Научная статья на тему 'Возможные направления совершенствования социального обслуживания лиц с ограниченными возможностями здоровья в Республике Татарстан'

Возможные направления совершенствования социального обслуживания лиц с ограниченными возможностями здоровья в Республике Татарстан Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
325
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНВАЛИДЫ / ЛИЦА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ / ДОСТУПНАЯ СРЕДА / КОНЦЕПЦИЯ / РЕАБИЛИТАЦИЯ / INVALIDS / DISABLED PEOPLE / FREE ENVIRONMENT / CONCEPTION / REHABILITATION

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Цаликова Вероника Владимировна

В статье рассматриваются проблемы, связанные с интеграцией инвалидов в активную общественную жизнь, дается оценка ресурсной базы, предлагаются мероприятия, которые позволят в перспективе сформировать безбарьерную среду для лиц с ограниченными возможностями здоровья.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Possible Trends of Perfection of Social Service Provided for Disabled People in the Republic of Tatarstan

The paper deals with the problems of integration of disabled people into active social life. The author assesses resource base and suggests ways of forming the environment without barriers for disabled people.

Текст научной работы на тему «Возможные направления совершенствования социального обслуживания лиц с ограниченными возможностями здоровья в Республике Татарстан»

УДК 316:74

Теоретико-методологические основы изучения института образования

Фурсова В.В.

Кандидат социологических наук, доцент кафедры социологии Казанского (Приволжского) федерального университета

Модестов В.П.

Кандидат философских наук, доцент кафедры социологии Казанского (Приволжского) федерального университет

В статье представлены основные теоретико-методологические положения парадигм социологии образования, которые могут быть применены при изучении современного института образования.

Ключевые слова: институт образования, структуралистская парадигма, феноменологическая парадигма, функционалистская парадигма, радикально-гуманистическая парадигма, онтология, концепция человеческой природы, концепция общества.

В современном российском обществе институт образования подвержен существенным изменениям. Это связано как с трансформацией всего общественного организма, так и с быстрыми темпами перестройки всей системы образования в контексте новых общественных потребностей. Поэтому в образовательной сфере возникает множество социальных процессов и связанных с ними проблем, таких как: коммерциализация российского образования; появление множества частных вузов, нередко с обучением сомнительного качества; переход на новую двухступенчатую систему, которая еще не полностью отработана, а поэтому не всегда востребована на рынке труда; практика ЕГЭ, которая вскрыла множество нарушений и негативных моментов, связанных с коррупцией, несовершенством тестирования и т.д.; углубление социального неравенства в системе образования в связи с сокращением бюджетных мест и невозможностью населения потреблять платные образовательные услуги; отставание в целом российской системы образования от европейских стандартов.

В связи с этим представляется целесообразным обозначить основные теоретико-методологические

подходы, которые можно использовать для анализа данных социальных процессов, в частности, и всей системы образования в целом. Для этого обратимся к теоретическому наследию и проведем анализ парадигм социологии образования, которые сформировались в 60-80-е гг. XX века.

Согласно мнению зарубежных социологов, можно выделить следующие основания для выделения парадигм социологии образования [1].

1. Онтология. Эта категория относится к миру предметов, явлений, ситуаций, на которых держится знание. Так, в социологии задаются вопросами относительно реальности социальных явлений (группы, социального класса, статуса, института). В связи с этим существуют два основных подхода. Один из них - номинализм, опирающийся на концепцию искусственно сконструированного мира, а другой - реализм, основывающийся на утверждении, что все социальные явления реально существуют и их необходимо рассматривать как «вещи». В одном случае применяется аналитико-индуктивный метод, предполагающий изучение части общего, так как социальные структуры более глобального по-

рядка ни что иное, как конструкции духа, которые вообще не имеют никакой конкретной реальности. Другой метод обоснования - синтетико-дедуктив-ный, который объясняет отдельные явления, исходя из целого. Считается, что невозможно объяснить какое-либо социальное явление, не проанализировав социетальные общественные изменения, например, зависимость образования от конкретно-исторических условий данного общества. Это реалистическая позиция.

2. Эпистемология. Это принципы объяснения той или иной теории. Например, с точки зрения позитивизма, можно исследовать причинно-следственные связи, вскрывать закономерности различных явлений, не вдаваясь в субъективный мир человека, который познать невозможно. Основные постулаты позитивизма следующие: а) в социальном мире только наблюдаемые факты могут быть научно проанализированы; б) субъективная область, интуитивное сознание, чувства не поддаются науке. Феноменология же предполагает изучение внутреннего мира как субъективной реальности. Для того, чтобы его познать, нужно жить в нем и понимать его.

3. Концепция «человеческой природы». В ее трактовке сложилось два основных подхода. Детерминизм утверждает, что действия социального субъекта определены окружающей социальной средой. Например, решение действующего лица покинуть школу определено его социально-классовой принадлежностью. Волюнтаризм же предполагает, что субъект сам определяет свои поступки.

4. Концепция общества. Социальная реальность может быть объяснена либо в порядке, равновесии, в консенсусе, сплоченности, в интеграции, либо в противоречиях, конфликтах, изменениях. В связи с этим в социологии можно выделить две основные точки зрения: одна характеризуется отношением к обществу как к стабильному агрегату, а другая - как к постоянно изменяющемуся.

5. Методы исследования. Качественные исследования, основанные на изучении повседневной жизни, анализ случаев, сюжетов из жизни, изучение личных дел, применение глубинного интервью, а также количественные методы, которые применяются в традиционной социологии.

Пересечение этих точек зрения позволяет выделить четыре основные парадигмы социологии образования: структуралистскую, функционалистскую, феноменологическую, радикально-гуманистическую. Рассмотрим далее каждую из этих парадигм, имея в виду, что отнесение взглядов того или иного социолога к конкретной парадигме в известной степени условно, поскольку эти взгляды могут содержать и элементы других парадигм. Научное знание, и социология образования в том числе, существует и функционирует в реальности не по классификационным схемам. Наоборот, последние лишь подыто-

живают развитие знания, выступая своего рода иде-ализациями, отвлекающимися от частностей, как бы игнорируя возникающие пересечения и наложения различных принципов, подходов и концепций.

