Научная статья на тему 'ВОЗМОЖНОСТИ ВЫРАВНИВАНИЯ РЕГИОНАЛЬНЫХ ДИСПРОПОРЦИЙ В ЭКОНОМИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ'

ВОЗМОЖНОСТИ ВЫРАВНИВАНИЯ РЕГИОНАЛЬНЫХ ДИСПРОПОРЦИЙ В ЭКОНОМИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
126
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕСУРСЫ / РЕГИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / ДЕПРЕССИВНЫЙ РЕГИОН / САНАЦИЯ / ФИНАНСОВЫЙ МЕХАНИЗМ РЕГИОНА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ивашкова Т.К.

В статье раскрываются экономические предпосылки развития депрессивных регионов, представлены критерии типологизации регионов, рассмотрен механизм санации депрессивных регионов и методы экономической поддержки регионов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

POSSIBLE ALIGNMENT OF REGIONAL DISPARITIES IN ECONOMIC DEVELOPMENT

The article reveals the economic preconditions for development of depressive regions, presented the criteria by drawing up profiles of regions, the mechanism of sanation of depressive regions and methods of economic support for regions.

Текст научной работы на тему «ВОЗМОЖНОСТИ ВЫРАВНИВАНИЯ РЕГИОНАЛЬНЫХ ДИСПРОПОРЦИЙ В ЭКОНОМИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ»

ВОЗМОЖНОСТИ ВЫРАВНИВАНИЯ РЕГИОНАЛЬНЫХ ДИСПРОПОРЦИИ в

ЭКОНОМИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ

Ивишкова Т.К.. к.э.н.. ст. преподаватель. ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный университет им. И.Н. Ульянова-

В статье раскрываются экономические предпосылки развития депрессивных регионов, представлены критерии типологилащ .•ионов, рассмотрен механигм санации депрессивных регионов и методы экономической поддерж ки регионов.

Ключевые слова: ресурсы, региональное развитие, депрессивный регион, санация, концепция развития региона, финансово! «а низм региона.

POSSIBLE ALIGNMENT OF REGIONAL DISPARITIES IN ECONOMIC

DEVELOPMENT

Iva.hkova T.. Ph.D., head teacher, FGBOU SEl HPE « Ulianov Cliuvasli Stale University»

The article reveals the economic preconditions for development of depressive regions, presented the criteria hy drawing up profiles ••• nr&■ the mechanism of sanation of depressive regions and methods of economic support for regions.

Keywords: resources, regional development, stress, rehabilitation, the concept of development of the region, the financial median € region.

Рыночная экономика выдвигает на первый план задачи ускоренного подъема депрессивных и отсталых регионов; сохранение и укрепления единого экономического пространства и территориальной целостности государства на основе межрегиональной экономической интеграции.

В условиях неравномерного роста производства по территории важным требование является выравнивание региональных уровней социально-экономического развития. Гак разрыв между субъектами Российской Федерации по валовому региональному продукту (ВРГ1) на душу населения составлял 25 раз в 2009 году, почти 44 раза в 2005 году. С 2005 года по 2009 год самый низкий В1'П на душу населения был в Ингушетии, а самый высокий в Тюменской области.

Процесс дифференциации социально-экономических параметров контролируется во всех развитых странах. Социально ориентированная рыночная жономика не допускает чрезмерных различии региональных социальных и экономических уровней, хотя в отличие от планового хозяйства их значительный разрыв здесь неизбежен.

Решение проблемы требует обеспечение условий активизации экономических рычагов в депрессивных и отсталых регионах путем интенсификации, специализации производства, его диверсификации. межрегиональной интеграции и кооперации.

Важным уровнем региональною развития являются объективные условия (предпосылки), которыми обладает регион. От того, насколько эффективно реализует эти условия, управляющая подсистема региона зависит уровень его социально-экономического развития. На основе использования преимущества тех или иных предпосылок развития формируется структура народного хозяйства региона.

Экономические предпосылки регионального развития условно можно подразделить на внутренние и внешние.

К первым относятся: географическое положение, природные ресурсы, население производственный потенциал. Ко второй группе предпосылок - экономические связи региона с другими регионами. федеральными органами власти, а также другими странами.

