Научная статья на тему 'Оценка эффективности комплексной психокоррекционной программы подготовки осужденных к освобождению'

Оценка эффективности комплексной психокоррекционной программы подготовки осужденных к освобождению Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
416
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОСУЖДЕННЫЕ / ПОДГОТОВКА К ОСВОБОЖДЕНИЮ / СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ ОСУЖДЕННЫХ / КОМПЛЕКСНАЯ ПСИХОКОРРЕКЦИОННАЯ ПРОГРАММА / PRISONERS / PREPARATION FOR RELEASE / SOCIAL-PSYCHOLOGICAL REHABILITATION OF CONVICTS / COMPREHENSIVE PSYCHOLOGICAL INTERVENTION PROGRAM

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Малетина Екатерина Александровна, Полякова Янина Николаевна

Статья посвящена актуальной теме ресоциализации осужденных. Процесс ресоциализации осужденных происходит на всем этапе отбывания ими наказания в исправительном учреждении. Во многом эффективность ресоциализации определяется психологической реабилитацией осужденных. Особенностью психологической работы с осужденными в период их подготовки к освобождению является ее социально-психологическая направленность. В данной статье представлены результаты исследования, позволяющие оценить эффективность прохождения осужденными курс по комплексной психокоррекционной программе подготовки их к освобождению

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Малетина Екатерина Александровна, Полякова Янина Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EVALUATION OF THE EFFECTIVENESS OF COMPREHENSIVE PSYCHOLOGICAL INTERVENTION PROGRAM OF PREPARATION OF PRISONERS FOR RELEASE

The article is devoted to the topical subject of re-socialization of prisoners. The process of re-socialization of prisoners is happening at every stage of serving their sentence in a correctional facility. In many ways, the effectiveness of re-socialization is determined by the psychological rehabilitation of prisoners. The peculiarity of the psychological work with prisoners during their preparation for release is its social-psychological orientation. The article presents the results of a study to assess the effectiveness of the convicts passing rate on the integrated psychological intervention program to prepare them for release.

Текст научной работы на тему «Оценка эффективности комплексной психокоррекционной программы подготовки осужденных к освобождению»

УДК 159.98

ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ КОМПЛЕКСНОЙ ПСИХОКОРРЕКЦИОННОЙ

ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ ОСУЖДЕННЫХ К ОСВОБОЖДЕНИЮ

Е.А. Малетина, Я.Н. Полякова

Аннотация. Статья посвящена актуальной теме ресоциализации осужденных. Процесс ресоциализации осужденных происходит на всем этапе отбывания ими наказания в исправительном учреждении. Во многом эффективность ресоциализации определяется психологической реабилитацией осужденных. Особенностью психологической работы с осужденными в период их подготовки к освобождению является ее социально-психологическая направленность. В данной статье представлены результаты исследования, позволяющие оценить эффективность прохождения осужденными курс по комплексной психокоррекционной программе подготовки их к освобождению.

Ключевые слова: осужденные, подготовка к освобождению, социально-психологическая реабилитация осужденных, комплексная психокоррекционная программа.

EVALUATION OF THE EFFECTIVENESS OF COMPREHENSIVE

PSYCHOLOGICAL INTERVENTION PROGRAM OF PREPARATION

OF PRISONERS FOR RELEASE

E. Maletina, Y. Polyakova

Abstract. The article is devoted to the topical subject of re-socialization of prisoners. The process of re-socialization of prisoners is happening at every stage of serving their sentence in a correctional facility. In many ways, the effectiveness of re-socialization is determined by the psychological rehabilitation of prisoners. The peculiarity of the psychological work with prisoners during their preparation for release is its social-psychological orientation. The article presents the results of a study to assess the effectiveness of the convicts passing rate on the integrated psychological intervention program to prepare them for release.

Keywords: prisoners, preparation for release, social-psychological rehabilitation of convicts, comprehensive psychological intervention program.

Реформирование уголовно-исполнительной системы (далее - УИС), совершенствование законодательства, регулирующего этот процесс, приведение условий отбывания наказания в соответствие с нормами международного права требуют адекватных преобразований в организации психолого-педагогической работы с осужденными.

Важными принципами уголовно-исполнительного законодательства являются дифференциация и индивидуализация исполнения наказаний, рациональное применение средств исправления осужденных, соединение наказания с исправительным воздействием. Средства исправления и воспитания осужденных должны применяться с учетом индивидуальных особенностей личности и характера осужденного на основе психолого-педагогических методов. Достижение этого возможно путем создания системы ресоциализации осужденных, с целью обеспечения единства требований и непрерывности воспитательного процесса на протяжении всего пребывания в исправительном учреждении.