Структуралистская парадигма исходит из следующих базисных положений: необходимости изучения структуры общества, ее основных элементов, влияния одних элементов системы на другие (экономические процессы, социальную стратификацию, политику, культурные изменения); признания существования конфликта между элементами системы, основой которого является социальное неравенство (конфликт между поколениями, классами, учителями и учениками и т.д.). Представителями являются: Л. Альтуссер, П. Бурдье, Дж. Коулмен. Данная парадигма во многом основана на функциональном и конфликтном подходах. Некоторые ее представители мыслили в логике марксистского учения. По мнению структуралистов, система образования является идеологическим инструментом государства. Ее основная функция - формирование лояльных членов общества и воспроизводство социальной структуры. Институт образования среди других институтов общества, выполняющих идеологическую функцию, активно и эффективно участвует в воспроизводстве условий капиталистического общества, в котором постоянно существуют неравенство и эксплуатация. Образовательная селекция также детерминирована экономическим кризисом и ростом безработицы среди молодежи. При этом недипломированные молодые люди больше подвержены безработице, которая имеет тенденцию к увеличению. Таким образом, социальное неравенство постоянно воспроизводится. Это вновь подтверждает главный вывод представителей структуралистской парадигмы о том, что неравенство в системе образования - неизбежный атрибут современного общества. Бороться с этим явлением возможно посредством адекватной политики государства по поддержанию и социальному обеспечению всех, особенно низших слоев, с помощью специальных дополнительных программ, в первую очередь, для отстающих учащихся, а также представителей этнических меньшинств и выходцев из рабочего класса.

С точки зрения данной парадигмы, можно проанализировать социальное неравенство, существующее в современном обществе. Методология, разработанная классиками данной парадигмы, например, П. Бурдье, Ж.К. Пассероном и другими, позволяет изучать процессы социального неравенства в российском обществе [2]. Многие отечественные исследователи, опираясь на данную парадигму, изучают социальное неравенство в сфере образования в России.

Функционалистская парадигма. Постулатами функционалистской парадигмы являются следующие: признание функционального единства

общества, рассмотрение его как относительно равновесной системы, для которой характерны саморегуляция, самосохранение, способность к самовоспроизводству, а каждому элементу соответствует набор явных и скрытых функций или дисфункций. Таким образом поддерживается единство системы и функциональный порядок в обществе. Эта парадигма основана на идеях Э. Дюркгейма, Т. Парсонса, Р. Мертона.

Любое социальное явление, с точки зрения данной парадигмы, также можно представить в виде социальной системы с соответствующими ее основными свойствами, описанными Парсонсом, такими, как адаптация, интеграция, достижение целей, поддержание целостности системы. Эти свойства он рассматривает и применительно к анализу образования. В частности, Парсонс анализировал школьный класс как социальную систему и описал его, исходя из своей теории социальных систем. Известный французский социолог Р. Будон, рассматривая процесс социального воспроизводства общества в своей знаменитой книге «Неравенство шансов: социальная мобильность в индустриальном обществе», опираясь на теорию неравенства, выдвигает предположение о том, что родители учащихся - выходцев из рабочего класса, сами не заинтересованы в том, чтобы их дети получали высшее образование [3]. Они учитывают различные факторы при выборе профессии для своих детей, среди которых наиболее определяющим является степень риска. Риск состоит в том, что с начала обучения до его завершения проходит несколько лет, в это время может измениться экономическая ситуация, вырасти безработица, особенно в профессиях, связанных с интеллектуальным трудом. По их мнению, зачем тратить столько лет на обучение, чтобы потом возникли трудности с работой. Поэтому они предпочитают выбирать своим детям такие профессии, для овладения которыми необходимо гораздо меньше времени. К этому добавляется фактор платного обучения в престижных вузах, что также является сдерживающим мотивом при выборе профессии, предполагающей высокоинтеллектуальный труд. Все это является основой воспроизводства в обществе социального неравенства. Функционалисты уделяют большое внимание анализу функций образования, его роли в обществе. Повседневная образовательная деятельность определяется либо обществом (исходя из постулатов социологической теории Э. Дюкргейма), либо потребностями общества (так считал, в частности, Т. Парсонс). Но в любом случае общественные процессы рассматриваются на макроуровне.

Опираясь на постулаты данной парадигмы, можно исследовать функции института образования, проследить, как они меняются в различных исторических условиях, какие из них становятся явными, какие остаются латентными, а какие и вовсе утра-288

чивают свое значение. Например, функция социальной селекции все более явно прослеживается в современной российской системе образования.

Следующая парадигма исследует социальное взаимодействие в образовательной сфере на микроуровне и основывается на интеракционизме, феноменологии, этнометодологии. Она получила название «микроинтерпретативного (интерпретативного)» подхода в социологии образования и стала активно разрабатываться во второй половине XX в.

Феноменологическая парадигма. Если для позитивизма в социологии, соответственно - в социологии образования, социальные факты должны быть концептуализированы как объективный порядок, то для интерпретативизма те же самые факты являются реальностью, зависящей от человеческой субъективности, которая и должна стать предметом социологии образования. На микроуровне исследуются социальные взаимодействия между учителями и учениками, преподавателями и студентами, то есть ситуации «здесь и сейчас» или события, происходящие в классной комнате в повседневной жизнедеятельности учебного заведения, т.е. индивидуальные взаимоотношения в рамках образовательного пространства.

Основы теории заложили Дж. Мид и Ч. Кули, которые рассматривали социализацию индивидов как результат их взаимодействия. Интерпретативизм, в ракурсе своих базовых посылок, довольно логично подвергал критике традиционные направления, в том числе структурный функционализм и конфликтную теорию, как упускающие из виду динамику ежедневной школьной жизни, которая влияет на весь процесс формирования сознания учащихся.

Социологи образования используют этот подход как приемлемый для рассмотрения взаимодействия между группами индивидов, а также между преподавателями и учащимися, учителями и администрацией школы, изучают также позиции, достижения, ценности учащихся, результаты их деятельности, их социально-экономический статус, который влияет на успехи в учебе. С помощью этого подхода началось изучение преподавательских ожиданий по поводу достижений учащихся, способностей учеников, а также школ как тоталитарных организаций. Данная парадигма опирается на следующие основные направления.

