ББК 60.550
РОЛЬ ИННОВАЦИИ В РАЗВИТИИ ОБЩЕСТВА: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ
Т.Г. Чекменёва, А.А. Прибытков
В статье рассматриваются основные направления в исследованиях инноваций. Авторы анализируют роль инноваций в развитии общества
Ключевые слова: инновации, инновационный процесс, типология нововведений
Научно-технические инновации,
признанные во всем мире в качестве важнейшего фактора экономического
развития, все чаще и в западной, и в
отечественной литературе связывается с
понятием инновационного процесса. Это, как справедливо отметил американский экономист Джеймс Брайт, «единственный в своем роде процесс, объединяющий науку, технику, экономику, производство и управление. Он состоит в получении новшества и
простирается от зарождения идеи до ее коммерческой реализации, охватывая таким образом весь комплекс отношений:
производства, обмена, потребления»[1; 193]. Первыми крупнейшими теоретиками
инновационных процессов по праву считаются Н.Д. Кондратьев и Й. Шумпетер. Ученый с мировым именем Николай Дмитриевич Кондратьев относится к числу выдающихся русских экономистов ХХ века. Наибольшую славу и известность принесла Н. Д. Кондратьеву его концепция больших циклов конъюнктуры, в настоящее время во всем мире называемых «циклами Кондратьева».
Разработанная им теория, получившая известность на Западе как теория «длинных волн» в экономической динамике, основанная на обобщении гигантского массива информации, оказала и продолжает оказывать значительное влияние на современную науку. Идея о существовании больших циклов была высказана Кондратьевым в 1922 г. в книге «Мировое хозяйство и его конъюнктуры во время и после войны», изложена в статье «Большие циклы конъюнктуры» (1925) и на дискуссии по этой проблеме, которая состоялась в феврале 1926 г. в Институте экономики. Для обоснования больших циклов (48-55 лет) Н.Д. Кондратьев проанализировал статистические данные по четырем ведущим капиталистическим странам - Англии, Франции, Германии, США.
Чекменёва Татьяна Геннадьевна - ВГТУ, канд. полит. наук, доцент, e-mail: [email protected];
Прибытков Алексей Александрович - ВГТУ, канд. ист. наук, доцент, e-mail: [email protected]
Кондратьевым было сделано важное наблюдение относительно характера этих циклов: перед началом и в начале
повышательной волны каждого длинного экономического цикла наблюдаются глубокие изменения в условиях экономической жизни общества. По выражению Н.Д. Кондратьева, «... перед началом повышательной волны каждого большого цикла наблюдаются значительные большие технологические изобретения и открытия, глубокие изменения техники производства и обмена»[2; 47].
Происходит массовое обновление поколений новой техники, вовлечение в мировые экономические связи новых стран, изменение добычи золота и денежного обращения.
Главную роль Кондратьев отводил научно-техническим новациям. В развитии первой повышательной волны (конец XVIII в.) решающую роль сыграли изобретения и сдвиги в текстильной промышленности и производстве чугуна. Рост в период второй волны (середина XIX в.) был обусловлен прежде всего строительством железных дорог, развитием морского транспорта. Третья повышательная волна (конец ХК-началоХХ в.) была связана с изобретениями в сфере электроники и массовым внедрением электричества, радио и других новшеств. Инновации переводят хозяйственную конъюнктуру с понижательной на повышательную тенденцию, вызывая волнообразование. Н.Д. Кондратьев показал, что нововведения распределяются во времени неравномерно, появляясь группами, или кластерами. Таким образом, в исследованиях Н.Д. Кондратьева впервые просматриваются основы кластерного подхода.
По словам Й. Шумпетера, «... работы Кондратьева произвели большой эффект и представляют собой . пиковое достижение волны исследований, проведенных
значительным количеством компетентных экономистов (Первушин, Опарин,
Сокольников и др.) [3; 1522]. Шумпетер
увидел в нововведениях возможности для ускоренного преодоления экономических спадов через активизацию радикальных
технологических изменений. Норма здоровой экономики - в динамическом неравновесии, вызванном деятельностью новатора-предпринимателя. Цель инновации - повысить отдачу на вложенные ресурсы. Инновация является скорее экономическим и социальным понятием, чем техническим.
