Научная статья на тему 'Возникновение шелкоткацких и суконных предприятий в среднем и Нижнем Поволжье при Петре I'

Возникновение шелкоткацких и суконных предприятий в среднем и Нижнем Поволжье при Петре I Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1008
97
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Возникновение шелкоткацких и суконных предприятий в среднем и Нижнем Поволжье при Петре I»

ИСТОРИЯ

В.В. Кистенев*

ВОЗНИКНОВЕНИЕ ШЕЛКОТКАЦКИХ И СУКОННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ В СРЕДНЕМ И НИЖНЕМ ПОВОЛЖЬЕ ПРИ ПЕТРЕ I

Статья посвящена одному из наименее изученных аспектов истории промышленного развития Поволжья в начале XVIII в. Шелкоткацкие и суконные мануфактуры, основанные Петром I в Среднем и Нижнем Поволжье, способствовали социально-экономическому развитию края и усилению рыночных связей с другими регионами страны. Автором предпринята попытка комплексного рассмотрения процесса формирования в исследуемом регионе крупной текстильной промышленности в первой четверти XVIII века.

Одним из интереснейших районов России в годы реформ Петра I являлось Среднее и Нижнее Поволжье. Уже со второй половины XVI -XVII веков регион приобретает огромное значение вследствие своего положения, которое заключалось, прежде всего, в том, что его территория прилегала к главной транспортной артерии России - Волге, а также располагала богатейшими в стране природными ресурсами. С начала XVIII в. в Среднем и Нижнем Поволжье правительство ведет строительство крупных химических предприятий для выпуска оружия, создаются каналы и верфи, развивается текстильная промышленность. Последняя является наименее изученной, возможно, вследствие крайне

* © Кистенев В.В., 2007

Кистенев Виталий Валентинович — кафедра российской истории Самарского государственного университета

скудной источниковой базы. Авторы, занимающиеся данным периодом, считают, что на исследуемой территории возникают крупные мануфактуры по производству шелка и сукна.

В настоящем исследовании мы рассмотрим процесс формирования крупной текстильной промышленности: развитие шелкопрядения в Астрахани и организацию Казанской суконной фабрики.

Устраивая шелковые мануфактуры, Петр I искал образцы их на Западе; оттуда и он и фабриканты добывали мастеров; оттуда шли в Россию, кроме материй, краски и - в малой доле - шелк. Но больше всего шелк поступал из Закавказья, Персии и Средней Азии.

Шелк - это ценнейшее текстильное волокно животного происхождения. Невероятная дороговизна и ажиотажный спрос на шелковые материи определялись не только эстетическими их качествами [1. С. 6], прочностью нити и поразительной ее протяженностью [2. С. 3]. Главная причина заключалась в другом. Шелковая ткань обладает дезинфекционными свойствами. А это при повсеместной, порой чудовищной антисанитарии того времени было буквальным спасением для обладателя такого платья [3. С. 58].

Подчеркнем, что речь идет не только о шелкоткачестве, но и о разведении шелкопрядов для получения шелковой нити. Известно, что за время царствования Петра была создана, по сути, новая отрасль мануфактурной промышленности.

Астрахань, являясь пунктом, где задерживался поток сырья и готовых изделий, шедших в Россию (и через неё в Европу), городом с пестрым, в значительной степени восточным населением, могущим и быть потребителем и выделить опытных рабочих, была удобным местом возникновения шелкоткацкого производства. 30 мая 1700 г. Петр дает наказ астраханскому воеводе Мусину-Пушкину «Учинить же наказ крепкий, чтобы никто под смертной казнью тутовых деревьев не сек. А велеть тутовые деревья разводить наемными людьми» [4. С. 58]. А в 1718 г. государь пожаловал грамоту армянину Сафару Васильеву, по которой ему отводились земли для заведения шелковичного завода. Это был первый частный завод. Заводчик и его фабрика вверены были попечению казанского и астраханского губернаторов [4. С. 58]. Голиков в своем труде отметил в описании Астрахани: «Многие из упомянутых иноверцев [выше перечислены армяне, ногайские татары, бухарцы и другие восточные народности] имели [к концу царствования Петра] свои фабрики шелковые и бумажные и отправляли знатную торговлю с Персией и другими соседственными оной народами» [5. С. 228].

В 1720 г. по указу Петра I на реке Ахтубе был учрежден шелковый завод. Взялся за это дело купец Духов. В том же 1720 г. была проведена подушная перепись низового Поволжья. Прибывший сюда царицынский воевода объявил «безродным», что они теперь прозываются не беглыми, а царскими казенными крестьянами. И предстоит им теперь

по царскому указу построить Ахтубинский шелковый завод, и будут они от казны получать плату за работу: мужчины с лошадью - 10 копеек, без лошади - 5 копеек в сутки [4. С. 91].

