Научная статья на тему 'ВОЗМОЖНЫЕ ВОЕННЫЕ УГРОЗЫ В АРКТИКЕ В СРЕДНЕСРОЧНОЙ ПЕРСПЕКТИВЕ'

ВОЗМОЖНЫЕ ВОЕННЫЕ УГРОЗЫ В АРКТИКЕ В СРЕДНЕСРОЧНОЙ ПЕРСПЕКТИВЕ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
299
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Военная мысль
ВАК
Ключевые слова
ВОЕННЫЕ ОПАСНОСТИ / ВОЕННЫЕ УГРОЗЫ / АРКТИКА / ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ ОБСТАНОВКА / БЕЗОПАСНОСТЬ / СОТРУДНИЧЕСТВО / СЕВЕРНЫЙ МОРСКОЙ ПУТЬ / MILITARY DANGERS / MILITARY THREATS / ARCTIC / MILITARY-POLITICAL SITUATION / SECURITY / COOPERATION / NORTH SEA LANE

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Хомкин Анатолий Анатольевич

Проанализировано содержание концептуальных документов, определяющих государственную и военную политику иностранных государств в Арктике, указаны тенденции ее развития. Приведены факторы, влияющие на возникновение и рост военных опасностей и угроз. Выявлены военные угрозы в Арктике в среднесрочной перспективе. Предложены направления выхода из складывающейся обстановки, основанные на сотрудничестве между вооруженными силами арктических государств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LIKELY MILITARY THREATS IN THE ARCTIC IN THE MEDIUM TERM

The paper analyzes the contents of conceptual documents that define the state and military policies of foreign states in the Arctic, pointing out the development tendencies there. It cites the factors affecting the emergence and growth of military dangers and threats. It also highlights the military threats in the Arctic in the medium term, and suggests ideas for a way out of the situation taking shape based on cooperation between the armed forces of the Arctic states.

Текст научной работы на тему «ВОЗМОЖНЫЕ ВОЕННЫЕ УГРОЗЫ В АРКТИКЕ В СРЕДНЕСРОЧНОЙ ПЕРСПЕКТИВЕ»

Возможные военные угрозы в Арктике в среднесрочной перспективе

Капитан 1 ранга А.А. ХОМКИН, кандидат военных наук

АННОТАЦИЯ

ABSTRACT

Проанализировано содержание концептуальных документов, определяющих государственную и военную политику иностранных государств в Арктике, указаны тенденции ее развития. Приведены факторы, влияющие на возникновение и рост военных опасностей и угроз. Выявлены военные угрозы в Арктике в среднесрочной перспективе. Предложены направления выхода из складывающейся обстановки, основанные на сотрудничестве между вооруженными силами арктических государств.

The paper analyzes the contents of conceptual documents that define the state and military policies of foreign states in the Arctic, pointing out the development tendencies there. It cites the factors affecting the emergence and growth of military dangers and threats. It also highlights the military threats in the Arctic in the medium term, and suggests ideas for a way out of the situation taking shape based on cooperation between the armed forces of the Arctic states.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА

KEYWORDS

Военные опасности, военные угрозы, Арктика, военно-политическая обстановка, безопасность, сотрудничество, Северный морской путь.

Military dangers, military threats, Arctic, military-political situation, security, cooperation, North Sea Lane.

ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ обстановка в Арктическом регионе в настоящее время в целом не критическая. Вместе с тем взаимоотношения между Российской Федерацией и странами Запада ухудшаются, и их будущее не внушает оптимизма. Обстановка в мире непредсказуема и взрывоопасна, международные механизмы регулирования противостояния конфликтующих сторон не работают. Переговорные процессы по многим вопросам, способствовавшим взаимному информационному обмену и развитию транспарентности в отношениях, приостановлены.

Данное обстоятельство не позволяет субъектам военно-политических отношений найти мирные способы разрешения противоречий, что влечет за собой рост военных потенциалов. Вероятность конфликтов в еще недавно спокойных регионах непре-

станно растет. Военные опасности за короткий срок способны перерасти в военные угрозы, которые в последующем могут привести к возникновению военного конфликта практически в любом регионе земного шара. Напомним, что военная опасность —

это состояние межгосударственных или внутригосударственных отношений, характеризуемое совокупностью факторов, способных при определенных условиях привести к возникновению военной угрозы1. По сути, она представляет собой вероятностную характеристику, определяющую потенциальную способность государства (коалиции государств, транснациональной организации) нанести ущерб другому государству.

