равны соответственно 0,1 секун-

ды, и 0,2 слова, для прилагательных -0,3 секунды и 0,4 слова.

При ассоциативном назывании существительных самыми успешными являются левополушарные девочки. Время воспроизведения ими единицы этой части речи составляет всего 2,1 ± 0,2 секунды, а максимальное число слов - 3,4 ± 0,2. Аналогичная ситуация выявлена и у мальчиков. В случае доминирования левого мозга время ассоциации в среднем равно 2,3 ± 0,1 секунды, количество слов - 3,0 ± 0,2. У девочек правополушарные респонденты воспроизводят по ассоциации успешнее равнополушарных, у мальчиков различия между представителями данных типов менее выражены и затрагивают лишь число воспроизведенных слов.

Эксперимент подтвердил, что глаголами успешнее оперируют левополушар-ные респонденты: первоклассники этого типа продемонстрировали наименьший латентный период и назвали наибольшее число глаголов. У девочек и у мальчиков время ассоциаций составило соответствен-

Результаты ассоциативного воспрои

различных

но 3,0 ± 0,2 секунды и 3,1 ± 0,2 секунды, что в обеих гендерных группах на 0,7 секунды лучше показателей правополушар-ных участников эксперимента. Количество глаголов, воспроизведенных представителями крайних вариантов латерализации, различалось у девочек на 0,9, у мальчиков на 1,0 слова. Равнополушарные школьники по сравнению с правополушарными и ле-вополушарными показали промежуточные возможности ассоциативного воспроизведения данной части речи.

Результаты изучения оперирования прилагательными оказались зеркально противоположными данным, полученным для глаголов. Более успешными здесь были правополушарные девочки и мальчики. Различия с левополушарными первоклассниками по времени ассоциаций составили в первой гендерной группе 0,5 секунды, во второй - 0,7 секунды, по количеству воспроизведенных слов соответственно 0,5 и 0,3 слова. Равнополушарные респонденты и в этом случае заняли промежуточное положение (табл. 3).

Таблица 3

зведения участниками эксперимента

частей речи

ФАП Существительные Глаголы Прилагательные

время число слов время число слов время число слов

Девочки

Правополушарные 2,2 ± 0,2 3,1 ± 0,3 3,7 ± 0,4 2,6 ± 0,3 3,0 ± 0,2 4,0 ± 0,2

Равнополушарные 2,3 ± 0,1 3,3 ± 0,2 3,6 ± 0,3 2,7 ± 0,2 3,3 ± 0,2 3,8 ± 0,4

Левополушарные 2,1 ± 0,2 3,4 ± 0,2 3,0 ± 0,2 3,5 ± 0,2 3,5 ± 0,3 3,5 ± 0,4

Средние данные 2,2 ± 0,1 3,3 ± 0,1 3,5 ± 0,2 2,9 ± 0,1 3,2 ± 0,2 3,8 ± 0,2

Мальчики

Правополушарные 2,4 ± 0,3 2,7 ± 0,2 3,8 ± 0,4 2,2 ± 0,3 3,1 ± 0,2 3,6 ± 0,2

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Равнополушарные 2,4 ± 0,2 3,0 ± 0,3 3,4 ± 0,3 2,6 ± 0,2 3,2 ± 0,3 3,5 ± 0,3

Левополушарные 2,3 ± 0,1 3,0 ± 0,2 3,1 ± 0,2 3,2 ± 0,2 3,8 ± 0,4 3,3 ± 0,4

Средние данные 2,4 ± 0,2 2,9 ± 0,2 3,4 ± 0,2 2,7 ± 0,2 3,5 ± 0,3 3,4 ± 0,2

Без учета половой принадлежности

Все формы межпо-лушарных отношений 2,3 ± 0,1 3,1 ± 0,1 3,5 ± 0,1 2,8 ± 0,1 3,3 ± 0,1 3,6 ± 0,1

Следовательно, структура межполу- успешность ассоциативной деятельности,

шарных отношений не только влияет на но и в значительной степени определяет

особенности использования различных частей речи.

Результаты проведенного эксперимента свидетельствуют о том, что в детском возрасте наряду с общими закономерностями развития речи отмечается существенная специфика вербальной деятельности, обусловленная частной нейропсихиче-ской конституцией и половой принадлежностью ребенка. Доминирование правого полушария мозга создает условия для привлечения к обеспечению речи бессознательной сферы психики, что повышает эффективность вербальной функции. Левополушарные первоклассники более способны к логическому овладению речевой информацией.

