претацию каждого типа защиты, их можно найти в соответствующей литературе. Мы только отмечаем, что защитные механизмы представлены ригидными процессами, действующими нереалистично, без учёта целостности ситуации и долговременной перспективы. Неудивительно, что цели психологической защиты если и достигаются, то ценой объективной дезинтеграции поведения, ценой уступок, самообмана или даже неврозов.
В рамках нашей проблемы взяты за основу конструктивные способы преодоления конфликтов и трудностей учителя, составляющие механизмы психологической регуляции или совладания, важнейшей целью которых считаются достижения реалистического реагирования на происходящие события, реалистический учёт целостной ситуации, умение пожертвовать частным, ситуативным, способность разбивать всю проблему на потенциально разрешимые задачи. Копинг-механизм педагога является его субъективным качеством, связан с субъективной оценкой ситуации, показателем индивидуальных возможностей преодоления трудной жизненной ситуации. Существует ряд способов, попыток преодоления стрессовой ситуации учителем, которые детерминированы индивидуальным опытом, индивидуальными особенностями педагога, особенностями личности, силой актуальных потребностей, субъективными возможностями к активным действиям.
Следует отметить, что педагогический труд можно рассматривать как состояние хронического стресса, продолжительного по времени, многократно повторяющегося. Тогда встаёт вопрос о стрессоустойчивости учителя, предполагающей наличие признака устойчивости как способности сохранять себя в условиях изменяющейся в некоторых пределах среды. Устойчивость к стрессу несводима только к поддержанию определённых состояний, она охватывает сохраняемость процесса в целом - последовательность состояний во времени. Её отличает активный характер (можно рассматривать как процесс и как результат), она является неотъемлемой частью развития, стороной процесса адаптации.
Под термином стрессоустойчивость С.В. Субботин (1992) и А.А. Баранов (1997) понимают такие частные его составляющие, как эмоциональная устойчивость, психологическая устойчивость к стрессу, стресс-резистентность, фрустрационная толерантность [1; 2].
В современной ситуации социально-экономической нестабильности, ломки прежних стереотипов, с ростом безработицы и происходящим расслоением общества большое воздействие стресса испытывают учителя, специфика работы которых требует больших резервов самообладания и саморегуляции. Недостаточная относительная эффективность традиционных приёмов воспитательного воздействия, стихийное развитие коммуника-
Библиографический список
тивных способностей и навыков самоорганизации учителей в многочисленных стрессовых ситуациях, создаваемых в том числе и самими учителями в школе, делают проблематичным сохранение здоровья как учителей, так и учеников [2]. Об этом свидетельствует развитие неврозов, психосоматических заболеваний и других пограничных состояний у этих контингентов.
Важным подходом к разрешению выявленной проблемы явилось переосмысление психологической подготовки учителя, основанное на формировании у него высокофункционального копинг-поведения и выработки навыков, способствующих лич-ностно-профессиональному росту. Такая подготовка позволит учителям формировать в общеобразовательной школе социально-поддерживающие сети, через которые педагоги будут способны оказывать на достаточно профессиональном уровне своевременную психологическую и социальную поддержку учащимся, своим коллегам, обучать на примере собственного поведения активным стратегиям преодоления проблем. Данный подход поможет расширить возможности психологической подготовки, сформировать у учителя навыки эффективного профессионального копинг-поведения:
1) копинг-стратегии («разрешение проблем», «поиск социальной поддержки», «избегание») и уровень тревожности, испытываемой учителями общеобразовательных школ, как индикатор стресса;
2) влияние самооценки на формирование копинг-поведения учителей общеобразовательных школ;
3) влияние личностно-средовых копинг-ресурсов: восприятия социальной поддержки, локуса контроля, эмпатии на формирование копинг-поведения и самооценку учителей общеобразовательных школ.
