Научная статья на тему 'Социально-психологические технологии обеспечения системы ресоциализации личности в посткризисные периоды жизни'

Социально-психологические технологии обеспечения системы ресоциализации личности в посткризисные периоды жизни Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
135
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
SOCIALIZATION / RESOCIALIZATION / POST-CRISIS LIFE / PERSONALITY / SOCIAL AND PSYCHOLOGICAL TECHNOLOGIES / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / РЕСОЦИАЛИЗАЦИЯ / ПОСТКРИЗИСНЫЕ ПЕРИОДЫ ЖИЗНИ / ЛИЧНОСТЬ / СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Царева Е.С.

Статья посвящена раскрытию социально-психологических технологий обеспечения профессиональной помощи в процессе ресоциализации личности в посткризисные периоды её жизни. Предложенная система ресоциализации личности в посткризисные периоды её жизни основана на специальной организации социальной среды, в соответствии с личностными особенностями испытуемых, и включает технологии повышения интерперсональных и интраперсональных составляющих адаптивного потенциала, способствующих их личностному росту. Показано, что системный подход является основой для процесса ресоциализации личности в посткризисные периоды ее жизни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL AND PSYCHOLOGICAL TECHNOLOGIES OF SUPPORT OF SYSTEMS OF PERSONAL RESOCIALIZATION IN POST-CRISIS PERIODS

The article’s rask is to define what social and psychological technologies can provide professional assistance in the process of socialization of a person in his or her post-crisis period. The proposed re-socialization of the personality system in the post-crisis period of life is based on the special organization of the social environment, in accordance with the personal characteristics of the subjects, and includes methods of improving interpersonal and intrapersonal components of their adaptive capacity, contributing to their personal growth. The work shows that a systematic approach is a basis for the re-socialization process of the individual in post-crisis periods.

Текст научной работы на тему «Социально-психологические технологии обеспечения системы ресоциализации личности в посткризисные периоды жизни»

УДК 159.9.072

Tsaryova E.S., Cand. of Sciences (Psychology), senior teacher, Department of Special Disciplines, Crimean branch of Krasnodar

University of Ministry of Interior Affairs of Russia (Simferopol, Russia), Е-mail: ekaterinatsareva@bk.ru

SOCIAL AND PSYCHOLOGICAL TECHNOLOGIES OF SUPPORT OF SYSTEMS OF PERSONAL RESOCIALIZATION IN POST-CRISIS PERIODS. The article's rask is to define what social and psychological technologies can provide professional assistance in the process of socialization of a person in his or her post-crisis period. The proposed re-socialization of the personality system in the post-crisis period of life is based on the special organization of the social environment, in accordance with the personal characteristics of the subjects, and includes methods of improving interpersonal and intrapersonal components of their adaptive capacity, contributing to their personal growth. The work shows that a systematic approach is a basis for the re-socialization process of the individual in post-crisis periods.

Key words: socialization, resocialization, post-crisis life, personality, social and psychological technologies.

Е.С. Царева, канд. психол. наук, ст. преп. каф. специальных дисциплин Крымского филиала Краснодарского

университета МВД России, г. Симферополь, Е-mail: ekaterinatsareva@bk.ru

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ СИСТЕМЫ РЕСОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ В ПОСТКРИЗИСНЫЕ ПЕРИОДЫ ЖИЗНИ

Статья посвящена раскрытию социально-психологических технологий обеспечения профессиональной помощи в процессе ресоциализации личности в посткризисные периоды её жизни. Предложенная система ресоциализации личности в посткризисные периоды её жизни основана на специальной организации социальной среды, в соответствии с личностными особенностями испытуемых, и включает технологии повышения интерперсональных и интраперсональных составляющих адаптивного потенциала, способствующих их личностному росту. Показано, что системный подход является основой для процесса ресоциализации личности в посткризисные периоды ее жизни.

Ключевые слова: социализация, ресоциализация, посткризисные периоды жизни, личность, социально-психологические технологии.

