ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К ОЦЕНКЕ УРОВНЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА И ВЫРАБОТКЕ НАПРАВЛЕНИЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ ПРОБЛЕМНЫХ ТЕРРИТОРИЙ
Р. А. КУЗНЕЦОВ
В статье представлены основные подходы к оценке уровня социально-экономического развития региона, при этом ключевое внимание уделено оценке социально-экономического потенциала региона. Предложено рассматривать социально-экономический потенциал региона как сумму частных потенциалов, а именно: природно-ресурсного, территориально-географического, финансового, трудового, производственного, социально-инфраструктурного, научно-инновационного, демографического, каждый из которых имеет в свою очередь качественную и количественную характеристику. Обоснована последовательность действий, необходимых для аргументации правильности выбора объектов государственной поддержки, что позволяет поэтапно анализировать уровень развития региона и выявлять его сильные и слабые стороны. Определена важность построения типологических группировок регионов для их описания и диагностики социально-экономического положения и для решения задач государственной региональной политики. Обосновано, что методы, механизмы и мероприятия экономической политики должны учитывать особенности типов регионов, выделяемых с учетом экономических, социальных, природных, геополитических и других наиболее важных условий. Предложены меры по решению проблем депрессивности или отсталости территориального образования.
Ключевые слова: регион, социально-экономическое развитие, оценка, экономический потенциал, проблемность, депрессивные территории.
На современном этапе развития российской экономики все отчетливее просматривается дифференциация в уровне социально-экономического развития регионов. Годами копившиеся проблемы по-прежнему тормозят экономический рост, а порой и вовсе тянут назад. В связи с этим, назревает острая необходимость государственного вмешательства. Важно своевременно выявить регионы, которым в первую очередь требуется такая поддержка. Однако немаловажным фактором при определении форм оказания помощи проблемным территориям является выбор наиболее точной и эффективной методики оценки «отсталости» и оценки экономического потенциала интересующего субъекта федерации.
При ранжировании слаборазвитых регионов наиболее правильным было бы выработать определенный алгоритм, который бы помогал поэтапно анализировать уровень регионального развития и выявлять его сильные и слабые стороны, поэтому целесообразно предложить следующий порядок необходимых последовательных действий:
- Анализ уровня социально-экономического развития региона по показателям (валовой региональный продукт на душу населения; объем инве-
стиций в основной капитал на душу населения; финансовая обеспеченность региона с учетом паритета покупательной способности на душу населения; объем внешнеторгового оборота на душу населения; доля среднесписочной численности работников, занятых на малых предприятиях в общей среднесписочной численности работников; уровень зарегистрированной безработицы; доля населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума в общей численности населения; суммарный оборот розничной торговли, общественного питания и платных услуг в расчете на душу населения; соотношение среднедушевых денежных доходов и величины прожиточного минимума; величина основных фондов экономики на душу населения; коэффициент плотности автомобильных дорог) (за основу взяты показатели из статьи В. И. Меньщиковой «К вопросу об оценке уровня социально-экономического развития региона» [4]).
- Анализ экономического потенциала региона (природно-ресурсный потенциал; финансовый потенциал; трудовой потенциал; производственный потенциал; социально-инфраструктурный потенциал; территориально-географический по-
тенциал; демографический потенциал; научноинновационный потенциал) [6].
- Анализ и сопоставление показателей текущего уровня социально-экономического развития региона с показателями, которые могли быть достигнуты при эффективном использовании экономического потенциала региона.
- Классификация регионов по степени «про-блемности» на основе полученных показателей.
- Разработка плана мероприятий по поддержке социально-экономического развития проблемных регионов.