В рамках разработанной нами экспериментальной программы мы предлагаем технологию и техники психологической подготовки учителей к проведению копинг-профилактики психогенных расстройств. Эта программа основана на развитии у педагога психологических механизмов преодоления стресса и личностно-средовых копинг-ресурсов. Целенаправленная психологическая подготовка педагогов к проведению профилактики психогенных расстройств, заключается в формировании у них личностно и профессионально эффективного копинг-поведе-ния. Психологическая подготовка учителя целесообразна с точки зрения развития адаптивных форм поведения, способствующих здоровому образу жизни. Психологические характеристики подготовки педагогов к проведению копинг-профилактики психогенных расстройств основаны на развитии у них психологических механизмов преодоления стресса и личностно-средовых ко-пинг-ресурсов.
1. Баранов А.А. Психология стрессоустойчивости педагога: теоретические и прикладные аспекты. Автореферат диссертации ... доктора психологических наук. Санкт-Петербург, 2002.
2. Субботин С.В. Устойчивость к психическому стрессу как характеристики метаиндивидуальности учителя: Диссертация ... кандидата психологических наук. Пермь, 1992.
3. Глушкова Н.И. Динамика психотипологической структуры личности в условиях социального стрессирования: монография. Москва, 2004.
4. Глушкова Н.И. Деструктивное влияние эндогенных и экзогенных факторов на профессионализм учителя. Успехи современного естествознания. 2004; 9: 102.
References
1. Baranov A.A. Psihologiya stressoustojchivosti pedagoga: teoreticheskie i prikladnye aspekty. Avtoreferat dissertacii ... doktora psihologicheskih nauk. Sankt-Peterburg, 2002.
2. Subbotin S.V. Ustojchivost' k psihicheskomu stressu kak harakteristiki metaindividual'nosti uchitelya: Dissertaciya ... kandidata psihologicheskih nauk. Perm', 1992.
3. Glushkova N.I. Dinamika psihotipologicheskojstruktury lichnosti v usloviyah social'nogo stressirovaniya: monografiya. Moskva, 2004.
4. Glushkova N.I. Destruktivnoe vliyanie 'endogennyh i 'ekzogennyh faktorov na professionalizm uchitelya. Uspehi sovremennogo estestvoznaniya. 2004; 9: 102.
Статья поступила в редакцию 20.02.17
УДК 159.9
Timofeeva T.S., senior teacher, Volgograd State University (Volgograd, Russia), E-mail: [email protected]
AGE AS AN INTEGRATIVE INDICATOR FOR STUDYING CONSUMER BEHAVIOUR. The article has a cross-subject character; it unites scientific research of psychological disciplines (developmental psychology, personality psychology, economic psychology), economics, marketing and sociology. It represents theoretical analysis of integrative processes in science. The author considers age as a problem field which combines psychological science with the study of consumer behavior. Age traits appear in all spheres of people's activities, which makes age a universal criterion while analyzing their behavioral traits. The objective of the article is to analyze the possibility of studying consumer behavior in relation to age, as well as approaches to the concept of age and its periodization. The
age of maturity is regarded as a significant period as far as investigating people's behavior is concerned. It is important, because a mature personality has not only fully formed individual typological characteristics, but also the resources for their actualization. These characteristics are manifested in consumer behavior and make it possible to forecast people's choice, predict and control demand, which makes this work important today for both structuring theoretical knowledge about consumer behavior and practical application of the received data.
Key words: age, maturity, life journey, consumer, consumer behavior, integration, factors of consumer behavior, lifestyle, style of behavior.
