Научная статья на тему 'Возникновение негосударственного высшего образования в Россиив начале XX века'

Возникновение негосударственного высшего образования в Россиив начале XX века Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
357
120
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ РОССИИ / ПРОБЛЕМЫ ИСТОРИИ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ / ИСТОРИЧЕСКИЙ ОПЫТ / НАПРАВЛЕНИЯ МОДЕРНИЗАЦИИ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ / HIGHER EDUCATION IN RUSSIA / PROBLEMS OF HISTORY OFHIGHER EDUCATION / HISTORICAL EXPERIENCE / MODERNIZATION OF HIGHER EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Донин Александр Николаевич, Фролкин Павел Петрович

В статье рассматриваются малоизученные аспекты возникновенияи развития негосударственного высшего образования в нашей стране. Изучаются основные принципы функционирования и главные направления эволюции негосударственной высшей школы вконтексте конкретно-исторических условий начала XX в. Авторы изучают отечественный и зарубежный опыт развития национальной высшей школы и проблемы интеграции российской высшей школы в европейское образовательное пространство. В заключение работы приводятся основные выводы по данной проблеме, констатируются проблемы и достижения в данной сфере. Утверждается, что создание учреждений негосударственного образования стало одной из попыток российской интеллигенции вырвать страну из невежества и подняться к вершинам свободной общественнойжизни. Авторы обоснуют актуальность изучения исторического опыта вольного, негосударственного высшего образования для современного развития высшей школы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EMERGENCE OF PRIVATE HIGHEREDUCATION IN RUSSIA in the early XXcentury

The paper deals with the lesser known aspects of the emergence and development of private higher education in Russia. The authors study the basic principles of operation and the main lines of the evolution of non-state highereducation in the context of the specific historical conditions of the early XX century. The authors examine national and international experience of the national higher education and problems of integration of Russian higher education in the European educational space. In conclusion the main findings on this issue are given,the problems and achievements in this field are discussed. The paper argues that the creation of institutions of private education was one of the attempts of the Russian intelligentsia to pull the country out ofignorance and become a free society. The authors of the study substantiate the relevance of the historical experience of a free, non-state higher education for the development of modern higher education.

Текст научной работы на тему «Возникновение негосударственного высшего образования в Россиив начале XX века»

УДК 94(47)

Donin@ssea.runnet.ru

frolkinpp@yandex.ru

Александр Николаевич Донин,

доктор исторических наук, профессор кафедры экономической и политической истории России, СГСЭУ

Павел Петрович Фролкин,

доктор исторических наук, профессор кафедры экономической и политической истории России, СГСЭУ

ВОЗНИКНОВЕНИЕ НЕГОСУДАРСТВЕННОГО ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ в начале XX века

В статье рассматриваются малоизученные аспекты возникновения и развития негосударственного высшего образования в нашей стране. Изучаются основные принципы функционирования и главные направления эволюции негосударственной высшей школы в контексте конкретно-исторических условий начала XX в. Авторы изучают отечественный и зарубежный опыт развития национальной высшей школы и проблемы интеграции российской высшей школы в европейское образовательное пространство. В заключение работы приводятся основные выводы по данной проблеме, констатируются проблемы и достижения в данной сфере. Утверждается, что создание учреждений негосударственного образования стало одной из попыток российской интеллигенции вырвать страну из невежества и подняться к вершинам свободной общественной жизни. Авторы обоснуют актуальность изучения исторического опыта вольного, негосударственного высшего образования для современного развития высшей школы.

Ключевые слова: высшее образование России, проблемы истории высшей школы, исторический опыт, направления модернизации высшей школы.

A.N. Donin, P.P. Frolkin

EMERGENCE OF PRIVATE HIGHEREDUCATION IN RUSSIA in the early XX century

the paper deals with the lesser known aspects of the emergence and development of private higher education in Russia. The authors study the basic principles of operation and the main lines of the evolution of non-state higher education in the context of the specific historical conditions of the early XX century. The authors examine national and international experience of the national higher education and problems of integration of Russian higher education in the European educational space. In conclusion the main findings on this issue are given,the problems and achievements in this field are discussed. The paper argues that the creation of institutions of private education was one of the attempts of the Russian intelligentsia to pull the country out of ignorance and become a free society. The authors of the study substantiate the relevance of the historical experience of a free, non-state higher education for the development of modern higher education.

Keywords: higher education in Russia, problems of history of higher education, historical experience, modernization of higher education.

