многих отраслей и направлений в науке, а в частности для исследования потребительского поведения.
2. Наиболее значимым возрастным периодом для исследований поведения человека является период взрослости, так как личность не только имеет уже сформированные индивидуально-типологические особенности, но и обладает наиболее широким спектром ресурсов для их проявления и реализации.
3. Период взрослости имеет свои социально-психологические особенности, объективно проявляющиеся в потре-
Библиографический список
бительском поведении и доступные наблюдению, фиксации, анализу. Эти особенности закрепляются в устойчивых моделях, стилях потребительского поведения, которые, с одной стороны, говорят об успешности личностного развития, о решённых личностных кризисах или, наоборот, о стагнации, а с другой - позволяют предсказывать потребительские предпочтения, прогнозировать спрос и управлять им, выстраивать эффективную систему маркетинговых коммуникаций (реклама, PR).
1. Федеральный закон от 01.12.2007 N 308-Ф3 (ред. от 29.12.2012) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам интеграции образования и науки». Available at: http://legalacts.ru/doc/federalnyi-zakon-ot-01122007-n-308-fz-o/
2. Янчук В.Я. От истоков к современности: 130 лет организации психологического общества при Московском университете: сборник материалов юбилейной конференции: В 5 т. Отв. ред. Д.Б. Богоявленская. Москва: Когито-Центр, 2015; Т. 1.
3. Мазилов В.Я. Коммуникативная методология и интеграция психологического знания. Ярославский педагогический вестник. 2016; 3: 181 - 191.
4. Немов РС. Психология. Учебник для студентов высш. пед. учеб. заведений. В 3 кн. Кн.2. Психология образования. 2-е изд. Москва: Просвещение: ВЛАДОС, 1995.
5. Рыжов Б.Н. Системная периодизация развития. Системная психология и социология: Всероссийское периодическое издание, научно-практический журнал. Москва: МГПУ, 2012. № 5(1): 5 - 24.
6. Самаль Е.В. «Акме» как вершина личного и профессионального развития самоактуализирующейся личности. Известия Саратовского университета. Новая серия. Акмеология образования. Психология развития. 2013; Т. 2; 2: 129 - 134.
7. Эпштейн М.Н. К философии возраста. Фрактальность жизни и периодическая таблица возрастов. Бюллетень сибирской медицины. 2006; 5.
8. Кленина Л.И. Акмеологическая особенность периодизации возрастного развития человека. Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. 2010; 15: 105 - 109.
9. Психология человека от рождения до смерти. Под общей редакцией Реана А.А. Санкт-Петербург: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2002.
10. David Kipngetich Chepkangor, Elias Kimutai Rotich, Quinter Omware. Effects of Socio-Cultural Factors on Consumer Choice of Commercial Banks: A Case of Kenya Commercial Bank in Nakuru Town. Journal of Finance and Accounting. 2015; Vol. 3; No. 1: 1 - 9.
11. Шалимова Л.А. Коммуникационно-креативные стратегии цвета в рекламе. Мир науки, культуры, образования. 2015; 1 (50).
12. Россинская Г.М. Потребительское поведение домохозяйства в условиях трансформации российского общества. Вестник УГАТУ. 2009; 3.
13. Добрыднев С.И., Добрыднева Т.С. Психологическая компонента в моделировании покупательского поведения потребителей. Мир науки, культуры, образования. 2016; Т. 60; № 5: 268 - 270.
14. Посыпанова О.С. Экономическая психология: психологические аспекты поведения потребителей: монография. Калуга: Издательство КГУ им. К.Э. Циолковского, 2012.