Военная угроза, в свою очередь, есть не что иное, как состояние межгосударственных или внутригосударственных отношений, характеризуемое реальной возможностью возникновения военного конфликта между противостоящими сторонами, высокой степенью готовности какого-либо государства (группы государств), сепаратистских (террористических) организаций к применению военной силы (вооруженному насилию)2. Военные угрозы характеризуются конкретными и непосредственными проявлениями определенных факторов, в большинстве случаев порождаемых целенаправленной деятельностью субъектов военно-политических отношений.

Теория национальной безопасности3 рассматривает три уровня перехода военных опасностей в военные угрозы:

• противник еще не определен, но есть доказательства того, что военная опасность существует;

• одним из субъектов военно-политических отношений демонстрируются враждебные намерения, что дает возможность определить противника;

• противник готов к войне и решительно настроен реализовать свои намерения.

Эта же теория определяет основные закономерности между факторами и военными угрозами:

• о возможных военных угрозах можно говорить, когда существуют острые противоречия между субъектами военно-политических отношений

и хотя бы у одного из этих субъектов достаточно сил и средств для реализации своих намерений (или существует возможность создать такие силы и средства в будущем);

• утверждение о наличии военных угроз правомерно при одновременном проявлении следующих признаков:

присутствуют противоречия между государствами, которые они смогут разрешить только с применением военной силы;

у этих государств достаточно сил и средств для разрешения этих противоречий;

у военно-политического руководства есть реальные намерения, воля и решимость применить военную силу;

• увеличение разрыва в соотношении военной мощи противоборствующих сторон и одновременная эскалация напряженности в их отношениях свидетельствуют о возрастании военных угроз.

Исходя из данных теоретических основ субъектами военно-политических отношений в Арктике, между которыми в среднесрочной перспективе (до 2030 года) могут возникнуть противоречия и впоследствии военные угрозы, являются, с одной стороны, страны НАТО во главе с США, с другой — Российская Федерация. На данный момент на Крайнем Севере межгосударственные противоречия, способствующие возникновению военных угроз, практически отсутствуют.

Однако уже к 2030 году вероятность появления очагов напряженности в Арктике может возрасти (рис. 1). США и их союзники приступили к построению нового миропорядка, в котором англо-саксонское превосходство опирается на НАТО — основной источник нестабильности, кризисов и вооруженных конфликтов в мире. Кроме того, формирование новых «центров силы» (Россия и Китай) ужесточает конкуренцию за ресурсы, маршруты их транспортировки и рынки сбыта.

Одной из особенностей военно-политической обстановки стала активизация транснациональных корпораций, частных военных компаний, религиозных и национальных движений, международных преступных сообществ, неправительственных организаций,

использующих «гибридные методы» борьбы для достижения своих целей.

Рассмотрим основные военно-политические субъекты, способные существенно повлиять на формирование военных угроз в Арктическом регионе к 2030 году.

Рис. 1. Зоны национальных интересов арктических государств

НАТО в соответствии со своим основным предназначением, а именно: обеспечение свободы и безопасности своих членов в Европе и Северной Америке4, продолжит наращивать усилия по закреплению за собой статуса одной из ключевых сторон военно-политических отношений в мире. Для этого будут приниматься все большие меры по отслеживанию обстановки в регионе и своевременному выявлению тенденций ее развития, продолжится активизация разведки, наращивание научно-исследовательской деятельности в Арктике. Учитывая перспективы освобождения морских судоходных путей ото льда и неизбежного расширения судо-

ходства, руководство НАТО будет акцентировать внимание на повышении вероятности возникновения аварийных ситуаций и экологических катастроф в данном регионе. В этой связи повысится активность блока по задействованию Арктического совета, Евроатлантического координационного центра реагирования на стихийные бедствия и катастрофы5, других международных организаций и отдельных арктических стран для мониторинга воздушной и надводной обстановки. Не стоит забывать и о высокотехнологичной системе воздушной разведки наземных целей и управления нанесением ударов НАТО6 AGS. По всей вероятности

