Научная статья на тему 'Возрастание роли самостоятельности в современном образовании'

Возрастание роли самостоятельности в современном образовании Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
158
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ КАК УРОВНЕВОЕ ПОНЯТИЕ / INDEPENDENCE IN TRAINING AS A LEVEL NOTION / ПРИНЦИП САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ / PRINCIPLE OF SELF-SUFFICIENCY / РАЗВИВАЮЩЕЕ ОБУЧЕНИЕ / EDUCATIONAL TRAINING / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / COMPETENCE APPROACH / МЕТОДИКА / TECHNIQUE / ТЕХНОЛОГИЯ / TECHNOLOGY / НАУЧНЫЕ МЕТОДЫ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / SCIENTIFIC METHODS OF COGNITIVE ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Часовских Н. С.

В работе автор знакомит с основными достижениями в своей исследовательской деятельности в реализации самостоятельности при подготовке учителей физики в педагогических вузах. Научная новизна исследования состоит в том, что: научно обоснована необходимость введения в современную дидактику основополагающего принципа самостоятельности; разработаны сущностные, нормативные и процессуальные функции принципов самостоятельности и компетентностного подхода, которые технологизируют педагогическую систему развивающего обучения в комплксе с компетентностным подходом; обоснована необходимость использования принципа самостоятельности, а также научных методов и приемов познавательной деятельности на лабораторных занятиях по курсу общей физики для развития познавательной самостоятельности студентов педвуза; разработана методика организации самостоятельной деятельности студентов на лабораторных занятиях по общей физике, в основе которой лежат принципы самостоятельности и компетентностного подхода; разработаны авторские лабораторные работы и их методические описания, позволяющие систематически и целенаправленно использовать научные методы и приемы самостоятельной познавательной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE INCREASING ROLE OF INDEPENDENCE IN MODERN EDUCATION

The author introduces the main achievements of teachers of physics in their research activities to facilitate independent work of students in pedagogical higher education institutions. Scientific novelty of the research is that science justifies the necessity of introduction of the fundamental principle of independence into the modern didactics. The research work develops the essential regulatory and procedural functions of the principles of autonomy and competence approach to technologizing pedagogical system of developing training in complex with the competence-based approach. The paper shows the necessity of the use of the principle of self-dependence, as well as research methods and techniques of cognitive activities in laboratory studies on General Physics for the development of cognitive independence of students of pedagogical universities. The methods of organization of independent work of students in laboratory classes on General Physics are based on the principle of autonomy and competence approach. The researcher stresses the importance of developing laboratory work and methodological descriptions that lead to the systematic and targeted use of scientific methods and techniques of independent cognitive activity.

Текст научной работы на тему «Возрастание роли самостоятельности в современном образовании»

ятельный учет всей совокупности условий ее внутренней жизни, специфики международных отношений, внутренних процессов, происходящих в самих Вооруженных Силах» [5]. Большой интерес в контексте научного исследования, представляет анализ диссертационных работ таких авторов, как В.И. Буйлов, В.И. Артемьев, И.Г. Безуглов, П.Н. Городов, Э.П. Горбачев, В.М. Добро-штан, А.П. Пилявский, В.Ф. Родин, Г.Г. Сидоров, Н.Б. Саханский, А.В. Шишов, В.В. Чебан, Ю. Черницкий и др. В исследованиях названных и других авторов проблема воспитания бдительности

Библиографический список

косвенно или в прямой постановке рассматривается в философском, научно-историческом и непосредственно, психолого-педагогическом аспектах [6].

Исходя из вышесказанного, представляется необходимым; продолжить педагогический анализ выдвинутой темы исследования и рассмотреть сущность и структуру бдительности, ее содержание и специфику проявления, как одного из важнейших профессиональных качеств военнослужащих РВСН при выполнении служебно-боевых задач.

1. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. Санкт-Петербург - Москва: Товарищество М.О. Вольф, 1909; Т. IV.

2. Поучение Владимира Мономаха. Около 1100 года. Проект Российского военно-исторического общества «100 главных документов российской истории».

3. Петр I. О важности взаимной выручки в бою. Петровский Указ по галерам 1696 г. Петр I. Устав воинский.

