Научная статья на тему 'ВОЗМОЖНОСТИ ЗДОРОВЬЕФОРМИРОВАНИЯ СТУДЕНТОВ СРЕДСТВАМИ СПОНТАННО ОРГАНИЗОВАННОЙ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ'

ВОЗМОЖНОСТИ ЗДОРОВЬЕФОРМИРОВАНИЯ СТУДЕНТОВ СРЕДСТВАМИ СПОНТАННО ОРГАНИЗОВАННОЙ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
32
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПОНТАННАЯ ДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ / СТУДЕНТЫ / ЗДОРОВЬЕФОРМИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Минникаева Н.В., Шабашева С.В., Макарова О.А.

Цель исследования - выявить и обосновать возможность здоровьеформирования студентов средствами спонтанной двигательной активности. Методика и организация исследования. В ходе работы проведен метаанализ статистической информации, содержащий данные о самостоятельной двигательной активности среди студентов разных стран; результатов опроса по выявлению интереса обучающихся к проведению досуга средствами физкультурно-оздоровительной двигательной деятельности и результатов эксперимента, организованного с целью выявления количественной оценки спонтанной двигательной активности студентов в выходной день. Результаты исследования и выводы. Теоретический анализ позволил выявить наличие устойчивой связи между показателями физической активности и разного рода отклонениями в состоянии здоровья, при этом полученные данные справедливы как в отношении российских студентов, так и обучающейся молодежи в зарубежных странах. Согласно результатам опроса установлено, что двигательная активность студентов является заниженной в сравнении с рекомендуемыми нормами. Данными, полученными в ходе проведенного эксперимента, подтверждено, что имеется теоретическое и практическое обоснование возможности повышения уровня спонтанной двигательной активности студентов и, как следствие, здоровьеформирование посредством свободы выбора, стойкой мотивации на основе соперничества и состязательности в референтной группе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Минникаева Н.В., Шабашева С.В., Макарова О.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

POSSIBILITIES OF HEALTH FORMATION OF STUDENTS BY MEANS OF SPONTANEOUSLY ORGANIZED MOTOR ACTIVITY

Objective of the study was to identify and substantiate the possibility of students' health formation by means of spontaneous motor activity. Methods and structure of the study. In the course of the study, a meta-analysis of statistical information was carried out, containing data on independent motor activity among students from different countries; the results of a survey to identify students' interest in spending leisure time by means of physical culture and health-improving motor activity and the results of an experiment organized to identify a quantitative assessment of students' spontaneous motor activity on a day off. Results and conclusions. Theoretical analysis revealed the presence of a stable relationship between indicators of physical activity and various kinds of deviations in the state of health, while the data obtained are valid both for Russian students and young people studying in foreign countries. According to the results of the survey, it was found that the physical activity of students is underestimated in comparison with the recommended norms. The data obtained in the course of the experiment confirmed that there is a theoretical and practical justification for the possibility of increasing the level of spontaneous motor activity of students and, as a result, health formation through freedom of choice, strong motivation based on rivalry and competitiveness in the reference group.

Текст научной работы на тему «ВОЗМОЖНОСТИ ЗДОРОВЬЕФОРМИРОВАНИЯ СТУДЕНТОВ СРЕДСТВАМИ СПОНТАННО ОРГАНИЗОВАННОЙ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ»

ВОЗМОЖНОСТИ ЗДОРОВЬЕФОРМИРОВАНИЯ СТУДЕНТОВ СРЕДСТВАМИ СПОНТАННО ОРГАНИЗОВАННОЙ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ

УДМ^С 796.012

Кандидат педагогических наук Н.В. Минникаева1 Кандидат биологических наук С.В. Шабашева2 О.А. Макарова2

Северо-Западный институт управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Санкт-Петербург

2Кемеровский государственный университет

Цель исследования - выявить и обосновать возможность здоровьеформирования студентов средствами спонтанной двигательной активности. Методика и организация исследования. В ходе работы проведен метаанализ статистической информации, содержащий данные о самостоятельной двигательной активности среди студентов разных стран; результатов опроса по выявлению интереса обучающихся к проведению досуга средствами физкультурно-оздоровительной двигательной деятельности и результатов эксперимента, организованного с целью выявления количественной оценки спонтанной двигательной активности студентов в выходной день.