Трансформации, которые происходят в современном обществе, повышают требования к социальной и профессиональной мобильности личности, её успешной адаптации. Особого внимания требуют посткризисные периоды жизни личности (после профессиональных, событийно-биографических, личностных кризисов) и разработка эффективных социально-психологических технологий обеспечения профессиональной помощи в процессе ее ресоциализации в такие периоды [1; 2; 3]. Для её решения разработан и внедрен ряд психокоррекционных мероприятий. Однако до настоящего времени актуальность этой проблемы не уменьшается. В связи с этим мы пытались разработать систему ресоциализации личности в посткризисные периоды ее жизни, которая оказывала бы эффективное воздействие на социально дезадаптированных лиц с низким адаптивным потенциалом. Выбирая такую цель, мы опирались на идею К. Роджерса [4] о том, что основная цель психологической помощи состоит в помощи человеку найти утраченный смысл жизни, осознать личностную свободу и ответственность, раскрыть свои потенциалы в полноценном общении, определить себя как самоценность в жизненном мире.

Цель ресоциализации личности в посткризисные периоды её жизни состояла в осознании причин затруднений в реализации своего адаптивного потенциала, формировании адекватной оценки возможностей и навыков эффективного анализа имеющихся вариантов решения проблемы, уменьшении ограничивающего влияния стереотипов и установок на процесс такого выбора. Исходя из выдвинутой цели, решались следующие задачи: определение круга проблем испытуемых, их конкретизация и вербализация; определение основных показателей адаптивного потенциала испытуемых, а также внутренней готовности к решению своих проблем; формирование устойчивой мотивации к участию в системе ресоциализации; соотнесение собственных желаний с возможностями и элементами долга («Я хочу», «Я должен», «Я могу»); развитие аналитических способностей, позволяющих выделить из арсенала существующих возможностей решения проблем наиболее оптимальные; осознание собственных стереотипов и установок, которые ограничивают возможность выйти за привычные рамки поведения, отказ от неконструктивных способов решения проблем; создание эмоционально-благоприятного климата и оптимальных условий для эффективного решения проблем ресоциализации; определение составляющих эффективной реализации социально-психологических воздействий.

Принципами построения системы ресоциализации личности в посткризисные периоды ее жизни были как общие методологические принципы психологической помощи [5; 6; 7], так и специально разработанные: принципы дифференцированного

прогнозирования, перспективности, эквивалентности, динамичности.

Среди общих методологических принципов внедрялись: принципы деятельностного подхода; системности коррекцион-ных, профилактических и развивающих мероприятий; единства коррекции и диагностики; приоритетности коррекции каузального типа; учёта возрастных и личностных особенностей испытуемых (позволяющий определить пути оптимизации развития адаптивного потенциала каждого испытуемого, утверждая право на выбор своего пути); комплексности методов психологического воздействия; добровольного участия и конфиденциальности; активного привлечения ближайшего окружения к участию в системе ресоциализации личности в посткризисные периоды ее жизни (объектом системы ресоциализации были не только испытуемые, которые оказались в проблемной ситуации, но и целостная система социальных отношений, субъектами которых они являются); принцип учета объема и степени разнообразия материала и его эмоциональной сложности, который предполагал обязательное завершение занятий на положительном эмоциональном фоне.

Выборка была представлена испытуемыми, пережившими личностные, профессиональные, событийно-биографические кризисы, кризис середины жизни. Возраст испытуемых от 28 до 54 лет. Отбор указанного контингента обусловлен выраженной отрицательной динамикой процесса их ресоциализации в посткризисные периоды жизни. Для каждой группы испытуемых разрабатывалась своя психокоррекционная программа, содержательные и формальные аспекты которой зависели от уровня адаптивного потенциала, социального статуса, профессиональной принадлежности, эмоциональной насыщенности и прочности социальных связей. В такой логике раскрывалась сущность принципа дифференцированного прогнозирования.

