Научная статья на тему 'Возникновение и развитие жанра стеклопластики в советском художественном стекле'

Возникновение и развитие жанра стеклопластики в советском художественном стекле Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
601
89
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Артикульт
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СОВЕТСКОЕ ИСКУССТВО / SOVIET ART / СТЕКЛОДЕЛИЕ / ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СТЕКЛО / ART GLASS / ЖАНРОВАЯ ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ / GENRE DIFFERENTIATION / АРТ-ОБЪЕКТ / ART OBJECT / GLASS MAKING

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Субботина Олеся Сергеевна

Статья посвящена истории возникновения и развития жанра стеклопластики (арт-объекта) на базе советской школы стеклоделия. На основе рассмотренных произведений определяются основные черты оригинального жанра в художественном стекле ХХ века. Анализ творчества современных художников выявляет глубокую преемственность традиций в российском стекле.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE EMERGENCE AND DEVELOPMENT OF THE GENRE OF GLASS ART OBJECT IN SOVIET ART GLASS

The article is devoted to the history of the emergence and development of the genre of glass-plastic (glass art object) in Soviet school of glassmaking: the pure genre from the applied genre. On the base of particular works, we define the main features of the original genre in the art glass of the twentieth century. The analysis of creativity of modern artists reveals deepest old traditions of art glass in contemporary Russia.

Текст научной работы на тему «Возникновение и развитие жанра стеклопластики в советском художественном стекле»

АРТИКУЛЬТ

ФАКУЛЬТЕТ ИСТОРИИ ИСКУССТВА РГГУ / Ш ■ ^^ научный электронный журнал

ч©

(S

се се

NN

О.С. Субботина

аспирант кафедры искусствоведения и культурологии Санкт-Петербургской Государственной Художественно-Промышленной Академии им. АЛ.Штиглица

[email protected]

ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ЖАНРА СТЕКЛОПЛАСТИКИ В СОВЕТСКОМ ХУДОЖЕСТВЕННОМ СТЕКЛЕ

Статья посвящена истории возникновения и развития The article is devoted to the history of the emergence and

жанра стеклопластики (арт-объекта) на базе советской development of the genre of glass-plastic (glass art object) in

школы стеклоделия. На основе рассмотренных Soviet school of glassmaking: the pure genre from the applied

произведений определяются основные черты genre. On the base of particular works, we define the main

оригинального жанра в художественном стекле XX века. features of the original genre in the art glass of the twentieth

Анализ творчества современных художников выявляет centuiy. The analysis of creativity of modern artists reveals

глубокую преемственность традиций в российском deepest old traditions of art glass in contemporary Russia, стекле.

Л

5

g Ключевые слова: Советское искусство, стеклоделие, Keywords: Soviet art, glass making, art glass, genre

? художественное стекло, жанровая дифференциация, арт- differentiation, art object

(S объект

ш

а

§ Прежде чем рассматривать конкретный жанр, необходимо сказать о своеобразной жанровой

¡^ дифференциации в декоративно-прикладном искусстве. В случае художественного стекла

в приходится говорить скорее о жанровых формах. Можно выделить несколько основных жанровых

(s форм художественного стекла: анималистическая пластика, фи1урный сосуд, декоративный

ее сосуд, абстрактная композиция, декоративный ансамбль, инсталляция, кинетический объект.

% Некоторые из этих жанров известны со времен изобретения стекла, другие жанры возникли лишь

Ц в XX веке. Кроме того, существуют смежные жанровые формы, которые появляются в процессе

К творческого эксперимента. г>

В Советском Союзе временем жанровых поисков в художественном стекле стал период конца £н 1960-х - начала 1970-х годов. Немногочисленные примеры использования изобразительных ^ средств в выдувном стекле доказали наличие неизбежных трудностей для автора скульптурной 2 вещи. Поэтому, не останавливаясь строго в пределах понятной по смыслу и назначению ^ декоративной скульптуры, художники начали поиск новых видов пространственных композиций.

