Научная статья на тему 'Возникновение и развитие идеи инновационного мышления в педагогикопсихологической литературе'

Возникновение и развитие идеи инновационного мышления в педагогикопсихологической литературе Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
380
104
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИЯ / ИННОВАЦИОННОЕ МЫШЛЕНИЕ / ЦЕЛЕВАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ / ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / INNOVATION / INNOVATIONAL THINKING / TELIC EFFECTIVENESS / INNOVATIONAL ACTIVITY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ниёзбокиев С.

Статья посвящена возникновению и развитию идеи инновационного мышления в педагогико-психологической литературе. Автор послеживает историю появления и распространения понятия инновации в научных исследованиях. Вниманию специалистов предлагается классификация инноваций по различным признакам, в том числе по широте воздействия, по сфере деятельности, по уровню новизны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Rise and Development of the Idea of Innovational Thinking in Pedagogico-Psychological Literature

The article dwells on the rise and development of the idea of innovational thinking in pedagogico-psychological literature. The author traces the history of the notion of innovation in scientific explorations. He proposes a classification of innovations according to different tokens among which we find width of sway, sphere of activities, novelty level.

Текст научной работы на тему «Возникновение и развитие идеи инновационного мышления в педагогикопсихологической литературе»

— 182 -( НОМАИ д онишгох Э

С. Ниёзбокиев

ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ИДЕИ ИННОВАЦИОННОГО МЫШЛЕНИЯ В ПЕДАГОГИКО - ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

Ключевые слова: инновация, инновационное мышление, целевая эффективность, инновационная деятельность

В последнее время мы всё чаще слышим слово «инновации», слышим о том, что в разных уголках нашего региона реализуются или готовятся к реализации самые амбициозные инновационные проекты. При этом, настоящая инновационная деятельность вряд ли может быть возможна без гибкого, практичного и рационального «инновационного мышления».

Термин «инновация» происходит от латинского «по\ айо». что означает «обновление» (или «изменение») и приставки «ш», которая переводится с латинского как «в направлении», если переводить дословно «шпоуайо» — «в направлении изменений». Само понятие тпоуайоп впервые появилось в научных исследованиях XIX в. Новую жизнь понятие «инновация» получило в начале XX в. в научных работах австрийского экономиста И. Шумпетера в результате анализа «новационных комбинаций», изменений в развитии экономических систем [6.112].

Инновация— это не всякое новшество или нововведение, а только такое, которое серьезно повышает эффективность действующей системы [6.117].

Инновация — это результат инвестирования интеллектуального решения в разработку и получение нового знания, ранее не применявшейся идеи по обновлению сфер жизни людей (технологии; изделия; организационные формы существования социума, такие как образование, управление, организация труда, обслуживание, наука, информатизация и т. д.) и последующий

V_УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ 183~

процесс внедрения (производства) этого, с фиксированным получением дополнительной ценности (прибыль, опережение, лидерство, приоритет, коренное улучшение, качественное превосходство, креативность, прогресс) [4.86].

Понятие «инновация» как таковое было введено в научную терминологию И. Шумпетером в 1911 году и предполагало новую комбинацию научно-технических факторов, мотивированную предпринимательским духом при пяти типичных изменениях:

использование новой техники, новых технологических процессов или нового рыночного обеспечения производства; внедрение продукции с новыми свойствами; использование нового сырья;

изменения в организации производства и его материально-техническом обеспечении;

появление новых рынков сбыта [4,92]. Й. Шумпетер в своей работе «Теория экономического развития» (1911г.) рассматривал инновацию, как любое возможное изменение, происходящее вследствие использования новых или усовершенствованных решений технического, технологического, организационного характера в процессах производства, снабжения, сбыта продукции и т.п. [7,. 13].

