УДК 627.09
РЯБКОВА Светлана Александровна, помощник президента университета и ректора университета по связям с общественностью, аспирант кафедры устойчивого инновационного развития Международного университета природы, общества и человека «Дубна». Автор 7 научных публикаций, в т.ч. одной монографии
ВОЗНИКНОВЕНИЕ И ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ВХОЖДЕНИЯ
КОНЦЕПЦИИ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ В МИРОВУЮ ПОЛИТИКУ И НАУКУ
В статье затрагивается проблема радикального обновления базисных оснований жизни с целью обеспечения устойчивого развития в долгосрочной перспективе. Автором систематизированы основные тенденции развития мирового сообщества, предопределяющие необходимость перехода к новому качеству развития, описаны наиболее значимые этапы становления концепции устойчивого развития и факторы, мешающие реализации программы глобальных изменений человечества.
Концепция устойчивого развития, глобальный кризис, система «природа - общество -человек»
В конце XX - начале XXI века человечество вошло в принципиально новое, не имеющее аналогов в мировой истории состояние глобального системного кризиса. Этот кризис напрямую связан с долгосрочными тенденциями мирового развития, однако наиболее значительную лепту в его формирование внесло XX столетие, в течение которого произошли кардинальные изменения в характере и содержании мировых процессов, во взаимоотношениях между человеком и обеспечивающей его жизнедеятельность планетой. В результате стремительного роста и критического обострения целого ряда глобальных проблем (энергетический, экологический, экономический кризисы и другие многочисленные агрессивно-динамичные деструктивные процессы), которые являются про-
екциями системного кризиса, мировая цивилизация в последние десятилетия перманентно пребывает в глобальном проблемном пространстве и настойчиво приближается к возможной вселенской катастрофе - растущей вероятности своего физического исчезновения - в случае неадекватного и недостаточно оперативного ответа на этот исторический вызов.
В основе кризисных явлений, которые имеют всепланетный характер, повсеместное проникновение, отличаются особой остротой и затрагивают основы существования цивилизации, лежит целый ряд фундаментальных антагонистических противоречий, к которым можно, в частности, отнести «противоречие между пространственной и ресурсной ограниченностью Земли и необходимостью сохранения развития
ФИЛОСОФИЯ, социология, политология
человечества в неограниченной перспективе; противоречие между смертностью индивидуума и геологической вечностью явлений Жизни; противоречие между опережающими темпами роста потребления природных ресурсов и ограниченным воспроизводством полезной мощности биосферы Земли; разрыв между реальной мощностью произведенного обществом совокупного продукта и спекулятивным, необеспеченным реальной мощностью капиталом»1 и т.д.
Стремительное нарастание конфликтного потенциала глобального системного кризиса поставило мировое сообщество перед необходимостью преодоления этих и других противоречий. В условиях целостного и взаимозависимого мира главной задачей становятся совместные действия на основе общепризнанной концепции и программы, способной указать вектор развития и создать возможности для объединения усилий мирового сообщества в широком и кардинальном диапазоне преобразований. В качестве фундаментальной основы нового миропорядка, которая способна сплотить человечество на общей и предельно демократической основе обеспечения его глобальной безопасности и сохранения дальнейшего развития, выступает концепция устойчивого развития (УР).
Фундамент современной научной теории устойчивого развития заложили выдающиеся мыслители и ученые русской философско-науч-ной школы (Н.Ф. Федоров, Д.И. Менделеев, К.А. Тимирязев, С.А. Подолинский, К.Э. Циолковский, В.И. Вернадский и др.), в работах которых (конец XIX — начало XX века) прослеживается четкий вектор, ориентирующий на разумно управляемое соразвитие человека, общества и природы.
К формированию новой парадигмы развития цивилизации как научной и политической доктрины мировое сообщество вплотную подошло во второй половине XX века (конец 60-х -начало 70-х годов).
За последние десятилетия пройден сложный, наполненный острой (открытой и латентной) борьбой идей и компромиссами путь - от про-
никнутых идеологией алармизма обсуждений отдельных глобальных проблем и системных рисков в разных странах к трансляции этой дискуссии на международный уровень, «вбросу» идеи устойчивого развития в общественное сознание, разработке, согласованию и продвижению политической концепции УР, научному обоснованию путей ее реализации на основе комплексной междисциплинарной системы знаний. Важными вехами на этом пути стали работы по глобальному моделированию (первые попытки были предприняты в Римском клубе, в «моделях мира» Дж. Форрестера, Д. Медоуза и др.). В формировании глобального консенсуса по важнейшим аспектам дальнейшего развития современной цивилизации особая роль принадлежит ООН: деятельность Международной комиссии ООН по окружающей среде и развитию (1983-1987), конференции в Стокгольме (1972), Рио-де-Жанейро (1992) и Йоханнесбурге (2002).
Все последние десятилетия проблематика УР неизменно находится в центре внимания международных саммитов, форумов, конгрессов, является предметом политических и научных дискуссий, исследований теоретического и прикладного характера. «Пожалуй, никакая другая научная идея ни в естественных, ни в социальных дисциплинах не имела ранее столь широкого общественного резонанса»2.