Свободная пластика горячего стекла провоцировала авторов на довольно смелые эксперименты с >а формой и содержанием произведений. «Пересмотр границ привычных жанров вывел стекло на путь свободных объемно-пластических решений, на путь использования художественных средств ^ смежных искусств - скульптуры, живописи, графики»1.

Л В1970 году в советском искусстве появляется первый арт-объект, выполненный в 1утном стекле

е* Б.А. Смирновым - композиция «Человек, конь, собака и птица» (рис. l). Эта вещь, полусосуд-

>а полускульптура, традиционно называемая стеклопластикой, носит не абстрактный, а S

а изобразительный характер, являясь первым значительным шагом к актуальной фи1уративной

¡у -

js* © Субботина О.С., 2015

^ 1 Казакова JI.B. Художественное стекло XX века. Основные тенденции. Ведущие мастера. К проблеме мирового

студийного движения. Диссертация в виде научного доклада на соискание ученой степени доктора искусствоведения.

— М. : Научно-исследовательский институт теории и истории изобразительных искусств Российской Академии Художеств, 2000. - С.5.

O. Subbotina The emergence and development of the genre of glass art object in Soviet art glass

05 05

Ы Ы Ы

ON

h-k 0\ Ul

Рис. 1

Б Л. Смирнов «Человек, конь, собака и птица». 1970 г.

Воспроизводится по изданию: ПавлинскаяА.Н. Борис

Александрович Смирнов. М.: Художник РСФСР, 1980.

скульптуре современного Петербурга. Исследователь студийного стекла XX века, в том числе стеклянной скульптуры, Л.В. Казакова отождествляет понятия «арт-объект» и «стеклопластика», выделяя композицию Б.А. Смирнова в отдельный новейший жанр2. Работа вызвала полемику у искусствоведов, поражая исследователей и зрителей необычностью художественного решения. Форму этого предмета сложно причислить к какому-либо привычному типу изделий - в широкую цилиндрическую емкость вставлены два прозрачных узких сосуда. Нижний цилиндр ограничивает своим краем спину красного коня, выполненного из налепленной стеклянной массы, шея коня расположена на стенке высокой вазы: соприкасаясь, оба сосуда воссоединяют облик животного. Зеленая фшурка собаки и желтая - летящей птицы оформляют те же два объема. Фи1ура человека из темно-синего стекла стоит обособленно, занимая собственный сосуд, включенный в общий замысел композиции. По словам самого художника: «...хотелось, чтобы был отдельно воспринят человек»3, возможно, в качестве самостоятельной части природы, осознающей себя и потому самоценной. Для достижения цели автор выбрал необычную структуру и добился очень обобщенного, даже монументального образа, воссоединяя все элементы земной жизни, «...продекларировав образную способность стекла объединять, точнее - сплавлять в единое целое кажущийся разрозненным мир»4.

Другие работы в жанре объекта-стеклопластики, например «Метаморфозы» В.Я. Шевченко (1973 г.), показывают эволюцию этого вида художественного стекла (рис. 2). В1961 году В.Я. Шевченко начал работать на одном из крупнейших советских стекольных предприятий - Дятьковском хрустальном заводе. Став ведущим художником завода, он освоил новый материал - сульфидно-цинковое стекло, которое стало главной линией его творчества наряду с 1утной пластикой. Одна из знаковых вещей В.Я. Шевченко, декоративная композиция «Метаморфозы», была исполнена в содружестве с мастером Дятьковского завода В. П. Ковалеровым. Ансамбль из трех предметов

2 Там же, С.55.

3 Каратеев Л.И. Всесоюзная выставка декоративного искусства / Л.И. Каратеев // Декоративное искусство СССР. — 1970. - №9. - С.7.

4 Изотова М.Д. Любовь Савельева. Поэтическое стекло / М.Д. Изотова // Петербургские искусствоведческие тетради. Статьи по истории искусства. Выпуск 27. — СПб.: Ассоциация искусствоведов (АИС). Творческий союз историков искусства и художественных критиков России, 2013. — С.66.