1. Символический интеракционизм. Он строится на следующих постулатах: индивиды оказывают влияние на ситуации, события в зависимости от значения, которое они в них вкладывают; значение является продуктом социального взаимодействия; оно изменяется в зависимости от окружающей индивида социальной среды. Другими словами, значение, которое придает индивид событиям, является действием окружающей социальной среды. Если окружающая среда изменяется, значения также под-

даются изменениям. Интеракционисты склонны видеть отношения между преподавателями и учащимися как ситуацию конфликта, в которой они имеют различные цели взаимодействия. Стратегии поведения развиваются между участниками в зависимости от того, как они определяют ситуацию. Утверждается, например, что преподаватели имеют больше власти, чем ученики, но эта власть никогда не является тотальной. Интеракционисты предпочитают рассматривать взаимодействие в каждой конкретной ситуации, например, в классной комнате.

2. Этнометодология. Этнометодологи большое внимание уделяют исследованию процедур, которые акторы используют для понимания повседневного мира. Мир может восприниматься не как хаотичный, а как упорядоченный. То есть люди предпочитают интерпретировать социальный мир таким образом, чтобы сделать его понятным для себя. Этнометодологи стараются объяснить, каким образом люди конструируют свой повседневный мир, разделяя при этом большинство аргументов других представителей интерпретативного подхода. Они считают важным использование «субъективного» метода и придают решающее значение пониманию смысла. В рамках своего подхода этнометодологи различают понятия «предмет» и «ресурс». В социальном мире предмет - это мир взаимодействия, а ресурс - это то, что используют люди для придания смысла взаимодействию. Поскольку социолог - член общества, он будет использовать свои собственные ресурсы для придания смысла взаимодействиям, которые он исследует. Делая это, он может существенно исказить смысл взаимодействия, который вкладывали в него акторы. Чтобы избежать этого, социолог должен попытаться различить свои собственные ресурсы и ресурсы других. Один из способов, позволяющий этого достичь, заключается в том, чтобы определять каждое взаимодействие как уникальное событие, не связанное с тем, что было раньше. Понятно, что акторы не видят каждое взаимодействие как уникальное творчество. Люди связывают события вместе, используя свои «систематические практики». Эт-нометодологи интересуются тем, как они придают смысл вещам и действиям или связывают каждое взаимодействие в понятную форму. Язык имеет наиважнейшее значение в этом процессе. Любое слово имеет несколько значений, поэтому каждое предложение - коллекция двусмысленностей. Единственное, что помогает этого избежать, - это понимание акторами контекста. Однако этот подход не может объяснить, почему так много людей придают одинаковый смысл ситуации, если все зависит только от ее заданного контекста.

3. Феноменология. Феноменологи обращают внимание на выявление знаний акторов о ситуации, в частности, их знаний о других участниках взаимодействия. В процессе узнавания других участники

взаимодействия используют набор категорий для интерпретации их поведения. Преподаватель, например, может интерпретировать учеников как «умных» или «глупых». Феноменология фактически занимает доминирующее положение в интерпрета-тивизме. В целом, микроинтерпретативный подход, за некоторыми исключениями, пренебрегает необходимостью адекватного отражения внешних факторов, оказывающих влияние на ситуации взаимодействия. Он концентрируется на изучении ситуаций социального взаимодействия в классных комнатах, учительских, аудиториях. В то же время представители этого подхода не затрагивают социальный и культурный контекст, без которого рассмотрение социальных ситуаций не может быть в полной мере адекватно объяснено, но благодаря ему можно проникнуть в непосредственную жизнь и попытаться понять смысл, который акторы вкладывают в ситуацию взаимодействия. Следовательно, микроинтер-претативный подход обогащает макроисследования и дополняет их богатым эмпирическим материалом, тем более, что некоторые представители этого подхода пытаются связать воедино эти два уровня (например, П. Вудс [4]).

С точки зрения феноменологической парадигмы можно проанализировать на микроуровне те социальные процессы, которые не поддаются изучению с помощью традиционных количественных методов исследования. Например, проблему «качества образования», взаимодействия между преподавателями и учащимися, конфликты внутри образовательных учреждений можно изучить только на основе качественных методов, активно используемых представителями данной парадигмы.

Радикально-гуманистическая парадигма представлена незначительным количеством ученых (П. Фрейре, И. Иллич), однако в недалеком прошлом ее основополагающие принципы были достаточно распространены. Кроме того, ее истоки непосредственно связаны с философскими и социально-политическими учениями, влияние которых в современном мире по-прежнему достаточно велико. Радикально-гуманистическая парадигма основана на принципах номинализма, волюнтаризма, радикального изменения. Ее представители рассматривают институт образования как систему угнетения учащихся. Они предлагают радикальное реформирование системы образования или даже уничтожение ее посредством переустройства общества на основаниях социалистической ориентации, опираясь на методологию марксистского структурализма и феноменологическую социологию.

Идеи сторонников радикального гуманизма в социологии образования несут на себе явный отпечаток конфликтного подхода и левых политических убеждений, революционизма. В конечном счете его теоретико-методологические основания восходят к

радикально-социалистическим представлениям об устройстве общества и направленности его преобразования.

Несмотря на требования представителей данной парадигмы уничтожить существующую систему образования, что представляется довольно утопическим, тем не менее, некоторые положения ее сторонников находят подтверждения в реальной социальной практике, например, введение дистанционной системы образования.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что, применяя данные парадигмы к изучению современного института образования, можно наиболее полно и адекватно рассмотреть его на микро- и макроуровнях, вскрыть реально существующие социальные проблемы его функционирования.

Литература:

1. Laflamme C. Pour une analyse paradigmatique de la formation et l'insertion professionelle// La formation et l'insertion professionelle. - Quebec, Canada, 1993. - 250 p.

2. Bourdieu P., Passeron J. - C. La reproduction. elements pour une theorie du systeme d'enseignement. - Paris. Les editions de Minuit, 1970. - 345 p.