References
1. Federal'nyjzakon ot 01.12.2007 N 308-FZ (red. ot 29.12.2012) «O vneseniiizmenenij v otdel'nye zakonodatel'nye akty Rossijskoj Federacii po voprosam integracii obrazovaniya i nauki». Available at: http://legalacts.ru/doc/federalnyi-zakon-ot-01122007-n-308-fz-o/
2. Yanchuk V.Ya. Otistokovksovremennosti: 130 letorganizaciipsihologicheskogo obschestva pri Moskovskom universitete: sbornik materialov yubilejnoj konferencii: V 5 t. Otv. red. D.B. Bogoyavlenskaya. Moskva: Kogito-Centr, 2015; T. 1.
3. Mazilov V.Ya. Kommunikativnaya metodologiya i integraciya psihologicheskogo znaniya. Yaroslavskij pedagogicheskij vestnik. 2016; 3: 181 - 191.
4. Nemov R.S. Psihologiya. Uchebnik dlya studentov vyssh. ped. ucheb. zavedenij. V 3 kn. Kn.2. Psihologiya obrazovaniya. 2-e izd. Moskva: Prosveschenie: VLADOS, 1995.
5. Ryzhov B.N. Sistemnaya periodizaciya razvitiya. Sistemnaya psihologiya i sociologiya: Vserossijskoe periodicheskoe izdanie, nauchno-prakticheskij zhurnal. Moskva: MGPU, 2012. № 5(I): 5 - 24.
6. Samal' E.V. «Akme» kak vershina lichnogo i professional'nogo razvitiya samoaktualiziruyuschejsya lichnosti. Izvestiya Saratovskogo universiteta. Novaya seriya. Akmeologiya obrazovaniya. Psihologiya razvitiya. 2013; T. 2; 2: 129 - 134.
7. 'Epshtejn M.N. K filosofii vozrasta. Fraktal'nost' zhizni i periodicheskaya tablica vozrastov. Byulleten'sibirskojmediciny. 2006; 5.
8. Klenina L.I. Akmeologicheskaya osobennost' periodizacii vozrastnogo razvitiya cheloveka. Psihologiya i pedagogika: metodika i problemy prakticheskogo primeneniya. 2010; 15: 105 - 109.
9. Psihologiya cheloveka ot rozhdeniya do smerti. Pod obschej redakciej Reana A.A. Sankt-Peterburg: PRAJM-EVROZNAK, 2002.
10. David Kipngetich Chepkangor, Elias Kimutai Rotich, Quinter Omware. Effects of Socio-Cultural Factors on Consumer Choice of Commercial Banks: A Case of Kenya Commercial Bank in Nakuru Town. Journal of Finance and Accounting. 2015; Vol. 3; No. 1: 1 - 9.
11. Shalimova L.A. Kommunikacionno-kreativnye strategii cveta v reklame. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2015; 1 (50).
12. Rossinskaya G.M. Potrebitel'skoe povedenie domohozyajstva v usloviyah transformacii rossijskogo obschestva. Vestnik UGATU. 2009; 3.
13. Dobrydnev S.I., Dobrydneva T.S. Psihologicheskaya komponenta v modelirovanii pokupatel'skogo povedeniya potrebitelej. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2016; T. 60; № 5: 268 - 270.
14. Posypanova O.S. 'Ekonomicheskaya psihologiya: psihologicheskie aspekty povedeniya potrebitelej: monografiya. Kaluga: Izdatel'stvo KGU im. K.'E. Ciolkovskogo, 2012.
Статья поступила в редакцию 14.02.17
УДК 159.9.072
Tsareva E.S., Cand. of Sciences (Psychology), senior teacher, Department of Specialty Courses, Crimean Branch of Krasnodar
University of the Ministry of Internal Affairs of Russia (Simferopol, Russia), E-mail: [email protected]
INTEGRATED PROGRAM OF RESOCIALIZATION OF PERSONALITY IN POST-CRISIS PERIODS OF LIFE. The article presents the results of a study aimed at building an integrated psychological and personality resocialization programs in post-crisis periods of one's life. The author theoretically grounds and empirically confirms the view that program of resocialization of an individual in the post-crisis period should be based on systematic principles, unity diagnosis and correction, dynamism, complexity, the activity of correction principle. In the course of theoretical and empirical analysis, the consultative, diagnostic, correctional, analytical and synthetic constituents have been defined in the introduction of the program. The paper reveals the need for a humanistic, existential and cognitive-behavioral approaches and mechanisms of internalization, reflection, mediation. Empirical testing has been carried out on young and middle-aged people with personal, professional, event-biographical crises, mid-life crisis.
