Научная статья на тему 'Возникновение и развитие новых форм молодежного движения в России в первые десятилетия XX в'

Возникновение и развитие новых форм молодежного движения в России в первые десятилетия XX в Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
158
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОЛОДЕЖНОЕ ДВИЖЕНИЕ / YOUTH MOVEMENT / РУССКОЕ СОКОЛЬСТВО / THE RUSSIAN "HAWK MOVEMENT" / ПОТЕШНЫЕ / СКАУТЫ / SCOUTS / ОБЩЕСТВО "МАЯК" / AMUSING / COMMUNITY "LIGHTHOUSE"

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Амелян Виктория Владимировна

В статье анализируются этапы развития молодежного движения в России в начале ХХ века. Уделяется внимание формам организации молодежи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation and development of new forms of the Youth movement of the first decade of the 20 th century

The article analyzes the causes and decline, as well as the shape of the youth movement in Russia in the first two decades of the XX-th century.

Текст научной работы на тему «Возникновение и развитие новых форм молодежного движения в России в первые десятилетия XX в»

В.В. АМЕЛЯН аспирант Северо-Кавказского института РАНХиГС при Президенте РФ1

Возникновение и развитие новых форм молодежного движения в России в первые десятилетия XX в.

Обращение к историческому опыту особенно важно в периоды глубоких кризисов и трансформаций общественно-политических систем. Исторические знания в новых условиях являются эффективным средством поиска путей дальнейшего развития страны, инструментом изменения общественного сознания и важным источником формирования политической культуры. Этим объясняется значимость изучения истории молодежного движения России, без которой невозможно получить целостное представление о современном состоянии молодежного движения нашей страны и оценить потенциал имеющихся молодежных структур.

Молодежь всегда была объектом пристального внимания государственных и общественных институтов, так как традиционно принимала активное участие в социальных и политических процессах, особенно в переломные моменты развития общества. При этом в разные периоды истории степень влияния государства и общества на процессы в молодежной среде была неравнозначной. Так, в советское время доминировала роль государства. В переходный, постперестроечный период молодежь фактически оказалась предоставленной самой себе. В начале XXI в. отношения между государством и молодежью, по мнению современных идеологов молодежной политики, должны строиться на основе взаимовыгодного партнерства, когда государство несет ответственность за создание для молодежи возможностей для самореализации. Молодежь необходимо этими возможностями воспользоваться, т.е. молодежная политика - это не государственная политика органов власти, а политика всех, кто способен оказывать влияние на улучшение жизни молодежи, включая ее саму.

В этих условиях становится особенно интересным обращение к опыту молодежного движения начала XX в., когда влияние различных общественных институтов на молодежь заметно преобладало над государственным2.

Российская империя накануне Первой мировой войны имела прекрасный демографический баланс: каждое следующее поколение численно превышало предыдущее. Введенная в 1874 г. всеобщая воинская повинность с самого начала таковой не являлась:

1

Амелян Виктория Владимировна, е-таП: у1к1ог10885@ mail.ru

2 Володин И.А., Жариков А.Н., Мошняга В.П. Международный союз студентов. М., 1978.

многочисленная русская армия далеко не вмещала в себя призывной контингент. Быстрый рост населения привел к аграрному кризису, в результате чего стремительно менялась система отношений в семье и малом сообществе (прежде всего, в деревенской общине). В деревне участились семейные разделы, обострился конфликт поколений и в начале ХХ в. общественное внимание привлекло и стало активно обсуждаться новое явление - хулиганство. Перед русским обществом встала серьезная задача: увести подростков с улицы, где они слишком рано приобщались к негативным сторонам взрослой жизни. В таких условиях возник вопрос о молодежных организациях с воспитательными целями и о молодежной политике в целом. В обсуждение этого вопроса и поиска путей решения включились не только специалисты-педагоги, но и люди других профессий, охваченные стремлением, не дожидаясь помощи государства, помочь подрастающему поколению. Различные мировоззрения этих социальных групп обусловили возникновение различных подходов в работе с детьми и молодежью. Среди направлений этой работы выделяют: политическое, академическое (студенческие организации), националистическое, религиозное, культурно-просветительское, спортивное и военно-патриотическое3.