3. Boudon R.L., Inegalite des chances .La mobilite sociale dans les societes industrielles. - Paris: Armand Colin, 1973. - 430 p.

4. Woods P. Sociology and the School. - London.R.&K. Paul, 1983. - 250 p.

Theoretical and Methodological Background to the Analysis of Education

V. Fursova, V. Modestov Kazan (Volga Region) Federal University

The paper deals with main theoretical and methodological postulates of the paradigm of sociology of education that can be applied in studies of modern education.

Key words: institution of education, structuralist paradigm, phenomenological paradigm, functionalistic paradigm, radical humanist paradigm, ontology, concept of human nature, conception of society.

УДК 300.399

Политические взгляды Платона в структуре современной доктрины

государственного устройства

Хабибуллин Б.Т.

Выпускник отделения политологии философского факультета Казанского (Приволжского) федерального университета

Статья посвящена анализу роли политических взглядов Платона в становлении современной доктрины государственного устройства, в ее концептуальных основаниях. Автор берет за отправную точку изысканий онтологические воззрения философа и выстраивает мост преемственности между взглядами на фундаментальные основы бытия, представлениями о наилучшем социальном устройстве и парадигмой государственного устройства, характерной для современного этапа развития гуманитарной науки.

Ключевые слова: Платон, «государство», государственное устройство, политическая философия, идеализм.

По вопросам культурной преемственности в рамках последней из когда-либо существовавших на земле цивилизаций неоднократно излагали аналогичные точки зрения исследователи, представляющие разные школы и разные поколения. Большинство из них сходится во мнении о краеугольном значении античной традиции, а именно о значении античной Греции как колыбели современной западной цивилизации. Античная Греция стала очагом распространения культуры невиданного уровня и масштабов, ее архитектура и литература до сих пор изучаются на всех классических гуманитарных факультетах, ее политические традиции и теории до сих пор лежат в основе мирового идеологического дискурса. Греческая наука стала базисом всей современной науки, мировая наука и техника до сих пор «говорят» на греческом языке, оперируют греческими терминами и понятиями. Греческая философия лежит в основе всей западной метафизики, то есть в основе всего западного мышления, все предельные понятия, в которых мы привыкли мыслить, были придуманы именно греками. Эта философия была унаследована сначала римлянами, затем инкорпорирована в христианство. В эпоху Возрождения и в Новое время греческая философия была переоткрыта еще раз, лишившись христианской специфики, стала основой для великой экспансии Запада по

всему миру. Состоявшимся и трудно оспоримым фактом сегодня является то, что мир глобализован и вестернизирован, что дает повод возводить вопросы изучения и переосмысления греческого наследия в ранг значимых задач гуманитарной науки. Конечно только в том случае, если гуманитарная наука ставит перед собой цели по созданию нового, оригинального, так называемого «иного начала».

К тому же, если верить аргументам и прогнозам другой плеяды исследователей, наша современная западная цивилизация стоит на пороге больших социальных перемен, что иногда называют преодолением фазового барьера, системным кризисом мировой цивилизации, сменой общественно-экономической формации. Излишними здесь будут изъяснения на тему взаимосвязи социальных и культурных перемен в различных вариантах причинно-следственных комбинаций. Осмелимся предположить, что в культурном, в метафизическом плане человечество не способно начать новую историю, внимательно не переосмыслив историю греческую. Не сделав этого, мы оставляем себе меньше шансов выбраться из западного проекта, как бы критически мы к нему не относились.

В данной работе автором будет исследована небольшая часть греческого наследия, представленная вкладом одного из величайших мыслителей антич-

ной эпохи - Платона. Также будет предпринята попытка проследить взаимосвязь, преемственность идей Платона и установить, какие элементы его политико-философской концепции легли в основу современной политической теории и могут считаться актуальными по сей день.

Актуальность проведенного исследования продиктована постоянной потребностью науки к самообновлению, поиску альтернативных истин, новых открытий. Науки гуманитарной сферы всегда выполняли особую функцию: предпринимали попытки, представляя насущно необходимые версии, объяснения окружающей каждого человека социальной действительности. И эта действительность никогда не была и вряд ли когда-нибудь будет статичной, она обречена на пребывание в постоянной динамике трансформаций, обусловленных стремлениями индивидов и их объединений. Обновляющаяся социальная реальность всегда получает свое отражение в сфере гуманитарных наук, изменения в обществе и реакция исследователей всегда шли бок о бок и были связаны неразрывно. Как говорилось ранее, многие современные ученые прочат нашему миру кардинально иное будущее в самые короткие сроки. В целях ориентации в надвигающихся социальных процессах обществу необходимы иные социальные теории и концепции, построение которых вряд ли возможно без серьезного усвоения и переосмысления фундаментальных основ социальных теорий современности.

Целью публикации является определение роли политических взглядов Платона и попытка объективизации их в качестве элементов общепризнанной и общеиспользуемой доктрины о государственном устройстве.

Платон был первым, кто подметил, что предшествующие ему мыслители могут быть поделены на две категории: «Одни все совлекают с неба и из области невидимого на землю... утверждают, будто существует только то, что допускает прикосновение и осязание, и признают тела и бытие за одно и то же» [1, Софист 246 АВ], другие же настаивают, что «истинное бытие - это некие умопостигаемые и бестелесные идеи» [1, Софист 246 АВ]. Позднее эти две категории получили названия материализма и идеализма. Платон становится на сторону вторых философов, считая, что «то, что существует по природе, и сама природа... возникло позднее из искусства и разума и им подвластно» и что «первоначало есть душа, а не огонь и не воздух, ибо душа первична», если что и «существует от природы», так это душа, тело же вторично по отношению к душе.

Нереальному и кажущемуся чувственному миру Платон противопоставляет «подлинное бытие». Это некая «бесцветная, бесформенная, неосязаемая сущность» [1, Федр 247 С]. Подлинное бытие вечно и неизменно. Оно всегда есть и никогда не порождается. Платон принципиально противопоставляет су-292

щее, бытие и изменение, становление. Его идеализм глубоко метафизичен.

