Е.С. Сайковская, магистрант
Научный руководитель — А.А. Амельянц, доцент
Тамбовский государственный технический университет
E. Saykovskaya, MA student
Scientific advisor A. Amelyants, Associate Professor
Tambov State Technical University
Эволюция архитектуры и философии досуговых учреждений в отечественной практике начала XXI века
Evolution of leisure institutions' architecture and philosophy in domestic practice the beginning of the XXI century
Авторы данной статьи ставят перед собой цель проследить логическое изменение и совершенствование такой типологической модели как «досугово-развлекательное учреждение» в контексте современного развития общества, его потребностей и приоритетов, а также выявить ключевые особенности новых форм обеспечения здорового культурного досуга. В рамки исследования входят как объекты, являющиеся чистым воплощением того или иного типологического звена, так и совершенно новые инновационные пространства с уникальным набором функций, отвечающими требованиям современной активной молодёжи. Главным выводом данной статьи и интеллектуальным вкладом авторов можно считать выявление и систематизацию новых форм организации общественного пространства досуговых учреждений, расширение этого понятия, его философии. Данная систематизация и попытка классифицировать уже имеющиеся типологические модели и новые формы в комплексе с историческим анализом может помочь в будущем проектировании подобных досуговых учреждений.
Ключевые слова: арт-пространство, досуговые учреждения, формы организации досуга, функция
The authors of this article set themselves the goal of following the logical change and improvement of such a typological model as a "leisure and entertainment institution" in the context of the modern development of society, its needs and priorities. And also to identify the key features of the new forms of providing healthy cultural leisure. The scope of the research includes, as well as objects that are a pure embodiment of a typological link, as well as completely new innovative spaces with a unique set of functions that meet the requirements of modern active youth. The main conclusion of this article and the intellectual contribution of the authors can be considered the identification and systematization of new forms of organization of the public space of leisure establishments, the expansion of this concept, its philosophy. Such a systematization and an attempt to classify existing typological models and new forms in conjunction with historical analysis can help in the future design of all types of leisure facilities.
Keywords: art space, leisure facilities, forms of leisure, function
Введение
п " "
В отечественной практике проектирования досуговых учреждений на протяжении XX века сформировался ряд достаточно устойчивых моделей культурно-досугового центра: клуб, дом культуры, дворец культуры, культурный центр [1, стр. 116-120], которые по типологии объединились в три основные мощностные группы, а именно [2, стр. 2]:
- досуговый клуб;
- клуб общего профиля;
- любительский клуб.
Вышеперечисленные формы организации досуга ориентированы преимущественно на клубные и зрелищные функции в чистом виде. Однако, как показывают социологические исследования и изучение опыта деятельности современных культурно-развлекательных центров, они не оправдывают изменившихся потребностей людей XXI века и их новой социальной жизни.
Основная часть
С развитием уровня науки, техники, образования и искусства меняется и развивает свои потребности общество. Соответственно, должна меняться и совершенствоваться ячейка предоставляемых населению услуг. Подобные метаморфозы неминуемо касаются сферы досуга и досуговых учреждений.
Новые социально-экономические условия современной жизни и расширение спектра потребностей современной личности способствовали появлению раннее неизвестной данной области досуга коммерческой специфики. Данное новшество выражается следующим образом:
1) возможность получения дохода на основе расширения палитры предлагаемых услуг (квесты в реальности1, кофейни и бары, антикафе2, тренажёрные залы, пространства свободной аренды и др.);
2) изменение привычных режимов работы (ориентация на ритм жизни целевой аудитории);
3) обязательная возможность независимой работы разных функциональных блоков здания;
4) организация встреч любителей по конкретным направлениям интересов (музыка, искусство, кино и др.).
1 Квест в реальности — это командная игра, суть которой заключается в выполнении специального тематического задания в отведённый промежуток времени. Действия происходят в специально оборудованном помещении и могут заключаться в решении головоломок, логических задач, поиске предметов, ответов на вопросы, и других действий, в зависимости от темы и жанра квеста.
