Научная статья на тему 'ВОЗМОЖНОСТИ ВНЕДРЕНИЯ ПРИНЦИПОВ STEAM В БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННОМ ОБРАЗОВАНИИ'

ВОЗМОЖНОСТИ ВНЕДРЕНИЯ ПРИНЦИПОВ STEAM В БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННОМ ОБРАЗОВАНИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
171
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
STEAM-ОБРАЗОВАНИЕ / ТЕХНОЛОГИИ STEAM / БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ТВОРЧЕСКИЕ ПРОСТРАНСТВА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Грузова Анна Андреевна, Захарчук Татьяна Викторовна

Охарактеризованы приоритеты современного образования и возникающие в последние годы противоречия в образовательной деятельности, связанные прежде всего с изменением характера производственной деятельности специалистов. Рассмотрены основные компетенции, необходимые современному специалисту с высшим образованием. Как одна из возможностей модернизации современного образования предлагается внедрение технологий STEAM. Проанализированы основные подходы к содержанию STEAM-образования, его преимущества и основные составляющие, возможности внедрения технологий STEAM в библиотечно-информационное образование. Обосновывается два направления реализации концепции STEAM-образования в библиотечно-информационной сфере: освоение теоретических знаний с использованием STEAM не в рамках отдельных дисциплин, а в междисциплинарных темах, интегрирующих подходы, и реализация практической части обучения в проектах, разрабатываемых в рамках междисциплинарных научно-образовательных «творческих пространств».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Грузова Анна Андреевна, Захарчук Татьяна Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

OPPORTUNITIES FOR IMPLEMENTING STEAM PRINCIPLES IN LIBRARY AND INFORMATION EDUCATION

The priorities of modern education and the contradictions that have arisen in recent years in educational activities, primarily associated with a change in the nature of the production activities of specialists, are characterized. The main competencies necessary for a modern specialist with higher education are considered. As one of the possibilities for the modernization of modern education, the introduction of STEAM technologies is proposed. The main approaches to the content of STEAM-education, its advantages and main components are analyzed. The possibilities of implementing STEAM technologies in library and information education are analyzed. Two directions for implementing the concept of STEAM education in the library and information sphere are substantiated: the development of theoretical knowledge using STEAM not within individual disciplines, but in interdisciplinary topics that integrate approaches, and the implementation of the practical part of training in projects developed within the framework of interdisciplinary scientific and educational «creative spaces».

Текст научной работы на тему «ВОЗМОЖНОСТИ ВНЕДРЕНИЯ ПРИНЦИПОВ STEAM В БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННОМ ОБРАЗОВАНИИ»

УДК 378:[02:004]:001.895

А. А. Грузова, Т. В. Захарчук

Возможности внедрения принципов STEAM в библиотечно-информационном образовании

Охарактеризованы приоритеты современного образования и возникающие в последние годы противоречия в образовательной деятельности, связанные прежде всего с изменением характера производственной деятельности специалистов. Рассмотрены основные компетенции, необходимые современному специалисту с высшим образованием. Как одна из возможностей модернизации современного образования предлагается внедрение технологий STEAM. Проанализированы основные подходы к содержанию STEAM-образования, его преимущества и основные составляющие, возможности внедрения технологий STEAM в библиотечно-информационное образование. Обосновывается два направления реализации концепции STEAM-образования в би-блиотечно-информационной сфере: освоение теоретических знаний с использованием STEAM не в рамках отдельных дисциплин, а в междисциплинарных темах, интегрирующих подходы, и реализация практической части обучения в проектах, разрабатываемых в рамках междисциплинарных научно-образовательных «творческих пространств».

