Научная статья на тему 'Возможные направления корректировки государственной поддержки сельского хозяйства Алтайского края'

Возможные направления корректировки государственной поддержки сельского хозяйства Алтайского края Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
81
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
государственная поддержка / сельскохозяйственные товаропроизводители / корректировка государственной поддержки / результативной аграрной политики. / governmental support / agricultural producers / adjustment of state support / productive agrarian policy

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — А. В. Миненко

В статье рассмотрены возможные направления корректировки государственной поддержки сельского хозяйства Алтайского края. Сформулирован ряд предложений, направленных на повышение эффективности использования средств государственной поддержки и формирование результативной аграрной политики в регионе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

POSSIBLE DIRECTIONS OF CORRECTION OF STATE SUPPORT OF AGRICULTURE OF THE ALTAI TERRITORY

The article discusses possible areas of adjustment of state support for agriculture in the Altai Territory. A number of proposals have been formulated aimed at increasing the efficiency of using state support funds and forming effective agrarian policy in the region

Текст научной работы на тему «Возможные направления корректировки государственной поддержки сельского хозяйства Алтайского края»

ВОЗМОЖНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ КОРРЕКТИРОВКИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА АЛТАЙСКОГО КРАЯ

А.В. Миненко, канд. экон. наук, доцент Алтайский государственный аграрный университет (Россия, г. Барнаул)

DOI: 10.24411/2500-1000-2019-10664

Аннотация. В статье рассмотрены возможные направления корректировки государственной поддержки сельского хозяйства Алтайского края. Сформулирован ряд предложений, направленных на повышение эффективности использования средств государственной поддержки и формирование результативной аграрной политики в регионе.

Ключевые слова: государственная поддержка; сельскохозяйственные товаропроизводители; корректировка государственной поддержки; результативной аграрной политики.

Как показывают результаты многих научных исследований [1-3] проблем реализации государственной аграрной политики первоочередными задачами развития аграрного комплекса России, в том числе Алтайского края являются увеличение производства молочной и мясной продукции, техническая модернизация, внедрение инновационных технологий ведения хозяйства, развитие социальной инфраструктуры села и наращивание экспортного потенциала. Достижение поставленных целей будет возможным только при условии адекватной государственной поддержки сельхозтоваропроизводителей, усиления интеграции бизнеса и науки, привлечения высококвалифицированных кадров.

Достижение стратегических целевых ориентиров невозможно без роста инвестиций. Основным инструментом поддержки инвестиционной активности аграриев на федеральном уровне является льготное кредитование [4]. Тем не менее, главным источником инвестиций в основной капитал сельского хозяйства, как и в прошлые годы, остаются собственные средства предприятий. Их доля сохранится на уровне 65-67%.

Немаловажную роль в процессе воспроизводства основных средств играют меры государственной поддержки. Алтайские аграрии продолжают активно участвовать в реализации постановления Правительства Российской Федерации 1432.

Наряду с этим, предусматривается поддержка сельхозтоваропроизводителей в виде компенсации 10% стоимости тракторов алтайской сборки [5].

Стратегическая задача развития пищевой и перерабатывающей промышленности региона заключается в создании условий для комплексной и более глубокой переработки всего товарного сельскохозяйственного сырья, производимого в Алтайском крае. При этом первостепенное значение будет иметь не наращивание производственных мощностей, объемы которых в регионе по ряду направлений крупнейшие в России, а их модернизация, углубление переработки и выпуск новых продуктов, установление эффективных взаимоотношений в сфере переработки и реализации продукции сельскохозяйственными товаропроизводителями. Объединение компетенций, средств и усилий сельскохозяйственных, перерабатывающих предприятий и торговли на основе построения и функционирования интегрированных формирований в виде территориально-отраслевых кластеров и кооперативных объединений позволит повысить эффективность и конкурентоспособность всего АПК [6].

Наряду с увеличением производства традиционной сельскохозяйственной продукции в регионе будет сделана ставка на биологизацию и развитие органического сегмента. Имеющиеся в регионе конку-

рентные преимущества для развития данного направления, включая земельный, кадровый и технологический ресурс, ни-шевые продуктовые линейки, включая детское питание, в долгосрочной перспективе позволят увеличить его долю до 1520% в общем объеме регионального производства АПК.

