Научная статья на тему 'Системный подход к устойчивому развитию мирового сообщества'

Системный подход к устойчивому развитию мирового сообщества Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
770
97
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНЦЕПЦИЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ / ЦИВИЛИЗАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ / МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ И ПРАВОВОЙ РЕСУРС РАЗВИТИЯ / МЕЖДУНАРОДНАЯ КОМИССИЯ ПО ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЕ И РАЗВИТИЮ / ДЕКЛАРАЦИЯ ПО ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЕ И РАЗВИТИЮ / ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ КРИЗИС / ЦИВИЛИЗАЦИОННЫЙ КРИЗИС / УЧЕТ МАТЕРИАЛЬНЫХ ФАКТОРОВ / УЧЕТ ДУХОВНЫХ ФАКТОРОВ / КОНЦЕПЦИЯ УСТОЙЧИВОГО ДУХОВНОГО РАЗВИТИЯ / THE CONCEPT OF SUSTAINABLE DEVELOPMENT / CIVILIZATIONAL DEVELOPMENT / METHODOLOGICAL AND LEGAL RESOURCE OF DEVELOPMENT / THE WORLD COMMISSION ON ENVIRONMENT AND DEVELOPMENT / DECLARATION ON ENVIRONMENT AND DEVELOPMENT / ECOLOGICAL CRISIS / CIVILIZATIONAL CRISIS / ACCOUNTING OF MATERIAL FACTORS / INTEGRATING SPIRITUAL FACTORS / THE CONCEPT OF SUSTAINABLE SPIRITUAL DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Бринчук Михаил Михайлович

Статья посвящена концепции устойчивого развития. Оценивается ее содержание с точки зрения ресурса развития цивилизации. Как ориентированная лишь на материальную сторону развития, эта концепция не может обеспечивать устойчивое развитие. Системный подход требует учета духовного компонента развития человека и человечества. Формулируются основы концепции духовного развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A SYSTEMATIC APPROACH TO THE SUSTAINABLE DEVELOPMENT OF THE WORLD COMMUNITY

The article deals with the concept of sustainable development. Its content is estimated from the point of view of resource of civilization development. As oriented only on the material side of development, this concept cannot ensure sustainable development. The systemic approach requires taking into account the spiritual component of human development. There are formulated the basis of the concept of spiritual development.

Текст научной работы на тему «Системный подход к устойчивому развитию мирового сообщества»

АСТРАХАНСКИЙ ВЕСТНИК ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

№ 2 (32) 2015. с. 5-14.

Экологическая политика

СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К УСТОЙЧИВОМУ РАЗВИТИЮ МИРОВОГО

СООБЩЕСТВА

Михаил Михайлович Бринчук Заведующий сектором эколого-правовых исследований Института государства и права РАН, доктор юридических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ

[email protected]

концепция устойчивого развития; цивилизационное развитие; методологический и правовой ресурс развития; Международная комиссия по окружающей среде и развитию; Декларация по окружающей среде и развитию; экологический кризис; цивилизационный кризис; учет материальных факторов; учет духовных факторов; концепция устойчивого духовного развития.

Статья посвящена концепции устойчивого развития. Оценивается ее содержание с точки зрения ресурса развития цивилизации. Как ориентированная лишь на материальную сторону развития, эта концепция не может обеспечивать устойчивое развитие. Системный подход требует учета духовного компонента развития человека и человечества. Формулируются основы концепции духовного развития.

A SYSTEMATIC APPROACH TO THE SUSTAINABLE DEVELOPMENT OF THE WORLD COMMUNITY

Mikhail Mikhailovich Brinchuk Institute of state and law, Russian academy of sciences

the concept of sustainable development; civilizational development; methodological and legal resource of development; The World Commission on environment and development; Declaration on environment and development; ecological crisis; civilizational crisis; accounting of material factors; integrating spiritual factors; the concept of sustainable spiritual development.

The article deals with the concept of sustainable development. Its content is estimated from the point of view of resource of civilization development. As oriented only on the material side of development, this concept cannot ensure sustainable development. The systemic approach requires taking into account the spiritual component of human development. There are formulated the basis of the concept of spiritual development.