Т.С. Тимофеева, ст. преп. Волгоградского государственного университета, г. Волгоград, Е-mail: [email protected]
ВОЗРАСТ КАК ИНТЕГРАТИВНЫЙ ПОКАЗАТЕЛЬ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО ПОВЕДЕНИЯ
Настоящая работа имеет междисциплинарный характер, объединяя научные исследования психологических отраслей (психологии развития, психологии личности, экономической психологии), экономики, маркетинга и социологии. В ней проведён теоретический анализ интегративных процессов в науке. Автором предлагается рассматривать возраст в качестве проблемного поля, которое объединяет психологические знания с исследованиями потребительского поведения. Возрастные особенности проявляются во всех сферах жизнедеятельности личности, что делает возраст универсальным критерием для анализа большинства её поведенческих проявлений. Основное содержание работы составляет анализ возможности изучения потребительского поведения с точки зрения возраста, а также подходы к понятию возраста и его периодизации. Период взрослости выступает в данной работе в качестве значимого периода для исследований поведения человека, так как зрелая личность не только имеет сформированные индивидуально-типологические особенности, но и обладает ресурсами для их реализации. Эти особенности объективно проявляются в потребительском поведении и позволяют предсказывать выбор человека, прогнозировать спрос и управлять им, что делает работу актуальной как для структурирования теоретических знаний о потребительском поведении, так и для применения полученных данных на практике.
Ключевые слова: возраст, зрелость, жизненный путь, потребитель, потребительское поведение, интеграция, факторы потребительского поведения, стиль жизни, стиль поведения.
Современная наука с каждым днем претерпевает изменения (А.Ю. Маркелов, О.М. Овчинникова, Ю.В. Рыжов, И.В. Черникова, В.Я. Янчук, В.Я. Мазилов и д.р.). Познание реальности всё больше сопряжено с запросами повседневной жизни человека и общества. Ни одна из наук самостоятельно уже не может стать объяснительным принципом для решения практических задач. Мы наблюдаем всё большее взаимопроникновение, сближение различных отраслей психологии с экономикой, маркетингом, социологией, философией, биологией, медициной. Эти интегра-тивные процессы происходят не только внутри науки, но и между научной сферой, образованием и бизнесом. Существующие тенденции давно перешли под государственный контроль, что закрепляется на законодательном уровне. В частности существует федеральный закон от 01.12.2007 г. N 308-Ф3. «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам интеграции образования и науки» [1].
Процесс интеграции наук - самостоятельная методологическая проблема, которой занимаются такие учёные, как В.А. Лекторский, И.Т. Фролов, В.А. Янчук, В.А. Мазилов, В.И. Алексеев, В.Н. Спицнадель, О.Р. Шувалова, Т.Е. Кузнецова, Г.А. Китова, Л.М. Гохбер, С.В. Егерев и др. Интеграция может проходить на нескольких уровнях: формальном или содержательном. В.Я. Янчук рассматривает варианты развития интегра-тивного подхода как эклектику «парадигмального позиционирования», «интегративно-эклектического диалога альтернативных традиций» и «критического рефлексивного позиционирования», отмечая, что анализировать поведение человека, его личность необходимо именно через воздействие социокультурных факторов. Эти факторы являются объяснительными принципами для многих разрозненных предметов психологических исследований [2, с. 136]. В.Я. Мазилов, анализируя процесс интеграции как достижения целостности, предлагает рассматривать разные уровни или виды методологии: когнитивная, методология психологической практики и коммуникативная. Именно в рамках последней должно происходить соотнесение различных теорий и концепций психологической науки, обеспечение их взаимодействия за счёт создания новых методов, теоретического аппарата [3, с. 182].
Общий принцип интегративных процессов заключается в поиске феномена или общего проблемного поля, которое позволит не противоречить разным теориям, но описать его в целостности. Как показывают эти исследования, сама интеграция - сложный процесс внутри разных направлений одной науки, но еще более сложный, когда речь идет о междисциплинарном подходе к исследованию.