Успешная реализация стратегических приоритетов отрасли невозможна без усиления научного обеспечения. В контексте решения поставленной задачи на региональном уровне разработан план научно-технического обеспечения развития отрасли, а его организационную основу составляет Федеральный Алтайский научный центр агробиотехнологий, в который вошли ведущие научно-исследовательские институты края. В настоящее время он выполняет фундаментальные и приоритетные прикладные научные исследования по 38 проектам в области земледелия, растениеводства, защиты растений, ветеринарной медицины, хранения и переработки сельскохозяйственной продукции. Особое место отводится развитию селекции и генетике, развитию биотехнологий, в частности разработке и внедрению биотехнологических препаратов в животноводстве и растениеводстве, пищевой и фармацевтической промышленности.

Осуществляя меры государственной поддержки АПК, в крае ставится цель -производить качественные продукты питания, которые будут пользоваться спросом не только в России, но и обладать экспортным потенциалом. В стратегической перспективе экспортным приоритетом края должны стать товары с высокой добавленной стоимостью.

Важным шагом в области продвижения продукции на внешние рынки края является маркетинг имиджа региона и его продовольствия. Чтобы представить ценнейшие ресурсы Алтайского края жителям всей страны, будет продолжена работа по продвижению брендовой продукции, в том числе за счет проведения масштабных продовольственных фестивалей.

Ключевая стратегическая задача - сохранить социальный и экономический потенциал села, что обеспечит выполнение

им не только производственной функции, но и демографической, трудоресурсной, пространственно-коммуникационной, историко-культурной. Работа в этом направлении - важнейший элемент реализации стратегического национального приоритета, заключающегося в повышении качества жизни российских граждан путем гарантирования высоких стандартов жизнеобеспечения. На ближайшую перспективу для сохранения и привлечения квалифицированных кадров в организациях агропромышленного комплекса важно сохранить существующие направления и формы поддержки жилищного строительства.

Качественные преобразования в отрасли предопределяют рост потребности в квалифицированных кадрах, которая ставит перед аграрным образованием новые задачи. Обучение студентов должно вестись в тесном взаимодействии наукой и бизнесом. Основополагающим документом по дальнейшей модернизации системы сельхозвузов, созданию новых технологий обучения, адекватных современным условиям, станет разрабатываемая Минсельхо-зом России Стратегия развития аграрного образования до 2030 года.

В качестве важнейшего направления региональной аграрной политики в части развития кадрового потенциала АПК останется повышение престижности профессий сельского хозяйства. Установившиеся в крае традиции чествования тружеников села в дальнейшем будут сохранены, поскольку человеческий ресурс в сочетании с богатым агроприродным потенциалом считаем важнейшим конкурентным преимуществом Алтайского края.

Целенаправленная агропродовольст-венная политика федерального центра будет способствовать последовательной реализации обозначенных стратегических задач, а, следовательно, Алтайский край укрепит свои позиции крупнейшего поставщика экологически чистых, высококачественных продовольственных товаров на российский и зарубежные рынки.

Таким образом, повышению эффективности использования средств государственной поддержки и формированию результативной аграрной политики будет

реализация следующих

способствовать предложений:

- продолжить активное участие в реализации государственных программ и продвижение инициатив региона на федеральном уровне;

- сохранить приоритеты государственной поддержки с учетом обеспечения баланса развития отраслей и их социальной значимости, стимулирования инвестиционной деятельности;

- совершенствовать механизм господдержки на основе дифференцированного подхода. Цель - обеспечить равные конкурентные условия производства, рост заработной платы, легализацию занятости населения и обеспечение своевременности уплаты налогов;

- продолжить работу по развитию кадрового потенциала АПК, формированию системы непрерывного аграрного образования, основанной на новой технологической платформе, организации центров опережающей профессиональной переподготовки и повышения квалификации для уже работающих граждан;