Одним из важнейших компонентов системы ресоциализации выступает психологическая реабилитация, которая представляет собой психологическое сопровождение осужденного в процессе отбывания наказания и направлена, в первую очередь, на перестройку его личности. Психологическая реабилитация как система включает психопрофилактику, психокоррекцию, психологическую поддержку и психотерапию в кризисных ситуациях и базируется на психологической диагностике [6].

Результатом психологической реабилитации осужденных, с одной стороны, являются осознание вины, покаяние, очищение, катарсис, а с другой - выработка социального иммунитета, толерантности личности к асоциальным воздействиям. Подобные результаты возможны, если психологическая установка осужденного на новый образ жизни подкрепляется комплексом социальных условий для ее реализации.

Примером такой работы может служить опыт психологического сопровождения осужденных в исправительной колонии строгого режима для мужчин, впервые отбывающих наказание, в УФСИН России по Липецкой

области. В исправительной колонии для осужденных создан Центр социально-психологической реабилитации и подготовки к освобождению (далее - Центр). Он представляет собой отдельный отряд на территории исправительного учреждения, куда зачисляются лица, которым до условно-досрочного освобождения или до конца срока остается не более полутора лет. В Центре созданы бытовые условия, которые отличаются от других отрядов, а именно: переоборудованы жилые секции отряда, в результате чего сформированы помещения комнатного типа; обеспечено проживание осужденных в комнатах по 2-5 человек; обеспечено наличие дополнительных помещений в связи с необходимостью обеспечить приобретение новых или реабилитации утерянных элементарных навыков (комната приема пищи, кухня с техническим оборудованием, прачечная и т.д.). Немаловажным аспектом является то, что осужденные, зачисленные в Центр, самостоятельно обеспечивают и поддерживают порядок в своих комнатах и в общественных помещениях отряда в целом. Важной составляющей функционирования Центра является наличие рабочих кабинетов психологов, социальных работников и начальника отряда, а также кабинетов групповой работы, в том числе и сенсорной комнаты.

Отряд на базе, которого создан Центр, рассчитан на 39 осужденных, за которыми закреплено 5 сотрудников (два психолога, два социальных работника и начальник отряда). За счет уменьшения количественной нагрузки на сотрудников, увеличивается качественный показатель их деятельности. Эффективность деятельности сотрудников Центра

обеспечивается интенсивностью и глубиной воздействия на осужденных, фокусированием внимания на личности осужденного и разрешением его частных проблем (персонифицированный характер влияния), наблюдением за динамикой групповых процессов в среде осужденных, а при необходимости и осуществлением

«деликатного» регулирования существующих тенденций.

Одним из важных условий участия осужденных в программе реабилитации является их обязательное трудоустройство. Они обеспечены работой в учреждении в течение всего периода своего нахождения в Центре. Кроме того, осужденные занимаются по специально разработанной сотрудниками психологической службы и группы социальной защиты Комплексной психокоррекционной

программе (далее - Программа). Основу Программы составляют занятия, которые проходят еженедельно в стабильных тренинговых группах. Исходя из теоретических аспектов ресоциализации и проблем реабилитации осужденных, в Программе выделены семь равнозначных модулей, интериоризация которых способствует повышению адаптивных возможностей личности на свободе в целом. Задачами Программы выступают восстановление элементарных жизненных навыков у осужденных (обеспечение себя одеждой, питанием и жильем, умение правильно использовать зарплату и т.д.); выработка психоэмоциональной устойчивости при возникновении непрогнозируемых трудностей (например, при трудоустройстве,

профессиональной ориентации, в

межличностных отношениях - семья, родственники, друзья, соседи и т.д.); повышение личностной и социальной активности, обучение навыкам общения через расширение диапазона коммуникативных программ. Таким образом, поставленные задачи решаются путем осуществления психологической поддержки осужденных, которые настроены на изменение делинквентной стратегии своего поведения на законопослушный образ жизнедеятельности.

Возможность оценить результативность Комплексной психокоррекционной программы подготовки осужденных к освобождению представилась спустя два года после открытия Центра, когда Программа была реализована, и начали освобождаться первые осужденные.

В организационном плане оценка эффективности деятельности Центра включает в себя два этапа: исследование значимости изменений личности осужденных, участвующих в комплексной психокоррекционной программе Центра и мониторинг социально-бытовых показателей жизни основной части осужденных после освобождения из Центра.