Какой феномен может объединить психологию со множеством других направлений исследования человека и общества? Мы предлагаем рассмотреть в качестве такого проблемного поля возраст. Психологические аспекты изменения личности на раз-
ных возрастных этапах изучает психология развития и акмео-логия. В биологии и психофизиологии рассматривается становление индивида и его морфологические, физиологические и биохимические изменения организма в онтогенезе; в медицине и её разделах - болезни и их сочетание у людей разного возраста, разрабатывают методы их лечения и профилактики для каждого возраста (например, гериатрия или педиатрия). В экономике и маркетинге также учитывают возрастные особенности, когда говорят о формировании экономического поведения или его особенностях у потребителей пожилого или молодого возраста.
Такое внимание к возрастным аспектам и рассмотрение проблем с учётом возраста не случайно. Возраст - «качественно своеобразный период физического, психологического или поведенческого развития, характеризующийся присущими только ему особенностями» [4, с. 3]. Возраст - категория, отражающая уникальное сочетание поведенческих и психических особенностей, так как они уже не повторятся за пределами данного временного периода. Как самостоятельный феномен рассматривают возраст в психологических концепциях Э. Эриксон, Р Сирс, З. Фрейд и
A. Фрейд, Д.Б. Эльконин, Л.С. Выготский, Г. Крайг, Д. Левинсон, О.Е. Смирнова, М.В Гамзео, Л.Ф. Обухова, В.И. Слободчиков, Г.А. Цукерман, К.Н. Поливанова, Хейвигхерст, Д.Б. Бромлей,
B.В. Гинзбург и другие.
Современные психологические исследования делают акцент на особенностях зрелой личности. Например, Б.Н. Рыжов не рассматривает период детства в своей периодизации развития. Она начинается с подросткового возраста (от 15 лет до 91 года). В основу данной периодизации Б.Н. Рыжков заложил теорию системной психологии, выделив 8 эпох жизни человека по преобладанию вида мотивации [5]. Е.В. Самаль анализирует становление личности зрелого человека через развитие его «акме». Это понятие трактуется как «вершинная, предельная, пиковая точка в творческом саморазвитии человека, наиболее полно проявляющая его зрелость как личности, субъекта деятельности и индивидуальности» [6].
В современных математических исследованиях также интересуются периодизацией возраста, что также подтверждает интерес к феномену возраста как интегративному. Л.И. Клени-на создаёт модель-матрицу для анализа возрастных периодов. Она ссылается на работу Эпштейн Михаила [7] о периодизации двойных возрастов, в которой указывается, что возраст - «это не только определённый период человеческой жизни, но и определённая фаза в становлении каждого периода. У периода детства есть своё детство, своё отрочество, молодость, зрелость и своя старость». Таким образом, каждая фаза (детство, отрочество, молодость, зрелость, старость) повторяется в периодах детства, отрочества, молодости, зрелости и старости [8].
Как показывают исследования Э. Эриксона, Е.В. Самаль, К.Н. Поливановой, Л.И. Клениной, взрослость - значимый период жизни, так как, с одной стороны, происходит профессиональное развитие и социализация личности, а с другой - продолжается её становление. Если рассматривать концепцию Э. Эриксона, то к периоду зрелости относятся три последних стадии развития: шестая, седьмая и восьмая. Личность в процессе своего развития должна преодолеть ряд кризисов, сформировав определённые качества с учётом новых социальных требований и отношений [9]. Именно в период зрелости в здоровой личности можно наблюдать сформированные ценности, черты, можно говорить о том, что человек начинает реализовывать стиль жизни, который до этого формировался.
Все изменения в ценностях, мотивации, самоотношении находят отражение в объективном мире. Ещё в период развития бихеиористического направления было показано, что внутренние психические процессы проявляются во внешнем мире и становятся доступными для исследования через поведение. Актуальной темой для изучения поведения и его различных видов стало потребительское поведение. Это связано с тем, что в нём установки, ценности, эмоции, стратегии принятия решений буквально сталкиваются с объективным миром, миром материальных благ, товаров и услуг.
