ББК 60.561.9
YAK 37; 378.09; 378.11
Е.В. БОДРОВА, В.В. КАЛИНОВ
МОДЕРНИЗАНИЯ ИНЖЕНЕРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК ФАКТОР УСПЕШНОГО ФОРМИРОВАНИЯ НАНИОНАЛЬНОЙ ИННОВАНИОННОЙ СИСТЕМЫ
E.V. BODROVA, V.V. KALINOV
MODERNIZATION OF ENGINEERING EDUCATION AS A FACTOR OF SUCCESSFUL FORMATION OF NATIONAL INNOVATION SYSTEM
В статье рассмотрены вопросы, связанные с реформированием высшего технического образования в современной России в условиях становления национальной инновационной системы. Авторы анализируют концептуальные документы модернизации инженерного образования становления. В работе представлены примеры успешного реформирования инженерного образования в России.
The article analyzed the process of establishing the conceptual principles of state policy in the staffing of the national innovation system of the Russian Federation, highlighted the main stages of its development and direction.
Ключевые слова: высшая школа, инженерное образование, госкорпорация, университет, национальная инновационная система.
Key words: higher education, engineering education, corporation, university, national innovation system.
Высшая техническая школа России на данном этапе своего развития нуждается в комплексном техническом и технологическом переоснащении, повышении квалификации преподавательского корпуса и качества обучения, но, главное - в последовательном, системном и завершённом реформировании. 23 марта 2011 г. состоялось совещание по вопросу развития инженерного образования и подготовки в РФ. Президент Д.А. Медведев указал на парадоксальное явление: ежегодный выпуск инженеров-специалистов составляет 200 тыс. чел., однако эксперты говорят о дефиците инженерных кадров. По словам гендиректора Госкорпорации «Ростехнологии» С. Чемезова, возглавляющего Союз машиностроителей РФ, дефицит квалифицированных кадров в российской машиностроительной отрасли в 2010 г. увеличился более чем вдвое - до 3 миллионов человек, нехватка квалифицированных инженерных кадров составляет порядка 1,3 миллиона человек [9]. В качестве причины президент назвал неадекватную требованиям времени подготовку в вузах, которая осуществляется по требованиям 30-50-летней давности, студенты нуждаются в прохождении практики на производстве и в конструкторских бюро. Необходимо «поощрять и научно-техническое творчество молодёжи, привлекать их к труду в малых предприятиях, которые сейчас по действующему закону могут создаваться при высших учебных заведениях, чтобы они осваивали новейшие технологии и изначально погружались в какие-то азы бизнеса, и, конечно, просто ходили по производству, разговаривали с опытными специалистами, с инженерами...Одна из принципиальнейших тем заключается в том, как закрепить на производстве молодых специалистов, талантливую молодёжь, которая, .если не получает достойного возме-
щения за свой труд, вымывается, уходит в другие места», - уверен президент [4]. Исследование вопроса позволяет согласиться с подобными выводами: за исключением нескольких элитных технических университетов, в целом российская высшая техническая школа не способна обеспечить выпуск специалистов для новой экономики знаний, инженеров-инноваторов, с исследовательскими и управленческими качествами. Общество нуждается в новой модели инженерного образования, характерными чертами которой будут фундаментализация, междисциплинарность, большая практическая направленность, адаптированность к новой экономике знаний, интеграция науки, образования и производства, гуманизация, гуманитаризация, сохранение и воспроизводство вузовского научно-педагогического потенциала; региональная адаптация высшего технического образования; реорганизация международной образовательной деятельности в сторону её большей востребованности на мировом рынке образовательных услуг. Реализация вышеназванных направлений во многом определяется адаптацией отечественной высшей технической школы к требованиям Болонской декларации.
Анализ литературы и источников позволяет констатировать, что создание федеральных и исследовательских университетов - одно из приоритетных направлений государственной политики не только в сфере подготовки конкурентоспособных специалистов для инновационных наукоёмких областей российской экономики, но и в области развития научно-исследовательского сектора высшей школы, воспроизводства научных и научно-педагогических кадров. Стратегической миссией исследовательского университета, в соответствии с выработанной 4 марта 2009 г. Коллегией Минобрнауки РФ концепцией, является содействие динамичному развитию научно-технологического комплекса страны и обеспечение его необходимыми людскими ресурсами [10]. В учебном плане такого вуза должны присутствовать такие формы обучения, как проектные разработки, тренинги, стажировки на производстве, в научно-исследовательских организациях, а технологическое оснащение учебного процесса соответствовать уровню передовой науки. В соответствии с Указом Президента РФ Д.А. Медведева от 08.10.2008 «О реализации пилотного проекта по созданию национальных исследовательских университетов» началось формирование двух национальных исследовательских университетов: ядерного на базе Московского инженерно-физического института; технологического на базе Московского института стали и сплавов [11]. Распоряжением Правительства РФ от 08.04.2009 № 480-р Московский инженерно-физического институт (государственный университет) был реорганизован в Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ» [12]. В настоящее время создается сеть национальных исследовательских университетов.