Key words: identity, resocialization, self-realization, self-actualization.
Е.С. Царева, канд. психол. наук, ст. преп. каф. специальных дисциплин Крымского филиала Краснодарского
университета МВД России; г. Симферополь, E-mail: [email protected]
ИНТЕГРИРОВАННАЯ ПРОГРАММА РЕСОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ В ПОСТКРИЗИСНЫЕ ПЕРИОДЫ ЖИЗНИ
В статье приведены результаты исследования, нацеленного на построение интегрированной программы ресоциализации личности в посткризисные периоды её жизни. Автором теоретически обосновано и эмпирически подтверждено положение о том, что программа ресоциализации личности в период посткризиса должна быть построена на принципах системности; единства диагностики и коррекции, динамичности, комплексности; деятельностного принципа коррекции. В ходе теоретического и эмпирического анализа определены консультативно-диагностический, коррекционно-тренинговый, аналитико-синтетический блоки внедрения программы и необходимость применения гуманистического, экзистенциального и когнитивно-бихевиораль-ного подходов и механизмов интериоризации, рефлексии, опосредования. Эмпирическая проверка проведена на выборке испытуемых молодого и зрелого возраста, переживших личностные, профессиональные, событийно-биографические кризисы, кризис середины жизни.
Ключевые слова: личность, ресоциализация, самореализация, самоактуализация.
Процесс общественного развития, экономических и политических преобразований связан с кризисом многих сфер жизнедеятельности, что, в первую очередь, сказалось на социальных группах, находящихся в посткризисной ситуации. Разрушительные социально-психологические последствия кризиса (личностного, профессионального, событийно-биографического, кризиса середины жизни) усложняют процесс адаптации личности, нарушают её социальную мобильность [1; 2]. С целью повышения эффективности включения личности в активную социальную жизнь, актуальным, как в психологическом, так и в социальном аспектах, является построение интегрированной психокоррекционной программы ресоциализации личности в посткризисные периоды её жизни.
Установлено, что психотерапевтическая и психолого-консультативная работа преимущественно строится на основе полимодального подхода, объединяющего техники рациональной, когнитивной, бихевиоральной психотерапии, релаксационные методики, гештальт-терапию, психодраму, логотерапию, психологический дебрифинг, с учётом ведущих стратегий преодоления кризиса: личностное дистанцирование; моделирование; изменение позиции; снижение субъективной значимости [3; 4]. Такой подход соотносится с направлением «психотерапии нового решения» (Р. Гулдинг, М. Гулдинг), в котором переоценивается смысловое переживание определённого (травматического) момента, зафиксированное в предыдущем опыте, и утверждается другой взгляд на ситуацию, себя, внешние условия и воздействия. Новый смысл достигается через переживания, соответствующие большей свободе, спонтанности, возможности доверять себе и другим, проверять и испытывать свои психологические границы, делать выбор, находить личностный ресурс для преодоления кризисных состояний.
Констатировано активное применение различных методов помощи при работе с кризисной личностью (Д. Беккер, С. Ени-колопов, И. Озерецкий, А. Смирнов, Л. Шестопалова, М. Щербак), основными из которых являются когнитивно-поведенческая (И. Королькова, М. Наров, А. Простяков), психодинамическая (Т. Кин, Е. Фоа, М. Фридман), гипносуггестивная (Д. Бром, К. Кон-нор), семейная (И. Валинурова, А. Пермякова) психотерапия, техники десенсибилизации (П. Девидсон, Л. Максфилд, К. Паркер, А. Пушкарев, Ф. Шапиро) и др. В то же время отмечается недостаточность интегрированных целостных подходов к построению программ ресоциализации личности в период посткризиса, или предпочтение отдаётся психофармакотерапии.