4. Князь Александр Дмитриевич Голицын. Воспоминания. Журнал «Былое». № 23, 1924; 23.

5. Барабанщиков А.В. Педагогические основы обучения советских воинов. Автореферат диссертации ... доктора педагогических наук. Москва, 1968.

6. Киряшов Н.И. Педагогика командирской требовательности. Москва, 1973. References

1. Dal' V.I. Tolkovyjslovar'zhivogo velikorusskogo yazyka. Sankt-Peterburg - Moskva: Tovarischestvo M.O. Vol'f, 1909; T. IV.

2. Pouchenie Vladimira Monomaha. Okolo 1100 goda. Proekt Rossijskogo voenno-istoricheskogo obschestva «100 glavnyh dokumentov rossijskoj istorii».

3. Petr I. O vazhnosti vzaimnoj vyruchki v boyu. Petrovskij Ukaz po galeram 1696 g. Petr I. Ustav voinskij.

4. Knyaz' Aleksandr Dmitrievich Golicyn. Vospominaniya. Zhurnal «Byloe». № 23, 1924; 23.

5. Barabanschikov A.V. Pedagogicheskie osnovy obucheniya sovetskih voinov. Avtoreferat dissertacii ... doktora pedagogicheskih nauk. Moskva, 1968.

6. Kiryashov N.I. Pedagogika komandirskoj trebovatel'nosti. Moskva, 1973.

Статья поступила в редакцию 03.04.17

УДК 378.02.372.8

Chasovskikh N.S., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Gorno-Altaisk State University (Gorno-Altaisk, Russia),

E-mail: [email protected]

THE INCREASING ROLE OF INDEPENDENCE IN MODERN EDUCATION. The author introduces the main achievements of teachers of physics in their research activities to facilitate independent work of students in pedagogical higher education institutions. Scientific novelty of the research is that science justifies the necessity of introduction of the fundamental principle of independence into the modern didactics. The research work develops the essential regulatory and procedural functions of the principles of autonomy and competence approach to technologizing pedagogical system of developing training in complex with the competence-based approach. The paper shows the necessity of the use of the principle of self-dependence, as well as research methods and techniques of cognitive activities in laboratory studies on General Physics for the development of cognitive independence of students of pedagogical universities. The methods of organization of independent work of students in laboratory classes on General Physics are based on the principle of autonomy and competence approach. The researcher stresses the importance of developing laboratory work and methodological descriptions that lead to the systematic and targeted use of scientific methods and techniques of independent cognitive activity.

Key words: independence in training as a level notion, principle of self-sufficiency, educational training, competence approach, technique, technology, scientific methods of cognitive activity.

Н.С. Часовских, канд. пед. наук, доц. Горно-Алтайского государственного университета, г. Горно-Алтайск,

E-mail: [email protected]

ВОЗРАСТАНИЕ РОЛИ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ

В работе автор знакомит с основными достижениями в своей исследовательской деятельности в реализации самостоятельности при подготовке учителей физики в педагогических вузах. Научная новизна исследования состоит в том, что: научно обоснована необходимость введения в современную дидактику основополагающего принципа самостоятельности; разработаны сущностные, нормативные и процессуальные функции принципов самостоятельности и компетентностного подхода, которые технологизируют педагогическую систему развивающего обучения в комплксе с компетентностным подходом; обоснована необходимость использования принципа самостоятельности, а также научных методов и приемов познавательной деятельности на лабораторных занятиях по курсу общей физики для развития познавательной самостоятельности студентов педвуза; разработана методика организации самостоятельной деятельности студентов на лабораторных занятиях по общей физике, в основе которой лежат принципы самостоятельности и компетентностного подхода; разработаны авторские лабораторные работы и их методические описания, позволяющие систематически и целенаправленно использовать научные методы и приемы самостоятельной познавательной деятельности.

Ключевые слова: самостоятельность как уровневое понятие, принцип самостоятельности, развивающее обучение, компетентностный подход, методика, технология, научные методы познавательной деятельности.

Современное общество предъявляет высокие требования к специалистам с высшим образованием, в том числе и к педагогам. Обществу необходим учитель новой формации, который владеет не только предметными, но и методологическими знаниями, методами и приемами познавательной деятельности. Последние позволяют решать проблему формирования и развития познавательной самостоятельности у обучающихся.

