Научная статья на тему 'ВОЗМОЖНОСТИ ВИРТУАЛЬНЫХ РЕСУРСОВ СЕТИ ИНТЕРНЕТ В ОБРАЗОВАНИИ'

ВОЗМОЖНОСТИ ВИРТУАЛЬНЫХ РЕСУРСОВ СЕТИ ИНТЕРНЕТ В ОБРАЗОВАНИИ Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
25
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ВОЗМОЖНОСТИ ВИРТУАЛЬНЫХ РЕСУРСОВ СЕТИ ИНТЕРНЕТ В ОБРАЗОВАНИИ»

Сафонова Л.А., к.п.н.

доцент

кафедра информатики и ВТ ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный педагогический

институт имени М.Е. Евсевьева» Российская Федерация, г. Саранск ВОЗМОЖНОСТИ ВИРТУАЛЬНЫХ РЕСУРСОВ СЕТИ ИНТЕРНЕТ В

ОБРАЗОВАНИИ

Сегодня в российском образовании большое внимание уделяется разработке и использованию в учебном процессе электронных образовательных ресурсов (ЭОР). Учителю предоставляется широкий выбор готовых обучающих программ. Исследователи применения информационных технологий в образовании обращают внимание на использование готовых ЭОР [1] или на процесс их создания [2], [3]. На наш взгляд, следует рассмотреть и сетевые ресурсы, поскольку они постоянно дополняются и обновляются, не требуют финансовых вложений, многие из них обладают высокими эргономическими и необходимыми дидактическими качествами.

Примером сетевых ресурсов, которые могут широко применяться в учебном процессе, являются виртуальные экскурсии, виртуальные лаборатории, электронные библиотеки. Рассмотрим их подробнее.

Виртуальная экскурсия - это 3-х мерная сцена, размещенная в сети Интернет, которая позволяет пользователю получить представление о каком -либо реальном объекте. При этом имеется возможность перемещения по виртуальному объекту, вращение объекта, размещение интерактивных элементов.

В учебном процессе можно использовать путешествия в города и страны, изучаемые на уроке, посещение экспозиций научного содержания, музеев ученых или великих изобретений, а также предприятий, чья производственная технология может иллюстрировать какой-то теоретический факт и т.д.

Другой вид виртуальной экскурсии - это гипертекстовый материал, содержащий текст, иллюстрации, анимацию, систему навигации и поиска. Такого рода экскурсии могут быть любого содержания, и посвящены как существующим объектам (музеям, городам и т.п.) так и не существующим. Подобные экскурсии не дают ощущения присутствия, но, зачастую, имеют большее практическое значение, продуманный текстовый и иллюстративный материал, ссылки на первоисточники. Такие ресурсы можно применять для самообучения, организации проектного метода, поиска дополнительных сведений и как средство мотивации учебной деятельности.

Рассмотрим виртуальные лабораторные работы. Они часто являются аналогами настоящих лабораторных работ и позволяют моделировать объекты и процессы окружающего мира. Использование виртуальных

лабораторий в учебном процессе имеет ряд преимуществ: обучающемуся предоставляется возможность провести эксперименты с оборудованием и материалом, отсутствующими в реальной школьной лаборатории, получить практические навыки проведения экспериментов, ознакомиться детально с компьютерной моделью уникального дорогостоящего объекта, исследовать опасные или слишком быстро происходящие процессы и явления. К тому же, подключение имеющегося лабораторного оборудования к компьютеру в рамках виртуальной лаборатории позволяет перевести традиционную школьную физическую или химическую лабораторию на новый уровень технологий, соответствующий сегодняшнему уровню развития науки и техники.

Можно выделить несколько уровней виртуальных лабораторных работ. Первый - это просто тексты с описанием проведения лабораторных работ, чаще сканированы и не очень высокого качества графики. Второй уровень - это сайты, содержащие гипертекстовые документы с текстом -описанием работы и инструментов, рисунками оборудования и инструментов, таблицы с результатами и, может быть видеофрагменты реальных лабораторных работ. Описанные два вида ресурсов могут дать богатый теоретический материал, подробно описывают этапы проведения работы, однако не имеют возможности обратной связи. Поэтому, наиболее эффективным можно считать третий уровень - интерактивные лабораторные работы.

Составной частью интерактивных лабораторий является виртуальный инструмент - эффективный графический интерфейс пользователя, обеспечивающий удобный режим взаимодействия с компьютером в виде наглядных графических образов предметной области. Работая с виртуальным инструментом через графический интерфейс, пользователь на экране монитора видит привычную переднюю панель, имитирующую реальную панель управления нужного прибора. С помощью «мыши» можно имитировать воздействия на понятные «органы управления» - кнопки, переключатели, регуляторы и т.д., «нарисованные» на экране монитора в виде передней панели имитируемого прибора.