Вышеобозначенное обусловливает необходимость построения интегрированной программы ресоциализации личности в посткризисные периоды жизни.
Задача настоящего исследования заключалась в определении содержания, принципов построения и анализе оценки эффективности интегрированной программы ресоциализации личности в период посткризиса.
Опытное исследование было проведено с использованием комплекса методов: теоретических (анализ, синтез, сравнение современных научных исследований по выдвинутой проблеме, а также их обобщение, классификация и систематизация); эмпирических (методики диагностики самооценки психических состояний (Г. Айзенк)), интраперсональных отношений (Т. Лири), уровня субъективного контроля (УСК) (Дж. Роттер, в адаптации Е. Бажи-на, К. Голинкиной, А. Эткинда), методики изучения «Адаптивных стратегий поведения» (АСП) (Н. Мельникова), копинг-поведе-ния (С. Норман, Д. Эндлер, Д. Джеймс, М. Паркер, в адаптации Т. Крюковой) и копинг-стратегий (WCQ) (Р. Лазарус, С. Фолкман, в адаптации Т. Крюковой, А. Куфтяк, М. Замышляевой), опро-
сник социальной поддержки F-SOZU-22 (G. Sommer, T. Fydrich, в адаптации А. Холмогоровой), «Интегративный опросник социальной сети» (Т. Довженко); методы математической обработки данных с их последующей интерпретацией и содержательным обобщением. Статистическая обработка данных и графическая презентация результатов исследования осуществлялась с помощью пакета статистических программ SPSS (версия 19.0).
Выборка была представлена испытуемыми, пережившими личностные, профессиональные, событийно-биографические кризисы, кризис середины жизни. В выборку вошли 158 испытуемых (60,8% мужчин, 39,2% женщин) в возрасте от 28 до 54 лет (экспериментальная группа). Отбор указанного контингента испытуемых был обусловлен выраженными личностными деструк-циями процесса их ресоциализации.
В реализации психокоррекционной программы приняло участие 73 испытуемых, которые были распределены на две подгруппы: экспериментальную (ЭГ) - 43 респондента (18 мужчин и 25 женщин), в которой были проведены коррекционные мероприятия, и контрольную (КГ) - 30 человек (21 мужчина и 9 женщин), в которой процедура коррекции не проводилась; группы были закрытыми. Отбор испытуемых в группы происходил по принципу добровольности. Продолжительность психокоррекционной работы составляла шесть месяцев с периодичностью занятий один раз в неделю.
Результаты эмпирического исследования, а также аналитический обзор имеющихся методов психопрофилактики и коррекции личностных деструкций в процессе вторичной социализации [5; 6; 7] стали основанием для разработки интегрированной пси-холого-акмеологической программы ресоциализации личности в период посткризиса, основная цель которой заключалась в предупреждении возникновения возможных личностных деструк-ций испытуемых, а также уменьшении проявлений уже существующих.
Основными принципами построения интегрированной пси-холого-акмеологической программы ресоциализации личности в посткризисные периоды жизни были: принципы системности; единства диагностики и коррекции, динамичности, комплексности; деятельностный принцип коррекции. Психокоррекционная работа происходила на основе гуманистического, экзистенциального и когнитивно-поведенческого подходов, которые мотивировали испытуемых в направлении осознания собственной способности к сохранению психического и физического здоровья, возможностей самоактуализации и самореализации.
