Ю.Е. Тарнюева
ВОЗНИКНОВЕНИЕ ДИСГАРМОНИЙ В ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЕ ДЕТЕЙ 4-5 ЛЕТ
Психологам и психиатрам известно, что эмоционально холодные и принципиально строгие к своим детям матери нередко добиваются того, что уже в 7-8 лет их дети начинают испытывать серьезные эмоциональные расстройства. Польский исследователь К. Обуховский полагает, что в основе поведения младенца лежит потребность эмоционального контакта. «Эмоциональный контакт, -пишет он, - это состояние, когда индивид не только спокоен, будучи уверен, что ему никто и ничто не у грожает, но чувствует к тому же, что он является объектом эмоционально окрашенного интереса» [6]. В психодиагностической практике имеются многочисленные примеры эмоциональных нарушений (или расстройств) в поведении детей и подростков, проявляющихся в виде разных симптомов и не составляющих клинических форм заболеваний, а относящихся к непатологическим формам пограничного характера. Эмоциональные нарушения у детей могут быть разной степени тяжести. Они могут свидетельствовать о начинающем заболевании (в виде невроза, психопатии, шизофрении и т.д.), а могут иметь непатологические формы, тем не менее, представляя серьезные затруднения для воспитания [4]. Именно такие нарушения мы буцем называть дисгармониями. Точная и глубокая диагностика этих симптомов, коррекция и прогноз развития детей с такими симптомами имеют огромное значение для здоровья ребенка и его жизни, а также для жизни всей семьи.
Слово «дисгармония» означает отсутствие или нарушение гармонии, неблагополучие, разлад, диссонанс, разбалансированность. Применительно к эмоциональному поведению ребенка это означает впечатление недетскости поведения, искажение целостности психики, незавершенности каких-то процессов. То есть, если опираться на классические признаки дошкольного возраста: эмоциональность, непосредственность, открытость, - то дисгармоничность в эмоциональной сфере означает нарушение именно этих ка-
честв поведения; «уходит грация» (В,В. Зенысов-ский), открытость уступает место выраженной напряженности и тревожности (ребенок «закрывается»), во взаимоотношениях доминируют аффективные проявления.
К. Обуховский считает, что в возрасте до трех лет потребность в эмоциональном контакте проявляется исключительно в отношениях с одним, наиболее близким ребенку человеком. Дело здесь в том, что познавательная емкость сознания младенца еще очень ограничена. Обрыв контакта вызывает невроз и защитную реакцию. Только после третьего года жизни круг общения для малыша расширяется, в него включается вся семья и впоследствии мать может и не занимать в нем первое место.
Результаты исследований К. Обуховского показали, что надежная эмоциональная связь с матерью помогает ребенку преодолевать страх и беспокойство; справляться со стрессом и фрустрацией; разбираться в том, что он воспринимает; логически мыслить; полагаться на себя; достигнуть максимального интеллектуального потенциала; развивать гармоничные отношения в последующей жизни.
По мере того как отношения между матерью и ребенком развиваются, виды поведения привязанности становятся более сложными. Постепенно они преобразуются в определенные паттерны —присущие человеку способы взаимодействия с другими людьми [8].
Привязанность тесным образом связана с эмоциональной жизнью человека. На смену биологической потребности в близости в раннем детстве, обеспечивающей младенца безопасностью и защитой, приходит психологическая потребность в близости, от которой зависит наше эмоциональное благополучие.
Поведение привязанности понимается как любая форма поведения, которая приводит в результате к тому, что человек добивается или сохраняет близость с каким-либо другим выделен-
ным и предпочитаемым им индивидом (взрослым), который обычно считается более сильным и / или мудрым. С возрастом частота и интенсивность, с которыми проявляется привязанность, постоянно уменьшаются. Тем не менее, эти формы поведения продолжают существовать как важная часть поведенческого реагирования человека. Особые проявления поведения привязанности частично зависят от текущего возраста ребенка, пола и обстоятельств, частично - от тех переживаний, которые у него были с фигурами привязанности ранее в его жизни. Мать, как правило, является предпочитаемым взрослым, к которому проявляется привязанность почти у всех млекопитающих. Это говорит о том, что такое поведение имеет ценность выживания [2].
Качество привязанности на ранних этапах жизни могут оказывать влияние на межличностные отношения человека в течении всей его жизни. В.В. Лебединский, М.К. Бардышевская качество привязанности между матерью и ребенком считают одним из важнейших показателей развития эмоциональной коммуникации [5]. Под качеством привязанности ученые понимают уровень безопасности взаимодействия между ними в ситуациях с высоким уровнем стресса (разлука, встреча с матерью - эти ситуации особенно показательны в условиях госпитализации ребенка) и с низким уровнем стресса (игра в домашних условиях).
