ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ И АРХЕОЛОГИЯ
Е.В. Бодрова
д-р ист. наук, профессор кафедры политической истории Отечества, ФГБОУ ВПО «Российский государственный университет нефти и газа имени И.М. Губкина»
В. В. Калинов
канд. ист. наук, зав. кафедрой политической истории Отечества, ФГБОУ ВПО «Российский государственный университет нефти и газа имени И.М. Губкина»
РАЗВИТИЕ КАДРОВОГО ПОТЕНЦИАЛА НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА В ПОЗДНЕСОВЕТСКИЙ ПЕРИОД ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ИСТОРИИ
Аннотация. В статье рассмотрены вопросы подготовки специалистов в области техники и технологии как одного из важнейших направлений государственной научно-технической политики СССР. Выявлены достижения и просчеты в этой сфере, обоснована необходимость более обстоятельного изучения проблемы в условиях перманентного реформирования инженерного образования в настоящее время.
Ключевые слова: государственная научно-техническая политика, кадровый потенциал, модернизация, инженерное образование.
E.V. Bodrova, Dr. historical science, Professor of the Department of political history of the Fatherland, Russian state University of oil and gas named I.M. Gubkin
V.V. Kalinov, candidate of historical Sciences, head of the Department of political history of the Fatherland, Russian state University of oil and gas named I.M. Gubkin
THE DEVELOPMENT OF PERSONNEL POTENTIAL OF THE SCIENTIFIC-TECHNICAL
COMPLEX IN THE LATE SOVIET PERIOD OF RUSSIAN HISTORY
Abstract. The article considers the issues of specialists training in the sphere of technique and technology as one of the most important directions of the state scientific-technical policy of the USSR. Identified the achievements and failures in this area, the necessity of more detailed study of the problem in the conditions of a protracted reform of engineering education at the present time.
Keywords: state scientific-technical policy, personnel potential, modernization and engineering education.
В последние годы удалось преодолеть наиболее опасные последствия ослабления основ российской государственности, в том числе, катастрофическую ситуацию в научно-технической сфере, но в полной мере проблемы не решены. В частности, требуют дальнейшей оптимизации взаимоотношения власти и научного сообщества, призванного стать опорой и движущей силой в процессе создания национальной инновационной системы, соответствующей вызовам и сложностям мировой цивилизации.
Переход от экономики, отторгающей НТР, к цивилизации «постиндустриальной», нерасторжимо связанной с НТР, был и остается ключевым вопросом для современной России. Только отвечающие требованиям ХХ! в. наука, производство и образование позволяют успешно развивать национальную экономику, отстаивать интересы страны в международной конкурентной среде. У России есть все необходимые предпосылки для постиндустриального обновления своего технологического базиса. Она
унаследовала от СССР преобладающую часть производственного потенциала, особенно в самых важных для технического прогресса сферах. Сохраняются сравнительно высокие позиции и в отношении человеческого капитала, особенно в части образовательного уровня и профессиональной квалификации. В этих условиях усилилась необходимость анализа возможностей использования политических факторов в определении приоритетных направлений, на которых следует сконцентрировать усилия, поиска новых подходов в обеспечении взаимодействия государства и научно-технического сообщества. Дальнейшее концептуальное развитие государственной научно-технической политики требует аккумуляции не только западного, но и отечественного опыта. Исследование попыток государственных органов интенсифицировать развитие науки и техники, укрепить кадровый потенциал этой сферы, обеспечить становление эффективно функционирующей инфраструктуры помогает точнее оценить достижения и противоречия.
Изучение процесса формирования и реализации государственной политики по модернизации научно-технической сферы, системы инженерного образования в советский период отечественной истории представляется чрезвычайно важным для дальнейшего развития исторической науки. Ретроспективный анализ позволяет оценить эффективность государственной научно-технической политики на разных этапах, выявить положительный опыт, наиболее целесообразные механизмы обеспечения финансовыми и кадровыми ресурсами, перспективные модели, определить основные тенденции и глобальные изменения в сфере науки и техники и те элементы национальной инновационной системы, которые требуют совершенствования.