За идею воспитания самостоятельности учеников высказывались виднейшие классики педагогики А. Дистервег, Я.А. Комен-ский, И.Г. Песталоцци, Ж.-Ж. Руссо, К.Д. Ушинский и др.

На необходимость усиления самостоятельности учащихся в процессе обучения указывали в своих трудах основоположники методики преподавания физики А.И. Бачинский, Е.Н. Горячкин, П.А. Знаменский, К.Л. Елизаров и др.

Значительный вклад в теорию и практику развития самостоятельности учащихся в процессе обучения внесли исследования В.К. Буряка, Е.Я. Голанта, Б.П. Есипова, М.И. Махмутова, П.И. Пидкасистого, А.В. Усовой.

Надо отметить, что исследования методистов и дидактов в области самостоятельной работы продолжаются. В результате теория обогащается новыми положениями и фактами. В современной философской, психологической, дидактической и методической литературе рассматриваются различные аспекты самостоятельной работы учащихся и студентов. Однако, наряду с этим, в решении некоторых вопросов наблюдаются определенные трудности. Так, например, отсутствует единая трактовка понятия «самостоятельная работа». Одна из причин расхождения мнений в определении этого понятия состоит в том, что одни авторы относят самостоятельную работу к методам обучения, другие рассматривают её как форму организации учебных занятий, третьи - как вид учебной деятельности, четвертые - как средство обучения.

Анализируя результаты самостоятельной деятельности студентов в различных вузах с точки зрения новизны и оригинальности решаемых задач, нами установлено, что у них наблюдается преобладание процессов репродуктивного мышления, практически отсутствуют умения анализировать и обобщать материал, использовать на практике научные методы и приёмы познания. Познавательная самостоятельность студентов развивается чаще всего стихийно и большинство студентов педагогического вуза не умеют самостоятельно и творчески приобретать знания, а, следовательно, и управлять процессом развития творческой самостоятельной деятельности учащихся в школе. В этом смысле для нас было важным различение творческого (продуктивного) и репродуктивного мышления, которое уже давно осуществляется в психологии. Например, З.И. Колмыкова основывает это различие как раз на « степени новизны получаемого в процессе мыслительной деятельности продукта по отношению к знаниям субъекта».

Для того чтобы реализовать социальный заказ на учителя новой формации, необходим в педвузе переход от усвоения готовых знаний на занятиях к самостоятельной познавательной деятельности студентов.

Анализ состояния формирования творческой самостоятельной познавательной деятельности студентов при выполнении лабораторных работ по общей физике показывает, что многие аспекты методики проведения лабораторных занятий нуждаются в совершенствовании. Одной из причин этого является низкий уровень самостоятельности студентов, которую мы связываем в основном с тем, что студенты не владеют научными методами и приемами познания.

Проводившаяся нами и рядом других исследователей (И.Л. Беленок, А.А. Бобров, В.Н. Боканча, Е.Л. Долганова, А.Г. Петрова, С.А. Осяк, А.А. Шаповалов) проверка уровня профессиональной подготовки учителей физики, студентов различных курсов и выпускников ФМФ к реализации творческих возможностей лабораторных работ в учебном процессе показала, что они практически очень слабо владеют такой методикой. Они неплохо подготовлены к выполнению экспериментальных работ по инструкциям, но проявляют порой беспомощность, когда требуется самостоятельно разработать новую лабораторную или усилить существующую творческим заданием при углубленном изучении физики. Но самое главное, что они практически все не владеют методами научного познания, широко использующимися в науке физике.

В результате возникает проблема поиска средств и методов, позволяющих решать задачу использования лабораторных работ, как вида учебных занятий, для формирования новых профессиональных качеств учителя, востребованных временем. Становится очевидным, что если студент - будущий учитель физики в период обучения в педвузе не будет сформирован для решения таких задач и не освоит саму методику формирования творческой познавательной самостоятельности, то трудно ожидать от него успешной работы по развитию творческого мышления у учащихся. Не сможет он, и реализовать на практике конструктивно-проектировочную творческую деятельность по совершенствованию самих лабораторных работ для усиления их исследовательских функций.