В региональной экономике оценку экономического потенциала субъекта Федерации принято проводить по следующим показателям: численность населения; численность трудовых ресурсов; основные производственные и непроизводственные фонды; валовой общественный продукт и национальный доход; объемы минеральных, водных, сырьевых и энергетических ресурсов; объем производственных сил; объем выпуска промышленной продукции; объем сельскохозяйственной производства; показатели развития транспортных сетей. Экономический потенциал можно подразделить на несколько составляющих [6]:
- природно-ресурсный или экологоэкономический потенциал, учитывающий также уровень экологического благополучия территории;
- производственный, учитывая инвестиционный (инвестиции направляются на развитие или обновление основных фондов);
- инновационный, отражающий научнотехнические факторы функционирования хозяйственных систем. К ним непосредственно относится образовательный потенциал, что можно рассматривать как интеллектуальный потенциал, включая и культурный уровень народонаселения данной страны или региона;
- трудовой (кадровый) потенциал, учитывающий масштабы и качественные факторы трудовых ресурсов. Денежная оценка трудового потенциала предприятия, учитывающая качественные факторы (квалификация, здоровье, структура и т. п.), рассматривается как кадровый потенциал и является важной составляющей цены предприятия.
Рассмотрим подробнее основные составляющие экономического потенциала региона.
Для характеристики экологического потенциала в статистике используют целый ряд показателей, которые отражают степень экологической нагрузки на окружающую среду:
- Экологическая емкость территории, т. е. способность природной среды выполнять безотказно свои функции с определенной степенью ве-
роятности. Этот показатель отражает как пригодность территории для жизнедеятельности человека, так и сохранение функции воспроизводства ресурсов и необходимых условий существования.
- Объем загрязняющих выбросов в окружающую среду. В настоящее время предлагается установить национальные квоты выбросов вредных отходов в атмосферу, а также регулировать объем токсичных отходов и уровень их переработки и др.
Социально-экономический потенциал региона можно рассматривать как сумму частных потенциалов, а именно: природно-ресурсного, территориально-географического, финансового, трудового, производственного, социально-инфраструктурного, научно-инновационного, демографического, каждый из которых имеет в свою очередь качественную и количественную характеристику.
Характеристика производственного потенциала строится на основе показателей, описывающих экономическую деятельность территории.
При характеристике территориальногеографического потенциала показатель плотности экономической деятельности рассчитывается как отношение валового регионального продукта к площади территории.
При характеристике природно-ресурсного потенциала берут во внимание все показатели (относительные) запасов ресурсов, отнесенные на 1 км2 территории. Это позволяет более точно учесть насыщенность и интенсивность использования территории.
Трудовой потенциал характеризуется наличием и использованием трудовых ресурсов (численность занятых в экономике и доля экономически активного населения в общей численности).
Демографический потенциал характеризуется показателями численности и естественного движения населения.
Социально-инфраструктурный потенциал характеризуется возможностями региона в сфере улучшения медицинского, бытового, культурного, транспортного, торгового обслуживания населения.
Показатели финансового потенциала отражают официальную статистику о доходах и расходах консолидированных бюджетов территорий.
Научно-инновационный потенциал характеризуется уровнем развития науки и внедрением достижений научно-технического прогресса.
Оценка вклада каждого потенциала, составляющего интегральный потенциал, строится на основе опроса экспертов, которая рассчитывается как взвешенная сумма частных потенциалов. Интегральные показатели интерпретируют следующим
образом: потенциал региона представляет собой долю региона в общем потенциале России. Этот метод является самым простым, наглядным, но, к сожалению, одновременно и наименее точным [6].
Оценка экономического потенциала производится методом расчета количественных относительных показателей. В ряде работ в качестве «универсального показателя» оценки экономического потенциала региона указывается показатель валового регионального продукта, который характеризует не только сложившийся уровень развития, но и особенности его структуры, эффективность функционирования отдельных отраслей и корпораций, степень вовлечения региона в интеграционные процессы и другие аспекты его деятельности [3].
Большинство исследователей предлагают сравнивать экономический потенциал через ВВП и его производные [7]. Однако стоит учесть, что в период инвестиционного бума потенциал региона растет за счет увеличения количества поступающих финансовых средств и снижения времени их окупаемости. Также можно определить взаимосвязь между экономическим потенциалом и безработицей, которая в краткосрочном периоде будет выглядеть следующим образом: если экономический потенциал снижается - наблюдается рост безработицы и наоборот.
Следующим шагом является оценка социально-экономического состояния региона. Основной целью комплексной оценки уровня социальноэкономического развития субъектов Российской Федерации является определение возможности решения текущих и долгосрочных задач социального и хозяйственного развития на основе внутренних резервов и источников экономического роста и эффективности мер, предпринимаемых Правительством РФ и руководящими органами субъектов федерации по реализации социальноэкономической политики [3].