До начала XX в. в России, как в подавляющем большинстве других стран, не существовало специализированных организаций по физическому и нравственному воспитанию молодежи. Однако, мировой опыт уже имел представление о формах работы с молодежью, такие организации уже были и успешно развивались. Это Сокольское движение, процветавшее на территории Австро-Венгрии, в Болгарии и Сербии среди славянских народов: чехов, болгар и сербов. Корни этого движения уходят в Чехию середины XIX в., когда чешский народ активно боролся с политикой онемечивания, проводившейся австрийскими властями. В 1862 г. доктор философии М. Тырш основал первое Сокольское общество, созданное как гимнастический союз. Движение сразу приобрело большую популярность в Чехии и в первой половине 1870-х гг. распространилось на европейские территории Османской империи, заселенные славянскими народами. Это способствовало поднятию национального самосознания сербов, черногорцев, болгар, хорватов и привело к мощным народным антитурецким восстаниям 1875-76 гг. Во время Русско-турецкой войны 1877-1878 гг. с «сокольским» движением познакомились русские офицеры, в т.ч. генерал М.Д. Скобелев. Русское командование на Балканах создавало из болгарских повстанцев, прошедших «сокольскую» подготовку,

3 Соколов В.И. Российское молодёжное движение: от многообразия к унитаризму. Рязань -Узоресье, 2002, с. 329.

вооруженные отряды, которые активно участвовали в боевых

4

действиях .

Первое русское гимнастическое общество с неофициальным названием «Сокол» было основано при активном участии В.А. Гиляровского в 1883 г. в Москве; впоследствии в него вошли Л.Н. Толстой и А.П. Чехов. В 1887 г. директор Первой Тифлисской гимназии Л.Л. Марков пригласил на должность инструктора по гимнастике чешского «сокола» Ю. Грумлика, работа которого нашла логическое продолжение в рамках образованного в 1900 г. в Тифлисе первого общества с официальным названием «Русский Сокол»5.

В 1901 г. на проходившем в Праге всесокольском слете присутствовали представители русского педагогического персонала и делегаты гимнастических обществ. На последних сильное впечатление произвели «здоровые идеи и бодрая работа соколов». После слета последовали приглашения чешских соколов на гимнастическую работу в России. В стране одно за другим стали появляться гимнастические общества, работавшие по «сокольской» системе. Однако, в связи с быстрым, распространением движения по России возникла острая нехватка инструкторского состава. Частично данная проблема решилась организацией в Чехии курсов для инструкторов, но развитие движения тормозилось также полулегальным статусом на территории России.

С приходом П.А. Столыпина развитие русского Сокольства вышло на новый уровень. Русско-японская война и революция 1905 г. привели к упадку духа населения, подверженного влиянию революционных идей, и движение соколов, пропагандировавшее физическое и нравственное развитие личности, выглядело весьма уместным. В конце 1907 г. Сокольство получило государственное благословение, и в его ряды торжественно вступили П.А. Столыпин и его сын Аркадий.

«Русские соколы» были первыми формами самоорганизации русской молодежи, которые получили всенародное призвание и государственную регистрации своих документов.

Несмотря на панславянский характер движения соколов, в России, в силу действующей системы общественно-государственных отношений, в соколы свободно записывались представители самых различных этнических групп (достаточно сказать, что руководителем Союза Русских Соколов был русский поляк А.С. Гижицкий, а его заместителем - русский татарин М.А. Султан-Крым-Гирей). При этом организация русских соколов оставалась сугубо внепартийной и неполитической по

4 Полищук Е.Н. Организационно-правовое регулирование молодежного движения в дореволюционной России [Электронный ресурс] время доступа 18.06.2013. http://lawinst-spb.ru/d/231564/d/polischuk_e.n.pdf

5 Жуков И.Н. Русский скаутизм: краткие сведения о русской организации юных разведчиков. Петроград, 1916, с. 32.

своей сути. «Ставя себе задачи общенародного порядка, РусскоеСокольство является организацией надпартийной, доступной для всего народа Русского». Русские соколы воспитывались на основе верности своему народу, и соответственно своими задачами определяли:

- физическое и духовное воспитание русских людей и поддержание в них бодрости;

- борьбу с их отнародованием (денационализацией);

- создание кадра русских сокольских деятелей».6

В 1908-1914 гг. возникли новые сокольские общества: в Москве, Каменец-Подольске, Екатеринославе, Егорьевске, Харькове (1908), Чернигове, Полтаве (1909), Воронеже, Орле, Новороссийске, Таганроге, Сычеве, Новочеркасске (1910).