Н

нн

п

* а

а

а

а

з

а

8s

а а а. а» а 5 а а

!: в

£ ¿4

с

«5Г

ы

ЭД: Ы

00

чо

fS fS

fS fc

СЛ СЛ

О. С. Субботина Возникновение и развитие жанра стеклопластики в советском художественном стекле

л

1 я

Ja ч

ш а в

ев •л

РЦ

CS

ее

1—I *

й

s

н

Он

*

>s

3 *

*

О &

s

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

>S

s *

й> jfr

РИС. 2

ВЛ. Шевченко «Метаморфозы». 1973 г. Воспроизводится по изданию: Степанян Н.С. Виктор Шевченко. Свободная пластика стекла. М.: Советский художник, 1978.

сульфидного стекла отсылает к первоосновам всего сущего, к материи в состоянии протоплазмы, способной к любой трансформации. «Метаморфозы» - «псевдососуды», образ развивающихся, преобразующихся форм жизни, их движения, слепая энергия которого, пожалуй, чуть жутковата»5. С цилиндрических оснований растут вверх подвижные текучие формы, вязкость застывшего стекла напоминает упругую силу органической массы, а глубокие красные оттенки усиливают внутреннюю динамику. «Наполненное солнечным отсветом стекло, будто нарушая законы земного тяготения, льется снизу вверх, плавно меняет свой цвет от прозрачного оранжевого до глухого без единого просвета - белого <...> Декоративная композиция «Метаморфозы» создавалась для МХАТа, но не вошла в оформление данного архитектурного интерьера. Как считает дятьковский искусствовед И.В. Тараканова: «в полутьме фойе МХАТа, в его камерной атмосфере, появление ритмичных, пульсирующих, активно воздействующих на пространство форм, послужило бы причиной возникновения диссонанса»6. Декоративная, а значит, функционально-прикладная сущность ансамбля преобразовалась, таким образом, в совершенно самостоятельное произведение, берущее на себя всю ответственность содержания и его воплощения. На примере «Метаморфоз» тема природы в широком смысле, материи, жизни обнаруживает скрытые течения в основной системе сюжетов советского художественного стекла и становится неотделимой от присутствия в ней человека, его чувств, мыслей и действий.

Продолжение чистого жанра стеклопластики можно увидеть в работе Н.П. Малевской-Малевич «Вечерние тени» (1995 г.) (рис. 3). Композиция создавалась на базе стекольных мастерских галереи Жан-арт в Сеуле (Корея), в период, когда Ленинградский завод художественного стекла уже был близок к закрытию. Однако ни время, ни место создания работы не препятствуют ее включению в традицию советского стеклоделия. Набор декоративных сосудов «Вечерние тени» представляет собой квадратные в сечении, мягких очертаний вазы, выполненные гутым способом; одна грань

5 Целътнер В. Украина. Мир декоративных образов и предметных форм / В. Цельтнер // Декоративное искусство СССР. -1983. -№2. -С.5.

6 Черванюк Т.В. Гутная пластика Виктора Шевченко в коллекции Музея Дятьковского хрусталя / Т. В. Черванюк // Скульптурная пластика в художественном стекле. Сборник материалов научно-практической конференции / Сост. Е. А. Власова. — СПб.: Елагиноостровский дворец-музей русского декоративно-прикладного искусств и интерьера ХУШ-ХХ веков, 2013.-С.24.

O. Subbotina The emergence and development of the genre of glass art object in Soviet art glass

Рис. з

Н.П. Малевская-Малевич «Вечерние тени». 1995 г.

Фото из архива художника.

каждой из них, утолщаясь и сгущая темный оттенок стекла, словно набухает и принимает форму неясной антропоморфной фи1уры. Слияние сосуда и скульптуры, на редкость удачно сбалансированное в этой работе, усиливает тревожный образ материализованных теней, возможных призраков привычных предметов. «Вечерние тени» - замечательный образец стеклопластики или арт-объекта, декоративная сущность которого приобретает сложные ассоциативные связи, отталкиваясь исключительно от оригинальной пластической мысли художника.