Ключевые слова: STEAM-образование, технологии STEAM, библиотечно-информационное образование, проектная деятельность, творческие пространства

Anna A. Gruzova, Tatyana V. Zakharchuk

Opportunities for implementing STEAM principles in library and information education

The priorities of modern education and the contradictions that have arisen in recent years in educational activities, primarily associated with a change in the nature of the production activities of specialists, are characterized. The main competencies necessary for a modern specialist with higher education are considered. As one of the possibilities for the modernization of modern education, the introduction of STEAM technologies is proposed. The main approaches to the content of STEAM-education, its advantages and main components are analyzed. The possibilities of implementing STEAM technologies in library and information education are analyzed. Two directions for implementing the concept of STEAM education in the library and information sphere are substantiated: the development of theoretical knowledge using STEAM not within individual disciplines, but in interdisciplinary topics that integrate approaches, and the implementation of the practical part of training in projects developed within the framework of interdisciplinary scientific and educational «creative spaces».

Keywords: STEAM education, STEAM technologies, library and information education, project activities, creative spaces DOI 10.30725/2619-0303-2022-4-171-177

В инновационной экономике, присущей информационному обществу, изменяется характер производственной деятельности специалистов. Основную ценность составляет создание нематериальных ресурсов - инновационных решений на этапах НИОКР, маркетинга, сбыта, создания информационных технологий. Технологии становятся «человечнее» - будущее за человеко-машинными интеллектуальными и интуитивно понятными объектами - информационными системами с искусственным интеллектом.

Экономические системы нуждаются в кадрах, готовых привносить что-то новое

на стыке смежных областей, чтобы улучшить производство и принести пользу следующим поколениям. Государственные и политические деятели, представители бизнеса считают, что нехватка людей, способных соединять знания из разных отраслей и использовать эти знания на практике, является и угрозой для национальной конкурентоспособности [1]. Также в значительной мере увеличились потребности в квалифицированных специалистах, обладающих не только теоретическими знаниями, но и практическими навыками работы со сложными технологическими объектами.

Все сказанное это в значительной мере меняет и приоритеты образования, формирует новые его модели. Основой этих моделей становятся цифровизация образования, персонализация обучения, проектное обучение, совмещение формального и неформального образования, создание межуниверситетских площадок (university hubs) в форме научно-образовательных центров и т. д. [2].

В течение первого десятилетия XXI в. были выявлены и сформулированы важные противоречия в современном образовании:

- существующая, традиционная, зна-ниевая, система образования не в полной мере отвечает требованиям и запросам обучения и подготовки рабочей силы XXI в., т. е. присутствуют определенные проблемы с существующей системой обучения подрастающего поколения науке, технологии, инженерии и математике;

- указывается на снижение мотивации обучающихся, а, следовательно, и успеваемости при обучении отдельным предметам, а также отсутствие способности решать реальные проблемы, требующие знаний по широкому кругу смежных дисциплин [3; 4; 1].

Эти изменения диктуют новые требования к компетенциям специалистов. Большая часть из них относится к так называемым «мягким» навыкам - не связанных непосредственно с предметной областью, сквозных по отношению к ней.

В числе этих желанных компетенций можно выделить:

• Креативность и инновационность -умение принимать быстро и качественно находить решения нестандартных инновационных задач, возникающих проблем в условиях информационной неопределенности, когда задача или проблема настолько уникальна, что даже приблизительно не имеет готовых решений. Принятие решений требует знаний специалистов, в первую очередь, скрытых -навыков, опыта и ментальных моделей поведения в информационной неопределенности, так как главной проблемой является предсказание возможных последствий каждого решения.

• Рисковость, отсутствие боязни принятия ответственности за последствия решений. Эти качества являются ключевыми для принятия действительно инновационных решений, большая часть которых может закончиться неудачей.

• Критическое мышление, позволяющее анализировать большие потоки информации.

• Умение работать в команде, в том числе интернациональной - поскольку процесс принятия решений значительно эффективней в коллективе.

Отдельно отметим междисциплинар-ность как важнейшее качество знаний специалиста. Интеллектуализация технических объектов приводит к тому, что технические объекты становятся похожими на человека. Но спроектировать такой объект/технологию невозможно, основываясь только на технических знаниях. Проектирование требует знаний гуманитарных областей -психологии, культурологии, антропологии и прочих наук, описывающих закономерности человеческого развития [5].

