Научная статья на тему 'Возможные пути улучшения качества обучения студентов медицинских вузов'

Возможные пути улучшения качества обучения студентов медицинских вузов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
205
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
студенты / обучение / students / training

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Миминошвили О. И., Ярощак С. В., Веселый В. Я., Миминошвили А. О., Хачатурова К. М.

В работе проанализированы современные тенденции развития образовательных методик в учебе студентов медицинского профиля. Развитие интерактивных форм учебы позволяет упростить процесс учебы и расширить объем переданной информации, с другой стороны устраняет важный фактор индивидуального общения между преподавателем и студентами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Миминошвили О. И., Ярощак С. В., Веселый В. Я., Миминошвили А. О., Хачатурова К. М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

POSSIBLE WAYS OF IMPROVEMENT OF QUALITY OF TRAINING OF STUDENTS OF MEDICAL SCHOOLS

In work current trends of development of educational techniques in training of students of a medical profile are analyzed. Development of interactive forms of education allows simplifying process of training and to expand transmitted data volume, on the other hand eliminates an important factor of individual communication between the teacher and students.

Текст научной работы на тему «Возможные пути улучшения качества обучения студентов медицинских вузов»

В1СНИК ВДНЗУ «Украхнсъка медична стоматолоячна академя»

ческих продуктов более высокого порядка (от П1, П2, Пз,... к пп).

Однако дидактическое типирование дифференциально-диагностического поиска при всей его обоснованности и систематичности в некоторой мере носит условный характер и может варьировать в зависимости от клинической ситуации.

Клинические лекции являются основной формой обучения, воспитания и развития студентов в медицинском вузе. Они обеспечивают теоретико-методологическую базу по дисциплине, формирование клинического мышления и подготовку к применению профессиональных знаний. Характер и принципы чтения клинических лекций отличаются по своей сложности от курса к курсу и также определяются соответствующими их дидактическими типами, представленными в табл. 2. В условиях кредитно-модульной программы чтение лекций по факультетскому типу предусмотрено при изучении 1, 2, 3 и 5 модулей. Следует отметить, что в настоящей учебной программе не выделены часы на чтение лекций по госпитальному типу, что должно соответствовать подобному методологическому подходу проведения практических занятий и проводиться для студентов 6

Реферат

ДИДАКТИЧНИЙ ПРИНЦИП ВИКЛАДАННЯ Х1РУРП1 В УМОВАХ КРЕДИТНО-МОДУЛЬНОТ СИСТЕМИ ОРГАН1ЗАЦ1Т НАВЧАЛЬНОГО ПРОЦЕСУ

Лупальцов В.1., Ворощук Р.С., Ягнюк А.1., Дехтярук 1.А.

Ключовi слова: викладання хiрургií, кредитно-модульная система оргажзацп навчального процесу, дидактика.

Наведет дидактичн принципи викладання дисциплЫи «Х1рурпя» в умовах кредитно-модульно' системи оргажзацп навчального процесу. На п1дстав1 проведеного анал1зу автори приходять до висновку, що використання дидактичних принцип1в викладання, вщповщних модулю дисциплши, що вивчаеться, дозволяе оптим1зувати пи-тання м1ждисципл1нарно!' ¡нтеграцп та проведення диференцшного д1агнозу. Необхщний перегляд навчально' програми для включення годин на читання лекцш студентам 6 курсу за госттальним типом викладання.

Summary

DIDACTIC PRINCIPLES FOR TEACHING SURGERY IN ACCORDANCE TO EUROPEAN CREDIT-TRANSFER SYSTEM Lupaltsov V.I., Voroshchuk R.S., Yagnyuk A.I., Dehtyaruk I.A. Keywords: teaching surgery, ECTS.

This paper presents common didactic principles for teaching the clinical discipline "Surgery" according to ECTS. Authors make the conclusion that application of didactic principles relevant to the certain studying modules may provide interdisciplinary integrations and making the differential diagnosis. It is necessary to revise the curriculum in order to include the hospital type lectures for the 6th year medical students.

курса при изучении модуля «Синдромы и симптомы в хирургии».

Выводы

1. Использование дидактических принципов при обучении студентов хирургии позволяет оптимизировать вопросы междисциплинарной интеграции и проведения дифференциального диагноза.

2. Отсутствие часов на чтение лекций по госпитальному типу в условиях кредитно-модульной системы организации учебного процесса требует пересмотра учебной программы для студентов 6 курса.

Литература

1. Коган В.И. Основы оптимизации процесса обучения в высшей школе: научно-метод. пособие / В.И. Коган, И.А. Сычеников. -М. : Высшая школа, 1987. - 143 с.