Одним из удачных примеров синтеза науки, образования и производства является Российский государственный университет нефти и газа имени И.М. Губкина. Вуз взаимодействует с такими крупнейшими компаниями, как «Газпром», «ЛУКОЙЛ», «Транснефть», «Роснефть» и др. Студенты проходят учебные производственные практики на более чем 700 предприятий основных нефтегазовых компаний России [2]. Значительная часть учебной литературы написана совместно с ведущими специалистами отрасли, издана за счёт предприятий отрасли. Они же активно участвуют в переоснащении материально-технической базы. В университете, получившем статус научно-исследовательского, активизировались инновационные процессы. При поддержке Правительства РФ и ряда нетфтегазовых компаний в рамках реализации Инновационной образовательной программы был запущен комплекс автоматизированных рабочих мест специалистов - АРМ, оснащённый мощной вычислительной техникой, интерактивными средствами представления информации и системами видеоконференцсвязи. Таким образом, осуществляется обучение работе с новейшими версиями профессиональных программных комплексов известных мировых производителей, ознакомление
студентов с возможностями современных технологий в нефтегазовой отрасли. Создан также Центр управления разработкой месторождений (ЦУРМ), ни в чем не уступающий аналогичным центрам по своим функциональным и визуализационным возможностям. С помощью подсистемы моделирования месторождения студенты в ЦУРМ работают с геологической моделью пласта, проектируют процесс разработки, бурения, рассчитывают продуктивность скважин и режимы работы скважного оборудования. Вступил в активную стадию один из приоритетных инновационных проектов университета. На основе государственно-частного финансирования организован научно-образовательный центр (НОЦ) «СМЕНА» РГУ нефти и газа имени И.М. Губкина (инжиниринговая компания). На базе технико-внедренческой инфраструктуры ОАО «ОКБ БН КОННАС» НОЦ занимается интегрированными проектами внедрения энергоэффективного оборудования, технологий повышения нефтегазоконденсатоотдачи пластов «под ключ» [1].
Очевидно, что воспроизводство научно-технической интеллигенции в исследовательских университетах - весьма перспективный путь. Обучение в таком вузе включает проектные разработки, тренинги, стажировки на производстве, работу в научно-исследовательских организациях. Технологическое оснащение учебного процесса должно соответствовать уровню передовой науки. Первый конкурсный отбор программ развития университетов, в отношении которых устанавливается категория «национальный исследовательский университет» НИУ, был проведён Министерством образования и науки РФ во второй половине 2009 г. В список победителей первого конкурсного отбора вошли 12 университетов, из 137 претендентов. В феврале 2010 г. Министерство образования и науки РФ объявило о проведении в 2010 г. следующего конкурсного отбора программ развития университетов, которые будут реализовываться в 2010-2019 годах. Во втором конкурсе принял участие уже 151 вуз [6].
Университеты, работающие с реальным сектором экономики, готовящие специалистов для высокотехнологичных отраслей промышленности, обладают очевидными стартовыми преимуществами. Статус НИУ присваивается на десять лет. Причём «идеология» финансирования НИУ такова: дополнительное финансирование - не дотация, а залог ответственности. Предполагается система регулярной отчётности об использовании выделенных средств, а также существенное финансирование со стороны университета. Каждый НИУ должен вложить в реализацию представленной на конкурс программы развития университета не менее 20% собственных внебюджетных средств. В 2010 г. 29 вузов России обладали статусом НИУ, в частности, РГУ нефти и газа имени И.М. Губкина, МГТУ имени Н.Э. Баумана, Санкт-Петербургский государственный горный институт имени Г.В. Плеханова (технический университет), Санкт-Петербургский государственный политехнический университет, МИСиС и др. Однако несколько вузов, получивших статус НИУ в 2009 г., не смогли достичь заявленных целевых показателей. В частности, «невыполненными» оказались 9,5% всех показателей. Так, доля научно-педагогических работников и инженерно-технического персонала НИУ в возрасте от 30 до 49 лет составила только 33,4% вместо запланированных 48%; в два раза меньше оказался показатель количества статей по приоритетным направлениям развития НИУ в научной периодике, индексируемой иностранными и российскими организациями; научных лабораторий, оснащённых высокотехнологичным оборудованием, было открыто в шесть раз меньше, чем планировалось и т.п. [7]. Некоторым вузам оказалось сложно привлечь иностранных студентов, обеспечить софинанси-рование программ. Не отличается высокой эффективностью вузовский менеджмент [8].