2 Антикафе (также свободное пространство, тайм-клуб, тайм-кафе) — тип общественных заведений социальной направленности, основной характеристикой является оплата в первую очередь проведённого времени, в стоимость которого входят различные угощения, развлечения и мероприятия.
Архитектурно-художественное решение досуговых учреждений также приобрело новые черты и стало базироваться на обеспечении рекламности, эффектности форм, конструктивных решений и материалов. Более того, в оформлении внутренних пространств и экстерьера зданий появилось больше свободы, открытости для привлечения молодого поколения, а также вовлечения его в жизнь и развитие подобных учреждений. Всё это привело к постепенному развитию некоего диалога, общения посетителя с посещаемым местом.
В реалиях жизни современного города несколько снизилась градостроительная значимость досуговых объектов, однако размещение вблизи остановок общественного транспорта и достаточное количество парковочных мест, напротив, стали неотъемлемыми составляющими успешного функционирования объекта. Многие учреждения досуга успешно действуют в переоборудованных зданиях, имевших ранее иное функциональное назначение. В силу своих конструктивных и объёмно-планировочных особенностей наиболее популярным примером являются переоборудованные заводские и фабричные комплексы.
Факт удачного приспособления подобных сооружений очевиден — помимо наполнения объектов новой полезной и актуальной функцией, сохраняется память о месте, многие промышленные комплексы, имеющие определённую историческую и архитектурную ценность, избегают забвения.
Следует отметить, что наиболее значимым вновь приобретённым признаком современных досуговых объектов, объединившем в себе все вышеперечисленные особенности, стала их многофункциональность. Эта характерная особенность подразумевает комплексность и универсальность, как основные черты нового успешного учреждения.
Наряду с объектами, которые как нельзя точно вписываются в типологические критерии понятия досуговых учреждений, появились совершенно новые, соответствующие духу времени пространства, а именно — арт-пространства.
Анализ новоприобретённых ценностных характеристик следует начать с исследования современных типологически верных примеров, а точнее с объектов, которые являются чистым воплощением того или иного типологического звена.
Начнём с первой ступени типологии досуговых учреждений — досуго-вые клубы с гостиной, залом или рекреацией универсального назначения. Подобные объекты имеют самую малую начальную мощность в 50-250 посетителей, однако их количество может достигать 1500 человек [2, стр. 4]. Как правило, клубы такой мощности встраивают в уже существующие объёмы или приспосабливают под них потерявшие свою функцию объекты.
В качестве современного примера можно привести проекты реконструкции бывшего Дома Культуры в Новосибирске [архитектор Ю.М. Чаплы-
гин (рис. 1), архитектор Д.А. Антонов, 2014 год (рис. 2)]. Авторы, каждый по-своему, переосмыслили пространство, но внесли близкие по духу усовершенствования. Устаревший функционально Дом Культуры дополнили новыми кинозалами, кружково-студийным ядром, развитой ресторанной группой, офисным блоком, многофункциональным пространством, открытыми перетекающими пространствами. Последние два пункта можно назвать новыми признаками современных досуговых учреждений, наряду с применением современных материалов, близких по философии современному поколению.
Рис. 1. Проект реконструкции Дома Культуры в Новосибирске, архитектор Ю. М.
Чаплыгин, 2014 год [4]
Рис. 2. Проект реконструкции Дома Культуры в Новосибирске, архитектор Д.А. Антонов,
2014 год [5]
Примеры подобного переосмысления зданий популярных и многочис-лённых в свое время, а ныне опустевших и забытых Домов Культуры как нельзя лучше применимы для крупных городов, каким и является Тамбов.
Классическим примером второй ступени типологической иерархии досу-говых учреждений, а именно клубом общего профиля [2, стр. 7], можно назвать реализованный проект молодёжного досугового центра в Санкт-Петербурге. На рис. 3 показано здание с типичной для такого вида объектов вертикальной схемой функционального зонирования и ячейковой группировкой помещений. Открыт в 2013 году и с тех пор является прототипом для проектирования сети подобных центров. В состав основных функциональных групп данного центра входит зрительный зал на 200 зрителей, кружковые помещения различного назначения, тренажёрный зал, компьютерный класс. Характерными признаками современных досуговых учреждений для молодёжи, реализованных в данном проекте, является, в первую очередь, авангардная направленность внешнего облика здания — красный цвет, лаконичные геометрические формы и композиция, динамичность исполнения. Во-вторых, в композицию объекта включены многофункциональные открытые пространства, которые приглашают посетителей сразу вступить в диалог с объектом.
