Научная статья на тему 'Возможные направления оптимизации деятельности МЧС России и РСЧС в условиях негативного воздействия внешних факторов'

Возможные направления оптимизации деятельности МЧС России и РСЧС в условиях негативного воздействия внешних факторов Текст научной статьи по специальности «Общие и комплексные проблемы технических и прикладных наук и отраслей народного хозяйства»

548
46
Поделиться
Ключевые слова
ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ УГРОЗЫ / НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / СФЕРЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / СОСТОЯНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ / УРОВЕНЬ КОНФЛИКТНОСТИ

Аннотация научной статьи по общим и комплексным проблемам технических и прикладных наук и отраслей народного хозяйства, автор научной работы — Малышев Владлен Платонович, Фалеев Михаил Иванович

В данной статье на основе системного анализа современной геополитической обстановки, негативных тенденций экономического развития страны, последствий глобального изменения климата предложены возможные направления оптимизации деятельности МЧС России и РСЧС для парирования возникающих угроз в условиях ограниченного бюджетного финансирования. Рассмотрены новые подходы к разработке документов стратегического планирования, регламентирующих вопросы развития и повышения готовности МЧС России, функциональных и территориальных подсистем РСЧС, с использованием системы целевых показателей оценки их деятельности.

Похожие темы научных работ по общим и комплексным проблемам технических и прикладных наук и отраслей народного хозяйства , автор научной работы — Малышев Владлен Платонович, Фалеев Михаил Иванович,

Текст научной работы на тему «Возможные направления оптимизации деятельности МЧС России и РСЧС в условиях негативного воздействия внешних факторов»

УДК 338.24

В.П. Малышев, М.И Фалеев

Возможные направления оптимизации деятельности МЧС России и РСЧС в условиях негативного воздействия внешних факторов

Аннотация

В данной статье на основе системного анализа современной геополитической обстановки, негативных тенденций экономического развития страны, последствий глобального изменения климата предложены возможные направления оптимизации деятельности МЧС России и РСЧС для парирования возникающих угроз в условиях ограниченного бюджетного финансирования. Рассмотрены новые подходы к разработке документов стратегического планирования, регламентирующих вопросы развития и повышения готовности МЧС России, функциональных и территориальных подсистем РСЧС, с использованием системы целевых показателей оценки их деятельности.

Ключевые слова: военно-политические угрозы; национальная безопасность; сферы государственной деятельности; состояние экономического развития; уровень конфликтности.

Содержание

Введение

1. Оценка масштабов распространения влияния внешних факторов на деятельность МЧС России и РСЧС

2. Классификация внешних факторов рисков, воздействующих на дальнейшее развитие МЧС России и РСЧС

3. Возможные направления оптимизации деятельности МЧС России и РСЧС в рамках подготовки документов стратегического планирования

Заключение

Литература

Введение

При определении перспектив развития МЧС России и РСЧС необходимо учитывать принятые руководством страны системные решения, определяющие стратегию национальной безопасности и социально-экономического развития России на период до 2020 г. Нельзя не учитывать последствия экономической блокады, осуществляемой странами Запада. Она будет оказывать влияние на темпы социально-экономического развития страны в ближайшие годы. Это требует существенного повышения эффективности бюджетных расходов при реализации программных мероприятий, включая оценку сбалансированности целей, задач и индикаторов программ, а также финансовых ресурсов на их проведение.

Во главу концептуальных предложений стратегического развития МЧС России и РСЧС должен быть поставлен тезис о необходимости удовлетворения потребностей человека и общества при обеспечении защиты от бедствий и катастроф в изменяющемся мире.

Комплексный подход к подготовке документов стратегического планирования в области безопасности жизнедеятельности населения предполагает необходимость междисциплинарного подхода в научном плане, эффективного подхода — в экономическом, гуманистического подхода — в социальном и межведомственного подхода — в организационном плане.

В качестве основных могут быть определены следующие цели развития МЧС России и РСЧС:

повышение готовности к защите населения и территорий от опасностей, возникающих при ведении военных конфликтов;

снижение риска возникновения пожаров, в том числе крупных, а также чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

сокращение количества погибших и пострадавших в чрезвычайных ситуациях, при дорожно-транспортных происшествиях, пожарах и происшествиях на водных объектах;

предотвращение экономического ущерба от аварий, катастроф и стихийных бедствий.

В настоящее время в МЧС России накопился немалый опыт в разработке и реализации Государственной программы Российской Федерации «Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах» (далее - Госпрограмма), утвержденной Правительством Российской Федерации.

Однако, ряд вопросов, таких как целеполагание, прогнозирование, актуализация перечня и значений целевых индикаторов (показателей) Госпрограммы, их разбивка в разрезе субъектов Российской Федерации, уточнение основных мероприятий и контрольных событий Госпрограммы, их увязка с индикаторами и показателями Госпрограммы, более тщательная оценка рисков и условий не достижения плановых значений показателей требуют дальнейшего совершенствования.

Актуальность подготовки данной статьи обусловлена:

сохранением угроз военной опасности и экономической блокады для Российской Федерации, связанной с усилением борьбы ведущих мировых государств за углеводородные и другие сырьевые ресурсы планеты, в том числе расположенные на территории Российской Федерации;

ростом частоты и масштабов кризисных ситуаций социально-экономического характера, чрезвычайных ситуаций природного, техногенного характера и возросшей террористической опасностью;

необходимостью парирования воздействия внешних рисков на достижение показателей (индикаторов) государственной программы и разработки принципиально новых подходов к формированию программных мероприятий по защите населения и территорий в современных условиях.

1. Оценка масштабов распространения влияния внешних факторов на деятельность МЧС России и РСЧС

Действия Российской Федерации по защите национальных интересов на постсоветском пространстве, в том числе возврат Крыма в состав России, инициировали процесс переосмысления руководством НАТО геополитических приоритетов. В этой связи ожидается наращивание военного присутствия НАТО на территории восточноевропейских стран — членов альянса и в акваториях Балтийского и Черного морей. В долгосрочной перспективе США во взаимодействии со своими союзниками продолжат курс на политическую и экономическую изоляцию России, в том числе на ограничение ее возможностей по экспорту энергоресурсов и вытеснение со всех рынков сбыта продукции военного назначения, одновременно создавая сложности для производства высокотехнологичной продукции в России.

Противостояние России и Запада в современных условиях включает различные формы межго-

сударственного противоборства — силовые столкновения, информационные и экономические способы.

