Вестник ТГПУ. 2003. Выпуск 5 (37). Серия: ЭКОНОМИКА (СПЕЦВЫПУСК)
А.И. Таловский
ВОЗОБНОВЛЯЕМЫЕ ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ КАК ВАЖНЕЙШИЙ ФАКТОР РАЗВИТИЯ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОГО РЫНКА ОБЛАСТИ
Департамент государственного регулирования потребительского рынка, перерабатывающей промышленности
и поддержки предпринимательства Томской области
По оценкам многих экономистов, экспертов, в 2001 г. произошло окончательное восстановление продовольственного рынка после известного кризиса 1998 г. Объем продажи продовольственных товаров в 2001 г. по сравнению с 2000 г. возрос в 78 из 89 регионов России. Отечественные производители успешно использовали ситуацию и закрепили свои позиции. Однако на российский рынок сейчас возвращаются и западные производители. Ввоз важнейших видов продуктов питания в 2001 г. возрос по сравнению с 2000 г. на 22.3 % и составил в стоимостном выражении 9 млрд дол. Доля продовольствия в структуре импорта осталась на уровне 2000 г. и составила 21.9 %. Импорт продовольственных товаров из стран вне СНГ составил 7.1 млрд дол. и увеличился на 33.6 %. Следствием последних тенденций явилось обострение конкуренции на продовольственном рынке. Что, в свою очередь, стимулировало производство тех товаров, которые удовлетворяют запросам потребителя и влекут получение прибыли.
Все мы с вами являемся свидетелями освоения новой предпринимательской ниши, каким является рынок дикоросов. Деятельность по сбору, переработке и реализации дикорастущего сырья на территории Томской области за последние годы получила значительное развитие и сформировалась в самостоятельную отрасль производства.
Проведенные за последнее время научные исследования показывают, что сырьевой потенциал отрасли оценивается в пределах 86 тыс. т грибов; 25 тыс. т брусники, голубики, клюквы, черники; 27 тыс. т кедрового ореха.
Имеющиеся в Томской области ресурсы природного растительного сырья при среднем урожае многократно превышают реально сложившиеся объемы заготовок на территории. Фактическая заготовка в настоящее время составляет менее 10 % природных запасов и при разумном, неистощительном их использовании имеет долгосрочную перспективу к увеличению объемов, что, в свою очередь, позволит существенно пополнять бюджеты всех уровней.
Для многих отдаленных населенных пунктов области отрасль сегодня сохраняет высокую социальную значимость, являясь источником сезонного заработка. Так, в 2002 г. населению области за заготовленную и сданную продукцию местных природных ресурсов выплачено более 180 млн р. Име-
ют место примеры заработка до 100-400 тыс. р. на семью.
Основными операторами по заготовке дикоросов на областном потребительском рынке являются более 30 коммерческих компаний и предпринимателей. В 2002 г. ими заготовлено грибов -2 412.3 т, ягоды -2 660.5 т, кедрового ореха - 360 т.
Заготовительная компания в 2002 г. проходила в исключительно сложных условиях по сравнению с сезоном 2001 г. Значительно ниже прошлого года получился урожай белого гриба, ягоды, практически неурожай на кедровый орех. Вместе с тем созданная в области расширенная сеть заготовительных пунктов, привлечение на сезонные работы по сбору дикоросов более 150 тыс. человек и другие принимаемые меры позволили предприятиям в целом превысить показания объемов заготовок прошлого года более чем на 20 %.
Наряду с увеличением объема заготовок в области планомерно осуществляется создание и техническое перевооружение имеющихся производств по переработке дикоросов на базе современного, в том числе импортного, оборудования, обеспечивающего выпуск высококачественной продукции (концентрированных соков, термостабильных желе и джемов, очищенных кедровых орехов, замороженных грибов, овощных порошков и т.д.), формирование сбытовой сети с выходом на внутренний и внешний рынки.
