Научная статья на тему 'Возможности увеличения социально-экономических эффектов от развития нефтегазового сектора в Томской области'

Возможности увеличения социально-экономических эффектов от развития нефтегазового сектора в Томской области Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
268
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЭФФЕКТЫ / ТОМСКАЯ ОБЛАСТЬ / НЕФТЕГАЗОВЫЙ КОМПЛЕКС

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Токарев А. Н.

В настоящее время все специальные нефтегазовые налоги (экспортные пошлины, налог на добычу), достигающие 70-80% от выручки нефтедобывающих компаний, поступают исключительно в федеральный бюджет. При этом нефтегазовые компании, применяя различные способы налоговой оптимизации, могут существенно занижать налогооблагаемую базу регионов (прежде всего применительно к налогу на прибыль). К тому же нефтегазовые регионы несут значительные экологические издержки, связанные, например, со сжиганием попутного нефтяного газа. В результате этого в современных условиях добыча углеводородного сырья не создает предпосылок для устойчивого социально-экономического развития регионов, где расположены месторождения нефти и газа. В статье автор попытался определить возможности повышения социально-экономических эффектов от освоения недр для регионов, в которых ведется добыча минерального сырья и имеются относительно развитые обрабатывающая промышленность и научно-образовательный комплекс. Типичным примером нефтегазового региона с относительно развитой переработкой и научно-образовательным комплексом является Томская область. В статье анализируется роль нефтегазового комплекса в экономике Томской области, рассматриваются проблемы взаимодействия нефтегазового комплекса с отраслями региональной экономики, разрабатывается подход, в рамках которого в регионе развиваются только те услуги и производства, для размещения которых имеются объективные предпосылки (преимущества, сильные стороны региона). К преимуществам Томской области следует отнести развитый человеческий капитал, существующие мощности по переработке углеводородов, наличие местных поставщиков, близость к новой нефтегазовой области Восточной Сибири. Автором предлагаются направления увеличения социально-экономических эффектов для региона, связанные с развитием деятельности местных подрядчиков и поставщиков продукции для нефтегазовой промышленности. Другое ключевое направление формирование цепочек создания добавленной стоимости на основе переработки углеводородного сырья, в том числе для обеспечения потребностей нефтегазового сектора. В статье представлены выводы о том, что использование рядом компаний (особенно вертикально интегрированных) различных схем оптимизации налоговых платежей может значительно сокращать потенциальные выгоды для регионов. Предлагаются меры по развитию механизмов государственного регулирования в целях учета интересов сырьевых регионов. Результаты работы могут быть использованы при разработке стратегических документов для сырьевых регионов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Возможности увеличения социально-экономических эффектов от развития нефтегазового сектора в Томской области»

СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ РЕГИОНА

УДК 332.146.2

ВОЗМОЖНОСТИ УВЕЛИЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЭФФЕКТОВ ОТ РАЗВИТИЯ НЕФТЕГАЗОВОГО СЕКТОРА В ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ"

А.Н. ТОКАРЕВ,

доктор экономических наук, ведущий научный сотрудник E-mail: [email protected] Институт экономики и организации промышленного производства Сибирского отделения РАН, Новосибирск

В настоящее время все специальные нефтегазовые налоги (экспортные пошлины, налог на добычу), достигающие 70-80% от выручки нефтедобывающих компаний, поступают исключительно в федеральный бюджет. При этом нефтегазовые компании, применяя различные способы налоговой оптимизации, могут существенно занижать налогооблагаемую базу регионов (прежде всего применительно к налогу на прибыль). К тому же нефтегазовые регионы несут значительные экологические издержки, связанные, например, со сжиганием попутного нефтяного газа. В результате этого в современных условиях добыча углеводородного сырья не создает предпосылок для устойчивого социально-экономического развития регионов, где расположены месторождения нефти и газа.

В статье автор попытался определить возможности повышения социально-экономических эффектов от освоения недр для регионов, в которых ведется добыча минерального сырья и имеются относительно развитые обрабатывающая промышленность и научно-образовательный комплекс. Типичным примером нефтегазового региона с относительно развитой переработкой и научно-образовательным комплексом является Томская область.

* Статья подготовлена при финансовой поддержке Российского научного фонда (грант № 14-18-02345).

В статье анализируется роль нефтегазового комплекса в экономике Томской области, рассматриваются проблемы взаимодействия нефтегазового комплекса с отраслями региональной экономики, разрабатывается подход, в рамках которого в регионе развиваются только те услуги и производства, для размещения которых имеются объективные предпосылки (преимущества, сильные стороны региона).

К преимуществам Томской области следует отнести развитый человеческий капитал, существующие мощности по переработке углеводородов, наличие местных поставщиков, близость к новой нефтегазовой области — Восточной Сибири.

Автором предлагаются направления увеличения социально-экономических эффектов для региона, связанные с развитием деятельности местных подрядчиков и поставщиков продукции для нефтегазовой промышленности. Другое ключевое направление — формирование цепочек создания добавленной стоимости на основе переработки углеводородного сырья, в том числе для обеспечения потребностей нефтегазового сектора.

В статье представлены выводы о том, что использование рядом компаний (особенно вертикально интегрированных) различных схем оптимизации налоговых платежей может значительно сокращать потенциальные выгоды для регионов. Предлагаются меры по развитию механизмов государственного регулирования в целях учета интересов сырьевых

регионов. Результаты работы могут быть использованы при разработке стратегических документов для сырьевых регионов.

