ЭКОНОМИКА
УДК 316.422
А.А. Князев*
ФЕНОМЕН ИННОВАЦИИ: СУЩНОСТЬ И ФОРМЫ ПРОЯВЛЕНИЯ
В статье рассматриваются инновации в широком социокультурном контексте. Прослеживается эволюция инновационной проблематики в социально-политической и экономической литературе. Особое внимание уделяется раскрытию сущности социальных инноваций.
Ключевые слова: инновация, творчество, открытие, изобретение.
Важной отличительной чертой современного типа социально-экономического развития является широкое внедрение инноваций. Они охватывают буквально все сферы реальности — экономическую, образовательную, социальную и т. п. Однако в исследовательской литературе данное понятие представлено преимущественно в научно-техническом аспекте, тогда как социокультурный и собственно философский аспекты остаются малоизученными. Попробуем разобраться в этом вопросе.
Само понятие «инновация» появляется впервые в научных исследованиях XIX в. Данный термин происходит от латинского слова «тпоуайо», которое в переводе означает обновление или перемену. Современная инновационная теория связана с именами Н.Д. Кондратьева и Й. Шумпетера, которые в контексте изучения экономического развития общества вывели взаимосвязь феномена инноваций и динамики общества. Основоположник теории экономических циклов Н.Д. Кондратьев в своей работе первым обосновывает существование больших циклов экономической конъюнктуры, которые выражаются «в глубоких реформах индустрии и революции техники, в привлечении новых территорий, в подготовке новых кадров квалифицированного труда» [1] и обусловлены, по мнению исследователя, освоением значительных технических открытий и изобретений. Так, в развитии первой возрастающей волны (конец XVIII в.) решающую роль сыграли сдвиги и изобретения в производстве чугуна и текстильной промышленности; рост в период второй волны (середина Х1Х в.) был вызван прежде всего развитием морского транспорта, строительством железных дорог; третья повышательная
* © Князев А.А., 2011
Князев Антон Александрович ([email protected]), кафедра философии и истории Самарского государственного архитектурно-строительного университета, 443001, Российская Федерация, г. Самара, ул. Молодогвардейская, 194.
волна (конец XIX — начало ХХ в.) была связана с изобретениями в сфере радио, электроники и массовым внедрением электричества и других новшеств. Ученый в развитии больших циклов отмечает четыре «эмпирические правильности».
1) Перед началом повышательной волны каждого большого цикла, а иногда в самом начале ее наблюдаются значительные изменения в основных условиях хозяйственной жизни общества. Эти изменения обычно выражаются (в той или иной комбинации) в глубоких изменениях техники производства и обмена (которым, в свою очередь, предшествуют значительные технические изобретения и открытия), в изменении условий денежного обращения; в усилении роли новых стран в мировой хозяйственной жизни и т. д. [1, с. 199].
2) Периоды повышательных волн больших циклов, как правило, значительно богаче крупными социальными потрясениями и переворотами в жизни общества (революции, войны), чем периоды понижательных волн. На периоды повышательных волн больших циклов приходится наибольшее количество важнейших социальных потрясений, как военных, так и революционных [1, с. 203, 205].
3) Понижательные волны этих циклов сопровождаются длительной депрессией сельского хозяйства [1, с. 205].
4) Большие циклы экономической конъюнктуры выявляются в том же едином процессе динамики экономического развития, что и средние циклы с их фазами подъема, кризиса и депрессии [1, с. 207].
Вместе с тем он разделяет момент появления крупных открытий и изобретений и момент их применения в реальном производстве. Направления научно-технических открытий и изобретений, их интенсивность, согласно Н.Д. Кондратьеву, являются функцией запросов практической жизнедеятельности и предшествующего развития науки и техники. Но для их массового практического использования нужны финансово-экономические условия: «научно-технические изобретения могут быть, но могут оставаться недейственными, пока не появятся необходимые экономические условия для их реализации <...> Самое развитие техники включено в закономерный процесс экономической динамики» [2, с. 63].
Однако если в концепции Н.Д. Кондратьева процесс инновации еще не получил своего четкого категориального оформления, то Й. Шумпетер этот термин впервые вводит в научный оборот в экономических исследованиях. Под инновацией исследователь понимает любое изменение с целью внедрения и использования новых видов потребительских товаров, транспортных и производственных средств, рынков и форм организации в промышленном производстве. Он, в частности, писал: «любой процесс развития создает предпосылки для последующего развития, в силу чего их формы меняются и вещи происходят иначе, нежели происходили бы, если бы каждая конкретная фаза развития вначале сама себе подготавливала необходимые условия» [3, с. 156].