Бытие Платона есть некое духовное множество, органическими элементами которого являются идеи. Платоновская идея - объективированное понятие, которое существует само по себе. То есть идея - не просто прекрасное качество вещей, а «прекрасное само по себе». Как бытие, каждая идея вечна и неизменна. Идея всегда равна себе, она есть вечное, то есть «не знающее ни рождения, ни гибели, ни роста, ни оскудения». Число идей велико, но не бесконечно. В принципе, идей должно быть столько же, сколько множеств существенно-сходных вещей, явлений, процессов, состояний, качеств, количеств, отношений.

Идеализм Платона - этический. Он противостоит обыденному миру не только как абстрактное - конкретному, сущность - явлению, оригинал - копии, но как и благое - злому. Поэтому идеей всех идей, высшей идеей у Платона выступает идея блага как такового - источник истины, соразмерности, гармонии и красоты, удовлетворяющая всем требованиям высочайшей добродетели.

Все вещи - дети, идеи и материи. Мир вещей -второй промежуточный, вид сущего. О мире вещей Платон говорит так: «Соименный и подобный ему второй вид есть вид чувствопостигаемый, рожденный, всегда подвижный, являющийся в каком-либо месте и опять оттуда исчезающий» [1, Тимей 52 А]. Мир вещей - мир возникновения, бывания, постоянного генезиса и постоянной гибели, это то, что всегда происходит, но никогда не существует. В природе все изменчиво, переходяще, непрочно, смертно, несовершенно. Там все возникает на время, а погибает навечно.

Что касается взаимоотношений идей и вещей, то мы находим у Платона три варианта взаимоотношения вещей и идей: подражание, причастность и присутствие. Подражание - стремление вещей к идеям, эрос как тоска по идеальному, любовь к нему. С другой стороны, одновременно вещи причастны к идее. Присутствие же означает, что вещи в чувственном мире становятся сходными со своими идеями, когда идеи приходят к ним, начинают в них присутствовать. Так или иначе, вещи - тени идей, их эхо, их отображения. Идеи же - образец и прообраз вещей.

Здесь мы достигли точки, остановившись на которой и, оглядываясь на ранее изложенное, мы можем характеризовать принципиальную основу философии Платона. Учение Платона есть идеализм, так как, согласно Платону, реально существует не чувственное явление предмета, но лишь его умопостигаемая, бестелесная, не воспринимаемая чувствами сущность.

О влиянии изложенного выше учения об идеях на всю последующую философию и судьбы цивилизаций можно говорить достаточно много. Говоря

коротко, разделение мира вещей и мира идей, кажущееся нам сегодня чем-то вполне обыденным, в той степени, в которой было разработано Платоном, претендовало на серьезное новаторство, коим, по сути дела, и являлось. Методика «помыслить, а затем реализовать» легла в основу мышления всей европейской цивилизации. Одними из первых возможных областей для практической реализации такого типа мышления были, конечно же, военные действия. Полководцы планировали военные операции, используя именно этот метод, приводя свои армии к победам сначала в уме, а затем на поле боя. Тот, кто не мыслил свое войско побеждающим на идеальном уровне, не мог победить и в мире вещей. От мелкого к более крупному: стоит приглядеться, и мы заметим, что современная цивилизация в философском аспекте одной из важнейших своих характеристик имеет тот самый тип мышления, при котором все изначально строится в уме, только потом получая свой вещный эквивалент. Вся материальная культура может быть уничтожена, разрушена, сожжена дотла, но оставшиеся хотя бы у одного представителя погибшей цивилизации идеи позволяют социуму воспроизводиться, культуре восстановиться сызнова. В тех обстоятельствах, где другие цивилизации встречали свою гибель, европейская - возрождается благодаря подобному типу мышления: вещи - эквивалент идей, вторичный продукт.

Мы же рассмотрим данный тип мышления как имеющий принципиально важное значение для нашего дискурса. Из учения об идеях как метафизической базы платоновской картины мира напрямую вытекает его учение о государстве. Платон утверждает, что максимально возможное воплощение мира идей в земной общественно-политической жизни должно быть осуществлено в «идеальном государстве». Платон умозрительно конструирует идеальный справедливый политический порядок, исходя из тех соответствий, которые, по его представлениям, существуют между космосом в целом, государством и отдельной человеческой душой. В истории политических учений утопия Платона - одна из знаменитейших. Она, как всякая утопия, одновременно представляет и отражение ряда реальных черт современных Платону государств, например, Египта, и критику ряда недостатков греческих полисов, и рекомендуемый взамен отвергнутых, идеальный тип общежития.

Платон, убежденный в существовании царства идей, идеальных эталонов земных вещей, возможности их воплощения в мире чувственно осязаемых явлений, использует эту парадигму и говорит о существовании в мире идей прототипа идеального социального порядка, идеального, то есть совершенного, то есть благого и справедливого, варианта человеческого общежития. Тем самым афинский мыслитель закладывает начала утопического мышления, метода построения идеальных умозритель-

ных концептов. И немаловажной здесь является установка на перспективу реализации этого концепта в осязаемой действительности.

Попробуем хронологически переместиться ближе к точке зрения Платона и заглянуть вперед, чтобы увидеть, какие масштабы и какое влияние на политико-философские учения оказал принцип деления мира идей и мира вещей и вытекающая из этого методика построения идеальных концепций.

Наиболее очевидными примерами в этой связи предстают учение Августина Блаженного о Граде Божьем и Граде Земном, учения ранних представителей утопического социализма о Городе-Солнце и острове Утопия, учения поздних социалистов утопистов, проекты антиутопий. Неочевидными можно назвать все остальные учения о государственном устройстве, потому как ни один серьезный политический философ не обходил в своих учениях вопрос о наиболее совершенном государственном устройстве, а делал он это, следуя описанной выше методике, то есть путем умозрительного конструирования некоей идеальной модели.

Возвращаясь в хронологическую область наших дней, давайте взглянем на современную доктрину государственного устройства не в узком смысле, как административной организации территории по типу унитарному или федеративному, а в широком смысле, что самим древним философом определялось как организация «совместного поселения».