Й. Шумпетер выделил 5 типичных изменений: 1. изготовление нового, т.е. еще неизвестного потребителям блага или создания нового качества того или иного блага; 2.
внедрение нового, т.е. данной отрасли
промышленности еще практически
неизвестного метода (способа) производства, в основе которого не обязательно лежит новое научное открытие и который может
заключаться также в новом способе
коммерческого использования
соответствующего товара; 3. освоение нового рынка сбыта, т.е. такого рынка, на котором до сих пор данная отрасль промышленности этой страны еще не была представлена, независимо от того, существовал этот рынок прежде или нет; 4. получение нового источника сырья или полуфабрикатов, равным образом независимо от того, существовал этот источник прежде, или просто не принимался во внимание, или считался недоступным, или его еще предстояло создать; 5. проведение
соответствующей реорганизации, например, обеспечение монопольного положения (посредством создания треста) или подрыв монопольного положения другого
предприятия [4; 133].
Различные типы новвоведений можно дифференцировать в зависимости от
масштабности самого процесса, меры и кардинальности преобразований, степени инновационного воздействия на все сферы социально-экономической жизни общества. Й. Шумпетер разделил нововведения на
базисные, которые являются основой для появления новых отраслей и новых рынков, и вторичные (улучшающие), не затрагивающие основную технологическую схему, но
улучшающие качество товара или незначительно изменяющие отдельные элементы технологического процесса в целях экономии определенных видов ресурсов. Г. Менш выделил псевдонововведения или мнимые нововведения, которые вносят изменения под влиянием краткосрочных колебаний потребительских предпочтений. Дж. Гроссман (1970) выделил
инструментальные и принципиальные инновации. Принципиальные инновации
представляют собой «ценность-в-себе», тогда как инструментальные инновации
замышляются с целью создания условий для более легкого внедрения принципиальных инноваций.
В науке общепринятой стала следующая типология нововведений: 1) радикальные
(базисные), т. е. принципиально новые технологии, виды продукции, методы управления, которые знаменуют кардинальные подвижки не только в различных сферах хозяйствования, но и во всей жизни общества; они воплощают принципиально новые научные идеи и революционизируют производительные силы; 2) эволюционные, основанные на смене поколений техники, появлении новой технологии при сохранении исходного фундаментального научного принципа; 3) модифицирующие, связанные с улучшением, дополнением отдельных параметров продукта, технологии, принципов и форм хозяйственной деятельности, способствуют их обновлению в рамках базовых конструкций и принципов.
При определении инновации
учитываются образцы потребительского
поведения. Этот подход лежит в основе типологии, в соответствии с которой существуют: 1) вялотекущая инновация (имеет минимальное воздействие на образцы
поведения); 2) динамично развивающаяся
инновация (новые и традиционные формы поведения содержатся в личностной структуре индивидов в равной мере); 3) скоротечная инновация (быстро утверждает новые образцы поведения).
А.А. Мешков выделил два основных подхода в изучении инноваций: 1)
организационно-ориентированный и 2) индивидуально-ориентированный[5; 118]. В
организационно-ориентированном подходе термин «инновация» используется как синоним понятия «изобретение» и относится к созидательному процессу, где два или более представления, идеи, объекта сочетаются вовлеченным в процесс социальным субъектом неким особым образом с целью сформировать ранее не существовавшую
конфигурацию (Дж. Хэйдж, М. Айкен, Х.