В развитие этой темы исследователь анализирует такое понятие, как «осуществление новых комбинаций», и выделяет следующие пять аспектов: 1) Изготовление нового, т. е. еще неизвестного потребителям, блага или создание нового качества того или иного блага; 2) внедрение нового, т. е. для данной отрасли промышленности еще практически неизвестного, метода (способа) производства, в основе которого лежит новое научное открытие и который может заключаться в новом способе коммерческого использования соответствующего товара; 3) освоение нового рынка сбыта, т. е. такого рынка, на котором до сих пор данная отрасль промышленности этого государства еще не была представлена, независимо от того, существовал этот рынок прежде или нет; 4) получение нового источника сырья или полуфабрикатов, равным образом независимо от того, существовал этот источник прежде, или просто не принимался во внимание, или
считался недоступным, или его еще только предстояло создать; 5) проведение соответствующей реорганизации, например обеспечение монопольного положения (посредством создания треста) или подрыв монопольного положения другого предприятия» [3, с. 158—160].
Итак, исследования Н.Д. Кондратьева и Й. Шумпетера заложили основы современной инновационной проблематики и задали пути ее развития прежде всего в экономическом аспекте. Выявленная ими взаимосвязь между социально-экономическим прогрессом и инновацией послужила мощным стимулом изучения данного общественного феномена как комплексного процесса, который структурируется от своего начального этапа — фундаментального научного исследования — до конечного — реального внедрения в сфере потребления. В результате в научный обиход были введены такие понятия, как «инновационная деятельность», «инновационный процесс», «инновационный цикл» и т. п.
В 70-е годы XX в., когда период глобального экономического кризиса сменила волна базисных инноваций, интерес к данной проблематике существенно возрос. Следуя за Й. Шумпетером и Н.Д. Кондратьевым, такие исследователи, как П.Ф. Дракер, К. Фримен, Г. Менш, А. Клаихнехт, Дж. Залтмен, при рассмотрении инноваций напрямую связывают их с социальным прогрессом и ростом технологических возможностей субъекта. В этом отношении, считает венгерский исследователь Б. Санто, инновация — это комплексный общественный — технический — экономический процесс, который через практическое использование идей и изобретений приводит к созданию лучших по своим свойствам изделий, технологий [4, с. 83].
Как уже было отмечено, в современных исследованиях феномен инноваций связывается по преимуществу с экономической средой, что, кстати, и получило отражение в большинстве определений. В этих определениях можно выделить следующие основные моменты: инновация — это: 1) процесс, в ходе которого научная идея или техническое изобретение доводятся до стадии практического использования и начинают давать экономический эффект; 2) материализованный результат, полученный от вложения капитала в новую технологию и/или технику, в новые формы организации производства труда, управления и обслуживания, включая новые формы контроля, анализа, учета, методов планирования и т. п.; 3) поступивший на рынок в виде товара продукт научно-технической деятельности, применение которого в производстве позволило усовершенствовать технологию и обновить выпускаемую продукцию.
Однако рассматриваемое нами понятие имеет смысл и в познавательной деятельности, где инновации традиционно связываются с открытием, изобретением. Думается, что основанием для изучения этих понятий становятся такие ключевые термины, как «новое» и «творчество». И это понятно, поскольку все явления, описываемые данными понятиями, рождаются и формируются в креативном процессе и неотъемлемой их характеристикой является новизна.
Можно, стало быть, заключить, что открытие, изобретение, инновация в свете вышесказанного представляются явлениями одного порядка. Однако если в первых двух случаях решающее значение имеет индивидуально-личностный план, то в последнем определяющим выступает план социокультурный. Можно заключить, что в паре открытие — инновация открытие предстает как продукт креативного процесса, осуществляемого на индивидуально-личностном уровне с высокой степенью новизны, приближенной к абсолютной; инновация же является продуктом креативного процесса, реализуемого в социокультурном плане, с присутствием определенной новизны, необязательно абсолютной (так называемые имитирующие, улучшающие инновации).
Однако, несмотря на взаимосвязь и взаимозависимость вышеуказанных явлений, не каждое открытие может стать инновацией и не каждая инновация представляет собой открытие. К примеру, это может быть и усовершенствование предыдущих. С нашей точки зрения, можно выделить следующие признаки для их демаркации: 1) открытие, как правило, связано с научно-исследовательской деятельностью, тогда как инновация появляется на стадии практического использования результатов научных исследований; 2) открытие может быть сделано изобретателем-одиночкой, а инновация разрабатывается чаще всего коллективами (институтами, лабораториями, отделами) и воплощается в форме инновационного проекта; 3) открытие не нацелено на получение коммерческой выгоды, инновация же, наоборот, всегда направлена на получение коммерческой выгоды, повышение производительности труда и/или снижение себестоимости единицы продукта (услуги) за счет применения какого-то нововведения в технологии и технике; 4) открытие может произойти случайно, а инновация всегда является результатом системного поиска. Для получения инновации необходимы постановка определенной четкой цели и наличие технико-экономического обоснования. Подводя итоги, можно заключить, что инновация может вырасти на фоне научного открытия.