Программа состояла из трёх взаимосвязанных блоков: консультативно-диагностического, на котором осуществлялся отбор в группу, проводилась оценка психического состояния и мотивации; коррекционно-тренингового, предусматривающего внедрение комплекса различных форм коррекционной работы, а именно групповых дискуссий, психогимнастики, элементов ролевой игры, психотерапевтических упражнений, в том числе по телесно-ориентированной терапии, психодрамы, гештальт-тера-пии, методов активного социально-психологического обучения, и аналитико-синтетической оценки эффективности работы, с обобщением её результатов и обозначением основных составляющих эффективной реализации.
Задачи программы решались на интраперсональном уровне - развитие навыков эмоциональной саморегуляции через поэтапное формирование рефлексивной способности; трансформация деструктивных личностных установок и убеждений, развитие прогностической компетентности и продуктивного ко-пинг-поведения как элементов единой системы стабилизации личности, навыков психогигиены эмоциональной жизни; на ин-
терперсональном уровне - тренинг дефицитарных социальных навыков, развитие способности к близким доверительным отношениям, расширение интерперсональных связей. Для решения психокоррекционных задач были использованы механизмы ин-териоризации, рефлексии, опосредования.
Анализ изменений показателей эмоционально-волевой сферы испытуемых после коррекции показал, что произошло снижение показателей тревожности в ЭГ (ф=1,97; р<0,01). Произошли кардинальные изменения в снижении показателя фру-страционной напряжённости (ф=2,39; р<0,01).
Показателем успешности апробации программы стало сближение показателей в методике Т. Лири по актуальному и реальному «Я» (ф=1,61 ; р<0,05). Анализ изменений свидетельствовал о повышении интернальности и степени самопринятия испытуемых ЭГ. По данным методики Дж. Роттера в ЭГ по подшкалам «Общая интернальность», «Интернальность в сфере достижений», «Интернальность в сфере неудач» и «Интернальность в сфере здоровья» зафиксировано достоверное повышение показателей (ф=1,61; р<0, 05). Среди испытуемых ЭГ снизилось количество респондентов с крайней степенью экстернальности (ф=1,75; р<0,05).
Определено, что проведение коррекционных мероприятий способствовало повышению оценки производительности жизни в настоящее время (2,68 против 3,18 баллов; р<0,03 по критерию Вилкоксона до и после формирующего воздействия соответственно). Более высокую оценку получили и послекри-зисные интервалы жизни (2,82 против 3,27 баллов; р<0,03). Это свидетельствует о появлении долгосрочных планов, расширении временной перспективы, актуализации потребности в самореализации.
Констатировано, что в ЭГ увеличилась (с 17,01±0,32 до 18,72±0,39 баллов) частота использования копинг-стратегии планирования решения проблем (U=671; p<0,001), т. е. испытуемые этой группы чаще стали использовать целенаправленный анализ возможных вариантов поведения с учётом объективных обстоятельств и прошлого опыта. Снизились (с 16,28 ± 0,39 до 12,87±0,41 балла) средние значения копинг-стратегии дистанцирования (U=639; p<0,005).
Показано, что выбор стратегий поведения в ЭГ изменился в направлении более адаптивных. Произошло смещение в сторону использования меньшего количества стратегий (с 6-7 до 3 стратегий). Среди 14,6% респондентов ЭГ сформирован оптимальный тип сочетания адаптивных стратегий поведения (U=258; p=0,004), а среди 12,7% испытуемых - высокое адаптивное сочетание поведенческих стратегий или реализация одной из высокоадаптивных стратегий (U=586; p=0,005).
Установлено, что в результате проведённой работы у испытуемых ЭГ повысился общий показатель (74,31±3,8) эмоциональной и инструментальной поддержки, расширилась социальная сеть поддержки (ф=2,14; р<0,01). У них улучшились взаимосвязи с непосредственным окружением, наладились или возобновились отношения с родственниками. У испытуемых ЭГ повысились показатели эмоциональной поддержки, благодаря чему повысился общий уровень удовлетворённости социальной поддержкой.
В КГ статистически значимых изменений по указанным показателям не произошло.