она будет адаптирована к условиям Крайнего Севера, что позволит задействовать стратегические беспилотные летательные аппараты для наблюдения, оценки и прогнозирования возможных вариантов развития ситуации. Кроме того, группировка космических аппаратов, использующихся для слежения за обстановкой в Арктике, в ближайшем будущем скорее всего тоже будет увеличена. Не исключена возможность создания объединенной автоматизированной системы контроля воздушной, надводной и подводной обстановки НАТО в северных широтах.

Данные обстоятельства позволяют выделить ряд тенденций в деятельности альянса в среднесрочной перспективе, которые могут повлиять на возникновение военных угроз в Арктике:

• продолжится политика сдерживания России и ослабления ее влияния;

• возможности НАТО по силовому обеспечению доступа к ресурсам и коммуникациям региона, в том числе к Северному морскому пути (СМП) Российской Федерации, значительно вырастут;

• интенсивность военной деятельности блока в высоких широтах, включая приграничные с Россией районы и акватории, увеличится;

• в связи с ростом конфликтного потенциала в регионе появится необходимость привлечения объединенных вооруженных сил североатлантического альянса для предотвращения возможных кризисов и военных конфликтов;

• значительно активизируются усилия по интеграции в НАТО стран региона, не входящих в блок;

• развитие системы материально-технического обеспечения в арктических странах с целью повышения эффективности применения группировок объединенных вооруженных сил;

• к 2040 году возможно полное освобождение Северного Ледовитого океана ото льда летом (темпы роста среднегодовой температуры в Арктике в два раза выше, чем в остальных районах Земли). В этой связи в его акватории может быть развернут передовой эшелон морского компонента противоракетной обороны США и НАТО, который позволит достаточно эффективно снизить ядерный потенциал Российской Федерации.

Еще одной организацией, оказывающей непосредственное влияние на возникновение военных угроз России в регионе, является Европейский союз (ЕС). Данная организация, рассматривая СМП как один из наиболее рентабельных в будущем транзитных маршрутов грузоперевозок между Европой и Азиатско-Тихоокеанским регионом, выступает за его интернационализацию и вывод из-под российской юрисдикции. В то же время экспертами ЕС отмечается, что отсутствие необходимой инфраструктуры, эффективных средств локализации и ликвидации разливов нефти в условиях низких температур и сложной ледовой обстановки является серьезной проблемой, с которой может столкнуться единая Европа в среднесрочной перспективе.

В этой связи Еврокомиссия будет усиливать позиции ЕС в освоении СМП посредством разработки передовых технологий, направленных на обеспечение безопасного судоходства в Арктике. Основное внимание будет уделяться поиску инновационных решений по совершенствованию навигации в высоких широтах и разработке конструкций судов высокого ледового класса нового поколения7.

Таким образом, НАТО и ЕС уже сейчас оказывают негативное воздействие на военно-политическую обстановку в регионе. Данное обстоятельство обусловлено не только ответом на мнимые российские угрозы,

но и явными экономическими интересами этих организаций, связанными с освоением месторождений полезных ископаемых и новых путей транспортировки товаров из Европы в Азию и обратно.

Норвегия считает бассейн Северного Ледовитого океана зоной своих жизненно важных интересов. Полагается, что она продолжит практику применения «двойных стандартов» к России в вопросе организации добычи морских биоресурсов в Западной Арктике. Развивается санкцион-ная политика Норвегии в отношении программ сотрудничества по поиску и добыче углеводородов в бассейне Баренцева моря. Другим приоритетом останется активная научно-исследовательская деятельность в Арктике, в том числе в ее российской части. Кроме того, активизируется сейсморазведка и разведочное бурение в отошедшей к королевству доле бывшей «серой зоны» Баренцева моря с целью подготовки к промышленному освоению месторождений углеводородов.