В контексте отечественной истории современная реформа высшего образования выступает как закономерное явление, обусловленное радикальными преобразованиями общества. Нынешняя реформа высшей школы имеет свои исторические аналогии. Каждая из предыдущих реформаций содержала в себе определенный заряд демократизма, предполагая реализацию новой концепции образования, отвечающей историческому типу личности и народа, прокладывала путь к новой политической культуре, экономическим преобразованиям. В начале XX в. возникла острая необходимость формирования новой парадигмы высшего образования. Однако царское правительство стремилось возвратить утраченный «порядок», а педагогическое движение -преодолеть кризис образования. Выход из хронического кризиса образования был найден в период культурного подъема Серебряного века. Разработку концепции вы-

хода из затянувшегося кризиса вели сами деятели науки и образования. Частные и общественные высшие учебные заведения создавались по инициативе отдельных граждан и общественных групп.

Отметим, что первый вольный российский университет, доступный всем желающим и управляемый студентами, был создан в Петербурге еще в начале 1860-х гг. Просуществовал он всего лишь месяц, но сыграл важную роль: это была «интереснейшая попытка осуществления на деле требований молодого поколения о радикальной перестройке высшего образования и предоставлении решающего голоса студентам во всей университетской жизни» [1, с. 73]. В этот период в стране наметился подъем экономического образования, стали открываться коммерческие институты, а также коммерческие отделения при высших учебных заведениях [8, с. 34]. Первое такое отделение было создано при Русском политехни-

куме в 1868 г., а затем и во вновь открытых Петербургском и Донском политехнических институтах. В конце XIX в. была создана вольная медицинская школа - Клинический институт Н.В. Склифосовского и Э.З. Эйхен-вальда, имевший принципиально значимую черту вольного учебного заведения: обучение не давало выпускникам никаких прав [1, с. 24].

Проекты организации новых учебных заведений, появившихся в 1900-е гг., впервые в истории преобразования строились на прочном научном фундаменте профессиональных позиций отечественной профессуры [2, с. 45]. Общественное образование создавалось по инициативе корпорации интеллектуалов, выражающих потребности общества в просвещении и стремление отдельной личности к образованию. Общественное образование означало демократическую альтернативу бюрократической высшей школе, оно было построено на принципах доступности, всесословности, гуманизма и свободы.

Возникновение феномена вольного высшего образования означало конец монополии государства в данной отрасли, что было необходимо для преодоления кризиса, порожденного консервативностью казенной высшей школы. Новый тип высшего образования устранял колебания от авторитарности к автономии в эволюции высшей школы. Появление неправительственной модели высшего образования означало подлинную революцию: система создавалась как неподвластная государственной опеке и становилась саморазвивающейся. Главной характеристикой вольной высшей школы на всех уровнях была свобода, при этом важнейшим механизмом осуществления преобразований являлась новая свободная организация учебного процесса.

В 1901 г. российские профессора М.М. Ковалевский, Е.В. де Роберти и Ю.С. Гамбаров создали Вольную русскую высшую школу общественных наук в Париже, где российские профессора читали лекции для соотечественников. Слушатели делились на постоянных и бравших билеты на отдельные лекции. Преобладала российская молодежь, учившаяся в Париже, но многие специально приезжали в эту школу из России. Парижская вольная школа не имела выработанных программ, не ставила задачей дать законченное образование. Систематические курсы и отдельные лекции объединялись социальной тематикой, охватывая проблемы философии, социологии, экономики, истории, права, политики и отстраняясь от практических областей общественных знаний. Преподавание велось в духе позитивизма, к нему привлекались французские социологи и экономисты [3, с. 26].

Причинами создания неправительственной высшей школы были стремление к автономии высшей школы, общая либерализация, сопутствовавшая буржуазнодемократической революции в области образования. В 1905 - 1917 гг. апробацию прошли многие модели высшей школы, и созданные российской интеллигенцией умозрительные проекты преобразований получили реальную возможность стать действительностью [3, с. 18].

Адекватной новым учебным заведениям стала предметная система обучения, основным принципом деятельности которой была свобода выбора. Это право реализовывалось на всех этапах: от выбора факультета, который производился не при поступлении в высшее учебное заведение, а после обучения на общеобразовательном факультете, что давало возможность мотивированного выбора, исключающую всякое принуждение

над личностью. Студент становился совершенно самостоятельным в процессе образования. Управленческий документ - учебный план - становился предметом самостоятельной разработки, так как студент имел возможность не только выбирать дисциплины для изучения, но и строить свой индивидуальный учебный график.