Психокоррекционная программа включала обязательные содержательные блоки: диагностический, мотивирующий, развивающий и контрольный. Процедурные моменты включали активное взаимодействие во время тренинговой работы, установление и совершенствование социальных связей, повышение профессионального, социального статуса и личностный рост. Диагностический блок состоял из методик, которые позволяли выделить уровень адаптивного потенциала испытуемых и сформировать общую стратегию психокоррекции. Мотивирующий блок предусматривал создание активной установки на психокоррекцию, формирование мотивов на самопознание и самосовершенствование, повышение уверенности в себе и в успехе ресоциализа-ции. Цель развивающего блока - содействие личностному росту испытуемых, снятие противоречий между противостоящими мо-тивационными тенденциями, осознание своих возможностей.

Формирование указанных содержательных блоков происходило по принципу перспективности, сущность которого заключалась в создании положительной картины будущего, которая будет стимулом самоорганизующейся реконструкции личности в соответствии с постоянным обновлением жизненного контекста. Практическая направленность программы обеспечивалась форматом проведеня занятий в виде семинаров-тренингов, мини-лекций, технологий обратной связи. Благодаря такой логике построения системы ресоциализации личности в посткризисные периоды жизни был реализован принцип эквивалентности, который заключается в том, что процесс ресоциализации направлен не только на социально дезадаптированных лиц, но и в такой же степени включает целостную систему социальных отношений, субъектами которых они являются, и прежде всего, ближайшее окружение, ведь система отношений с референтными лицами, особенности общения, формы совместной деятельности, способы её внедрения играют важную роль в процессе ресоциализации личности. В этом случае и среда, и сама личность эквивалентно участвуют в реконструкции собственных принципов и являются основными компонентами ресоциализации как процесса, когда внешние условия преломляются через внутренние составляющие адаптивного потенциала. Это требует также использования всех имеющихся в распоряжении психологов, социальных работников, медицинской службы, духовного наставничества средств для оказания помощи и создание ресоциализирующей среды.

Контрольный блок программы предусматривал оценку эффективности проведенных мероприятий с целью определения динамики показателей адаптивного потенциала испытуемых и степени их социальной адаптации. Кроме того, оценкой эффективности было перенесение полученных навыков на реальные социальные связи испытуемых.

Вся система ресоциализации рассматривалась как поэтапный пролонгированный процесс, предусматривающий рациональную последовательность мероприятий психокор-рекционного влияния и мониторинг динамики изменений показателей интраперсональных и интерперсональных составляющих адаптивного потенциала испытуемых с целью определения того, какие составляющие требуют первоочередного воздействия. В такой логике раскрывается сущность принципа динамичности.

Одним из важнейших требований к методическому обеспечению системы ресоциализации личности мы считали комплексность и многоуровневость психотехнологий. Согласно этому требованию, психотехнологии работали на таких уровнях психики: физическом и психофизиологическом (снятие соматических факторов стрессов и стрессогенных ситуаций); психологическом (решение внутриличностных проблем, личностная трансформация, достижение целей интеграции личности); социально-психологическом (решение проблем коммуникации и социальной интеграции, активность в общественных связях и отношениях); решения проблем самоактуализации личности (расширение личной свободы выбора, открытие внутренних энергетических ресурсов, нахождение глубинной мотивации личности и получение ею права полностью проявлять свою индивидуальность). В полной мере этим требованиям отвечают консультативная работа, методы психокоррекции, как индивидуальной, так и групповой, психотерапевтические методы. Консультативная работа была направлена на то, чтобы с помощью специально организованного процесса общения актуализировать у испытуемых резервные силы их психики и способности, которые могут обеспечить успешный поиск пути выхода из посткризисной ситуации. При этом типе оказания помощи внимание сосредотачивалось на адаптивном потенциале личности испытуемого, его возможностях. Психологическая коррекция, как направленный вид психологического воздействия на те или иные психологические структуры, применялась нами с целью обеспечения полноценного функционирования личности. При определении целей психологической коррекции мы исходили из ее направленности на изменение неадекватных форм реагирования и стереотипов поведения в системе межличностного взаимодействия. Вместе с тем учитывалось и то, что неадекватные реакции и формы поведения являются проявлениями последствий более глубоких изменений личности, обусловленных внешними обстоятельствами и всей логикой индивидуального развития, внутренними переживаниями сложившейся ситуации, например, равнодушным отношением к проблемам, связанными с зависимостью от психоактивных веществ и т. п.