Если предпринять попытку суммирования всех категорий, охватываемых логическим объемом формулировки «организация совместного поселения», то есть категорий административного устройства, форм правления, политического режима и т.д., применяя их к одному государству, в современном понимании этого слова, мы получим некую обобщающую категорию, которая будет отождествляться с понятием государственного устройства.

Давайте же теперь попытаемся ответить на вопрос, можно ли назвать эту категорию некогда выстроенной путем умозрительных процедур как идеальную концепцию, совершенный вариант государственного устройства, то есть именно платоновским методом, базирующимся на разделении мира идей и мира вещей. В качестве доказательства данного положения можно привести следующее наблюдение: в современном мире с трудом удастся найти государства, которые полностью соответствовали бы существующим в литературе, в умах человеческих, в идеях концепциями государственного устройства. Ни одно современное государство не может считаться сущностно идентичным имеющейся, скажем, концепции демократического государственного устройства во всей полноте ее критериев и характеристик. Однако, если рассуждать лояльнее и допускать большую долю погрешностей, что позволяет признать существование таких государств, то

мы обнаружим, что их доля в общем количестве государств, в которых наличествуют устройства иного типа, ничтожна мала. То есть, мы знаем и отчетливо себе представляем, каково есть демократическое устройство государства, но знание это не обусловлено наличием эмпирических данных, чувственного опыта познания таких государств, но синтезировано умозрительным путем, потому как наличествует, не имея материального эквивалента. Мы также можем утверждать, что те государства, которые с большой долей погрешности сегодня можно признать соответствующими этим концепциям государственного устройства во всей полноте их критериев, не могли эмпирически предшествовать своей идеальной модели, о чем свидетельствуют хронологически адекватные исторические данные.

Таким образом, можно заключить, что современная доктрина государственного устройства в качестве методологической базы имеет платоновское философское ноу-хау, состоящее в методе построения идеальных концепций государственного устройства, которое, в свою очередь, базируется на представлении о некоем мире идей, где обитают истинные благие сущности, отражением которых являются все чувственно доступные явления нашей действительности.

Однако мы пойдем дальше, чтобы развить еще одно предположение. Стоит повториться, что платоновский идеализм есть идеализм не только объективный, но и этический. В мире идей обитают только благие, справедливые и прекрасные идеи. Таким образом, мир идей противостоит миру вещей еще и как благое - злому, потому как осязаемая действительность есть неправильная и искаженная идеальная реальность. Очевидно, что и обитающая в мире идей концепция государственного устройства - это благая и справедливая, то есть единственно верная вариция общественного порядка. А, соответственно, любые другие модели, имеющие хотя бы малейшие расхождения, - уже искаженные, неправильные воплощения ее в мире вещей.

Таким образом, Платоном был заложен еще один элемент методологического фундамента современной доктрины государственного устройства, а именно принцип ценностного отношения.

Действительно, и это тоже кажется нам чем-то обыденным, в современной доктрине государственного устройства при всем ее скромном изобилии отдается предпочтение одному единственному типу государственного устройства, который принято считать правильным, справедливым, разумным, единственно пригодным и желаемым для практической реализации. Все остальные типы государственного устройства рассматриваются с позиций их несовершенства, по сравнению с общепринятой правильной моделью, в некоей реставрированной антитезе зла и добра, вреда и блага. 294

Достаточно обратить внимание на то, как сегодня происходит своеобразный политический ликбез на научном, практическом и всевозможных других уровнях, когда лидеры государств, признаваемых демократическими, то есть благими и правильными, с позиции носителей истины поучают, просвещают и наставляют на верный пусть своих коллег на международной арене.

Изучив немалое количество литературы, имеющее отношение как непосредственно к дискурсу, так и посвященное иным аспектам творчества древнегреческого мыслителя Платона, мы обнаружили, что труды афинского философа, возраст которых превышает две тысячи лет, с самого момента своего создания и по сей день не оставляют равнодушными мыслителей разных взглядов и разных поколений. Философы порой просто не могут обойти стороной, взять иной отправной пункт в системе своих умозрительных координат, кроме как революционное учение выдающегося грека. Мыслители осознанно или подсознательно, так или иначе, располагают себя по отношению к идеям Платона. Можно сказать, что политическая философия после Платона в основной своей массе выглядит своеобразным комментарием к идеям основателя нового типа мышления.

В процессе рассуждений автор приходит к выводу, что платоновское учение об идеях, согласно которому истинный мир находится в недоступном чувственному познанию состоянии в формате благих идей, образов различных предметов, явлений и понятий, которые, попадая в мир вещей, мир постигаемый эмпирически, искажаются и предстают в ложном обличии, легло в основу современной доктрины государственного устройства как метод построения утопий, то есть умозрительного построения идеальных моделей государственного устройства, которые впоследствии становятся приоритетными проектами государственного строительства. Гармонично продолжая свою теорию о благой и справедливой сущности идеального государства, Платон обсуждает вопросы искажения этой модели в мире вещей. Он считает, что идеальное государство может претерпеть процесс вырождения по описанному им же сценарию. Тем самым, он закладывает в методологический фундамент современной доктрины еще одну деталь - принцип возведения одного из типов государственного устройства в ранг единственно предпочтительного, степенью и формами отклонения от которого будут определяться все остальные типы.

Изучая материалы по теме исследования, автор, как ему кажется, сумел мысленно сконструировать образ феномена древнегреческого мыслителя Платона в исчерпывающей полноте его философских и политических взглядов, рожденных в контексте уникальных исторических условий, а также восстановить общецивилизационный мост преем-

ственности между античной наукой, в лице одного из величайших ее представителей, и отраслью современного гуманитарного знания, мысля их в нерушимой взаимосвязи единого процесса генезиса. Изучение посвященной трудам Платона литературы зарубежных и отечественных авторов, представляющих разные традиции, освещающих различные аспекты многогранного феномена, подтолкнуло автора к осознанию степени важности и влияния платоновского наследия на разнообразные области развивавшейся впоследствии гуманитарной мысли, пониманию и признанию их бессрочной актуальности для всех поколений его потомков. Анализируя концепцию «идеального государства», автор не мог не узнать в ней прообразы вполне привычных для современников, крепко вошедших в обиход гуманитарной науки, приемов рассуждения, категорий и даже терминов.