Проблема потребительского поведения - одна из актуальных тем для исследования в рамках междисциплинарного подхода и достаточно новая для психологических исследований, хотя отдельные её аспекты можно найти в трудах многих учёных (И.В. Алешина, А.Л. Журавлев, В.И. Ильин, Т.В. Фоломеева, Д. Канеман, А. Тверски, Дж. Говард, Д. Шет и др.). Потребителей можно рассматривать как отдельную социальную группу, изучать их поведение, убеждения, особенности мышления и принятия решений. Основу теории потребления заложили социологи (Т. Веблен, М. Вебер, К. Маркс, Г. Зиммель), затем исследования проводились в рамках экономической теории, маркетинга, как самостоятельная дисциплина «Поведение потребителей» сформировалась в конце XX века. В рамках данного предмета анализируются институциональные основы потребления, объекты потребления, его социальные функции (в том числе коммуникации, идентификации и самореализации, социализации, стратификации), особенности взаимодействия субъекта и объекта потребления. Например, ученые из Университета Найроби изучали влияние социально-культурных факторов потребительского выбора коммерческих банков. Культура и субкультуры, социальные группы практически не влияют на принятие решения, наибольшее значение показали социальные факторы, связанные с привлечением и удержанием клиентов [10.] Факторы, которые приводят к импульсивному поведению рассматривают М.П. Гарднер, В.Д. Рук, Ж.Э. Берроуз, Б.Г. Ребзуев и др. Понятия рекламного образа, фирменного стиля, товарного знака, символа, которые определяют предпочтения человека при выборе товара, рассматриваются в работе Л.А. Шалимовой [11].
Потребительское поведение может выступать в качестве индикатора трансформации общества (Г.М. Россинская), так как оно проявляется в изменении систем норм и ценностей населения [12, с. 23.]. Большое значение в моделировании поведения потребителей придают психологическим компонентам (таким как мотивация, восприятие и усвоение, убеждения, отношение). Авторы С.И. Добрыднев, Т.С. Добрыднева убеждены, что «рациональная и эмоциональная (логическая и психологическая) стороны поведения человека не просто идут параллельно, но и неразрывно связаны и обусловливают одна другую» [13, с. 270].
С точки зрения экономических и маркетинговых исследований, о влиянии возраста на потребление существует много противоречивых данных и теорий. Большой интерес к возрасту как фактору, объясняющему поведение потребителей, проявляют в США в маркетинге (Ф. Котлер, Дж. Сондерс, Г. Армстронг, В. Вонг, Д. Траут) и в науке «Поведение потребителей» (Д. Хо-кинс, Дж. Энджел, Х. Берман и др.). Возраст в маркетинге включён в совокупность личностных факторов, оказывающих влияние на поведение потребителей (наряду с жизненным циклом семьи, её экономическим положением, образом жизни, родом занятий, типом личности и представлением о самом себе). Например, анализ факторов предпочтения рыбы в Тайване (Ho-Shui Li, Jack E. Houston, Sue-Mei Wang, Hwang-Jaw Lee ) показал, что социально-демографические факторы (пол, возраст, социальное положение) имеют самое существенное влияние. Также значимое воздействие на потребителя оказывает культура, которой он принадлежит, социальные факторы (референтные груп-
пы, семья, социальные роли) и психологические (мотивация, убеждения, отношения). Главный фактор, детерминирующий потребительское поведение, по мнению бихевиористов, изучающих поведение потребителей, - это «образ жизни» («life-style»). Однако во многих других исследованиях (Л. Саймон-Русиновиц, К. Махони, С. Десмонда, Р. Тафлингера, Т. Парсонса и др.) возраст среди других характеристик не был тем существенным фактором, который оказывает влияние на потребительские предпочтения.
Важно отметить, что объектом потребления выступают не только физические предметы и товары, но и услуги, и духовные ценности. Все они отличаются совокупностью свойств: утилитарно-функциональных (ресурса, извлекаемого из потребления), знаково-символических (содержат информацию о социальном статусе, принадлежности к определённой группе) и аффективных (фактор эмоционального воздействия на потребителя). Именно возрастные особенности личности могут проявиться не только в предпочтении одних объектов другим, но и в разном функциональном использовании.
