УДК 340
РО! 10.23672/а2811 -6156-4125-т
Прошин Владимир Михайлович
доктор юридических наук, профессор кафедры уголовного процесса и криминалистики, Московский государственный областной университет [email protected]
Vladimir M. Proshin
Doctor of Law Sciences, Professor of the Department of Criminal Procedure and Criminalistics, Moscow State Regional University [email protected]
Возможные направления
развития криминалистики
Possible directions
for the development of criminalistics science
Аннотация. Криминалистика как наука, обеспечивая выявление закономерностей объективной природы, механизма образования и свойств следов, как источников сведений об обстоятельствах, формирующих предмет доказывания по уголовному делу, имеет также в качестве предмета исследования и отдельно зародившиеся обстоятельства, и на определённом этапе исследования, ещё не вступившие во взаимодействие между собой по формированию будущего события преступления, но оставляющие следы своего существования, как в узком, так и в широком криминалистическом понимании. Эти обстоятельства на этапе своего появления и начала движения во времени и пространстве демонстрируют проявления криминальных закономерностей, имеющих возможность обеспечить в будущем формирование события преступления, в силу чего они попадают в поле исследования и анализа науки криминалистика. Криминалистическое исследование материальной отражённости сведений о сущностных характеристиках этих отдельных обстоятельств настоящего позволяет моделировать вариативность причинно-следственной заданности форм и содержания будущих событий преступлений.
Ключевые слова: предмет исследования криминалистики, криминалистический след в узком и широком понимании, событие преступления, предмет доказывания, механизм совершения преступления, криминалистическая характеристика преступления, сведения об обстоятельствах преступления, субъект преступления, криминальные закономерности, сле-дообразования, криминалистическое моделирование.
Annotation. Forensic science, as a science, providing the identification of regularities of the objective nature, the mechanism of formation and properties of traces, as sources of information about the circumstances that form the subject of proof in a criminal case, also has as a subject of research and separately arisen circumstances, at a certain stage of research that have not yet interacted among themselves in the formation of a future crime event, but leaving traces of their existence, both in the narrow and in the broad forensic understanding. These circumstances, at the stage of their appearance and the beginning of movement in time and space, demonstrate the manifestations of criminal laws that have the ability to ensure the formation of a crime event in the future, due to which they fall into the field of research and analysis of the science of forensic science. A forensic study of the material reflection of information about the essential characteristics of these individual circumstances of the present makes it possible to model the variability of the causal assignment of the forms and content of future events of crimes.
Keywords: subject of forensic research, forensic trail in a narrow and broad sense, crime event, subject of proof, mechanism of the crime, forensic characteristics of the crime, information about the circumstances of the crime, the subject of the crime, criminal laws, trace formation, forensic modeling.
Одним из значимых фрагментов предмета изучения криминалистики является природа, механизм образования, свойства и признаки следов, включая способы их обнаружения, фиксации и исследования в целях получения сведений об обстоятельствах расследуемого события.
Общепринятым среди учёных-криминалистов является понимание следов в узком и широком смысле [1]. След в узком смысле - это любое
материально фиксированное отражение в материальной среде события преступления. След в широком смысле - это любое изменение материальной среды при взаимодействии объектов живой и неживой материи в череде обстоятельств, обуславливающих пространственно-временное протекание исследуемого события.
В контексте данного понимания следов и формируется одна из основных функций кримина-
листики, каковой является исследование отражательных процессов, результаты которых связаны с обстоятельствами расследуемого события преступления. В данном случае, основой предмета исследования криминалистики как науки является выявление закономерностей объективной природы, механизма образования и свойств следов, как источников сведений об обстоятельствах, формирующих предмет доказывания в соответствии с ч. 1 ст. 73 УПК РФ по уголовному делу, а значит, подлежащих, согласно ст. 85 УПК РФ, собиранию, проверке и оценке [2].
Сведения об обстоятельствах, знаменующих, в совокупности, предмет доказывания по уголовному делу, добываются из различных источников, основу которых составляют результаты криминалистического анализа и исследования следов в узком и широком понимании, в том числе, включающих и идеальные следы, то есть, отражение в сознании участников уголовного судопроизводства значимой информации о событии преступления. В данном случае формула криминалистического исследования выглядит следующим образом: на основе сведений об обстоятельствах прошлого, обусловивших формирование и протекание механизма совершения преступления, лицо, производящее расследование, воссоздаёт данный механизм в целях криминалистического поиска, правильной квалификации содеянного и предотвращения совершения уголовно наказуемых действий в будущем. То есть, сведения, отразившиеся в следах, повествуют об обстоятельствах произошедшего события.