Теория обновляется непрерывно, обогащаясь реальной научно-технической и политической практикой. Но и практика должна успевать за развитием теории. В ином случае возникают сложные ситуации, преодоление которых требует значительно больших усилий, времени и ресурсов. Разработка эффективной государственной научно-технической политики нуждается в учете результатов изысканий ученых разных специальностей, их практических рекомендаций. Между тем, в целом, общее переосмысление проблемы эволюции государственной научно-технической политики в советский период отечественной истории можно охарактеризовать как весьма сложный и противоречивый процесс. На фоне явного спада интереса к данной проблематике в исследуемый период, она изучалась в основном в контексте общей истории страны [1]. Исследователями анализировались возможности ускорения НТП, интеграции науки, образования и производства, многообразные формы и методы, был введен в научный оборот значительный фактический материал, в частности, по прежде закрытой теме ВПК [2]. Во всех этих публикациях в той или иной степени затрагиваются вопросы взаимоотношений государственных органов и научно-технической сферы. Большей частью авторов утверждается значимость государственного регулирования в научно-технической сфере, одновременно отмечены перекосы, имевшие место в практике осуществления научно-технической политики. В связи с этим представляется необходимым изучение опыта прошлого, когда роль государства была велика, но не менее важна была роль человеческого фактора.
Научно-техническая политика являлась составной частью общегосударственной политики СССР, направленной не только на преодоление отставания от западных
стран, обеспечение самодостаточности, но и достижение, а затем и сохранение паритета с ведущими мировыми державами. Скачкообразный тип модернизации, когда за периодами форсированного экономического роста следовали стагнация и нарастание технико-технологического разрыва от промышленно развитых держав, для сокращения которого государство всеми доступными способами мобилизовывало ограниченные внутренние ресурсы, значительная часть авторов называет одной из основных особенностей социально-экономического развития России [3, с. 5-12]. В послевоенный период в СССР развитие науки и техники определялось в качестве приоритетного направления. Но проблеме повышения эффективности функционирования всей научно-технической сферы уделялось внимания намного меньше, чем задачам количественного увеличения научно-технического потенциала. Целью научно-технической политики в этот период явилось резкое повышение темпов технического совершенствования во всех отраслях промышленности на базе электрификации, комплексной механизации и автоматизации производственных процессов. Произошло развертывание в широких масштабах научно-исследовательских и опытных проектно-конструкторских работ (НИОКР) по созданию высокопроизводительных станков, автоматических линий, была осуществлена техническая реконструкция действующих заводов и фабрик. Главный упор делался на массовое применение уже накопленного научно-технического опыта.
Система управления, планирования и координации научно-исследовательских работ, исторически сложившаяся в СССР, являлась одним из тех определяющих факторов, которые придавали деятельности разрозненных исследовательских коллективов и отдельных ученых необходимое внутреннее единство. Одновременно, именно недостатки в системе управления привели в позднесоветский период науку и экономику к стагнации. Но единство и целеустремленность обеспечивали концентрацию научных сил и материальных ресурсов на реализации приоритетных проектов. В соответствии с ними формулировались программы исследований академических и отраслевых научно-исследовательских институтов, а также цели и содержание программ подготовки кадров в школах и высших учебных заведениях. Важнейшим направлением являлось развитие военно-промышленного комплекса СССР. 20 % дипломированных ученых и специалистов работали на оборонную отрасль [4, с. 411.]. На военную науку в СССР направлялось от 5 до 10 % основных видов сырья (для минерального сырья эти показатели были гораздо выше), 5-6 % мирового потребления нефти [5, с. 196].
В послевоенные годы в СССР начался опережающий рост численности научно-технических работников по сравнению с ростом научного сообщества в целом. Так, численность представителей научно-технической интеллигенции (включая научно-педагогические кадры вузов) к 1985 г. составила 708,2 тыс. чел., занимая 1 место и опережая когорту ученых, специализирующихся в области физико-математических наук почти в 5 раз [7, с. 58].
