Научная статья на тему 'Деятельность ассоциации художников революционной России в Среднем Поволжье в 1923-1932 гг'

Деятельность ассоциации художников революционной России в Среднем Поволжье в 1923-1932 гг Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
454
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТВОРЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ / ХУДОЖНИКИ / КУЛЬТУРНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ / АХР / ОМАХР / ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ / CREATIVE ORGANIZATIONS / ARTISTS / CULTURAL REVOLUTION / AHR / OMAHR / INTELLIGENTSIA

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Царев Илья Сергеевич

Актуальность и цели . В последние десятилетия положение творческой интеллигенции существенно изменилось. Конституционный запрет цензуры раскрепостил их творчество, обновилась тематика художественных произведений, появились новые сюжеты. Особое место в среде интеллигенции занимают художники, отражающие действительность средствами изобразительного искусства. В 1920-1930-е гг. для обмена опытом и творческого роста художники стали объединяться в профессиональные сообщества. Государство увидело в них определенную силу, с помощью которой можно доводить до народа свои идеи, политические установки и таким образом формировать массовое сознание. Подобной организацией стала Ассоциация художников революционной России (позже Ассоциация художников революции) (АХРР-АХР). Именно эта организация стала самой многочисленной и влиятельной в 1920-е гг. в СССР. Изучение ее деятельности может оказаться полезным в современных условиях, когда активность деятельности многих творческих организаций снижается. Цель настоящей работы показать деятельность АХРРа на примере филиалов в Среднем Поволжье и их влияние на культурный рост населения. Материалы и методы . Реализация исследовательских задач была достигнута на основе использования документов, извлеченных из фондов Государственного архива литературы и искусства: протоколов заседаний Президиума АХРРа, проколов заседаний Бюро филиалов АХРРа, заседаний Пензенского и Самарского филиалов АХРРа и Объединения молодежи Ассоциации художников революции (ОМАХР) и др. Методология статьи базируется на традиционных для исторических исследований принципах объективности, историзма, ценностного подхода. Используются методы сравнения, анализа, обобщения. Особое значение для решения исследовательских задач имеет теория конструирования новой социальной реальности, в рамках которой художественная интеллигенция предстает в ранге объекта и одновременно инструмента государственной политики по формированию новой культурной идентичности, ориентирующей социум на восприятие ценностей модернизма. Высокую познавательную ценность для данного исследования имеет теория модернизации, представленная в историко-культурологическом ключе, где за основу взят приоритет духовных процессов. Результаты . Исследована деятельность Ассоциации художников революционной России, выявлено влияние данной организации на культуру края в контексте общероссийских тенденций. Выводы . Полученные в результате исследования данные объясняют политику государства в отношении творческих объединений художников в первые годы существования советской власти, позволяют проследить причинно-следственные связи в процессе формирования творческой интеллигенции новой формации, а также обусловленность процесса культурной революцией и спецификой Среднего Поволжья в рассматриваемый период. Ассоциация художников революции как пример успешной организации художников является красочной демонстрацией достижения целей нового государства. При помощи выставок, докладов и мероприятий Ассоциация проводила успешную деятельность по вовлечению населения в культурный процесс и формированию нового миропонимания, нового сознания масс.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ASSOCIATION’S ACTIVITIES OF ARTISTS OF REVOLUTIONARY RUSSIA IN THE MIDDLE VOLGA REGION IN 1923-1932