Что касается совершенствования боевых возможностей вооруженных сил, Норвегия продолжит создание новых подразделений в составе сухопутных войск, наращивание возможностей оперативной морской и воздушной разведки, а также развитие военной инфраструктуры на Крайнем Севере. Все это в сочетании с комбинированным применением наземных, авиационных и морских сил (средств) быстрого реагирования позволит создать высокотехнологичную и эффективную систему обороны, а также операивно контролировать экономическую и военную деятельность России в Арктике и противостоять ей. Для этих целей в апреле 2017 года утверждена новая «Стратегия Правительства Норвегии в северных регионах»8, предусматривающая последовательное наращивание нацио-

нального экономического, политического и военного присутствия в них. В среднесрочной перспективе вероятными направлениями деятельности Норвегии, способными повлиять на рост напряженности в регионе, будут:

• санкционное давление на Российскую Федерацию через сектор нефтегазовой отрасли;

• воспрепятствование эксплуатации нефтегазовых объектов России в Арктике и транспортировке углеводородного сырья на рынки энергоносителей;

• информационное воздействие на мировое сообщество с целью интернационализации СМП;

• повышение боевого потенциала вооруженных сил по обороне и защите национальной территории, прибрежных вод и исключительной экономической зоны, расширение военного присутствия в северных районах страны и примыкающих к ним акваториях, активизация разведывательной деятельности в Арктике.

США, являющиеся гегемоном в военной сфере, пока не достигли в Арктике главенствующего уровня. Для нейтрализации возможных угроз от потенциальных противников, прежде всего России и Китая, правительством этой страны предпринят ряд административных и организационных мер. Основными концептуальными документами по арктической проблематике являются:

• «Стратегия по защите интересов национальной безопасности США в Арктическом регионе»9, предусматривающая безусловное обеспечение национальных интересов США в регионе;

• «Арктическая стратегия Министерства обороны США»10, определяющая в целевых установках готовность вооруженных сил самостоятельно и во взаимодействии с союзниками адекватно реагировать на вызовы и угрозы безопасности, поддерживать регио-

нальную стабильность путем наращивания военного присутствия и развития сотрудничества с арктическими государствами, лояльными к США.

В соответствии с этими документами основные усилия США в Арктике будут сосредоточены на:

• обновлении системы разведки воздушно-космической обстановки (наземного и космического эшелонов), так как считается, что для обнаружения и отслеживания воздушных угроз (в том числе российских бомбардировщиков большой дальности и крылатых ракет) Соединенные Штаты и Канада сегодня используют устаревшие радиолокационные системы аэрокосмического наблюдения на севере Канады и Аляски, требующие модернизации;

• продолжении развития перспективной системы противодействия российским гиперзвуковым и новым крылатым ракетам;

• строительстве перспективной системы воздушного патрулирования с включением в ее состав сил и средств Великобритании, Норвегии и Исландии, для чего планируется поставить им американские самолеты базовой патрульной авиации Р-8 «Посейдон»;

США и их союзники приступили к построению

нового миропорядка, в котором англо-саксонское превосходство опирается

на НАТО — основной источник нестабильности, кризисов и вооруженных конфликтов в мире. Кроме того, формирование новых «центров силы» (Россия и Китай) ужесточает конкуренцию за ресурсы, маршруты их транспортировки и рынки сбыта.

• разработке новых средств разведки погоды и ее прогнозирования, в том числе с использованием морских буев;

• развитии системы учебно-тренировочных центров в арктических районах всех видов вооруженных сил США;

• постоянном присутствии личного состава вооруженных сил США в регионе на ротационной основе;

• заблаговременном размещении американской техники и материальных средств на арктических территориях своей страны и союзников, что позволит объединенным группировкам сил (войск) быстро реагировать на непредвиденные обстоятельства в регионе;

• регулярном участии военнослужащих во всех национальных и международных мероприятиях оперативной и боевой подготовки в Арктике;

• отработке действий группировок сил (войск) США не только традиционными (удары с кораблей, подводных лодок, самолетов и применение подразделений морской пехоты), но и гибридными (нетрадиционными) способами;

• создании двух экспедиционных (арктических) бригад морской пехоты США, которые смогут проводить наступательные операции в условиях экстремально холодной погоды.