Концепция устойчивого развития как методологическая и инструментальная основа развития человечества и как интеллектуальный продукт Международной комиссии по окружающей среде и развитию, включавшей представителей пяти континентов планеты, может быть наиболее полезной при системном подходе к ее разработке и последовательному осу ществлению.

Потребность в системном подходе к устойчивому развитию

Такой подход к устойчивому развитию вытекает из потребностей формирования новых методологических оснований реконструкции мировоззрения, на которой будет основываться обновляемая цивилизация.

Подчеркивая в свете оценки концепции устойчивого развития и вступления планеты в фазу полномасштабного экологического кризиса необходимость пересмотра некоторых принципов развития современной цивилизации, российские ученые обоснованно пишут: «Ведь до сих пор оно носило в основном стихийный, неуправляемый характер» 1.

1 См.: Данилов-Данильян В.И., Лосев К.С., Рейф И.Е. Перед главным вызовом цивилизации. Взгляд из России. М., 2005. С. 191.

Ученые обратили внимание на принципиальный для мирового сообщества и его развития момент, касающийся существа цивилизации.

Но потребность в пересмотре «некоторых принципов развития современной цивилизации» диктуется не только в связи с экологическим кризисом, не только и даже не столько потому, что «до сих пор оно носило в основном стихийный, неуправляемый характер». При этом стихийность и неуправляемость они относят лишь к рыночной экономике. Главная же беда современной цивилизации - в картезианском духе ее развития, в котором духовное и материальное разделено; применительно к единому объекту развития -человеку, обществу, мировому сообществу - предпочтение отдается материальному, частично управляемому. В процессе развития духовное часто игнорируется. При таком методологическом подходе к развитию человечество обречено на всевозможные кризисы, которые оно сейчас и переживает. Человечество не могло не прийти к цивилизационному кризису, сердцевиной которого является духовный кризис. Поэтому -то проблема спасения человека стала главной.

Чтобы выжить и цивилизованно развиваться мы должны измениться!

В свете решения этой сложнейшей задачи важно подчеркнуть, что человек, существо которого от природы включает духовные и материальные составляющие, не только органично связан духовными и материальными связями со Вселенной, от которой он абсолютно зависим, но и является ее отражением, подобием.

Вопрос о характере и сущности современного этапа цивилизационного развития человечества в целом, в том числе применительно к сфере взаимодействия с природой, имеет соответственно ключевое значение. Именно это обстоятельство предопределяет острую и первоочередную потребность пересмотра некоторых принципов развития современной цивилизации. Уточним - существенных, жизнеобеспечивающих принципов.

В этой связи особо обратим внимание на игнорирование значения и учета духовных факторов развития как Международной комиссией по окружающей среде и развитию, в документах Конференции ООН по окружающей среде и развитию, так и в докладе Группы высокого уровня по угрозам, вызовам и переменам, созданной ООН. Принципиально важно подчеркнуть то, что каждый из выделенных Группой высокого уровня видов угроз имеет, прежде всего, духовные корни.

Подчеркнем также, что учет в развитии общества материальной составляющей является важным условием устойчивого его развития. Но учета лишь этого фактора для устойчивости развития человечества крайне недостаточно. Как мудро писал Чабуа Амирэджиби, советский грузинский писатель, в романе «Дата Туташхиа» (книга вторая), «жизнь - это процесс добывания духовной и материальной пищи, а нравственность - сила, организующая этот процесс». Здесь очевиден системный подход, чего применительно к развитию общества недоставало в документах по устойчивому развитию. Жизнь, повседневное бытие человека, не ограничиваются лишь его материальными интересами и потребностями. «Не хлебом единым жив человек» - библейская мудрость.

Эта принципиальная позиция, отнесенная к жизни человека, лежит и в фундаменте цивилизационного развития всего человечества. Для устойчивости развития в качестве его критерия требуется создать и использовать механизм адекватного учета не только материального, но и духовного. Соответственно, чтобы развитие было устойчивым и эффективным, важен системный подход к определению его содержания, к формированию и использованию механизмов регулирования.