Эти сведения являются совокупностью точечных (фрагментальных) данных о событии прошлого. Более того, очень часто полнота сведений об обстоятельствах произошедшего события, является относительной, и доказательная сила этих сведений восполняется логикой причинно-следственного моделирования и субъективной оценкой. В данном случае, криминалистика обеспечивает лицо, производящее расследование преступления, средствами, способами и методами поиска и обнаружения доказательств, их исследования и анализа в целях получения объективных, достоверных и полных сведений об обстоятельствах уже произошедшего события преступления. То есть, научно-прикладной потенциал криминалистики используется в соответствии с логикой вектора времени: в настоящем времени добываются знания о прошлом.
В рамках криминалистического взгляда на проблему следообразования попробуем поставить вопросы вопреки логике познавательного процесса вектора времени: Может ли событие, которое произойдёт в будущем, отражаться в следах настоящего времени? Какова степень обусловленности и предсказуемости наступления предстоящего события по форме и содержанию фактом возникновения в настоящем времени отдельных обстоятельств, как элементов будущего события, и социальной заданностью направления пространственно-временного движения и взаимодействия этих обстоятельств, которым, в будущем, и предстоит формировать форму и содержание будущего события?
Любое событие, в том числе, и событие преступления, состоит из совокупности обстоятельств, которые имеют динамику пространственно-временного существования: зарождение, существование в процессе движения и взаимодействия и прекращение. В данном случае, отдельно зародившиеся обстоятельства и пока ещё не вступившие во взаимодействие между собой по формированию будущего события, на данном этапе своего существования не могут не оставлять следы, как в узком, так и в широком криминалистическом понимании. Если эти обстоятельства на этапе своего появления и начала движения во времени и пространстве демонстрируют проявления криминальных закономерностей, имеющих возможность обеспечить в будущем формирование события преступления, то они попадают в поле исследования и анализа науки криминалистика.
Под проявлением криминальных закономерностей на этапе движения к событию преступления, на наш взгляд, следует понимать интеллектуально-волевое стремление к игнорированию участником исследуемого обстоятельства урегулированного текущим законодательством баланса как публичных, так и частных интересов третьих лиц в общественных отношениях, в рамках которых возникло и развивается исследуемое обстоятельство. И на этапе первых признаков проявлений криминальных закономерностей по нарушению указанного баланса интересов, следы этих проявлений указывают на высокую степень общественной опасности.
И в данном случае встаёт задача криминалистического поиска, исследования и анализа следов, дающих сведения об отдельных обстоятельствах именно на стадии их зарождения и движения к формированию предстоящего события преступления. То есть, событие ещё не наступило, а следы своего предстоящего существования оставляет; вернее, оставляемые следы являются результатом отражательных процессов обстоятельств, которые в ходе своего пространственно-временного движения вступят во взаимодействие, и данная оригинальная совокупность взаимодействующих обстоятельств и будет воплощать то событие, о вероятной предрешенности формирования которого и указывали следы отражённых обстоятельств.
Таким образом, события ещё нет, а следы его поэлементного формирования уже существуют, динамический ход конструирования будущего события преступления формирует следы, которые, с необходимостью, входят в сферу предмета исследования криминалистики. И в этом случае криминалистика отправляет функцию прогнозного моделирования (криминалистического прогноза) будущего события преступления, определяя вариативность элементов криминалистической характеристики и механизма совершения преступления, на движение к которому указывают следы совокупности, векторно направленных обстоятельств.
Следовательно, криминалистическое исследование материальной отражённости сведений о сущностных характеристиках обстоятельств настоя-
щего позволяет моделировать вариативность причинно-следственной заданности форм и содержания будущих событий преступлений.
Научное значение данной прикладной возможности криминалистики реализуемо в следующих направлениях:
1) когда в ходе расследования уголовного преступления при заданности произошедшим событием преступления криминальной динамики действий преступника по дальнейшему совершению череды преступлений, по сокрытию следов их совершения и по противодействию процессу расследования встаёт задача пресечения данных действий, в том числе, и на основе прогнозного моделирования направления пространственно-временного развития содержательных контуров будущих обстоятельств, осознаваемая субъектом преступления плановость либо объективная очевидность формирования которых и обуславливает его предстоящую интеллектуально-волевую преступную деятельность;
2) в вопросах профилактики преступности, как при изучении обстоятельств, способствовавших совершению преступлений, по итогам обобщения опыта борьбы с конкретными видами преступлений, так и при анализе федеральных планов и программ развития в различных социальных и экономических направлениях на предмет наличия криминальных закономерностей, способных формировать в будущем события преступлений, по форме и содержанию связанные с реализацией данных планов и программ.