В.В. Лебединский, М.К. Бардышевская выделяют следующие виды привязанности: безопасная, избегающая, амбивалентная.
Главной чертой безопасной привязанности является способность ребенка регулировать свои негативные состояния (тревогу, страх, гнев) через контакт с матерью. Исследовательская активность ребенка протекает свободно, чувство неуверенности быстро снимается в контакте с матерью.
Поведение матери, стимулирующей проявления безопасной привязанности у своего ребенка, характеризуется богатым репертуаром эмоционального поведения, с частым обменом эмоциональными посланиями с ребенком; быстрым реагированием на дискомфорт ребенка и использованием эффективных стратегий успокаивания; отслеживанием свободного исследовательского поведения ребенка без вмешательства в его активность; знанием и спокойным обсуждением как негативных, так и положительных сторон по-
ведения ребенка.
Избегающая привязанность (внешнее выражение эмоций в общении с матерью отсутствует) характеризуется вынужденным использованием ребенком избегания и подавления сильных выражений эмоций (особенно негативных) для сохранения близости с матерью, которая отвергает слишком близкий и интенсивный контакт с ним. Такая мать чувствует дискомфорт при близком контакте (лицом к лицу), поэтому младенец быстро учится успокаивать себя сам.
Ученые перечислили наиболее часто встречающиеся симптомы избегания матерью близкого контакта с ребенком (для диагностики избегания у матери достаточно нескольких из этих симптомов):
- проявляет невнимание к сигналам дистресса у ребенка, либо реагирует только на очень сильный плач, крик, не реагируя на более тонкие негативные выражения; при этом мать может знать
о том, что ему плохо, но плачущий ребенок не вызывает у нее эмоционального резонанса;
- отсутствует эмоциональное отношение к ребенку во время взаимодействия с ним;
- использует стереотипные формы выражения своего отношения к ребенку (повторяет один и тот же стишок монотонным голосом);
- обращает внимание, главным образом, на внешний вид (гигиену) ребенка, не интересуясь его внутренним состоянием;
- уходит, не предупреждая ребенка;
- обращается с младенцем как с неодушевленным объектом (когда носит его по комнате иди усаживает);
- испытывает сильное напряжение при необходимости общаться с младенцем «лицом к лицу»;
- переключает ребенка с непосредственного взаимодействия на опосредованное (обучает) либо оставляет его одного (в том числе перед телевизором);
- пытается обучать ребенка тому, что превышает его возрастные возможности;
- не прерывает активность ребенка, которая чревата для него опасностью;
-чувствует, что материнские обязанности чрезмерно тяжелы для нее.
Избегание, как форму защиты, ребенок начинает использовать очень рано, в первые месяцы жизни. Ребенок с избегающей привязанностью не реагирует на уход и возвращение матери. Его
Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика, № 1, 2008
167
исследовательская активность протекает автономно, он открывает валентности предметов самостоятельно, игнорируя эмоциональные оценки матери.
Ребенок, амбивалентно привязанный к матери, тяжело переживает разлуку с ней, с нетерпением ждет ее возвращения, однако быстро разрушает реальный контакт, реагируя агрессией или истериками на ее едва уловимые погрешности во взаимодействии (небольшая задержка ответа, кратковременное переключение внимания с ребенка и др.).
Амбивалентная привязанность характеризуется бурными всплесками эмоций (гнев, отчаяние, депрессия), как будто соответствующих острой реакции ребенка на разлуку, но проявляющихся вне контекста, то есть в ситуациях с низким стрессом, кода разлука ребенку не угрожает.
Симбиотическую привязанность В.В, Лебединский, М.К Бардышевская рассматривают как частный случай амбивалентной привязанности.
Наблюдения ученых показывают, что избегание младенцем глазного и голосового контакта может сочетаться с эксплуатацией им особо тесного тактильного контакта по типу прилипания (ребенок требует, чтобы его постоянно носили на руках, не пытаясь вступить в общение со взрослым; отсутствует лепет, гуление, улыбка, интерес к лицу взрослого).
В дальнейшем, говорят ученые, склонность к тесному физическому контакту может приобрести сексуальную окраску, особенно если мать поощряет развитие контакта в этом направлении. Тогда эмоциональная близость приравнивается ребенком к физической близости (ночью), а отвержение ребенком матери выражается в интенсивном противодействии (тоже физическом), жестокой агрессии (днем).
Легкие проявления амбивалентности отмечаются и в норме, особенно в период, когда мать симулирует самостоятельную активность ребенка, отвергая его претензии на слишком интенсивный и длительный контакт с ней. Чаще всего это наблюдается сразу после рождения младшего ребенка в семье.