Развивающиеся со второго полугодия 2014 года в России кризисные явления, ставшие результатом корреляции внешних (снижение цен на нефть, финансовые и импортные ограничения) и внутренних (отсутствие роста валового внутреннего продукта из-за ориентации экономического развития страны на добычу природных ресурсов, спекуляции на валютном рынке, приведшие к нестабильности национальной валюты) факторов, безусловно сказываются и в ближайшем будущем еще будут сказываться на социально-экономическом развитии и финансовой стабильности страны. На рис. 1 представлены основные макроэкономические процессы, характерные для современной России.

Наиболее сложным для России в социально-экономическом плане станет период 2015 — 2017 годов. Падение цен на нефть и существенное снижение объемов продаж углеводородов и других сырьевых товаров из-за санкций уменьшит размер валового внутреннего продукта. Ограничение доступа к высоким технологиям окажет негативное влияние на все отрасли экономики. Как свидетельствует международный и отечественный опыт борьбы с подобными кризисными явлениями основными направлениями противодействия кризису могут быть: поддержка финансовой и банковской системы; продолжение жилищного строительства; развитие сельского хозяйства; поддержка автомобилестроения и сельскохозяйственного машиностроения;

укрепление оборонно-промышленного комплекса;

поддержка сырьевого комплекса; укрепление транспортного комплекса; поддержка малого бизнеса; поддержка внутреннего спроса; поддержка рынка труда и социальная поддержка граждан.

Большинство этих направлений включено в утвержденный 15 января 2015 г. Правительством Российской Федерации «План первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в 2015 году». Реализация данного плана нацелена на обеспечение устойчивого развития экономики и социальной стабильности в период наиболее сильного влияния неблагоприятной внешнеэкономической и внешнеполитической конъюнктуры.

В 2015 — 2016 годах будут реализованы меры, направленные на активизацию структурных изменений в российской экономике, на стабилизацию работы системообразующих организаций в ключевых секторах экономики и достижение сбалансированности рынка труда, на снижение уровня инфляции и смягчение последствий роста цен на социально значимые товары и услуги для населения с низким уровнем доходов, на достижение

БЮДЖЕТ

Доходы

Расходная часть бюджета

Неналоговые доходы

Прямые налоги

Косвенные налоги

Национальная оборона,

национальная Социальное Инновационные

безопасность и развитие вложения

правоохранительная в экономику

деятельность

:с порт нефти и

|1епродуктов

Экспорт-импорт сырьевых товаров

Экспорт-импорт прочих товаров и услуг

Продажа и обслуживание оружия за рубежом

Газ

Другие добывающие

отрасли экономики

Несырьевые

секторы экономики

Внутреннее потребление и переработка

Рис. 1. Упрощенная схема функционирования экономики России

положительных темпов роста и макроэкономической стабильности в среднесрочной перспективе.

Для преодоления негативных влияний кризиса на экономику необходимо запустить процессы им-портозамещения и переориентации внутреннего спроса на потребление отечественной продукции.

Все это будет происходить на фоне «затянутого бюджетного пояса» — повышения финансовой дисциплины при балансировании доходов-расходов бюджета, снижению непроизводительных расходов и прочих мер повышения финансовой состоятельности государства.

В условиях кризиса основными целями его преодоления являются:

сохранение социальной стабильности и недопущение социального взрыва; обеспечение занятости;

привлечение ресурсов извне для сохранения устойчивости;

социальная помощь населению, использование и распределение резервов;

усиление мер по обеспечению общественного порядка и предупреждению экстремистских акций;

управление информацией, обеспечивающее адекватное поведение людей;

сохранение устойчивого функционирования систем жизнеобеспечения и других социально значимых объектов.

В этих условиях для России необходимо усиление потенциала стратегического сдерживания: мобилизация сил, составляющих оборонный потенциал страны, который может обеспечить недопущение вовлечения России в крупный военный конфликт.

В «Новой модели экономического роста...», предлагаемой группой В.А. Мау — Е.Г. Ясина, по существу признается, что путь, реализуемый с начала 1990-х гг., завел страну в тупик. Констатируется, что обрабатывающая промышленность современной России не конкурентоспособна. На этом формируется вывод, что надо делать ставку на торговлю сырьем и сокращать социальные расходы во имя экономической эффективности.

Такой вывод закономерен, если рассматривать ситуацию с либеральных позиций: все, что не обладает экономической эффективностью (высокой прибыльностью), не целесообразно и должно отмереть. В рамках этой логики в связи с повышенными издержками российской экономики (суровый климат, низкая плотность населения и т.п.) в России имеет смысл развивать лишь сырьевой сектор, для обслуживания которого требуется небольшое количество работников. То есть удел государства — поставка своих природных ресурсов на мировой рынок.

Практика взаимодействия с Западом в последние 20 лет показывает устойчивое нежелание внешних инвесторов развивать в России высокотехнологичные производства. Это связано с их стремлением сохранить нашу страну как поставщика топливно-энергетических ресурсов и емкого рынка для собственной промышленной продукции, не создавая потенциального конкурента на международном рынке. Иностранные инвестиции и технологии поступали, в основном, в нефте- и газодобычу, торговлю, пивоваренную и табачную промышленность, в сферу услуг. В решении проблемы модернизации России западные страны нам помогать не помогали и не будут этого делать. Инициатива должна исходить от нас самих.

Попытки решить задачу модернизации, пользуясь западными рецептами и привлекая зарубежных консультантов, к желаемым результатам не приведут.

Для того, чтобы создаваемый инновационный механизм работал не на заморских советников, а для народов, населяющих Россию, следует начать с создания условий для восприятия инноваций. Инновации нужны не сами по себе, а как средство достижения национальных целей. Для этого нужны мегапроекты, направленные на удовлетворение жизненно важных потребностей государства и населения страны. Таким многоаспектным мегап-роектом (имеющим операциональную значимость), например, может стать проект «Обустройство России», включающий в себя две базовые компоненты: новое освоение Сибири и Дальнего Востока и инфраструктурное переоснащение европейской части страны.

Основные направления деятельности в рамках мегапроекта — развитие трансконтинентальной и локальной транспортной инфраструктуры, массовое строительство нового, насыщенного современными технологиями, но недорогого жилья, развитие добывающей и обрабатывающей промышленности, возрождение оборонно-промышленного комплекса как полигона для инноваций и т.п. Ключевым инновационным аспектом данного мегапро-екта является разработка и внедрение новых технологий, позволяющих использовать региональные ресурсы в труднодоступных районах, строить там дороги и объекты инфраструктуры.