Как казенные крестьяне жители ахтубинских городков облагались податью за пользование казенным лесом и за рыбную ловлю. Также огласил воевода указ о разведении тутовых деревьев и вскармливании тутового червя, и что строгий надзор будет за этим.

Описание изображения завода не сохранилось, но из воспоминаний старых жителей сел Верхней и Средней Ахтубы можно составить следующее представление о нем. Завод - это два огромных рубленых строения барачного типа длиной 50 и шириной 20 саженей с высокими потолками. В одном на солнечной стороне - отделение для выкормки шелковичного червя. В другом - коконник, где черви завивались в кокон. Стены строений были оштукатурены и побелены. Помещения отапливались печами, только высокие трубы над кровлей и напоминали завод. На солнечной стороне имелись наверху слюдяные окна для подогрева и регулирования температуры. Термометров тогда не было, мастер определял температуру «чутьем». Через несколько лет был построен еще один такой же барак и назывался он «шелкомотальный завод с примитивными ручными машинами для перемотки шелка из кокона в моток» [4. С. 91].

Весной 1721 г. был получен первый ахтубинский шелк. Для организации этого нового дела прибыли из Астрахани два мастера по шелководству - армяне. Они привезли с собой семена шелковичного червя (грену).

Необходимо отметить, что астраханская шелкоткацкая промышленность заняла на русском рынке совсем особое место, не выступая конкурентом более мощной и лучше обеспеченной техническими силами промышленности центрального района - Москвы и Ярославля. Эта последняя производила ткани западного стиля и рисунка. Астраханские мануфактуры вырабатывали, наоборот, главным образом восточные ткани: кановаты, мухояры, бахчи, фаты. Особенностью астраханской промышленности было изготовление полушелковых тканей, каких совсем не давали на рынок Москва и Ярославль [4. С. 639]. Астраханская промышленность была рассчитана, прежде всего, на восточного потребителя и русских местных жителей, усвоивших восточные вкусы, и рядом с этим выпускала наиболее дешевые - полушелковые ткани.

После смерти Петра, как известно, замечается перемена к худшему: наступает заминка, даже сокращается число их, во всяком случае число мануфактур шелкоткацких. Новый подъем в промышленности начинается примерно с 1740-х годов.

Наряду с развитием шелкоткацкой промышленности в Нижнем Поволжье, в первой четверти XVIII в. возникает суконное производство на Средней Волге.

Заканчивая переформирование русской армии в регулярную, Петр I старался и переодеть её в суконный мундир европейского покроя [6. Б. 24] и с целью бесперебойного и обеспеченного от случайностей внешних отношений снабжения армии создавал и поддерживал суконные и каразейные фабрики [7. С. 4]. Царь освобождал учеников и работников суконного дела от всех податей «опричь дворового тягла» [8. С. 477] и писал, «чтобы все встречающиеся препятствия при учреждении фабрик тотчас были отвращены» [9. С. 36].

В 1714 году была построена подобная фабрика в Казани. Первоначально завод состоял из небольшого деревянного строения. В его производственном процессе в 1719 году было занято значительное число рабочих - 212. Из-за границы выписывались опытные специалисты, хорошие породы овец [10. С. 352-353]. Как видно из писем, выявленных нами в фонде «Кабинета Петра I», большая часть шерсти всё же была покупной: «Шерсти купить кубашенской и каспийской пуд по двадцати и половину послать в Казань» [11. Л. 528-528 об]. Изготовлялись, прежде всего, сукна военного образца и рядом с ними ткавшиеся также для военного ведомства каразеи (каразея - род ткани из грубой шерсти) [12. Б. 120-121]. Около завода сгруппировалась и вся жилая слободка, которая административно не входила в черту города [13. С. 28]. Руководил казенным производством подполковник Грузинский, а затем вице-губернатор Н. Кудрявцев.

Большинство суконных фабрик, учрежденных «на казенном коште», как утверждает Д. И. Девятисильная, были убыточны [14. С. 14]. В регламенте Мануфактур-коллегии находим: «Которыя мануфактуры и фабрики заведены и впредь заведутся казной Его Величества, такие приведя в доброе состояние отдавать партикулярным людям и в том Коллегии иметь прилежное старание» [15. П. 15].

Видимо, по этой причине Петр I, посетивший Казань 27 мая 1722 г., решил отдать фабрику в частные руки - предпринимателю И.А. Мик-ляеву, имевшему к тому времени своё суконное производство. В руках И.А. Микляева предприятие развивалось, как отмечали иностранцы: «Заведена большая и прекрасная фабрика для выделки сукон и хорошо идет» [16. С. 356], население слободы достигло 2000 жителей [17.

С. 102].