Анализ катамнестических данных испытуемых ЭГ доказывает эффективность предложенной интегрированной программы ресоциализации личности в посткризисные периоды жизни в направлении актуализации личностных ресурсов, расширения перспективы личности и диапазона её направленности, развития прогностической компетентности и продуктивного копинг-пове-дения как элементов единой системы стабилизации и конструктивного социального самоопределения личности.
При внедрении программы учитывались социально-психологические особенности испытуемых и соответствие выбранных методов помощи основным задачам предложенной программы: снижение психоэмоциональной напряжённости; отработки впечатлений, реакций и чувств испытуемых; формирование у них понимания сущности произошедших событий, и психотравми-рующего опыта; уменьшение чувства уникальности и патологич-ности собственных реакций путём обсуждения чувств и обмена переживаниями; мобилизация внутренних ресурсов, групповой поддержки, солидарности и понимания; снижение индивидуального и группового напряжения; подготовка к переживанию тех проявлений и реакций, которые могут возникнуть в дальнейшем; развитие коммуникативной и социальной компетентности; обучение основным методам психологической саморегуляции.
Изучена возможность преодоления личностных деструк-ций в период посткризиса на этапах превенции, интервенции и поственции в условиях индивидуальной и групповой форм психокоррекционной работы, отличие между которыми виделось преимущественно в организационном, а не содержательно-смысловом характере. При организации пространства психо-коррекционного и консультативного взаимодействия психолога с участниками групп был внедрен ряд требований, отвечающих современным представлениям об организационно-интеракцион-ных особенностях психотерапевтических отношений. Эти требования рассматривались нами как психологические условия актуализации внутренних ресурсов личности в посткризисные периоды её жизни. К ним относились взаимная ответственность психолога и участников за процесс и результаты совместной деятельности (реализуется через обсуждение и заключение организационного и терапевтического контракта); реализация феноменологической установки «здесь и теперь» (Ф. Перлз, К. Стайнер), отсутствие давления или принуждения участников - недирек-тивнисть (К. Роджерс) и др. Заметим, что учёт этнокультурных и религиозных особенностей также способствовал эффективности методов формирующего воздействия, особенно в достижении цели по изменению травматических деструктивных убеждений.
Несмотря на то, что среди ведущих факторов, влияющих на развитие личностных деструкций в период посткризиса, является отсутствие социальной поддержки, особенно со стороны группы близких (и не только по родственному признаку) людей, организация группы психологической поддержки и проведение тренингов с членами семей считались нами полезным паллиативом, который способствовал преодолению таких деструкций.
Главным итогом исследования стала разработка интегрированной программы ресоциализации личности в посткризисные периоды жизни, построенная на принципах системности, комплексности, единства диагностики и коррекции динамичности; деятельностного принципа коррекции, и состоящая из консультативно-диагностического, коррекционно-тренингового, анали-тико-синтетического блоков, с применением гуманистического, экзистенциального и когнитивно-бихевиорального подходов и механизмов интериоризации, рефлексии, опосредования. Задачи программы решались на интраперсональном уровне - расширение навыков эмоциональной саморегуляции через поэтапное формирование рефлексивной способности; трансформация деструктивных личностных установок и убеждений; развитие прогностической компетентности и продуктивного копинг-поведения как элементов единой системы стабилизации личности; на интерперсональный уровне - тренинг дефицитарных социальных навыков, развитие способности к близким доверительным отношениям, расширение интерперсональных связей.
Эффективность разработанной программы констатирована снижением тревожности, повышением их эмоциональной устойчивости, уверенности в себе, положительной динамикой уровней развития жизнестойкости, прогностической компетентности, стремлением к самореализации, ориентацией на саморазвитие и самосовершенствование, уменьшением количества дезадаптив-ных копинг-стратегий и оптимизации количества выбранных стратегий адаптивного поведения, позитивными изменениями в структуре социальной поддержки.
