Первые шаги в науке
Аншаков Евгений Алексеевич
аспирант
Самарский филиал Московского городского педагогического университета
ВОЗНИКНОВЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ «СОЮЗ СОВЕТСКИХ ХУДОЖНИКОВ» НА СРЕДНЕЙ ВОЛГЕ В 1935-1941 гг.
В отечественной историографии еще не получило полного отражения возникновение региональных отделений Союза советских художников. Современная Россия является во многом наследницей Советского Союза, поэтому сегодня представляются важными и значимыми изучение процессов взаимодействия государства и искусства, преломления идеологических установок в творчестве художников, а также рассмотрение организационных форм художественной жизни. Таким образом, целью статьи является рассмотрение создания организации «Союз Советских художников» на примере филиалов в Среднем Поволжье.
Рубеж 1920-х - 1930-х гг. в историографии именуется временем «великого перелома», когда начался период ужесточения политических репрессий, как реализация сталинского тезиса «об обострении классовой борьбы», сворачивание НЭПа, индустриализации, коллективизации и т.д. В таких условиях свободное развитие искусства становилось невозможным. Плюрализм мнений и творчества 1920-х гг. сменилось жесткой централизацией управления искусством.
В 1932 г. вышло Постановление ЦК ВКП(б) «О перестройке литературно-художественных организаций», основным содержанием которого стало то, что государство переставало помогать творческим организациям. Более того, все творческие организации должны были быть ликвидированы, вместо них стали появляться союзы, более крупные структуры, призванные поднять литературно-художественную работу на новый уровень. Партия отводила творческим союзам важную роль в формировании художественной интеллигенции, ее коммунистического мировоззрения, а творческие союзы в свою очередь должны были всегда поддерживать идеологический курс, определяемый решениями КПСС, документами съездов и Пленумов ЦК .
Первые союзы советских художников (ССХ) Среднего Поволжья по своей сути являлись наследниками Ассоциации художников революции (АХР), филиал которой был открыт в Самаре в 1923 г., но только в 1925 г. на заседании президиума АХРа в Москве филиал был утвержден. В 1926 г. в Пензе было образовано Объединение Молодежи Ассоциации Художников Революции (ОМАХР). После образования в 1928 г. Средне-Волжской области все
1 Постановление ЦК ВКП(б) от 23 апреля 1932 года «О перестройке литературно-художественных организаций» // Партийное строительство. 1932. № 9. С. 62.
Первые шаги в науке
филиалы АХР в Среднем Поволжье объединились под руководством Самарского центра. Была установлена связь с Уфой и Пензой, коллективами Бузулука и Ульяновска. Организация ежегодно выставляла работы, тесно обменивалась творческим опытом с художниками других городов. Филиал АХРа в Самаре стал одним из самых крупных и активных не только в Поволжье, но и в стране .
Анализ численного состава АХРа: чаще всего в филиал АХРа попадали из ОМАХРа, так, в 1929 г. в ОМАХР входило 29 человек3. Самарский филиал в 1931 г. насчитывал 26 человек, из них 5 рабочих, 8 крестьян, 8 служащих, прочих - 5; 3 человека имели высшее художественное образование, 14 - среднее, 9 - незаконченное самообразование.
Организованные выставки, как правило, вызывали интерес рабочих. Широкое распространение как в стране, так и на Средней Волге получили передвижные выставки. Так, в январе 1928 г. на выставке, организованной Самарским филиалом АХР в небольшом городке Средне-Волжского края Бугуруслане, побывало 1733 человека. Привлекательности такому виду проведения досуга придавала и часто практиковавшаяся бесплатность выставок. Затраты же на их организацию компенсировались в некоторой степени продажей
4
картин посетителям .
Как уже отмечалось, после выхода Постановления ЦК ВКП(б) «О перестройке литературно-художественных организаций» все филиалы АХР были ликвидированы и во всех крупных городах Среднего Поволжья началась подготовка к созданию городских отделений ССХ5.
В период между самоликвидацией АХР и перед созданием ССХ была создана периферийная организация - кооператив «Художник», - которая должна была поддерживать художников, пока не будет создана крупная и централизованная структура. Всем городским районным советам и отделу народного образования (ОНО) было предложено оказать необходимую поддержку кооперативу «Художник» в создании производственной базы и организации филиалов в крупных районных центрах (Куйбышев, Оренбург, Сызрань, Пенза, Ульяновск и др.). Впоследствии кооператив должен был приступить к массовому серийному выпуску художественных знамён, досок соревнования и других изоработ. Крайоно было поручено установить наблюдение за поступающей в торгующие организации художественной продукцией6. Большим спросом пользовались
«7 г* 8
портреты советских партийных деятелей , портреты Сталина .