Второй особенностью, отличающей интерактивную лабораторную работу, является динамическая иллюстрация происходящего процесса. Причем параметры этого процесса вводятся самим пользователем. Иллюстрация, как правило, является небольшим флеш-роликом. Именно эта особенность является наиболее привлекательной для обучающихся.

Третья особенность - возможность получения и обработки экспериментальных данных - количественных характеристик реальных физических величин, определяющих поведение исследуемого объекта, процесса или явления, подтверждающих или опровергающих сформулированные цели проведения эксперимента. Как правило, в интерактивных лабораториях есть поля для ввода полученных результатов,

осуществляется проверка решения, возможность исправления ошибок. Примером ресурса, содержащего качественные интерактивные виртуальные лабораторные работы, служит Виртуальная лаборатория ВиртуЛаб [4].

Рассмотрим электронные библиотеки, которые являются одной из главных и наиболее ценных составляющих научного потенциала Интернета. Электронная библиотека - информационная система, позволяющая надежно сохранять и эффективно использовать разнообразные коллекции электронных документов, локализованных в самой системе, а также доступных ей через телекоммуникационные сети.

Основное различие электронной библиотеки от традиционной заключается в том, что пользователь обращается за необходимой информацией к сервисам последней, а не к самому документу. К тому же в электронной библиотеке есть возможность параллельно использовать различные поисковые механизмы и средства доступа к разнообразным коллекциям электронных данных: наименование источника, ФИО автора, тематика публикации, ключевые слова и т.д.

Электронные библиотеки делятся на общие и тематические. Последние предоставляют материал, связанный с определенной сферой человеческой деятельности.

Ресурсы с электронными библиотеками можно также разделить по назначению:

1. Интернет-магазин, где можно купить заинтересовавшую вас книгу.

Такие ресурсы интересны учащимся и родителям, преподавателям и

администрации образовательных организаций, библиотечным работникам.

2. Сайты для чтения или скачивания книг в электронной форме. Будут интересны всем участникам образовательного процесса, так как позволяют воспользоваться готовыми наработками. К этой категории можно также отнести персональные и школьные сайты, сетевые сообщества учителей. Эти ресурсы богаты методическими разработками, презентациями, видеоуроками и другим полезным материалом, предоставляемым, как правило, бесплатно и содержащим отзывы тех, кто им уже воспользовался.

3. Научные библиотеки, которые предназначены, в основном для научных работников, преподавателей вузов, студентов. Эти ресурсы содержат информацию о публикациях и авторах, имеют различные способы навигации и поиска, возможность добавления публикаций в центральных журналах, автоматически вычисляют официальные показатели, например, индекс цитирования. Примером такого ресурса служит Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU [5]. Перечисленные функции делают такие библиотеки незаменимым помощником научных работников, преподавателей вузов, студентов, выполняющих исследовательскую деятельность.

Использованные источники:

1. Сафонов В.И. УМК «Планиметрия 7-9» // Математика в школе. - 2008. -№5. - с. 61-70.

2. Морозова И.В. Конструирование электронных образовательных ресурсов как средство развития универсальных учебных действий в процессе подготовки будущих учителей информатики // Образовательные технологии и общество. - 2013. - №3. - Т. 16. - с. 346-364.

3. Гусева А.И., Лебедева А.В., Шеина Е.А. Результаты использования программных тренажеров в формате SCORM 2004 по дисциплине «информатика» в национальном исследовательском университете // Фундаментальные исследования. - 2013. - №4, 5. - с. 1059-1064.

4. Виртуальная лаборатория ВиртуЛаб Электронный ресурс. - Режим доступа: http://www.virtulab.net.

5. Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU. Электронный ресурс. -Режим доступа: http://elibrary.ru/defaultx.asp.

Саханский Ю.В., к.т.н.

доцент

Северо-Осетинский государственный педагогический институт Россия, г. Владикавказ ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ СОЗДАНИЯ СИСТЕМЫ БЕЗОПАСНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ И КРИТЕРИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЕЁ РАБОТЫ Рассмотрена система безопасности образовательного учреждения. Выделены основные этапы её построения и определены качественные критерии её функционирования.

Ключевые слова: система безопасности, образовательное учреждение, чрезвычайная ситуация.

Школы, институты и прочие образовательные учреждения (ОУ) с точки зрения чрезвычайных ситуаций можно отнести к числу наиболее уязвимых структур. Последствия в них носят более тяжёлый социальный характер, имеют более резонансные последствия. В этой связи задачи предупреждения и предотвращения чрезвычайных ситуаций в ОУ приобретают особую актуальность.

В связи с этим построение системы безопасности ОУ должно проходить с учётом специфики работы учреждения и особой ответственности, которая сопутствует обеспечению безопасности учебного процесса.

В процессе построение такой системы можно условно выделить следующие этапы:

1. Анализ современного состояния безопасности в ОУ.

2. Анализ внешней и внутренней среды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.