2. Осин А.Я. Дидактические типы клинических семинаров по педиатрии / А.Я. Осин // Современные педагогические технологии в медицинском вузе : материалы науч.-метод. конф. - Владивосток, 2001. - № 6. - С. 22-24.

3. Осина Т.Д. Методологические основы технологии дифференциальной диагностики в клиническом обучении / Т.Д. Осина // Инновационные технологии медицинского образования : материалы науч.-метод. конф. - Владивосток, 2007. - № 12. -С. 232-236.

УДК 378.147.227

Миминошвили О.И., Ярощак С.В., Веселый В.Я., Миминошвили А.О., Хачатурова К.М. ВОЗМОЖНЫЕ ПУТИ УЛУЧШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКИХ ВУЗОВ

Донецкий национальный медицинский университет им.М.Горького

В работе проанализированы современные тенденции развития образовательных методик в учебе студентов медицинского профиля. Развитие интерактивных форм учебы позволяет упростить процесс учебы и расширить объем переданной информации, с другой стороны устраняет важный фактор индивидуального общения между преподавателем и студентами.

Ключевые слова: студенты, обучение.

Вступление

Современные аспекты развития общества требуют активного развития и использования информационных и коммуникационных технологий во всех сферах нашей жизни. Не последнюю роль информация и способы ее получения играют в процессе становления современного врача, от которого требуется освоение большого количества материала по различным дисциплинам и умение практического примене-

ния полученной информации [1, 4].

Наибольшее распространение в настоящее время получило развитие интерактивных форм обучения с использованием телекоммуникационных систем объединенных под термином телемедицина. В свое время эта система создавалась как средство экстренной помощи парамедикам и врачам, оказывающим помощь в труднодоступных районах для получения квалифицированной консультации, а также как средство помощи космонавтам. Дальнейшее развитие и уде-

Актуальт проблеми сучасно'1 медицини

шевление технологий позволило более широко использовать возможности телемедицины для дистанционного обучения студентов и врачей [2, 3, 4].

Цель работы

Определить возможности использования интерактивных форм обучения у студентов медицинских вузов.

Объект и методы исследования

В большинстве медицинских вузов Украины практически исчерпала себя традиционная модель обучения будущих врачей теоретическим и практическим навыкам. Вследствие реформы медицинского образования и перехода на так называемую «Болонскую систему обучения», основную часть занятий студенты посвящают решению тестов, построенных по принципу «догадайся» и решают их весьма неплохо. В то же время предлагаемые для разбора клинические ситуации, взятые из тех же тестов, но лишенные подсказок в виде правильных ответов вводят большинство студентов в затруднение. В существующей программе обучения практически отсутствует время для непосредственного общения студентов с преподавателем, а существующая система оценивания знаний вообще не предусматривает ранжирования таких качеств как логика, мышление, интуиция - играющих не последнюю роль в работе врача. Отсутствие теоретических знаний и, во многих случаях, желания самих студентов общаться с реальными больными приводит к развитию идиосинкразии между ними. Особенно, когда речь идет об осмотре пациента группой из 10 и более человек, каждый из которых должен провести опрос, «пропальпировать», «проперкутировать»... Что говорить о таких процедурах как пальцевое исследование прямой кишки или установка уретрального катетера? В итоге выпускники медицинских вузов не обладают ни теоретическими, ни практическими знаниями.

Результаты исследований и их обсуждение

В настоящее время в практику здравоохранения внедряются так называемые протоколы по диагностике и лечению различных заболеваний, которые являются основой здравоохранения США и стран Европы. Четкое соблюдение прописанных алгоритмов, безусловно, поможет уменьшить количество диагностических и лечебных ошибок. В тоже время, плачевное состояние современной украинской медицины и отсутствие должного финансирования не всегда позволяют выполнить указанные алгоритмы в полном объеме. Вторым немаловажным аспектом использования стандартов лечения является индивидуальность каждого больного, для постановки диагноза и определения тактики лечения, требующая использования не трафаретного, а индивидуального подхода к каждому конкретному пациенту. Наиболее точно это положение подтверждает тот факт, что, даже с поправкой на уровень и обеспечение медицины в США, врачебные ошибки составляют там более 200000 случаев в год!

Безусловно, возврат к старым методам обучения, формированию различных научных школ, практически невозможен. Да и нереально заставить современных студентов нюхать формалин в «анатомках» и ухаживать за животными в вивариях, для повышения их теоретических и практических навыков.