В рамках первого этапа проводилось исследование значимости изменений личности осужденных, участвующих в комплексной психокоррекционной программе, по

объективным и субъективным показателям. В качестве субъективных показателей выступают изменения в индивидуально-психологических характеристиках осужденных, которые оцениваются с использованием методов психологического тестирования и

анкетирования, а также методов математической статистики: углового преобразования Фишера, критерия - и (Манна - Уитни), Т-критерия Вилкоксона, корреляционного анализа. Для

оценки изменения субъективных показателей были сформированы две группы из числа осужденных: экспериментальная группа -осужденные, отбывающие наказание в Центре (далее - ЭГ) и контрольная группа -осужденные, содержащиеся вне Центра, но в тех же условиях отбывания наказания и не участвующие в комплексной

психокоррекционной программе (далее - КГ). Группы уравновешены по значимым для

исследования критериям - уровню образования, возрасту, семейному положению. Применив к данным показателям метод углового преобразования Фишера, мы пришли к выводу, что различия в процентах испытуемых по каждому критерию в ЭГ и КГ не является значимым. Так значения критерия фэмп при 9^=1,64^0,05) и 2,28ф<0,01) представлены в таблице 1.

Таблица 1. - Значения углового преобразования Фишера различий по критериям в ЭГ и КГ

Критерий Значение фэмп

Образование: Начальное 0,244

Среднее 0,253

Среднее специальное 0,129

Высшее 0,312

Возраст: до 25 лет 0,274

от 26 до 40 лет 0,715

от 40 до 50 лет 0,362

старше 50 лет 0,152

Семейное положение: Состоит в браке 0,215

Не состоит в браке 0,340

Следовательно, гипотеза о значимости различий по указанным критериям в ЭГ и КГ отвергается.

Для исследования были использованы результаты психодиагностики ЭГ на начальном этапе прохождения каждого модуля. В качестве психодиагностического инструментария были использованы методики, по которым оценивалась динамика изменений личности после прохождения каждого модуля: «Шкала оценки эмоциональной возбудимости» (Рукавишников А.А., Соколова М.В.),

«Многоуровневый личностный опросник «Адаптивность» (Маклаков А.Г.,

Чермянин С.В.), «Мотивы потребления алкоголя» (Завьялов В.Ю.), а также авторская анкета.

Анализ средних показателей шкал по использованным методикам показал некоторые особенности в личностных характеристиках испытуемых. Следует отметить, что для осужденных и ЭГ, и КГ характерно наличие эмоциональной лабильности,

неуравновешенности нервно-психических

процессов, гиперактивности. В конфликтных ситуациях могут наблюдаться вспышки враждебности, агрессии и раздражительности.

По ряду методик у осужденных отмечается наличие алкогольной зависимости. В качестве мотивов потребления алкоголя осужденные отмечают псевдокультурные традиции (стремятся приспособить свой личный опыт к алкогольным ценностям социальной

микросреды, в которой они находятся). Также необходимо отметить преобладание

традиционных мотивов потребления спиртных напитков, что обусловлено культурно-историческими ценностями. Вызывает опасение и тот факт, что осужденные, отбывающие наказание, представляют себя как сильную личность, обладающую достаточной свободой выбора, чтобы построить свою жизнь в соответствии со своими целями, несмотря на наличие асоциальных личностных свойств, от которых достаточно большое количество осужденных в местах лишения свободы не стремятся отказываться.

Анализ полученных результатов с помощью методов математической статистики показал, что значимых различий по показателям в ЭГ и КГ до проведения эксперимента не выявлено. Сравнение результатов, полученных по психодиагностическим методикам, проводилось с использованием и - критерия (Манна - Уитни) (таблица 2).

Таблица 2. - Значения р для критерия иМанна-Уитни

Качество Общая эмоциональность Моральная нормативность (МН) Коммуникативный потенциал (КП) Поведенческая регуляция (ПР) Личностный адаптационный потенциал (ЛАП) Нервно-Психическая устойчивость (НПУ) Общая алкогольная зависимость

Уровень р 0,457 0,749 0,899 0,056 0,136 0,054 0,811

Также были проведены исследование значимости изменений личности осужденных Центра, прошедших комплексную

психокоррекционную программу, и

анкетирование в экспериментальной и в контрольной группах.