Само понятие «развитие», на которое была ориентирована Международная комиссия по окружающей среде и развитию, не сводится лишь к удовлетворению материальных потребностей. Более того, развитие не связано лишь с удовлетворением потребностей. Развитие - это и форма бытия, к примеру, человека. Человек, как и общество, в своем бытии всегда находится в состоянии развития.

Рассматривая развитие не только как экономическую или социальную деятельность, ориентированную на удовлетворение соответствующих потребностей, но и как форму бытия,

методологически важно обратить внимание на то, что фундамент такого развития-бытия лежит на двух опорах - материальной и духовной. Это две принципиальные стороны и формы бытия-развития, лежащие в фундаменте цивилизации, всего цивилизационного развития человечества и человека.

Об этом в свете уже новых подходов к развитию экономики пишет и профессор С.Н. Бобылев: «Почему для человечества жизненно необходим переход к зеленой экономике, формированию экологически устойчивого развития? Это связано не только с обострением глобальных экологических проблем, ... но и с необходимостью критического пересмотра всех направлений человеческой активности и тех областей знания и духовной культуры, которые их обслуживают. Человечеству необходимы новая парадигма развития, путь к реальной ноосфере, адаптация своей деятельности к сложнейшим механизмам регуляции биосферы и экосистем»2.

Сущностные характеристики развития в свете поставленной нами задачи духовного оздоровления, совершенствования человека отражены, их можно наглядно видеть в доктринальных определениях этого понятия.

Развитие - процесс закономерного изменения, перехода из одного состояния в другое, более совершенное; переход от старого качественного состояния к новому, от простого к сложному, от низшего к высшему 3.

Развитие - необратимое, направленное, закономерное изменение материальных и идеальных объектов. Только одновременное наличие всех трёх указанных свойств выделяет процессы развития среди других изменений: обратимость изменений характеризует процессы функционирования (циклическое воспроизведение постоянной системы функций); отсутствие закономерности характерно для случайных процессов катастрофического типа; при отсутствии направленности изменения не могут накапливаться, и потому процесс лишается характерной для развития единой, внутренне взаимосвязанной линии. В результате развития возникает новое качественное состояние объекта, которое выступает как изменение его состава или структуры (т. е. возникновение, трансформация или исчезновение его элементов или связей). Способность к развитию составляет одно из всеобщих свойств материи и сознания4.

Развитие — процесс, направленный на изменение материальных и духовных объектов с целью их усовершенствования. Изменение материи и сознания, их универсальное свойство, всеобщий принцип объяснения истории природы, общества и познания 5.

Для приведенных определений характерно то, что в понятии развития отсутствует момент статики. И человек всегда находится в процессе развития, в состоянии динамики.

Применительно к развитию как форме бытия человека и общества так же важно говорить об устойчивости. Важно, чтобы это развитие, динамика жизни были устойчивы. Современному же состоянию общества характерен системный кризис, который отражается как на обществе, так и часто на отдельном человеке, что свидетельствует о неустойчивости развития. Называются экологический, экономический, культурный, духовный, цивилизационный кризисы, кризис системы ценностей. При этом важно помнить, что сами экологические проблемы (и не только экологические, но, как известно, и экономические, финансовые и др.) возникли из -за духовного падения человека и человечества.

Кризис - это болезнь, болезнь общества. Диагноз этой болезни коренится в духовном состоянии человека. Человек, его духовное состояние, является главным фактором и обострения кризиса и его преодоления. Само развитие в условиях кризисного состояния требует особого подхода.

2 Бобылев С.Н. Экологические вызовы и «зеленая экономика» // Вестник МИТХТ. Серия: социально-гуманитарные науки и экология. 2014. № 1. С. 8.

3

См.: URL: http://slovari.299.ru/word.php?id=28630&sl=oi (последнее посещение - 18.10.2013 г.).

См.: URL: http://slo^alri.vandc\.ru/~книги/БСЭ/Развитие%20(философ.)/ (последнее посещение - 18.10.2013 г.).

См.: URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/Развитие (последнее посещение - 18.10.2013 г.).