В период 1933-1938 гг. в кооператив входило разное количество человек. В среднем было по 35 человек. Больше половины были художниками, остальные - обслуживающий
2 Царев И.С. Деятельность ассоциации художников революционной России в Среднем Поволжье в 19231932 гг. // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. 2019. № 4(52). С. 55.
3 Там же. С. 58.
4 т-
Там же.
5 Кожевникова В. У мастеров кисти... Союз рабис и крайоно ответственны за развал работы среди художников // Волжская коммуна. 1934. 4 июня. С. 4.
6 Художник не будет работать впустую // Волжская коммуна. 1933. 11 апреля. С. 4.
7 В товариществе «Художник» // Рабочая Пенза. 1938. 27 июля. С. 4.
8 У художников // Рабочая Пенза. 1938. 16 января. С. 3.
Первые шаги в науке
9
персонал .
Несмотря на то, что кооператив должен был помогать работникам искусств, зачастую основными вопросами и развитием творческой работы оно совершенно не занималось. Условия для работы и обмена творческим опытом художников городов Среднего Поволжья не создавались, групповые и передвижные выставки не проводились10. В газетах часто писалось об отсутствии сбыта произведений, отрыве руководства кооператива художников от своих членов, отсутствии финансовой дисциплины, критики и самокритики, обсчете художников, в том числе, например, редакция газеты «Волжская коммуна» направляла
материал прокурору Фрунзенского района города Куйбышева Зинченко для принятия
11
срочных мер и привлечения виновных к ответственности .
Создание филиалов заняло определенное время. На основе периодической печати удалось восстановить хронологическую картину создания филиала ССХ города Куйбышева. После опубликования постановления ЦК ВКП(б) «О перестройке литературно-художественных организаций» в 1932 г. кооператив «Художник» разработал примерный состав оргкомитета ССХ, но сектор искусств крайоно его не утвердил. В 1933 г. культурпроп крайкома партии обязал крайоно создать оргкомитет ССХ. В 1934 г. был выработан устав оргкомитета самарского ССХ, намечены кандидаты в его члены. Но и в 1933 г., и в 1934 г. оргкомитета создано не было. По причине того, что в крайоно ссылались на то, что была потеряна директива культпропа. Когда художники снова попытались пойти в крайоно, то заведующий Средне-Волжским крайоно М.Р. Долинко заявил, что до тех пор, пока не будет директивы Наркомпроса, «нелегальную организацию» он создавать не будет12.
После неоднократных напоминаний «Волжской коммуны» в 1934 г. была выделена комиссия для подготовительной работы по созданию оргкомитета ССХ, в составе Клих, Меркулова, Грецова и Орлова. В состав оргкомитета вошли: Меркулов (художник), Савинов (Музей революции), Грецов (кооператив «Художник»), Степанова (краеведческий музей), Копылов (скульптор). Художник Грецов выехал в Москву и Ленинград для ознакомления с работой и организационной структурой ССХ13.
В итоге оргкомитет ССХ был создан осенью 1934 г., который с весны 1935 г. уже не выполнял своих функций и почти не работал. Летом 1935 г. членами оргкомитета была проведена анкета среди художников Куйбышева, Ульяновска и Сызрани, из которой становится ясно, что оргкомитет не знает состав художников, не знает, чем живет
14
художник .
По данным газеты «Волжская коммуна», к весне 1937 г. Куйбышевская область насчитывала около 240 художников. 90 из них работали в Куйбышеве, но ни оргкомитет союза художников, ни Союз работников искусства (рабис) не занимались организацией их работы. Лучшие художники покидали кооператив «Художник». Художественные
9 В товариществе «Художник» // Рабочая Пенза. 1938. 29 марта. С. 4.
10 Осипов М. Развивать изобразительное искусство // Сталинское знамя. 1940. 3 июля. С. 1.
11 Иванов К. В товариществе «Художник» нет порядка // Волжская коммуна. 1939. 16 января. С. 3.
12 Кожевникова В. У мастеров кисти... Союз рабис и крайоно ответственны за развал работы среди художни-ков // Волжская коммуна. 1934. 4 июня. С. 4.
13 Союз художников будет создан // Волжская коммуна. 1934. 28 июня. С. 4.