Авторская анкета состоит из вопросов, разделенных на два блока: первый блок -вопросы, касающиеся социально-

демографических данных; второй блок -вопросы, соответствующие тематике занятий, включенных в психокоррекционную программу Центра. Представим результаты проведенного анкетирования осужденных в ЭГ и КГ.

Уголовно-правовая характеристика

представлена следующими показателями: большинство преступлений, за совершение которых заключенные отбывают наказание как в ЭГ, так и в КГ, являются преступления против жизни и здоровья - 63% (ЭГ) и 75% (КГ); в том числе и за убийство - 38% и 56% соответственно.

На вопрос об общении с окружающими испытуемые обеих групп чаще стараются идти на компромисс - 56% в ЭГ и 50% в КГ.

На вопрос «Легко ли вы находите общий язык с незнакомым человеком?» утвердительные ответы дали 44% осужденных в ЭГ и 35% в КГ.

Также необходимо отметить, что подавляющее большинство респондентов в ЭГ (88%) утверждают, что им будет легко отказаться от выпивки в компании старых друзей. Несколько ниже данный показатель в КГ (56%). Испытуемые в ЭГ считают, что злоупотребление алкоголем может привести к тому, что человек станет наркоманом или алкоголиком, в свою очередь испытуемые КГ придерживаются мнения, что это приводит к совершению преступлений. В обеих группах на вопрос «Легко ли потерять близких тому, кто злоупотребляет алкоголем?» преобладает ответ «Легко»: ЭГ - 63%; КГ - 69%.

Более половины испытуемых обеих групп признают, что обладают необходимыми

навыками обслуживания себя в быту. Таким образом, осужденные ЭГ и КГ значимых различий в социально-демографических данных не имеют.

Анализ средних показателей в ЭГ до и после эксперимента позволяет сделать следующие выводы.

Одной из методик для сравнения результатов испытуемых ЭГ до и после прохождения психокоррекционной программы является методика «Шкала оценки эмоциональной возбудимости» [4]. Данная методика является скрининговой методикой оценки уровня нейротизма и его составляющих: общей эмоциональности, робости, гнева и отсутствие контроля. Проведенный анализ показал, что после применения комплексной программы у осужденных ЭГ наблюдаются значительные изменения по шкале отсутствия контроля над эмоциями.

Второй методикой, использованной в исследовании, выступает «Многоуровневый личностный опросник «Адаптивность» [3]. Данная методика направлена на изучение нервно-психической устойчивости, морально-нравственной нормативности,

коммуникативного потенциала и личностного потенциала социально-психологической

адаптации. Результаты сравнения двух исследований показывают, что значимые изменения у осужденных произошли по шкале нервно-психической устойчивости.

Большая часть значимых изменений произошла по методике «Мотивы потребления алкоголя» [2]. У осужденных значительно снизились показатели по следующим мотивам потребления алкоголя: традиционные мотивы, субмиссивные, псевдокультурные,

гедонистические, стимулирующие, похмельные, аддиктивные, мотивы самоповреждения. А также значимые изменения выявлены по шкале общей алкогольной зависимости. Обратимся к тому факту, что у преобладающего количества испытуемых не произошло снижение по

показателям общей алкогольной зависимости, что, вероятнее всего, обусловлено социальной ситуацией жизнедеятельности испытуемых. И на первом этапе, и на втором они находятся в исправительной колонии, где потребление алкоголя зависимо не только от их желания и/или возможностей, но контролируется извне.

Анализ результатов психодиагностического обследования, проведенного до и после прохождения осужденными Центра

комплексной психокоррекционной программы, сравнивались с помощью Т-критерия Вилкоксона, который позволяет сопоставить показатели, измеренные в двух разных условиях при одной и той же выборке испытуемых. Суммы положительных рангов превышают суммы отрицательных рангов по шкалам: нервно-психическая устойчивость,

традиционные мотивы, псевдокультурные мотивы, гедонистические мотивы, то есть по этим шкалам изменения значимы на уровне р<0,01; по шкалам: похмельная мотивация, аддиктивные мотивы, общая алкогольная зависимость - на уровне р<0,001; суммы отрицательных рангов превышают суммы положительных рангов по шкале «отсутствие контроля над эмоциями» на уровне значимости Р<0,05. Таким образом, можно сделать следующие выводы об эффективности Программы. Применение Программы способствует повышению у осужденных эмоциональной устойчивости, снижению их эмоциональной возбудимости и умению контролировать свои эмоции в жизненно важных ситуациях; а также у них формируются навыки поведенческой регуляции, адекватного восприятия действительности и адекватная самооценка.