В целом, за 40 лет, с 1950 по 1990 гг., рост научно-технического сообщества в 1,8 раз превысил рост общей численности научных работников [8, с. 28]. Однако эти цифры можно объяснить не только значимой ролью технических наук в условиях НТР, но и ярко выраженной ведомственностью советской экономики, стремлением каждого министерства иметь «свою» науку.
Стремительное количественное увеличение отраслевых НИИ, КБ и численности
кадров, зачастую, имело и негативные последствия: снижение их квалификационных характеристик, в большинстве отраслевых научных учреждений, особенно в провинции, не было не только докторов, но и кандидатов наук. Кроме того, многие инженеры в отраслевых НИИ и НПО, учитываемые как научные работники, фактически занимались не собственно научно-исследовательской или инженерной деятельностью, а проектно-конструкторской работой по аналогам, что не относилось ни к научно-исследовательской, ни к инженерной деятельности. Ведомственность, закрытость большинства отраслевых научных учреждений ограничивали научные коммуникации, снижали мобильность научных кадров, что, в свою очередь, затрудняло миграцию кадров в новые научные направления, приводило к деформации профессиональной структуры научного сообщества, к застойным явлениям в научно-технической деятельности [9, с. 56].
Одновременно нельзя отрицать, что в послевоенный период научно-технический комплекс страны обеспечивался постоянным и мощным притоком кадровых ресурсов. Академик Е.П. Велихов полагает, что плановая «экономика знаний» СССР опиралась на «культ знаний», особенно в области точных наук, который государству в результате целенаправленной политики удалось сформировать и поддерживать в общественном сознании практически до 1991 года». В советский период «триада «промышленность-наука-образование» представляла собой единый взаимоувязанный национальный комплекс, целеполагаемый государством, прежде всего, на достижение мирового военного лидерства. Численными критериями успешного функционирования этой триады служили тактико-технические характеристики и технологические и экономические показатели создаваемых систем вооружения, необходимых для достижения военного превосходства или паритета в мире. [6, С. 10]. Действительно, в этот период возросла численность вузов: в 1960 г. их было 739 [10, с. 5], в 1980 г. - 883 [11, л. 211], а в 1989 функционировало уже 904 высших учебных заведения [12, л. 4]. Число обучавшихся в вузах к 1972 г. увеличилось до 4600 тысяч студентов [13, с. 200], к 1980 г. - до 5236 тыс. [14, л. 211]. На рубеже 1989-90-х гг. численность профессорско-преподавательского состава вузов (только штатные сотрудники) составила 388119 человек, в том числе докторов наук - 21067 человек, кандидатов - 197295 [15, л. 8].
Рост общего количества вузов происходил во многом за счет инженерных институтов. В 1965 г. многие технические вузы в ходе процесса воссоздания отраслевой системы управления перешли или вновь организовывались под эгидой конкретных министерств. Политехнические институты, которые не приспособились к узконаправленной специализации, были разделены по отраслевому признаку на отдельные вузы. Каждый из них готовил специалистов для конкретной отрасли народного хозяйства. Это касалось, прежде всего, вузов, готовивших специалистов по приоритетным отраслям промышленности: металлургии, электроэнергетике, химической и нефтегазовой промышленности. Со временем стали очевидными недостатки узкопрофессионального подхода [16, с. 48].
В целом в 1950-60-е гг. в СССР оставались высокими престиж высшего образования и уровень инженерной подготовки. В 1960 г. из вузов СССР было выпущено 120 тыс. инженеров, в то время как в США - только 38 тыс. [17, с. 5]. С 1945 по 1980 гг.
