Научная статья на тему 'Возникновение и развитие понятия досуговых учреждений в историческом аспекте'

Возникновение и развитие понятия досуговых учреждений в историческом аспекте Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
1491
271
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОСУГОВОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ / КЛУБ / КУЛЬТУРА / ОБРАЗОВАНИЕ / ОБЩЕСТВО / LEISURE ESTABLISHMENT / CLUB / CULTURE / EDUCATION / SOCIETY

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Сайковская Екатерина Сергеевна,

Авторы данной статьи ставят перед собой цель исследовать процесс зарождения и развития такого типологического понятия как «досугово-развлекательное учреждение», а также выявить его ключевые особенности и функции на каждом из этапов его становления. Исследование ведется во временных рамках от античности до современности, охватывая отечественный и зарубежный опыт. Особое внимание уделяется основным признакам, характерным для каждого значимого временного промежутка. Главным выводом данной статьи и интеллектуальным вкладом авторов можно считать выявление и систематизацию основных этапов развития понятия досугового учреждения в историческом контексте, а также заложение первого этапа в формировании обширной типологической системы досуговых учреждений. Подобная система сможет помочь в будущем проектировании всех типов досуговых учреждений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The emergence and development of the concept of leisure institutions in the historical aspect

The authors of this article aim to explore the process of the birth and development of such a typological concept as a "leisure and entertainment institution", as well as to identify its key features and functions at each stage of its development. The research is conducted in the time frame from antiquity to modernity, covering the domestic and foreign experience. Special attention is paid to the main features characteristic of each significant time period. The main conclusion of this article and the intellectual contribution of the authors can be considered to identify and systematize the main stages of the development of the concept of a leisure establishment in a historical context, as well as the establishment of the first stage in the formation of an extensive typological system of leisure facilities. Such a system will be able to help in the future design of all types of leisure facilities.

Текст научной работы на тему «Возникновение и развитие понятия досуговых учреждений в историческом аспекте»

Е.С. Сайковская, магистрант

Научный руководитель — А.А. Амельянц, доцент Тамбовский государственный технический университет

E. Saykovskaya, MA student

Scientific advisor A. Amelyants, Associate Professor

Tambov State Technical University

Возникновение и развитие понятия досуговых учреждений

в историческом аспекте

The emergence and development of the concept of leisure institutions

in the historical aspect

Авторы данной статьи ставят перед собой цель исследовать процесс зарождения и развития такого типологического понятия как «досугово-развлекательное учреждение», а также выявить его ключевые особенности и функции на каждом из этапов его становления. Исследование ведется во временных рамках от античности до современности, охватывая отечественный и зарубежный опыт. Особое внимание уделяется основным признакам, характерным для каждого значимого временного промежутка. Главным выводом данной статьи и интеллектуальным вкладом авторов можно считать выявление и систематизацию основных этапов развития понятия досугового учреждения в историческом контексте, а также заложение первого этапа в формировании обширной типологической системы досуговых учреждений. Подобная система сможет помочь в будущем проектировании всех типов досуговых учреждений.

Ключевые слова: досуговое учреждение, клуб, культура, образование, общество

The authors of this article aim to explore the process of the birth and development of such a typological concept as a "leisure and entertainment institution", as well as to identify its key features and functions at each stage of its development. The research is conducted in the time frame from antiquity to modernity, covering the domestic and foreign experience. Special attention is paid to the main features characteristic of each significant time period. The main conclusion of this article and the intellectual contribution of the authors can be considered to identify and systematize the main stages of the development of the concept of a leisure establishment in a historical context, as well as the establishment of the first stage in the formation of an extensive typological system of leisure facilities. Such a system will be able to help in the future design of all types of leisure facilities.

Keywords: leisure establishment, club, culture, education, society

Введение

Человеческая потребность быть частью общества, частью той или иной социальной группы зародилась еще в древнейшие времена, как и стремление в развитии и познании. Лучшим инструментом в удовлетворении этих потребностей было и остается общение, групповые отношения, социокультурные ценности, носителями которых и является досуговое учреждение.

Основная часть

Первым отдаленным прототипом этого понятия считаются собрания и союзы людей, объединенных одним интересом или общей задачей, которые имели место быть в античности, а именно:

■ Греческие гетерии — согласно Большой Советской Энциклопедии [4] в древних греческих демократиях союзы знатных для ограждения себя от притязаний народа. Особенно известны в истории две: первая была создана на основе общих политических взглядов, а вторая была названа «товариществом друзей наук» и занималась распространением образования в новой Элладе.

■ Римские коллегии — национальные коллегии, создававшиеся в Риме по инициативе римских пап, кардиналов и епископов для повышения уровня образования национального католического духовенства других стран и народов, как указано в Словаре иностранных слов [7].