Шепард, Э.М. Роджерс, Дж. Залтмен, Р. Данкан, Дж. Холбек, С. Беккер, Т.Л. Уайслер, Дж. К. Уилсон, Г. Уатсон и др.) [См. напр.: 6]. Этот субъект называется агентом инновации. Инновация представляет собой комплекс взаимосвязанных процессов и является результатом концептуализации новой идеи,
направленной на решение проблемы и далее -к практическому применению нового явления. Новизна сторонниками организационноориентированного подхода измеряется не по отношению к обществу, а по отношению к исследуемой организации. Социальное изменение связано с инновационным процессом только на ранней стадии его диффузии, причем инновация может быть как причиной, так и следствием социальных изменений, а результирующее изменение привносит в систему новые идеи (не только те, в которых есть необходимость). Процесс диффузии - это феномен, который, как считает П. Блау (1964), возникает из согласия потенциальных реципиентов инновации с предлагаемыми изменениями и частично является результатом взаимодействия этих единиц. Диффузию можно определить как процесс распространения инновации по каналам коммуникаций к членам социальной системы. Изменение происходит, когда процесс диффузии превращает инновацию в интегрированную часть нормативных образцов системы.
Восприятие потенциала инновации связано с ощущением членами организации того, что: а) в организации есть все
возможности для внедрения инновации; б) организация обладает опытом успешной реализации инноваций в прошлом; в) определенная часть членов организации готова принять на себя ответственность за результаты инновационной деятельности. Здесь изучается феномен инновационного диссонанса, под которым понимается столкновение установок индивида с необходимостью следовать нормам поведения, диктуемым структурами формальной власти в организации. Другие варианты данного подхода рассматривают инновацию как идею, практический опыт,
артефакт, который был открыт или
рассматривается как новый независимо от качества его восприятия индивидами. В данном понимании инновации акцент смещается на происходящие процессы -включая изобретение и внедрение инноваций. Мнение сторонников организационно-
ориентированного подхода в изучении инноваций связано с представлением о том, что значительный круг инноваций имеет, прежде всего, форму идеи и по своей природе должен оставаться только ментальной конструкцией, в то время как другие виды инноваций могут получить осязаемое «вещное» воплощение - в виде некой
материальной структуры, определенной интеллектуальной или эстетической концепции, либо определенной формы взаимосвязи индивидов.
В индивидуально-ориентированном подходе (Р. Залтмен, Н. Лин, Т. Робертсон, У. Белл, Р. Крейн, Дж.Л. Уолкер, К. Найт, Н. Гросс и др.) [7] описывается процесс, в котором некий новый социокультурный объект (новшество) становится частью набора образцов поведения индивида и одной из составляющих их когнитивной сферы.
Инновация рассматривается как
изобретательская деятельность, когда особым образом пересекаются две ранее не связанные между собой системы - индивид и инновация. Типичная модель инновационного процесса состоит из трех стадий (процесс принятия решения является здесь ключевым): 1.
Разработка новшества (создание концепции и документальное описание новшества); 2.
Принятие решения: 1) выработка альтернатив; 2) прогнозирование следствий каждой
альтернативы; 3) уточнение критериев отбора альтернативы; 4) выбор альтернативы, в
наибольшей степени удовлетворяющей минимальным стандартам эффективности среди других альтернатив; 3. Реализация
решения (преодоление сопротивления и рутинизации нововведения).
Основанием типологий инновационных решений часто служит уровень вовлеченности членов организации в различные стадии инициирования процесса принятия решений. В фазе решения оценивается информация о потенциале инновации. Решающее значение обретает качество каналов передачи информации. Выделяют: 1) административные решения (члены организации не влияют на процесс принятия решений) и 2) коллективные (партисипативные) решения (члены организации определяют процесс принятия решения). Считается, что решения первого типа эффективнее, поскольку сокращают масштабы сопротивления изменениям, и увеличивается поток новых предложений об улучшении качества нововведения.
Партисипативный тип принятия решений обеспечивает реализацию инновации, если члены организации чувствуют, что будут вознаграждены за свои усилия.