Именно поэтому на современном этапе высокоприоритетной является проблема спасения самого человека, его духовного возрождения, которая, как правильно считают ученые, не только крайне актуальна, но и весьма сложна для решения. Духовное возрождение человека и человечества станет соответственно условием и предпосылкой решения и других проблем. Наполненная духовным содержанием повседневная жизнь человека будет вести к духовному обновлению, возрождению общества, его устойчивому духовному развитию.

Все эти, как видим, взаимосвязанные факторы прежде всего предопределяют уровень, на котором могут приниматься решения этой грандиозной задачи духовного обновления мирового масштаба. Другое, что следует особо подчеркнуть, - эти проблемы могут быть решены лишь на системной основе.

Системный теоретик и кибернетик Грегори Бейтсон пишет в контексте развития: «Рост и дифференциация (изменения) (т.е. развитие) должны контролироваться (управляются, контролируются) коммуникациями (связями)» 6 . Эта позиция является в равной мере справедливой применительно как к микромиру, так и макромиру, включая развитие человека и человечества. С методологической точки зрения к данному научному суждению, касающемуся развития любой живой системы, являющейся открытой, перманентно связанной со Вселенной, в контексте устойчивого развития человечества важно добавить упомянутое выше обстоятельство - переживаемый человечеством системный кризис, -которое как высокорисковый фактор должно учитываться в принципах устойчивости и механизмах ее обеспечения. В условиях кризиса развитие системы через все соответствующие органичные связи требует использования соответствующих системных ресурсов.

По вопросу об устойчивом развитии человека как форме бытия в контексте «управления развитием связями», о чем пишет Бейтсон, о силе, потенциале духовного и его соотношении с материальным в самом человеке напомним о том, что многие познавательные практики, включая теологию, философию, науку, признают то, что духовное, душевное состояние человека соответствующим образом - позитивно или негативно - отражается на состоянии здоровья человека, клеток его организма.

Таким образом, системный подход к устойчивому развитию предполагает одновременный учет материальных и духовных факторов, определяющих условия благоприятной жизни человека и общества.

Отношение к духовному в системе ресурсов человечества следует рассматривать и строить с учетом жизнетворного потенциала духовного для каждого человека как органичной части Вселенной, функционирующей в соответствии со своими духовными и материальными законами, в равной мере касающимися и человека. Этот потенциал достаточно освещен в работе о законах природы и общества. Обратим внимание на значение духовных ресурсов человечества, выявленных в современной науке в контексте квантовой физики. Как подчеркивает физик -теоретик, профессор Амит Госвами, современная наука подтверждает древнюю идею, согласно которой основой всего сущего является не материя, а сознание7. Оценивая значение квантовой теории, Госвами говорит о том, что она открывает путь для науки, в которой ведущее место занимает сознание, а материя отступает на второй план 8 . Сознание же является сильнейшим духовным фактором жизни человека и его развития.

Таким образом, исходя из того, что единый мир, включающий духовный и материальный компоненты, функционирует соответственно по духовным и материальным законам, квантовые феномены показали физикам, что духовное определяет поведение

6 См.: Грегори Бейтсон. Разум и природа. Перевод с англ. Интернет-ресурс // См.: URL: http://modernproblems.org.ru/education/55 -bateson. html?start= 1#content (последнее посещение - 04.01. 2014 г.).

7 Госвами Амит. Самосознающая вселенная. Как сознание создает материальный мир. Пер. с англ. М.: Открытый мир, Ганга, 2008. С. 20.

8 Там же. С. 106-107.

материального. В прикладном аспекте действия законов природы, прежде всего учета данного обстоятельства в формировании нового мировоззрения и правопонимания, это означает следующее. Примат духовного над материальным имеет значение не только в теории физики и других наук. Духовное как критерий действий на любом уровне функционирования мирового сообщества, применительно к любой области практики общества должно стать критерием в системе социальных регуляторов, включая мораль, нравственность, право. Это означает, что любые решения - политические, правовые, экологические, экономические, социальные и иные - должные иметь духовное, нравственное измерение. Недуховные, ненравственные решения, выраженные в нормах социального регулирования, прежде всего в нормах права, не могут быть приняты. Такие решения как недуховные, ненравственные являются антисоциальными и неправовыми.