Осуществление такого мегапроекта совершенно необходимо не только для укрепления территориальной целостности России, но и для ее вписывания в бурное развитие Азиатско-Тихоокеанского региона. Туда сейчас «перемещается» глобальный капитал. Инициатором и руководителем такого мегапроекта может быть только государство, а частный бизнес может подключиться к его реализации по мере создания новых «центров роста».

Принимая во внимание сложившуюся политическую обстановку и негативное санкционное давление на Россию со стороны ряда государств, целесообразно представить некие возможные варианты прогноза последствий развития событий, включая сферу деятельности МЧС России.

Такие последствия можно разделить на несколько разделов, основными среди которых являются:

увеличение масштабов и спектра угроз, включая военные и экономические, для населения страны;

снижение темпов социально-экономического развития страны;

уменьшение объемов бюджетного финансирования (по некоторым оценкам до 20 % в 2016 году по сравнению с 2014 годом);

сокращение возможностей для приобретения высокотехнологичного импортного оборудования;

ограничение в реализации международных контактов и международных гуманитарных проектов;

увеличение количества безработных и снижение уровня жизни работников бюджетной сферы и других секторов экономики страны.

Финансово-экономический кризис затронет сферу обеспечения безопасности жизнедеятельности населения. Закрытие или консервация ряда потенциально опасных производств грозит риском крупных аварий и катастроф из-за нарушения технологических режимов их остановки, ошибок обслуживающего персонала. Спад производства, безработица, рост долгов по заработной плате существенно повысят вероятность проявления социальных волнений и нестабильности в регионах.

Резкое сокращение дотаций жилищно-коммунальному хозяйству (особенно в моногородах) приведет к многочисленным неплатежам по коммунальным услугам. Резко сократятся объёмы подачи тепла и электроэнергии в жилые кварталы. Произойдет сокращение эксплуатирующего персонала жилищно-коммунального хозяйства, рост числа аварий на объектах инфраструктуры тепло-и электроснабжения. Значительно увеличится риск замерзания населенных пунктов. Произойдет рост числа пожаров и взрывов бытового газа в зимний период.

Особенно значимой может быть проблема снижения расходов на обеспечение безопасности населения, территорий (сокращение количества аварийно-спасательных формирований, частных и добровольных пожарных формирований, объемов поставки специальной техники и оборудования и т.п.). Могут быть сокращены расходы на проведение превентивных защитных мероприятий (предупреждение сезонных наводнений, профилактику пожаров, борьбу с ледовыми заторами и др.).

Такой вариант развития событий необходимо учитывать при корректировке документов стратегического планирования. Кроме этого надо отслеживать новые тенденции международной обстановки с учетом нарастающих угроз для России. Ограничения в реализации международных контактов и осуществлении гуманитарных проектов должны быть учтены в планах международной деятельности с учетом приоритетов, установленных МЧС России и Министерством иностранных дел России, поручений Правительства Российской Федерации. В то же время необходимо развивать наиболее перспективные направления гуманитарной и выставочной деятельности, осуществлять поддержку ряда региональных и наиболее авторитетных международных организаций, разделяющих позицию России на мировой политической арене.

Экономические санкции против России направлены, в первую очередь, на ослабление оборонного потенциала страны путем запрета на доступ к высоким технологиям и перспективной элементной базе.

Учитывая, что в предстоящий период особенно важную роль будут играть операции в космосе и киберпространстве, которые станут неотъемлемой частью вооруженной борьбы в наземной, морской и воздушной области, значение высокотехнологичных изделий в проектировании оборонной мощи существенно возрастает.

В этих условиях министерства и ведомства при подготовке документов стратегического планирования должны внести корректировки в сроки создания перспективных образцов с учетом нарастающих угроз для технологического развития России.

Для МЧС России ограничение доступа к импортному высокотехнологичному оборудованию может оказать негативное влияние на:

развитие космических систем мониторинга источников чрезвычайных ситуаций;

дальнейшее совершенствование автоматизированных систем управления в кризисных ситуациях;

разработку многоцелевых беспилотных летательных аппаратов, универсальных робототехниче-ских комплексов и дальнейшее совершенствование самолетов-амфибий и др.

2. Классификация внешних факторов рисков, воздействующих на дальнейшее развитие МЧС России и РСЧС

К внешним факторам риска могут быть отнесены события, условия, тенденции, влияющие на сроки и результаты реализации основных направлений развития МЧС России и РСЧС в рамках выполнения государственных программ Российской Федерации, на которые исполнители и участники государственных программ не могут оказать непосредственного воздействия. К ним относятся:

финансово-экономические: динамика изменения объемов производства, устойчивость финансовых и производственных секторов экономики, денежно-кредитная политика; размеры государственных бюджетов; уровень инвестиционной активности; уровень издержек производства и др.;

политические: авторитет и легитимность органов государственной власти, угрозы возникновения военных конфликтов, уровень защиты основных прав и свобод, действенность судебной и правоохранительной системы, уровень коррупции в государственном секторе;

социальные: уровень общественного согласия и доверия к органам государственной власти, уровень безработицы, социальное расслоение общества, увеличение угрозы терроризма и других криминальных действий;

научно-технологические: непредсказуемые последствия реализации крупных инфраструктурных проектов и внедрения в производство новых технологий; образование «зон технологического застоя», способствующих аварийности;

природные и техногенные факторы: природные процессы и явления; степень износа основных фондов, уровень безопасности на транспорте и др.

Основными внешними факторами риска в настоящее время являются политические и финансово-экономические.

Открытое вмешательство Вашингтона во внутренние дела европейских государств, наряду с ужесточением ими подходов к продвижению национальных и коалиционных интересов в Европе, повышает вероятность возникновения вооруженных конфликтов в непосредственной близости от государственной границы России. Стремление США к мировому лидерству и попытки основных стран Запада исключить возможность появления в любом регионе мира государств или коалиций, способных противодействовать их экспансионистским интересам, указывает на то, что главную военную опасность для Российской Федерации будут представлять силы НАТО во главе с США.

Особенности содержания вооруженной борьбы в современных вооруженных конфликтах заключаются в том, что новые формы военных действий можно охарактеризовать как объемные, охватывающие все сферы вооруженной борьбы (суша, море, воздух, космос). Электронное, силовое и информационное воздействие будет осуществляться с нарастающей интенсивностью во времени и пространстве, что позволит добиваться решительных результатов в кратчайшие сроки, лишая противника инициативы и свободы маневра.