Background . At the present stage, the situation of the creative intelligentsia has changed greatly. The constitutional ban of censorship liberated their creativity, the subject of works of art was updated, there were new, courageous plots. A special place among the intelligentsia is occupied by artists who, through their works, help people learn about historical events, their interpretation and form their own opinion about them. In the 1920s-1930s, artists began to unite in professional communities to exchange experiences and creative growth. The state saw in them a certain force by means of which it is possible to bring to the people the ideas, political installations and thus to form mass consciousness. Such an organization was the Association of artists of revolutionary Russia (later the Association of artists of the revolution) (AHRR-AHR). It was this organization that became the most numerous and influential in the 1920s in the USSR. The study of its activities can be useful in modern conditions, when the activity of many creative organizations is reduced. The purpose of this work is to show the activities of AHRR on the example of branches in the Middle Volga region and their impact on the cultural growth of the population. Materials and methods . Implementation of research tasks was achieved through the use of documents retrieved from the collections of the State archive of literature and art: protocols of the meetings of the Presidium of the Association of Artists of revolutionary Russia (AHRR), puncture of the meetings of the Bureau branches AHRR, meetings Penza and Samara branches of the AHRR and the youth Union of the Association of artists of the revolution (MAHR), etc. The methodology of the article is based on the principles of objectivity, historicism, and value approach traditional for historical research. Methods of comparison, analysis, generalization are used. Of particular importance for the solution of research problems is the theory of constructing a new social reality, in which the artistic intelligentsia appears as an object and at the same time an instrument of state policy for the formation of a new cultural identity, orienting society to the perception of the values of modernism. High cognitive value for this study is the theory of modernization, presented in the historical and cultural context, which is based on the priority of spiritual processes. Results . The activity of the Association of artists of revolutionary Russia is investigated, the influence of this organization on the culture of the region in the context of all-Russian trends is revealed. Conclusions . The data obtained as a result of the study explain the policy of the state in relation to the creative associations of artists in the early years of the Soviet power, allow us to trace the cause-and-effect relations in the process of formation of the creative intelligentsia of the new formation, as well as the conditionality of the process of the cultural revolution and the specifics of the Middle Volga region in the period under consideration. The Association of artists of the revolution as an example of successful organization of artists is a colorful demonstration of achieving the goals of the new state. With the help of exhibitions, reports and events, the Association carried out successful activities to involve the population in the cultural process and the formation of a new worldview, a new consciousness of the masses.

Текст научной работы на тему «Деятельность ассоциации художников революционной России в Среднем Поволжье в 1923-1932 гг»

УДК 980

Б01 10.21685/2072-3024-2019-4-5

И. С. Царев

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ АССОЦИАЦИИ ХУДОЖНИКОВ РЕВОЛЮЦИОННОЙ РОССИИ В СРЕДНЕМ ПОВОЛЖЬЕ

В 1923-1932 гг.

Аннотация.

Актуальность и цели. В последние десятилетия положение творческой интеллигенции существенно изменилось. Конституционный запрет цензуры раскрепостил их творчество, обновилась тематика художественных произведений, появились новые сюжеты. Особое место в среде интеллигенции занимают художники, отражающие действительность средствами изобразительного искусства. В 1920-1930-е гг. для обмена опытом и творческого роста художники стали объединяться в профессиональные сообщества. Государство увидело в них определенную силу, с помощью которой можно доводить до народа свои идеи, политические установки и таким образом формировать массовое сознание. Подобной организацией стала Ассоциация художников революционной России (позже Ассоциация художников революции) (АХРР-АХР). Именно эта организация стала самой многочисленной и влиятельной в 1920-е гг. в СССР. Изучение ее деятельности может оказаться полезным в современных условиях, когда активность деятельности многих творческих организаций снижается. Цель настоящей работы - показать деятельность АХРРа на примере филиалов в Среднем Поволжье и их влияние на культурный рост населения.

Материалы и методы. Реализация исследовательских задач была достигнута на основе использования документов, извлеченных из фондов Государственного архива литературы и искусства: протоколов заседаний Президиума АХРРа, проколов заседаний Бюро филиалов АХРРа, заседаний Пензенского и Самарского филиалов АХРРа и Объединения молодежи Ассоциации художников революции (ОМАХР) и др. Методология статьи базируется на традиционных для исторических исследований принципах объективности, историзма, ценностного подхода. Используются методы сравнения, анализа, обобщения. Особое значение для решения исследовательских задач имеет теория конструирования новой социальной реальности, в рамках которой художественная интеллигенция предстает в ранге объекта и одновременно инструмента государственной политики по формированию новой культурной идентичности, ориентирующей социум на восприятие ценностей модернизма. Высокую познавательную ценность для данного исследования имеет теория модернизации, представленная в историко-культурологическом ключе, где за основу взят приоритет духовных процессов.

Результаты. Исследована деятельность Ассоциации художников революционной России, выявлено влияние данной организации на культуру края в контексте общероссийских тенденций.