Базовые индикаторы комплексной оценки уровня социально-экономического развития регионов [8]:
1. Валовой региональный продукт на душу населения (тыс. руб.).
2. Объем инвестиций в основной капитал на душу населения (тыс. руб.).
3. Объем внешнеторгового оборота на душу населении (долл. США).
4. Финансовая обеспеченность региона на душу населения (тыс. руб.).
5. Доля среднесписочной численности работников, занятых на малых предприятиях (без учета внешних совместителей и работающих по дого-
ворам гражданско-правового характера) в общей среднесписочной численности работников, занятых на предприятиях и организациях.
6. Уровень зарегистрированной безработицы (в % к экономически активному населению).
7. Соотношение среднедушевых денежных доходов и величины прожиточного минимума.
8. Доля населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума (%) в общей численности населения.
9. Суммарный оборот розничной торговли, общественного питания и платных услуг в расчете (тыс. руб.).
10. Основные фонды отраслей экономики (по остаточной балансовой стоимости в среднегодовом исчислении полной балансовой стоимости с учетом степени удорожания капитальных затрат) на душу населения (тыс. руб.).
11. Коэффициент плотности автомобильных дорог.
12. Сводный показатель уровня развития отраслей социальной инфраструктуры, рассчитываемый на основе четырех первичных индикаторов:
- обеспеченность дошкольными образовательными учреждениями (мест на 1000 детей дошкольного возраста);
- выпуск специалистов высшими и государственными средними учебными заведениями (чел. на 10 тыс. чел. населения);
- обеспеченность населения амбулаторнополиклиническими учреждениями (посещений в смену на 10 тыс. чел. населения);
- обеспеченность врачами и средним медицинским персоналом (чел. на 10 тыс. чел. населения).
Расчет интегрального показателя проводится поэтапно. На первом этапе по каждому из базовых оценочных индикаторов, кроме последнего, определяется ранг каждого региона, а также ранг среднероссийского значения, начиная с лучшего значения (первое место) и заканчивая худшим значением (последнее место). По сводному показателю уровня развития отраслей социальной инфраструктуры определяются ранги четырех перечисленных выше индикаторов по социальной сфере, потом полученные ранги суммируются и определяется интегрированный ранг по сводному показателю уровня развития социальной инфраструктуры каждого региона, а также среднероссийского значения. На втором этапе производится расчет балльной оценки по каждому из показателей для каждого региона. На третьем этапе суммируются приведенные балльные оценки по всем 12 базовым индикаторам и полученный результат
делится на 12, то есть определяется искомая интегральная оценка уровня социально-экономического развития каждого региона [8].
Таким образом, на основе анализа социальноэкономического развития регионов и его экономического потенциала проводится их классификация по степени проблемности.
Построение типологий (или типологических группировок) регионов важно как для описания и диагностики социально-экономического положения регионов, так и для решения задач государственной региональной политики. Методы, механизмы и мероприятия экономической политики должны учитывать особенности типов регионов, выделяемых с учетом экономических, социальных, природных, геополитических и других наиболее важных условий [5]. На региональном уровне широко применяются методы типологических группировок, разработанные в рамках теоретической статистики. При этом предпочтение отдается методам сложных группировок, когда разделение совокупности регионов на группы проводится по двум и более признакам, взятым в комбинации.
Очевидно, что современное экономическое пространство России, разнородное по уровню экономического развития и уровню жизни, включает множество больших и малых территорий с индивидуальными особенностями развития. В региональной экономике такие особые территории принято называть проблемными регионами. Понятие «проблемный регион» можно рассматривать как территорию, которая самостоятельно не в состоянии решить свои социально-экономические проблемы или реализовать свой экономический потенциал и поэтому требует активной поддержки со стороны государства. Отсюда следует, что проблемный регион - это категория государственной региональной политики.
К наиболее важным качественным признакам проблемного региона относятся [2]:
- особая кризисность проявления той или иной крупной проблемы, создающая видимую угрозу социально-экономическому положению в стране, политической стабильности, экологическому равновесию;
- наличие ресурсного потенциала (производственного, научно-технического, трудового, природного), использование которого наиболее важно для национальной экономики;
- особое значение геополитического и гео-экономического положения региона с позиции стратегических интересов страны;
- недостаток у региона собственных финансовых ресурсов для решения проблем социальноэкономического развития.