Проектирование подобных компактных (300-750 посетителей) досуговых центров или иначе — клубов общего профиля — со всем набором необходимых по функциональности помещений, это грамотное решений для вновь возведённых жилых микрорайонов города Тамбова. Ещё одно большое преимущество такого типа клубов — вариативность пространств, так как их функциональная наполненность может изменяться в соответствии с инфраструктурными потребностями того или иного микрорайона.
Рис. 3. Проект молодёжно-досугового центра в Санкт-Петербурге, архитектор А.А. Столярчук, 2013 год [6]
Для того, чтобы привести пример клуба общего профиля более высокого уровня — рассчитанного на количество посетителей от 1100 до 2100 [2, с. 7], следует обратить внимание на совершенно инновационный проект — Культурный центр поколения Y в Калуге, приведённый на рис.4. Проект был запущен в 2015 году с целью «знакомить региональную молодёжь с современными технологиями и актуальным искусством» [7].
Инновационно-культурный центр по задумке автора олицетворяет собой переплетение лент ДНК с общественной и образовательной функциями. В составе объекта сразу несколько ключевых мест общественной жизни здания — универсальный и репетиционный залы, а также многофункциональное двухуровневое фойе. Вокруг основных ядер, следуя коридорной и ячейковой схемам, скомпонованы лекционный и конференц-залы, лаборатории, секции, мастерские и студии, выставочное пространство, кафе.
Здание комплекса открыто природе и общению — об этом свидетельствуют встроенные уличные пространства, амфитеатры под открытым небом, а также уникальная площадка для паркура1, созданная при непосредственном участии в проекте самих представителей этой культуры.
Самыми примечательными и самыми знаковыми признаками молодёжного центра в Калуге является его многозадачность, во всех смыслах открытость, использование современных строительных материалов и технологий.
Досуговый объект подобного типа смог бы грамотно дополнить уровень городского центра или планировочного района культурной сети города Тамбова.
Рис. 4. Инновационно-культурный центр в Калуге, архитектурное бюро Wowhaus, 2015 год [7]
1 Паркур — искусство рационального перемещения и преодоления препятствий с использованием прыжковых элементов, как правило, в городских условиях.
Тема проектирования молодёжных досуговых объектов неразрывно связана с понятием творчества и творческих поисков. Причём творческий поиск в данном случае в первую очередь касается расширения и усовершенствования функционального состава здания, а также его оболочки. Речь идёт о появлении нового формата досугового учреждения — арт-пространства.
В качестве наиболее детально проработанных, продуманных и грамотно организованных творческих пространств рассмотрим примеры Москвы и Санкт-Петербурга для применения в дальнейшем лучших идей и находок в городе Тамбове.
Современное понятие арт-пространств подразумевает деление объектов на несколько групп со схожими функциональными особенностями.
Итак, первая группа объектов под основным функциональным ядром подразумевает систему творческих мастерских, бюро, студий и как дополнение к ним — кафе, бары, выставочные и кино-пространства, тематические магазины и шоу-румы.
В Москве и Санкт-Петербурге можно найти целый ряд подобных пространств, каждое из которых имеет свои уникальные особенности. Например, Дизайн-завод «Флакон» в Москве — первая площадка с подобным опытом, которая дала творческий старт многим дизайнерам и художникам. На рис. 5 показана функциональная схема данного пространства.