Факторы регионального развития в современных условиях самые разнообразные:

ресурсные - трудовые ресурсы, производственная база, природные ресурсы, земля, финансовый потенциал;

инфраструктурные - коммуникационно-информационная сеть, институциональные структуры управления;

инновационные - наличие наукоемкого производства, фондов поддержки предпринимательства;

внешние - федеральное и региональное законодательство, межрегиональные и межнациональные экономические связи.

Система факторов определяет совокупность условий и определяет возможность региона осуществлять производственно-хозяйственную деятельность, выпускать продукцию, товары, услуги, удовлетворять запросы населения, общественные потребности, обеспечивать развитие производства и потребления, друз ими словами определяет потенциал региона.

Экономический потенциал региона можно разделить к* ч ре основные составляющие:

1. Природио-экологическнй потенциал:

2. Ресурсно-производственный потенциал;

3. Трудовой потенциал:

4. Внешнеэкономические связи и бюджетно-финанс.:»* ношения региона.

Природно-экологический потенциал включает такие» \ - i ты. как качество земли, близость или удаленность от рынка ¡ та. погодно-клнматическне условия, экологическая емкость тории. Природно-эколотичсский потенциал хотя и не все г u а непосредственную экономическую оценку, но через реа/пеш своих компонентов косвенно влияет на конечные результаты я ственной деятельности региона. На долю этих 25 субъектов Ш рации приходится свыше 75% всего природно-ресурсногс -ц циала России. Экономики регионов-илндеров», таких как Va Мансийский АО, Тюменская область. Ямало-Ненецкий 4¡ .» чительной степени зависимы от добычи сырья.

Ресурсно-производственный потенциал функцнонир>ет • личных элементах производительного капитала: основногс а ротного капитала, фондов обращения и оборотных средств -л лее значимым является показатель основных фондов прелиза который характеризует общие потенциальные возможное-* па. Количественные характеристики производственного п тас ла региона не могут дать полного представления о сто состоянии и поэтому должны быть дополнены его качестве* характеристиками и, в частности, степенью изношенности ных фондов.

Трудовой потенциал характеризуется уровнем квалифщ-и образования трудовых ресурсов региона. Вместе с тем следовых отношений можно характеризовать и как систем ■ -ннй по демографии и популяции населения, его воспреи s i занятости и безработице; уровню заработной платы и ег ренцианин по отдельным группам работников; организации га: ных форм социальной поддержки и защиты населения

Следует различать определенные типы регионов, сходкмь ду собой по факторам и направлениям хозяйственного г-я Выделение различных типов регионов является инструменту управления региональным воспроизводственным процесс *

В качестве критериев типологизацнн регионов следует зовать:

уровень самообеспеченности сырьевыми, товарным нансовымн и трудовыми ресурсами, наличие экспортных гчг.-чг территориальная удаленность от экономических наличие благоприятных природно-климатических . для хозяйственно-экономической деятельности;

участие региона в межрегиональной кооперации . ла лизании;

уровень развития региона в межрегиональной и ■ и специализации:

уровень и качество жизни населения.

Общими же показателями для выделения pet ионов м< г

производимый в регионе валовой продукт на душу населения;

реальные доходы на душу населения (особенно показательна доля минимальной потребительской корзины в реальных доходах на душу населения);

доходы бюджетов всех уровней на данной территории на душу населения:

уровень фактического конечного потребления, включая: жилищные условия, систему образования, здравоохранения, социальную инфраструктуру, среднюю продолжительность жизни.

Названные классификационные признаки и показатели следует рассматривать в соотношении с макроуровнем с однотипными или близлежащими регионами.

Рег ионы целесообразно классифицировать на пять укрупненных групп: высокоразвитые, с повышенным уровнем развития, средние. с пониженным уровнем развития и депрессивные. Последние характеризуются существенным н устойчивым отставанием от других регионов по производству валового регионального продукта на душу населения.

Депрессивный регион - регион, в котором производственно-ресурсная база перешла в фазу устойчивого спада, исключающего возникновение новых стимулов развития.