Таким образом, США признают арктический регион как стратегически важный при предстоящих глобальных изменениях экологической, политической, экономической и военно-политической обстановки к 2030 году. Кроме того, упомянутая арктическая стратегия показывает озабоченность Пентагона увеличением военного потенциала России и Китая в Арктике, способного противостоять Америке в ходе разрешения возможных противоречий.

Реализация запланированных мероприятий позволит вооруженным силам США уже в 2020 году достичь

готовности к проведению ограниченных операций в Арктике, а к 2030 — военных действий любого характера, масштаба и интенсивности.

Канада, как и остальные государства бассейна Северного Ледовитого океана, в качестве основной угрозы в нем рассматривает Россию. Поэтому страна «кленового листа» наращивает военное сотрудничество с партнерами по региону, в частности по вопросам совместных поисково-спасательных операций, а также повышения эффективности противовоздушной и противоракетной обороны (ПВО/ПРО) с учетом взаимных интересов.

Однако у Канады есть ряд противоречий с США и НАТО, касающихся возможности участия неарктических стран в решении политических (военно-политических) проблем, а также в освоении ими природных ресурсов и использовании транспортных коммуникаций в Арктике.

Вместе с тем эти разногласия отнюдь не умаляют роли Канады как потенциального источника военных угроз в регионе.

Прочие арктические страны (Дания, Швеция, Исландия, Финляндия), вероятно, продолжат наращивать военный потенциал путем расконсервации военных баз, модернизации военной техники, размещения на своих территориях передовых пунктов базирования США и НАТО. Поддерживая санкционную политику США, они будут использовать невоенные меры сдерживания России от распространения ее влияния в регионе.

Из стран Азиатско-Тихоокеанского региона в среднесрочной перспективе существенное влияние на развитие обстановки в Арктике окажут в первую очередь Китай, Индия, Япония, Республика Корея. В частности, руководством Китайской Народной Республики уже принято решение об активизации деятельности по укреплению национальных позиций в ре-

гионе. Научные экспедиции в Северный Ледовитый океан, по заявлениям политических лидеров страны, станут ежегодными. Не менее важным считается возможность использования Арктики вооруженными силами «поднебесной» в качестве района боевого патрулирования атомных подводных лодок, в том числе носителей ядерных баллистических ракет.

Проведенный анализ показывает, что к 2030 году основные субъекты военно-политических отношений будут гарантированно обладать потенциалом, способным разрешать противоречия в Арктике, в том числе и силовым путем.

Возникновение таких противоречий, способных привести к появлению военных угроз, может быть обусловлено следующим факторами:

• изменение физико-географических условий действий вооруженных сил (прежде всего в связи с освобождением части Северного Ледовитого океана ото льда);

• увеличение количества объектов критической инфраструктуры, поражение которых значительно повлияет на безопасность не только в Арктике, но и во всей России (узловые места перекачки нефти и газа, объекты атомной энергетики и пр.);

• возрастание количества техногенных опасностей и угроз по мере развития СМП (порты, навигационное оборудование, источники углеводородного сырья и пр.);

• появление радикально-настроенных религиозных сообществ (преимущественно исламистского толка), поддерживаемых местным населением, в малонаселенных регионах Арктики, граничащих с крупными объектами критической инфраструктуры;

• активизация деятельности неправительственных организаций на Крайнем Севере, действующих с сепаратистскими или националистическими целями;

• повышение нестабильности в мире и в Арктике, в частности из-за отсутствия транспарентности в санкционной политике, проводимой США и странами НАТО по отношению к России;

• потенциальные возможности силового урегулирования возникающих противоречий НАТО и США в любом интересующем их регионе без соответствующих санкций мирового сообщества;

• снижение потенциальных возможностей группировок морских стратегических ядерных сил и морских сил общего назначения ВМФ России в Арктике путем размещения мобильного сегмента ПРО на надводных кораблях, модернизации радиолокационных станций ПВО/ПРО, создания систем ПРО с применением оружия на новых физических принципах (комплексов лазерного оружия), дополнительного размещения в регионе сил и средств противолодочной войны;

• признание интернациональности СМП странами НАТО и попытки его использования без уведомления Российской Федерации;

• осуществление блокадных действий, ограничивающих судоходную и иную экономическую деятельность России в Арктике;

• нарушение экологической безопасности;

• размещение в Арктике военных объектов неарктических государств.