Уже в 1893 г. по инициативе выдающегося русского врача и педагога П.Ф. Лесгафта была организована Санкт-Петербургская биологическая лаборатория, на базе которой в 1896 г. были открыты официальные курсы для подготовки воспитательниц и руководительниц физических упражнений. Здесь в разные годы преподавали лучшие педагоги и ученые Петербурга

- А.Ф. Иоффе, Е.В. Тарле, А.А. Ухтомский, С.А. Венгеров, Л.А. Орбели и др. Новые курсы, на которые принимались все желающие без ограничения, сразу же завоевали по всей России репутацию народного университета. В 1906 г. курсы П.Ф. Лесгафта обрели черты вольной высшей школы, имевшей естественный, педагогический и исторический факультеты. Более 1,5 тыс. слушателей были приняты на курсы П.Ф. Лесгафта. Открылись Коломенские воскресные рабочие курсы -прообраз «рабфака». Летом 1907 г. Вольная школа по распоряжению правительства была закрыта, а преподаватели и студенты по приглашению В. Бехтерева перешли в Психоневрологический институт. В 1910 г. были снова открыты Высшие курсы, которые действовали с перерывами вплоть до 1917 г., послужив основой для образования уже после революции Государственного института физической культуры им. П.Ф. Лесгафта.

Цель вольной высшей школы ее основатель видел в создании общеобразовательного учебного заведения, способствующего формированию многогранной личности интеллигента. П.Ф. Лесгафт справедливо полагал, что специальное образование возможно лишь на прочной основе общего фундаментального. При этом большинство слушателей вольной школы были лишены возможности поступления в правительственные университеты [4, с. 95]. Исходя из задач будущей специальности слушатели первого и второго года обучения получали минимум необходимых для каждого образованного человека познаний. А затем на двухгодичных факультетах естественного, исторического и физического образования они получали педагогическую подготовку. Открытые при содействии С.Ю. Витте в Москве в 1906 г. коммерческие курсы, преобразованные затем в коммерческие институты, были неправительственными высшими школами. В 1908 г. в России существовало 5 коммерческих учебных заведений, в которых обучалось 2900 студентов и работало около 200 преподавателей [3, с. 23].

Коммерческие институты долгое время не могли получить официального статуса высших учебных заведений, хотя фактически ими являлись. Так, Киевский коммерческий институт был утвержден как высшее учебное заведение только в 1912 г., а Московский коммерческий институт не выдавал выпускникам дипломы до 1913 г. В 1915 г. в Московском коммерческом институте обучалось уже 5,4 тыс. слушателей. За 1910 - 1917 гг. этот институт выпустил 1706 специалистов [3, с. 62].

Открытый в 1908 г. в Петербурге в здании, построенном на средства, собранные общественностью, Психоневрологический институт по замыслу его основателя, великого русского ученого В.М. Бехтерева, оставался сугубо научно-исследовательским - правительство не-

хотя разрешало его существование. Однако ведение образовательной деятельности сделало его мишенью для нападок властей. Трудности становления крупной высшей школы с четырьмя факультетами и двумя отделениями были связаны с жестким контролем министерства. Вместе с мужчинами на занятия в большом количестве допускались женщины, хотя министерство настаивало на раздельном обучении. В институт без «процентной нормы» принимали евреев. Учебное заведение сочетало научно-исследовательскую и практическую деятельность в области медицины, криминалистики, психологии, педагогики и дефектологии и обучение этим отраслям знаний. Особенностью Психоневрологического института как вольного частного университета, имевшего три факультета - медицинский, юридический и педагогический, - был общий для всех слушателей двухгодичный общеобразовательный факультет, дававший глубокую научную подготовку. После обучения на этом факультете, где обязательными дисциплинами являлись биология, анатомия, физиология, психология, неврология, слушатели выбирали специализацию. Педагогический факультет имел два отделения: словесноисторическое и естественно-историческое. Слушателей обоего пола принимали в институт без аттестата. Психоневрологический институт - пример воплощения концепции интеграции наук, образования и практики. Детище В.М. Бехтерева стало одним из первых в мировой истории учебных и научно-исследовательских заведений, сочетавших всестороннее изучение человека с распространением знаний в области психологии, неврологии, биологии, медицины и педагогики. Научно-исследовательский комплекс института включал нервно-хирургическую клинику, клинику нервных и душевных болезней, клинический институт по изучению алкоголизма, педологический институт, школу для отсталых детей [1, с. 43].