14 БейлинсонД. Заметки о художниках нашего края // Волжская коммуна. 1935. 10 сентября. С. 3.
Первые шаги в науке
кооперативы были, по существу, беспризорны. Не было помещения под художественно-оформительские работы, не было комнаты для конторы, выполнение иногородних заказов задерживалось на 3-4 месяца. Газета «Волжская коммуна» не раз напоминала управлению по делам искусств, облрабису и оргкомитету ССХ, о том, чтобы «по-настоящему приняться за организацию куйбышевских художников»15.
Очередной вехой в создании ССХ становится 1938 г. Облисполком Куйбышевской области принял решение об организации в области ССХ. В мае предполагалось провести областную конференцию работников изобразительного искусства16. Но дата была перенесена на 7 июля. Областная конференция строго и очень критически подошла к оценке работы оргкомитета ССХ. На конференции было отмечено, что первой задачей организации должна быть забота о художнике, чтобы все художники не оставались вне влияния ССХ, партийных и советских органов. Для этого было необходимо совершить решительный перелом и в руководстве управления по делам искусств17.
Официальной датой открытия Куйбышевского отделения ССХ, которое возглавил
18
художник П.Д. Козлов, считается 9 июля 1938 г.18
Датой открытия Пензенского отделения ССХ, которое возглавил художник А.И. Постнов,
19 /-
считается 25 января 1940 г. При этом нужно заметить, что в Пензе оргкомитет также был
создан намного раньше - в 1934 г., но вся творческая жизнь и связь между художниками
была аккумулирована вокруг пензенского художественного училища20.
Ульяновское отделение ССХ открылось 8 июня 1936 г., но оно начало существовать как
филиал Куйбышевского отделения (тогда еще оргкомитета). Председателем был также
Куйбышевский художник П.Д. Козлов, председателем Ульяновского филиала Куйбышевского
ССХ был М.М. Радонежский, который стал самостоятельной организацией только в 1940 г.21
При этом следует отметить, что, несмотря на организационные проблемы, творческая
деятельность художников в указанные годы не останавливалась. Первая большая выставка
оргкомитета Куйбышевского оргкомитета ССХ в 1937 г. была приурочена к 20-летию
Октябрьской социалистической революции. Художником Борисовым была показана картина
«Провозглашение Советской власти в Самаре В.В. Куйбышевым». Художник В.Н. Попов
представил серию портретов орденоносцев и стахановцев Куйбышевской области. Художник
Зорин дал на выставку волжские пейзажи и картины, отображающие участие рабочих
водного транспорта в революционном движении. Также в выставке приняли участие:
15 Горбунов, Кирин, Чернухин, Кравченко. Кто же организует работу художников? // Волжская коммуна. 1937. 29 марта. С. 3.
16 Союз советских художников в Куйбышеве // Волжская коммуна. 1938. 4 мая. С. 4.
17 Тихонов Н. Первая конференция художников области // Волжская коммуна. 1938. 6 июля. С. 4.
18 Самарское региональное отделение ВТОО «СХР». URL: https://www.shr.su/about/regions/regionaltie-otdeleniya/144/ (дата обращения: 06.08.2021).
19 Пензенское региональное отделение ВТОО «СХ России». URL: https://shr.su/about/regions/regionaltie-otdeleniya/131/ (дата обращения: 06.08.2021).
20 Тюнников Т. У художников // Рабочая Пенза. 1939. 4 января. С. 4.
21 Ульяновское региональное отделение ВТОО «СХ России». URL: https://shr.su/about/regions/regionaltie-otdeleniya/165/ (дата обращения: 06.08.2021).
Первые шаги в науке
Горюшкин-Сорокопудов (Пенза), Ланков (Ульяновск), Грошев (Ульяновск), Подбельский (Куйбышев), Копылов (Куйбышев), Савинов (Саратов) и др.22
Первая Пензенская областная выставка работ местных художников была проведена осенью 1939 г. Выставка посвящалась XXII годовщине Великой Октябрьской социалистической революции. В ней приняли участие художники-самоучки, преподаватели пензенского художественного училища и коллективы кружков изобразительного искусства рабочих клубов. Так, пензенский художник Н.К. Краснов показал свою работу «Чапаев среди крестьян», эскизы к картинам о Чапаеве и чапаевцах. Преподаватель художественного училища Н.Я. Евстигнеев выставил большие картины «Лыжницы у финиша», «Художник среди колхозниц», «Отдых рабочего у себя на квартире» и несколько мелких работ. Преподаватель А.Н. Семенов выставил более ста пейзажных этюдов Волги. С пейзажами, этюдами и карандашным набросками выступили также А.И. Наненков, Ф.К. Цымбай,
23
М.Е. Валушин и др.