Изучение практической деятельности учителей физики, их выступлений в ходе аттестации показывает [1], что многие из них, понимая, в общем, сущность и значимость творчества в своей профессиональной деятельности, испытывают серьезные

затруднения в осуществлении простейших исследовательских процедур, не представляя их возможностей. Аналогичная картина наблюдается и среди выпускников физических факультетов педагогических вузов, учебные планы и программы которых уделяют недостаточно внимание формированию и развитию творческих способностей и исследовательских умений студентов, слабо готовят их к творческой профессиональной деятельности.

Все это свидетельствует о том, что в области профессионально-методической подготовки учителя физики существует ряд противоречий, снижающих возможности формирования творческой самостоятельной познавательной деятельности студентов в педвузе:

- между необходимостью формирования творческой познавательной самостоятельности студентов, и возможностями традиционной системы обучения;

- между потребностью в учителях физики, способных осуществлять профессионально-методическую деятельность, направленную на формирование творческих способностей учащихся, и слабым дидактическим обеспечением современных педагогических технологий;

- между требованиями развития познавательной самостоятельности студентов, и слабой разработанностью самого понятия «самостоятельная работа» и, как следствие, недостаточной разработанностью методики и технологии организации такой работы в различных инновационных системах;

- между содержанием учебного материала по общей физике, и целями развивающего обучения студентов;

- между необходимостью усиления экспериментальной подготовки учителя физики, и уровнем развития теоретического мышления.

Проблемам самостоятельной творческой педагогической деятельности посвящены работы известных педагогов: В.И. Заг-вязинского, В.А. Кан-Калика, Н.В. Кузьминой, В.В. Краевского, Ю.П. Сокольникова. Имеются работы, посвященные развитию творческой педагогической деятельности в вузе (А.М. Акимова, А.П. Андреева, С.Н. Бондаревская, Э.А. Гришин, Ф.Н. Гонобо-лин, Л.М. Лузина, Н.Д. Никандров, А.И. Пискунов. Л.И. Рувин-ский, Н.В. Скаткин, И.В. Страхов, Л.И. Стрелец, А.И. Щербаков, Г.И. Щукина, В.И. Харькин, Н.М. Яковлева и др.). Изучению творческой деятельности школьников и студентов посвящены работы В.И. Андреева, В.Г. Разумовского, А. В. Усовой и др.

В то же время, как и в области познавательной самостоятельности, в исследованиях педагогического творчества существует целый ряд нерешенных вопросов: 1) взаимосвязь репродуктивного, продуктивного и творческого обучения студентов и школьников; 2) разведение понятий «продуктивного» и «творческого» обучения; 3) виды мышления и пути, методы, приемы их формирования на различных видах учебных занятий; 4) специфика подготовки будущих учителей физики в педагогических вузах к творческой самостоятельной познавательной деятельности на лабораторных занятиях.

Итак, современная система обучения студентов в педвузе пока слабо ориентирована на развитие самостоятельной творческой познавательной деятельности. В основном процесс предметного обучения воспринимается как процесс получения определенной суммы знаний, при этом недостаточно развивается творческое мышление, предполагающее сформированность самостоятельной познавательной деятельности студентов. Поэтому имеется настоятельная необходимость в отказе от традиционного обучения студентов общей физике и переходу к более гибким, динамичным организационным структурам, находящимся в непрерывном развитии, быстро реагирующим на запросы, как общества, так и отдельных его членов. Мы считаем, что такими системами являются технологии развивающего обучения (РО), которые переориентируют смысл и порядок организации всего учебного процесса, когда ведущая роль на всех этапах учения принадлежит способам самостоятельного получения новых знаний; решение творческих задач в сотрудничестве с преподавателем и студентами изменяет психологическую структуру учебно-воспитательной ситуации, направленной на формирование рефлексии студентов; появляется возможность реализации сформулированного Л.С. Выготским закона развития высших психических функций человека, а способность к партнерству со сверстниками и преподавателями выступает как показатель высшей, развитой формы профессиональной самоорганизации студентов.