Одним из путей решения проблемы качества обучения может стать внедрение новых видов преподавания в медицинских вузах, основанных на совре-

менных информационных технологиях. Такое обучение позволяет проводить удаленное по времени и(или) расстоянию дистанционное управление, характеризующееся термином телемедицина, которая заключается в передаче медицинской информации между удаленными друг от друга субъектами и включает использование телекоммуникаций для связи медицинских специалистов с различными аудиториями студентов, врачей, пациентов с целью непрерывного обучения, диагностики и оказания консультационной помощи.

Альтернатива традиционному обучению появилась относительно недавно, когда медицинские учреждения начали объединяться с IT-компаниями. Разработаны различные тренажеры и симуляторы, использующие подход интерактивного обучения и качественной 2D и 3D графикой. По мнению консалтинговой компании Haskett consulting inc. (HCl): "Люди запоминают 20 % того, что они видят, 40 % того, что они видят и слышат и 70 % того, что они видят, слышат и делают".

Многие сложные операции требуют тщательной предварительной проработки последовательности выполняемых манипуляций. Различные медицинские симуляторы позволяют отработать последовательность действий, отработать четкость выполняемых движений. В конечном итоге это позволяет уменьшить количество и вероятность ошибки непосредственно на практике, от которой может, по большому, зависеть жизнь человека. Такие решения в медицине получили широкое распространение, так как цена человеческой ошибки велика и порой от подготовки специалиста зависит жизнь человека. Безусловно реальный опыт приходит во время непосредственной отработки практических навыков на первых пациентах.

Благодаря инновационным технологиям обучения, появилась уникальная возможность в значительной степени усовершенствовать современные методы обучения. Таким образом, пользователи могут самостоятельно обучаться тем или иным навыкам, с помощью компьютера и соответствующих программ. В процессе интерактивного обучения пользователи не только читают и слушают учебный материал, но и взаимодействуют с ним как с виртуальным учителем. Одновременно это позволяет студентам произвольно определять время и объём обучения.

Несколько более сложным представляется дистанционное образование, когда преподаватель и студенты могут взаимодействовать друг с другом, находясь на достаточно большем расстоянии.

Это удобно для тех людей, которые не имеют возможности реальной встречи, ввиду нахождения на большом расстоянии, или временных ограничений. Благодаря электронному образованию, обучение может производиться в удобное для обучаемого человека время. С другой стороны это требует напряжения от преподавателя, ограничивая его свободное время и по сути дела превращая интерактивное обучение в индивидуальные занятия.

Для взаимодействия через Интернет могут использоваться как обычные средства, такие как: электрона почта, интернет чаты (такие как ICQ и Skype), аудио и видеоконференции, онлайн тестирования, виртуальные трехмерные онлайн конференции.

Выводы

Таким образом, использование современных технологий дает широкую возможность для обучения

Том 13, Випуск 1(41) 315

В1СНИК ВДНЗУ «Украхнсъка медична стоматолог1чна академя»

студентов медицинских вузов, повышения их теоретических и практических знаний и навыков. Втоже время на данный момент определяются две основные сложности на пути внедрения интерактивного обучения:

1. Отсутствие в достаточном количестве необходимых интерактивных программ и симуляторов, а также материальных средств для их разработки и закупки;

2. Большое сомнение вызывает факт желания современных студентов, по крайней мере в своем большинстве, выполнять самостоятельные тренинги и задания.

Литература

Дещёкина М.Ф. Деловая клиническая игра в медицинском институте / М.Ф. Дещёкина, М.С. Дианкина, Л.И. Ильенко, В.П. Ле-ничеко // Педиатрия имени Сперанского. - 1989. - № 3. - С.69-72.

Долгоруков А. Метод case-study как современная технология профессионально-ориентированного обучения [Электронный ресурс] Режим доступа

http://www.vshu.ru/lections.php?tab_id=3&a=info&id=2600 Концепции развития Волгоградского государственного медицинского университета на 2008 - 2012 гг / [В.Б. Мандриков, А.А. Воробьев, М.Е. Стаценко, С.В.Недогода и др.] ; Под ред.ректора ВолГМУ, акад.РАМН, В.И. Петрова. - Волгоград : изд-во ВолГМУ, 2008. -143 с.

Ступина С.Б. Технологии интерактивного обучения в высшей школе: Учебно-методическое пособие / Ступина С.Б. - Саратов : Издательский центр «Наука», 2009. - 52 с.

Реферат

МОЖЛИВ1 ШЛЯХИ ПОЛ1ПШЕННЯ ЯКОСТ1 НАВЧАННЯ СТУДЕНТ1В МЕДИЧНИХ ВУЗ1В. Мiмiношвiлi О.1., Ярощак С.В., Веселий В.Я., Мiмiношвiлi А.О., Хачатурова К.М. Ключовi слова: студенти, навчання.