Следует отметить, что, когда депрессия становится общерегиональной и общехозяйственной, традиционная трактовка лишается смысла: ее пришлось бы распространить на все производственно-хозяйственные структуры и все регионы и. следовательно, выхолостить ее специфическое содержание. В этих условиях депрессивными следует считать территории, в пределах которых негативные явления (спад производства, снижение уровня жизни, нарастание негативных тенденции в сфере занятости, демографии, эколо-гии и т.п.) более высокие, чем общероссийские. Степень же такого превышения является показателем остроты проблемы и определяет одновременно приоритетность ее решения.

Депрессивными территориями в регионе следует считать компактные образования (например, населенные пункты), которые являются точками напряжений. Число таких точек зависит лишь от того, какие параметры опережающего спада производства и снижения уровня жизни и в каких определяющих условиях (районы Крайнего Севера, районы национально-этнических конфликтов и т.п.) признаются недопустимыми и требующими немедленных регулятивных мер противодействия.

Современная система государственного регулирования развития регионов зачастую не содержит необходимых корректирующих воздействий, направленных на выход регионов из депрессивного состояния.

Поддержка депрессивных регионов основывается на таких принципах, как: обоснованность выбора объекта помощи, селективность политики государственной поддержки регионов, адресность и локализация помощи, легитимность и контролируемость.

Обоснованность выбора объекта помощи базируется на всестороннем анализе социально-экономической ситуации, разработке прогнозных сценариев развития ситуации в регионе, выборе наиболее острых по ситуации объектов. Прогнозные сценарии представляют собой краткую системную характеристику варианта состояния и развития депрессивной территории, включая и вариант нерегулируемого развития ситуации. С помощью зтого же инструментария проводятся анализ состояния и диагностика развития депрессивных ситуаций в масштабах локальных территорий.

Каждый из сценариев содержит сведения о собственных и привлеченных ресурсах, направлении перемен в формировании депрессивного состояния, механизмах его преодоления. Иными словами. сценарный вариант есть прогнозная характеристика изменения состояния депрессии и требующихся для этого ресурсов, управленческих действий и т.д. Сравнительный анализ сценарных вариантов должен позволить не только более обоснованно оценить остроту депрессивной ситуации, но и диагностировать саму возможность санации депрессивных территорий.

Селективность (избирательность) государственной поддержки регионов связана с множеством регионов и предприятий, требующих поддержки, а также с дефицитностью регионального бюджета.

Объектами особой приоритетной поддержки в условиях массовых кризисных ситуаций социально-экономического, природно-ресурсного и экологического характера должна стать относительно небольшая группа производственно-хозяйственных (предприя-

тия. объединения) и региональных (населенные пункты, ограниченные территории) структур, где ситуация аномально обострена, а собственных и привлеченных ресурсов для перелома нарастающих негативных тенденций недостаточно. В производственно-хозяйственной сфере к числу таких структур в первую очередь относятся предприятия-банкроты: в региональных системах таковыми являются депрессивные территории, т.е. пространственно-локальные образования, в которых по экономическим, политическим, социальным. экологическим и иным причинам перестают действовать стимулы саморазвития, и. стало быть, нет оснований рассчитывать на автоматическое разрешение кризисных ситуаций.

В то же время, в отличие от обанкротившихся предприятий, территории как совокупности социально-экономического, прнрод-но-ресурсного. экологического, культурно-исторического потенциалов общества, как неотъемлемые составляющие единого государства не могут, естественно, обрекаться на ликвидацию, на механическое прекращение их функций.

Сам факт существования депрессивных территорий делает невозможной реализацию в их пределах конституционных прав, свобод и гарантий, отсюда вытекает безусловная необходимость разработки и использования на федеральном, субфедеральном и местном уровнях комплекса антидепрессивных мер. Это связано с тем, что рано или поздно точки депрессии становятся центрами политических. социально-экономических, экологических напряжений.

Санацией (оздоровлением) территорий называется система мер по решению проблемы депресснвности или отсталости того или иного территориального образования.

Идеология санации депрессивных территорий в переходный период основывается на априорных представлениях о недостаточности ресурсов для общего и относительно равномерного подъема территорий и о предпочтительности концентрации средств в точках наибольшей депрсссни с предварительным запуском специально разработанных системных механизмов санации. При этом требуют решения задачи обоснованного выбора таких экстремальных точек и таких системных механизмов.