На решение задачи повышения качества подготовки учителя физики средней школы в педвузе должен быть направлен весь

учебный процесс, в том числе процесс формирования и развития знаний, способов и методов их получения при обучении студентов общей физике.

Всё это, на наш взгляд, свидетельствует о том, что назрела необходимость теоретического осмысления уже имеющегося опыта преподавания физики и результатов научных исследований в педагогике, психологии и методике преподавания естественных наук с целью определения необходимых и достаточных условий для эффективной подготовки современного учителя физики к творческой познавательной самостоятельности на таком специфическом виде учебных занятий, как лабораторные работы по общей физике, а также с целью определения оптимальных путей реализации этих условий в педагогической системе развивающего обучения и разработки методов, средств и технологии обучения студентов на лабораторных занятиях.

При этом выбор лабораторных занятий был не случен. Дело в том, что эти занятия по своему содержанию являются комплексными и в наибольшей степени требуют активной деятельности студентов по сравнению с другими формами организации обучения. Они включают в себя: знания физических теорий, моделей, понятий; методологических знаний, включающих научные методы эмпирического и теоретического исследования; умения решать физические задачи; обязательное общение преподавателя с каждым студентом и позволяют эффективно управлять его самостоятельной работой. Таким образом, лабораторные занятия можно рассматривать не только как форму организации учебного процесса, на которой формируются умения применять полученные теоретические знания при постановке и проведении экспериментальных исследований, практические навыки обращения с оборудованием, но и как базовую форму организации учебного процесса, на которой должны формироваться у студентов научные методы и приемы самостоятельной познавательной деятельности.

Лабораторные работы наиболее благоприятны для показа значимости не только приобретенных теоретических, практических, но и методологических знаний. На них в педвузе теперь приходится примерно до 30 % учебного времени, отведенного на изучение курса общей физики.

В основу своих исследований нами была положена гипотеза: методика организации самостоятельной работы студентов педвуза на лабораторных занятиях по общей физике в условиях развивающего обучения в комплексе с компетентностным подходом приведет к повышению познавательной самостоятельности студентов и, как следствие, повысится уровень предметной, методологической и профессиональной подготовки будущих учителей, если:

- разработать методику организации самостоятельной работы студентов при выполнении лабораторных работ по общей физике, опирающуюся на систематическое использование научных методов и приемов познавательной деятельности;

- определить дидактические функции принципа самостоятельности в развивающем обучении;

- выделить научные методы и приемы самостоятельной познавательной деятельности; определить их дидактические возможности в организации и проведении лабораторных занятий по курсу общей физики;

- разработать методические описания к лабораторным работам, соответствующие методике организации и проведения лабораторных занятии по общей физике и обобщенные планы деятельности студентов и преподавателя на таких занятиях;

- в основу технологии обучения положить нормативные и процессуальные функции дидактического принципа самостоятельности, а также нормативные и процессуальные дидактические функции принципа компетентностного подхода.

Библиографический список

Научная новизна наших исследований состоит в том, что:

1. Научно обоснована необходимость введения в современную дидактику основополагающего принципа самостоятельности [2].

2. Разработаны сущностные, нормативные и процессуальные функции принципов самостоятельности и компетентностно-го подхода, которые технологизируют педагогическую систему развивающего обучения в комплксе с компетентностным подходом [3].

3. Обоснована необходимость использования принципа самостоятельности, а также научных методов и приемов познавательной деятельности на лабораторных занятиях по курсу общей физики для развития познавательной самостоятельности студентов педвуза [2; 4].

4. Разработана методика организации самостоятельной деятельности студентов на лабораторных занятиях по общей физике, в основе которой лежат принципы самостоятельности и компетентностного подхода. Разработанная методика опирается на систематическое использование научных методов и приемов познавательной деятельности в условиях развивающего обучения и выявлены психолого-педагогические аспекты успешности самостоятельной работы студентов [2; 4].

5. Разработаны авторские лабораторные работы и их методические описания, позволяющие систематически и целенаправленно использовать научные методы и приемы самостоятельной познавательной деятельности [2].