Эти данные принципиальны в практическом плане и могут быть использованы при разработке и апробации интегрированной социально-психологической программы преодоления личностных деструкций у лиц различных возрастных групп в условиях современного социума. Результаты исследования могут быть положены в основу разработки психологически обоснованной системы подготовки психологов, практических психологов, социальных работников к профессиональной деятельности с лицами, испытывающими воздействие посттравматического стресса. Полученные результаты, описывающие специфику влияния кризисной ситуации на личность, могут быть использованы в работе Центров социальной адаптации, социально-психологической помощи и медико-социальной реабилитации, кризисных центрах и др.
Полученные результаты открывают возможности использования коррекционной программы для преодоления личностных деструкций в период посткризиса у лиц из различных возрастных и профессиональных групп, а также в соответствии с разновидностями кризисных событий. Требует дальнейшего теоретического осмысления и экспериментального исследования гендерный аспект социально-психологической помощи с использованием ресурсного и рефлексивного подходов для получения длительного эффекта при преодолении личностных деструкций.
Библиографический список
1. Беличева С.А. Основы превентивной психологии. Москва: Редакционно-издательский центр Консорциума «Социальное здоровье России», 1994.
2. Введение в практическую социальную психологию. Под редакцией Жукова Ю.М., Петровской Л.А., Соловьевой О.В. Москва: Смысл, 1996.
3. Социальные отклонения. Кудрявцев В.Н., Бородин С.В., Нерсесянц В.С., Кудрявцев Ю.В. Редактор Плеханова Л.А.. Москва: Юридическая литература, 1989.
4. Роджерс К. Клиентоцентрированный / человекоцентрированный подход в психотерапии. Вопросы психологии. 2001; 2: 48 - 59.
5. Колмогорова Л.С. Становление психологической культуры личности как ориентир современного образования. Педагог. 1998; 3: 29 - 34.
6. Собольников В.В. Психическая саморегуляция. Новосибирск: УИЦ «Аргус», 1993.
7. Антонян Ю.М. Образ жизни и его мотивообразующее значение. Под редакцией В.Н. Кудрявцева. Москва: Наука, 1986.
References
1. Belicheva S.A. Osnovypreventivnojpsihologii. Moskva: Redakcionno-izdatel'skij centr Konsorciuma «Social'noe zdorov'e Rossii», 1994.
2. Vvedenie vprakticheskuyu social'nuyu psihologiyu. Pod redakciej Zhukova Yu.M., Petrovskoj L.A., Solov'evoj O.V. Moskva: Smysl, 1996.
3. Social'nye otkloneniya. Kudryavcev V.N., Borodin S.V., Nersesyanc V.S., Kudryavcev Yu.V. Redaktor Plehanova L.A.. Moskva: Yuridicheskaya literatura, 1989.
4. Rodzhers K. Klientocentrirovannyj / chelovekocentrirovannyj podhod v psihoterapii. Voprosy psihologii. 2001; 2: 48 - 59.
5. Kolmogorova L.S. Stanovlenie psihologicheskoj kul'tury lichnosti kak orientir sovremennogo obrazovaniya. Pedagog. 1998; 3: 29 - 34.
6. Sobol'nikov V.V. Psihicheskaya samoregulyaciya. Novosibirsk: UIC «Argus», 1993.
7. Antonyan Yu.M. Obraz zhizni i ego motivoobrazuyuschee znachenie. Pod redakciej V.N. Kudryavceva. Moskva: Nauka, 1986.
Статья поступила в редакцию 13.03.17
УДК 37.015.31
Bykova Е.А., Cand. of Sciences (Pedagogy), doctoral postgraduate, senior lecturer, Shadrinsk State Pedagogical University
(Shadrinsk, Russia), E-mail: [email protected]
WHAT INNOVATION WORK IS IN THE OPINION OF STUDENTS OF A PEDAGOGICAL UNIVERSITY. The author discusses a problem of innovation work in educational institutions. The paper analyses the current state of the problem of study of innovation work in education. The research work presents the results of the study of students' understanding of the basics of innovation, its characteristics, the ways of formation and their own willingness to its use. The researcher highlights the qualities of the individual needed to carry out innovation work, from the point of view of students, as well as the obstacles to do it. The author identifies resources that help students to be more active in implementing new, non-standard activities requiring more time-related and intellectual expenses.