Соответственно применительно к духовным и материальным основам развития человека, общества и всего мирового сообщества в системном контексте устойчивого цивилизационного развития приоритет, по нашему убеждению, принадлежит, должен принадлежать духовному. Однако, как писал американский романист Дж.Ф. Купер (1789 -1851), «Нетрудно заметить, что люди всегда склонны сначала заботиться о своих телесных нуждах и лишь потом вспоминают, что надо бы позаботиться и о душе» 9. Хотя известно, что на планете проживают люди, имеющие лишь минимально достаточный материальный достаток, вполне удовлетворенные своей жизнью благодаря духовному. Духовный уровень, потенциал этих людей весьма высок. Богатые духовно, они довольствуются лишь необходимым для жизни минимумом материального.

Духовность - основной критерий цивилизованности общества. Операционным, функциональным средством и необходимым критерием для оценки восстановления и обеспечения поддержания положительного, имеющего потенциал поступательного развития, баланса духовных и материальных ценностей в обществе служит учет нравственного измерения в каждом решении, как духовном, так и материальном.

Духовные факторы должны стать цивилизационными ориентирами и практическими критериями оценки повседневного поведения человека, любых публично - значимых действий, в том числе политических и правовых, распространяющихся на все отрасли и сферы жизни и развития общества - экономику, здравоохранение, культуру, науку и др.

В свете задач работы упоминаемой ранее Группы высокого уровня по угрозам, вызовам и переменам и ее результатов по оцениваемым ею реальным угрозам международной безопасности можно уверенно сказать, что представленные здесь позиции о спасении человечества, выраженные представителями разных областей знаний, подтверждают ее приоритетное значение для безопасности мирового сообщества.

При расширении системного подхода к проблеме развития, которое с середины 1980х годов лишь обострялось, что дает основание говорить об упущенном мировым сообществом времени, включая в него все наиболее насущные и с учетом реального положения дел острые потребности человека и общества концепция устойчивого развития станет универсальной методологической и инструментальной основой наиболее важных сторон развития человечества. При этом сама концепция устойчивого развития как его инструмент может быть весьма полезна с точки зрения как материального, так и духовного развития. Она может быть усовершенствована за счет расширения содержания самого понятия «развитие», распространяющегося и на духовную жизнь человека.

9 Дж.Ф. Купер. Пионеры, или у истоков Саскуиханны.

Концепция устойчивого развития: учет духовных факторов

Включение духовного в механизм развития является не только мощнейшим фактором определения перспектив в поступательном цивилизационном и цивилизованном развитии человека и общества. Если цивилизацию 10 рассматривать как устроение общества, основанное на достижениях культуры, присущих определенному историческому этапу его существования, при этом культура является фундаментом, на котором зиждется материальное и духовное развитие мирового сообщества, нации, социальных групп общества, отдельного человека, то духовность, имеющая в своей основе нравственность, может служить почти универсальным критерием оценки (с точки зрения добра и зла) почти всех макро- и микро событий общественной и личной жизни, оценки цивилизованности государств, уровня цивилизации в целом. В наши дни этот вопрос приобрел особую остроту. Ряд государств, называющих себя цивилизованными, представляющих себя миру учителями демократии, облачающихся в мантию судей мира, ради достижения своих бездуховных по содержанию и разрушительных (для устойчивого и благополучного развития) по форме целей не только свою политику основывают на заведомо лживой информации, но и распространяют ее по всей планете. Проявлением духовного кризиса и его усугублением является то, что двойные и тройные стандарты поведения в межгосударственной сфере, безнравственность, ложь и лицемерие стали важными средствами ведения войны, в частности информационной, политическими лидерами этих «цивилизованных» государств.

Духовность, нравственность - это мощнейшие ресурсы устойчивого развития человека, нации, мирового сообщества.