Выводы. Полученные в результате исследования данные объясняют политику государства в отношении творческих объединений художников в первые годы существования советской власти, позволяют проследить причинно-следственные связи в процессе формирования творческой интеллигенции новой

© Царев И. С., 2019. Данная статья доступна по условиям всемирной лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License (http://creativecommons.org/licenses/by/4.0/), которая дает разрешение на неограниченное использование, копирование на любые носители при условии указания авторства, источника и ссылки на лицензию Creative Commons, а также изменений, если таковые имеют место.

формации, а также обусловленность процесса культурной революцией и спецификой Среднего Поволжья в рассматриваемый период. Ассоциация художников революции как пример успешной организации художников является красочной демонстрацией достижения целей нового государства. При помощи выставок, докладов и мероприятий Ассоциация проводила успешную деятельность по вовлечению населения в культурный процесс и формированию нового миропонимания, нового сознания масс.

Ключевые слова: творческие организации, художники, культурная революция, АХР, ОМАХР, интеллигенция.

I. S. Tsarev

ASSOCIATION'S ACTIVITIES OF ARTISTS OF REVOLUTIONARY RUSSIA IN THE MIDDLE VOLGA REGION IN 1923-1932

Abstract.

Background. At the present stage, the situation of the creative intelligentsia has changed greatly. The constitutional ban of censorship liberated their creativity, the subject of works of art was updated, there were new, courageous plots. A special place among the intelligentsia is occupied by artists who, through their works, help people learn about historical events, their interpretation and form their own opinion about them. In the 1920s-1930s, artists began to unite in professional communities to exchange experiences and creative growth. The state saw in them a certain force by means of which it is possible to bring to the people the ideas, political installations and thus to form mass consciousness. Such an organization was the Association of artists of revolutionary Russia (later the Association of artists of the revolution) (AHRR-AHR). It was this organization that became the most numerous and influential in the 1920s in the USSR. The study of its activities can be useful in modern conditions, when the activity of many creative organizations is reduced. The purpose of this work is to show the activities of AHRR on the example of branches in the Middle Volga region and their impact on the cultural growth of the population.

Materials and methods. Implementation of research tasks was achieved through the use of documents retrieved from the collections of the State archive of literature and art: protocols of the meetings of the Presidium of the Association of Artists of revolutionary Russia (AHRR), puncture of the meetings of the Bureau branches AHRR, meetings Penza and Samara branches of the AHRR and the youth Union of the Association of artists of the revolution (MAHR), etc. The methodology of the article is based on the principles of objectivity, historicism, and value approach traditional for historical research. Methods of comparison, analysis, generalization are used. Of particular importance for the solution of research problems is the theory of constructing a new social reality, in which the artistic intelligentsia appears as an object and at the same time an instrument of state policy for the formation of a new cultural identity, orienting society to the perception of the values of modernism. High cognitive value for this study is the theory of modernization, presented in the historical and cultural context, which is based on the priority of spiritual processes.

Results. The activity of the Association of artists of revolutionary Russia is investigated, the influence of this organization on the culture of the region in the context of all-Russian trends is revealed.

Conclusions. The data obtained as a result of the study explain the policy of the state in relation to the creative associations of artists in the early years of the Soviet

power, allow us to trace the cause-and-effect relations in the process of formation of the creative intelligentsia of the new formation, as well as the conditionality of the process of the cultural revolution and the specifics of the Middle Volga region in the period under consideration. The Association of artists of the revolution as an example of successful organization of artists is a colorful demonstration of achieving the goals of the new state. With the help of exhibitions, reports and events, the Association carried out successful activities to involve the population in the cultural process and the formation of a new worldview, a new consciousness of the masses.

Keywords: creative organizations, artists, cultural revolution, AHR, OMAHR, intelligentsia.

После революции 1917 г. Россия вступила в полосу кардинальных изменений во всех сферах общественной жизни. Они коснулись не только политического устройства, но и отношения новой власти к творческой интеллигенции и творческим организациям. Стоит сказать, что одной из задач власти было формирование нового мировоззрения и воспитание сознательных строителей нового общества. Для реализации подобных задач и были созданы различные творческие организации. Они имели идеологическую направленность, но некоторый (хотя и небольшой) простор для выражения творческой индивидуальности все же оставался. Государство активно привлекало литераторов, музыкантов, артистов и художников к созданию нового пролетарского искусства. Крупные профессиональные творческие организации получали государственные заказы. Благодаря им члены организаций стали получать достойную оплату. Подобный симбиоз сотрудничества государства и творческих организаций позволил перевести культурный процесс на новый уровень - уровень пролетарского искусства.