Создание федеральных и национальных исследовательских университетов, как интегрированных образовательных учреждений, объединённых по региональному, отраслевому или иному признаку, отвечает общемировым
тенденциям развития элитного образования, ориентированного на подготовку высококлассных специалистов для наукоёмкого сектора экономики, способных к научной, проектной, управленческой деятельности, форсированию инновационного развития страны. Между тем, эксперты указывают на возникающие проблемы при реализации этих проектов: слияние сильных и более слабых вузов не всегда приводит к повышению среднего уровня вуза, весьма сложно управлять такими масштабными и территориально разбросанными комплексами, федеральные и исследовательские университеты не могут предложить высокие зарплаты ведущим ученым, действующие законодательные нормы не стимулируют инновационную деятельность [3].
Решение проблемы требует консолидации усилий государства, региональных властей, работодателей и руководства вузов. По мнению экспертов, университеты должны стать эпицентрами программирования регионального развития, причём понимаемого не только в экономическом, но и шире - в социальном, культурном, экологическом смысле. Кроме того, в условиях складывания новой - инновационно-предпринимательской модели университета, он, фактически, превращается в научно-образовательно-промышленный комплекс с академическим ядром и междисциплинарной проектно-ориентированной периферией, состоящей из множества сетевых инновационных высокотехнологичных структур и малых предприятий, активно работающих с заказами местных органов власти, промышленности, бизнеса и общества в целом [5]. Очевидно, что ни один из имеющихся проектов реформирования не может быть реализован без решения важнейшей проблемы: кадровое обеспечение образования. Особое место в процессе вузовской подготовки научно-педагогических кадров принадлежит университетом и ведущим техническим вузам страны, которые в большей мере располагают необходимой для этого базой и опытом. Решение проблемы соответствия научно-педагогических кадров высшей школы и её выпускников мировым стандартам требует серьёзной, кропотливой, рассчитанный на длительный период времени работы.
Таким образом, на рубеже ХХ-ХХ1 веков в связи с заявленной приоритетной задачей создания национальной инновационной системы, возникла острая необходимость в подготовке научных и инженерных кадров для формирующейся инновационной инфраструктуры, включения вузов в процесс создания новых знаний и высокотехнологичных продуктов. В настоящее время модернизация инженерного образования становится фактором успешного формирования НИС Российской Федерации.
Литература
1. Аналитический обзор результатов работы НИУ России. 2010. Вып. 1. 16 ноября [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.gubkin.ru/general/ programma_niu/pub1.pdf (дата обращения: 22.03.2011).
2. Архив ГД ФС РФ. Ф. 10100. Оп. 15 п-IV. Д. 166. Л. 63-66.
3. Дежина, И.Г. Север и Юг Федеральных университетов / Независимая газета [Электронный ресурс]. - Режим доступа : URL: http://www.ng.ru/ science/2008-05-28/22_plans.html.
4. Д. Медведев посидел за рулём нового поезда метро. РБК. Политика [Электронный ресурс]. - Режим доступа : URL:http://pda.top.rbc.ru/politics/ 23/03/2011/564685.shtml (дата обращения: 23.03.2011).
5. Краснов, Ю.Э. Стратегические ориентиры развития высшего образования и место университета в системе образования стран мира [Электронный ресурс]. - Режим доступа : URL: httarko.narod.ru/tekst/an8/I_1.htm (дата обращения: 20.03.2009).
6. Муравьева, М. НИУ по-русски [Электронный ресурс]. - Режим доступа : URL: http://www.strf.ru/material.aspx?CatalogId=221&d_no=31279 (дата обращения: 26.03.2011).
7. Муравьева, М. Министр пригрозил вузам // [Электронный ресурс]. - Режим доступа : URL: http://www.strf.ru/organization.aspx? CatalogId=221&d_ no=29620 (дата обращения: 26.03.2011).
8. Молчанов, А. Вымершие инженеры поднимут российскую промышленность // [Электронный ресурс]. - Режим доступа : URL: http://www.newsinfo.ru/ articles/2008-03-06/incginer/537350/ (дата обращения 21.02.2011 г.); В России не хватает квалифицированных кадров в машиностроительной отрасли // Портал машиностроение [Электронный ресурс]. - Режим доступа : URL: http://www.mashportal.ru/machinery_news-11008.aspx (дата обращения: 21.02.2011).
9. О концепции создания сети национальных исследовательских университетов [Электронный ресурс]. - Режим доступа : URL: http://univer.academy.ru (дата обращения: 15.11. 2009).
10. Приоритетные национальные проекты. Официальный сайт [Электронный ресурс]. - Режим доступа : URL: http://www.rost.ru/themes /2008/10/081600_15323.shtml (дата обращения: 25.11. 2009).
11. Распоряжение от 08.04.2009 № 480-р «Московский инженерно-физический институт (государственный университет)» Приложение № 1к распоряжению Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2009 г. № 480-р Приложение № 2 к распоряжению Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2009 г. № 480-р//Н0У УЦ Сетевая Академия [Электронный ресурс]. - Режим доступа : URL: http://univer.academy.ru Текст документа опубликован также на сайте «Приоритетные национальные проекты» [Электронный ресурс] -Режим доступа : URL: http://www.rost.ru/themes/2008/10/081600_15323.shtml.