С 1908 г. в Бахмуте (с 1924 г. - Артемовск) инспектором народных училищ Екатеринославской губернии А.А. Луцкевичем осуществлялась допризывная подготовка школьной молодежи, для чего был организован «отряд потешных». Потешничество не было изобретением XX в., созданное в России в 80-х гг. XVII в., оно не мало послужило забавам юного Петра Алексеевича. Позже царем из этих отрядов были сформированы гвардейские Преображенский и Семеновский полки. Через несколько десятилетий петровским опытом частично воспользовалась и Екатерина II. По воспоминаниям современников той эпохи, дети офицеров, жившие с отцами при провинциальных полках, в десятилетнем возрасте, надев солдатские бескозырки, начинали постигать азы военной науки, маршируя по плацу и выполняя различные команды. Но, это были лишь эпизоды, отмечавшиеся всплесками внимания к военно-патриотическому воспитанию.

После поражения в русско-японской войне 1904-1905 гг. государство осознало необходимость введения целостной системы патриотического воспитания детей и юношества. Потешные команды создавались не только при школах и гарнизонах, но и при артиллерийских батареях, кораблях, даже при пожарных командах. Все расходы на обмундирование и обучение брала на себя казна, учителями становились офицеры. Небольшие сложности возникали лишь с финансированием школьных отрядов, где требовались дотации со стороны родителей или общественности.

В 1910 г. А.А. Луцкевич был приглашен в Царское Село для представления императору. В результате ознакомления Николая II с работой инспектора отряд «потешных» получил наименование «1 -й народный класс военного строя и Гимнастики Его Императорского

6 Официальный сайт «Союз русских соколов» [Электронный ресурс] время доступа 16.06.2013. http://www.sokolrussia.ru/istor.htm

Высочества Государя Наследника Великого Князя Алексея Николаевича»7.

Работа с детьми и молодежью начала входить в моду. В целях поощрения нового движения император Николай II вместе с наследником престола цесаревичем Алексеем часто посещали школы и воинские подразделения, при которых были организованы отряды потешных. Фотографии таких визитов помещались в журнале «Потешный», начавшем издаваться в 1910 г. в Москве.

Развивавшийся параллельно российский скаутинг имел свои отличительные особенности. Среди них - наличие рыцарского устава, в котором были сформулированы нравственные качества скаутов: бескорыстие, самопожертвование, честность, преданность, дисциплина и т.д. Основы скаутинга были изложены в книге Р. Баден-Пауэлла в виде простых и доступных бесед у костра. Возможно, именно поэтому скаутинг как система воспитания нашел больший отклик среди не только юношества, но и патриотически настроенных офицеров, которые в те годы тяжело переживали поражение в русско-японской войне.

Днем основания российского скаутинга считается 30 апреля 1909 г., когда молодой офицер О.И. Пантюхов собрал первый отряд русских скаутов. Его назвали «Бобры». В это же время император ознакомился с книгой генерала Р. Баден-Пауэлла, родоначальника и бессменного лидера скаутов, «Скаутинг для мальчиков».8

Движение возникло в Великобритании после Англо-бурской войны, вскрывшей проблему слабого физического и нравственного развития молодежи. Участник войны полковник Р. Баден-Пауэлл разработал специальную методику, в основе которой была положена деятельность на природе и «воспитание на основе обещания» (осознание долга перед Богом, гражданского долга и долга перед самим собой). Скаутский метод вызвал глубокий интерес Николая II: государь повелел перевести книгу Баден-Пауэлла на русский язык и популяризировать скаутинг в молодежной среде9.

Во многом благодаря усилиям первых скаутмастеров, таких как штабс-капитан лейб-гвардейского батальона О.И. Пантюхов, штабс-ротмистр В.Г. Захарченко и др., определились направления деятельности российских скаутов:

• развитие духовно-нравственных, индивидуальных качеств (тренировка памяти, воли, органов чувств, воспитание характера);

7 Соколов В.И. История молодёжного движения России - СССР с середины XIX века по XXI век. Рязань, Узоречье, 2004.

8 Жуков И.Н. Русский скаутизм: краткие сведения о русской организации юных разведчиков. Петроград, 1916. с. 32.

9 Копылова Т. История детского движения: скауты и потешные // Воспитание школьников. 2008, №1, с. 50-52.

• служение государству (навыки практической помощи армии, населению);

• религиозное воспитание;

• физическое воспитание (военный строй, походы, физические упражнения);

• трудовое воспитание (овладение различными специальностями и практическими навыками).