Ассоциация художников революционной России (АХРР) (с 1928 г. -Ассоциация художников революции (АХР)) возникла в 1922 г. и в короткие сроки стала самым крупным объединением художников.

В Среднем Поволжье открылись филиалы АХРРа. В Самаре филиал был открыт в 1923 г., но только в 1925 г. на заседании президиума АХРРа в Москве филиал был утвержден [1, л. 3]. В 1926 г. в Пензе было образовано объединение молодежи Ассоциации художников революции. Цель объединения - «через искусство объединить мысль и волю массы для содействия пролетариату в осуществлении его классовых задач» [2, с. 154]. Во главе президиума ОМАХРа молодежь поставила известного художника И. С. Горюшки-на-Сорокопудова. Выступая на заседании президиума АХРР, он коснулся проблемы создания в Пензе филиала АХРРа и отметил неблагоприятные условия для ее решения: многие выпускники художественного техникума после окончания учебы уезжали в другие местности, а старые художники были «преданы рутине». Тем не менее к концу 1926 г. филиал АХРРа в Пензе был образован. Большинство членов филиала являлись выпускниками Художественного техникума.

После образования в 1928 г. Средне-Волжской области филиалы объединились под руководством Самарского центра. Была установлена связь с Уфой и Пензой, коллективами Бузулука и Ульяновска [3, л. 6], что свидетельствует о стремлении художников к более тесному сотрудничеству, обмену опытом работы.

На декабрь 1929 г. в АХРе числилось 40 утвержденных филиалов, в их числе краевой центр Самара, окружной центр Пенза. Ульяновский филиал был утвержден условно, так как организационно находился в ведении Средне-Волжского филиала.

В 1930 г. на заседании центрального бюро филиалов АХРа Самара была утверждена в качестве краевого Средне-Волжского художественного Центра. К нему был присоединен Чувашский филиал АХРа, ликвидированный из-за слабой организации художественной работы [4, л. 9].

Филиал АХРа в Самаре стал одним из самых крупных и активных филиалов не только в Поволжье, но и в стране. На заседании президиума АХРа работа Самарского филиала была высоко оценена, а сам филиал вошел в пятерку лучших филиалов страны [5, л. 54].

Для учета количества филиалов президиум АХРа решил провести их перерегистрацию. По ее итогам осталось только 15 областных центров, в том числе в Самаре. К концу 1930 г. к Самарскому филиалу присоединили филиалы Оренбурга и Пензы на том же основании, которое послужило причиной присоединения Чувашского филиала [4, л. 16].

Президиум АХРа с целью активизации работы творческих организаций и повышения уровня художественной ценности картин проводило политику поощрения лучших филиалов и художников. В частности, президиум предлагал экскурсию по Москве с 75% скидкой на железнодорожные билеты, 3-4 дня бесплатного проживания в Москве и бесплатное посещение ее музеев [5, л. 59].

Таким образом, мерами по улучшению работы художественных объединений были ликвидация неэффективных филиалов и присоединение слабых организаций к успешным. Это повышало уровень художественной работы и делало организации более авторитетными.

Что касается численного состава АХРа, то в Самарском филиале в 1925 г. числилось всего четыре члена [1, л. 30]. Чаще всего в филиал АХРа попадали из ОМАХРа. Так, в 1929 г. в Самарском отделении ОМАХРа насчитывалось 29 человек (28 мужчин и 1 женщина). Образование у всех членов ОМАХРа было от 7 до 9 классов.

Анализ анкетных данных лиц, вступающих в ряды ОМАХРа, дает нам сведения о принадлежности кандидатов к ВЛКСМ и профсоюзам. Из 29 членов Самарского отделения 15 человек являлись членами ВЛКСМ и 14 - членами профсоюза. Представителям бывших господствующих классов путь в организацию был, как правило, закрыт.

По социальному составу члены организации распределялись следующим образом: 4 человека являлись служащими, 9 - рабочими, 14 - крестьянами (батраками и бедняками) [6, л. 6]. Примерно таким же было распределение членов «взрослой» организации художников (АХР): в 1931 г. Самарский филиал АХРа насчитывал 26 человек, из них 5 рабочих, 8 крестьян, 8 служащих, прочих - 5; 3 человека имели высшее художественное образование, 14 - среднее, 9 - незаконченное самообразование [7, л. 9].