В рамках второго этапа оценки эффективности деятельности Центра проводился мониторинг социально-бытовых показателей жизни основной части осужденных, освобожденных из Центра.

На момент проведения второго этапа исследования из Центра условно-досрочно освободились 18 человек. Особое внимание обратим на характер взаимоотношений с близкими родственниками - 100% респондентов вернулись после освобождения в семьи и назвали взаимоотношения уважительными.

Кроме того, участники анкетирования указали, что трудоустроены. Варианты ответов

на вопрос «Как вы нашли данное место работы?» распределились практически поровну. Около 20% респондентов устроились через центр занятости; 35% - по объявлению; 3% -через знакомых; 7% вернулись на свои прежние места. Эти данные свидетельствуют о том, что у респондентов были сформированы

определенные социальные навыки, что и позволило им достичь таких результатов.

Далее обратимся к анализу наиболее значимых трудностей, с которыми респонденты столкнулись после освобождения. Так, подавляющее большинство ответили, что столкнулись с трудностями при поиске работы. Проблема места жительства возникла у 28% опрошенных.

Также у опрошенных респондентов возникли трудности с социальным обеспечением (5%). Сложности с поиском места работы также могли быть обусловлены не только уровнем развития социальной компетентности, коммуникативных навыков и другими личностными особенностями, но и социально-демографическими характеристиками.

Показатели трудоустроенности (100%) респондентов свидетельствуют об успешности проведения психологического сопровождения в данном направлении.

В конфликтных ситуациях 72% респондентов стараются разобраться в причинах возникновения данного конфликта, а 28% предпочитают молча уйти. Вариант ответа «Отстаиваю свою точку зрения, вплоть до применения силы» не выбрал ни один опрошенный.

Одним из позитивных моментов можно отметить, что внешние изменения и изменения в поведенческих реакциях у осужденных, прошедших курс занятий по вышеуказанной Программе, отмечают сотрудники всего учреждения, что является косвенным подтверждением успешности усвоения осужденными мероприятий психологического характера.

Таким образом, полученные результаты, свидетельствуют об успешной реализации Комплексной психокоррекционной программы подготовки осужденных к освобождению и эффективности Центра социально-

психологической реабилитации и подготовки к освобождению.

Литература:

1. Бистяйкина, Д.А. Профессионализм в социальной работе как предмет социологического анализа / Д.А. Бистяйкина, Е.Н. Касаркина,

Т.В. Соловьева // Казанский педагогический журнал. - № 2. - Т. 2. - 2016. - С. 433-437.

2. Завьялов В.Ю. Смысл нерукотворный: методология дианалитической терапии и консультирования / В.Ю. Завьялов. - Новосибирск, 2007. - 286 с.

3. Маклаков А.Г., Чермянин С.В. Многоуровневый личностный опросник «Адаптивность» (МЛО-АМ) // Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. / под ред. Д.Я. Райгородского. - Самара, 2006. - 680 с.

4. Рукавишников А.А. Шкала эмоциональной возбудимости / А.А. Рукавишников, М.В. Соколова. - Ярославль, 1996. - 12 с.

5. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии // Учебное пособие / под ред. Е.В. Сидоренко. - СПб., 2007. - 350 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Цветкова Н.А. Социально-психологический подход к ресоциализации осужденных-мужчин: теория и технология индивидуально-групповой работы / Цветкова Н.А., Колесникова Н.Е. - Псков, 2011. - 251 с.

7. Щепкина Н.К., Кора Н.А. Образовательная система исправительного учреждения / Н.К. Щепкина, Н.А. Кора // Казанский педагогический журнал. - 2016. - № 4. - С. 112-114.

Сведения об авторах:

Малетина Екатерина Александровна (г. Москва, Россия), старший научный сотрудник ФКУ «Научно-исследовательский институт Федеральной службы исполнения наказаний», e-mail: maletina-kat@mail. ru

Полякова Янина Николаевна (г. Москва, Россия), старший научный сотрудник, ФКУ «Научно-исследовательский институт Федеральной службы исполнения наказаний», кандидат психологических наук, e-mail: [email protected]

Data about the authors:

E. Maletina (Moscow, Russia), senior researcher of FKU «Scientific-research Institute of Federal Penitentiary Service of Russia» e-mail: [email protected]

Y. Polyakova (Moscow, Russia), senior researcher of FKU «Scientific-research Institute of Federal Penitentiary Service of Russia», PhD. in Psychology e-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.