Наиболее вероятными целями поражения объектов тыла будут являться: пункты управления, узлы связи, теле- радиоцентры, транспортные узлы, мосты, порты, аэропорты, космодромы, насосные станции магистральных трубопроводов, склады госрезервов, атомные электростанции, гидро- и теплоэлектростанции, подстанции и линии электропередач, склады горючесмазочных материалов, предприятия оборонного комплекса, цветной и черной металлургии, химические заводы, предприятия машиностроения, объекты коммунального хозяйства и др.

Основную техногенную опасность могут создавать объекты экономики, которые являются потенциально опасными с точки зрения воздействия вторичных факторов поражения. Это взрыво-, пожа-ро-, радиационно-, ядерно- и химически опасные объекты, а также различные гидросооружения с водохранилищами, которые в результате разрушения (поражения) являются дополнительными источниками поражения всего окружающего, причем порой в больших масштабах, чем от прямого воздействия средств поражения.

После 2020 года в США завершится процесс внедрения в войска (силы) концепции «Ведения боевых действий в едином информационном пространстве». Это, по американским оценкам, позво-

лит добиться решающего превосходства над любым противником. Практической ее реализацией следует считать разработку нового подхода к применению формирований вооруженных сил - «воздушно-морская операция». Он будет определять порядок и способы интеграции возможностей воздушного и морского компонентов во всех сферах вооруженной борьбы.

В отношении стратегических сил в Вашингтоне полагают, что наращивание сил и средств глобальной системы противоракетной обороны и ввод в боевой состав перспективных ударных средств приведет к катастрофическому нарушению баланса сил между ядерными триадами США и Российской Федерации. Эта ситуация предоставит командованию вооруженных сил США возможность реализовать перспективную операцию — «глобального удара» («мгновенного глобального удара»). Проведение такой операции предполагает уничтожение в кратчайшие сроки наиболее важных объектов на всю глубину территории противника современными средствами поражения, включая оружие на новых физических принципах, а также широкомасштабное задействование сил специальных операций.

В последние годы в США формируется новый особый вид межгосударственного противоборства — стратегическая информационная война, которая в настоящее время ведется против нашей страны. Наряду с экономическими санкциями и дипломатическими способами воздействия в ООН и других международных организациях, одним из основных элементов этой информационной войны являются психологические операции с помощью средств массовой информации.

В информационной войне США и их союзники будут стремиться подорвать уровень общественного согласия и доверия к органам государственной власти. Россию хотят втянуть в ненужные ей конфликты с соседними странами, заставить население возненавидеть собственное государство и в итоге устроить в стране «цветную» революцию, приведя к власти прозападных политиков, которые довели бы страну до полного подчинения Западу или до её развала. Всему остальному миру Запад навязчиво транслирует негативный образ «тиранической» и «отсталой» России с целью максимально изолировать Россию политически и экономически.

Экономические санкции против Российской Федерации не похожи на те, что США и страны Запада принимали ранее. В санкциях прослеживается некий новый подход. Возможно, Россия становится для Запада полигоном, на котором оттачивают новые методы борьбы с неугодными политическими режимами. По-видимому, конечная цель нынешней стратегии санкций — смена режима в нашей стране. Вместе с тем негативное действие режима санкций в отношении России со стороны

ряда ведущих стран мира может подорвать устойчивость финансовых и производственных секторов экономики России и снизить уровень технологического развития промышленности.

Образование на территориях Украины, Афганистана и стран Ближнего Востока постоянно действующих зон военных действий будет способствовать увеличению количества беженцев из этих стран, возрастанию угрозы терроризма в связи с проникновением на территорию России террористических групп из воюющих стран. Кроме этого, возникает необходимость оказания финансовой и материальной помощи соседям и беженцам на территории Российской Федерации.

Изменение геополитической обстановки в мире в связи с событиями на Украине и принимаемые западным миром политические и экономические санкции против России будут сказываться на устойчивости функционирования экономики и инфраструктуры государства и могут снизить объемы бюджетного финансирования на ближайшие годы.

Статистика свидетельствует, что в условиях экономии, в том числе и на выполнении требований техногенной безопасности в ряде отраслей отечественной экономики, прежде всего в энергетике, на транспорте, в жилищно-коммунальном хозяйстве сохранится повышенная аварийная опасность. Наиболее вероятной причиной возникновения чрезвычайных ситуаций будет продолжающееся старение основных фондов в этих отраслях.

Прогнозные оценки на ближайшую перспективу показывают, что без разработки и реализации комплекса превентивных мер по безопасному развитию производственных секторов экономики количество опасных объектов с близкими к предельным или полностью исчерпанными техническими и технологическими ресурсами будет расти на 10 %

ежегодно, что, в свою очередь, может привести к крупномасштабным чрезвычайным ситуациям.

Кроме того, основными причинами возникновения аварий в техногенной сфере может стать «человеческий фактор», непредсказуемые последствия реализации крупных инфраструктурных проектов и внедрения в производство новых технологий. При бурном развитии биотехнологий возможно производство генетически модифицированных штаммов возбудителей опасных и особо опасных инфекционных заболеваний, защита от которых не разработана. Это также усугубляет опасность возникновения чрезвычайных ситуаций с непредсказуемыми последствиями.

Увеличится частота и масштабы возникновения стихийных бедствий в связи с глобальным изменением климата. Глобальное изменение климата может привести к учащению аномальных стихийных бедствий, возникновению крупных лесных и ландшафтных пожаров, увеличению количества природных и биолого-социальных чрезвычайных ситуаций. По данным Минприроды России в следующем десятилетии частота возникновения крупномасштабных чрезвычайных ситуаций природного характера увеличится в два раза, а ежегодный экономический ущерб составит от 30 до 60 млрд рублей.

Представленный анализ внешних рисков свидетельствует о необходимости существенного повышения эффективности использования бюджетных расходов при реализации программных мероприятий, включая оценку сбалансированности целей, задач и показателей Госпрограммы «Защита населения и территорий от ЧС, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах». Перечень основных внешних рисков, способных оказать существенное влияние на сферу действия государственной программы, представлен в табл. 1.