Помимо социального положения, при приеме в члены АХРа учитывалось и социальное происхождение кандидатов. Так, из 26 человек было 10 выходцев из служащих, 4 - из мещан, 6 - из крестьян, 5 - из рабочих и

1 - дочь учителя. Как видим, организация состояла преимущественно из трудовых слоев населения и была немногочисленной.

В 1926 г. в Москве на общем собрании АХРРа выступали представители Самарского и Пензенского филиалов [8, л. 4]. В этот период в Самаре было 50 художников, 35 из них состояли в АХРРе. Докладчик Самарского филиала АХРРа Г. П. Подбельский отмечал, что у ассоциации была оппозиция, которая состояла из 15 художников, не вступивших в АХРР. Они обвиняли руководство филиала в отсутствии свободы художественного творчества. Для опровержения обвинений филиал провел ряд выставок, докладов, экскурсий, которые должны были показать посетителям необоснованность обвинений. Творческие встречи на базе Художественного техникума имели следствием массовое вступление его учащихся в ОМАХР: 49 учащихся из 100 стали членами этой организации. Это было в определенном смысле победой над оппозицией, но не ликвидировало ее.

Одну из задач организаций пролетарских художников власть видела в ориентации творчества на революционные, пролетарские, коммунистические темы. А это требовало, как подчеркнул в своем докладе на общем собрании АХРРа представитель Самары А. Д. Михайлов, «идейной спайки» художников и партийного, политического руководства их организацией. С этой целью в состав Правления Самарского филиала АХРа был введен партийный работник А. В. Тизанов [3, л. 16]. Партийные ресурсы были задействованы в рекламе и агитации, в организации посещения выставок. В результате политическое просвещение населения художественными средствами активизировалось: в 1926 г. выставки посетили 4000 человек, в то время как в предшествующем - только 600 человек [8, л. 4].

На протяжении последующих лет Самарский АХРР продолжал оставаться одним из лучших в стране. В его отчете за 1928 г. отмечался подъем изобразительного искусства. И в этом видели три причины: 1) культурная революция и возрастающие потребности населения в культурном развитии; 2) развитие народного хозяйства СССР; 3) помощь государства в развитии и поддержке изобразительного искусства. Под помощью подразумевалась (помимо идейного руководства) материальная поддержка художественных организаций. Примером такой поддержки может служить и большой заказ Совета народных комиссаров в честь празднования десятилетия Октябрьской революции. Но помощь шла только тем организациям, которые вели общественно-художественную деятельность, т.е. наполняли творческую работу идеологическим содержанием: писали картины на историко-революционную тему [9, л. 14], участвовали в конкурсах на выполнение идеологических государственных заказов (например, в конкурсе на проект памятника Ильичу и др.).

Деятельность творческих объединений не была изолированной: писатели, художники, музыканты общались на различных мероприятиях, делились опытом работы. Помогал в организации таких встреч Союз работников искусств (Рабис), в частности, представитель Рабиса Н. А. Широков помогал в организации выставок АХРа.

Выступая на пятилетнем юбилее литературного общества «Слово», входящем в Ассоциацию пролетарских писателей, члены Самарского АХРРа отмечали, что обе ассоциации составляют литературное и художественное русло единого культурного процесса. Рассказывая о своей работе, с сожале-

нием констатировали, что отстают от литераторов в художественно-идеологическом просвещении масс: идеологическая сторона литературной организации «настолько четко поставлена, что лучшего и желать, пожалуй, нечего», художники же изображают вчерашний или позавчерашний, но не сегодняшний день. Вывод делали самокритичный: вопрос об успешности культурной революции упирался в отсталость не только массы, но и актива АХРРа [9, л. 6].

С проблемой актуальности творчества художников, их связей с массой трудящихся была тесно связана проблема сбыта картин: их практически никто не покупал. Изменить ситуацию могло только изменение системы и стиля работы. Самарский филиал АХРа стал устраивать студийные вечера с докладами об искусстве, стационарные и передвижные выставки. Популяризации творческой деятельности филиала способствовало его участие в оформлении праздника Октябрьской революции, организация выставок, посвященных Красной армии, творчеству М. Горького и др.

