Научная статья на тему 'Инновационные процессы в инженерно-техническом образовании'

Инновационные процессы в инженерно-техническом образовании Текст научной статьи по специальности «Народное образование. Педагогика»

CC BY
198
23
Поделиться
Журнал
Власть
ВАК
Ключевые слова
ИННОВАЦИИ / НАЦИОНАЛЬНАЯ ИННОВАЦИОННАЯ СИСТЕМА / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА / ИНТЕГРАЦИЯ / МОДЕРНИЗАЦИЯ / ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по народному образованию и педагогике, автор научной работы — Мухамеджанов Мансур Михайлович, Калинов Вячеслав Викторович

В статье рассматриваются тенденции развития отечественной высшей технической школы в контексте глобализации мирового образовательного пространства и становления национальной инновационной системы.The article deals with trends in the development of national higher technical education in the context of globalization of world education space and formation of the national innovation system.

Текст научной работы на тему «Инновационные процессы в инженерно-техническом образовании»

Мансур МУХАМЕДЖАНОВ, Вячеслав КАЛИНОВ

ИННОВАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В ИНЖЕНЕРНО-ТЕХНИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ

В статье рассматриваются тенденции развития отечественной высшей технической школы в контексте глобализации мирового образовательного пространства и становления национальной инновационной системы.

The article deals with trends in the development of national higher technical education in the context of globalization of world education space and formation of the national innovation system.

Ключевые слова:

инновации, национальная инновационная система, государственная политика, интеграция, модернизация, образование; innovations, national innovation system, public policy, integration, modernization, education.

МУХАМЕДЖАНОВ Мансур Михайлович — д.и.н., профессор Московского гуманитарного университета; historymosgy@mail.ru

КАЛИНОВ

Вячеслав Викторович — к.и.н., доцент; заведующий кафедрой РГУ нефти и газа им. И.М. Губкина kafedra-i@yandex.ru

Перед современной Россией стоят сложные социально -экономические задачи по созданию национальной иннова -ционной системы (НИС) с учетом мирового опыта и отече -ственных экономических, политических, социальных, культурных и духовных особенностей и традиций. Важнейшей проблемой явля -ется построение конкурентоспособной экономики, которая с уче -том мировых тенденций и логики собственного развития принци -пиально и, что немаловажно, стремительно становится иной даже по сравнению с относительно недалеким прошлым. Очевидно, что в сегодняшнем мире преимущество в конкурентной борьбе обеспе -чивают не размеры страны, уровень запасов природных ресурсов и мощь финансового капитала, а качество человеческого ресурса

— духовно - нравственный, общеобразовательный и профессиональ -ный уровень граждан. В странах-лидерах на долю образования в начале XXI в. приходится более 20% роста национального дохода. Уже через 10—15 лет прогнозируется новая научно -техническая и технологическая революция, основой которой станут разработки, синтезирующие достижения таких направлений, как био и нано технологии, генная инженерия, мембранная и квантовая техноло гия, фотоника, микромеханика, термоядерная энергетика, что обе спечит переход передовых стран на принципиально новую модель управления обществом, экономиой, государством.

Базовым вариантом для России может стать путь инновацион -ного, а не инерционного развития страны. Может ли Россия осуще -ствить инновационный прорыв в ситуации сложного кризисного состояния, в котором пребывает комплекс высоких технологий? В России есть заделы прорывных исследований и разработок в обла -сти критических технологий практически по всем направлениям 6 - го технологического уклада. Необходимо именно здесь сосредо -точить кадровые, финансовые, организационные ресурсы, чтобы не тратить силы на развитие тех направлений, по которым другие страны ушли уже слишком далеко, что вынуждает нас заимствовать мировые достижения1.

Определяющую организационно - содержательную и идеологи -ческую роль в создании и развитии национальной инновацион ной системы призвана сыграть государственная политика, в рам

1 См.: Кузык Б. Инновационное развитие России: сценарный подход // Экономические стратегии, 2009, № 1, с. 55—67.

ках которой свое особое место занимает система образования и, прежде всего, высшее инженерно техническое обра зование в цепочке взаимосвязи «наука — образование — производство». С учетом рыночной ориентации экономической модели, понятие «производство» в послед -нее время все чаще замещается понятием «бизнес». Для выбора оптимальных реше -ний проблемы интеграции науки, образо вания и производства необходимо учиты -вать традиции, оценивать сложившиеся механизмы интеграции и достигнутые результаты. Если модернизацию высшего образования 70 -х гг. XX в. можно охарактеризовать как научно технологическую, а процессы преобразований конца 1980-х и 1990 -х гг. назвать организационноуправленческими, то современный этап модернизации российского высшего образования следовало бы рассматривать как социально технологический.

В современной практике отмечается отсутствие координации деятельности системы образования с рынком труда. Система образования по - прежнему стре -мится давать фундаментальные знания, хотя рынок требует от работников в первую очередь компетенций (суммы знаний и навыков). В масштабах страны отсутствует обоснованный прогноз развития рынка труда, вследствие чего Министерство образования и науки РФ принимает реше -ния об утверждении контрольных цифр по подготовке специалистов только на осно -вании собственного анализа ситуации. Объемы финансирования из федераль -ного бюджета под контрольные цифры приема абитуриентов в вузы и средние специальные учебные заведения устанав ливаются с учетом показателей, достиг нутых за прошлый период. Сегодня про является необходимость максимального приближения образовательных учрежде -ний всех уровней к потребностям рынка труда, чтобы избежать перепроизводства много знающих, но мало умеющих людей с дипломами.