Результаты исследования и выводы. Теоретический анализ позволил выявить наличие устойчивой связи между показателями физической активности и разного рода отклонениями в состоянии здоровья, при этом полученные данные справедливы как в отношении российских студентов, так и обучающейся молодежи в зарубежных странах. Согласно результатам опроса установлено, что двигательная активность студентов является заниженной в сравнении с рекомендуемыми нормами. Данными, полученными в ходе проведенного эксперимента, подтверждено, что имеется теоретическое и практическое обоснование возможности повышения уровня спонтанной двигательной активности студентов и, как следствие, здоровьеформирование посредством свободы выбора, стойкой мотивации на основе соперничества и состязательности в референтной группе.

Ключевые слова: спонтанная двигательная активность, студенты, здоровьеформирование.

POSSIBILITIES FOR HEALTH FORMATION OF STUDENTS BY MEANS OF SPONTANEOUSLY ORGANIZED MOTOR ACTIVITY PhD N.V. Minnikayeva1 PhD S.V. Shabasheva2 O.A. Makarova2

1North-Western Institute of Management - branch of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, St. Petersburg 2Kemerovo State University

Abstract

Objective of the study was to identify and substantiate the possibility of students' health formation by means of spontaneous motor activity. Methods and structure of the study. In the course of the study, a meta-analysis of statistical information was carried out, containing data on independent motor activity among students from different countries; the results of a survey to identify students' interest in spending leisure time by means of physical culture and health-improving motor activity and the results of an experiment organized to identify a quantitative assessment of students' spontaneous motor activity on a day off.

Results and conclusions. Theoretical analysis revealed the presence of a stable relationship between indicators of physical activity and various kinds of deviations in the state of health, while the data obtained are valid both for Russian students and young people studying in foreign countries. According to the results of the survey, it was found that the physical activity of students is underestimated in comparison with the recommended norms. The data obtained in the course of the experiment confirmed that there is a theoretical and practical justification for the possibility of increasing the level of spontaneous motor activity of students and, as a result, health formation through freedom of choice, strong motivation based on rivalry and competitiveness in the reference group.

Keywords: spontaneous motor activity, students, health formation.

Введение. Студенческая молодежь является «золотым фондом» нации и обеспечивает ее процветание на всех уровнях. Стране как никогда нужны здоровые, конкурентоспособные молодые люди, которые смогут поддерживать курс страны на развитие и процветание. Неутешительные тенденции свидетельствуют не просто о снижении показателей физического здоровья, а о системных ухудшениях, связанных с психическим состоянием, характеризующимся депрессивным настроением или, напротив, агрессивным. Это в свою очередь вызывает сложности в установлении и поддержании контактов, обеспечивающих высокий уровень социального здоровья. По некоторым данным, студентов, имеющих отклонения в состоянии здоровья, сегодня насчитывается от 20-35% по разным вузам страны в зависимости от региона [2].

Цель исследования - выявить и обосновать возможность здоровьеформирования студентов средствами спонтанной двигательной активности.

Методика и организация исследования. Проведен метаанализ статистической информации, содержащей данные о самостоятельной двигательной активности среди студентов разных стран, результатов опроса по выявлению интереса обучающихся к проведению досуга средствами физкультурно-оздоровительной двигательной деятельности и результатов эксперимента, организованного с целью выявления количественной оценки спонтанной двигательной активности студентов в выходной день.

Результаты исследования и их обсуждение. Теоретический анализ литературы позволил выявить наличие устойчивой связи между показателями физической активности и разного рода отклонениями в состоянии

здоровья, при этом полученные данные справедливы как в отношении российских студентов, так и студентов зарубежных стран. По данным A. Haase, A. Step-toe, D. F. Sallis, J. Wardle, 2004, среди 19 298 обучающихся около 44% не уделяют внимание физической активности, если быть более подробными, то это 42% в Тихоокеанской Азии, 39% в Средиземноморье, 30% в Центральной и Восточной Европе, 23% в США и 20% Северо-Западной Европе. При этом молодые люди, которые проводили свободное время, занимаясь физически 73%, были убеждены в том, что это полезно для их здоровья и знают о возможности снижения рисков для здоровья (заболевания сердца, рак и т.д). Тем не менее, данное исследование показало, что до половины студентов (44%), не занимающихся двигательной активностью в свободное время, не верят в то, что такая деятельность значима для здоровья [3].

Klara Kovacs, 2019, показала в своем исследовании студентов из Венгрии, Словакии и Румынии, что только 22% студентов занимаются физической активностью еженедельно, а 18% занимаются физической культурой или спортом в полном объеме, достаточном с точки зрения сохранения здоровья, то есть три раза в неделю. Студенты придают значение этим занятиям в первую очередь с точки зрения сохранения соматического здоровья и восстановления психического [4].