Большим успехом была отмечена 4-я выставка Самарского филиала АХРа в 1927 г. На ней были представлены революционные сюжеты: картины «Убийство тов. Венцека», «Въезд чехов в Самару», «Чапаев в бою», «Арест», «Венцек перед убийством», «Смерть Венцека» и др. [9, л. 15]. Успеху выставки способствовала востребованность трудящимися патриотических, революционных тем. Приобретение картин рядом организаций и частных лиц не только окупило затраты на организацию выставки, но и позволило филиалу приобрести собственное помещение.

Объединенные в Ассоциацию художники не разделяли тезиса «Искусство для искусства», они видели свое предназначение в служении народу и делу революции. С целью реализации этой миссии Ассоциация предпринимала усилия к преодолению творческой изоляции художников, способствовала их систематическим контактам с трудящимися: устраивала выставки, организовывала лекции на темы искусства, проводила творческие встречи с рабочими на предприятиях.

Одним из важных направлений деятельности организаций художников была систематическая работа по повышению уровня художественного образования их членов. Оно было неотделимо от образования политического, поскольку главное назначение художника власть видела в воспитательном воздействии на массы. Так, в 1927 г. Самарским ОМАХРом было проведено 17 собраний, на которых были прослушаны доклады на темы «Передвижники», «Революция и искусство», пять лекций - «Левое течение в искусстве», «Роль искусства в строительстве социализма», «Цели и задачи АХРР и ОМАХР» и др. [9, л. 3]. Аналогичная работа проводилась и в последующие годы.

Свою главную миссию АХРР и ОМАХР реализовывали посредством систематических контактов с трудящимися, изучения истории революции и гражданской войны, жизни и быта трудового населения, организации выставок. У АХРа было и свое издательство, которое выпускало специальные художественные издания, предназначенные для потребителя, не обладавшего высокой квалификацией в области искусствознания [2, с. 147].

Выставочная работа, как правило, вызывала интерес рабочих. Широкое распространение как в стране, так и на Средней Волге, получили передвижные выставки, расширявшие географию приобщения населения к искусству.

Так, в январе 1928 г. на выставке, организованной Самарским филиалом АХРРа в небольшом городке Средне-Волжского края Бугуруслане, побывало 1733 человека [4, л. 1]. Привлекательности такому виду проведения досуга придавала и часто практиковавшаяся бесплатность выставок. Затраты же на их организацию компенсировались в некоторой степени продажей картин посетителям.

В 1929 г. была проведена выставка «Жизнь и быт трудящихся Среднего Поволжья». На ней были представлены полотна «Первый областной съезд Советов», «Заградительный отряд на Волге», «Встреча Чапаева», «Переправа через Волгу» и др. Были работы, посвященные 25-летию Второго съезда партии, второму займу индустриализации [3, л. 6].

В 1930 г. Средне-Волжский краевой филиал АХРа провел VI выставку изобразительных искусств. На выставке, помимо АХРа, были представлены и другие художественные объединения: «Общество Московских художников», «Четыре искусства», «Репинцы», «Бытие», «Октябрь», «Ост» и «Рост» [7, л. 9]. Первые четыре объединения принадлежали, по терминологии тех лет, к право-буржуазному крылу живописцев. Вероятно, этим объяснялось значительное количество пейзажей (143 работы) и малое количество работ по политической тематике. Руководство же АХРа считало, что работ на политические темы должно быть до 80 % [7, л. 10] - они были основой политического воспитания масс художественными средствами. Не случайно проведенное организаторами выставки обсуждение работ сосредоточилось исключительно на картинах с антицарской и революционной тематикой: «Призыв Пугачевым голытьбы», «На Колчака», «Пугачев в Саранске», скульптуры «Селькор», «Красногвардеец», «Просвещенцы на отдыхе», «1921», «Расстрел в подвале», «Минометчик в бою».

По мнению председателя АХРа А. Д. Михайлова, недоставало работ на такие темы, как коллективизация, классовая борьба, антирелигиозная кампания. Поддержал его и представитель Крайкома партии В. И. Маркин, отметивший, что на выставке нет боевых жгучих тем, энтузиазма масс, классовой борьбы, вместо этого картины «спокойного характера». Представитель Госмузея А. В. Беркутов также отметил, что материалов для музея на выставке недостаточно и что нужно больше отображать социалистическое строительство, «напитанное классовой борьбой» [7, л. 13].