Возникает вопрос, каким образом эти компетенции следует формировать в ходе образования. Высказывается озабоченность несоответствием существующей системы образования новым требованиям [6; 7]. Традиционная система формировалась в обществе индустриальном, основой которого было конвейерное производство. Главным требованием было выполнение скучной механической работы без рассуждений, а не принятие творческих решений.

В информационном обществе приоритеты образования меняются и возникают новые концептуальные подходы. Одним из таких подходов является модель STEAM -Science (Наука), Technology (Технология), Engineering (Инжиниринг), Art (Искусство), Mathematics (Математика).

Этому подходу предшествовала концепция обучения STEM - Science (естественные науки), Technology (технологии), Engineering (инжиниринг), Mathematics (математика). STEM возник как ответ на необходимость практического подхода к обучению на стыке между дисциплинами в США. Согласно проведенным исследованиям, в большинстве высокотехнологичных компаний специалисты испытывали трудности в ориентации в смежных областях. Проанализировав ситуацию с обучением, исследователи предложили новую методику обучения - STEM.

Преимущества STEM-образования заключаются в следующем:

• Интегрированное обучение по темам, а не по предметам.

• Применение научно-технических знаний в реальной жизни.

• Развитие навыков критического мышления и разрешения проблем.

• Формирование уверенности в своих силах.

• Активная коммуникация и командная работа.

• Развитие интереса к техническим дисциплинам.

• Креативные и инновационные подходы к проектам.

• Развитие мотивации к техническому творчеству через «детские» виды деятельности с учетом возрастных и индивидуальных особенностей каждого обучающегося.

• Ранняя профессиональная ориентация.

• Подготовка к технологическим инновациям жизни.

STEM является одним из главных трендов в мировом образовании и реализуется как дополнение к обязательной части основной образовательной программы. Благодаря стремительному развитию технологий появляются новые профессии, повсеместно растет востребованность специалистов STEM. На основе STEM появились новые варианты этого понятия, наиболее распространенными из которых являются STEAM (наука, технологии, инженерия, искусство и математика) и STREM (наука, технологии, робототехника, инженерия и математика).

Модель STEAM основана на идее STEM с добавлением элемента Art (Искусство). Искусство, или творчество, является необходимым звеном обучения инновационного специалиста, влияет на развитие критического мышления, практического приложения идей. Важность творчества для ученых и инженеров доказана, например, Г. С. Альтшуллером - автором теории решения изобретательских задач (ТРИЗ) [8].

STEAM (Science, Technology, Engineering, Arts, Mathematics) означает модель учебной программы, которая предполагает интеграцию искусства, дизайна и творческого решения художественных проблем в дисциплины STEM. При этом искусство охватывает такие области, как изобразительное искусство, история искусств, музыка, театр, танец и др. [9, p. 5].

Художественные навыки имеют решающее значение для развития профессиональных способностей, умения решать проблемы. Искусство способствует развитию четырех ключевых навыков, которые способствуют инновациям:

• наблюдательности, позволяющей уделять внимание деталям;

• визуального мышления, умения объемно рассматривать ситуацию, увидеть общую картину;

• критического мышления, позволяющего находить выход из неординарных ситуаций;

• воображения как способности фантазировать и создавать новые возможности, необходимые для инженерных изысканий и научных исследований [9, p. 1].

Творческие дисциплины не только обогащают содержание образования, но и значительно повышают качество подготовки обучающихся. Объединение научно-технической и творческой (гуманитарной) областей делает процесс образования более результативным и полезным.