В экономике, маркетинге, социологии механизмы потребления (выбора, принятия решений о покупке, ее использования, оценки затрат и получения выгоды) объясняют действием не только экономических факторов, но и социально-психологических (стиль жизни и ценности личности, социальные роли и семейные традиции, мотивация, осознаваемые и неосознаваемые установки, когнитивные стили, эмоциональное состояние и психологическое здоровье). Действие этих факторов происходит в совокупности, но большинство типологий потребителей строятся на каком-то одном из них или на сочетании двух-трёх условий. Это обусловлено, прежде всего, невозможностью измерить все показатели в одном исследовании.
Однако необходимость в комплексном описании потребительского поведения остаётся. Объяснение поведения будет проще, если широкий спектр психологических характеристик будет сконцентрирован в возрастных особенностях личности. С одной стороны, это важно для манипулирования потребителями, для регулирования рынка услуг, управления экономическим ростом государств, а с другой - с целью защиты личности от разрушительного воздействия вирусной рекламы, навязанного потребления, формирования необходимых конструктивных паттернов или моделей поведения. При этом защита потребителей - не только задача психологов, но и государственная политика. На уровне государственного регулирования существуют законодательные акты, которые регулируют вопросы прав и обязанностей, как потребителей, так и производителей. В частности, это касается возрастных ограничений на приобретение определённых товаров или услуг. Со стороны психологической науки на основе успешности преодоления кризисов взрослости можно судить о причинах возрастания девиантных форм потребительского поведения, все большей неопределённости и импульсивности в потребительских стратегиях. Все эти процессы делают актуальными комплексное исследование потребительского поведения на основе интегративного подхода через призму возрастной психологии и психологии развития.
Это подтверждают результаты исследования О.С. Посы-пановой, что «возрастная изменчивость потребительских предпочтений и возрастная изменчивость психологических свойств потребительских предпочтений существует» [14]. В своей монографии она выделяет семь стадий в возрастной динамике потребительских предпочтений от рождения до конца жизни, 3 из них относятся к периоду взрослости, которые соотносятся к периодам в концепции Ананьева Б.Г. (18 - 25 - ранняя взрослость, 26 -46 - средняя взрослость, 47 - 60 - поздняя взрослость). Период взрослости охватывает четвертую (17 - 23 года), пятую (23 - 45 лет) и шестую (45 - 65 лет) стадии. На четвертой стадии идёт активное развитие потребительских предпочтений, на пятой - их фиксация, шестая связана с редукцией потребительских предпочтений. Это деление по особенностям потребления. То есть если на предыдущих возрастных периодах потребительские предпочтения только начинают формироваться (они характеризуются неустойчивостью, импульсивностью, непредсказуемостью, носят больше игровые мотивы), то в период взрослости они уже обретают чёткие параметры, что даёт возможность сегментировать рынки.
Таким образом, можно сделать следующие выводы:
1. Возраст как психологический феномен можно рассматривать в качестве общего проблемного поля для интеграции
многих отраслей и направлений в науке, а в частности для исследования потребительского поведения.
2. Наиболее значимым возрастным периодом для исследований поведения человека является период взрослости, так как личность не только имеет уже сформированные индивидуально-типологические особенности, но и обладает наиболее широким спектром ресурсов для их проявления и реализации.
3. Период взрослости имеет свои социально-психологические особенности, объективно проявляющиеся в потре-
Библиографический список
бительском поведении и доступные наблюдению, фиксации, анализу. Эти особенности закрепляются в устойчивых моделях, стилях потребительского поведения, которые, с одной стороны, говорят об успешности личностного развития, о решённых личностных кризисах или, наоборот, о стагнации, а с другой - позволяют предсказывать потребительские предпочтения, прогнозировать спрос и управлять им, выстраивать эффективную систему маркетинговых коммуникаций (реклама, PR).