Состояние агента принятия решения Марч и Саймон классифицируют следующим образом: 1) уверенность (функция обладания полной информацией о вероятном распределении последствий выбора той или
иной альтернативы); 2) риск (функция
обладания информацией о вероятном распределении последствий выбора той или иной альтернативы); 3) неопределенность
(функция невозможности определения
вероятности наступления того или иного следствия решения или сложность в установления приблизительной вероятности). Исследователи отмечают, что инновация - это процесс превращения неопределенности в риск. Риск и неопределенность являются функцией восприятия индивидом инновации в контексте сложившейся социальной ситуации. Выделяют два типа рисков: а) политические (функция действия факторов
институционального уровня макросистемы и прогнозируемого субъектом состояния релевантной социальной системы в долгосрочной перспективе); б) ситуативные (связанные с действием случайных факторов, большинство которых не поддается контролю). Действие акторов динамической окружающей среды, конституирующих феномены риска и неопределенности, заметным образом может влиять на процесс диффузии инновации и его конечные результаты. Самой высокой степенью риска характеризуются нововведения, связанные с новыми областями знаний. Неопределенность может быть онтологической («в чем новизна данного объекта?»), технической («можно ли это произвести?») и маркетинговой («можно ли будет продать это новшество?»).
Основной особенностью индивидуальноориентированного подхода является то, что его сторонники описывают инновацию через призму процессов восприятия индивида. Восприятие новизны как таковой носит исключительно субъективный характер и не зависит от того, существовал ли рассматривающийся объект как новый ранее или нет: индивид воспринимает его как новый.
Социальный субъект становится сторонником инновации, когда может спрогнозировать свое состояние в контексте инновационного процесса в терминах приобретения-потери социальных
может развиваться у индивида в процессе приобретения им новых знаний и пересмотра своих ценностей, установок, ожиданий. С точки зрения социальной структуры, преобразование инновационной возможности в социальное действие связано с явлениями социальной мобильности - с реализацией актуальной или потенциальной способности агента инновации занять новую нишу в социальной иерархии благодаря появлению особой, стимулирующей активность, ситуации. Следствием инновации может стать как появление ряда новых, так и эрозия ряда ранее существовавших статусных позиций социальной структуры.
В заключение следует отметить, что инновации могут оказывать не только позитивное, функциональное воздействие на социальную сферу, способствуя повышению уровня и качества жизни людей, укреплению безопасности страны, но и негативное, дисфункциональное влияние, нарушая экологию и баланс сил в международных отношениях. Нередко осуществление инноваций вызывает большое число вторичных, изменений, объем которых может превышать непосредственный эффект исходного нововведения, а некоторые из них могут оказаться неприемлемыми.
Литература
1. Цит. по: Маренков Н.Л. Инноватика: Уч. пос. М.: КомКнига, 2005. 304 с.
2. Кондратьев Н.Д. Избранные сочинения. М.: Экономика, 1993. 543 с.
3. Шумпетер Й.А. История экономического анализа: В 3 т. Т.3. СПб.: «Экономическая школа», 2001. 1664 с.
4. Шумпетер Й. А. Теория экономического развития. Капитализм, социализм и демократия. М.: Эксмо, 2007. 864 с.
5. Мешков А.А. Основные направления исследования инновации в американской социологии // Социологические исследования. 1996. №5.С.117-128.
6. Rogers E.M. Diffusion of innovations. N.Y., Free Press, 1962; Rogers E.M., Shoemaker F.F. Communication of innovations. A cross-cultural approach. 2nd. ed. N.Y., Free Press, 1971. 476 p.; Zaltman G., Duncan R., Holbek J. Innovations&Organizations. N.Y.: John Wiley&Sons, 1973.
7. Zaltman R., Lin N. On the nature of innovations._ “American Behavior Science”. 1970. 14. № 5 . pp.651-673.
преимуществ. Инновационное восприятие Воронежский государственный технический университет
THE BASIC DIRECTIONS IN RESEARCHES OF THE INNOVATION AND THEIR ROLES IN DEVELOPMENT OF THE SOCIETY
T.G.Chekmenyova, A.A.Pribytkov
In article the basic directions in researches of innovations are considered. Authors analyze a role of innovations in development of a society.
Key words: innovations, innovational process, typology of innovations