В ходе психологической коррекции происходило комплексное психологическое воздействие на ценностные ориентации,

мотивы и структуру поведения испытуемых и другие показатели их адаптивного потенциала, а именно коррекции подлежали личностные качества, которые свидетельствовали о низком уровне адаптивного потенциала: фрустрационная напряжённость, эмоциональная неустойчивость, несбалансированность локуса контроля, повышенная агрессивность, заниженная самооценка.

Система ресоциализации была представлена социально-психологическими технологиями развития адаптивного потенциала личности: личностно-ориентированными, суггестивно-эмоциональными, телесно-ориентированными, когнитивно-поведенческими технологиями, реализованными в таких содержательных блоках: 1-й блок - системной интеграции личности; 2-й блок - эмоциональной саморегуляции; 3-й блок - психологической готовности к стрессу; 4-й блок - развития навыков саморегуляции; 5-й блок - социальной адаптации и эффективной коммуникации; 6-й блок - расширение поведенческих стратегий; 7-й блок - эффективного поведения в кризисной ситуации, а также социальной поддержкой. Виды социальной поддержки в системе ресоциализации личности: эмоционально-оценочная, инструментальная и информационная. С учётом видов социальной поддержки и представленных психотехнологий развития адаптивного потенциала личности был разработан алгоритм их использования. Основными задачами алгоритмизованого тренинга были: активизация социальной позиции испытуемых, реструктуризация и гармонизация их мотивационной сферы, коррекция эмоционально-волевой сферы, а также развитие процессов социальной перцепции, освоение конкретных приемов и методов эффективного решения проблем.

Всего через психокоррекционную работу в течение одного года прошло 104 испытуемых, переживших личностные, профессиональные, событийно-биографические кризисы, кризис середины жизни с разным уровнем адаптивного потенциала. Подгруппы собирались с периодичностью два раза в неделю в течение первых шести месяцев и один раз в неделю в течение следующих шести месяцев. После проведения контрольных измерений показателей адаптивного потенциала участников было предложено перейти к дальнейшей работе в режиме групп взаимоподдержки. В дальнейшем эта работа направлялась в недирективном стиле социальным работником.

Анализ результатов формирующего этапа исследования показал, что произошли положительные изменения по параметру «самооценка» (ф = 1,75; р < 0,05). Так, в группе испытуемых со средним уровнем адаптивного потенциала возросло количество лиц с адекватной самооценкой. Положительные изменения по этому параметру произошли и у испытуемых со сниженным адаптивным потенциалом: выявлено значительно меньше человек с заниженной самооценкой; снизилось количество лиц с неустойчивой и неадекватно завышенной самооценкой. У испытуемых с низким адаптивным потенциалом значимых различий по параметру самооценки не произошло. Показателем успешности программы стало сближение папаметров в методике Т. Лири по актуальному и реальному «Я» (ф=2,06; р<0,01). Так, у испытуемых со средним уровнем адаптивного потенциала и с преобладанием в структуре личности стенических черт, более устойчивых к стрессу, неагрессивных, с умеренным расхождением между показателями идеального и реального «Я», наблюдалась относительная умеренность и равномерность баллов по всем октантам с незначительным преобладанием V или VI. Анализ изменений свидетельствовал о повышении интернальности и степени самовосприятия испытуемых со средним и сниженным уровнями адаптивного потенциала. По данным методики «РСК» Дж. Ротте-ра по подшкалам «Общая интернальность», «Интернальность в сфере достижений», «Интернальность в сфере неудач» и «Ин-тернальность в сфере здоровья» произошло повышение показателей (ф = 2,39; р< 0,01). Среди испытуемых с низким уровнем адаптивного потенциала снизилось количество лиц с крайней степенью экстернальности (ф = 1,56; р < 0,05).