число лиц с высшим образованием увеличивалось каждые пять лет примерно в 1,4 раза [18, с. 367]. К 1985 г. приходится наиболее значительный выпуск инженеров из высших учебных заведений за всю историю подготовки специалистов в этой области -376,1 тыс. человек. [19, с. 515]. Сеть последипломного образования на конец 1988 г. объединяла 114 отраслевых и межотраслевых институтов повышения квалификации, из них 13 институтов - по новым направлениям техники и технологии, 7 институтов повышения квалификации и переподготовки руководящих кадров, 9 республиканских и 7 специализированных институтов по актуальным научно-техническим проблемам [20, с. 40]. Расчеты сотрудников Института социологических исследований АН СССР показали, что коэффициент полезного действия аспирантуры в СССР в послевоенный период составлял 80 %, а это означало, что из пяти специалистов, прошедших подготовку в аспирантуре, четыре приобретали ученую степень кандидата наук. Подготовку аспирантов осуществляли более 1900 НИИ и вузов. В них ежегодно проходило обучение около 100 тыс. человек, причем основная масса аспирантов - 57 % приходилась на вузы, 43% - на научно-исследовательские учреждения академической и отраслевой науки [21, с. 131-132]. О новизне результатов диссертаций, например, говорил тот факт, что на каждую докторскую диссертацию по техническим наукам приходилось в среднем примерно пять авторских свидетельств [22, с. 2-3].
Одновременно в погоне за количеством произошло ухудшение качества подготовки специалистов. В большей степени от этого пострадало техническое образование. Исследователи справедливо выделяют следующие основные проблемы [9], которые проявились в подготовке инженеров в этот период и имели серьезные социальные последствия: неоправданная реальной потребностью экономики массовость подготовки специалистов; расширение образования не сопровождалось его качественным ростом; обесценивание инженерного труда, падение его социального престижа, половина выпускаемых специалистов вынуждена была работать не по профилю и в значительной мере - на должностях, не требующих инженерного образования. Одним из показателей падения социального престижа инженерно-технического образования являлось снижение конкурса на вступительных экзаменах в вузы по специализации производства и строительства, транспорта и связи. Вузы в рамках своей ведомственной разобщенности продолжали выпускать инженеров по тем же специальностям, что 20-30 лет назад, наращивая численные показатели, не заботясь о реальных запросах экономики и промышленности (в начале 80-х годов в вузах и техникумах подготовка специалистов осуществлялась по 500-600 специальностям).
К концу 1980-х гг. техническое образование перестало реагировать на меняющиеся потребности экономики в подготовке специалистов. По многим крайне важным научно-техническим направлениям обучение велось в недостаточных масштабах. Мало готовили специалистов по таким важнейшим, в условиях научно-технической революции, отраслям как информатика, вычислительная техника, микропроцессорная и лазерная техника и т.д. Как результат - СССР стал отставать по использованию микроэлектронной техники от ведущих стран на десятилетие. Высшая техническая школа не успевала адаптироваться к постоянно меняющимся требованиям НТР, резко ускоряющей темпы мирового общественного развития.
Сложившаяся в советской экономике ситуация порождала обстоятельства, ко-
торые способствовали развитию своего рода девальвации высшего инженерного образования. К началу 1990 г. в СССР было свыше 6 миллионов инженеров. При этом только 700 тыс. человек были заняты собственно творческим инженерным трудом. Около 1,5 миллиона сотрудников с дипломами инженеров занимали места рабочих; примерно 2 миллиона - должности, формально именуемые инженерными, но не требующими инженерных знаний - инженеры по кадрам, инженеры по снабжению; более 2 миллионов дипломированных инженеров работали служащими (секретари, делопроизводители) и руководителями (от начальников жилищных контор до руководителей предприятий) [23, с. 2-3].
Вместе с тем, перестройка высшей школы в направлении ее адаптации к требованиям научно-технического прогресса, рыночной экономики требовала значительных финансовых ресурсов, политической воли и востребованности со стороны предприятий. Как констатировал И. Федоров - ректор МВТУ им. Баумана: «Страна, традиционно гордившаяся своими научно-техническими достижениями, страна, вкладывающая в развитие науки, техники, образования столько сил и средств, сколько не тратило ни одно государство мира, вдруг почувствовало себя на грани отсталости в области, сулившей новые безграничные возможности развития и мирового господства» [24, с. 18].