- обеспечить формирование комплексной системы поддержки специалистов АПК, сохранить традиции чествования тружеников села;

- в целях увеличения экспортного потенциала алтайской продукции и продовольствия продолжить работу по развитию пищевой и перерабатывающей промышленности и увеличению производства продукции с высокой добавленной стоимостью;

- продолжить внедрение новых технологий, в т.ч. биотехнологий, позволяющих значительно расширить выработку про-

чественными характеристиками, лечебно-профилактических, геронтологических и других специализированных продуктов, а также повысить глубину переработки сырья;

- повысить уровень качества оказания государственных и муниципальных услуг в сфере АПК и их доступность на основе развития и использования информационных технологий, повышения уровня открытости государственных органов и участия гражданского общества в принятии государственных решений [7];

- совместно с органами местного самоуправления и сельхозтоваропроизводителями продолжить работу по формированию и актуализации базы данных геоинформационной автоматизированной системы учета и мониторинга земель Алтайского края сельскохозяйственного назначения (ГИС АПК);

- рассмотреть возможность увеличения объемов финансирования мероприятий по социально-инженерному обустройству сельских территорий края;

- продолжить политику приоритетного предоставления средств государственной поддержки на строительство жилых домов в сельской местности и реализацию пилотных проектов комплексной компактной застройки сельских территорий тем муниципальным образованиям, где развита производственная инфраструктура и (или) ведется реализация инвестиционных проектов;

- продолжить взаимодействие с Мин-сельхозом России по вопросам разработки и совершенствования инструментов государственной поддержки сельхозтоваропроизводителей.

дуктов нового поколения с заданными ка-

Библиографический список

1. Бугай Ю.А. Экономический анализ эффективности существующих инструментов государственной поддержки агропромышленного комплекса региона // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 3: Экономика. Экология. - 2017. - Т. 19. -№3(40). - С. 174-183.

2. Бугай Ю.А. Тенденции развития агломерационного центра аграрно-ориентированного региона (на примере г. Барнаул) / Ю.А. Бугай, В.С. Химочка // Региональная экономика. Юг России. - 2018. - №2. - С. 40-48.

3. Боговиз А.В. Импортозамещение как целевой ориентир государственного регулирования АПК / А.В. Боговиз, Ю.А. Бугай, А.В. Миненко // АПК: Экономика, управление. -2016. - №12. - С. 67-73.

4. Холодов О.А. Особенности реализации механизма льготного кредитования в аграрном секторе экономики / О.А. Холодов, М.А. Холодова // Вестник Донского государственного аграрного университета. - 2018. - № 4-2 (30). - С. 129-137.

5. Хорунжин М.Г. Поддержка технической и технологической модернизации сельскохозяйственного производства в Алтайском крае / М.Г. Хорунжин, А.В. Миненко // Вектор экономики. - 2018. - №12 [Электронный ресурс]. - Режим доступа -URL:http://www.vectoreconomy.ru/images/publications/2018/12/regionaleconomy/Khorunzhin_ Minenko2.pdf (Дата обращения: 30.03.2019)

6. Гриценко Г. Роль инфраструктуры государственной поддержки в развитии малого сельского предпринимательства Алтайского края / Г. Гриценко, Н. Вернигор, А. Миненко, О. Апалькова // АПК: экономика, управление. - 2018. - №11. - С. 58-67.

7. Лукьянов А.Н. Методические аспекты формирования стратегии развития АПК муниципального района / А.Н. Лукьянов, А.В. Миненко, А.А. Урбах // Никоновские чтения. -2011. - №16. - С. 354-355.

POSSIBLE DIRECTIONS OF CORRECTION OF STATE SUPPORT OF AGRICULTURE OF THE ALTAI TERRITORY

A.V. Minenko, candidate of economic sciences, associate professor Altay state agrarian university (Russia, Barnaul)

Abstract. The article discusses possible areas of adjustment of state support for agriculture in the Altai Territory. A number of proposals have been formulated aimed at increasing the efficiency of using state support funds and forming effective agrarian policy in the region.

Keywords: governmental support; agricultural producers; adjustment of state support; productive agrarian policy.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.