Осознание роли и значения духовного начала в жизни человека и общества как фактора их устойчивого развития требует таких же по форме интеллектуальных усилий мирового сообщества, как и те, которые были проявлены для решения проблем устойчивого материального развития в 1980-е годы. Соответствующая инициатива может исходить от Генерального Секретаря ООН как наиболее высокого авторитетного представителя человечества. Как и в те годы, целесообразно создание новой Международной комиссии - по духовному развитию человека и человечества. В нее войдут духовные авторитеты, представляющие континенты Земли. Так как духовность человека является фактором, производным от духовности вселенской природы, работу такой комиссии можно рассматривать продолжением миссии Международной комиссии по окружающей среде и развитию. В силу того, что духовность человека и общества является условием и предпосылкой устойчивости рационального природопользования и социально -экономического развития, в новой концепции устойчивого развития будут сформулированы соответствующие начала. Очевидно, что работа по подготовке документов по устойчивому духовному развитию потребует внесения корректив в документы, принятые на Конференции ООН по окружающей среде и развитию, и документы по устойчивому развитию, принятые позднее.

Особенно важно, чтобы такие работы велись на системной основе, включая учет всех относящихся к этому направлению факторов, в условиях мировой реальности, в первую очередь наличие кризисов и связанных с ними соответствующих рисков для человека и общества. Пока же риски в развитии, связанные с духовным кризисом, игнорируются 11.

10 Член-корр. РАН Е.А.Лукашева отмечает существенный разброс мнений относительно компонентов, составляющих цивилизационную систему. По ее мнению, представители различных отраслей науки могут избирать метод исследования и определения признаков цивилизации в соответствии с природой изучаемых явлений. Для правоведения таким методом является нормативно-ценностное измерение. - См.: Лукашева Е.А. Человек, право, цивилизация: нормативно-ценностное измерение. М.: Норма, 2009. С. 6-7.

11 Как отмечалось выше, на «саммите-8», проходившем в 2009 г. в Лондоне по поводу финансово-экономического кризиса, ряд лидеров в качестве его причин называли безнравственность экономики. В последовавшие годы предпринимались разнообразные усилия по преодолению этого кризиса, но о безнравственности мировой экономики уже не говорилось. Но этот существенный фактор - одна из реальных причин финансово-экономических потрясений мира.

В содержание работы Международной комиссии по духовному развитию целесообразно включить решение задач, направленных на:

- выявление сущности и значения духовности как основы цивилизационного развития;

- определение критериев и проявлений духовного в поведении человека и общества;

- исследование исторического процесса духовного развития человечества;

- определение места и роли духовных начал в поступательном, цивилизационном развитии человека и общества;

- выявление возможностей, потенциала отдельных институтов культуры общества (науки, философии, религии, образования, просвещения и др.) в духовном развитии человека;

- исследование системы социальных норм, направляющих духовное развитие, определение их содержания;

- выявление факторов социально-экономического, политического и иного развития, которые в историческом процессе вели к духовной деградации;

- формулирование принципа учета духовного начала в механизмах подготовки и принятия политических, экологических, экономических, социальных, культурных и иных решений, связанных с развитием общества;

- формулирование кодекса нравственного поведения человека.

По аналогии с предшествующим опытом деятельности ООН научные выводы Международной комиссии по духовному развитию целесообразно трансформировать в соответствующие принципы, консолидированно выраженные в Декларации принципов по духовному развитию. Как источник международного права Декларация создает нормативную основу регулирования духовного поведения человека, общества, государства, межгосударственных образований.

Одно из важнейших направлений работы Международной комиссии по духовному развитию - разработка Программы действий международного сообщества, государств, отдельных институтов государства и общества по духовному возрождению. В программе формулируются конкретные задачи и сферы ответственности названных субъектов по духовному возрождению на соответствующем уровне; определяются мероприятия в данной сфере; сроки их проведения; механизмы обеспечения; и др.

С учетом роли и влияния сознания человека как духовного фактора 12 не только на качество своей жизни, на состояние собственного здоровья, но и на окружающий материальный и духовный мир важное место в Программе действий по духовному возрождению должна занимать культура мышления человека. Каждый должен осознавать, что добрая мысль, выражаемая в том числе в словах и реализуемая в поступках человека, облагораживает, оздоровляет как человека, так и среду его обитания. Злое же - угнетает то и другое, имеет негативные последствия.