Key words: innovation, innovation, innovation, innovation readiness in high school.
Е.А. Быкова, канд. психол. наук, докторант, доц. ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический
университет», г. Шадринск, E-mail: [email protected]
ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ПРЕДСТАВЛЕНИИ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА
В статье рассматривается проблема инновационной деятельности обучающихся в рамках образовательных организаций. Анализируется современное состояние проблемы изучения инновационной деятельности в образовании. Представлены результаты изучения понимания студентами сущности инновационной деятельности, её особенностях, путях формирования и собственной готовности к её осуществлению. Выделены качества личности с точки зрения студентов, необходимые для инновационной деятельности, а также препятствующие ей. Выявлены ресурсы, которые помогают студентам быть более активным при осуществлении новой, нестандартной деятельности, требующей больших временных и интеллектуальных затрат.
Ключевые слова: инновация, инновационная деятельность, готовность к инновации, инновация в высшем учебном заведении.
Развитие современного общества невозможно без инноваций. В эпоху изменений успех отдельного человека, а также всего общества зависит от их способности воспринимать и использовать разного рода нововведения. Современный человек живет в постоянно меняющемся мире и должен уметь быстро к нему приспосабливаться. Более успешным будет тот, кто сможет быстрее научиться, как реагировать на новые обстоятельства. Инновационная экономика поставила перед современной системой образования проблему выявления инновационных факторов формирования у выпускников образовательных учреждений инновационных способов мышления и действия, психологической и функциональной готовности к инновационной деятельности.
Этот вопрос является актуальным, поскольку современные исследования показывают, что общеобразовательная школа не формирует навыков, выходящих за рамки умственной деятельности, определяемых учебными программами. В высшие учебные заведения приходят зачастую молодые люди, ни личностно, ни интеллектуально не готовые к осуществлению инновационной деятельности.
Всё это требует от системы образования существенной перестройки и подчинения логике инновационного развития. В настоящее время инновационная деятельность является одним из главных компонентов образовательной деятельности лю-
бого учебного заведения, поскольку создает основу для создания конкурентоспособности выпускника, способного эффективно существовать в инновационном пространстве.
Система образования, ориентированная на формирование инновационного поведения учащихся должна инициировать инновационный характер процессов, протекающих в его внутреннем мире Формирование готовности обучающихся к инновационной деятельности приобретает особую актуальность в решении задач модернизации образования [1].
Проблема инновационной деятельности рассматривалась в трудах В.И. Журавлева, В.В. Краевского, Л.С. Подымовой, М.М. Поташника, А.И. Пригожина, A.C. Сиденко, В.И. Сластени-на, О.Г. Хомерики и др.
Кроме того, ряд исследований посвящён проблеме педагогической инноватики (М.С. Бургин, М.В.Кларин, Н.И. Лапин, В.Я. Ляудис, Н.Я. Найн, А.И. Пригожин, Т.И. Руднева, В.А. Сла-стенин, А.Н. Ахренов, B.C. Лазарев, Б.П. Мартиросян, Т.И. Ша-мова и др.). Пути, способы и приёмы внедрения педагогических инноваций в образовательную практику изучали Н.М. Анисимов, A.C. Ахнезер, В.Б Беспалько, В.Е. Гурман, A.A. Деркач, H.A. Мо-рева и др.
Ряд учёных под термином инновации подразумевают нахождение новых технологий, продукции, услуг, новые формы