В Ульяновске первая большая выставка картин местных художников, на которой было представлено 150 произведений, была проведена в 1940 г. Выставку посетило около трех тысяч человек. Многие посетители записали в книгу впечатлений свои отзывы. Например: «Приятно, что на родине Ильича имеются талантливые люди, любящие искусство. В целом выставка производит хорошее впечатление. Блохин». Ульяновский государственный художественный музей приобрёл 17 лучших работ. В числе их «Портрет ректора Академии» - работа художника Остроградского. «Сенокос», «Отдых», «Колхозный сторож» и «Пионерка» - художника Ланкова; «Озеро», «Волга» - Свиридова, этюды Панина и Радонежского, а также барельеф Пушкина работы скульптура Васильева24 и др.
С 1934 г. по 1940 г. каждый год проводились областные отчетные выставки, в основном в городе Куйбышеве, на которых демонстрировалось более 200 работ. Художественная продукция активно покупалась областным художественным музеем. Так, в конце 1940 г. -начале 1941 г. Куйбышевский художественный музей приобрёл 17 работ художников25.
Союз художников являлся для государства удобной формой контролирования творческого процесса и продвижения идей соцреализма, который, как известно, выступал в качестве «единственно правильного» стиля советского искусства.
Переход от более свободных типов организаций художников к централизованной структуре выявил ряд проблем в развитии художественных сообществ в Среднем Поволжье в целом и в развитии изобразительного искусства в частности. Несмотря на то, что постановление «О перестройке литературно-художественных организаций» вышло в 1932 г., оргкомитет в самой густонаселённой области Среднего Поволжья - Куйбышевской был создан только в 1934 г., сам же филиал ССХ учреждён только в 1938 г. В Пензенской и Ульяновской областях - в 1940 г. Такое долгое становление было связно прежде всего с негибкостью и забюрократизированностью советской системы. Промежуточная
22 Художники к XX годовщине Октябрьской социалистической революции // Волжская коммуна. 1937. 21 марта. С. 4.
23 Чернов Н. Выставка работ художников // Сталинское знамя. 1939. 22 октября. С. 4.
24 Королев Я. Выставка картин ульяновских художников // Волжская коммуна. 1940. 12 февраля. С. 4.
25 Выставка творчества художников // Волжская коммуна. 1940. 11 ноября. С. 4; Выставка творчества художников области // Волжская коммуна. 1940. 14 декабря. С. 4.
Первые шаги в науке
организация, кооператив «Художник», не только не помогала в создании ССХ и в проведении выставок, но, не имея контроля политических органов, иногда и вовсе являлась препятствием, став в конечном итоге полусамостоятельной организацией (но которая в дальнейшем зависела от заказов в самом ССХ). Процесс контроля и критики как художественных работ, так и в создании ССХ (в Куйбышевской и Ульяновских областях) взяла на себя редакция газеты «Волжская коммуна», на чьих страницах часто печатались замечания. В то время как газеты Пензенской области («Рабочая Пенза» и «Сталинское знамя») художников и кооператив критиковали несравненно меньше, скорее поддерживали ту творческую среду, которая сформировалась в Пензенском художественном училище. Отчасти это и объясняет, почему в Пензенской области процесс учреждения ССХ занял еще
у— I/ « и и и /- и
больше времени, чем в Куйбышевской, т. к. отсутствовал четкий надзор одной публичной советской организации над другой.
Главный итог - организация была всё же создана усилиями самих художников и работников периодической печати. Несмотря на сложные условия, творческая работа продолжилась, на выставки поступали сотни работ, а массовость посещения достигала тысячи человек. Основные жанры, в которых работали мастера изобразительного искусства: волжский пейзаж, натюрморты, сюжетные композиции на темы Великой Октябрьской революции. Если оставить в стороне субъективную оценку художественных работ, то можно отметить, что бюрократические перепонки создали вакуум в творческом процессе художников. Работы, которые демонстрировались на выставках не в полной мере, соответствовали тому, что ожидало государство и партия от художников. Качество и содержание работ становились частой мишенью критики в газетах, а всесоюзных наград и вовсе не было. По сравнению с периодом АХР, становление ССХ стало сложным и кризисным процессом, который протекал для художников в целом негативно.