Для поведения матери, стимулирующей проявления амбивалентности у ребенка, характерны следующие симптомы:
- избирательно отвечает на сигналы дистресса у ребенка, но игнорирует проявления им положительного аффекта;
- старается никогда не расставаться с ребенком;
- проявляет враждебность по отношению к ребенку, часто беспричинно (для наблюдателя) разрушая гармоничное взаимодействие;
- взаимодействуя с ребенком, проявляет очень сильный аффект, часто негативный.
Результаты наших исследований показали, что типы привязанности могут быть разноплановыми. В одном случае у ребенка в качестве привязанности присутствуют признаки и амбивалентной, и безопасной привязанности. В беседе с воспитателем мы узнали, что в 3 года 9 месяцев после 3-4 часов пребывания в детском саду, девочка начинала беспокоиться по поводу отсутствия матери. Она длительный период не засыпала днем, постоянно спрашивала про мать, переживала, но бурых эмоциональных всплесков не проявляла. После дневного сна (иногда девочка спала по 20-30 минут) она «забывала» о своих переживаниях, была спокойной и веселой, как бы предчувствуя скорую встречу с матерью. Мать забирала ее рано (около 1 б часов), но если она задерживалась, дочь снова проявляла тревогу и была внутренне зажата. Такое поведение свидетельствует об амбивалентном типе привязанности. Безопасная привязанность проявляется в том, что мать не допускает своего вмешательства в активное исследование окружающего ребенка, четко выстраивает систему поощрения-наказания. Такое сочетание типов привязанности привело в данном случае к возникновению у ребенка к непереносимости признаков доминантности других детей почти во всех видах совместной деятельности.
На наш взгляд, такое сочетание более благоприятно для эмоциональной сферы ребенка, чем сочетание амбивалентной и избегающей привязанности, которое развивается при противоречивом отношении родителей: родители могут проявлять невнимание к сигналам дистресса; пытаться обучать ребенка тому, что превышает его возможности; проявлять большое беспокойство из-за разлуки с ребенком. В результате такого поведения родителей, по А.И. Захарову, у ребенка может развиться истерический невроз: ребенок чрезмерно капризен, то и дело устраивает истерики, падает на пол, бьется. Непоследовательное проявления типов привязанности неблагоприятно влияет на развитие эмоциональной сферы ребенка. Детям приходиться подстраиваться к от-
ношению матери: ориентируясь на одну систему поведения, ребенок может вызвать агрессию, не предугадав ее настрой. Особенности данного типа привязанности вызывают у детей трудности во взаимоотношениях со сверстниками, резкою смену настроения без особых причин. В результате диагностики эмоциональной сферы детей по методике М.К. Бардышевской, В.В. Лебединского, мы выяснили, что у них возникают трудности в обобщении эмоционального опыта, в регуляции собственных переживаний, кроме этого, им характерна плохая способность преодолевать аффективные нагрузки.
Привязанность детей к родителям в таких семьях тоже не устойчива. Они могут проявлять бурную радость на приход родителей или быть эмоционально холодными, привлекать к себе внимание любыми способами или не откликаться на обращение родителей. Помимо этого, им трудно выработать определенную систему взаимоотношений с окружающими людьми, в группе детского сада у них нет устойчивых предпочтений к определенным детям. Они затрудняются в чтении эмоциональных посланий других детей и воспитателя, поэтому мальчики часто отвечают агрессией, а девочки - отчужденностью.
Проявления амбивалентной привязанности в нашем исследовании было выявлено у двух ребят. Родители стараются никогда не расставаться с ними, матери проявляют беспокойство там, где нет реальной опасности, принимают очень активное участие в жизни своих детей. Наблюдения показали, что у одной девочки симбиотическая связь с матерью, эту связь поддерживает и развивает мать. Мать рано приходит за дочерью в детский сад, однако домой они не идут, а гуляют на площадке с детьми из группы. При взаимодействии с дочерью мать постоянно ее контролирует, не разрешает уходить далеко и вмешивается в отношения, которые выстраивает девочка с другими детьми. Девочка длительный период не могла адаптироваться к группе, по утрам плакала и долго не могла успокоиться. Игровых взаимодействий почти не выстраивала, предпочитала рисовать, постоянно ожидала матери. На вопросы воспитателя отвечала односложно, а по приходу матери оживала: играла, много смеялась, охотно общалась с детьми. Ребенок не принимает самостоятельно решений, почти всегда подчиняется посторонним взрослым, если у нее спрашивают, не может четко описать свои потребности и же-
лания. Воспитатель характеризует ее застенчивой, скромной девочкой, а мать говорит противоположное - шумная, подвижная, смелая, бойкая, дома обижает старшего брата. Амбивалентная связь в данном случае развивает у ребенка застенчивость, длительное привыкание к новым условиям, неустойчивость защитной агрессии.