Однако вернемся к высказанному ранее тезису, что инновации истолковываются в литературе как технический или технологический феномен. Наиболее распространенным истолкованием этого феномена выступает ее отождествление с технологической новацией в структуре производства, приносящей экономическую прибыль.
Вместе с тем феномен инновации уже давно вышел за рамки технико-экономической сферы, о чем косвенно свидетельствует его широкое употребление в различных областях культуры. Более того, инновационная деятельность в настоящее время выступает главным условием развития. Наличие образовательных, научных, социальных, политических, экономических инноваций убедительно свидетельствует об ориентации в различных сферах общества и культуры на новое, что в наибольшей степени соответствует базовому тренду информационной цивилизации. Можно заключить, что инновация предстает прежде всего сложным социокультурным феноменом, приобретающим своеобразие в контексте своей исторической эпохи.
Будучи социокультурным явлением, инновация не только заключает в себе все тенденции настоящего времени культуры, но и как феномен, направленный на новое, несет в себе ориентир на будущее. Сама потребность инноваций возникает в результате критической оценки существующего, осознания его несовершенств и уверенности в том, что его можно улучшить. Это означает, что инновация предполагает развитие уже на существующей основе. Такое утверждение, казалось бы, — банальность. Однако суть дела в том, как понимать собственную основу и, соответственно, развитие. Социальные инновации предполагают не просто значимые социальные изменения в виде повышения пенсий или пособий и т. п., но и закрепление новых социокультурных норм и образцов в сознании и поведении человека.
В последние годы особое внимание стало уделяться изучению социальных инноваций, в том числе и в социально-философском аспекте. Их особенность заключается в том, что в центре внимания находится человек, его отношение к миру, познавательные способности, духовные потребности и практические действия. В философском плане социальные инновации предполагаются как нововведения в социальной жизни общества, способствующие разрешению противоречий, которые возникают в условиях его нестабильности и неоднородности,
сосуществования различных аксиологических систем, усиления процессов социальной мобильности, когда многие из традиционных методов и форм обеспечения социальных гарантий оказываются неспособными к практическому применению.
Процесс развития современного общества идет через обновление и создание предпосылок для формирования инновационных способов социальной деятельности, новых нетрадиционных компонентов в социальной сфере. Нововведения, в свою очередь, являются формой этого общественного развития. В связи с этим необходимо детализировать содержание инновации как процесса. Под инновационным процессом следует понимать процесс возникновения новой идеи, а также ее экспериментальную апробацию и практическое распространение. Инновационный процесс включает в себя инновационную деятельность, которая понимается как деятельность, направленная на реальное использование научных знаний и практического опыта с целью получения нового или улучшения существующего продукта. Он состоит из таких компонентов, как процесс поиска и разработки новой идеи, ее экспериментальная апробация, распространение и практическое использование.
В итоге можно заключить, что категория «инновация» отражает динамику современной жизни во всем многообразии ее взаимосвязей, пронизывает все сферы жизни общества, помогает раскрыть логику его развития, является неотъемлемой частью осмысления человеком своего опыта жизни.
Библиографический список
1. Кондратьев Н.Д. Большие циклы конъюнктуры и теория предвидения. Избр. труды. М.: Экономика, 2002. 767 с.
2. Кондратьев Н.Д. Особое мнение. Избр. произв.: в 2 кн. Кн. 1. М.: Наука, 1993. 654 с.
3. Шумпетер Й. Теория экономического развития. М.: Прогресс, 1982. 454 с.
4. Санто Б. Инновация как средство экономического развития / пер. с венг.; общ. ред. Б.В. Сазонова. М.: Прогресс, 1990. 296 с.
A.A. Knyazev*
THE PHENOMENON OF INNOVATION: NATURE AND FORMS
OFPRESENTATION
The article considers innovation in a broad socio-cultural context. The evolution of innovation perspective in the sociopolitical and economic literature is traced. Particular attention is given to disclose the essence of social innovation.
Key words: innovation, creativity, discovery, invention.
* Knyazev Anton Alexandrovich ([email protected]), the Dept. of Philosophy and History, Samara State University of Architecture and Civil Engineering, Samara, 443001, Russian Federation.