Артемий НИКИТОВ
ВОЗРАСТАНИЕ РОЛИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА В ЭКОНОМИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ СТРАНЫ
Статья посвящена роли образования в экономическом развитии страны. Автор обосновывает необходимость формирования и совершенствования образовательного потенциала страны.
The article is devoted to the role of education in country’s economic development. The author substantiates the necessity of forming and improving the educational potential of the country.
Ключевые слова:
экономика знаний, образование, образовательный потенциал, инновационное развитие, технологическая модернизация, конкурентоспособность; knowledge economy, education, educational potential, innovative development, technological modernization, competitiveness.
Образование в России претерпевает системное реформирова -ние, что вызвано как внутренними, так и внешними причи -нами. Внутренние причины связаны с адаптацией к рыноч -ным условиям функционирования и развития, внешние — с инте -грацией в мировое образовательное пространство.
Внешним фактором изменения роли образования является участие России в Болонском соглашении. Болонский процесс представляет собой глубокую образовательную реформу, непрерывное развитие европейского сектора высшего образования, основанное на автономии вузов, принципах академической свободы и нового подхода к обучению. Декларация содержит ряд ключевых поло -жений. В первую очередь — это сопоставимость степеней высшего образования, введение приложения к диплому, обеспечивающего возможность трудоустройства европейских граждан, а также двухуровневого обучения — бакалавриата и магистратуры, внедрение европейской кредитно - трансферной системы, развитие мобиль -ности учащихся и преподавательского состава, введение внутри вузовских систем контроля качества образования и расширение межинституционального сотрудничества. Проводимые в рамках Болонского процесса мероприятия имеют далеко идущие послед ствия в перспективе, затрагивая все без исключения национальные образовательные системы. Участие России в этом процессе позво -лит решить проблемы международного признания российских дипломов, способствовать укреплению позиций российских обра зовательных услуг на мировом рынке. Взаимное сотрудничество европейских систем образования — процесс нужный и полезный, просто все нововведения следует вводить осторожно и последо -вательно. При этом целесообразно рассмотреть участие России в Болонской конвенции как способ реформирования отечественной системы образования, ее сближения с европейской системой при условии сохранения фундаментальных ценностей, особенностей и конкурентных преимуществ отечественной системы образования1.
Наиболее эффективным решением проблемы подготовки высо -коквалифицированных специалистов является создание единого информационно - коммуникативного пространства сферы образо -вания, формирующего и реализующего непрерывные многоуров
1 Козырева Е. Ю. Опыт формирования сетевых проектных команд на основе новой модели конкурсов в сфере образования // Вопросы образования, 2009, № 3.
НИКИТОВ
Артемий Владимирович — к.э.н., докторант Саратовского государственного социальноэкономического университета [email protected]
невые образовательные программы в интересах кадрового обеспечения разви -вающейся экономики России1.
Механизм создания новых технологий базируется на уровне знаний и состоянии всей образовательной системы в целом. Следовательно, в основе создания техно -логий лежит образовательный потенциал страны как механизм производства и при менения знаний, который включает в себя университеты, фундаментальную науку, систему коммуникаций, систему патентов, прикладную науку, исследования и раз работки и др. Уровень знаний во многом формируется за счет условий, предлагае мых сложившейся системой образования. Следовательно, темпы экономического роста, повышение национальной конкурентоспособности определяются уровнем развития науки и образования в стране.
В условиях новой экономики — эконо -мики знания, усложнения технической, социальной и экономической инфраструктуры главным производительным ресурсом становятся знания и инфор мация. Современные информационные технологии, позволяющие создавать, хранить, перерабатывать и обеспечивать эффективные способы предоставления информационных ресурсов потребителю стали важным фактором жизни общества и средством повышения эффективности управления всеми сферами общественной деятельности. Уровень использования информации становится одним из суще ственных условий успешного экономиче ского развития и конкурентоспособности страны на международной арене.
В современных условиях основная роль в развитии образования, в повышении уровня качества профессионального обра зования отводится активному участию государства во взаимодействии с бизнес сектором как непосредственным потре бителем результатов профессионального образования, а также с институтами граж данского общества.