Рис. 5. Функциональная схема дизайн-завода «Флакон», архитектурное бюро
«Практика», 2009 год [8]
Дизайн-завод возник на территории бывшего хрустально-стекольного завода и стал новатором в ревитализации (в урбанистике — восстановление городской среды, при котором она становится более пригодной для проживания [3]) промышленной зоны за пределами исторической застройки Моск-
вы. Более того, благодаря широкому кругу проектов в области актуальных форм творчества, образования и креативных индустрий «Флакон» значительно повысил привлекательность окружающего района и стал известен «как место, где любая творческая личность получает не только возможность, но и стимул расти творчески и эмоционально» [8].
Буквально через дорогу от Дизайн-завода находится ещё один творческий кластер1 — «Хлебозавод № 9», планировочная схема которого изображена на рис. 6. Проект объединяет сразу несколько сфер жизни современного городского жителя и воплощает городское парковое пространство для покупок, прогулок и отдыха.
Проект «Хлебозавод» отличается конструктивисткой архитектурой, отсылающей к эпохе авангарда. В формировании общей территории используются принципы конструктивизма и социальной архитектуры, а главные преимущества территории — это функциональность и многозадачность. Посетители «Хлебозавода» могут взаимодействовать друг с другом в рамках открытого свободного пространства.
Рис. 6. Функциональная схема творческого кластера «Хлебзавод №9», архитектурное бюро Алексея Капитанова, 2016-2017 год [9]
Один из ключевых примеров современных креативных арт-площадок — Культурный центр ЗИЛ в Москве. Здание в стиле конструктивизма, построенное по проекту архитекторов братьев Л.А., В.А. и А.А. Весниных в 1930-37 гг., является памятником культурного наследия регионального значения, а по совместительству современным многофункциональным культурным центром, где проходят выставки, лекции, спектакли, концерты и мастер-классы.
1 Творческий кластер (creative cluster) — понятие, окончательно сформированное Саймоном Эвансом, куратором программы ЮНЕСКО Creative Cities. В его понимании это сообщество творчески-ориентированных предпринимателей, которые взаимодействуют на замкнутой территории.
Рис. 7. Культурный центр ЗИЛ, архитекторы братья Л.А., В.А., А.А. Веснины, 1930-1937 гг. [10]
Здесь находится современная библиотека с открытым доступом, несколько зон коворкинга1, уютные кафе и книжный магазин. На сценических площадках играют современные московские театральные и танцевальные постановки, а общественные конструктивистские пространства используются как место комфортного досуга, общения, работы и творческой реализации.
Деятельность Культурного центра ЗИЛ направлена на стимулирование творческой энергии горожан, повышение качества городской среды и улучшение жизни москвичей.
Опыт по модернизации Культурного центра ЗИЛ лёг в основу модели «Московского культурного центра» по преобразованию столичных домов культуры в современные культурные центры.
Ещё одним успешным примером Москвы можно назвать центр современного искусства «Винзавод». Объединив все направления современной культуры в одном пространстве, открытом для широкой аудитории, «Винзавод» поддерживает актуальное российское искусство в лице молодых художников, создаёт комфортную среду и образовательные проекты для его развития.
На территории центра располагаются ведущие московские галереи современного искусства, образовательные центры, мастерские художников, выставочные залы, творческие шоу-румы2 и магазины, а одна из целей сообщества «Винзавода» — заставить население столицы мыслить абстрактно и ответвлено. Развить в слушателях лекций клуба аналитическую позицию и свой собственный взгляд на мир.
1 Коворкинг (от англ. coworking — «совместная работа») в широком смысле — подход к организации труда людей с разной занятостью в общем пространстве; в узком — подобное пространство, коллективный офис (англ. coworking space). В контексте урбанистики коворкинги рассматриваются как разновидность «третьих мест» — городских общественных пространств, объединяющих людей для общения и творческого взаимодействия. Нередко коворкинги занимают постройки и помещения, потерявшие прежнее предназначение: заводские цеха, бывшие школы и даже церкви.
2 Шоу-рум (англ. show room — «демонстрационная комната») — демонстрационный зал, где представлены образцы из коллекции одного или нескольких брендов.