Перечень основных внешних рисков, способных оказать существенное влияние на сферу действия государственной программы

Таблица 1

Факторы риска Госпрограммы Масштабы влияния Длительность действия

1. Экономические: уменьшение объемов бюджетного финансирования Снижение объемов финансирования от 5 до 20 % В течение первых 3 лет

2. Политические: увеличение вероятности возникновения военных конфликтов вблизи границ Перераспределение финансовых и материальных ресурсов на развертывание мероприятий по ГО В течение всего периода реализации программы

3. Социальные: увеличение угрозы терроризма Увеличение количества пострадавших до 10 % В течение всего периода реализации программы

4. Научно-технологические: непредсказуемые последствия внедрения новых технологий; зоны «технологического застоя», способствующие аварийности Распространение новых инфекционных заболеваний, защита от которых не разработана В течение всего периода реализации программы

5. Природные и техногенные: увеличение частоты крупномасштабных ЧС Частота возникновения крупномасштабных ЧС увеличится в два раза, а экономический ущерб от них составит от 30 до 60 млрд руб. В течение всего периода реализации программы

3. Возможные направления

оптимизации деятельности МЧС России и РСЧС в рамках подготовки документов стратегического планирования

Оптимизация организации деятельности Министерства и соответствующих расходов средств федерального бюджета, расширение источников дополнительного внебюджетного финансирования являются главными направлениями парирования последствий кризисных явлений. С этой целью организована работа по оптимизации структуры и численности структурных подразделений системы МЧС России.

В 2014 году данная работа, в соответствии с поручением Президента РФ от 17.09.2014 № К-1012, проводилась за счет оптимизации численности управленческого аппарата и обеспечивающих подразделений. Укрепление реагирующей составляющей Министерства отмечено в 2014 году созданием 4 новых авиационно-спасательных центров, формированием 25 специализированных по-жарно-спасательных частей федеральной противопожарной службы.

Начата работа по созданию корпуса сил МЧС России для обеспечения деятельности добровольной пожарной охраны. В этих целях в текущем году создан 21 пожарно-спасательный пост по охране отдаленных территорий в ряде субъектов Российской Федерации (Тамбовская, Волгоградская, Оренбургская области).

В условиях ограниченных финансовых и материальных ресурсов основными направлениями оптимизации деятельности Министерства могут стать следующие:

сокращение неэффективных затрат, повышение эффективности и результативности бюджетных расходов путем их концентрации на приоритетных направлениях деятельности Министерства;

опережающее развитие системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности на территории Арктической зоны Российской Федерации и создание эффективно функционирующей системы гражданской обороны в Республике Крым;

внедрение новых подходов в деятельность органов управления и сил МЧС России и РСЧС с учетом складывающейся ситуации в экономической и социальной сферах;

повышение эффективности управления имуществом и освоение новых внебюджетных источников подведомственными организациями;

выполнение социальных обязательств перед личным составом МЧС России.

В качестве основных мер по реализации предлагаемых направлений оптимизации могут быть рассмотрены следующие.

1. Сокращение неэффективных затрат, повышение эффективности и результативности бюджетных расходов может включать:

организацию жесткого контроля за эффективностью расходования финансовых средств при проведении закупок;

внесение изменений в нормативы обеспечения организаций МЧС России пожарной, спасательной и другими видами техники с учетом реального использования их при ликвидации чрезвычайных ситуаций и тушении пожаров;

пересмотр плана закупок пожарной, спасательной и других видов техники с целью определения своевременности и необходимости отдельных приобретений, а также их соответствия критерию цена-качество;

принятие дополнительных мер по снижению затрат на аренду каналов связи, а также содержание сетей связи МЧС России;

формирование конкурентной среды в сфере реального ценообразования при закупках для нужд МЧС России на ближайший плановый период 2016 — 2018 годов;

перенос на более поздние сроки закупки дорогостоящих средств технического оснащения;

сокращение количества вновь начинаемых объектов строительства (за исключением объектов, связанных с проведением в России чемпионата мира по футболу в 2018 г.) с направлением финансовых средств на незавершенное строительство;

сокращение различных «центров обеспечения деятельности», предназначение которых не имеет четкой целевой и функциональной направленности; использование аутсорсинга там, где это выгодно;

укрупнение кафедр в образовательных учреждениях Министерства с целью оптимизации количества руководящих должностей и сокращения избыточного количества документов, разрабатываемых на кафедрах;

сокращение в научных и образовательных учреждениях количества сотрудников федеральной противопожарной службы, не привлекаемых к участию в тушении пожаров, или замена их на должности работников;

сокращение количества дорогостоящих организационных мероприятий: конференций, сборов, слетов и т.п., в том числе международного уровня.

2. Опережающее развитие системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности на территории Арктической зоны Российской Федерации и создание эффективно функционирующей системы гражданской обороны в Республике Крым может включать:

обеспечение с учетом современных требований закупки и поставки необходимой пожарно-спаса-тельной техники, экипировки и снаряжения в организации МЧС России в Арктической зоне Российской Федерации;

разработку концепции развития сил и средств по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности в Арктической зоне Российской Федерации;

организацию работы по планированию деятельности МЧС России в Арктической зоне Российской Федерации;

проведение научно-исследовательских работ по разработке новых и совершенствованию существующих типов экипировки, снаряжения, а также специализированных технологий для обеспечения деятельности органов управления и сил МЧС России в Арктической зоне Российской Федерации;

создание необходимых условий для повышения готовности авиации МЧС России на территории Республики Крым;

оказание практической помощи Главному управлению МЧС России по Республике Крым и Главному управлению МЧС России по г. Севастополю в вопросах развертывания системы гражданской обороны;

организацию и проведение мероприятий по подготовке кадров для системы гражданской обороны на территории Крымского полуострова.

3. Внедрение новых подходов в деятельность органов управления и сил МЧС России и РСЧС с учетом складывающейся ситуации в экономической и социальной сферах может включать:

подготовку предложений по внедрению системы целевых показателей (ключевых показателей эффективности) в оценку деятельности структурных подразделений центрального аппарата, главных управлений и организаций МЧС России;

разработку и внедрение нового формата научных исследований при создании перспективных образцов техники и экипировки на основе постоянного взаимодействия МЧС России с другими федеральными органами исполнительной власти и Фондом перспективных исследований;

подготовку профессиональных стандартов и квалификационных требований для должностей и профессий в системе МЧС России в целях эффективного управления набором персонала и подготовкой кадров для министерства, а в дальнейшем на их основе — совершенствование существующих и разработку новых федеральных государственных образовательных стандартов;

последовательное внедрение технологий «электронного правительства» в центральном аппарате и территориальных органах МЧС России;

подготовку предложений по сокращению объема планирующих документов деятельности МЧС России и РСЧС, которые должны разрабатываться в территориальных органах МЧС России;

передачу в Главных управлениях МЧС России по субъектам Российской Федерации соответствующих полномочий лицензирования от структурных подразделений, отвечающих за надзорную деятельность, в структурные подразделения, отвечающие за деятельность пожарно-спасательных сил;

планирование деятельности с учетом положений Всемирной рамочной программы ООН «Хио-го-2», позволяющих развивать координацию и кооперацию в борьбе с бедствиями с мировым сообществом;

внесение изменений в нормативные правовые акты в части, касающейся Российского национального корпуса чрезвычайного гуманитарного реагирования, в целях совершенствования его деятельности.