Несмотря на то, что STEAM реализуется, в первую очередь, в технических сферах, подход может эффективно встраиваться в библиотечно-информационное образование. Библиотечно-информационная сфера традиционно находится на стыке дисциплин - гуманитарных (педагогика, культурология), естественных (физика в части определения закономерностей развития информации как третьего после материи и энергии ресурса; математики - фундаментальной и прикладной), технических (информационно-коммуникационные технологии, информатика). Кроме того, би-блиотечно-информационный специалист является важным звеном инновационной деятельности - в качестве навигатора знаний, информационного менеджера. В западной практике появляется так называемый «встроенный» библиотекарь (Embedded Librarian), являющийся частью команды разработчиков инновационных объектов, ученых, инженеров [10-14].

Особо следует отметить все большее понимание в профессиональной среде того факта, что будущий библиотекарь должен обладать хотя бы базовыми знаниями в области математики (М), так как, в соответствии с ФГОС, выпускник бакалавриата должен уметь решать такие, например, задачи как: информационное моделирование, использование информационно-коммуникационных технологий в библиотечно-инфор-мационной деятельности, формирование информационно-поисковых систем и баз данных и т. д. Качественное решение таких задач во многом определяется математической подготовкой специалиста.

Если вспомнить советскую систему би-блиотечно-информационного образования, то математика, основы естествознания и техники были обязательными курсами в учебном плане.

С учетом сказанного выше, в современной библиотечно-информационной сфере можно выделить два направления реализации концепции STEAM-образования:

1. Освоение теоретических знаний с использованием STEAM не в рамках отдельных дисциплин, а в междисциплинарных темах, интегрирующих подходы. Обучение, где каждая дисциплина читается отдельно, приводит к тому, что у студентов не возникает когнитивных связей между ними. Несмотря на то, что каждая последующая дисциплина тесно связана с материалом предыдущей, подходы и аргументация у преподавателей различны, что не создает у студента ощущения единого когнитивного пространства, и, наоборот, приводит к разрыву когнитивных связей. Ярким примером такого разрыва является изучение правил библиографического описания, которое в сознании студентов никак не связывается ни с видами документов, ни с типами литературы, которые им преподавались ранее.

Указанный выше подход можно реализовать при помощи создания «творческих пространств». Их отличительной особенностью должно быть свободное построение учебного процесса с обеспечением доступа обучающихся к максимально широкому кругу информационных ресурсов.

Надо также отметить, что в существующем образовательном процессе довольно часто нарушается логика преподавания отдельных дисциплин, которая в некоторых случаях ставится в зависимость от пожеланий преподавателей, количества выделенных на изучение часов и т. д.

Рассмотрим эту ситуацию на примере академического бакалавриата по направлению подготовки «Библиотечно-инфор-мационная деятельность». В первом семестре первого курса студенты слушают дисциплину «Социальные коммуникации». Параллельно преподается «Книговедение», во втором семестре подключается «Доку-ментоведение». А параллельно со всем этим преподается дисциплина «Аналитико-синтетическая переработка информации» (АСПИ). Все эти дисциплины рассматривают представления о документе в той или иной его ипостаси.

Организация обучения по темам в концепции STEAM взамен дисциплин позволит всесторонне рассмотреть все подходы и подключить разных преподавателей. Кроме того, такой подход позволит избежать дублирования материала в разных курсах. Результатом будет «панорамное» видение предметной области и профессионального образования обучающимися. Так, при изучении проблем формирования формальной документальной коммуникации можно привлечь материал и преподавателей дисциплин «Библиотека в системе социальных коммуникаций» (роль библиотеки в документальной коммуникации), «До-кументоведения» (типо-видовая структура документального потока), «Книговедение и история книги» (роль книги на разных этапах развития цивилизации), «Аналити-ко-синтетическая переработка информации» (особенности библиографического описания документов в зависимости от их типа и вида) и др. Другим примером является использование материала, связанного с информационными революциями, которые переживало человечество по мере своего развития, в самых разных дисциплинах. Этот материал повторяется от курса к курсу и рассматривается преподавателями с разных точек зрения, чаще всего, как иллюстрация процесса эволюции тех или иных процессов. Студент, как правило, не обращает внимания на нюансы и считает, что ему разными преподавателями предлагается одно и то же. Проведение занятия в «творческом пространстве» позволит обсудить проблему перехода человечества от одной информационной цивилизации к другой объемно, удалит дублирование и снимет проблему необходимости повтора материала.