Среди приоритетных задач современной государственной политики РФ можно выделить перевод отечественной эконо мики на инновационные рельсы, на каче ственно иной путь развития. Решать эту сложнейшую задачу приходится на фоне наращивания развитыми странами мира
1 Никитов А.В. Роль образования в системе развития инновационной экономики // Вестник СГСЭУ, 2011, № 3(37).
своей экономической и технологической мощи и увеличения роли технических достижений (в т.ч. на базе нанотехноло -гий — ключевого направления XXI в.). Доля России на стремительно растущем мировом наукоемком рынке пока состав ляет менее 2%. В то же время, по прогно -зам экспертов, при условии динамичного развития этой отрасли к 2015 г. доля РФ на мировом рынке высоких технологий может возрасти до 12%. Такая положи -тельная динамика невозможна без изме нения системы образования в стране.
Доходы от экспорта высокотехноло гичной продукции развитых стран исчис ляются сотнями миллиардов долларов. Россия и по этому показателю занимает далеко не ведущее положение.
В глобальной конкуренции и в развитии инноваций, по оценкам зарубежных экс пертов, Россия отстает от других стран. На всемирном экономическом форуме в Давосе были определены интегрирован ные показатели конкурентоспособности и инновационно технологического разви тия стран. Россия по конкурентоспособ ности в 2008 г. находилась на 58 - й пози -ции, по уровню инновационного развития
— на 57 - й, по факторам, содействующим развитию инновационного бизнеса, — на 77 - й, в 2009 г. занимала 63 - е место, в рей -тинге глобальной конкурентоспособности 2011—2012 гг. — 66 -е место.
На экономическом форуме были названы факторы, которые отрицательно воздействуют на бизнес и инновационную деятельность, — это инфляция, правительственная бюрократия, коррупция, затруд ненный доступ к финансированию, недо статки в инфраструктуре.
На вполне закономерный вопрос о при чинах сложившейся ситуации в отече -ственном научно техническом секторе может быть дан весьма тривиальный ответ. Перестройка основ организации народ -ного хозяйства в России в 1990 х гг. и рез кий переход отечественной экономики на рыночные рельсы повлекли за собой системный кризис практически во всех отраслях экономики и чрезвычайно болез -ненно затронули научно техническую сферу. Значительно сократился заказ на исследования со стороны некогда круп -ного потребителя разработок — военно -промышленного комплекса, и снизился общественный спрос на науку в целом. Из - за одновременного резкого снижения
государственного финансирования рос сийский научный комплекс стал терять способность адаптироваться и поддержи вать перспективные направления иссле дований. Обострились также и кадровые вопросы: число ученых, исследователей на 10 000 чел. населения сократилось с 67 в 1990 г. до 29 в 1999 г.
Структурно технологические сдвиги в России последующих лет можно охарак теризовать как переход к доминирова нию более низких технологических укла дов. Снизилась конкурентоспособность российских товаров и услуг на мировом и национальном рынках, произошла деградация большинства промышленных отраслей. Сложившаяся ситуация создает реальную стратегическую угрозу постепен ной утраты Россией крайне важных наци ональных структур научно - технического и производственного потенциала. По боль шинству количественных параметров, определяющих пороговые значения тех нологической безопасности, российский научно технологический потенциал нахо дится за критической чертой.
Наряду с сокращением научнотехнического и инновационного потенци алов деструктивные процессы в научной сфере характеризуются также и постоян ным недофинансированием науки, осо бенно со стороны частного бизнеса. Так, например, доля затрат на науку в валовом внутреннем продукте России значительно уступает показателям развитых стран.
Все большее число экспертов полагают, что первоочередной задачей должно стать не увеличение бюджетного финан сирования науки, а стимулирование го сударством российских предпринима телей к переводу производства на инно вационные основы, а значит рост доли внебюджетного финансирования науки. По оценке Минэкономразвития России, в нашей стране в 2010 г. разрабатывали и внедряли технологические иннова ции около 10% предприятий, тогда как в Германии — свыше 60%, в Бельгии — более 55%, в Чехии — свыше 40%, в Греции — около 25%. Однако стоить отметить, что научно технический потенциал России по прежнему позволяет претендовать на роль мирового лидера по направлениям развития макротехнологий, которые определяют потенциал развитых стран. Для такой страны, как Россия, обладаю щей колоссальными интеллектуальными,
природными, финансовыми ресурсами, необходимо обеспечить формирование образовательного потенциала, способ ного генерировать новое знание с исполь -зованием современных технологий.