Одной из основных причин инновационного спада в СССР в середине 80-х годов явилась недооценка властными структурами стратегической роли массовых информационных технологий, как «инновационного катализатора» промышленности, науки и образования. К началу 90-х годов этот «катализатор» в США и странах Западной Европы инициировал процессы структурной перестройки. Путь становления национальных инновационных систем, избранный ведущими странами в 80-е гг. ХХ в., оказался более перспективным.
Таким образом, в СССР проблеме повышения эффективности функционирования всей научно-технической сферы уделялось значительно меньше внимания, чем задачам количественного увеличения произведенного, шло экстенсивное развитие науки и техники. К началу 1980-х гг. возросла численность научно-технического сообщества, фундаментальная и прикладная наука держалась на мировом уровне, но научно-технический прогресс осуществлялся инерционно, прежде всего, за счет совершенствования действовавших технологий, частичной модернизации машин и оборудования. Советская высшая техническая школа, ориентируясь на план и увеличивая количество выпускников, продолжала готовить специалистов «вчерашнего дня». Потенциал дальнейшего развития научно-технической сферы страны на прежней основе по основным параметрам оказался исчерпанным. Страна нуждалась в кардинальных реформах, связанных с интенсификацией научной деятельности, расширением взаимодействия науки, образования и производства, модернизацией инженерного образования.
Список литературы:
1. Горинов М.М., Данилов А.А., Дмитренко В.П. ХХ век: выбор модели общественного развития. М., 1994; Красильщиков В.А. Вдогонку за ушедшим веком. Развитие России в XX веке с точки зрения мировых модернизаций. М., 1998; Шубин А.В. От «застоя» к реформам в СССР. 1917-1985 гг. М., 2001; Лосик А.В., Чимаров С.Ю. Научно-
технический прогресс: драматизм развития: (Страницы отечественной истории. Вторая половина 50-х - 80-е годы). СПб., 1995; Артемов Е.Т. Научно-техническая политика в советской модели постиндустриальной модернизации. М., 2006 и др.
2. Гетман М.В. Раскин А.В. Военный космос: без грифа «секретно». М., 2008; Заболоцкий В.П. Крейсера «холодной войны». М., 2008 и др.
3. Матвеева С.Я. Вступительная статья // Ахиезер А.С. Россия. Критика исторического опыта. М., 2008.
4. Малиновский Р.Я. Выступление на ХХШ съезде КПСС // XXIII съезд КПСС. Стенограф. отчет. М., 1966. Т. 1.
5. Фармазян Р.А. Издержки сверхвооруженностии эффект конверсии // Драма обновления. М., 1990.
6. Велихов Е.П. и др. Промышленность, инновации, образование и наука в России. М., 2009.
7. Макаренко Е.И. Высшая техническая школа России в период перехода к рыночной экономике и новому типу общественно-политических отношений (1991-2001 гг.). Дис. ... канд. ист. наук. М., 2001.
8. Бурганова Т.А. Научно-техническое сообщество в условиях трансформации Российского социума. Казань, 2007.
9. Научные кадры СССР: динамика и структура / Под ред. В.Ж. Келле, С.А. Ку-геля. М., 1991.
10. Высшее образование в СССР. Стат. сборник. М., 1961.
11. ГАРФ. Ф.10026, Оп.4. Д.1949.
12. ГАРФ. Ф.Р-9661 сч. Оп.1., Д. 495.
13. Ананичев К.В. и др. Основные принципы и общие проблемы управления наукой. М., 1973.
14. ГАРФ. Ф.10026, Оп.4. Д.1949.
15. ГАРФ. Ф.Р-9661 сч. Оп.1., Д.495.
16. Макаренко Е.И. Высшая техническая школа России в период перехода к рыночной экономике и новому типу общественно-политических отношений (1991-2001 гг.). Дис.....канд. ист. наук. М., 2001.
17. Высшее образование в СССР. Стат. сборник. М., 1961.
18. Народное хозяйство СССР в 1980 году: Стат. ежегод. М., 1981.
19. Народное хозяйство СССР за 70 лет. М., 1987.