1. Федеральный закон от 01.12.2007 N 308-Ф3 (ред. от 29.12.2012) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам интеграции образования и науки». Available at: http://legalacts.ru/doc/federalnyi-zakon-ot-01122007-n-308-fz-o/
2. Янчук В.Я. От истоков к современности: 130 лет организации психологического общества при Московском университете: сборник материалов юбилейной конференции: В 5 т. Отв. ред. Д.Б. Богоявленская. Москва: Когито-Центр, 2015; Т. 1.
3. Мазилов В.Я. Коммуникативная методология и интеграция психологического знания. Ярославский педагогический вестник. 2016; 3: 181 - 191.
4. Немов РС. Психология. Учебник для студентов высш. пед. учеб. заведений. В 3 кн. Кн.2. Психология образования. 2-е изд. Москва: Просвещение: ВЛАДОС, 1995.
5. Рыжов Б.Н. Системная периодизация развития. Системная психология и социология: Всероссийское периодическое издание, научно-практический журнал. Москва: МГПУ, 2012. № 5(1): 5 - 24.
6. Самаль Е.В. «Акме» как вершина личного и профессионального развития самоактуализирующейся личности. Известия Саратовского университета. Новая серия. Акмеология образования. Психология развития. 2013; Т. 2; 2: 129 - 134.
7. Эпштейн М.Н. К философии возраста. Фрактальность жизни и периодическая таблица возрастов. Бюллетень сибирской медицины. 2006; 5.
8. Кленина Л.И. Акмеологическая особенность периодизации возрастного развития человека. Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. 2010; 15: 105 - 109.
9. Психология человека от рождения до смерти. Под общей редакцией Реана А.А. Санкт-Петербург: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2002.
10. David Kipngetich Chepkangor, Elias Kimutai Rotich, Quinter Omware. Effects of Socio-Cultural Factors on Consumer Choice of Commercial Banks: A Case of Kenya Commercial Bank in Nakuru Town. Journal of Finance and Accounting. 2015; Vol. 3; No. 1: 1 - 9.
11. Шалимова Л.А. Коммуникационно-креативные стратегии цвета в рекламе. Мир науки, культуры, образования. 2015; 1 (50).
12. Россинская Г.М. Потребительское поведение домохозяйства в условиях трансформации российского общества. Вестник УГАТУ. 2009; 3.
13. Добрыднев С.И., Добрыднева Т.С. Психологическая компонента в моделировании покупательского поведения потребителей. Мир науки, культуры, образования. 2016; Т. 60; № 5: 268 - 270.
14. Посыпанова О.С. Экономическая психология: психологические аспекты поведения потребителей: монография. Калуга: Издательство КГУ им. К.Э. Циолковского, 2012.
References
1. Federal'nyjzakon ot 01.12.2007 N 308-FZ (red. ot 29.12.2012) «O vneseniiizmenenij v otdel'nye zakonodatel'nye akty Rossijskoj Federacii po voprosam integracii obrazovaniya i nauki». Available at: http://legalacts.ru/doc/federalnyi-zakon-ot-01122007-n-308-fz-o/
2. Yanchuk V.Ya. Otistokovksovremennosti: 130 letorganizaciipsihologicheskogo obschestva pri Moskovskom universitete: sbornik materialov yubilejnoj konferencii: V 5 t. Otv. red. D.B. Bogoyavlenskaya. Moskva: Kogito-Centr, 2015; T. 1.
3. Mazilov V.Ya. Kommunikativnaya metodologiya i integraciya psihologicheskogo znaniya. Yaroslavskij pedagogicheskij vestnik. 2016; 3: 181 - 191.