Отсутствие обоснованной стратегии развития и размещения производитель ных сил, механизмов учета потребности рынка труда при подготовке кадров замед ляет формирование государственной системы подготовки специалистов и не позволяет адаптировать ее к рыночным условиям. Не созданы региональные и межрегиональные банки вакантных долж

ностей. Отсутствуют методические реко мендации для комплексной оценки состо яния кадрового потенциала по отраслям народного хозяйства и по субъектам РФ. Учреждения профессионального образо вания не имеют устойчивой связи с рабо тодателями, не привлекают их к разработке профессиональных образовательных про грамм, участию в работе попечительских (наблюдательных) советов образователь ных учреждений, формированию систем корпоративной подготовки кадров.

Повышение качества и инновацион -ный характер образования могут обе спечиваться путем внедрения новых образовательных технологий, развития интерактивных форм обучения, широ кого использования проектных методов и инструментов, позволяющих имитировать реальные ситуации, а также современных обучающих программ. Современный этап развития системы инженерного образова ния позволяет констатировать тот факт, что вузы находятся на разных этапах ново введений. Существуют различия в интен сивности перехода от «старого» состоя ния к обновленному Неравномерно рас -пределяются инновации и по различным направлениям поиска. Все эти процессы тесно связаны с обновлением управлен ческой структуры вузов. Если не модер -низируется система управления, то, как правило, возникают затруднения в реали зации нового.

Сегодня роль флагманов в инновацион ной инфраструктуре России принадлежит университетам: МГУ им. М.В. Ломоносова, МГТУ им. Н.Э. Баумана, МИЭТу, РГУ нефти и газа им. И.М. Губкина, Томскому политехническому университету, Санкт Петербургским государственным поли техническому, электротехническому, инженерно экономическому универси тетам, Южно - Российскому государствен -ному техническому, Южно Уральскому государственному, Уральскому политех ническому университетам и др. Именно в этих университетах «обкатываются» вузов ские формы взаимодействия с властью и бизнесом, которые затем могут быть использованы во многих университетах и институтах научно исследовательской направленности. Например, в 2011 г. Санкт Петербургский государственный инженерно экономический университет (ИНЖЭКОН) стал базой для формирова -ния международного консорциума по под

готовке специалистов высокого уровня в сфере производственного менеджмента1.

Опыт модернизации передовых высших учебных заведений позволяет сформули -ровать вывод о том, что важнейшей задачей в процессе интеграции науки и обра зования является создание эффективной инновационной инфраструктуры, обеспе чивающей трансфер результатов сектора исследований и разработок в российскую и глобальную экономику. Реализация го -сударственной политики в сфере взаимо действия «наука — образование — произ -водство» позволит создать, во - первых, сбалансированный, устойчиво разви вающийся сектор исследований и разра боток, имеющий оптимальную институ циональную структуру, обеспечивающий расширенное воспроизводство знаний, конкурентоспособных на мировом рынке; во - вторых, эффективную инновационную систему, встроенную в глобальную инно вационную систему, обеспечивающую взаимодействие сектора исследований и разработок с отечественным предприни мательским сектором и соответствующую по основным параметрам инновационным системам развитых зарубежных стран.

Вместе с тем в настоящее время, на наш взгляд, в управлении инновацион ными процессами в сфере инженерно технического образования необходимо сконцентрировать усилия на всесторон нем изучении международного опыта модернизации инженерного образования и осмыслении последствий присоеди нения России к Болонскому процессу. Особую значимость приобретает проведе ние продуманной государственной поли тики, обеспечивающей консолидирован ное развитие научного, вузовского и про мышленного секторов с целью опережаю щего развития последнего. В этой связи необходимо совершенствовать научно исследовательскую деятельность вузов, расширять связи технических университе тов с академической наукой, располагаю щей развитой исследовательской базой и высококвалифицированными кадрами.

1 См.: Высшее образование в России, 2011, № 8-9, с. 105.

В числе других приоритетных направле -ний следует отметить:

— реорганизацию многоканальной системы финансирования;

— проведение маркетинговых исследо -ваний спроса на предоставляемые вузом образовательные и другие услуги;

— координацию усилий всех звеньев системы инженерного образования по совершенствованию структуры и содержа ния многоуровневой подготовки, обнов -лению содержания высшего технического образования с учетом международного и отечественного опыта;

— развитие системы послевузовского образования, повышение квалификации, реализация дополнительного, параллель ного, дистанционного образования;

— обеспечение оптимального соотноше -ния различных видов подготовки;

— разработку инновационных методов обучения, совершенствование системы преподавания, формирование личных образовательных траекторий обучения.

Комплексная подготовка инженеров инноваторов предполагает усиление общекультурной и гуманитарной направ ленности образования, его универ сализацию и отказ от технократизма, углубление социально экономической подготовки, формирование личности специалиста с рыночными социально психологическими установками, способ ной к честному предпринимательству, деловой активности, работе в коллективе. Выпускник высшей технической школы должен владеть навыками исследователь ской, проектной, производственной и управленческой деятельности, обладать мобильностью, способностью менять сферу деятельности и обучаться в течение всей жизни, выступать в качестве свя зующего звена между техникой, наукой и культурой, быть генератором и проводни -ком идей модернизации.

Процесс обучения и требования к сту дентам должны быть адекватны требова ниям времени. Но в ходе реорганизаций и перестроек недопустимо забывать луч шие традиции отечественной инженер ной школы: фундаментальность, высокий общественный статус инженера и ученого, социальную ответственность.