Современные художники по стеклу во многом продолжают традицию советской школы стеклоделия, развивая и преображая сформированные предшественниками жанровые формы. Юмор, ирония и постоянная потребность в игре - характерные особенности творчества авторов, активно участвующих в создании необычных экспозиций вне музейных стен. Петербургский художник И.В. Фролов, помимо устраиваемых им на выставках перформансов с горячим стеклом, удивляет зрителя смелостью художественных решений. Его двухметровая инсталляция «Петушок» (2013 г.) совмещает натянутую на треугольном каркасе искусственную ткань и двухсоставный объект гутного стекла. Игровое начало работы, заключенное в противоречии материалов и форм, геометрически-абстрактных и угадываемых, нарочито плотских, заставляет вспомнить скульптурные каверзы дадаистов. В другой работе И.В. Фролов так же свободен в выборе сюжета и воплощающей его стилистики. Скульптура «Мадам Коко Шанель в панталонах» (2013 г.) составлена из разнообразных выдувных деталей: цилиндров, чаш и колб бесцветного и рубинового стекла (рис. 4). Композиция выглядела бы произвольным нагромождением стеклянных объемов, если бы не головка героини, венчающая сооружение. Фи1уративная часть скульптуры делится на три элемента: сюрреалистическую шляпу с рогатыми отростками из агатового стекла, собственно голову, исполненную в тиходутой технике из глушенного молочного стекла, и прозрачный лепной кокетливый бант, соединяющий конструкцию с шеей. Создание подобной композиции потребовало от автора знания и применения законов тектоники, что приближает скульптуру И.В. Фролова к жанру арт-объекта. «Важными составляющими арт-объекта из стекла, как художественной формы, являются черты инсталляции, архитектурной тектоники, кинетичности и, даже, в некоторых случаях, интерактивности»7. Учитывая традиционное своеобразие жанра объекта-стеклопластики в ленинградском/петербургском стеклоделии, можно расценить работу И.В. Фролова «Мадам Коко Шанель в панталонах» как устоявшийся жанр в новейшей конфигурации.

7 Зинчук А.Е. Арт-обьект как вид скульптурной композиции в современном художественном стекле / А. Е. Зинчук // Скульптурная пластика в художественном стекле. Сборник материалов научно-практической конференции / Сост. Е. А. Власова. — СПб.: Елагиноостровский дворец-музей русского декоративно-прикладного искусств и интерьера ХУШ-ХХ веков, 2013.-С.25.

05 05

Ы

ы ы

ON h-k 0\ in

Н

1-Н

п

* а

а

а

а

з

а

8s

а а а. а» а 5 а а

!: в

£ ¿4

с

«5Г

ы

ЭД: Ы

00

чо

(Ч (Ч (Ч

£

СЛ СЛ

О. С. Субботина Возникновение и развитие жанра стеклопластики в советском художественном стекле

л

1 ?

А Ч ш а в

ев •л

РЦ

ее

1—I *

Й

г

н

Он

*

Рис. 4 if.fi. Фролов

«Мадам Коко Шанель в панталонах». 2013 г. Фото автора.

На основе рассмотренных произведений, избранных исследователями в один жанр, определяются общие черты своеобразной жанровой формы. Работы из стекла в жанре стеклопластики балансируют на грани декоративного сосуда, абстрактного объекта и фи1уративной скульптуры. Кроме того, их объединяет способ выполнения, а именно 1утная техника - техника работы с горячим выдувным и лепным стеклом, обрабатываемым в один прием у стекловаренной печи. Пластика гутного стекла отталкивается от выдутого пузыря или стеклянной капли, и потому эксперимент с формой изначально заложен в технологии создания объектов художественного стекла. Синтез изобразительного начала и традиционной функциональности сосуда приводит к объединению в один оригинальный жанр совершенно разных произведений разных авторов. Таким образом, определение разных жанровых форм в области стеклоделия ограничивается не рамками сюжета, как в изобразительном искусстве, а функционально-пластическими свойствами объекта. Можно заключить, что стеклянная пластика Б.А. Смирнова, родоначальника жанра арт-объект в официальном советском искусстве, произведения В.Я. Шевченко и других неординарных художников определяют перспективу развития отечественного стеклоделия и составляют основу современного российского художественного стекла.