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что в ходе исследования:

- «самостоятельность» как категория дидактики определена в системе развивающего образования в качестве ведущего принципа обучения и разработаны нормативные и процессуальные функции принципа самостоятельности;

- осуществлено теоретическое обоснование методики реализации принципа самостоятельности в условиях развивающего обучения студентов на лабораторных занятиях по общей физи-

- уточнены понятия «самостоятельная работа», «лабораторные занятия» с учетом используемой педагогической системы развивающего обучения и «содержание личностно-развива-ющего образования» как процесса и результата;

- выявлены особенности методики организации самостоятельной работы студентов на лабораторных занятиях по общей физике в условиях использования развивающего обучения в комплексе с компетентностным подходом;

- разработаны обобщенные планы деятельности преподавателя и студентов на лабораторных занятиях; выделены основные умения и навыки, которыми необходимо овладеть студентам в условиях развивающего обучения общей физике.

Практическую значимость исследования составляют:

- методика организации самостоятельной работы студентов на лабораторных занятиях по общей физике, позволяющая поэтапно повышать степень самостоятельности и уровень эври-стичности деятельности студентов;

- разработанные оригинальные лабораторные работы по курсу общей физики и соответствующие методические описания к ним;

- методические пособия и рекомендации по использованию научных методов самостоятельной познавательной деятельности на лабораторных занятиях по курсу общей физики в педвузе;

- спецкурс «Теория и практика развивающего обучения» для студентов физико-математического факультета педвуза;

- внедрение новых методики и технологии обучения студентов и школьников физике в школах и вузе.

1. Беленок И.Л. Теоретические основы профессионально-методической подготовки учителя в педагогическом вузе. Диссертация... доктора педагогических наук. Новосибирск, 2000.

2. Часовских Н.С. Организация самостоятельной работы студентов на лабораторных занятиях по общей физике в условиях развивающего обучения. Диссертация. кандидата педагогических наук. Челябинск, 2006.

3. Часовских Н.С. Необходимость введения в дидактику принципа самостоятельности. Мир науки, культуры, образования. 2016; 3 (58): 133 - 139.

4. Формирование и развитие самостоятельности студентов и школьников как стратегический образовательный приоритет в практико-ориентированном обучении. Рекомендации международной научно-практической конференции. 10 - 13 августа 2016 г. Под редакцией А.В. Петрова, Н.С. Часовских. Горно-Алтайск: РМНКО, 2016.

References

1. Belenok I.L. Teoreticheskie osnovy professional'no-metodicheskoj podgotovki uchitelya v pedagogicheskom vuze. Dissertaciya... doktora pedagogicheskih nauk. Novosibirsk, 2000.

2. Chasovskih N.S. Organizaciya samostoyatel'noj raboty studentovna laboratornyh zanyatiyah po obschej fizike v usloviyah razvivayuschego obucheniya. Dissertaciya. kandidata pedagogicheskih nauk. Chelyabinsk, 2006.

3. Chasovskih N.S. Neobhodimost' vvedeniya v didaktiku principa samostoyatel'nosti. Mirnauki, kul'tury, obrazovaniya. 2016; 3 (58): 133 - 139.

4. Formirovanie i razvitie samostoyatel'nosti studentov i shkol'nikov kak strategicheskij obrazovatel'nyj prioritet v praktiko-orientirovannom obuchenii. Rekomendacii mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. 10 - 13 avgusta 2016 g. Pod redakciej A.V. Petrova, N.S. Chasovskih. Gorno-Altajsk: RMNKO, 2016.

Статья поступила в редакцию 01.04.17

УДК 371

Gurov D.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Head of Department of Operative-Investigative Activities and Special

Equipment, Stavropol branch of Krasnodar University of the MIA of Russia (Stavropol, Russia), E-mail: [email protected]

INDIVIDUAL ASPECTS OF ANTI-TERRORIST ACTIVITIES. The article discusses possible basic structural stages of the countering terrorist activities. The work highlights the key position of opposition, which in turn is divided into constituent elements. The author concludes that it is expedient to create specialized extraterritorial (subordinates) units (groups), with a structure comprising representatives of various operational services. The author shares the results of an analysis of representative selection of victims as terrorists and carrying out counter-surveillance reaction in controlling the work of terrorists. The work proposes detection and constant monitoring of possible religious leaders monitoring the moods of certain social groups, strict preventive measures (destruction of members of terrorist groups) and other events.