В целом художественной работой в регионах руководило Бюро филиалов АХРа, организационно - его президиум. На 1931 г. президиум бюро запланировал организовать и провести по филиалам кампании, посвященные 1 мая, весеннему севу, уборке урожая, дню кооперации, соцсоревнование на лучшую работу, выставки-отчеты работы филиалов в Москве и др. [7, л. 15]. Средне-Волжские филиалы принимали в этой работе самое деятельное участие. В частности, Самарский филиал шефствовал над рядом промышленных предприятий, помогая им в организации и оформлении стенгазет, в борьбе с нарушителями трудовой дисциплины, «летунами, рвачами» [4, л. 10], в оформлении предприятий к праздникам 1 Мая, годовщинам Октября и др.

Ни одно крупное мероприятие не обходилось без тематической выставки: 40 работ было представлено на краевом съезде колхозников; 29 произведений революционной тематики - на II краевом съезде Советов; 26 картин на тему «Промышленность и сельское хозяйство» - на выставке достижений

народного хозяйства; 60 картин, посвященных истории гражданской войны и военно-оборонной тематике в целом, - на мероприятиях, связанных с патриотическим воспитанием, и т. д.

Отчетные же выставки филиала насчитывали до 420 экспонатов [7, л. 3].

Аналогичные мероприятия проводил Пензенский филиал. Некоторые трудности в работе были вызваны нестабильностью членства в ОМАХРе. В 1931 г. филиал ОМАХРа состоял всего из 13 учащихся Пензенского худ-педтехникума, поскольку многие студенты, заканчивая техникум, уезжали из города и никакой связи с ОМАХРом больше не имели. В том же году утративших связь с обществом молодых художников вывели из состава организации [10, л. 1]. Члены ОМАХРа стали проводить самостоятельные выставки. Это оживило работу, повысило энтузиазм художественной молодежи. Не дожидаясь партийной инициативы, члены организации приняли решение «вести работу средствами ИЗО на производствах, помогать профсоюзам, бороться с аполитичностью и оппозицией партии» [6, л. 3].

В начале 1930-х гг. филиалы стали испытывать сложности в работе, связанные с их реорганизацией, так как из-за расширения и присоединения одних филиалов к другим стало сложнее их контролировать. С другой стороны, это привело к сокращению государственных заказов, что тяжело отразилось на материальном положении художников. Положение осложняли отсутствие помещений, денежных средств и расходных технических материалов. Краски (масло, акварель, гуашь), бумагу и т.п. приходилось просить в Москве [11, л. 1].

После выхода в 1932 г. Постановления Политбюро ЦК ВКП(б) «О перестройке литературно-художественных организаций» [11, л. 1] начались организационные перемены: все творческие организации были ликвидированы, вместо них стали появляться союзы, более крупные и сильные структуры, призванные поднять литературно-художественную работу на новый уровень. Масштабы социалистического строительства требовали не только мобилизации трудовых ресурсов, которую вполне успешно осуществлял государственный аппарат, но и формирования нового мировоззрения тружеников, а с этой задачей одному Агитпропу ЦК ВКП(б) было не справиться. Перестройка литературно-художественных организаций была направлена на включение их в единую систему формирования и распространения коммунистической идеологии.

В 1932 г. был создан Союз художников СССР. В том же году постановлением общего собрания художников-членов АХРа Самарский филиал АХРа был ликвидирован [12, л. 11] и началась подготовка к созданию в Самаре отделения Союза советских художников, но открыли его только в 1938 г., так как организационные и юридические вопросы, требовавшие своего разрешения, заняли много времени.

Самарское отделение Союза насчитывало 82 человека, в том числе живописцев - 58, графиков - 3, оформителей - 10, скульпторов - 4, декораторов - 6. В Пензенском отделении состоял 21 член: живописцев - 10, графиков - 5, скульпторов, архитекторов и декораторов - 6. Несколько повысился образовательный уровень членов творческого Союза. Так, высшее образование имели 8 членов Самарского отделения, среднее - 63. В Пензенском отделении показатели уровня образования были еще выше: из 21 члена Союза

высшее образование имели 12 человек, или более 57 % от численного состава отделения, среднее - 6 человек [10, л. 32].