2. Реализация практической части обучения в проектах, разрабатываемых в рамках междисциплинарных научно-образовательных «творческих пространств». Эти пространства ориентированы на создание среды для эффективной проектной работы студентов и аспирантов над заказами, инициированными библиотеками различных типов, с одной стороны, и инициативными проектами обучающихся - с другой. Все темы семестра должны быть направлены на реализацию соответствующего проекта.

Проектами являются обучающие и производственные практики студентов, начиная со второго семестра обучения, а также курсовые и дипломная работы как итог годового обучения.

Проекты должны строиться с учетом приведенных выше принципов формирования «творческих пространств».

Первый семестр предлагается делать введением в специальность с обучением студентов основам информационной, медиа и академической грамотности с элементами философии, культурологии, математики, искусства с фокусом на основы библиотековедения. Определение последующих тем нуждается в дополнительных исследованиях и зависит от профиля обучения. Примерные темы могут быть такими:

• организация деятельности научных и технических библиотек и служб информации предприятия;

• обеспечение доступности информации;

• информационное обеспечение отдельных видов производства (ИТ-сфера, машиностроение, химическая технология и т. п.);

• информационное обеспечение отдельных сфер бизнеса;

• информационное обеспечение проектной деятельности организаций и предприятий;

• информационное обеспечение циф-ровизации организаций и предприятий, электронного документооборота;

• информационное обеспечение стандартизации и управления качеством организаций и предприятий;

• информационное обеспечение различных видов коммуникации (деловой, технической, массовой и т. д.).

Этот список может быть изменен и дополнен.

2-й семестр - Документ в системе социальной и профессиональной коммуникации. Итог - исследование системы коммуникаций в библиотеке - базе учебной ознакомительной практики, курсовая работа с результатами проведенного исследования; проект совершенствования системы профессиональных коммуникаций.

3-й семестр - Информационные ресурсы предприятия. Итог - исследование состава информационных ресурсов, управления фондом, комплектования, электронных ресурсов библиотеки - базы учебной ознакомительной практики.

4-й семестр - Организация информационно-аналитической деятельности предприятия с использованием технологий би-блиотечно-информационной деятельности. Итог - освоение методов анализа и синтеза информации на базе производственной

практики, курсовая работа с результатами исследования информационных ресурсов и применения методов информационной аналитики; разработки информационно-аналитических проектов управления информационными ресурсами предприятия; проектов разработки новых библиотечно-информационных технологий.

5-й семестр - Информационный менеджмент и информационный маркетинг. Итог - исследование систем информационного менеджмента и информационного маркетинга, выявление существующих проблем на базе производственной практики; разработка проектов по информационному моделированию, решению нестандартных творческих задач в области информационного управления; формирование картотеки трабл-шутинга.

6-й семестр - Организация системы информационного обслуживания предприятия, выявление информационных потребностей, разработка перспективного ассортимента информационной продукции. Итог - применение полученных знаний и выработка навыков изучения информационных потребностей, мониторинга библиотеки - базы производственной практики, актуализации на основе исследования номенклатуры информационной продукции и разработки перспективного ассортимента с использованием методов SWOT и др. Реализация проекта разработки инновационного информационного продукта/услуги. Курсовая работа с результатами исследования/ проектирования.

7-й семестр - Организация информационных исследований науки и научной деятельности. Итог - разработка методики и проведение информационного исследования по заказу базы производственной практики.

8-й семестр - Комплексное управление научно-технической библиотекой и отделом информационного обеспечения предприятия. Итог - разработка концепции управления научно-технической библиотекой или отделом информационного обеспечения предприятия. Реализация концепции на базе преддипломной практики. Написание и защита выпускной квалификационной работы.