Анализ изменений показателей эмоционально-волевой составляющей адаптивного потенциала испытуемых показал, что произошло снижение показателей агрессивности (ф = 1,65; р < 0,05). Это указывает на повышение контроля агрессивных тенденций и сдержанности в поведении. У лиц с низким уровнем адаптивного потенциала улучшение не достигает степени статистической значимости, свидетельствует о преобладании агрессивных тенденций в поведении. Несмотря на то, что уровень адаптивного потенциала испытуемых был разным, произошли кардинальные изменения в снижении показателя фрустрацион-ной напряженности (ф = 2,06; р<0,01), а у испытуемых со средним

уровнем адаптивного потенциала этот показатель приблизился к показателям социально адаптированных лиц. Учитывая повышение показателя эмоциональной устойчивости испытуемых (ф = 1,61; р < 0,05), можно констатировать и повышение индикатора эффективности адаптации. Следовательно, эти показатели наиболее чувствительны к психокоррекционной работе и здесь кроются значительные ресурсы для повышения уровня социальной адаптации испытуемых.

Влияние разработанной системы психокоррекционных мероприятий способствовало повышению коэффициента социальной адаптации (CGR) испытуемых (ф = 1,72; р < 0,05), а у лиц со средним уровнем адаптивного потенциала этот показатель приблизился к нормативным данным и составил 51 ± 2%. Изменилось и направление реакции в ситуации фрустрации у лиц со средним и сниженным уровнями адаптивного потенциала за счет увеличения количества интропунитивных и импуни-тивных реакций (ф=2,04; р<0,01). Однако, несмотря на то, что в коррекционной программе был значительный блок ролевых игр и упражнений, направленных на адекватное поведение человека в ситуации фрустрации, коррекционное влияние оказалось более значимым для испытуемых со средним и сниженным уровнями адаптивного потенциала. В отношении лиц с низким адаптивным потенциалом, значимые изменения по параметру фрустрационной толерантности произошли в меньшей степени. Это объясняется тем, что в этой группе был высокий процент испытуемых (9,4% лиц) с возбудимым и эпилептоидным типами акцентуаций характера, и 3,3% лиц с возбудимой психопатией. Эти лица нуждаются в специальной дополнительной психокоррекции.

Анализ изменений, которые произошли в мотивационно-цен-ностной сфере, показал снижение коэффициента дезинтеграции между главными ценностями и возможностями их достижении. Кроме того, отмечается преобладание мотивации достижения (ф = 2,19; р<0,01).

Учитывая полученные результаты в сфере самосознания испытуемых, их эмоционально-волевой и мотивационно-цен-ностной сферах, можно сделать вывод, что наиболее весомым фактором в ресоциализации может быть социальная поддержка. Анализ параметра социальной поддержки свидетельствует, что в результате проведенной работы у испытуемых со средним

Библиографический список

и сниженным уровнями адаптивного потенциала значительно повысился общий показатель (81,6 ± 3,2) эмоциональной и инструментальной поддержки, расширилась социальная сеть поддержки (ф = 2, 04; р<0,01). Так, большинство испытуемых трудоустроились, у них улучшились взаимосвязи с непосредственным окружением, расширился круг друзей, наладились или возобновились отношения с родственниками, некоторые создали семью. У испытуемых с низким уровнем адаптивного потенциала повысились показатели эмоциональной поддержки, за счет чего повысился общий уровень удовлетворенности социальной поддержкой. Однако, уровень инструментальной поддержки (бытовые условия, работа, деньги) социально дезадаптированных лиц с низким адаптивным потенциалом статистически значимо не повысился. Ограниченной осталась и социальная сеть поддержки. Среди таких испытуемых были лица, у которых отмечается недостаточная сформированность адекватных представлений о видах социальной поддержки и возможностях её получения. После формирующего влияния количество таких испытуемых уменьшилось (ф = 1,56; р < 0,05).