Подводя некоторые итоги, следует отметить, что деятельность АХРа оставила значительный след в истории культуры. В трудных условиях первых десятилетий советской власти организация провела большую работу по мобилизации художественных сил на решение задач социалистического строительства и, в первую очередь, на формирование нового мировоззрения советского человека.

Практиковавшиеся формы работы - лекции, выставки, собрания, обсуждение сюжетов художественных полотен, встречи с трудовыми коллективами, систематическая учеба, обмен опытом - способствовали росту мастерства художников, упрочению их связей с массами. В то же время для рассматриваемого периода было характерно усиление идеологического пресса партийно-государственных органов на Ассоциацию, что в определенной степени вело к стилевому однообразию (социалистическому реализму), воспринимавшемуся целым рядом художников как удушение свободы самовыражения. Они составили оппозицию АХРу и вышли из состава ассоциации.

Деятельность организации подготовила фундамент для создания в 1932 г. Союза Художников СССР. В Среднем Поволжье, как и по всей стране, были созданы его отделения.

Библиографический список

1. Российский государственный архив литературы и искусства (РГАЛИ). Ф. 2941. Оп. 1. Д. 14.

2. Гаврилова, Т. В. Художественная интеллигенция и художественная культура Пензенского края в 1920-1930-е гг. / Т. В. Гаврилова, Л. Ю. Федосеева. - Пенза : ПГУ : ГУМНИЦ, 2007. - 183 с.

3. РГАЛИ. Ф. 2941. Оп. 1. Д. 62.

4. РГАЛИ. Ф. 2941. Оп. 1

5. РГАЛИ. Ф. 2941. Оп. 1

6. РГАЛИ. Ф. 2941. Оп. 1

7. РГАЛИ. Ф. 2941. Оп. 1

8. РГАЛИ. Ф. 2941. Оп. 1

9. РГАЛИ. Ф. 2941. Оп. 1

10. РГАЛИ. Ф. 2941. Оп. 7

Д. 181. Д. 93. Д. 435. Д. 303. Д. 23. Д. 269. Д. 4.

11. РГАЛИ. Ф. 631. Оп. 1. Д. 15.

12. Самарский областной государственный архив социально-политической истории (СОГАСПИ) Ф. 9495. Оп. 2. Д. 175.

References

1. Rossiyskiy gosudarstvennyy arkhiv literatury i iskusstva (RGALI) [Russian State Archive of literature and art]. F. 2941. Op. 1. D. 14. [In Russian]

2. Gavrilova T. V., Fedoseeva L. Yu. Khudozhestvennaya intelligentsiya i khudozhestven-naya kul'tura Penzenskogo kraya v 1920-1930-e gg. [Artistic intelligentsia and artistic culture of the Penza region in the 1920-1930s]. Penza: PGU: GUMNITs, 2017, 183 p. [In Russian]

3. RGALI. F. 2941. Op. 1. D. 62. [In Russian]

4. RGALI. F. 2941. Op. 1. D. 181. [In Russian]

5. RGALI. F. 2941. Op. 1. D. 93. [In Russian]

6. RGALI. F. 2941. Op. 1. D. 435. [In Russian]

7. RGALI. F. 2941. Op. 1. D. 303. [In Russian]

8. RGALI. F. 2941. Op. 1. D. 23. [In Russian]

9. RGALI. F. 2941. Op. 1. D. 269. [In Russian]

10. RGALI. F. 2941. Op. 7. D. 4. [In Russian]

11. RGALI. F. 631. Op. 1. D. 15. [In Russian]

12. Samarskiy oblastnoy gosudarstvennyy arkhiv sotsial'no-politicheskoy istorii (SOGASPI) [Samara Regional State Archive of Socio-Political History]. F. 9495. Op. 2. D. 175. [In Russian]

Царев Илья Сергеевич аспирант, Пензенский государственный университет (Россия, г. Пенза, ул. Красная, 40)

E-mail: iruddy@mail.ru

Tsarev Il'ya Sergeevich Postgraduate student, Penza State University (40, Krasnaya street, Penza, Russia)

Образец цитирования:

Царев, И. С. Деятельность ассоциации художников революционной России в Среднем Поволжье в 1923-1932 гг. / И. С. Царев // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. - 2019. -№ 4 (52). - С. 52-61. - БОТ 10.21685/2072-3024-2019-4-5.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.