Установленные закономерности могут быть детализированы в следующих выводах:

1. У младших школьников выражены признаки проявления частной типологии ВНД. У девочек 30,6% респондентов были определены как представители художественного, правополушарного типа, 44,4% -среднего, равнополушарного и 25,0% -

мыслительного, левополушарного типа. Мальчики данных типов составляют соответственно 28,1%, 34,4% и 37,5%.

2. Частные типы существенно влияют на все изученные проявления вербальной деятельности учащихся: уровень развития словарного запаса, скорость и точность вербализации зрительных образов.

3. Структура функциональной асимметрии полушарий мозга, частный психический тип во многом определяет частотность оперирования словами разных частей речи. Левополушарные школьники чаще используют существительные и глаголы, правополушарные - прилагательные.

4. Выявлены гендерные различия в лексических компонентах речи. Представители женского пола в начале школьного обучения имеют преимущества по всем указанным выше показателям вербальной деятельности.

Полученные нами данные могут быть использованы педагогами и логопедами при развитии и корректировке речевой деятельности учащихся.

* * *

1. Аршавский В.В. Популяционная структура полиморфизма функциональной межполушар-ной асимметрии // Руководство по функциональной межполушарной асимметрии / отв. ред. В.Ф. Фокин. М. : Научный мир, 2009. С. 458-520.

2. Балонов Л.Я., Деглин В.Л. Слух и речь доминантного и недоминантного полушарий. Л. : Наука, 1976. 218 с.

3. Гудкова Т.В. Особенности проявления латеральных признаков у дошкольников с различным речевым развитием // Ананьевские чтения - 2007 : сборник материалов междунар. науч.-практ. конференции. СПб. : СПбГУ, 2007. С. 13-15.

4. Кауфман Д.А., Траченко О.П. О латерализации восприятия разных классов слов // Ученые записки Тартусского гос. ун-та. Вып. 635. Текст и культура (Труды по знаковым системам, т. 16). Тарту : Тартусский ун-т, 1983. С. 43-61.

5. Леонтьев А.А. Основы психолингвистики. М. : Смысл, 1997. 287 с.

6. Ries, SK; Dronkers, NF; Knight, RT. Choosing words: left hemisphere, right hemisphere, or both? Perspective on the lateralization of word retrieval. Annals of the New York Academy of Sciences. 2016. № 1369(1). P. 111-131.

7. Бианки В.Л. Механизмы парного мозга. Л. : Наука, Ленинградское отделение, 1989. 260 с.

8. Хомская Е.Д. Латеральная организация мозга как нейропсихологическая основа типологии нормы // I Международная конференция памяти А.Р. Лурия. М. : Российское психологическое общество, 1998. 368 с.

9. Harvey D.Y., Schnur T.T. Distinct loci of lexical and semantic access deficits in aphasia: Evidence from voxel-based lesion-symptom mapping and diffusion tensor imaging. Cortex J. Devoted Study Nerv. Syst. Behav. 2015. № 67. P. 37-58.

10. Кураев Г. А., Соболева Л.Г., Сорокалетова Л.Г. Формирование функциональной межполу-шарной асимметрии мозга в динамике обучения // Функциональная межполушарная асимметрия : хрестоматия. М. : Научный мир, 2004. С. 125-162.

11. Мазеина Ю.В. Особенности и закономерности развития словарного запаса детей старшего дошкольного возраста в онтогенезе // Вестник Шадринского государственного педагогического института. 2014. № 1(21). С. 69-71.

12. Колесов Д.В. Биология и психология пола. М. : Флинта, 2000. 345 с.

13. Galaburda Albert M. The Geschwind-Galaburda Hypothesis // Dyslexia and Neuroscience. The Geschwind-Galaburda Hypothesis 30 Years Later. 2017. Р. 2-15.

14. Гвоздев А.Н. Развитие словарного запаса в первые годы жизни ребенка. Саратов : Саратовский ун-т, 1990. 103 с.

15. Лурия А Р. Язык и сознание. М. : МГУ, 1979. 320 с.

16. Плотникова С.В. Развитие лексикона ребенка : учебное пособие. М. : Флинта : Наука, 2011. 224 с.

17. Сиротюк А.Л. Нейропсихологическое и психофизиологическое сопровождение обучения. М. : Сфера, 2003. 215 с.

18. Цагарелли Ю.А. Системная диагностика человека и развитие психических функций : учебное пособие. Казань : Акцептор, 2009. 413 c.

19. Немов Р.С. Психология : учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений. В 3 кн. Кн. 2. М. : Владос, 2000. 243 с.

20. Нейропсихологическая диагностика, обследование письма и чтения младших школьников / под ред. Т.В. Ахутиной, О.Б. Иншаковой. М. : В. Секачев, 2016. 132 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.