К проблемным регионам могут относиться не только субъекты федерации в целом, но и отдельные их части, сопредельные части нескольких субъектов федерации и даже территории, вмещающие несколько субъектов федерации.
Обоснованность выбора объекта государственной поддержки базируется на всестороннем анализе социально-экономической ситуации, разработке прогнозных сценариев развития ситуации в регионе, выборе наиболее острых по ситуации объектов. Прогнозные сценарии представляют собой краткую системную характеристику варианта состояния и развития депрессивной территории, включая и вариант нерегулируемого развития ситуации. Каждый из возможных сценариев содержит сведения о собственных и привлеченных ресурсах, направлении перемен в формировании депрессивного состояния, механизмах его преодоления. Иными словами, сценарный вариант есть прогнозная характеристика изменения состояния депрессии и требующихся для этого ресурсов, управленческих действий и т. д. Сравнительный анализ сценарных вариантов должен позволить не только более обоснованно оценить остроту депрессивной ситуации, но и диагностировать саму возможность санации депрессивных территорий.
Объектами особой приоритетной поддержки в условиях массовых кризисных ситуаций социально-экономического, природно-ресурсного и экологического характера должна стать относительно небольшая группа производственно-хозяйственных (предприятия, объединения) и региональных (населенные пункты, ограниченные территории) структур, тех, где ситуация критически обострена, а собственных и привлеченных ресурсов для преодоления нарастающих негативных процессов недостаточно. В региональных системах таковыми являются депрессивные территории, т. е. пространственно-локальные образования, в которых по экономическим, политическим, социальным, экологическим и иным причинам перестают действовать стимулы саморазвития, и, стало быть, нет оснований рассчитывать на автоматическое разрешение кризисных ситуаций [1]. Сам факт существования депрессивных территорий делает невозможной реализацию в их пределах конституционных прав, свобод и гарантий, отсюда вытекает безусловная необходимость разработки и использования на федеральном, субфедеральном, местных уровнях комплекса антидепрессивных мер. Это
связано с тем, что рано или поздно точки депрессии становятся центрами политических, социально-экономических, экологических напряжений.
Оздоровлением (санацией) территорий называется система мер по решению проблемы де-прессивности или отсталости того или иного территориального образования [2]. Идеология санации депрессивных территорий в переходный период основывается на незыблимых представлениях о недостаточности ресурсов для общего и относительно равномерного подъема территорий и о предпочтительности концентрации средств в точках наибольшей депрессии с предварительным запуском специально разработанных системных механизмов санации. При этом требуют решения задачи обоснованного выбора таких экстремальных точек и таких системных механизмов.
Набор, последовательность и целевая ориентация мероприятий по санации в каждом конкретном случае индивидуальны, в силу чего их реализация требует специально разработанной программы. Определяющим элементом в выборе вариантов санации депрессивных территорий является ее конечная цель. В качестве такой цели могут выступать [2]:
- временная консервация депрессивного состояния (средства внешней по отношению к данной территории поддержки препятствуют дальнейшей деструкции, не устраняя, однако, ее причин);
- реструктуризация (трансформация экономического потенциала, социальная разгрузка территории, устранение причин экологических катастроф и т. д.);
- тотальная санация, т. е. полный вывод из зоны депрессии промышленных объектов, переселение из нее жителей.
До настоящего времени тотальная санация проводилась исключительно вследствие чрезвычайных ситуаций, но в перспективе она может стать одним из типичных способов решения проблемы.
Различия вариантов санации обусловлены не только преследуемой при этом конечной целью, но и содержательной направленностью регулятивных действий по санации региона, их длительностью и др. Так, санация может ориентироваться на содержательные действия по стимулированию, активизации извне экономического и социального потенциала территории, по снятию ограничений саморазвития и т. д. Тем самым делается попытка устранить основную причину депрессивного состояния: отсутствие стимулов нормальной воспроизводственной деятельности. В данном варианте могут быть использованы
приемы установления особых правовых режимов хозяйствования: предоставление налоговых льгот и каникул, условий наибольшего благоприятствования, поддержки отдельных его форм (например, фермерских хозяйств) и т. д.