Таким образом, можно определить основные внешние и внутренние военные угрозы Российской Федерации к 2030 году в Арктике.

Внешние. Резкое обострение межгосударственных отношений и создание необходимых условий, приводящих к применению военной силы государствами НАТО за счет формирования в регионе в короткие сроки (до 30 суток) группировок войск (сил), способных вести военные действия стратегического масштаба.

Появление (активная деятельность) в регионе транснациональных экстремистских организаций в целях реализации политических, экономических или других интересов.

Акты пиратства или иной экстремистской деятельности в исключительной экономической зоне Российской Федерации, способной воспрепятствовать мирному освоению природных богатств.

Внутренние. Активизация деятельности радикально настроенных религиозных или неправительственных организаций в районах Крайнего Севера с сепаратистскими и националистическими целями.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В складывающихся условиях к 2030 году Россия, не имея союзников на Севере, может получить еще один очаг нестабильности с целым набором опасностей и угроз, готовых перерасти в военный конфликт. Отсутствие взаимного общения между странами НАТО (т. е. практически всеми государствами арктического бассейна) и Россией неминуемо повлечет за собой гонку вооружений в регионе (рис. 2). В этой связи при несомненной необходимости размещения современных образцов военной техники, развития системы базирования и подготовки сил (войск) к возможным конфликтам в Арктике необходимо искать пути возобновления сотрудничества в области обороны с Западом.

Оно может развиваться в военной и невоенной сферах. Первая включает совместное участие в мероприятиях оперативной и боевой подготовки, вторая — обеспечение безопасности экономического развития региона, экологической безопасности, а также спасание.

Конкретными задачами военного сотрудничества в Арктике могут быть:

• обмен навигационно-гидрогра-фической информацией, сведениями в интересах заблаговременного предупреждения о возможных стихийных

Рис. 2. Сравнительная оценка возможных направлений развития международных отношений в Арктике

бедствиях и иных неблагоприятных природных и техногенных явлениях;

• авиационный и морской поиск и спасание;

• ликвидация последствий техногенных аварий, стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций;

• борьба с терроризмом и трансграничной преступностью.

Как видно, общее ухудшение отношений между Россией и Западом отрицательно скажется на безопас-

ности в Арктике и приведет к критическому уровню конфликтного потенциала в регионе. Если не единственным, то главным средством предотвращения скатывания к худшему варианту развития событий является проявление всеми странами сдержанности, высокой транспарентности и предсказуемости их военной деятельности, восстановление и укрепление взаимного доверия и сотрудничества.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Военная доктрина Российской Федерации // Российская газета. Фед. выпуск. № 298 (6570). 2014. 30 декабря.

2 Там же.

3 Основы теории национальной безопасности: учебное пособие / под общ. ред. Р.К. Мугинова. М.: ВАГШ, 2015.

4 URL: https://www.nato.int/cps/ru/ natohq/official_texts_17120.htm (дата обращения: 20.03.2019).

5 URL: https://www.nato.int/cps/ru/ natohq/topics_52057.htm (дата обращения: 22.03.2019).

6 URL: https://www.nato.int/cps/en/ natolive/topics_48892.htm (дата обращения: 26.03.2019).

7 URL: http://eeas.europa.eu/archives/ docs/arctic_region/docs/160427_joint-communication-an-integrated-european-union-policy-for-the-arctic_en.pdf (дата обращения: 14.10.2019).

8 URL: https://www.regjeringen.no/ globalassets/upload/ud/vedlegg/strategiru. pdf (дата обращения: 14.10.2019).

9 URL: https:/obamawhitehouse. archives.gov/sites/default/files/docs/ nat_arctic_strategy.pdf (дата обращения: 28.03.2019).

10 URL: https://media.defense.gov/2019/ Jun/06/2002141657/-1/-1/1/2019-D0D-ARCTIC-STRATEGY.PDF (дата обращения: 14.10.2019).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.