Поскольку, в началеXX в. еще не было, не массового спорта, ни туризма как таковых, то скаутские отряды и отряды потешных стали неким открытием в области воспитательной работы. Очевидно, что появление в России скаутинга и потешных стало результатом признания особой роли юношеского движения в реализации воспитательных задач, сформулированных государством. Основным же содержанием соответствующего социального заказа стали физическое воспитание и военная подготовка детей и молодежи. Руководители потешных и скаутов действовали схожим образом, но в их работе были и отличия. Так, если первые в основном проводили спортивные занятия и беседы с итоговыми показательными смотрами и парадами, то деятельность вторых оказалась шире и разнообразнее. В ней можно отметить ряд преимуществ: учет возрастных особенностей, системный подход в плановой работе, создание условий для самореализации юношей, воспитание скаутмастеров из числа самих скаутов.

Кроме того, парадная нацеленность потешных сослужила им плохую службу. Привыкшие к участию в парадах и смотрах, юноши так и остались не более чем исполнителями чужой воли. Непременность почтительного отношения к Богу роднит скаутов с другой молодежной организацией России - Российским Христианским Обществом Молодых Людей «Маяк». Общество было зарегистрировано в 1905 г. в качестве отделения Международного Союза Молодых Христиан.

По инициативе американского гражданина Дж. Стокса в России работу Общества организовывал имперский чиновник барон П.Н. Николаи, что придавало Обществу серьезный общественный вес. Так же как и движения скаутов и соколов, Общество молодых студентов-христиан пользовалось широчайшей поддержкой народа, ведь, не имея государственных дотаций, оно, тем не менее, располагало значительными помещениями, солидным бюджетом и техническими возможностями.

Провозглашая целью своей работы, содействие молодежи «в достижении нравственного, умственного и физического развития», Общество всеми силами пропагандировало христианские ценности в

светской жизни. В работе Общества в качестве попечителей

принимали участие лучшие русские философы того времени .

Следует отметить, что Общество само, будучи общественным, по форме и христианским по культуре, было вне политики. Благотворительные вечера и просветительские лекции, общественно-познавательные занятия и социальные мероприятия, культурно-исторические вечера и научно-популярные чтения - всем этим занималось Общество. Всем, кроме политики. Руководители Общества часто говаривали про свою организацию, что она «представляет из себя для скучающих - клуб с полезными, приятными и нравственными средствами времяпрепровождения, для одиноких -домашний уют и товарищескую семью, для ищущих знаний -неисчерпаемый источник их, для слабых физически - место укрепления здоровья, для слабых духовно - источник бодрости и нравственного самосовершенствования» (из обращения Христианского Союза молодых людей к молодёжи Петрограда, 1917

г.)11.

Общество первым в экономической истории новой России стало выполнять роль молодёжной биржи труда, организовывая в своих отделениях для молодежи «бюро для приискания занятий, определяющее и предлагающее места: конторщиков, корреспондентов, писцов, бухгалтеров и помощников их, артельщиков и приказчиков разных специальностей». Важно отметить, что работу предлагалось делать далеко не последнюю, не черную. Все поступления финансов в Обществе были индивидуально-добровольные, мероприятия же - всеобще-бесплатные. Это вызывало особое уважение к рабочим сотрудникам Общества, число которых росло так же стремительно, как и число членов самого Общества (и подавляющая часть работников аппарата Общества, тем не менее,

Л о

работала на общественных началах - бесплатно!)

Обществу принадлежала также идея агитационных поездов и пароходов, - именно на них проводились просветительские чтения и благотворительные вечера, благодарность за проведение которых молодым христианам высказывал сам Патриарх Тихон: «Христианским Союзом Молодых Людей предпринят ряд мероприятий и учреждений, поставивших своей целью вносить оздоровление в нравственную атмосферу русской жизни, проповедовать Слово Божие и, воздерживаясь от политики, содействовать культурно-

10

Алексеева И.А. История всемирного христианского молодежного движения в России. М., 2007. - 152 с.

11 Сейку ЕЮ. Детские и юношеские организации в России в начале XX века. [Электронный ресурс] время доступа 18.06.2013. http://www.dslib.net/istoria-otechestva/detskie-i-junosheskie-organizacii-v-rossii-v-nachale-xx-veka-voenno-patrioticheskij-i.html

12 Акулинин В.П. Учебник для народных школ и потешных рот: «Юный воин»: в учеб. помещены все сведения, знание которых желательно для молодого поколения: все сведения заимствованы из учеб. Для молодых солдат пехоты: «Наш русский солдат». Одесса, 1912. - 160 с.

просветительному и экономическому благо быту русских людей... В сочувствии всему, что может послужить на духовную и материальную помощь нашему русскому народу, мы преподаем совершителям сего благого дела свое молитвенное благословение, испрашивая им у

Л ^

Господа Его помощи к успешному осуществлению его»13.