4. Повышение эффективности управления имуществом и освоение новых внебюджетных источников подведомственными организациями может включать:

передачу ведомственных объектов социального назначения, включая жилые помещения, находящиеся на балансе структурных подразделений МЧС России, муниципальным органам власти, за исключением специализированного жилищного фонда министерства, а отдельные жилые помещения — в собственность физическим лицам, их занимающим (при желании), в установленном законом порядке. С этой целью необходимо издать приказ МЧС России, дающий соответствующие полномочия руководителям структурных подразделений МЧС России;

сдачу в аренду временно избыточных площадей в крупных объектах инфраструктуры Министерства (например, в ВУЗах и др.) (за исключением объектов социального назначения) на конкурсной основе на определенное время, что позволит получить дополнительные внебюджетные средства на содержание федерального имущества, находящегося в оперативном управлении МЧС России;

изменение типа учреждений медицинского профиля с бюджетного на автономное в целях повышения финансовой самостоятельности их деятельности в условиях минимизации финансирования за счет средств федерального бюджета, сохранив при этом требуемые объемы оказания медицинской помощи личному составу Министерства и членам семей и обеспечив среднюю зарплату медицинскому персоналу в этих учреждениях в соответствии с «майскими» Указами Президента РФ;

использование внешних инвестиций для реконструкции и достройки объектов социальной направленности;

разработку и внедрение механизма обеспечения жильем военнослужащих и сотрудников федеральной противопожарной службы посредством выдачи единовременных субсидий в процессе службы, исключив инвестиции в строительство жилья (кроме специализированного жилищного фонда министерства) и приобретения жилых помещений для сотрудников на рынке жилья;

оптимизация содержания (эксплуатация, ремонт, использование ресурса) авиации МЧС России.

5. Выполнение социальных обязательств перед личным составом МЧС России может включать:

уточнение плана обеспечения жильем (выплат единого социального пособия) сотрудников федеральной противопожарной службы на период 2016 — 2018 гг., а также подготовку предложений по совершенствованию порядка выплаты компенсации за наем (поднаем) жилого помещении военнослужащим и сотрудникам федеральной противопожарной службы;

завершение в установленном порядке процедуры увольнения военнослужащих спасательных воинских формирований МЧС России, а также сотрудников федеральной противопожарной службы, находящихся в распоряжении (за штатом), с сохранением в списках на получение жилых помещений;

организацию постоянного контроля проведения выплат социального характера работникам системы МЧС России;

выделение в установленном порядке финансовых средств на закупку оборудования для санатор-но-реабилитационных центров МЧС России.

Наряду с оптимизацией деятельности МЧС России, необходимо повысить эффективность деятельности РСЧС по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечению пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах. Для этого следует рекомендовать федеральным органам исполнительной власти, Госкорпорации «Росатом», в которых созданы функциональные подсистемы РСЧС, и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации при подготовке документов стратегического планирования (корректировке государственных программ) отражать вопросы развития и повышения готовности функциональных и территориальных подсистем РСЧС.

Для оценки степени повышения готовности функциональных и территориальных подсистем РСЧС и результативности программных мероприятий необходимо формирование соответствующих целевых показателей (индикаторов).

В качестве основных программных мероприятий, направленных на развитие функциональных и территориальных подсистем РСЧС, необходимо предусматривать:

обеспечение готовности к реагированию сил и средств территориальных подсистем РСЧС для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и пожаров;

создание, содержание и освежение резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера, а также в интересах гражданской обороны;

организацию и проведение первоочередных мероприятий по обеспечению пожарной безопасности и повышению степени готовности к реагированию пожарных подразделений;

создание и поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию технических систем управления гражданской обороны, систем оповещения населения, защитных сооружений и других объектов гражданской обороны;

организацию обучения населения способам защиты и действиям в чрезвычайных ситуациях, мерам пожарной безопасности;

создание, развитие и организацию эксплуатации системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112»;

создание, развитие и организацию эксплуатации аппаратно-программных комплексов «Безопасный город».

При формировании документов стратегического планирования следует учитывать:

реально существующие организационную и функциональную структуры системы управления;

комплексность планов (программ) и их ресурсное обеспечение (кадровое, материально-техническое, финансовое, информационное и т.д.);

альтернативность формирования планов и выделение базовых сценариев, ориентированных на наиболее вероятное благоприятное или неблагоприятное развитие ситуации;

необходимость обеспечения согласованности планов различных уровней;

возможность выбора эффективного варианта сбалансированного плана и его корректировки;

наличие механизмов экспертизы проектов планов и программ, контроль за их реализацией.

Стратегическое планирование программных мероприятий по развитию и повышению готовности функциональных и территориальных подсистем РСЧС и создание механизма контроля за их реализацией может быть направлено на:

внедрение технологий анализа и управления рисками на федеральном, региональном, отраслевом, муниципальном и объектовом уровнях;

формирование и проведение комплекса мероприятий, обеспечивающего достижение целей и решение задач по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности, безопасности на дорогах и безопасности людей на водных объектах;

повышение мобильности реагирования на деструктивные события с целью сокращения времени и качества оказания помощи пострадавшим;

организацию информационного взаимодействия и координацию действий участников стратегического планирования и мероприятий, предусмотренных документами стратегического планирования, по срокам их реализации, ожидаемым результатам и параметрам ресурсного обеспечения;

организацию мониторинга и контроль реализации документов стратегического планирования;

научно-техническое, информационное, ресурсное и кадровое обеспечение стратегического планирования;

создание условий, обеспечивающих вовлечение хозяйствующих субъектов в процесс участия в реализации мероприятий стратегического планирования.