У робот проаналЬовано сучасн тенденцп розвитку осв1тн1х методик у навчанн студент1в медичного профилю. Розвиток ¡нтерактивних форм навчання дозволяе спростити процес навчання i розширити обсяг передано! ¡нфо-рмаци, з ¡ншого боку усувае важливий фактор ¡ндивщуального спткування м^ викладачем i студентами.

Summary

POSSIBLE WAYS OF IMPROVEMENT OF QUALITY OF TRAINING OF STUDENTS OF MEDICAL SCHOOLS Miminoshvili O.I., Yaroshchak S.V., Vesely V.Ya., Miminoshvili A.O., Kchachaturova K.M. Keywords: students, training.

In work current trends of development of educational techniques in training of students of a medical profile are analyzed. Development of interactive forms of education allows simplifying process of training and to expand transmitted data volume, on the other hand eliminates an important factor of individual communication between the teacher and students.

2

3

4

УДК 617:371.315-05.87-054.6

Мунтян С.О., Баранник С.1., Панiкова Т.М., Лященко П.В. ДЕОНТОЛОГ1ЧН1 ТА 1НДИВ1ДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГ1ЧН1 АСПЕКТИ ВИКЛАДАННЯ КУРСУ ЗАГАЛЬНО1 Х1РУРГП

ДЗ «Днтропетровська медична акаде1^я МОЗ Украши», м. Дыпропетровськ

Були визначен особливост/' викладання курсу загальноУ х/'рург/'У Вiдзначена роль та особливост/' створення активних мотивацй для подальшого вибору та засвоення хiрургiчних професй. Вiдзначена позитивна роль нових компЮтерних технологй освiтнього процесу в орган/'защ'У самостйноУроботи студента.

Ключей слова: деонтолопчш аспекти, загальна хiрургiя.

Вступ

Вщ д1яльност1 л1каря-х1рурга життя потребуе не ттьки вмшня напружено працювати над опануванням майбутньою спец1альнютю, але й мати достатньо ви-соку мобтьнють, здатнють переносити р1зноман1тн1 стреси та уникати Тх, ум1ти встановлювати д1лов1 кон-такти I продуктивно Тх розвивати. Тому перед викладачем також постають питання Ыдивщуального став-лення до кожного студента з урахуванням його особи-стост1, р1вня пщготовки на попередшх кафедрах аби найефектившше побудувати учбовий процес для засвоення студентом обсягу навчальноТ програми зага-льноТ х1рурги [2, 5]. Послщовнють викладання х1рурги на вс1х профтьних кафедрах дозволяе оптимально вести пщготовку майбутнього л1каря, що набувае особливого значення для формування л1каря загальноТ практики [1, 4]. Збер1гаючи у програм1 п1дготовки л1ка-ря загальноТ практики основы принципи традицшного, в1тчизняного викладання необхщно широко впрова-джувати до учбового процесу елективн курси за акту-альними розд1лами даноТ спец1альност1, використо-вуючи за цим Ыдивщуальний п1дх1д до викладання [5]. 1снуюч1 програми викладання за р1зними роздтами х1-рург1Т повинн1 бути реальними, цтеспрямованими та

б1льш прагматичними, тобто мютити перел1к т1льки тих задач, як в умовах 1снуючих сп1вв1дношень пом1ж к1льк1стю викпадач1в та студент1в у груп1, педагопчно-го навантаження та зайнятосл викладача, з урахуванням потужносл та обладнання клЫнних баз мають бути засвоен1 повнютю [3]. Шляхи оптим1зац1Т викладання загальноТ х1рурги пропонуеться зд1йснювати за трьома напрямками: Ытеграц1я по вертикал! з кафедрами медико-б1олог1чного напрямку, рацюнал1зац1я медичноТ роботи та ун1ф1кац1я наочних засоб1в [1,3]. Викладання загальноТ х1рургп мае своТ особливост1 I становить додатков1 задач! перед кожним виклада-чем.

Основна частина

Значення курсу загальноТ х1рурги визначаеться також тим, що саме цей предмет е початковим на етат засвоення всього курсу х1рурпчних хвороб у про-грам1 засвоення вищоТ медичноТ осв1ти. Максимальне насичення сьогодення новою науковою шформац1ею, оволод1ння якою е важливим фактором у формуванн сьогодн1шнього студента як майбутнього квал1ф1кова-ного фах1вця, вимагае проведення удосконалення традиц1йних метод1в навчання. Вивчення х1рург1Т як

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.