За прошедшие годы мировое сообщество, бесспорно, продвинулось в формировании интеллектуального поля проблемы УР, разработке ее теоретических и методологических основ и достигло определенных успехов в практической реализации стратегии устойчивого развития в некоторых странах и регионах. Однако, несмотря на огромные усилия со стороны ООН и других международных организаций, несмотря на суммарные позитивные усилия человечества
- материальные, финансовые, интеллектуальные и духовные, сколь-нибудь значимых результатов в продвижении к УР мировое сообщество добиться не смогло, о чем свидетельствует дальнейшее нарастание конфликтного потенциала глобального системного кризиса. На примере абсолютного большинства стран нетрудно заметить «значительную дистанцию
между теоретическими размышлениями об устойчивом развитии и конкретной практикой»3, между провозглашаемыми намерениями и сохранением дискредитировавших себя парадигм современной цивилизации в качестве магистрального направления развития мирового сообщества. «И развитые, и развивающиеся государства продолжают жить по инерции, планируя свое будущее в значительной мере как стихийное продолжение настоящего»4.
Отсутствие значимых результатов в реализации концепции УР, которая пока существует в самом общем виде - как общецивилизационная цель, имеющая стратегический и концептуальный характер и выработанная путем длительного поиска компромиссов между людьми различных взглядов и убеждений, свидетельствует не об ошибочности и ущербности идеи устойчивого развития, а о неготовности человечества - и в политическом, и в научном плане -к ее реализации. Главной причиной неудачных попыток глобального сообщества изменить траекторию своего развития является, на наш взгляд, отрыв практической политической реализации концепции УР от научного обеспечения, соответствующего масштабу и глубине встающих перед человечеством задач.
Получив признание на уровне ООН и став за последние десятилетия неотъемлемой и важнейшей частью международной политической повестки дня, «одной из самых влиятельных политических доктрин»5, концепция устойчивого развития так и «не доросла» до «безупречной научной теории»6, которая могла бы послужить основой для практической деятельности. Мировое научное сообщество, фиксируя нарастающее неблагополучие, тем не менее пока не может преодолеть внутренних противоречий и достичь единства взглядов относительно путей будущего развития общества: «разные ученые видят “наше общее будущее” по-разному»7. «Устойчивое развитие... остается дискуссионным понятием»8 - разброс мнений наблюдается в переводе и толковании термина, в предлагаемых вариантах моделей, концепций УР. Сре-
ди публикаций, монографий по устойчивому развитию преобладают исследования, имеющие узкоаспектную направленность. В одобренной мировым сообществом концепции отсутствует опора на общезначимые критерии, обладающие единой универсальной мерой, т.е. единством качественных и количественных свойств системы, выраженных в терминах пространственно-временных величин, позволяющие измерять степень устойчивости развития и конструктивно направлять движение мира, а также опора на объективные законы развития такого класса систем, к которым относится глобальная целостная открытая система «природа - общество
- человек», являющаяся адекватной картиной мира той реальности, в которой живет и действует человек, а это делает проблематичным использование концепции УР в ее нынешнем варианте для долгосрочного прогноза и управления процессом развития.
Перед человечеством по-прежнему стоит задача целенаправленного «конструирования» будущего, которое должно отличаться от предшествующей истории возможностью поддерживаемого устойчивого развития, и поиска путей воплощения этой модели миропорядка в жизнь. Для достижения данных целей необходимо консолидировать мировое сообщество и синхронизировать национальные стратегии устойчивого развития на основе единой системы установок, принципов и подходов. Однако такая стратегия, являясь ответом на вызовы, с которыми мировое сообщество еще не сталкивалось, может быть реализована только на основе принципиально новых мировоззренческих подходов. Общеобязательный научный метод решения проблемы устойчивого развития, способный обеспечить концепции УР объективный статус, на наш взгляд, должен быть связан с ноосферным мышлением, отсутствием «пределов роста» и определять цель и механизмы ее достижения «на основе объективных законов развития человечества, представленных универсальными мерами-величинами в терминах пространства и времени»9.
ФИЛОСОФИЯ, социология, политология
Примечания
1 Большаков Б.Е. Мировой кризис и стратегия устойчивого развития II Вести. РАЕН. 2009. № 3. С. 60.
2 Касимов Н.С. От экологического образования к образованию для устойчивого развития II Образование для устойчивого развития: материалы семинара «Экологическое образование и образование для устойчивого развития». М., 2004. С. 31.
3 Чумаков А.Н. Глобализация. Контуры целостного мира. М., 2009. С. 329.
4Данилов-Данильян В.И., ЛосевК.С., РейфИ.Е. Перед главным вызовом цивилизации: взгляд из России. М., 2009. С. 137.
5 Расторгуев В.Н., Черешнев В.А. Национальная экологическая политика: задачи политического планирования в контексте глобализации II Вестн. Моск. ун-та. Сер. 12. Полит, науки. 2008. № 4. С. 3.
6 Там же. С. 3.
7МиркинБ.М., НаумоваЛ.Г. Устойчивое развитие: вводный курс. М., 2006. С. 12.
8 Чумаков А.Н. Глобализация. Контуры целостного мира. М., 2009. С. 324.
9Большаков Б.Е. Устойчивое развитие: научные основы проектирования в системе «природа - общество -человек». СПб.; М., 2002. С. 47.
Ryabkova Svetlana
ORIGIN AND BASIC PROBLEMS OF INTRODUCING THE CONCEPT
OF SUSTAINABLE DEVELOPMENT INTO THE WORLD POLITICS AND SCIENCE
The given article touches upon the issue of the radical renewal of the basic life foundations with the purpose of securing sustainable development in the long-term outlook. The author has systematized the basic tendencies of the international community development predetermining the necessity of transition to the new quality of development, has described the most significant stages of the sustainable development concept formation and factors preventing the humanity from realizing the programme of global humanity changes.
Контактная информация: e-mail\ [email protected], [email protected]
Рецензент - Чертова НА., доктор юридических наук, профессор кафедры теории и истории государства и права, декан юридического факультета Поморского государственного университета имени М.В. Ломоносова