П. Дракер подразумевает под «инновацией» особый инструмент предпринимателей, средство, с помощью которого они используют изменения как шанс осуществить новый вид бизнеса или услуг. Отталкиваясь от утверждения о том, что основной задачей руководителя является создание рынка, П. Дракер отмечает, что двумя основными функциями менеджера являются: внедрение инноваций и осуществление маркетинговой деятельности. Он уделяет сравнительно мало внимания маркетингу, но вопрос о необходимости понимания и внедрения инноваций рассматривается практически во всех его последних книгах. Ученый настойчиво критикует компании, считающие что инновации возникают по вдохновению, а успех в предпринимательстве зависит от удачи, и утверждает, что внедрение нововведений является наукой, которую можно освоить. Он убежден в том, что внедрение инноваций является в первую очередь управленческой функцией, и подчеркивает, что руководители должны

— ,84~ НОМАИ донишгох

полагаться на технологии, а не на что-нибудь другое: одно из его самых известных выражений - «компьютер это идиот» -подразумевает необходимость использовать технику как инструмент для внедрения инноваций, а не как средство их замены [1,23]. Б. Твисс понимает под инновацией процесс передачи научного или технического знания непосредственно в сферу нужд потребителя. Продукт при этом превращается лишь в носителя технологии, и форма, которую он принимает, определяется только после увязки самой технологии и удовлетворяемой потребности [3,27].

Можно выделить следующие характерные черты инноваций: научно-техническая новизна; проявление творческой деятельности; достижение целевой эффективности; возможность коммерческой реализации.

Также следует отметить, что «инновация», с одной стороны, представляет собой нечто новое, обособленное (может быть, отдельный проект), лишь частично основанное на предыдущих знаниях, опыте, с другой - это деятельность, которая теряет всякий смысл без контекста конкретного предприятия или организации, где она осуществляется.

Innovation (лат,- обновление, улучшение) является основой английского слова innovation, в переводе на русский язык имеет три значения - инновация, нововведение, новшество. Многие ученые считают данные понятия синонимичными, некоторые все же пытаются найти смысловые различия [2.17].

Например, P.A. Фатхутдинов дает следующее определение понятия «новшество». Новшество - это оформленный результат фундаментальных, прикладных исследований, разработок или экспериментальных работ в какой-либо сфере деятельности по повышению ее эффективности. Новшества оформляются в виде открытий, изобретений, патентов, товарных знаков, рационализаторских предложений, ноу-хау, понятий, научных подходов или принципов и т.д. Нововведение означает, что новшество используется. С момента появления на рынке новшество приобретает новое качество и становится инновацией [2,29]. На основе изучения и анализа различных видов классификаций понятия «инновация», предлагаемого многими авторами, была сформирована следующая таблица.

V_УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ " - 185 -

Таблицаи 1.

Классификация инноваций по различным признакам

Вид и нн оваци и Характеристика

а) По широте воздействия инноваций

глобальные, мировые Охватывают различные страны, повсеместно используются, мировая известность, глобальный размах.

национальные Характерны для определенных стран, национальностей

отраслевые Имеют практическую значимость и новизну в определенной отрасли

ло кальные Инновации в конкретной сфере (например, в производстве)

б) По сфере деятельности

экологические проявляются в более эффективных способах использования природных ресурсов и уменьшения вредного воздействия на окружающую среду

технико-технологические приводят на рынке к созданию новых или улучшенных промышленных продуктов и обеспечивающих коммерческое использование новых и улучшенных производственных процессов и оборудования

экономические Вызывают перемены в формах организации производства и управления им, обращении произведенных продуктов, ценового, финансово-кредитного, денежного механизмов и способствующих повышению эффективности воспроизводства

организационные это процессы освоения новых форм и методов организации и регламентации производства и труда, а также инновации, предполагающие изменения соотношения сфер влияния (как по вертикали, так и по горизонтали) структурных подразделений, социальных групп или отдельных лиц;

управленческие целенаправленное изменение состава функций, организационных структур, технологии и организации процесса управления, методов работы аппарата управления, ориентированное на замену элементов системы управления (или всей системы в целом) с целью ускорения, облегчения или улучшения решения поставленных перед предприятием задач

социальные проявляются в форме активизации человеческого фактора путем разработки и внедрения системы усовершенствования кадровой политики; системы профессиональной подготовки и усовершенствования работников; системы социально-профессиональной адаптации вновь принятых на работу лиц; системы вознаграждения и оценки результатов труда. Это также улучшение социально-бытовых условий жизни работников, условий безопасности и гигиены труда, культурная деятельность, организация свободного времени