Механизмы проведения санации депрессивных территорий охватывают действия федеральных, субфедеральных и местных органов власти и хозяйствующих субъектов по решению проблем региона. Практически каждое частное действие по санации депрессивных территорий уже сейчас имеет нормативно закрепленный (хотя и не обязательно совершенный) механизм реализации. Средствами (путями) санации региона являются: действия органов власти по социальной защите населения: мероприятия по банкротству предприятий; регулирование миграции; воздействие на чрезвычайные ситуации; государственная поддержка отраслей и территорий по каналам бюджетов и различных программ; упорядочение отношений собственности; регулирование земельных отношений; формирование и использование бюджетов и налогов; заключение многосторонних соглашений.
Оздоровление проблемных территорий необходимо проводить поэтапно. На первый план выходит комплексный подробный анализ состояния региона, то есть его уровень социальноэкономического развития, а также оценка экономического потенциала субъекта, выявление его сильных сторон и определение наиболее перспективных направлений его дальнейшего развития.
Государственная поддержка, на наш взгляд, должна придерживаться нескольких основополагающих критериев: адресность, своевремен-
ность, комплексность, завершенность. При этом выделяемые средства должны максимально в полном объеме доходить до определенного на этапе анализа получателя, быть своевременными. Они должны охватывать целый комплекс взаимосвязанных отраслей, подвергшихся вредоносному воздействию кризисных процессов. И, наконец, любая программа государственной поддержки проблемных территорий должна доводиться до конца, согласно разработанному плану санации. Только придерживаясь четко выработанному алгоритму, учитывая все потенциальные преимущества и взяв в расчет недостатки, которые, так или иначе, возникли в регионе -можно максимально эффективно разрабатывать и осуществлять программы всесторонней поддержки и оздоровления проблемных территорий.
Литература
1. Климанов В. В. Региональное развитие и экономическая самостоятельность субъектов Российской Федерации. М., 2000.
2. Климов А. А. Пространственное развитие и
проблемные территории: социально-экономические
аспекты. М., 2006.
3. Кузнецова О. В. Экономическое развитие регионов. М., 2007.
4. Меньщикова В. И. К вопросу об оценке уровня социально-экономического развития региона // Социально-экономические явления и процессы. Тамбов, 2011. № 9. С. 123-128.
5. Меньщикова В. И. Факторы устойчивого развития экономики региона // Экономика и управление. 2009. № 1/4 (40). С. 38-42.
6. Меньщикова В. И. Экономический потенциал региона: терминология, структура, модель // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. 2010. № 4 (84). С. 51-63.
7. Развитие российских регионов: новые теоретические и методологические подходы / Институт проблем региональной экономики РАН. СПб., 2006.
8. Санковец Н. А. Экономическое развитие регионов России: дифференциация и регулирование: атореф. дис. ... канд. экон. наук. Улан-Удэ, 2011.
* * *
MAIN APPROACHES TO THE ASSESSMENT OF LEVEL OF SOCIAL AND ECONOMIC DEVELOPMENT OF THE REGION AND DEVELOPMENT OF THE DIRECTIONS OF THE STATE SUPPORTS OF PROBLEM TERRITORIES
R. A. Kuznetsov
In article main approaches to an assessment of level of social and economic development of the region are presented, thus the key attention is paid to an assessment of social and economic capacity of the region. It is offered to consider the social and economic capacity of the region as the sum of private potentials, especially: natural and resource, territorial and geographical, financial, labour, production, social and infrastructure, scientific and innovative, demographic, each of which has in turn the qualitative and quantitative characteristic. The sequence of the actions necessary for the argument of correctness of a choice of objects of the state support that allows to analyze step by step a level of development of the region is proved and to reveal its strong and weaknesses. Importance of creation of typological groups of regions for their description and diagnostics of economic and social situation and for the solution of problems of the state regional policy is defined. It is proved that methods, mechanisms and actions of economic policy have to consider features of types of the regions allocated taking into account economic, social, natural, geopolitical and other most important conditions. Measures for the solution of problems of a depression or backwardness of territorial education are offered.
Key words: region, social and economic development, assessment, economic potential, problematical character, depressive territories..