Значение и потребность в криминалистическом прогнозировании вероятности формирования и протекания событий преступления диктуется возможностями цифровых технологий по формализации процедуры обработки сведений о зарождении обстоятельств, как носителей криминальных закономерностей, и вариативности их движения к будущему событию преступления.
Одними из основных направлений профилактики преступности помимо изучения причин и условий совершённых преступлений является формирование понимания причин и условий вероятных событий преступлений будущего. И в данном случае, как и при анализе обстоятельств, способствовавших совершению уже произошедших событий преступлений, так и в вопросе моделирования форм и содержания будущих преступлений, значительную часть научного исследования предстоит взять на себя науке криминалистика. Именно криминалистика, в соответствии с предметом своего исследования, призвана фиксировать результаты отражательных процессов криминальных закономерностей в ходе возникновения и движения обстоятельств к формированию будущего события преступления. Значение прогнозной функции криминалистики в сегодняшних условиях возрастает в силу следующего аспекта развития цифровых технологий.
Признание необходимости развития цифровых технологий вытекает как из содержания принимаемых в последние годы государственных
бюджетов, так и из содержания разрабатываемых и принимаемых законов, регулирующих практически все стороны развития Российской Федерации как социального политического государства. В этом ключе уделяется также большое внимание созданию и развитию отечественного программного обеспечения. Быстродействие и универсальность цифровых технологий выдвигают в качестве основы развития всего общества необходимость программного вычисления вероятной степени эффективности достижения планируемых по времени промежуточных и конечного результата в системе государственного управления, экономики, бизнеса, социальной сферы.
При этом немаловажной задачей, обеспечивающей эффективность принимаемых государственных программ по перераспределению материальных благ, обеспечивающих реальность социальных гарантий, прав и свобод граждан как членов высокоразвитого гражданского общества, является цифровое моделирование прогнозных результатов реализации этих программ в зависимости от политических, экономических и общественно-социальных условий, характеризующихся, в том числе, и уровнем преступности.
Следовательно, моделирование достижения программных целей развития в части материальных и социальных издержек должно опираться, в том числе, и на прогноз вариативности форм и содержание будущих преступлений. Ведь, принимаемые на государственном уровне программы по обеспечению развития системы государственного управления, экономики, бизнеса, социальной сферы, всего общества, имплантируемые в ходе своей реализации в различные сферы и виды отношений социальной среды, неминуемо столкнутся с вирусом криминальных закономерностей, обуславливающим возникновение событий преступлений, снижающих эффективность планируемого результата государственной программы.
Информационной основой для цифровых расчётов вариативности, сроков и издержек при определении направлений движения и временных рамок вероятности достижения программных целей является исходный объём сведений, детализируемый качественными и количественными показателями, характеризующими содержание программно обрабатываемого вопроса. И, в данном случае, результат криминалистического поиска, исследования и оценки сведений о материальных, социально-нравственых, интеллектуально-волевых и динамических характеристиках анализируемых обстоятельств как носителей криминальных закономерностей, вектор направления которых задал движение к событию преступления, и будет являться исходной информационной основой для цифровых расчётов. Эффективность достижения программных целей движения государства по спланированному направлению при минимальных социальных и материальных издержках в значительной степени зависит от прогнозного предвидения видов, форм будущих преступлений и уровня преступности в целом, порождаемых криминальными закономерностями, вытекающими и сопровождающими любой план
программного развития государства и общества, обеспеченный бюджетными вливаниями.
В данном случае, в определённой части, функцию обеспечить программно-цифровое моделирова-
Литература:
1. Яблоков Н.П. Криминалистика, криминалистическое исследование следов. 2009.
2. Часть 1 статьи 73, статья 85 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации от 18.12.2001 № 174-ФЗ (в редакции от 24.04.2020).
ние будущих преступлений сведениями об их вероятных криминалистических характеристиках и механизмах совершения может взять на себя наука криминалистика в силу вышеизложенного.
Literature:
1. Yablokov N.P. Criminalistics, forensic investigation of traces. 2009.
2. Part 1 article 73, article 85 of the Criminal Procedure Code of the Russian Federation of December 18, 2001 № 174-FZ (as amended on April 24, 2020).