Рис. 8. Лофт-проект1 центра современного искусства «Винзавод», архитектор А. Бродский, 2007 год [11]
Вторая группа объектов, подходящих под понятие арт-пространств, в качестве основного функционального ядра подразумевает коммерческие пространства для аренды и реализации любых идей (коворкинг, лекционные мероприятия2, семинар3, тренинг4, выставка, творческий вечер), вокруг которых, подобно первой группе, формируется некая сеть дополнительных функций и услуг: небольших кафе, выставочных пространств, тематических магазинов.
Философия подобных мест имеет в некотором роде бизнес-подтекст, так как подразумевает своей целью создание комфортной среды для развития малого бизнеса, частных культурных проектов и отдыха горожан, и как логичное следствие — преображение городских кварталов, привлечение горожан и туристов.
Для достижения заявленной программы непривлекательные нежилые и промышленные здания, а порой и целые кварталы превращают в культурные центры, в которых созданы благоприятные условия для развития творческого бизнеса, культурных проектов и некоммерческих организаций.
В качестве одного из наиболее интересных и достойных примеров можно привести пространство DI Telegraph в здании Центрального Телеграфа на Тверской в Москве. Большое светлое лофт-пространство DI Telegraph, как видно на рис. 9, состоит из четырёх рабочих зон: большого конференц-зала, коворкинга и двух переговорных комнат. Под эгидой DI Telegraph проводятся массовые мероприятия, выставки и творческие вечера, а также читаются лекции и семинары.
1 Лофт-проект или лофт — это переделанные под нужды сегодняшнего дня и поменявшие своё предназначение помещения (или целые здания), расположенные в бывших фабриках, заводах, складах и производственных цехах.
2 Лекция (лат. lectio — чтение) — устное систематическое и последовательное изложение материала по какой-либо проблеме, методу, теме вопроса и т. д.
3 Семинар (от лат. seminarium — рассадник, теплица) — групповые занятия для повышения квалификации, идейно-политического уровня.
4 Тренинг (англ. training от train «обучать, воспитывать») — форма интерактивного обучения, целью которого является развитие компетентности межличностного и профессионального поведения в общении.
5Н ssi в:в ist«
III iff iff iff qui
Him nnii ami fff «mi
5L
urn ппи и и
' m ш Ю, С
П(»ЕГО«4Р*ЛЙ -СТУДИИ-
Рис. 9. Лофт-пространство DI Telegraph в здании Центрального Телеграфа на Тверской улице в Москве [12]
Аналогичное пространство существует и в Санкт-Петербурге — Лофт-проект «Этажи» занимает площади бывшего здания хлебозавода. Здесь на пяти этажах расположены свободные пространства для проведения выставок, деловых встреч, концертов, работают креативные редакции, мастерские и галереи с выставками актуальных фотографов, художников, скульпторов со всего мира.
Выводы
Анализируя современный опыт переосмысления молодёжных досуговых учреждений можно вывести несколько характерных особенностей, которые их объединяют:
1. Самое привлекательное пространство для творческого переосмысления — опустевшие промышленные площадки заводов и фабрик, а также памятники архитектуры. Можно предположить, что сам факт кардинальной смены функциональной наполненности здания задаёт дух креативности будущего пространства.
2. Основным методом перепрофилирования существующих объектов под нужды молодёжных пространств является минимальное вмешательство в существующий контекст здания, которое позволяет создать выразительную среду с новыми, контрастными прежней наполненности здания, функциями.
3. При анализе современных проектов выявлена тенденция перехода от узко специализированного пространства для молодёжи к пространству, доступному для трансформаций, экспериментов и творчества.
4. Изменения, которые коснулись функционального состава, особенностей проектирования и самой философии досуговых учреждений, привели и к корректировке типологической принадлежности подобных объектов.
Список литературы
1. Змеул, С.Г., Маханько БА. Архитектурная типология зданий и сооружений: Учебное пособия для вузов. — М.: Архитектура-С, 2004. — 240 с.
2. Пособие к СНиП 2.08.02-89 «Проектирование клубов». — Справочное пособие. — М. :Стройиздат, 1991. — 45 с.
3. Ревитализация [Электронный ресурс]. — URL: https://www.wikiwand. com/ru/Ревитализация.