Пути санации депрессивных регионов сугубо индивидуальны. При этом не исключается возможность существования идентичных элементов в процессе санации, что позволяет использовать некоторые относительно стандартные процедуры. В ряду таких элементов можно, в частности, назвать новую переквалификацию части трудоспособного населения; создание организационно-правовых предпосылок активизации хозяйственной деятельности, организацию самодеятельного или целенаправленного переселения части жителей на более благоприятные территории и т.д.

Набор, последовательность и целевая ориентация мероприятий по санации в каждом конкретном случае индивидуальны, в силу чего их реализация требует специально разработанной программы.

Определяющим элементом в выборе вариантов санации депрессивных территорий является ее конечная цель. В качестве такой цели могут выступать:

временная консервация депрессивного состояния (средства внешней по отношению к данной территории поддержки препятствуют дальнейшей деструкции, не устраняя, однако, ее причин): реструктуризация (трансформация экономического потенциала, социальная разгрузка территории, устранение причин экологических катастроф и т.д.):

тотальная санация, т.е. полный вывод из зоны депрсссни промышленных объектов, переселение из нее жителей.

До настоящего времени тотальная санация проводилась исключительно вследствие чрезвычайных ситуаций, но в перспективе она может стать одним из типичных способов решения проблемы.

Различия вариантов санации обусловлены не только преследуемой при этом конечной целью, но и содержательной направленностью регулятивных действий по санации региона, их длительностью и др. Так. санация может ориентироваться на содержательные действия по стимулированию, активизации извне экономического и социального потенциала территории, по снятию ограничений саморазвития и т.д. Тем самым делается попытка устранить основную причину депрессивного состояния: отсутствие стимулов нормальной воспроизводственной деятельности. В данном варианте могут быть использованы приемы установления особых правовых режимов хозяйствования: предоставление налоговых льгот и каникул, условий наибольшего благоприятствования, поддержки отдельных его форм (например, фермерских хозяйств) н т.д. Применимы и самые различные способы активизации населения - от создания

новых рабочих мест до изменения форм собственности.

Механизмы проведения санации депрессивных территории охватывают действия федеральных, субфедеральных и местных органов власти и хозяйствующих субъектов по решению проблем региона. Практически каждое частное действие по санации депрессивных территории уже сейчас имеет нормативно закрепленный (хотя и не обязательно совершенный) механизм реализации.

Средствами (путями) санации региона являются: действия органов власти по социальной защите населения: мероприятия по банкротству предприятий: регулирование миграции: воздействие на чрезвычайные ситуации: государственная поддержка отраслей и территорий по каналам бюджетов и различных программ; упорядочение отношении собственности; регулирование земельных отношений: формирование и использование бюджетов и налогов; заключение многосторонних соглашений.

Система механизмов санации депрессивных территории в современных кризисных, переходных, нестабильных условиях станет работоспособной только при опоре на совокупность следующих принципов:

1. Целевая ориентация. Ни один механизм не должен быть индифферентным по отношению к предмету регулирования: в нем необходимо учитывать реалии и неукоснительно обеспечивать именно конечные результаты санации депрессивных территорий.

2. Системность воздействия. Механизмы проведения санации следует конструировать так, чтобы они проявлялись во всех аспектах санации одновременно: из них надлежит исключать противодействующие и нестыкуемые компоненты.

3. Многоуровневая поддержка. Механизмы санации должны быть встроены в политику федеральных, субфедеральных и местных органов власти: следует выделять зоны совместных действий и зоны исключительной компетенции.

4. Концентрация ресурсов. В механизмах санации необходимо предусматривать аккумулирование и возможное перераспределение ресурсов, поступающих по различным каналам.

5. Упреждающие действия. Механизмы санации призваны работать с опережением новых депрессивных ситуаций; важно не столько гасить ранее возникшие социальные и иные напряжения, сколько заранее создавать организационно-правовые и иные преграды на пути перерастания депрессивных ситуаций в катастрофические.

6. Операциональное!!,. Все предлагаемые меры должны укладываться в действующую систему процедур, решений и т.д.