Первая мировая война стала серьезным испытанием для них и для всего детского движения. Это и понятно - подъем патриотического настроения не мог не передаться молодым: все соколы, потешные, скауты и молодые христиане развернули деятельность по созданию санитарных отрядов, госпитальных дружин, отделений международного Красного креста и много другого. И за такой работой, доказывая не на словах, а на деле верность Богу, Родине и Государю, молодежное движение России вошло в водоворот революционных событий.

С началом боевых действий первой мировой войны большинство офицеров, занимавшихся с детьми и юношами, были мобилизованы и ушли на фронт. Потешные, оставшись наедине со своими проблемами, не сумели взять инициативу в свои руки, и их дружины распались. Скауты же, напротив, проявили себя активными хранителями традиций.

Движение скаутов получило новый импульс развития. Отработка навыков разведчиков, доминировавшая в загородных походах, выдвигала скаутскую молодежь на первый план: военные ведомства были заинтересованы в дальнейшем развитии движения и, призывая скаутов, получали подготовленных к полевым условиям юношей. 2730 декабря 1915 г. состоялся Первый Съезд по скаутингу в России, на котором были избраны ключевые должностные лица во главе с председателем - адмиралом в отставке И.Ф. Бостремом. Скаутство получало всестороннюю поддержку от государства и к концу 1916 г. в 143 городах России насчитывалось около 50 000 скаутов.

Февральская революция не помешала росту скаутской организации и способствовала возобновлению деятельности «соколов». Однако, вскоре, после октябрьского переворота руководство Сокольства было арестовано с обвинением в контрреволюции. Тем не менее, арестованных выпустили, и вскоре было выбрано «Временное

Л л

Правление», руководившее 30 обществами14.

В 1918 г. общество «Русский Скаут» было признано «буржуазным» и не могло продолжать деятельность. Однако, опытный инструкторский кадровый состав, был использован при создании на втором съезде по Всеобщему военному обучению (Всевобуч) новой организации - юных коммунистов-скаутов, или «юков» (25 декабря 1918 г.). В ее основу был

13 История общества «Маяк», или Комитета содействия молодым людям в нравственном и физическом развитии в Санк-Петербурге. М., 1999, с. 28.

14 Официальный сайт «Союз русских соколов» [Электронный ресурс] время доступа 16.06.2013. http://www.sokolrussia.ru/istor.htm

заложен скаутский метод, подвергнутый ряду изменений, в основном, идеологических. Революционная направленность движения приостановила нападки недоброжелателей скаутинга, но ненадолго. В 1919 г. советские власти заподозрили, что под «юкками» скрываются «реакционные» русские скауты, и очень скоро Союз юных коммунистов, лишенный поддержки Всевобуча, Наркомпроса и Наркомздрава, распался. В 1921-1922 гг. в Москве, Петрограде и других крупных городах стихийно стали появляться новые скаутские группы, которые нашли государственных покровителей. Образовался ряд организаций: «Московская дружина скаутов при Всевобуче», «Опытно-показательный скаут-отряд» (при Главной Военной школе физического образования трудящихся), «Русская Организация Юных Разведчиков» и др.15

3-8 апреля 1919 г. прошел Первый Всероссийский съезд по физической культуре спорту и допризывной подготовки, в котором принял участие и Союз Русского Сокольства с докладом о своей деятельности. Это стало последним выступлением русских соколов в России, после чего деятельность организации постепенно затухала и в 1923 г. по предложению Н.И. Бухарина и К.Б. Радека была запрещена.

Скаутское движение также было свернуто и заменено единой комсомольской (а с 1922 г. - и пионерской) организацией. Молодежь, не желавшая расставаться со скаутингом, подвергалась репрессиям.

Таким образом, можно сделать вывод, что создание религиозных, культурно-просветительских, спортивно-патриотических объединений молодежи было инициировано извне. А разного рода политические, революционные организации были порождением собственно российской среды, что в определенной степени характеризует менталитет населения страны в первые десятилетия XX века.

Амелян В.В. Возникновение и развитие новых форм молодежного движения в России в первые десятилетия ХХ века. В статье анализируются этапы развития молодежного движения в России в начале ХХ века. Уделяется внимание формам организации молодежи.

Ключевые слова: Молодежное движение, русское сокольство, потешные, скауты, общество «Маяк».

Amelian V.V. Formation and development of new forms of the Youth movement of the first decade of the 20th century. The article analyzes the causes and decline, as well as the shape of the youth movement in Russia in the first two decades of the XX-th century.

Key words: the Youth Movement, the Russian "hawk movement", amusing, scouts, community "Lighthouse".

15 Жуков И.Н. Указ. соч.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.