Положительные результаты в действиях по духовному развитию, духовному оздоровлению могут быть достигнуты лишь при проявлении не только политической воли государств и межгосударственных образований, включая ООН, но и воли национальных обществ и отдельных людей.

Духовное возрождение человека пока не является предметом, тем более приоритетом ни заявлений и программ политических лидеров отдельных государств, ни концепций и стратегий обеспечения национальной безопасности, ни международных организаций, ни международного сообщества - по обеспечению международной безопасности.

В этом направлении следует оценивать суждения и предложения Президент России Владимир Путин, высказанные в октябре 2014 г. в его речи на заседании дискуссионного клуба «Валдай» по теме «Мировой порядок: новые правила или игра без правил?». При

12 Большое значение в этом отношении имеет понимание сознания как - основы вселенского бытия, в котором со-знание является трансцендентальным фактором в квантовой теории. Подробнее об этом см.: Госвами Амит. Самосознающая вселенная. Как сознание создает материальный мир. Пер. с англ. М.: Открытый мир, Ганга, 2008.

оценке существующей ситуации в мире он подчеркнул угрозу дальнейшего разрастания глобального хаоса. При этом Президент высказал призыв: «В такой ситуации в мире пора бы начать договариваться по принципиальным вещам», отмечая, что это чрезвычайно важно и необходимо.

«Какой может быть правовая, политическая, экономическая основа нового миропорядка, которая обеспечила бы стабильность и безопасность? ...Вряд ли кто -то может дать сейчас абсолютно исчерпывающие, готовые рецепты. Здесь потребуется длительная работа при участии широкого круга государств, мирового бизнеса, гражданского общества.

Добавлю, что международные отношения должны строиться на международном праве, в основе которого должны быть и моральные принципы, такие как справедливость, равноправие, правда. Пожалуй, главное - это уважение к партнёру и его интересам. Очевидная формула, но простое следование ей способно в корне изменить ситуацию в мире»13.

Поставленный Президентом вопрос: «Какой может быть правовая, политическая, экономическая основа нового миропорядка?», - коренной для дальнейшего устойчивого развития мира, мирового сообщества. Очевидно, что если в основе международного права должны быть и моральные принципы, эти же принципы должны быть непременным элементом всей правовой, политической и экономической основы нового миропорядка.

Усовершенствованная за счет духовного компонента концепция устойчивого развития послужит мировому сообществу методологической и нормативно-правовой основой поступательного цивилизованного духовного и материального развития общества и государства, укрепления миропорядка. В частности, обновленная концепция станет основой отражения моральных принципов в международном праве.

Обратим внимание, что о значении и потенциале нравственности и духовности уже применительно к решению других общественно значимых задач говорил на этом же отрезке времени Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, обращаясь со вступительным словом на пленарном заседание XVIII Всемирного русского народного собора, посвященного теме «Единство истории, единство народа, единство России» (ноябрь 2014 г.). «Мы собрались в тревожное время, когда в разных регионах планеты мирная жизнь поставлена под угрозу, когда люди гибнут от рук экстремистов на Ближнем Востоке, а междоусобный конфликт полыхает в самом сердце исторической Руси — на Украине. 2014 год открыл новую главу во всемирной истории, главу сложную, драматическую, ознаменовавшую окончание того, что условно можно назвать «постсоветским миром». Этот мир оказался хрупким. В нем не сложилось устойчивого порядка, основанного на взаимопонимании и взаимном уважении людей, относящихся к разным культурам и цивилизациям.

.В этой исторической ситуации мы должны как зеницу ока хранить единство нашей страны, созданной и завещанной нам предками. При этом нельзя ни на минуту забывать, что это единство не может быть обеспечено лишь силой. Его надежной основой в первую очередь должна быть духовная и нравственная общность живущих в стране людей, общность ценностей»14.

Если Президент В. Путин считает необходимым для обеспечения нового миропорядка иметь моральные принципы в основе международного права, то Святейший Патриарх видит в духовности и нравственности живущих в стране людей условие сохранения единства нашей страны, которое мы должны хранить как зеницу ока. В условиях угрозы дальнейшего разрастания глобального хаоса, о чем говорил Президент, сохранение единства России -задача для россиян святая и жизненно важная.