7. Реальность. Все предусмотренные программой санации мероприятия необходимо осуществить: лучше отказаться от эффектного намерения, чем получить хотя бы один неудачный результат, способный ухудшить ситуацию.

8. Контролируемость. Вес действия следует проводить в режиме. позволяющем проверить их реализацию и. главное, соответствие полученных результатов целям санации.

9. Гласность. Депрессивные территории, особенно в период их санации, суть зоны аномально высоких социальных напряжений; первой гарантией успеха санации нужно считать объективное освещение ее целей и процедур, снятие в ходе дискуссий всех возникающих вопросов, оповещение о каждом (удачном и неудачном) шаге санации, особенно в части использования средств.

Концепция саморазвития региона универсальна: она отвечает потребностям и возможностям как относительно слабых районов, так и тех субъектов Федерации, которые не нуждаются или почти не нуждаются во внешней поддержке.

Традиционно термин «саморазвитие» относится не к экономике, а к биологии, которая трактует его как умственное или физическое развитие посредством самостоятельных усилий. Прижился он и в философии, где ставится знак равенства между «саморазвитием» и «самодвижением», т.е. движением, источник энергии которого содержится в самом развивающемся объекте.

Под саморазвитием региона понимается настройка его экономики на достижение устойчивого состояния самосовершенствования, т.е. саморегулирование при практическом отсутствии внешнего воздействия. Цель регионального саморазвития - создать в регионе конкурентную среду, побуждающую производителей производить качественные товары, а продавцов - продавать их по дос-

тупным ценам, формируемым свободным рынком.

Естественно, экономическая самостоятельность ре должна вступать в противоречие с целостностью эконом пространства России. Но и при соблюдении этого непр условия открывается необозримый простор для взанмов делового сотрудничества, обеспечивающего приток в ) субъекта Федерации капитала, современных технологий совместных инвестиционных проектов, осуществляемых ■ регионами при одновременном налаживании хозяйственн эей с другими странами.

В близком родстве с понятием саморазвития находятся известные термины «самоокупаемость», «самофннансн" «самоуправление», прочно укрепившиеся в научной г кой литературе и в управленческой практике.

Самоокупаемость является основой представлений о ственном расчете предприятий. Под самоокупаемостью п ся возмещение хозяйствующим субъектом текущих прон ных затрат за счет выручки от реализации пропзведенны\ выполненных работ и услуг, продажи неликвидов. С'амоок> - минимальное требование обеспечения экономической , телыюсти. финансовой независимости субъекта хоз> первый шаг к самообеспечению производства.

Самофинансирование подразумевает помимо текущнд I ходы инвестиционного типа (вложения капитала в буду щее волетво. в его расширение, реструктуризацию, модерн! конструкцию). Самофинансирование субъекта хозяйс телыюсти возможно только при условии получения им I хозяйственной деятельности или финансовых посту плен. . источников, не требующих возмещения либо обладакж;к\ тированными возможностями возмещения.

Самоуправление есть внутреннее управление объект V мой со стороны субъекта управления, входящего в эту с ставляютцего ее часть. Что же касается регионального с лення на уровне субъектов Федерации, то его можно н.1 ковым со значительной долей условности, поскольку ное управление есть часть государственного управление и полномочия его разделены с государственными фед органами.

Из синтеза перечисленных понятий саморазвитие во г их наиболее важные составляющие, но приобретает пр;-вое смысловое качество, не присущее каждому из с~ его понятий, рассматриваемых в отдельности. В этом известное свойство сннсргичностн категории «самора отношению к составляющим сё частям.

Каждое из исходных понятий, лежащих в основе мого понятия «саморазвитие региона», относится либо . ленным видам ресурсов (самоокупаемость, самофинан либо к отдельным функциям (самоуправление). Самора гиона - гораздо более широкое понятие, охваггываюшсс чеекое использование всех ресурсов региона, включая 1 материальные, трудовые, финансовые, информационна ресурсами и продуктами экономической деятельности вн> региона, оперативное и стратегическое управление экон гиона, воздействие на социальные процессы, осуществ. ональных программ и участие в целевых региональных мах. регулирование межбюджетных отношений и участие » ствленни реформ.1

Саморазвитие не означает отказа региона от федера.-жетной поддержки, от других видов помощи. Однако оно осознанную и подкрепленную действием тенденцию этом направлении. Взявший курс на саморазвитие репыа все от него зависящее для снижения дотационной поддержки до потенциально достижимого в данных ус ня. который должен быть четко просчитан, а покрытие расходов принимает на себя. Переход к самообеспсчен жайшая цель саморазвития, достижение финансовой не тн региона от бюджетных и иных ассигнований со с рации - безусловный приоритет.