Если дикоросы первоначально заготавливались и реализовывались коммерческими предприятиями без дополнительной переработки, то сегодня до 90 % заготовленного сырья проходит переработку, что позволяет увеличить добавленную стоимость как минимум в три раза. По предварительным подсчетам предполагается, что в бюджеты всех уровней и обязательные государственные фонды от перерабатывающих фирм в текущем году поступит налогов до 30 млн р.
Продукция наших предприятий достойно представляет Томскую область в городах Москва, Санкт-Петербург, Калининград и др. Часть продукции поставляется за границу. Так, в 2000 г. объем экспорта дикоросов составил 126.2 т на сумму 286.7 тыс. дол., в 2001 г. - 646 т на сумму 1 899.4 тыс. дол., за январь -сентябрь 2002 г. - 367 т на сумму 986.3 тыс. дол.
Одной из проблем отрасли на сегодня остается сложная схема получения лицензии на экспорт дикорастущего сырья.
Департаментом государственного регулирования потребительского рынка продовольствия, перерабатывающей промышленности и поддержки предпринимательства ведется настойчивая работа в федеральных министерствах и ведомствах по исключению из перечня лицензируемых импортных товаров грибов, ягод, орехов. Наше предложение включено в подготовленный Минэкономразвития проект постановления Правительства Российской Федерации, который в настоящее время проходит этап согласований.
Кроме того, сдерживающими факторами развития данной отрасли в области являются такие причины:
- острый недостаток оборотных средств, связанный с коротким сроком заготовок в больших объемах;
- недостаточное оснащение заготовительных пунктов высокопроизводительными эффективными холодильными установками, а также стационарных цехов по переработке заготовленной продукции новым современным оборудованием;
- недостаток в перерабатывающей промышленности квалифицированных кадров, и в первую очередь инженеров-технологов.
Для решения этих проблем, учитывая крайне ограниченные возможности выделения бюджетных средств, изыскиваются альтернативные формы финансирования капитальных вложений в заготовку и переработку дикоросов: привлечение сторонних инвесторов, льготных институциональных кредитов, разработка проектов, инвестируемых на конкурсной основе. Так, Фондом поддержки предпринимательства только за период с 1996 г. на эти цели было выделено более 4 млн р. льготных кредитов.
С пониманием того факта, что восполняемые природные ресурсы (орехи, грибы, ягоды) стали востребованным на рынке товаром, возникает необходимость в государственной политике в данной отрасли.
Формирование на территории субъектов Российской Федерации системы эффективного управления возобновляемыми сырьевыми ресурсами предполагает:
- отработку законодательных и иных регулирующих-механизмов, направленных на совершенствование государственного регулирования лесохозяйственной деятельности;
- отработку системы льгот, квотирования и ресурсного распределения в части лесопользования;
- разработку системы экспортных пошлин.
Обязательным начальным этапом эксплуатации
природных ресурсов является разработка режима использования дикоросов, гарантирующего условия воспроизводства сырьевых ресурсов и обеспечивающего максимально быстрое восстановление природных популяций эксплуатируемых растений после заготовок.
На территории Томской области правила пользования лесным фондом для заготовки второстепенных лесных ресурсов и осуществления побочного лесопользования определены решением Государственной думы Томской области № 89 от 28.05.98 г., где установлены: виды побочного лесопользования; сроки осуществления побочного лесопользования; порядок предоставления права на осуществление побочного лесопользования; ставки лесных податей за осуществление побочного лесопользования; правила и ограничения и др.
Департаментом государственного регулирования потребительского рынка, продовольствия, перерабатывающей промышленности и поддержки предпринимательства ведется постоянная работа по анализу, прогнозированию и созданию условий для успешной работы отрасли с целью увеличения объемов сбора и переработки природного растительного сырья Томской области, привлечения на территорию средств, создания сезонных рабочих мест, повышения эффективности и прибыльности данного производства.