Полученные результаты согласуются и с собственным исследованием, проведенном в виде опроса, целью которого стало выявление интереса к проведению досуга средствами физкультурно-оздоровительной двигательной деятельности. Работа была проведена на базе СЗИУ РАНХиГС со студентами 1-2 курса (количество респондентов 157 человек). Анализируя ее результаты, отмечены следующие особенности: все респонденты заявили о том, что знают важность двигательной активности (ДА) для своего здоровья (81%), а также владеют информацией о способах и методах его достижения с помощью двигательной деятельности (76%).

Так, 66% человек регулярно занимаются физической культурой в свободное время в клубах, секциях, самостоятельно занимаются 54% респондентов, при этом отмечается, что по понятным причинам с 2019 г. стремительно уменьшается количество студентов, выполняющих рекомендации ВОЗ относительно двигательной активности. В связи с чем развивается гиподинамия, которая может быть компенсирована лишь самостоятельными занятиями [2].

Опрос показал, что, кроме занятий в рамках дисциплины «Элективные курсы по физической культуре» в вузе, занимаются 1-2 раза в неделю 34% опрошен-

Спонтанная двигательная активность студентов в выходной день

Й I

i

Пол/номер исследования Девушки Парни

х±ст

1-е исследование (шаги) 8654±324 6709±256

2-е исследование (шаги) 9524±312 12140±344

проводят досуг с ДА знают о пользе ДА занимаются в имеют представление для оздоровления достаточном объеме о способах и методах ДА оздоровления с

помощью ДА

■ зарубежные студенты ■ студенты РАНГиХС

Рис. 1. Процентное соотношение студентов из зарубежья и РАНГиХС, участвовавших в опросе по вопросам реализации двигательной активности в собственном оздоровлении

ных, а три раза в неделю - 26%. На вопрос: «Имеются ли у Вас по месту жительства спортивные сооружения?» 61% человек ответили «да». Вместе с тем, большинство опрошенных не используют спортивные сооружения по месту жительства (81% ответили «нет»). Семейной традицией назвали 51% респондентов проводить досуг (выходные и каникулы) активно, в виде походов, длительных прогулок и др. Примерно пополам разделились ответы о проведении досуга средствами физкультурно-оздоровительной работы низкой и высокой двигательной активности. Так, 56% респондентов выбрали активные по энергозатратам аэробные виды, за пассивный отдых с помощью физических упражнений выступили же 44% человек, это такие виды, как растяжка, йога, лечебная физическая культура, дыхательные практики. Практически все студенты ответили, что досуг с целью оздоровления интересен, но пока на него не остается времени и мотивации.

На рис. 1 представлена в обобщенном виде количественная информация по исследуемому вопросу.

Вызывает интерес ответ на вопрос «Сколько локомо-ций в шагах Вы делаете в неделю, в среднем?» Так, 72% ответили, что среднее количество от 3500-5000 тысяч шагов, при рекомендуемой норме для этого возраста 10000 шагов.

В дополнение теоретического анализа научных источников информации по теме исследования, опроса студентов был организован эксперимент с целью выявления количественной оценки спонтанной двигательной активности студентов в выходной день (результаты ДА двух суббот). В исследовании приняли участие 86 студентов, из них 46 девушек и 40 юношей, средний возраст на момент исследования составил 18,7 лет. Результаты исследования представлены в таблице.

Результаты, изложенные в таблице, показывают, что от первого ко второму измерению произошли значительные увеличения количества шагов в исследуемой группе. У девушек почти на 2000 шагов, а у молодых людей практически в два раза. Прирост показателей связан с тем, что после первого исследования результаты были опубликованы в чате со студентами, и это обстоятельство простимулировало мотивацию на основе соревнования и состязания, что в конечном счете благоприятно сказалось на итоговом достижении и превышении, в случае с юношами, пороговых значений рекомендуемой нормы двигательной активности в шагах. Очевидно, что важно осуществлять руководство спонтанной двигательной активностью студентов, где есть необходимость поощрения достижений, основанных на свободе выбора средств и осознанности в улучшении показателей здоровья. Немаловажным фактором является социализация в процессе здоровьеформирования и главным здесь можно считать, что студенты, занимаясь

Рис. 2. Возможная последовательность реализации принципа активного здоровьеформирования В.К. Бальсевича

спонтанной ДА, обсуждают и сравнивают результаты в референтной группе.