В Средние века объединения приобретают более творческий характер — в различных государствах (Германия, Нидерланды, Франция) независимо друг от друга возникают союзы по принципу принадлежности к какому-то определенному виду искусства. Данную особенность можно связать с постепенным развитием уровня образования и науки. Одни из примеров подобных образований:

■ Союзы мейстерзингеров — немецкие поэты-музыканты из бюргерского сословия, объединявшиеся по ремесленно-цеховому принципу в литературно-певческие общества (школы) согласно Большой Советской Энциклопедии [5].

■ Камеры риторов — как утверждается в Фундаментальной электронной библиотеке [8] отличительным явлением в истории нидерландской литературы конца Средних веков и эпохи Возрождения была деятельность риторических кружков, так называемых камер риторов, или редерейкеров. Риторы сыграли существенную роль в истории литературы своей страны.

В XVIII веке в Англии впервые появилось понятие «клуб». Основу клубной деятельности в то время составляли совместная трапеза и эпизодические увеселения для буржуазии. Эта программа определила стандартный тип клубного здания, состоящего, по существу, из одного помещения многоцелевого назначения, которое в будни выполняло функции «трапезной», а в празднич-

ные — танцевального зала. Можно сказать, что еще в XIX веке зародилась и закрепилась одна из ключевых характеристик досугового учреждения — многофункциональность.

Дальнейшее развитие клубной и досуговой темы происходит здесь же — в Англии. В противопоставление буржуазному, чисто развлекательному и до-суговому, в XIX веке возникает пролетарский клуб. Главная идея нового типа — просветительство, воспитание и обучение, здоровый быт и отдых рабочих. Подобные клубы предлагали разнообразную программу проведения досуга и включали в себя воскресную школу, библиотеку, помещения для развлечения и увеселений: биллиардную, комнаты для карточной игры, спортивный и зрительный залы. Таким образом, в XIX веке тип досугового учреждения приобретает еще одну очень важную характерную особенность — это миссия здорового отдыха.

В России с конца 1880-х годов вплоть до революции 1917 года имело место понятие «народный дом» — общедоступное культурно-просветительское учреждение, которое появилось, вдохновленное подобными заведениями в Англии.

Народные дома России XIX — начала XX века старались объединить все формы образовательной и досуговой деятельности. Организуя культурный досуг населения, они ставили перед собой задачу развивать внешкольное образование, бороться с неграмотностью, вести лекционную работу. В них размещались библиотека с читальней, театрально-лекционный зал со сценической площадкой, воскресная школа, вечерние классы для взрослых, хор, чайная, книготорговая лавка. При некоторых народных домах устраивались музеи, где сосредотачивались наглядные пособия, используемые при чтении лекций, передвижные и постоянно действующие выставки. Так народные дома вводят еще одну характерную особенность исследуемого понятия — качественное сочетание досуговой и просветительской функции.

После революции 1917 года функциональное назначение клуба приобрело характерный для того времени оттенок: клуб стал одним из проводников политики советской власти, формирования нового мировоззрения, воспитания масс, но в тоже самое время сохранил функцию приобщения к культуре. Под клубы в то время приспосабливали различные типы зданий: особняки, усадьбы, церкви, производственные здания.

Дальнейшее развитие понятия «клуб» в советской жизни происходит активно, постепенно трансформируясь в течении десятилетий. Это развитие настолько ярко выражено, что можно даже условно выделить три его этапа: этап типологического определения, этап установления функциональных задач и этап закрепления всех поисков нормативным регулированием.

Итак, на первом этапе в течение 20-х годов происходили поиски принципиально нового архитектурного типа пролетарского клуба и соответствующих ему форм — дворцы труда, дворцы культуры, сочетающие в себе театр с помещениями для клубной работы, и различного назначения кружков (политико-просветительской работы, самодеятельного искусства, физкультурной и военной подготовки и др.). Многие архитектурные идеи этого этапа были реализованы десятилетия спустя.

На втором этапе развития клуба — в 1930-1950-е годы — была определена единая официальная концепция клубного здания, его задачи и виды деятельности, которые нашли отражение в «Положении о профсоюзном клубе» 1939 года. Основные понятия данного положения действительны и сейчас. В течение указанного периода пересматриваются и уточняются архитектурно-планировочные решения: происходит увеличение объемов клубной части и площадей клуба, устанавливается соотношение зрелищной и клубной частей.

Именно в 30-е годы зарождается образное представление о клубе, как о парадном, светлом пространстве, несущим в себе идеи просвещения и культуры. Клуб как типологический элемент, сосредоточивший в себе опыт организации новых способов и норм групповой деятельности и общения, становится творческим полигоном для поиска новых архитектурных форм и решений — проекты К.С. Мельникова (1890-1974) и И.А. Голосова (1883-1945).

