Научная статья на тему 'Возникновение корпоративной культуры в офицерской среде'

Возникновение корпоративной культуры в офицерской среде Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
97
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
корпорация / культура / корпоративная культура / корпоративный дух / офицерский корпус / войска национальной гвардии / Corporation / culture / corporate culture / corporate spirit / officer corps / national guard troops

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Ведерников Алексей Алексеевич, Михалевич Алексей Игоревич

В статье рассматриваются вопросы возникновения офицерской корпоративной культуры как мощного стратегического инструмента, позволяющего ориентировать все подразделения и отдельных сотрудников организации на общие цели и ценностные установки, обеспечивать преданность делу и организации. Ее создание может происходить нерегулируемо, однако значимость результатов диктует необходимость воспитания корпоративной культуры у будущих офицеров войск национальной гвардии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ORIGIN OF CORPORATE CULTURE IN THE OFFICIAL ENVIRONMENT

The emergence of officer corporate culture as a powerful strategic tool that allows you to orient all departments and individual employees of the organization to common goals and values, to ensure loyalty to the cause and the organization are highlighted in the article. Its creation may be unregulated, but the significance of the results dictates the need to educate the corporate culture of future officers of the National Guard.

Текст научной работы на тему «Возникновение корпоративной культуры в офицерской среде»

УДК 355/359+316.6

ВОЗНИКНОВЕНИЕ КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ В ОФИЦЕРСКОЙ

СРЕДЕ

Ведерников Алексей Алексеевич.

Россия, г. Новосибирск, Новосибирский военный институт им. генерала армии И.К. Яковлева войск национальной гвардии России, адьюнкт адъюнктуры (очного и заочного обучения) НВИ ВНГ РФ, alexsi_80@mail.ru.

Михалевич Алексей Игоревич.

Россия, г. Новосибирск, Новосибирский военный институт им. генерала армии И.К. Яковлева войск национальной гвардии России, преподаватель, Mikhalevich_champion85@mail.ru.

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы возникновения офицерской корпоративной культуры как мощного стратегического инструмента, позволяющего ориентировать все подразделения и отдельных сотрудников организации на общие цели и ценностные установки, обеспечивать преданность делу и организации. Ее создание может происходить нерегулируемо, однако значимость результатов диктует необходимость воспитания корпоративной культуры у будущих офицеров войск национальной гвардии.

Ключевые слова: корпорация, культура, корпоративная культура, корпоративный дух, офицерский корпус, войска национальной гвардии.

THE ORIGIN OF CORPORATE CULTURE IN THE OFFICIAL ENVIRONMENT

Vedernikov Alexey Alekseevich.

Russia, Novosibirsk, Novosibirsk Military Institute named after Army General I.K. Yakovleva of the National Guard of Russia, Adjunct Adjuncture (full-time and part-time training), Russian Federation, alexsi_80@mail.ru.

Mikhalevich Alexey Igorevich.

Russia, Novosibirsk, Novosibirsk Military Institute named after Army General I.K. Yakovleva of the National Guard of Russia, Teacher, Mikhalevich_champion85@mail.ru.

Abstract. The emergence of officer corporate culture as a powerful strategic tool that allows you to orient all departments and individual employees of the organization to common goals and values, to ensure loyalty to the cause and the organization are highlighted in the article. Its creation may be unregulated, but the

significance of the results dictates the need to educate the corporate culture of future officers of the National Guard.

Keywords: Corporation, culture, corporate culture, corporate spirit, officer corps, national guard troops.

В настоящее время с учетом внешних и внутренних угроз руководством страны было принято решение о преобразовании внутренних войск в Росгвардию. Это обусловлено возросшим количеством задач и предполагает создание структурных подразделений, территориальных органов, воинских частей и подразделений (органов) войск национальной гвардии. Необходимо подчеркнуть, что перечисленные структурные подразделения Росгвардии, ранее входили в структуру других силовых ведомств и служб, с соответствующей корпоративной культурой.

Исходя из важности проводимого преобразования войск перед руководством страны и войск, встает вопрос об оптимальной консолидации усилий структурных подразделений Росгвардии, в целях эффективного выполнения поставленных задач. Эффективность выполнения поставленных задач возможна лишь при наличии единой системы принятия корпоративных целей, ценностей и отношений.

В целях определения сущности и содержания корпоративной культуры офицера было проведено исследование возникновения корпоративной культуры в офицерской среде.

Проведенный анализ психолого-педагогической литературы показал, что корпорация это «организованная группа, характеризующаяся замкнутостью, максимальной централизацией и авторитарностью руководства» [5, с. 456]. Цель корпорации значима и для каждого ее представителя и для всего коллектива, а совместная деятельность носит стабильный, устойчивый, высокоорганизованный и управляемый характер.

Необходимо отметить, что одной из форм корпоративных образований является армия. Именно армия, по мнению К. В. Битюцких, «обладает всеми признаками корпорации: имеет четкую внутреннюю структуру, особые духовные и материальные ценности, атрибутивное выражение, корпоративный имидж и др.» [1, с. 3].