Таким образом, STEAM открывает новые возможности по совершенствованию библиотечно-информационного образования и подготовки выпускников, востребованных на рынке труда.

Внедрение STEAM в библиотечно-ин-формационное образование лежит в сочетании трех направлений, куда относятся:

1. Переход от дисциплин к темам обучения. Исследование востребованных тем, выявление актуальных связей между дисциплинами. Формирование творческого пространства для преподавания учебного материала, обеспечивающего панорамное видение и творческий подход к проблемам, обсуждаемым в разных дисциплинах.

2. Направленность тем на проектную и исследовательскую деятельность студентов по семестрам в рамках практик, курсовых и дипломных работ по заказам библиотечно-информационных учреждений. Формирование творческого пространства проектной деятельности студентов, функционирование которого обеспечивается для всех студентов всеми выпускающими кафедрами. Необходимо ликвидировать «замкнутость» проекта в рамках одного профиля и дать возможность широкого взгляда на разрабатываемые и реализуемые инициативы.

3. Фокусировка на формирование «мягких» навыков в процессе обучения.

Такой подход может стать началом для дальнейших дискуссий и совершенствования библиотечно-информационного образования в соответствии с мировыми тенденциями.

Список литературы

1. Microsoft: Shortage of tech workers in the US becoming «genuine crisis» // The Hill. 2012. URL: http:// thehill.com/blogs/hillicon-valley/technology/258985-microsoft-lack-of-tech-workers-approaching-genuine-crisis (дата обращения: 08.11.2022).

2. Алексанков А. М. Четвертая промышленная революция и модернизация образования: между-нар. опыт // Стратегические приоритеты. 2017. № 1. С. 53-69.

3. Building a science, technology, engineering and math agenda // National Governors Association (NGA). 2007. URL: http://www.nga.org/files/live/sites/NGA/ files/pdf/0702INN0VATI0NSTEM.PDF (дата обращения: 08.11.2022).

4. Bybee R. W. The case for STEM education: Challenges and opportunities. Arlington: Nat. Science Teachers Assoc. Press, 2013. URL: http://static.nsta.org/ files/PB337Xweb.pdf (дата обращения: 08.11.2022).

5. Berrige E. Why technology needs humanitaries: видео // TED: Ideas worth spreading. URL: https://www. ted.com/talks/eric_berridge_why_tech_needs_the_ humanities/transcript?language=ru (дата обращения: 08.11.2022).

6. Нордстрем К. А., Риддерстрале Й. Бизнес в стиле фанк: капитал пляшет под дудку таланта. 3-е изд. Москва: Манн, Иванов и Фербер, 2013. 284 с.

7. Robinson S. K. Do schools stifle creativity?: видео // TED: Ideas worth spreading. URL: https:// www.ted.com/talks/sir_ken_robinson_do_schools_ kill_creativity?language=ru (дата обращения: 08.11.2022).

8. Альтшуллер Г. С. Найти идею: введение в ТРИЗ - теорию решения изобретательских задач. Москва: Альпина Паблишер, 2014. 318 с.

9. Erin R. T. F. STEAM education in high school and beyond: a quantitative investigation of arts and STEM using the high school: dis. doctor of education. Houston, 2017. 102 p. URL: https:// uhcl-ir.tdl.org/bitstream/handle/10657.1/724/ F0RBES-D0CT0RALDISSERTATI0N-2017. pdf?sequence=1&isAllowed=y (дата обращения: 08.11.2022).

10. Knight V. R., Loftis C. Moving from Introverted to Extraverted Embedded Librarian Services: An Example of a Proactive Model // Journal of Library & Information Services in Distance Learning. 2012. Vol. 6, № 3/4. P. 362-375.

11. Brahmi F. A., Kaplan F. T. D. Embedded Librarian as Research Team Membe // Journal of Hand Surgery. 2017. Vol. 42, №. 3. P. 210-212.