В связи с этим необходимо изменить прежнее отношение к знаниям как к сред ству удовлетворения любопытства и роста профессионального мастерства. Знание
— это товар, который имеет и свою стои -мость, и свою ценность. Важно не только уметь добывать знания, но и умело их применять, т.е. речь идет об инновацион -ном сопровождении получения профес сиональных знаний, и это должно быть в каждом вузе.
Сегодня наиболее успешно развивается тот, кто умеет использовать полученные знания на практике. Для этого необхо -димо в вузах и колледжах создавать инно -вационные парки (технопарки), бизнес -инкубаторы, где студенты имели бы воз можность на практике постигать основы современного предпринимательства, чтобы каждый желающий студент мог бы на практике реализовывать свои знания, свой предпринимательский потенциал. Многие страны уже проделали эти необхо -димые шаги, и именно они вносят огром -ный вклад в потенциал развития наших конкурентов.
Настала пора разработать меры по под держке инновационных парков вузов вне зависимости от форм учредительства высших учебных заведений. Именно эти парки должны стать центрами развития инноваций, как это делается во всем мире. Как показывает отечественный и мировой опыт, именно в них рождаются прорыв -ные, амбициозные идеи.
Развитие современных подходов к обра зованию, например е - learning, — норма жизни современных вузов, а не экзотика, как и траектория индивидуального обра зования. Инновационность вузов необхо -димо оценивать и по внедрению в учеб ный процесс корпоративных информаци онных систем — а как иначе мы сможем конкурировать с ведущими вузами мира?
Необходимо расшить наиболее узкие места развития по всему «интеллектуальному фронту» — в образовании, науке, системах НИИ, НИОКР и т.д. И одно из главных в экономико -организационном плане направлений — система образова -ния должна быть адекватна экономико политическому устройству государства.
Крайне сложно объяснить, почему Россия находится в конце четвертого десятка стран по числу изобретений, хотя, по мнению абсолютного большин ства мировых экспертов, мы являемся одним из мировых лидеров по производ ству научного продукта. Прежде всего, это мотивированность коллективов на успеш ный конечный результат1.
Экономическое развитие общества, в котором информация и знания ста новятся предметом труда значитель ного числа людей, а информационно коммуникационные технологии превра щаются в орудия труда, определяется каче ством системы образования и невозможно без опережающего развития уровня обра зования участников общественного про изводства. С точки зрения теории чело веческого капитала образование является базисом для экономического развития общества и государства. Причем более высокий уровень образования улучшает экономическое положение как отдельных граждан, создавая условия для социаль ной мобильности и обеспечивая доступ к более оплачиваемой работе и высокому социальному положению, так и общества
1 Зернов В.А. Конкурентоспособность образования как условие развития конкурентоспособной экономики. // Ректор вуза. 2009. № 1 С. 20-26.
в целом, формируя потенциал высокооб -разованной и квалифицированной рабо -чей силы, обеспечивающей повышение эффективности и технологичности произ водства.
В связи с этим система современного образования должна быть принципи -ально пересмотрена с учетом изменений целей образования — перехода от кон -цепции передачи знаний к концепции формирования компетенций личности и к компетентностно ориентированному образованию; изменений принципа «образование на всю жизнь» на принцип «образование через всю жизнь». Такой подход позволит обеспечить подготовку кадров на уровне мировых стандартов — ведь только они смогут генерировать и осуществлять прогрессивные технологи ческие изменения инновационного типа в интересах общества.
Таким образом, роль образования в эко номическом развитии страны постоянно возрастает, формирование и совершенст вование образовательного потенциала страны является необходимым условием обеспечения устойчивого социально экономического развития, роста конку рентоспособности государства, укрепле ния позиций на мировом рынке и в миро вом экономическом сообществе.