Курс на саморазвитие открывает путь к повыше нг-ного статуса региона, приумножению его научно-ннт нога, образовательного, духовного потенциала. Он в к.

1 Необходимо отметить, что курс на саморазвитие не имеет ничего общего со стремлением к самоизоляции. Скорее паоборг: мальное расширение экономических взаимосвязей, взаимодействия с другими регионами и странами должно рассматриваться . решающих факторов успешного саморазвития.

необходимую составляющую поддержку национальных традиции, обеспечение экологической безопасности и здоровья населения, заботу о будущих поколениях.

Региональная дифференциация проявляется в том, что возможности самообеспечения и связанная с ними экономическая зависимость регионов от федеральною центра у разных регионов не совпадают. Регионы, перечисляющие в федеральный бюджет более 60% своих налоговых доходов, предложено относить к донорам. Если им оказывается финансовая помощь, это сигнал к изменению границы изъятия налогов у регионов. Регионы, перечисляющие от 40 до 60% своих налоговых доходов, могут считаться самодостаточными, если им не оказывается финансовая помощь. Регионы, отдающие Центру менее 40 % собранных налогов - реципиенты, независимо от того оказывается им финансовая помощь или нет. Около десяти субъектов Федерации являются крупными донорами федерального бюджета (Республика Татарстан. Пермский край. Тюменская область. Москва. Санкт-Петербург. Ленинградская область, Ненецкий автономный округ. Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, Ямало-Ненецкий автономный округ. Республика Башкортостан). Остальные находятся в положении реципиентов.

Однако такое разделение отображает лишь финансовую сторону региональной дифференциации, производную от более глубоких социально-экономических особенностей, в частности от различий в структуре и состоянии экономики, в условиях се функционирования. в наличии и полноте использования природных, материальных. трудовых ресурсов и. наконец, в уровне жизни населения. Этими различиями обусловлена классификация регионов по степени самообеспеченности и самодостаточности с выделением таких групп, как «нуждающиеся» и «особо нуждающиеся» регионы.

В практике региональной политики советских времен ведущим был принцип «выравнивания». В целях преодоления исторически сложившейся экономической отсталости некоторых национально-территориальных образований национальный доход перераспределялся в их пользу. Ту же самую цель преследовало и размещение производительных сил на территории страны. Такая политика зримо способствовала прогрессу в экономике и социальной сфере, расценивавшемуся как одно из важнейших завоеваний социализма. Время, однако, показало, что у этой медали есть и оборотная сторона. По сравнению с уровнем 1913 г. отсталые в прошлом регионы действительно уходили далеко вперед, но их отставание все равно сохранялось, в сопоставлении с другими регионами они проигрывали. Навязанное сверху размещение производительных сил не позволило экономике регионов развиваться комплексно. Идея выравнивания обернулась безынициативностью, пассивностью, способствовала укоренению привычки видеть выход из напряженной ситуации только в получении поддержки от федерального центра.

Концепция саморазвития тоже предполагает «выравнивание» - в том смысле, что ее реализация в итоге позволит экономически отсталым регионам подняться до уровня нынешних «доноров». Но подниматься они будут собственными силами, на основе самостоятельно разработанной программы действии.

Методы экономической поддержки регионов со стороны федерального центра можно разделить на прямые и косвенные.

Прямая поддержка предусматривает либо непосредственные финансовые вливания в экономику региона, либо предоставление налоговых и иных льют, снижающих региональные расходы.