К удивлению многих следует заметить, что понятие «корпоративная культура» возникло в военной среде. Из истории известно, что термин «корпоративная культура» впервые ввел в Х!Х веке немецкий фельдмаршал Хельмут Мольтке для описания взаимоотношений в офицерской среде, которые регулировались не только посредством законов и предписаний, но и целым набором негласных, но общепринятых правил; Х. Мольтке зародил основы корпоративной культуры офицеров [6, с. 530].

В России офицерский корпус Русской регулярной армии с его традициями служения царю и Отечеству начал создаваться в ходе государственных реформ Петра I в начале XVIII века. В ходе его формирования и начала складываться и система его традиций [4, с. 363] Среди традиций

офицерского корпуса Русской армии выделяются устойчивые, передающиеся из поколения в поколение правила, обычаи, духовные ценности и нормы поведения офицеров. Корпоративность в офицерской среде требовала солидарности в отстаивании чести мундира и признание ответственности за проступки каждого своего товарища [3, с. 27].

Поэтому в настоящее время от офицера требуются не только знания и умения военного дела, но и корпоративная культура офицеров, которая с учетом традиций, ценностей, патриотизма и убежденности позволят ему принять правильное решение с учетом сложившейся обстановки.

Несмотря на глубокую историю и практическую значимость, понятие «корпоративная культура» не имеет однозначной трактовки. Исходя из анализа научной литературы, определяем вслед за В.А. Спивак, что «корпоративная культура — это система материальных и духовных ценностей, проявлений, присущих данной корпорации, отражающих ее индивидуальность и восприятие в социальной и вещественной среде, проявляющаяся в поведении, взаимодействии, восприятии себя и окружающей среды» [7, с. 27].

Воспитание военной корпоративности у курсантов носит непрерывный характер деятельности и приучает к ограниченной жизни отдельной воинской частью или средой военного гарнизона. Корпоративная культура офицерского корпуса - это все пространство военной жизни. В условиях формирования войск национальной гвардии России, увеличение структуры, штата, значительного количества должностей, подлежащих укомплектованию офицерами, прапорщиками и контрактниками, гражданским персоналом, существенно меняется подход к управлению воинскими коллективами и военными организациями [8]. Каждое подразделение, является микроструктурой Росгвардии, где имеются свои особенности ее функционирования, наличие собственной системы установившихся наиболее приемлемых формальных и неформальных правил и норм деятельности, обычаев и традиций, индивидуальных и групповых интересов, которые поддерживаются командованием [2, с. 417]. Все это определяет особенности поведения военнослужащих и гражданского персонала, их удовлетворенность условиями службы и труда, уровень их взаимного сотрудничества и совместимости между собой, перспективы совместного развития.

Тем не менее, результаты отечественных исследований свидетельствуют, что «более чем у 50% офицеров уровень воспитания офицерской корпоративной культуры, не дотягивает до высокого, что позволяет предположить малоэффективность более половины выполняемых служебно-боевых задач» [9].

Соответственно эффективность выполнения задач войск национальной гвардии по обеспечению стабильности и устойчивости государства зависит от наличия в войсках крепкой корпоративной культуры.

Таким образом, в целях повышения корпоративной культуры высшая военная школа должна готовить офицеров готовых к отстаиванию интересов военной службы, в принятии корпоративных ценностей, определяющих

нравственные устои и стиль поведения, отраженные в таких понятиях, как воинская честь, достоинство, повышенная ответственность за судьбу России и ее безопасность.

Библиографический список.

1. Битюцких К.В. Отражение корпоративной культуры военных в языковом сознании курсантов. Дисс... к.филол наук. - Челябинск, 2015. - С. 3

2. Военная педагогика. Учебник для вузов / Под ред. О.Ю. Ефремова. - СПб.: Питер, 2015. - 640 с.

3. Военная педагогика и психология / А. В. Барабанщиков, В. П. Давыдов,

3. П. Утлик, Н. Ф. Феденко; Под ред. А. В. Барабанщикова. - М. : Воениздат, 1986. - 239 с.

4. Военная энциклопедия / Под ред. К.И. Величко, В.Ф. Новицкого, А.В. Шварца

5. Психология: словарь / Под общ. Ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. - М., 1990. - 456 с.

6. Социологическая энциклопедия: В 2 т. Национальный общественно-научный фонд / Руководитель научного проекта Г. Ю. Семигин; Главный редактор В. Н. Иванов. - М.: Мысль, 2003. - С. 530.

7. Спивак В.А. Корпоративная культура. - Спб.: Изд-во «Питер», 2001. -352 с.

8. Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 226-ФЗ "О войсках национальной гвардии Российской Федерации" Дата подписания 03.06.2016.

9. Черноиванов А.В., Сидорина Т.В. Некоторые аспекты адаптации культур и безопасности Евразийского союза // Гуманитарные проблемы военного дела, 2017. - № 2(11). - С. 62-65.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.