Полученные в ходе исследования результаты, на наш взгляд, имеют немаловажное значение в контексте освоения философского наследия современной науки с целью глубокого понимания и переосмысления, без которого маловозможным представляется прогрессирующее движение вперед гуманитарной мысли.

Литература:

1. Платон. Сочинения в трех томах. Перевод с древ-негреч. / Под ред. А.Ф. Лосева и В.Ф. Асмуса. -М.: Мысль, 1968-1972. - 2163 с.

2. Матвейчев О.А. Повелительное наклонение истории - М.: Эксмо, 2010. - 464 с.

3. Валлерстайн И. Анализ мировых систем и ситуация в современном мире. - СПб.: Университетская книга, 2001. - 416 с.

4. Тойнби А. Цивилизация перед судом истории: сборник. - М.: ИГ «Прогресс», 2011. - 592 с.

5. Асмус В.Ф. Платон. - М.: Мысль, 1975. - 224 с.

6. Лосев А.Ф. Жизнь и творческий путь Платона. -М.: Мысль, 1988. - 860 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Чанышев А.Н. Беседа Платона с Аристотелем при участии... // Человек. 1990. - № 4. - С. 39-48.

Political Views of Plato in the System of Modern Doctrine of State Structure

B.T. Khabibullin Kazan (Volga Region) Federal University

The paper deals with the role ofpolitical views of Plato in development of modern doctrine of state structure and its conceptual grounds. Having chosen the ontological views of the philosopher as the starting point, the author observes connection between views upon fundamentals of existence and ideal social structure and modern paradigm of state structure.

Key words: Plato, state, state structure, political philosophy, idealism.

УДК 363.313

Возможные направления совершенствования социального обслуживания лиц с ограниченными возможностями здоровья в Республике Татарстан

Цаликова В.В.

Аспирант кафедры менеджмента сферы услуг Казанского (Приволжского) федерального университета

В статье рассматриваются проблемы, связанные с интеграцией инвалидов в активную общественную жизнь, дается оценка ресурсной базы, предлагаются мероприятия, которые позволят в перспективе сформировать безбарьерную среду для лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Ключевые слова: инвалиды, лица с ограниченными возможностями здоровья, доступная среда, концепция, реабилитация.

По оценкам экспертов ООН, лица с ограниченными возможностями здоровья составляют 10 % населения глобального мирового пространства. В России - 12 %, за последние годы прослеживается тенденция к увеличению числа инвалидов. На сегодняшний день численность людей с ограниченными возможностями здоровья в РФ составляет около 12,5 млн. человек [1].

Конвенция о правах инвалидов, которую в сентябре 2008 г. подписала Россия, кодифицировала и свела воедино нормы других международных нормативных правовых актов.

Признается право инвалидов на труд наравне с другими, государства-участники обеспечивают и поощряют реализацию этого права путем принятия следующих мер: 1) запрещение дискриминации по признаку инвалидности в отношении всех вопросов, касающихся всех форм занятости, включая условия приема на работу, найма и занятости, сохранения работы, продвижения по службе и безопасных и здоровых условий труда; 2) защита прав инвалидов наравне с другими на справедливые и благоприятные условия труда, включая равные возможности и равное вознаграждение за труд равной ценности, безопасные и здоровые условия труда, включая защиту от домогательств и удовлетворение жалоб; 3) обеспечение того, чтобы инвалиды могли осуществлять свои трудовые и профсоюзные права наравне с другими; 4) наделение инвалидов возможностью эффективного доступа к общим программам технической и профессиональной ориен-296

тации, службам трудоустройства и профессиональному и непрерывному обучению; 5) расширение на рынке труда возможностей для трудоустройства инвалидов и их продвижения по службе, а также оказание помощи в поиске, получении, сохранении и возобновлении работы; 6) расширение возможностей для индивидуальной трудовой деятельности, предпринимательства, развития кооперативов и организации собственного дела; 7) наем инвалидов в государственном секторе; 8) стимулирование найма инвалидов в частном секторе с помощью надлежащих стратегий и мер, которые могут включать программы позитивных действий, стимулы и другие меры; 9) обеспечение инвалидам разумного приспособления рабочего места; 10) поощрение приобретения инвалидами опыта работы в условиях открытого рынка труда; 11) поощрение программ профессиональной и квалификационной реабилитации, сохранения рабочих мест и возвращения на работу для инвалидов [2].

Профессиональная реабилитация лиц с ограниченными возможностями здоровья является неотъемлемой составляющей социальной интеграции инвалидов в общество. В понятие профессиональной реабилитации входят профессиональное ориентирование инвалидов, профессиональная подготовка и переподготовка, трудоустройство. Для большинства инвалидов вопрос трудоустройства и связанная с ним проблема обучения - одни из самых злободневных. Желание работать вызвано не только понятным стремлением к материальному благополучию, но и

необходимостью социальной реабилитации - люди хотят использовать свои способности, умения, навыки и приносить этим пользу, находиться не дома, а в коллективе, в обществе.

Зарубежный опыт решения данной проблемы предусматривает создание комплексных программ по реабилитации инвалидов и включению их в трудовую и общественную деятельность.

Наиболее широко и эффективно социально-трудовая реабилитация инвалидов осуществляется в землях Германии, где действуют более 100 учреждений, занятых реабилитацией инвалидов, емкость которых составляет около 100 тыс. мест. Лишь немногие из них, с числом до 4 тыс., находятся на содержании государства. Общее руководство деятельностью по реабилитации инвалидов в Германии возложено на Федеральное управление по труду, которое организует обследование инвалидов и их профессиональное обучение, переобучение, трудоустройство, а также предпринимает меры к сохранению рабочих мест инвалидов, по мере возможности, на их прежней работе. Обучение и переобучение инвалидов проводится по многим специальностям, в том числе по специальности маляра, сантехника, слесаря-инструментальщика, слесаря-сборщика, садовода, животновода, птицевода, а также по многим другим специальностям в области торговли, культуры, здравоохранения, искусства. При страховании на случай трудового увечья профессиональная переподготовка осуществляется в течение года, а в случае необходимости - в течение двух лет. Материальные фонды на материальное обеспечение инвалидов, в том числе и на их реабилитацию, формируются за счет взносов из заработной платы (составляя 7 % ФОТ) и взносов предпринимателей (соответственно 7 % ФОТ, а при страховании на случай трудового увечья или профессионального заболевания - 15 %) [3].