Эффективность внедрения системы ресоциализации в психологическую практику и социальную работу с лицами, пережившими профессиональные, событийно-биографические, личностные кризисы, достигается благодаря использованию широкого спектра психосоциальных мероприятий, направленных на улучшение их социального взаимодействия, расширение социальной сети, социально-трудовое восстановление и инструментальную поддержку; внедрению методов психосоциальной работы в соответствии с разработанными модулями: программы переходных групп, психологическое просвещение испытуемых и членов их семей, тренинг коммуникативных навыков, тренинг навыков социального взаимодействия, программы досуга.

Таким образом, полученные результаты показали, что системный подход является основой для процесса ресоциализации личности в посткризисные периоды ее жизни; предложенная нами система ресоциализации, основанная на специальной организации социальной среды в соответствии с личностными особенностями испытуемых, и включающая технологии повышения интерперсональных и интраперсональных составляющих адаптивного потенциала, способствует их адаптации и личностному росту.

1. Беличева С.А. Основы превентивной психологии. Москва: Редакционно-издательский центр Консорциума «Социальное здоровье России», 1994.

2. Введение в практическую социальную психологию. Под редакцией Ю.М. Жукова, Л.А. Петровской, О.В. Соловьевой. Москва: Смысл, 1996.

3. Социальные отклонения. Кудрявцев В.Н., С.В. Бородин, В.С. Нерсесянц, Кудрявцев Ю.В. Редактор Л.А. Плеханова. Москва: Юридическая литература, 1989.

4. Роджерс К. Клиентоцентрированный / человекоцентрированный подход в психотерапии. Вопросы психологии. 2001; 2: 48 - 59.

5. Колмогорова Л.С. Становление психологической культуры личности как ориентир современного образования. Педагог. 1998; 3: 29 - 34.

6. Собольников В.В. Психическая саморегуляция. Новосибирск: УИЦ «Аргус», 1993.

7. Антонян Ю.М. Образ жизни и его мотивообразующее значение. Под редакцией В.Н. Кудрявцева. Москва: Наука, 1986.

References

1. Belicheva S.A. Osnovypreventivnojpsihologii. Moskva: Redakcionno-izdatel'skij centr Konsorciuma «Social'noe zdorov'e Rossii», 1994.

2. Vvedenie vprakticheskuyu social'nuyu psihologiyu. Pod redakciej Yu.M. Zhukova, L.A. Petrovskoj, O.V. Solov'evoj. Moskva: Smysl, 1996.

3. Social'nyeotkloneniya. Kudryavcev V.N., S.V. Borodin, V.S. Nersesyanc, Kudryavcev Yu.V. Redaktor L.A. Plehanova. Moskva: Yuridicheskaya literatura, 1989.

4. Rodzhers K. Klientocentrirovannyj / chelovekocentrirovannyj podhod v psihoterapii. Voprosypsihologii. 2001; 2: 48 - 59.

5. Kolmogorova L.S. Stanovlenie psihologicheskoj kul'tury lichnosti kak orientir sovremennogo obrazovaniya. Pedagog. 1998; 3: 29 - 34.

6. Sobol'nikov V.V. Psihicheskaya samoregulyaciya. Novosibirsk: UIC «Argus», 1993.

7. Antonyan Yu.M. Obraz zhizni i ego motivoobrazuyuschee znachenie. Pod redakciej V.N. Kudryavceva. Moskva: Nauka, 1986.

Статья поступила в редакцию 10.03.16

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.