4. Nemov R.S. Psihologiya. Uchebnik dlya studentov vyssh. ped. ucheb. zavedenij. V 3 kn. Kn.2. Psihologiya obrazovaniya. 2-e izd. Moskva: Prosveschenie: VLADOS, 1995.
5. Ryzhov B.N. Sistemnaya periodizaciya razvitiya. Sistemnaya psihologiya i sociologiya: Vserossijskoe periodicheskoe izdanie, nauchno-prakticheskij zhurnal. Moskva: MGPU, 2012. № 5(I): 5 - 24.
6. Samal' E.V. «Akme» kak vershina lichnogo i professional'nogo razvitiya samoaktualiziruyuschejsya lichnosti. Izvestiya Saratovskogo universiteta. Novaya seriya. Akmeologiya obrazovaniya. Psihologiya razvitiya. 2013; T. 2; 2: 129 - 134.
7. 'Epshtejn M.N. K filosofii vozrasta. Fraktal'nost' zhizni i periodicheskaya tablica vozrastov. Byulleten'sibirskojmediciny. 2006; 5.
8. Klenina L.I. Akmeologicheskaya osobennost' periodizacii vozrastnogo razvitiya cheloveka. Psihologiya i pedagogika: metodika i problemy prakticheskogo primeneniya. 2010; 15: 105 - 109.
9. Psihologiya cheloveka ot rozhdeniya do smerti. Pod obschej redakciej Reana A.A. Sankt-Peterburg: PRAJM-EVROZNAK, 2002.
10. David Kipngetich Chepkangor, Elias Kimutai Rotich, Quinter Omware. Effects of Socio-Cultural Factors on Consumer Choice of Commercial Banks: A Case of Kenya Commercial Bank in Nakuru Town. Journal of Finance and Accounting. 2015; Vol. 3; No. 1: 1 - 9.
11. Shalimova L.A. Kommunikacionno-kreativnye strategii cveta v reklame. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2015; 1 (50).
12. Rossinskaya G.M. Potrebitel'skoe povedenie domohozyajstva v usloviyah transformacii rossijskogo obschestva. Vestnik UGATU. 2009; 3.
13. Dobrydnev S.I., Dobrydneva T.S. Psihologicheskaya komponenta v modelirovanii pokupatel'skogo povedeniya potrebitelej. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2016; T. 60; № 5: 268 - 270.
14. Posypanova O.S. 'Ekonomicheskaya psihologiya: psihologicheskie aspekty povedeniya potrebitelej: monografiya. Kaluga: Izdatel'stvo KGU im. K.'E. Ciolkovskogo, 2012.
Статья поступила в редакцию 14.02.17
УДК 159.9.072
Tsareva E.S., Cand. of Sciences (Psychology), senior teacher, Department of Specialty Courses, Crimean Branch of Krasnodar
University of the Ministry of Internal Affairs of Russia (Simferopol, Russia), E-mail: [email protected]
INTEGRATED PROGRAM OF RESOCIALIZATION OF PERSONALITY IN POST-CRISIS PERIODS OF LIFE. The article presents the results of a study aimed at building an integrated psychological and personality resocialization programs in post-crisis periods of one's life. The author theoretically grounds and empirically confirms the view that program of resocialization of an individual in the post-crisis period should be based on systematic principles, unity diagnosis and correction, dynamism, complexity, the activity of correction principle. In the course of theoretical and empirical analysis, the consultative, diagnostic, correctional, analytical and synthetic constituents have been defined in the introduction of the program. The paper reveals the need for a humanistic, existential and cognitive-behavioral approaches and mechanisms of internalization, reflection, mediation. Empirical testing has been carried out on young and middle-aged people with personal, professional, event-biographical crises, mid-life crisis.
Key words: identity, resocialization, self-realization, self-actualization.
Е.С. Царева, канд. психол. наук, ст. преп. каф. специальных дисциплин Крымского филиала Краснодарского
университета МВД России; г. Симферополь, E-mail: [email protected]