В целом образные поиски начала века в организации клубного пространства можно охарактеризовать как асимметричные композиции с использованием простых объемных решений.

На третьем этапе в послевоенные годы и вплоть до середины 1980-х годов общественно значимая функция клубов стала настолько велика, что их проектирование впредь стало подчиняться нормативному регулированию, а управление стало централизованным.

Клубы стали принадлежностью территориальных структурных единиц: микрорайонов, жилых районов, городского центра, где стали строиться соответственно универсальные залы, городские клубы, дома культуры. Их вместимость стала определяться численностью обслуживаемого населения, проживающего на соответствующей территории, в связи с чем ориентация на профессиональные и групповые интересы сошла на нет. В условиях снижения качества обеспечения населения досуговой функцией начались поиски новых форм клубной работы: любительские объединений, клубы по интересам.

В плане объемно-пространственных решений преобладали выразительные архитектурные формы на симметричном плане. Эта новая особенность в сочетании с высокой общественной значимостью превращала клубные здания в ключевые градостроительные акценты.

Выводы

На основе исследованной информации можно сделать следующие выводы:

1. Во времена античности начали зарождаться первые прообразы современных досуговых учреждений, которые удовлетворяли потребность в общении и получении знаний.

2. С развитием и сменой политических и экономических формаций постепенно менялись и развивались самые различные варианты досуговых учреждений — от греческих гетерий и римских коллегий античности, союзов мейстерзингеров, камер риторов Средневековья, клубов в буржуазной Англии XVIII века и пролетарских клубов в XIX, «народных домов» в Российской Империи конца XIX века до современных досуговых учреждений.

3. В XX веке в СССР активно развивалось и совершенствовалось назначение и форма подобных учреждений, постепенно зарождались и формировались три основные мощностные группы досуговых учреждений: досуговый клуб, клуб общего профиля и любительский клуб.

4. На протяжении веков понятие досугового учреждения постепенно обретало свои наиболее характерные признаки — многофункциональность, пропаганда здорового образа жизни, сочетание досуга и просвещения. Эти признаки стали определяющими в наши дни.

Заключение

В качестве наглядного заключения для проведенного исследования представлена табл. 1 с указанием ключевых временных промежутков и характерных для них видов досуговых учреждений, их особых назначений и функций.

Таблица 1. Систематизация эволюции понятия досуговых учреждений

с античности до современности

Период

Основные виды, название

Назначение, функция

Иллюстративный материал

Античность

Гетерии, коллегии

Объединения по общности взглядов

Рис. 1. Римская коллегия1

Источник: https://autogear.ru/article/433/877/antichnyiy-rim-istoriya-kultura-religiya.

Период

Средние века

Основные виды, название Союзы, камеры

Назначение, функция Объединения по общности интересов

Иллюстративный материал

Рис. 2. Союз мейстерзингеров1

XVIII век

Буржуазные клубы

Совместная трапеза + эпизодическое увеселение

Рис. 3. Буржуазный клуб2

XIX век

Пролетарские клубы, «народные дома»

Просвещение + Здоровый досуг

Образование + досуг

Рис. 4. Планировочные решения народных домов в Киеве, Харькове, Полтаве3

1 Источник: https://aesthesis.ru/magazine/july17/nietzsche-music.

2 Источник: http://www.dcteke.org/events/2018/08/09/quarterly-dinner-social-3.

3 Источник: http://www.alyoshin.ru/Files/publika/yasievich/yasievich_ukr_11 .html.

Период

Основные виды, название

Назначение, функция

Иллюстративный материал

XX век, после 1917 г.

Клубы

Пропаганда + просвещение

Рис. 5. Клуб фабрики «Буревестник», К.С. Мельников1

20-е годы, 30-50-е годы

Дворцы труда, дворцы культуры

Зрелище + Клубная деятельность

Рис. 6. Дом культуры имени И.В. Русакова, К.С. Мельников2

1 Источник: http://www.kannelura.ru/?p = 10901.

2 Источник: Змеул, С.Г. Архитектурная типология зданий и сооружений: Учебное пособие для вузов) [1].

Период

Основные виды, название

Назначение, функция

Иллюстративный материал

После-военное время — 1980-е

Настоящее время

Универсальные залы, городские клубы, Дома культуры, любительские объединения, клубы по интересам и др.