В данном контексте, уместным будет упомянуть принцип активного здоровьеформирования, предложенный В. К. Бальсевичем, который предполагает учет сенситив-ности, природосообразности тренирующих эффектов физических упражнений с целью развития мышечной системы, скелета, физических способностей, двигательных навыков, грамотного выбора режимов двигательной активности, а также овладение методами тренировки для перманентного физического самовоспитания и самосовершенствования [1]. Представляем схематическую последовательность реализации данного принципа на практике (рис. 2).

И в заключение хочется обратить внимание на теорию самоопределения (SDT). По мнению L. Sid, A. Perez, 2019, она является одной из мотивационных систем, наиболее популярным и современным подходом к мотивации человека, применяемым в последние десятилетия в нескольких областях, включая спорт, физические упражнения и физкультурное воспитание. Основные результаты показали, что атмосфера, ориентированная на удовлетворение основных психологических потребностей обучающихся, оказывает положительное влияние на мотивацию студентов, которая в свою очередь имеет значительную положительную связь с оценкой по физкультуре, а также с намерениями заниматься спортом (двигательной активностью) в свободное время [5].

Теория самоопределения предполагает, что есть три основные психологические потребности, которые необходимо удовлетворить, чтобы люди были мотивированы:

- автономия, относится к необходимости контролировать свои действия и решения (свобода выбора);

- компетентность, реализуется посредством ощущения успеха, чувства быть способным к достижению успеха;

- связанность относится к важности социальных связей и отношений.

Вывод. Возможность здоровьеформирования средствами спонтанной двигательной активности подтверждается теоретическим обоснованием на основе принципа активного здоровьеформирования В. К. Бальсевича, теории самоопределения Эдварда Л.Деси и Ричарда М. Райана, а также подкреплена экспериментальным материалом, который указывает на необходимость реализации условий: свободы выбора, внешней и внутренней мотивации, подкрепленной духом соперничества и состязательности в достижении успеха в референтной социальной группе.

Литература

1. Бальсевич В.К. Здоровьеформирующая функция образования в Российской Федерации / В.К. Бальсевич // Гуманитарные проблемы современной цивилизации: VI Между-нар. Лихачёвские науч. чтения. 26-27 мая 2006 г. - СПб.: СПбГУП, 2006.

2. Маркова Н.В. Здоровье студенческой молодежи: современные тенденции / Н.В. Маркова, С.Г. Рютин // Современные наукоемкие технологии. - 2020. - № 3. - С. 168-172.

References

1. Balsevich V.K. Zdorovyeformiruyushchaya funktsiya obra-zovaniya v Rossiyskoy Federatsii [Health-forming function of education in the Russian Federation]. Gumanitarnyye problemy sovremennoy tsivilizatsii [Humanitarian problems of modern civilization]. VI International Likhachev Scientific Readings. May 2627, 2006. St. Petersburg: SPbGUP publ., 2006.

2. Markova N.V., Ryutin S.G. Zdorovye studencheskoy molodezhi: sovremennyye tendentsii [Health of student youth: current trends]. Sovremennyye naukoyemkiye tekhnologii. 2020. No. 3. pp. 168-172.

3. Haase A., Steptoe A., Sallis D.F., Wardle J. Physical activity in free time among university students from 23 countries: associations with health beliefs, risk awareness and national economic development. Prev Med. 2004; 39(1):182-90.)

4. Klára Kovács Socio-cultural characteristics of sport activity among students in Central and Eastern Europe: Comparative empirical analysis. Journal of Physical Education and Sport. 2019(1). pp.669-676

5. Sid L., Perez A., Borrego S., Duarte-Mendes P., Teixeira D.S., Utau J. M., Monteiro D. Motivational factors determining grades in physical education and the intention to play sports in the future. PLoS One. May 23, 2019; 14(5):e0217218. doi: 10.1371/ journal.pone.0217218. PMID: 31120973; PMCID: PMC6592572.

И Информация для связи с автором: minnikaeva@yandex.ru

Поступила в редакцию 23.06.2023 г.

НОВЫЕ КНИГИ

ЕГОРОВА М.А. ОСНОВЫ ВРАЧЕБНОГО КОНТРОЛЯ / М.А. ЕГОРОВА. - САНКТ-ПЕТЕРБУРГ:

ЛАНЬ, 2023. - 52 С. - ISBN 978-5-507-47995-5.

В пособии представлены основные методы исследования лиц, занимающихся физической культурой и спортом, используемые во врачебном контроле. Изучив эти методы, студенты смогут применять их и научиться правильно оценивать полученные при этом данные для того, чтобы использовать их в дальнейшем в своей преподавательской и тренерской работе. Учебное пособие предназначено для студентов вузов очной формы обучения по специальности «Физическая культура».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.