4. Проект реконструкции ДК «Академия» в новосибирском Академгородке. Архитектор Юрий Чаплыгин [Электронный ресурс]. — URL: http:// totalarch.com/dka_2014/7.
5. Проект реконструкции ДК «Академия» в новосибирском Академгородке. Архитектор Дмитрий Антонов [Электронный ресурс]. URL: http:// totalarc h.com/dka_2014/a f.
6. Архитектура для молодёжи [Электронный ресурс]. URL: https://archi.ru/ russia/70200/arkhitektura-dlya-molodozhi.
7. ДК поколения Y [Электронный ресурс]. — URL: https://archi.ru/russia/ 73552/dk-im-innovacii.
8. Культурные пространства Москвы / Дизайн-завод «Флакон» [Электронный ресурс]. URL: https://kudamoscow.ru/place/dizajn-zavod-flakon.
9. Хлебозавод [Электронный ресурс]. — URL: https://hlebozavod9.ru.
10. О центре [Электронный ресурс]. — URL: https://zilcc.ru/about.
11. Центр современного искусства ВИНЗАВОД [Электронный ресурс]. URL: https://kudamoscow.ru/place/tsentr-sovremennogo-iskusstva-vinzavod.
12. Пространство «DI Telegraph»" [Электронный ресурс]. URL: https:// kudamoscow.ru/place/prostranstvo-di-telegraph.
References
1. Zmeul, S.G. Arhitekturnaya tipologiya zdanij i sooruzhenij: Uchebnoe poso-biya dlya vuzov [Architectural typology of buildings and structures: textbooks for universities] Moscow, 2004, 240 p.
2. Posobie k SNiP 2.08.02-89 «Proektirovanie klubov» [Handbook for CoF 2.08.02-89 "Designing clubs."]. Moscow, 1991, 45 p.
3. Revitalization. Available at: https://www.wikiwand.com/ru/Ревитализация.
4. Proekt rekonstrukcii DK "Akademiya" v novosibirskom Akademgorodke. Arhitektor YUrij CHaplygin [The reconstruction project of the DC "Academy" in the Novosibirsk Academgorodok. Architect Yuri Chaplygin]. Available at: http:// totalarch.com/dka_2014/7.
5. Proekt rekonstrukcii DK "Akademiya" v novosibirskom Akademgorodke. Arhitektor Dmitrij Antonov [The reconstruction project of the DC "Academy" in the Novosibirsk Academgorodok. Architect Dmitry Antonov] Available at: http://totalarch.com/dka_2014/af.
6. Arhitektura dlya molodyozhi [Youth Architecture] Available at: ttps://archi.ru/russia/70200/arkhitektura-dlya-molodozhi.
7. DK pokoleniya Y [DC Generation Y] Available at: https://archi.ru/russia/73552/dk-im-innovacii.
8. Kul'turnye prostranstva Moskvy/. Dizajn-zavod "Flakon" [Cultural Spaces of Moscow. Design factory "Flakon"] Available at: https://kudamoscow.ru/place/dizajn-zavod-flakon.
9. Hlebozavod [Mechanized bakery] Available at: https://hlebozavod9.ru.
10. O centre — Kul'turnyj centr ZIL [About the center — ZIL Cultural Center] Available at:https://zilcc.ru/about.
11. Centr sovremennogo iskusstva VINZAVOD [Center for Contemporary Art WINZAVOD] Available at: https://kudamoscow.ru/place/tsentr-sovremennogo-iskusstva-vinzavod.
12. Prostranstvo "DI Telegraph" [Space "DI Telegraph"] Available at: https://kudamoscow.ru/place/prostranstvo-di-telegraph.
Сайковская Екатерина Сергеевна, магистрант кафедры архитектуры и строительства зданий ТГТУ. E-mail: [email protected]
Амельянц Арменак Аркадьевич, кандидат архитектуры, доцент кафедры архитектуры и строительства зданий ТГТУ. E-mail: [email protected]
Лицензия CC BY-NC 4.0 Материал поступил в редакцию 26.06.2019