При проведении профессиональной подготовки инвалидов предоставляются следующие услуги:

- профессиональная адаптация, повышение квалификации, обучение и переобучение, включая при необходимости окончание общеобразовательной школы;

- помощь при предоставлении рабочего места и закреплении на нем, включая помощь при найме, оказание помощи работодателя в организации рабочего места, помощи в приобретении автомобиля, выплату надбавок за обучение на рабочем месте;

- определение доступной профессии и опробование инвалида на соответствующем рабочем месте, профессиональная подготовка с учетом инвалиди-зирующего заболевания.

В Республике Татарстан, где проживает 329,5 тыс. инвалидов, в т.ч. 15,6 тыс. детей-инвалидов, в 2010 г. была утверждена «Концепция системы профилактики инвалидизации и реабилитации

инвалидов в Республике Татарстан», в разработке которой автор принимал активное участие.

Предварительный анализ состояния системы позволил выявить следующие основные проблемы:

- систему реабилитации при наличии ресурсов (кадровых, материальных, финансовых, информационных и др.) следует характеризовать как низкоэффективную, поскольку тенденция к интеграции инвалидов в активную общественную жизнь явно не прослеживается;

- отсутствие благоприятной социальной среды для интеграции инвалидов в общество, включая низкий уровень оснащения быта маломобильных категорий специальными, техническими и вспомогательными средствами;

- правовой нигилизм в отношении обеспечения инвалидов базовыми социальными гарантиями (предоставление возможности обучения, трудоустройства, обеспечение адекватным потребностям жильем и т.д.);

- несовершенная система оплаты труда;

- отсутствие личной заинтересованности инвалидов в полноценной общественной жизни.

Анализ ситуации, касающейся детей-инвалидов в Республике Татарстан, показал, что в регионе имеется уникальная ресурсная база, кадровый потенциал, система взаимодействия между ведомствами для реализации в Республике Татарстан пилотного проекта «Интеграция детей в социальную среду» (реализация проекта в РТ осуществляется с 2011 г.), включающего инклюзивное дошкольное воспитание и школьное образование; медицинскую, психологическую и социальную реабилитацию, профессиональную ориентацию и профессиональную подготовку. Система должна быть основана на принципе информированности, преемственности и последовательности: от профилактики и восстановительного лечения до подготовки взрослеющего человека к активному участию в общественной жизни, привлечение дополнительных ресурсов в целях создания оптимальной системы учреждений, организаций и других субъектов, работающих в системе.

В среднесрочной и долгосрочной перспективе -создание необходимой инфраструктуры (городской и транспортной) для формирования безбарьерной среды для категории лиц с ограниченными возможностями здоровья, совершенствование нормативно-правовой базы с учетом реализации основных направлений совершенствования системы. Кроме того, следует привести основные составляющие Системы в соответствие с положениями, нормами и стандартами Международной классификации функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья.

С 1 января 2013 г. вступит в силу новый Федеральный закон «Об основах социального обслуживания населения в Российской федерации», обсуж-

дение которого в социальных сетях закончилось в сентябре. Закон устанавливает правовые, организационные и экономические основы социального обслуживания, права человека и определенных групп населения на социальное обслуживание, определяет критерии для признания граждан нуждающимися, виды социальных услуг и порядок их предоставления, права и обязанности организаций, индивидуальных предпринимателей, благотворителей и других субъектов, предоставляющих услуги, полномочия органов государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, права и обязанности социальных работников.

Нельзя не отметить, что в законопроекте четко не отражены права на получение социальной помощи людей с ограниченными возможностями здоровья, в частности, не предусматривается поддержка больного ребенка как полноценного члена общества, а между тем формирование личности начинается с раннего детства. Думается, что при разработке законопроекта следовало учесть предложения и проблемы родителей детей-инвалидов и общественных организаций.

Вышеизложенное позволяет сделать вывод о том, что проблемы, связанные с инвалидами, носят системный характер, и их решение требует программно-целевого подхода.

Литература:

1. Сорокина И.Г. Инвалид и общество: социально-психологическая интеграция. // Социс. - 2010. -№ 4. - С. 11-19.

2. Титкина М. Некоторые вопросы профессиональной реабилитации инвалидов. - URL: http://www. upchmosobl.ru/pravovoe_prosvechenie/vestnik/ Vestnik14/Titkina.php.

3. Система социальной защиты в Германии. - URL: http://www.strana-oz.ru/?numid=12&article=524

4. Конституция Российской Федерации: офиц. текст. - М.: Маркетинг, 2001. - 39 с.

5. Гражданский кодекс Российской Федерации. Ч. 1. - М.: Юристъ, 2003. - 420 с.

6. Федеральный закон Российской Федерации от 02.08.1995 № 122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» - URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online. cgi?req=doc;base=LAW;n=121898.

7. Федеральный закон Российской Федерации от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». - URL: http://r61.fss.ru/directions/39310/39318.shtml.

8. Федеральный закон Российской Федерации от 10.12.1995 г. № 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения Российской Федерации». - URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/ online.cgi?req=doc;base=LAW;n=78745.

9. Концепция развития системы профилактики ин-валидизации и реабилитации инвалидов в Республике Татарстан на 2010-2013 годы. - URL: new. kpfu.ru/main?p_id=10202&p_type=4.

10. Проект Закона «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации». -URL: http://www.rg.ru/2011/09/05/socuslugi-site-dok.html.

Possible Trends of Perfection of Social Service Provided for Disabled People

in the Republic of Tatarstan

V. Tsalikova Kazan (Volga Region) Federal University

The paper deals with the problems of integration of disabled people into active social life. The author assesses resource base and suggests ways of forming the environment without barriers for disabled people.

Key words: invalids, disabled people, free environment, conception, rehabilitation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.