Досуговые клубы, клубы общего профиля, любительские клубы, как основы типологического разнообразия по Пособию к СНиП 2.08.02-89 «Проектирование клубов». Названия меняются (комплексы, центры, арт-пространства и др.), но типологическая принадлежность остается прежней

В связи с введением принадлежности к определенной территориальной единице, увеличение разнообразия функциональных сочетаний:

■ Зал + отдых и развлечения + лекционно-информационный блок,

■ Зал + отдых и развлечения,

■ Отдых и развлечения +лекционно-информационный блок,

■ Лекционно-информационный блок + кружково-студийный,

■ Зрительный зал,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

■ Отдых и развлечения,

■ Лекционно-информационный блок,

■ Кружково-студийный

Рис. 7. Клуб на 300 посетителей, А. Донбеков'

в)

Рис. 8. Примеры конца ХХ — начала XXI веков2

1 Источник: Змеул, С.Г. Архитектурная типология зданий и сооружений: Учебное пособие для вузов [1].

2 Источники: а) Змеул, С.Г. Архитектурная типология зданий и сооружений: Учебное пособие для вузов; б) https://archi.ru/projects/russia/10740/innovacionnyi-kulturnyi-centr-v-ка1иде; в) http://totalarch.eom/dka_2014/7.

Список литературы

1. Змеул С.Г. Архитектурная типология зданий и сооружений: Учебное пособия для вузов [Текст]: / С.Г. Змеул, Б.А. Маханько. — М.: Архитектура-С, 2004. — 240 с.

2. Красильникова, Л.Г. Досуговый центр: методические указания к выполнению курсового проекта «Общественное здание c культурно-развлекательной функцией» по архитектурному проектированию для обучающихся по направлению подготовки бакалавров «Архитектура» и «Дизайн архитектурной среды» [Текст]: / Л. Г. Красильникова. — Хабаровск.: Изд-во Тихоокеан. гос. ун-та, 2014. — 31 с.

3. Пособие к СНиП 2.08.02-89 «Проектирование клубов». — Справочное пособие [Текст]. — М. :Стройиздат, 1991.— 45с.

4. Гетерия — Значение слова «Гетерии» в Большой Советской Энциклопедии [Текст]. — [Электронный ресурс]. — URL: http://bse.sci-lib.com/ article009957.html. — Загл. с экрана.

5. Мейстерзингеры — Значение слова «Мейстерзингеры» в Большой Советской Энциклопедии [Текст]. — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http:http://bse.sci-lib.com/article075216.html. — Загл. с экрана.

6. Народные дома — Значение слова «Народные дома» в Большой Советской Энциклопедии [Текст]. — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http:http://bse.sci-lib.com/article080168.html. — Загл. с экрана.

7. Коллегия — Словарь иностранных слов [Текст]. — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://rus-yaz.niv.ru/doc/foreign-words-chudinov/fc/ slovar-202-4.htm#zag-12659. — Загл. с экрана.

8. ФЭБ: Ошис. Камеры риторов: [Нидерландская литература]. — Фундаментальная электронная библиотека. Русская литература и фольклор. [Текст]. — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://feb-web.ru/feb/ivl/vl3/vl3-1632.htm. — Загл. с экрана.

References

1. Zmeul, S.G. Arhitekturnaya tipologiya zdanij i sooruzhenij: Uchebnoe poso-biya dlya vuzov [Architectural typology of buildings and structures: textbooks for universities] Moscow, 2004, 240 p.

2. Krasil'nikova, L. G. Dosugovyj centr: metodicheskie ukazaniya k vypolneniyu kursovogo proekta "Obshchestvennoe zdanie c kul'turno-razvlekatel'noj funkciej" po arhitekturnomu proektirovaniyu dlya obuchayushchihsya po napravleniyu pod-gotovki bakalavrov "Arhitektura" i "Dizajn arhitekturnoj sredy" [Leisure center: guidelines for the implementation of the course project "Public building with cultural and entertainment function" on architectural design for students in the direction of the preparation of bachelors "Architecture" and "Design of the architectural environment"] Habarovsk, 2014, 31 p.

3. Posobie k SNiP 2.08.02-89 "Proektirovanie klubov" [Handbook for CoF 2.08.02-89 "Designing clubs."]. Moscow, 1991, 45 p.

4. Ancient Greek clubs. Available at: http://bse.sci-lib.com/article009957.html.

5. Meistersinger. Available at: http://bse.sci-lib.com/article075216.html.

6. People's House. Available at: http://bse.sci-lib.com/article080168.html.

7. Roman Colleges. Available at: http://rus-yaz.niv.ru/doc/foreign-words-chudinov/fc/slovar-202-4.htm#zag-12659.

8. Camera ritors. Available at: http://feb-web.ru/feb/ivl/vl3/vl3-1632.htm.

Сайковская Екатерина Сергеевна, магистрант кафедры архитектуры и строительства зданий ТГТУ. E-mail: katerina_s95@mail.ru

Амельянц Арменак Аркадьевич, кандидат архитектуры, доцент кафедры архитектуры и строительства зданий ТГТУ. E-mail: armenak77@mail.ru

Лицензия CC BY-NC 4.0 Материал поступил в редакцию П.03.20Т9

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.