>8

£ *

*

о &

и §

>8 £

ЛИТЕРАТУРА

1. ЗинчукА.Е. Арт-объект как вид скульптурной композиции в современном художественном стекле / АЕ.Зинчук // Скульптурная пластика в художественном стекле. Сборник материалов научно-практической конференции / Сост. Е.А Власова. - СПб.: Елагиноостровский дворец-музей русского декоративно-прикладного искусств и интерьера ХУШ-ХХ веков, 2013.

2. Изотова МД. Любовь Савельева. Поэтическое стекло / М.Д. Изотова // Петербургские искусствоведческие тетради. Статьи по истории искусства. Выпуск 27. - СПб.: Ассоциация искусствоведов (АИС). Творческий союз историков искусства и художественных критиков России, 2013.

3. КазаковаЛ. В. Художественное стекло XX века. Основные тенденции. Ведущие мастера. К проблеме мирового студийного движения. Диссертация в виде научного доклада на соискание ученой степени доктора искусствоведения. -

О. Subbotina The emergence and development of the genre of glass art object in Soviet art glass 53

M.: Научно-исследовательский институт теории и истории изобразительных искусств Российской Академии ^

Художеств, 2000. bj

ы

4. Каратеев Л.И. Всесоюзная выставка декоративного искусства / Л .И. Каратеев // Декоративное искусство СССР. - 1970. -¡J

On h-k On (Л

Н

-№9.

5. Целътнер В. Украина. Мир декоративных образов и предметных форм / В. Цельтнер // Декоративное искусство СССР. -1983. - №2.

6. Черванюк Т.В. Гутная пластика Виктора Шевченко в коллекции Музея Дятьковского хрусталя / Т.В. Черванюк // Скульптурная пластика в художественном стекле. Сборник материалов научно-практической конференции / Сост. Е.А. Власова. - СПб.: Елагиноостровский дворец-музей русского декоративно-прикладного искусств и интерьера XVIII-XX веков, 2013.

REFERENCES

1. Zinchuk A. Art-obyekt как vid skulpturnoy kompozicii v sovremennom hudozhestvennom stekle [Art object as a type of sculptural composition in the modern art glass] in Skulpturnayaplastica v hudozhestvennom stekle. Sbornik materialov nauchno-prakticheskoy konferencii. Saint-Petersburg, 2013.

2. Izotova M. Lyubov Savelyeva. Poeticheskoe steklo [Lyubov Savelyeva. Poetic glass] in Peterburgskie iskusstvovedcheskie tetradi. Vol. 27. Saint-Petersburg, 2013.

3. Kazakova L. Hudozhestvennoe steklo XXveka. Osnovnye tendencii. Veduschie mastera. Kprobleme mirivogo studiynogo dvizheniya [Art glass of the XX century. The main tendencies. Leading masters. The problem of the world studio movement]. Moscow, 2000.

4. Karateyev L. Vsesoyuznaya vystavka dekorativnogo iskusstva [All-Soviet exhibition of the decorative art] in Dekorativnoe iskusstvo SSSR, 1970, №9.

5. Celtner V. Mir dekorativnyh obrazov I predmetnyh form [The world of the decorative images and forms] in Dekorativnoe ^ iskusstvo SSSR, 1983, №2. S

6. Chervanyuk T. Gutnaya plastika Viktora Shevchenko v kollekcii Muzeya Dyatkovskogo hrustalya [Blowing glass of Victor 7?

(b

Shevchenko in the collection of the Dyatkovo Museum of crystal glass] in Skulpturnayaplastica v hudozhestvennom stekle. vi.

©

Sbornik materialov nauchno-prakticheskoy konferencii. Saint-Petersburg, 2013. ®

a a

sa

a

I

8s

a a a. a» a 5 a a

I

i ¿4

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

с

Ы

о

h-k (A

Ы

h-k 00

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.