Данные о составе рабочих свидетельствуют о профессиональном разделении труда и о последовательности отдельных операций. Выделялись чесальщики, шпульники, бобинщики, ткачи, красильщики, переборщики [18. С. 497-499]. Казанская суконная фабрика имела в 1724 г. при 40 станах 587 рабочих [19. С. 16-17], т. е. около 14,5 человек на стан [13. С. 33]. В 1729 г. уже 51 стан и до 748 мастеровых людей [14. С. 15]. В среднем каждый стан давал от 800 до 1200 аршин сукна в год (в целом 61200 аршин), что составляло примерно 10 % от общего количества вырабатываемого сукна в России в конце царствования Петра I.

Таким образом, анализ фактического материала показывает, что «суконная фабрика» и шелкопрядильные предприятия изучаемого периода в Поволжье были построены по типу централизованной мануфактуры с большой концентрацией производства, с далеко проведенной специализацией труда. Что касается характеристики мануфактуры, то её природу следует признать «крепостнической», но с элементами капиталистических отношений. Петру I не удалось достигнуть намеченной цели - одеть армию в мундир русского сукна, тем не менее постройка Казанской суконной фабрики дала импульс к развитию в этом регионе промышленного производства: растет количество людей, занятых непосредственно в этой отрасли, появляются кадры отечественных мастеров по изготовлению сукон. С возникновением крупного шелкопрядильного производства Астрахань из-за своеобразного ассортимента товаров занимает особое место на внутреннем рынке империи. Поволжский регион как быстро развивающийся центр промышленности начинает оказывать серьезное влияние на формирование единого экономического пространства страны.

Библиографический список

1. Лубо-Лесниченко, Е.И. Китай на Шелковом пути / Е.И. Лубо-Лесниченко. — М., 1994.

2. Иерусалимская, А.А. Кавказ на Шелковом пути / А.А. Иерусалимская. — СПб., 1992.

3. Петров, A.M. Великий Шелковый путь / А.М. Петров. — М., 1995.

4. Башлыжова, Т.А. Быии заволжского края: Исторические очерки / Т.А. Башлыкова. — Волгоград, 1999.

5. Голиков, И.И. Деяния Петра Великого, мудрейшего преобразователя России: в 18 т. / И.И. Голиков. - М., 1797. Т. 18.

6. Donnert, E. Peter der GroBe (1672-1725). Leben und Werk / E. Donnert // Schatze aus dem Kreml: Peter GroBe in Westeuropa. - Munchen; Bremen, 1991.

7. Бурнашев, В. Очерк истории мануфактур в России / В. Бурнашев. — СПб., 1833.

8. Письма и бумаги императора Петра Великого. — М., 1952. Т. IV

9. Голиков, И.И. Деяния Петра Великого, мудрейшего преобразователя России: в 15 т. / И.И. Голиков. — М., 1837. Т. 3.

10. Фоккеродт, И. О. России при Петре I / И.О. Фоккеродт // Реформы Петра I. Сборник документов. — М., 1937.

11. Российский государственный архив древних актов (РГАДА). — Ф. 9. «Кабинет Петра I и его продолжение». — Отд. II. — Оп. 3. — Ч. 3. — Кн. 42. — Л. 528528 об.

12. Wittram, R. Peter der Grosse. Der Eintritt Russlands in die Neuzeit / R. Wittram. -Berlin, Gottingen, Heidelberg, 1954.

13. Любомиров, П.Г. Очерки по истории русской промышленности / П.Г. Любомиров. — М., 1947.

14. Девятисильная, Д.И. Фабрики и заводы в царствование императора Петра Великого. Историко-экономическое исследование / Д.И. Девятисильная. — Киев, 1917.

15. Полное собрание законов Российской империи, собрание первое, с 1649 г. по 12 декабря 1825 г. (ПСЗ). - Т. IV - № 4378. - П. 15. - СПб., 1830.

16. Плейер, О. О нынешнем состоянии государственного управления в Московии / О. Плейер // Реформы Петра I. Сборник документов. - М., 1937.

17. Кулишер, И.М. Очерк истории русской промышленности / И.М. Кулишер. -Пг., 1922.

18. ПСЗ. - Т. XI. - № 8440. - СПб., 1830.

19. Туган-Барановский, М.И. Русская фабрика в прошлом и настоящем. Историко-экономическое исследование / М.И. Туган-Барановский. - СПб., 1898. Т.1.

V. V. Kistenev

THE BEGINNINGS OF THE SILK-WEAVING AND CLOTH MANUFACTORIES IN THE MIDDLE AND LOW VOLGA REGION IN THE TIME OF PETER I

In the paper one of the least learned aspects of the history of the industrial development of the Volga region an the beginning of the 18th century is considered. The silk-weaving and cloth manufactories founded by Peter I in the Middle and Low Volga region assisted the social-economic development of the area and the growing of the market links with the other regions of the country.

The author undertakes the attempt of the complex viewing of the process of the forming of the large-scale textile industry in the examined region.

Статья принята в окончательном варианте 27.08.07 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.