Центр поможет регионам, прежде всего тем, что передаст прибыльные, обладающие рыночной стоимостью объекты федеральной собственности в региональную собственность на безвозмездной основе. Регионы получают из федерального бюджета трансферты в виде государственных субвенций, не требующих компенсации. а также средства из внебюджетных федеральных фондов. Помимо этого федеральный бюджет выделяет средства на осуществление целевых федеральных программ, в состав которых входят региональные подпрограммы Устанавливаются налоговые, таможенные и иные льготы, приводящие к уменьшению части поступлений. передаваемых субъектами Федерации в федеральный бюджет.

Косвенная поддержка заключается в расходовании средств федерального бюджета или внебюджетных фондов на отраслевые объекты федеральной собственности, расположенные на территории региона. Федеральные финансовые источники кредитуют региональные расходы. Выделяются инвестиции, способствующие поддержанию и подъему экономики региона. Формируются меха-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

низмы гарантий, залоговых механизмов на федеральном уровне, способствующих притоку кредитов н инвестиций в регионы. Центр берет на себя содержание федеральных объектов, предприятий, учреждений, расположенных на территории региона.

Конкретными инструментами регионального саморазвития в условиях перехода к рыночным отношениям являются формирование бюджета субъекта Федерации в его взаимосвязи с федеральным и местными бюджетами, поддержка товаропроизводителей и бизнеса, меры по оживлению производства и возбуждению спроса на товары и услуги, дальнейшая приватизация объектов государственной и муниципальной собственности, сопровождаемая реструктуризацией производства.

Финансовый механизм региона — сердцевина концепции его саморазвития. Он представляет собой совокупность методов и средств воздействия на финансовые ресурсы и денежные потоки, в которых участвует per ион.

Финансовое обеспечение регионов как одно из определяющих условий их саморазвития зависит не столько от распределения и перераспределения заданного объема бюджетных финансовых ресурсов между федеральным и субфедеральным уровнями, сколько от наполнения бюджетов, поступления средств в бюджеты.

Следовательно, возможности саморазвития региона лишь в малой степени зависят от перекачки денежных средств в региональные бюджеты. Па них оказывает влияние главным образом рост доходов предприятий и населения, образующих налогооблагаемую базу. Чем выше будут эти доходы, тем больше налоговых поступлений в бюджет может бы ть собрано при том же уровне ставок налогообложения, тем богаче станет рег иональный бюджет, а вслед за пнм и федеральный.

Чтобы заработал финансовый механизм саморазвития, ключевой частью должны стать не распределительные, бюджетно-нало-говыс отношения между Федерацией, ее субъектами и муниципальными территориальными образованиями, а финансовые стимулы и рычаги, способствующие росту производства и повышению доходов хозяйствующих субъектов в регионе. Вводя, например, налоговые льготы для предприятий и предпринимателей, мы на какое-то время ослабляем региональный бюджет, зато способствуем подъему производства и росту доходов. В дальнейшем что окупится: возрастет объем инвестиций в производство, увеличатся денежные поступления в бюджеты всех уровней.

Итак, мы видим, как велика роль, которую играет фннан-сово-бюджетный механизм в обеспечении саморазви тия регионов. Но очевидна и необходимость трансформации сложившихся бюджетно-финансовых отношений между Федерацией и ее субъектами. преобразования бюджетно-налоговых систем па региональном и местном уровнях.

Литература:

1. Афанасьев. М. Мировая конкуренция и кластеризация экономики / М. Афанасьев И Вопросы экономики. - 2005. № 4. - С. 75 - 86.

2. Бслоусова, О. Роль и место инвестиционной политики в обеспечении конкурентоспособности промышленного комплекса/О. Бслоусова // Инвестиции в России. 2008. - № 11.-С. 16.

3. Валинурова, Л.С. Управление инвестиционным процессом в экономических системах: монография. / Л.С. Валинурова. М.: Издательство «Палеотип», 2002.

4. Граиберг, А.Г. Основы региональной экономики / А.Г. Гран-берг - М.: ГУ ВШЭ, 2004. - 496 с.

5. Кураков, Л.П. Прогнозирование социально-экономического развития ЧР Л.П. Кураков. 11.В. Федоров. - М.: Пресс-сервис, 2003.

6. Фетисов. Г.Г. Региональная экономика и управление / Г.Г. Фетисов. В.П. Орешин. - М.: ИНФРА-М., 2006. - 416 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.