Key words: terrorism, counteraction, special equipment, assistance to society, operational activities, law enforcement, legislative measures.

Д.В. Гуров, канд. пед. наук, доц., нач. каф. оперативно-розыскной деятельности и специальной техники, ФГКОУ ВО

«КрУ МВД России», г. Ставрополь, E-mail: [email protected]

ОТДЕЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ТЕРРОРИСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В статье рассматриваются возможные основные структурные этапы противодействия террористической деятельности. Выделены ключевые позиции противодействия, которые в свою очередь разбиваются на составные элементы. Автор делает вывод о том, что представляется целесообразным создание специализированных внетерриториальных (подчинённых центру) подразделений (групп), со структурой, включающей в себя представителей различных оперативных служб. Представлен анализ репрезентативного выбора жертв террористами и проведение опережающего контрнаблюдения. В работе говорится о выявлении и постоянном контроле возможных религиозных лидеров, контроле за настроениями отдельных социальных групп. Предлагаются жесткие меры пресечения, в плоть до уничтожения членов террористических групп, и другие мероприятия.

Ключевые слова: терроризм, противодействие, специальные технические средства, помощь общественности, оперативные мероприятия.

На сегодняшней момент терроризм является серьезной угрозой цивилизованному развитию государства. Значимость борьбы с терроризмом неизмеримо высока для сегодняшней России. Приходится признать, что терроризм стал неотъемлемой частью нашей жизни на долгие годы, а значит необходимо свести вместе уже имеющиеся разработки и опыт противодействия терроризму, разработать новые и, таким образом, по возможности, создать единый универсальный комплекс мер по противодействию терроризму. Представляется, что необходимо выделить ключевые позиции противодействия, которые в свою очередь разбиваются на составные элементы. Не претендуя на всесторонность и оставляя вопрос добавления новых элементов или расположения имеющихся в другой последовательности открытым, предлагается нижеследующий вариант комплекса мер по противодействию терроризму (не распределяя элементы по степени важности, а просто в произвольном порядке). Каждый из элементов, по сути, является темой отдельного исследования, поэтому в данной работе, для пояснения, по необходимости, частично раскрываются основные характерные черты элемента, для их более полной трактовки [1 - 5]:

1. Специальные технические средства, из всего многообразия которых можно выделить:

- средства распознания, идентификации, обнаружения и фиксации (объектов, террористов и ВУ), а также радиомониторинга и системы подавления;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- средства перемещения и разминирования;

- заградительные средства (строительство заграждений и интеллектуальные системы защиты объектов);

- системы быстрой передачи данных и отождествления.

2. Помощь общественности

- работа с населением (заключающаяся в обучении взаимодействию с правоохранительными органами, ориентировании

по фактам совершенных преступлений и розыску преступников, выдаче вознаграждений за информацию о террористах. Представляется целесообразным привлечение сил и средств из внебюджетных источников, например, создание различных общественных ассоциаций и т.д., пропаганда и повсеместное использование телефонов доверия, расширение системы внештатных сотрудников (в частности с привлечением консьержей, дворников, частной охраны, владельцев пунктов общественного питания, гостиниц, швейцаров и т.д., с возможным наделением части полномочий (например - задержания (удержания) и доставления) и оказанием встречной помощи (например - ускоренном получении травматического оружия и т. д.);

- работа со СМИ и общественными организациями (формирование общественной, позитивной идеологии, информационное обеспечение деятельности правоохранников, оказание помощи в налаживании контактов между различными социальными и религиозными группами, информирование населения с целью профилактики по способам совершения преступлений, объектам, лицам, признакам и т.д., осуществление постоянного общественного контроля за деятельностью правоохранников, государственных органов и суда).

3. Оперативные мероприятия

- инфильтрация в террористическую среду сотрудников правоохранительных органов (здесь требуется разработка комплекса мер по привлечению в число этих сотрудников проверенных национальных кадров отвечающих национальному составу террористической организации, необходимо законодательно решить вопрос о пределах допустимости различных криминальных деяний, которые могут совершить сотрудники при выполнении данных операций; необходимо соразмерное материальное обеспечение проводимых операций и создание действенных инсти-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.