В целях повышения эффективности деятельности по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечению пожарной безопасности, безопасности на дорогах и безопасности людей на водных объектах при корректировке государственных программ целесообразно предусматривать отдельные подпрограммы, направленные на развитие функциональных и территориальных подсистем РСЧС. При этом требуется детальное обоснование необходимых объемов финансирования программных мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций и последующее распределение необходимых инвестиций по муниципальным образованиям, городским и сельским поселениям.

При реализации мероприятий государственных программ, направленных на развитие и повышение готовности функциональной и территориальной подсистемы РСЧС, особое внимание необходимо уделить выбору системы показателей результативности программных мероприятий.

При выборе показателей, характеризующих ход реализации программных мероприятий, необходимо руководствоваться следующими требованиями:

они должны соответствовать программным целям и в минимальной степени зависеть от реализации других программ, случайных факторов и долгосрочных социально-экономических тенденций;

затраты на получение данных по величине показателей должны быть относительно невелики;

показатели должны быть сравнимы с показателями аналогичных программ и с показателями, используемыми в международной практике;

показатели должны быть сопоставимы во времени;

определение показателя должно обеспечивать однозначность интерпретации данных;

процедура сбора данных должна обеспечивать объективность и не допускать фальсификации отчетных данных;

показатели не должны быть излишне сложными, чтобы их использование не затрудняло сбор и интерпретацию информации.

Предлагается использовать два вида показателей:

1) показатели развития и повышения готовности функциональных и территориальных подсистем РСЧС;

2) показатели результативности выполнения программных мероприятий.

В качестве показателей развития и повышения готовности функциональных и территориальных подсистем РСЧС могут быть:

степень обеспечения готовности сил и средств функциональных и территориальных подсистем

РСЧС к выполнению всего спектра задач по ведению спасательных и других неотложных работ (в процентах);

уровень готовности сил функциональных и территориальных подсистем РСЧС к экстренному реагированию (в процентах);

полнота выполнения нормативных требований и неотложных мер по предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций;

полнота выполнения нормативных требований по обеспечению защищенности и подготовленности объектов экономики к функционированию в условиях чрезвычайных ситуаций;

доля пунктов управления, находящихся в дежурном режиме, к требуемому количеству таких пунктов (в процентах);

общий объем финансовых и материальных ресурсов (в процентах от планируемых объемов).

В качестве показателей результативности выполнения программных мероприятий могут быть использованы:

полнота сбора информации системой мониторинга о состоянии потенциальных источников чрезвычайных ситуаций и обстановки на территории субъектов Российской Федерации (в процентах);

полнота охвата прогнозированием всех видов чрезвычайных ситуаций;

достоверность прогнозов чрезвычайных ситуаций по времени, месту и масштабам;

доля городского населения, для которых установлены системы информирования и оповещения (в процентах);

доля региональных и территориальных систем централизованного оповещения, оснащенных новыми техническими средствами (в процентах);

доля населения, укрываемого в защитных сооружениях, включая использование подземного пространства городов (в процентах);

уровень укомплектованности личным составом сил функциональных и территориальных подсистем РСЧС (в процентах);

уровень оснащенности сил территориальных подсистем РСЧС современными образцами специальной техники и оборудования (в процентах);

степень укомплектованности стационарных и подвижных пунктов управления современными средствами связи и программно-аналитической аппаратурой (в процентах);

уровень создания защищенных пунктов управления (в процентах);

уровень сохранения основных производственных фондов при возникновении ЧС (в процентах).

При оценке достижения (не достижения) плановых показателей программных мероприятий целесообразно использовать некоторые обобщенные показатели, содержащие интегральные оценки результативности, в частности, показатели снижения риска, повышения энергоэффективности, роста

средней продолжительности жизни населения и др.

Для получения информации о значениях показателей результативности возможно использование следующих источников и способов:

статистическая и ведомственная отчетность; использование специального измерительного оборудования для физически измеряемых показателей результатов;

проведение наблюдений независимыми экспертами, результаты которых фиксируются с помощью шкалы оценок, описывающих несколько вариантов наблюдаемого состояния.

Оценка результативности программных мероприятий и обоснование предложений на принятие управленческих (корректирующих) решений по ним осуществляется в соответствии с выбранной стратегией мониторинга (периодического или постоянного) изменения уровней рисков чрезвычайных ситуаций в результате реализации государственных программ Российской Федерации.

На мониторинг рисков чрезвычайных ситуаций возлагаются следующие функции:

прогностическая — прогнозирование уровней рисков возможных чрезвычайных ситуаций на основе анализа наблюдаемых тенденций;

инструментальная — распознавание и классификация наблюдаемых явлений;

контрольная — экспозиционное сравнение с приемлемыми уровнями рисков;

оперативная — срочная подготовка прогнозов при существенном увеличении уровня риска возникновении чрезвычайной ситуации.

В качестве ключевых показателей (индикаторов), характеризующих достижение поставленной цели, целесообразно использовать следующие обобщенные показатели (индикаторы):

снижение количества деструктивных событий (количества чрезвычайных ситуаций, пожаров, происшествий на водных объектах);

снижение количества погибших и пострадавшего населения при деструктивных событиях (в чрезвычайных ситуациях, на пожарах, в происшествиях на водных объектах);

снижение экономического ущерба от деструктивных событий (от чрезвычайных ситуаций и пожаров).

Эффективность функционирования функциональных и территориальных подсистем РСЧС можно оценивать уровнем снижения безвозвратных потерь населения, количества пострадавших и величины экономического ущерба в течение года от чрезвычайных ситуаций, пожаров и происшествий на водных объектах на территории соответствующих субъектов Российской Федерации.

В современных условиях обеспечение безопасности жизнедеятельности населения и территорий является неотъемлемой составной частью деятельности органов управления на региональном и муниципальном уровнях. Для их решения в регионах

в рамках территориальных подсистем РСЧС созданы и функционируют единые дежурно-диспетчер-ские службы как органы повседневного управления муниципального звена РСЧС.

Единые дежурно-диспетчерские службы предназначены для координации действий дежурных и диспетчерских служб муниципального образования, в первую очередь жилищно-коммунального комплекса. Они осуществляют свою деятельность во взаимодействии с ЦУКС Главных управлений МЧС России по субъектам Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.

В рамках Федеральной целевой программы «Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Российской Федерации до 2015 года» осуществляется ряд пилотных проектов по созданию комплексных систем безопасности жизнедеятельности населения на региональном уровне (например, в Вологодской области).