12. McCluskey C. Being an embedded research librarian: supporting research by being a researcher // Journal of Information Literacy. 2013. Vol. 7, №. 2. P. 4-14.

13. Shumaker D. The Embedded Librarian: Innovative Strategies for Taking Knowledge Where It's Needed. Medford; New Jersey: Information Today, 2012. 240 p.

14. Wong C., Carlson C. Resilience Within and Resilience Without: Mindfulness and Sustainability Programming Using an Embedded Engineering Librarian Approach // ASEE Virtual Annual Conference. 2020. URL: https://scholarworks.merrimack.edu/cen_facpub/19 (дата обращения: 08.11.2022).

References

1. Microsoft: Shortage of tech workers in the US becoming «genuine crisis». The Hill. 2012. URL: http:// thehill.com/blogs/hillicon-valley/technology/258985-microsoft-lack-of-tech-workers-approaching-genuine-crisis (accessed: Nov.08.2022).

2. Aleksankov A. M. The Fourth Industrial Revolution and Modernization of Education: International Experience. Strategicheskie prioritety. 2017. 1, 53-69 (in Russ.).

3. Building a science, technology, engineering and math agenda // National Governors Association (NGA). 2007. URL: http://www.nga.org/files/live/sites/ NGA/files/pdf/0702INN0VATI0NSTEM.PDF (accessed: Nov.08.2022).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Bybee R. W. The case for STEM education: Challenges and opportunities. Arlington: Nat. Science Teachers Assoc. Press, 2013. URL: http://static.nsta.org/ files/PB337Xweb.pdf (accessed: Nov.08.2022).

5. Berrige E. Why technology needs humanitaries: video. TED: Ideas worth spreading. URL: https:// www.ted.com/talks/eric_berridge_why_tech_needs_ the_humanities/transcript?language=ru (accessed: Nov.08.2022).

6. Nordstrem K. A. Ridderstrale J. Funky business: capital dances to the tune of talent. 3rd ed. Moscow: Mann, Ivanov and Ferber, 2013. 284 (in Russ.).

7. Robinson S. K. Do schools stifle creativity?: video. TED: Ideas worth spreading. URL: https://www. ted.com/talks/sir_ken_robinson_do_schools_kill_ creativity?language=ru (accessed: Nov.08.2022).

8. Al'tshuller G. S. Find an idea: an introduction to TRIZ - the theory of inventive problem solving. Moscow: Al'pina Pablisher, 2014. 318 (in Russ.).

9. Erin R. T. F. STEAM education in high school and beyond: a quantitative investigation of arts and STEM using the high school: dis. doctor of education. Houston, 2017. 102. URL: https://

uhcl-ir.tdl.org/bitstream/handle/10657.1/724/ F0RBES-D0CT0RALDISSERTATI0N-2017. pdf?sequence=1 &isAllowed=y (accessed: Nov.08.2022).

10. Knight V. R., Loftis C. Moving from Introverted to Extraverted Embedded Librarian Services: An Example of a Proactive Model. Journal of Library & Information Services in Distance Learning. 2012. 6 (3/4), 362-375.

11. Brahmi F. A., Kaplan F. T. D. Embedded Librarian as Research Team Membe. Journal of Hand Surgery. 2017. 42 (3), 210-212.

12. McCluskey C. Being an embedded research librarian: supporting research by being a researcher. Journal of Information Literacy. 2013. 7 (2), 4-14.

13. Shumaker D. The Embedded Librarian: Innovative Strategies for Taking Knowledge Where It's Needed. Medford; New Jersey: Information Today, 2012. 240.

14. Wong C., Carlson C. Resilience Within and Resilience Without: Mindfulness and Sustainability Programming Using an Embedded Engineering Librarian Approach. ASEE Virtual Annual Conference. 2020. URL: https://scholarworks.merrimack.edu/cen_facpub/19 (accessed: Nov.08.2022).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.