20. Тимощук Л.А., Баринов В.А. Кадровое обеспечение научно-технического прогресса. М., 1991.
21. Ананичев К.В. и др. Основные принципы и общие проблемы управления наукой. М. 1973.
22. Бюллетень Высшей аттестационной комиссии при Совете Министров СССР. 1981. №5.
23. Коршунов С.В. О ходе разработки проектов государственных образовательных стандартов бакалавров и магистров по специальности в области инженерного образования [Электронный ресурс] // Электронное научно-техническое издание «Наука и Образование». иРЬ: http://technomag.edu.ru/doc/44104.html (дата обращения: 26.02.2012).
24. Федоров И.Б., Еркович С.П., Коршунов С.В. Высшее профессиональное образование: Мировые тенденции: социальный и философские аспекты. М., 1998.
List of references:
1. Gorinov M.M., Danilov A.A., Dmitrenko V.P. The twentieth century: the selection of a model of social development. M., 1994; dyers V.A. After a bygone age. The development of Russia in the XX century from the point of view of global developments. M., 1998; Shubin A.V. From the "stagnation" of the reforms in the USSR. 1917-1985 gg. M., 2001; Losik A.V., Chimarov S.YU. The scientific-technical progress: the drama of the development of: (a Page of the Russian history. The second half of the 50-s - 80-s). SPb., 1995; Artemov E.T.. Scientific-technical policy of the Soviet model of post-industrial modernization. M., 2006, etc.
2. Hetman M.V. Raskin A.V. Military space: without the label "secret". M., 2008; Zabolotsky V.P Cruiser "cold war". M., 2008, etc.
3. Matveeva S.YA. The introductory article / / Akhiezer A.S. Russia. A critique of historical experience. M., 2008.
4. Malinovsky R.YA. Speech at the XXIII Congress of the CPSU / / XXIII Congress of the CPSU. Стенограф. report. M., 1966. T. 1.
5. Farmazyan R.A. Costs overarmament effect of conversion // drama update. M., 1990.
6. Velikhov H.E., etc. Industry, innovation, education and science in Russia. M., 2009.
7. Makarenko E.. The higher technical school of Russia in the period of transition to a market economy and a new type of socio-political relations (1991-2001). Dis. ... candidate of historical Sciences. M., 2001.
8. Burganov T.A. The scientific and technical community in the conditions of transformation of the Russian society. Kazan, 2007.
9. The scientific staff of the USSR: structure and dynamics, ed. V.GH. Kelle, S.A.. Kugel. M., 1991.
10. Higher education in the USSR. Statistical collection. M., 1961.
11. The SARF. Ф.10026. Оп.4. Д.1949.
12. The SARF. Ф.Р-9661 сч. Оп.1., Д. 495.
13. Ananichev К.В., etc. Main principles and General problems of management of science. M., 1973.
14. The SARF. Ф.10026. Оп.4. Д.1949.
15.The SARF. Ф.Р-9661 сч. Оп.1., Д.495.
16. Makarenko E.. The higher technical school of Russia in the period of transition to a market economy and a new type of socio-political relations (1991-2001). Dis. ... candidate of historical Sciences. M., 2001.
17. Higher education in the USSR. Statistical collection. M., 1961.
18. It is estimated by: National economy of the USSR in 1980: a Statistical municipality. M., 1981.
19. The Economy of the USSR for 70 years. М., 1987.
20. Tymoschuk L.A., Barinov V.A. The staffing of scientific-technical progress. M., 1991.
21. Ananichev К.В., etc. Main principles and General problems of management of science. M. 1973.
22. Bulletin of the Higher certifying Commission of the Council of Ministers of the USSR. 1981. №5.
23. Korshunov S.V. On the development of the projects of the state educational standards of bachelors and masters in the speciality in the field of engineering education [Electronic resource] //Electronic scientific and technical publication "Science and Education" http://technomag.edu.ru/doc/44104.html (date treatment: 26.02.2012).
24. Fedorov I.B., Erkovich S.P., Korshunov S.V. Higher professional education: Global trends: social and philosophical aspects. M., 1998.