Эта система представляет собой совокупность взаимосвязанных подсистем мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и иного характера, контроля состояния потенциально опасных объектов и других объектов защиты, а также организационных структур. Эти элементы объединены в единую информационно-управляющую систему путем сопряжения существующих и создаваемых информационных и технических систем. Целью такого объединения является предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций природного, техногенного, криминального и иного характера на территории Российской Федерации, оповещение и информирование населения при угрозе чрезвычайной ситуации и в условиях чрезвычайной ситуации.

В муниципальном звене РСЧС в рамках этой системы на базе единых дежурно-диспетчерских служб создаются муниципальные ситуационные центры. Они предназначены для объединения информационных ресурсов и возможностей муниципального образования. Муниципальные ситуационные центры включают элементы системы защиты и информирования населения на транспорте, общероссийской комплексной системы информирования и оповещения населения в местах массового пребывания (ОКСИОН), систе-му-112.

В 2013 г. Правительство Российской Федерации приняло постановление «О федеральной целевой программе «Создание системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112» в Российской Федерации на 2013 — 2017 годы».

Система-112 предназначена для обеспечения информационного взаимодей-ствия органов повседневного управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвы-

чайных ситуаций. В её структуру входят единые дежурно-диспетчерские службы, а также дежур-но-диспетчерские службы экстренных оперативных служб, перечень которых определяется Правительством Российской Федерации, включая службу пожарной охраны, службу реагирования в чрезвычайных ситуациях, полицию, службу скорой медицинской помощи, аварийную службу газовой сети и службу «Антитеррор».

В 2014 г. в рамках реализации системного подхода к обеспечению общественной безопасности, правопорядка и безопасности среды обитания в условиях сохранения высокого уровня рисков техногенного и природного характера и продолжающейся тенденции к урбанизации, как важного элемента, обеспечивающего устойчивое социально-экономическое развитие и рост инвестиционной привлекательности городов Российской Федерации, предложено использовать аппаратно-программный комплекс «Безопасный город». Концепция его построения и развития утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 3.12.2014 № 2446-р.

Целью построения аппаратно-программного комплекса «Безопасный город» является повышение уровня общественной безопасности, правопорядка и безопасности среды обитания за счет существенного улучшения координации деятельности существующих сил и служб, ответственных за решение этих задач. Аппаратно-программный комплекс «Безопасный город» на уровне муниципального образования объединяет в единую информационную среду нижеперечисленные средства:

центров управления в кризисных ситуациях Главных управлений МЧС России;

единых дежурно-диспетчерских служб муниципальных образований;

служб скорой медицинской помощи; дежурных служб территориальных центров медицины катастроф;

дежурных служб МВД России; дежурных служб территориальных органов МВД России;

подразделений государственной инспекции безопасности дорожного движения территориальных органов МВД России;

дежурных служб линейных управлений, отделов и отделений МВД России на железнодорожном, водном и воздушном транспорте;

дежурных служб территориальных органов Федеральной службы безопасности России;

дежурно-диспетчерских служб объектов экономики;

дежурно-диспетчерских служб «01»; дежурно-диспетчерских служб Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, Федерального агентства воздушного транспорта, Федерального агентства морского и речного транспорта и открытого акционерного общества «Российские железные дороги»;

иных служб оперативного реагирования органов местного самоуправления, в функции которых входит обеспечение управления муниципальным хозяйством и инфраструктурой.

В настоящее время представляется целесообразным на региональном уровне развивать комплексные системы безопасности жизнедеятельности населения, а на муниципальном уровне продолжать развертывание аппаратно-программного комплекса «Безопасный город» в соответствии с установленными требованиями.

Заключение

К основным внешним факторам, влияющим на деятельность МЧС России и РСЧС, могут быть отнесены следующие:

финансово-экономические: темпы социально-экономического развития страны, динамика изменения объемов производства, устойчивость финансовых и производственных секторов экономики;

политические: угрозы возникновения военных конфликтов, уровень коррупции в государственном секторе;

социальные: уровень общественного согласия и доверия к органам государственной власти, уровень безработицы, социальное расслоение общества, увеличение угрозы терроризма и других криминальных действий;

научно-технические: непредсказуемые последствия реализации крупных инфраструктурных проектов и внедрения в производство новых технологий;

природные и техногенные факторы: природные процессы и явления; степень износа основных фондов, уровень безопасности на транспорте.

В сфере деятельности МЧС России воздействие внешних факторов может привести к:

уменьшению объемов бюджетного финансирования от 5 до 20 % по сравнению с 2014 годом;

сокращению возможностей для приобретения высокотехнологичного импортного оборудования;

ограничению в реализации международных контактов и международных гуманитарных проектов;

снижению уровня жизни работников и сотрудников МЧС России.

В этих условиях возможными направлениями оптимизации деятельности МЧС России могут стать:

сокращение неэффективных затрат; повышение эффективности и результативности бюджетных расходов, концентрация их на приоритетных направлениях деятельности министерства;

опережающее развитие системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности на территории Арктической зоны Российской Федерации и создание эффективно функционирующей системы гражданской обороны в Республике Крым ;

внедрение новых подходов в деятельность органов управления, сил МЧС России и РСЧС с учетом складывающейся ситуации в экономической и социальной сферах страны;

повышение эффективности управления имуществом и освоение новых внебюджетных источников финансирования подведомственными организациями;

выполнение социальных обязательств перед личным составом МЧС России.

Литература

1. Управление экономикой в экстремальных условиях, сборник научных трудов Института макроэкономических исследований Минэкономразвития / под общ. ред. К.П. Самсонова. М. ФБНУ «ИМЭИ» 2014. № 2. 256 с.

2. Современные системы мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций / под общ. ред. В.А. Пучкова / МЧС России. М.: ФКУ ЦСИ ГЗ МЧС России, 2013. 352 с.

3. Стратегические риски России: оценка и прогноз / МЧС России. Под общ. ред. Ю.Л. Воробьёва. М.: Деловой экспресс, 2005. 392 с.

21.07.2015

Сведения об авторах:

Малышев Владлен Платонович: д-р хим. наук, профессор, заслуженный деятель науки Российской Федерации; руководитель научного направления;

Фалеев Михаил Иванович: канд. полит. наук, начальник Центра;

ФКУ ЦСИ ГЗ МЧС России; e-mail: csi430@yan-dex.ru; 121352 Москва, ул. Давыдковская, д. 7.