В Психоневрологическом институте готовили учителей для средней школы, а также врачей и юристов. В задачу института включалась разработка и распространение гуманитарных, естественных и медицинских наук, а также изучение психологии и неврологии. Знаменитый американский социолог русского происхождения П.А. Сорокин учился в Психоневрологическом институте у выдающихся профессоров М.М. Ковалевского и Е.В. де Роберти. На 1 января 1912 г. в Психоневрологическом институте обучалось 2035 слушателей, в 1914 г. - 3079. В 1915 г. в институте работали 78 профессоров, 47 преподавателей и 46 ассистентов и лаборантов. Здесь преподавали И.А. Бодуэн де Куртене, М.М. Ковалевский, П.А. Нечаев и другие видные ученые России [6, с. 41].

Министр А.Н. Шварц лишил студентов Психоневрологического института льгот по военной повинности. В.М. Бехтереву предложили составить бумагу на имя премьер-министра П.А. Столыпина, который стремился с помощью просвещения отвлечь молодежь от радикальных организаций [7, с. 49]. Новый министр А.А. Кассо решил закрыть Психоневрологический институт и снять его президента. Дали ход доносам, которые попали на стол императору, и тот поинтересовался, начертав на полях: «Какая польза от этого института России? Желаю иметь обоснованный ответ» [8, с. 23]. В результате А.А. Кассо не утвердил В.М. Бехтерева в должности президента и написал «представление» о закрытии института. Однако по тактическим соображениям закрывать институт не сочли возможным. Совет института получил

предписание министра представить новый проект Устава. Когда проект Устава был представлен, чиновники придумали новый ход: они сами сочинили Устав. На этот раз основатель института отказался принимать в таком виде документ. В 1916 г. отделение института было переименовано в частный Петроградский университет при Психоневрологическом институте. В деятельности института реализовывались идеи В. М. Бехтерева, который был уволен из Военно-медицинской академии.

В начале XX в. стало энергично развиваться высшее женское образование. Были открыты новые женские курсы университетского типа в Одессе, Харькове, Тифлисе, Дерпте, Томске и других городах. Наибольшей известностью пользовались Петербургские высшие Бестужевские и высшие Фребелевские курсы, Московские высшие женские курсы В. И. Герье, а также Фребелевский институт в Киеве. Эти учебные заведения содержались на частные средства и плату за обучение [6, с. 9].

Принцип всеобщей доступности высшего образования был дополнен изменением организации учебного процесса. Вольное высшее образование воздействовало на слушателей лишь своим авторитетом. Предметная система обучения поставила во главу учебного процесса личность студента и преподавателя. «Университет для студентов, а не студенты для университета» - таково было кредо вольной высшей школы. В проспектах университета А.Л. Шанявского указывались отделения, предлагались курсы, которые вели известные всей стране ученые, однако около их фамилий стояло одно слово

- «преподаватель». Здесь преподавали К. А. Тимирязев,

A.Е. Ферсман, Н.Е. Жуковский, Н.Л. Зелинский, П.П. Лазарев и многие другие. Общее число слушателей в 1910/1911 учебном году составило 1735 человек, в 1913/1914 - 5372 человек [5, с. 67]. Ученые университета внесли заметный вклад в развитие отечественной науки: здесь работали Ю.В. Вульф, А.В. Шубников и

B. К. Васильев. Состав преподавателей усилился после прихода в 1911 г. из Московского университета большой группы профессоров и доцентов. Достаточно назвать имена П.Н. Лебедева, Н.Д. Зелинского, С.А. Чаплыгина, П.Н. Лазарева, В.И. Вернадского, чтобы оценить огромное значение университета в истории образования и науки [8, с. 45]. Университет А.Л. Шанявского существовал на частные пожертвования, что подчеркивало его демократический характер. Университет был закрыт в 1919 г., когда все учебные заведения перешли в ведение советского государства. Таким образом, создание вольной высшей школы стало одной из попыток российской интеллигенции вырвать страну из невежества и подняться к вершинам свободной общественной жизни.

1. Иванов А.Е. Высшая школа России. М., 1990.

2. Князев Е.А. Генезис высшего педагогического образования в России XVIII - начала XX вв. М., 2001.

3. Князев Е.А. Россия: от реформ к революции (1861- 1917 гг.). М., 2007.

4. Московский городской народный университет им. А.Л. Шанявского: отчет за 1911/12 академический год. М., 1912.

5. Очерки истории школы и педагогической мысли начала XX в. / под ред. Э.Д. Днепрова. М., 1990.

6. Санкт-Петербургские Высшие женские курсы (1908 -1918 гг.): сб. статей. 2-е изд. Л., 1973.

7. Сперанский Н.В. Кризис русской школы. М., 1914.

8. Эймонтова Р.Г. Русские университеты на грани двух эпох: от России крепостнической к России капиталистической. М., 1985.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.