13 См.: URL: http://newsrw.com/politika/ne-skritye-slova-prezidenta-putina-na-vstreche-valdaj-polnYj-tekst-rechi-1381.html (последнее посещение - 12.11. 2014 г.).

14 См.: URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/3367103.html ^последнее посещение - 12.11.2014 г.)

Мораль, нравственность, духовность как универсальный ресурс бытия и развития человека, общества и государства имеет значение применительно ко всем сферам, частной и публичной, - политической, правовой, социальной, экономической, экологической, культурной жизни.

Развитие человека, общества, мирового сообщества не может быть устойчивым без духовного возрождения человека. Что крайне важно, включение духовного компонента в концепцию устойчивого развития придаст развитию всей цивилизации управляемый характер.

Будущее человека и человечества зависит от настоящего. Соответственно дело - за волей каждого человека, как и тех, кому мы вверяем право принимать решения, касающиеся развития.

Устойчивое развитие - это развитие, осуществляемое в гармоничном процессе получения духовных и материальных ресурсов жизни человека, удовлетворения оптимальных духовных и материальных потребностей настоящих поколений, в котором духовные критерии лежат в основе социально-экономических и иных проектов, в том числе правовых и политических, учитывающих интересы и будущих поколений. Устойчивым может быть лишь развитие, прежде всего основанное на духовных началах. Базирующееся на духовных началах развитие будет не только устойчивым, но и гармоничным, что крайне важно с точки зрения цивилизованности развития.

Для такого определения понятия устойчивого развития принципиальным является вопрос о двух подходах к планированию действий по развитию публичного и частного характера и соответственно прогнозирование их последствий.

Применительно к публичным акциям, содержание которых связано с развитием, каждая из них может быть санкционирована и допущена к осуществлению лишь при условии учета в ней духовного (нравственного) критерия. Другими словами, учет духовного критерия в них является императивным.

В контексте концепции устойчивого развития, в котором развитие рассматривается и проявляется как форма бытия человека, человек как частное лицо живет и действует по духовному закону природы свободной воли. Применительно к действиям человека, не требующих одобрения, санкции со стороны публичной власти, в контексте закона свободной воли при принятии личного решения ему может быть рекомендовано учитывать духовно -нравственный критерий. Положительный результат в практике учета этого критерия в повседневной жизни человека достигается как в силу природных задатков человек, так и нравственного воспитания, в том числе и прежде всего самовоспитания. При этом при игнорировании этого критерия человек должен осознавать наступление духовной ответственности в соответствии с космического закона нравственного воздаяния (Платон) или космическим законом великой космической справедливости (Н.К. Рерих).

Устойчивое развитие, оцениваемое в контексте формы бытия человека, на всех этапах его сознательной жизни, как фактор и обязательное условие предполагает для каждого активную осознаваемую духовную и физическую деятельность. «Жизнь - это процесс добывания духовной и материальной пищи, а нравственность - сила, организующая этот процесс». Гармония физического и духовного в природе вселенского масштаба для устойчивого развития должна стать образцом поведения человека и общества. Гармоничная духовная и физическая активность служит важнейшей предпосылкой не только сохранения здоровья человека, но и его совершенствования, укрепления, продления лет жизни. Ведение человеком лишь физической или лишь духовной работы ведет в конечном счете к деградации его как природного и социального существа. Для сознательного следования этим правилам следует подчеркнуть важность обладания каждым человеком знания о сущности и роли духовного во всех его проявлениях, начиная от божественного. Эта задача может успешно решаться в рамках концепции устойчивого духовного развития посредством формирования и осуществления просветительских программ в данной области.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Осознание и признание духовного как ресурса жизни и развития каждого человека означает для каждого человека, что он может использовать этот ресурс с пользой для себя и общества, или во вред. Соответственно от человека зависит прогресс или регресс, деградация его и общества. С учетом знания силы этого ресурса для человека также важно и осознавать в рамках духовного закона природы о свободе воли свою ответственность за проявление воли, направленной на добро, или на зло. Речь идет об ответственности перед собой, близкими, обществом, человечеством и Богом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.