Второй пример с данным типом привязанности также показал низкую способность защиты к аффективным проявлениям окружающего. Мать никогда не расстается с ней, девочка посещает ту группу, в которой работает она. Все действия девочки мать тщательно анализирует и решает возможность выполнения и осуществления их. Такое поведение матери привело к нерешительности, низкой способности «чтения» эмоциональных сигналов других людей.
Наиболее благоприятный фактор в развитии эмоциональной сферы ребенка является безопасная привязанность к родителям. Наши исследования показали, что в группе детей с таким типом привязанности, наименьшее количество отклонений и отклонения носят слабый характер проявлений. Однако, для детей данной группы свойственно стереотипное поведение, которое возникает на фоне скуки, неспособность пользоваться символами в рисунке, слабое дифференцирование и обобщение собственного эмоционального опыта. Это не вызывает тревоги, так как дети сами стараются преодолеть подобные сложности и в этом они находят поддержку родителей.
Самым неблагоприятным типом привязанности является избегающая, что было подтверждено диагностикой эмоциональной сферы детей. Результаты диагностики показали наличие стереотипий (онанизм, несмотря на присутствие других людей), легкость возникновения стереотипного поведения в новых условиях, быстрая смена действий на более легкий вариант выполнения, использование глазного контакта только на расстоянии трех-четырех метров. Также выявлено, что дети с таким типом привязанности легко разрушают связи (жестоко обращаются, не дифференцируют игровые действия и реальные), часто зажаты, не сразу обращаются к взрослому при получении травм или болезненных ощущениях. Этим детям свойственны более тяжелые отклонения, носящие устойчивый характер проявления, такие как тревожность, агрессия, страхи, застенчивость, резкая смена настроения. Они тяжело преодолевают эмоциональную нагрузку, что
Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика, № 13 2008
169
приводит к возникновению других дисгармоний, на более высоких уровнях.
Таким образом, тип привязанности ребенка, как одна из причин, является определяющим в формировании и развитии дисгармоний в эмоциональной сферы детей. Тип привязанности ребенка определяется материнским отношением. Нами выявлены пять типов привязанности: безопасная, амбивалентная, избегающая, амбивалентно-безопасная, амбивалентно-избегающая. Как мы видим, в каждом варианте возникают дисгармонии разные по содержанию и проявлению, однако наиболее благоприятным вариантом в развитии личности являются безопасная и амбивалентно-безопасная.
Библиографический список
1. Боулби Дж. Привяз анность. - М.: Гарда-
рики, 2003.-477 с.
2. Боулби Дж. Создание и разрушение эмоциональных связей. — М.: Академический Проект, 2004,—232 с.
3. Бреслав Г. М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: норма и отклонение. - М.: Педагогика, 1990. -144 с.
4. Кошелева А.Д., Перегуда В.И., Шаграева О.А. Эмоциональное развитие дошкольников. -М.: Издательский центр «Академия», 2003. -176 с.
5. Лебединский В В., Бардышевская М. К. Диагностика эмоциональных нарушений у детей, -М.,2003.-320 с.
6. Обуховский К. Психология влечений человека. - М.: Прогресс, 1972. - 295 с.
7. Эмоциональное развитие дошкольника. / Под ред. А.Д. Кошелевой.-М., 1985.- 176 с.
С.С. Новикова
СТРУКТУРА ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ-ПСИХОЛОГОВ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ
ОРИЕНТИРОВКЕ
Преамбула. Проблема совершенствования качества профессиональной подготовки будущих педагогов-психологов, формирования у них творческого потенциала, готовности принимать ответственные решения в своей профессиональной области, способности к непрерывному профессиональному саморазвитию обуславливает актуальность данного исследования. Ведущее место в структуре профессиональных качеств данного специалиста отводится умениям быстро ориентироваться в динамичных условиях педагогической практики, иными словами, — профессиональной ориентировке. Исследования ориентировочной деятельности, выполненные под руководством А.Н. Леонтьева, П.Я. Гальперина, А.И. Подольского, А.В. Запорожца выявили содержание, структуру, формы, своеобразие ориентировочной деятельности при решении практических и теоретических задач. Было установлено, что основные трудности профессионального обучения связаны, прежде всего, с «изъянами» в ориентировочной основе деятельности.
Профессиональная ориентировка - это сложная единая система внутренних психических свойств и состояний личности специалиста, его способности и мотивации к осуществлению поисковой деятельности в сфере профессионального труда. Она зависит от способности педагога-психолога целенаправленно, осознанно и продук-
тивно анализировать педагогическую практику
и, вместе с тем, профессиональная ориентировка обусловлена мотивацией, осознанной потребностью в такой поисковой деятельности, потребностью в социальной и профессиональной активности. Выделенные стороны в своем сочетании приводят к появлению готовности к профессио-