— 186- 'номаи донишгох

с) Технологические инновации делятся на:

Продуктовые позволяют создавать новые товары для их производительного и непроизводительного использования

Процессные позволяют использовать новые технологические процессы для производства как традиционных, так и нестандартных процессов

д) По уровню новизны: или в зависимости от глубины вносимых изменений

Радикальные или базисные Относятся к принципиально новым продуктам, направлены на освоение новых поколений техники (технологии) и технологических укладов

Улучшающие Касаются значительного усовершенствования существующих продуктов, способствуют распространению и дифференциации поколений техники и укладов с учетом специфических требований разных сфер их применения

Псевдойн новации или ко дификационны е (частные). Несущественное видоизменение продуктов и технологических процессов: эстетическое (цвет, декор и т.п.), техническое, не оказывающее заметного влияния на параметры и свойство изделия

Единичные диффузные распространение уже однажды освоенного новшества в новых условиях или на новых объектах внедрения. Именно благодаря диффузии происходит переход от единичного внедрения новшества к инновациям в масштабе всей экономики.

Инновации направлены на удовлетворение определенных общественных потребностей, но вместе с тем необходимое повышение эффективности использования отдельных ресурсов или повышение эффективности отдельных производственных подразделений, либо повышение эффективности предприятия в целом в результате внедрения новшества и получения нововведения происходит далеко не всегда. На конечный успех инновации, выражающийся в получении экономического эффекта от функционирования предприятия, влияет совокупность разных факторов (экономических, юридических, технических, рыночных и др.), воздействие которых чрезвычайно сложно спрогнозировать. Таким образом, можно утверждать, что инновация - это новшество, внедренное в деятельность предприятия с целью повышения его эффективности на основе лучшего удовлетворения определенной общественной потребности.

УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ _187 ~

При этом следует отметить, что под эффективностью следует понимать определенный экономический, производственный, социальный, экологический и иной результат, ожидаемый от внедрения новшества.

В современных условиях образования возникла острая необходимость поиска новых форм преподавания и обучения в различных образовательных учреждениях. Работа современной школы в режиме развития, под которым понимается последовательность определенных стадий, характеризующихся позитивными качественными изменениями, является инновационной деятельностью.

ЛИТЕРАТУРА

1. Дорошкевич A.M. Проблемы совершенствования познавательной деятельности студентов // Новые методы и средства обучения. М.: Знание, 1988

2. Костин А.К., Чапоргина Н.А. Инновационная деятельность в образовании: стратегия // Педагогическое образование и наука, 202, № 3.

3. Оконь В.А. Основы проблемного обучения. М.: Педагогика, 1968

4. Педагогическая энциклопедия / Гл. ред. И.А. Каиров и Ф.Н. Петров. Т. 2.-М., 1965

5. Педагогический энциклопедический словарь. - М.: Научное издательство «Большая Российская энциклопедия», 2003

6. Современные слова по педагогике. / Сост. Рапацевич Е.С. -Мн.: «Современное слово», 2001

7. Шулежкова С. Г. Высшее педагогическое образование без отрыва от производства в XXI веке // Магнитогорский государственный педагогический институт. 2000. №5.

— 188 ~ НОМАИ ДОНИШГОХ

Возникновение и развитие идеи инновационного мышления в педагогико-психологической литературе

С. Ниёзбокиев

Ключевые слова: инновация, инновационное мышление, целевая эффективность, инновационная деятельность

Статья посвящена возникновению и развитию идеи инновационного мышления в педагогико-психологической литературе. Автор послеживает историю появления и распространения понятия инновации в научных исследованиях. Вниманию специалистов предлагается классификация инноваций по различным признакам, в том числе по широте воздействия, по сфере деятельности, по уровню новизны.

Rise and Development of the Idea of Innovational Thinking in Pedagogico-Psychological L iterature

S. Niyozbokiyev

Key words: innovation, innovational thinking, telic effectiveness, innovational activity

The article dwells on the rise and development of the idea of innovational thinking inpedagogico-psychological literature. The author traces the history of the notion of innovation in scientific explorations. He proposes a classification of innovations according to different tokens among which we find width of sway, sphere of activities, novelty level.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.