Ключевые слова: социально-экономические эффекты, Томская область, нефтегазовый комплекс

В современных условиях основные нефтегазовые налоги (экспортная пошлина и налог на добычу) поступают исключительно в федеральный бюджет. К тому же используя механизмы трансфертного ценообразования, вертикально интегрированные компании могут занижать налоговую базу в регионах добычи (в первую очередь по налогу на прибыль, основная часть которого направляется в бюджеты субъектов Федерации). При этом регионы несут заметные экологические издержки в процессе освоения месторождений углеводородного сырья (УВС), связанные, например, со сжиганием попутного нефтяного газа, с нарушением почвенного слоя. В результате добыча УВС не создает предпосылок для устойчивого социально-экономического развития регионов, где расположены месторождения нефти и газа.

В этих условиях повышение социально-экономической отдачи для регионов во многом связано с развитием на своей территории смежных отраслей и производств, обеспечивающих функционирование нефтегазового комплекса (НГК) и глубокую переработку добываемого сырья [2].

Возможности укрепления связей нефтегазового 100 комплекса и экономики

добыча полезных ископаемых (добыча нефти и газа составляет более 99%). В структуре валового регионального продукта (ВРП) в 2012 г. доля добычи полезных ископаемых составила 31,5% (в 2011 г. — 30,1%); доля обрабатывающих производств — 10,4% (в 2011 г. — 11,2%); доля транспорта и связи — 9,8% (в 2011 г. — 10,7%). После некоторого сокращения (в период 2005-2008 гг.) в 2009-2012 гг. наблюдалась тенденция к росту доли добычи полезных ископаемых в ВРП (с 22 до 31,5%). При этом сокращалась доля обрабатывающих производств (рис. 1).

Значительный рост доли добычи полезных ископаемых в структуре ВРП в 2011 г. (более чем на 6 п.п.) не был связан с адекватным ростом объемов добычи УВС в натуральном выражении. Он в большей степени объясняется увеличением цен реализации нефти и газа. Так, в целом по области в 2011 г. рост добычи топливно-энергетических полезных ископаемых в натуральном выражении составил 8,4%, а объем отгруженных товаров (в фактически действовавших ценах) увеличился более чем на 36%. Например, у крупнейшей нефтегазовой компании «Томскнефть» цена реализации добываемой продукции в 2011 г. выросла на 31%.

С нефтегазовым комплексом связан ряд производств и других отраслей, включая машиностроение, строительство, транспорт. Кроме того, ведущее место занимает переработка нефти и газа в обрабатывающей промышленности (рис. 2).

Томской области. Особый интерес с точки зрения формирования предпосылок для роста социальной отдачи от развития НГК представляет Томская область, где уже накоплен значительный опыт формирования взаимосвязей нефтегазовой промышленности и других секторов экономики и где имеются значительные возможности по более глубокому встраиванию НГК в региональную экономику.

В Томской области основным видом экономической деятельности является

£

С см т

о

80 60 40 20

15,8:

35,4

№чччччч 512,8:

27Д

чччччччч 13,5:

22,0

■жчччч 13,1

23,9:

11,2

30,

10,4

31,5

2005

2008

2009

2010

2011

2012

□ Добыча полезных ископаемых □ Обрабатывающие производства

□ Строительство □ Торговля

□ Транспорт и связь Э Операции с недвижимостью

□ Прочие

Источник: Томская область в цифрах, 2012. Стат. сб. Томск: Томскстат-Т, 2013. 258 с. Рис. 1. Структура ВРП Томской области по видам экономической деятельности

0

Рис. 2. Основные производственные связи между НГК и экономикой Томской области

Одним из подходов, направленных на усиление взаимосвязей НГК и экономики, ведущих к повышению социально-экономических эффектов для региона, является формирование полноценного нефтегазового кластера. Он должен представлять собой группу географически локализованных на территории области взаимосвязанных в процессе создания добавленной стоимости компаний — добывающих предприятий, их подрядчиков, поставщиков оборудования и материалов, а также научных, проектных организаций, вузов и других организаций, дополняющих друг друга и усиливающих конкурентные преимущества отдельных компаний и кластера в целом [1, 4]. Эффективность кластера обеспечивается за счет синергетических эффектов от близости потребителей и производителей, более широких возможностей передачи знаний и умений, возникновения новых и смежных бизнесов.

В Томской области уже имеются многие предпосылки для формирования полноценного регионального нефтегазового кластера. В его состав (ядро) должны входить следующие компоненты:

— добыча нефти и газа (ОАО «Томскнефть», группа малых и средних нефтегазовых компаний, далее — МСНК);

— транспортировка нефти (ОАО «Центрсиб-нефтепровод») и газа (ООО «Газпром трансгаз Томск»);

— переработка УВС, нефтегазохимия (ООО «Томскнефтехим», ООО «Метанол», новый не-

фтеперерабатывающий завод, далее — НПЗ);

— нефтегазовый сервис (включая буровых подрядчиков, а также строительные организации и компании, которые занимаются обустройством месторождений);

— местные специализированные поставщики, обслуживающие предприятия НГК;

— научно-исследовательские, проектные и образовательные организации (инно-вацио нный блок), включая ОАО «ТомскНИПИнефть», Институт химии нефти СО РАН, Томский политехнический университет;

— инфраструктура привлечения инвестиций, разработки и продвижения инноваций.

Для нужд НГК Томской области уже работает ряд предприятий из смежных отраслей:

— компания ЗАО «Сибкабель» изготавливает кабельную продукцию, используемую для работы нефтяных электронасосов;

— компания «ЭлеСи» занимается изготовлением систем диспетчерского контроля и управления транспортировкой нефти по магистральным нефтепроводам;

— компания «Томский подшипник» выпускает муфты к насосно-компрессорным трубам;

— Томский завод электроприводов производит продукцию, которая обеспечивает управление запорной арматурой на магистральных трубопроводах;

— приборостроительная компания «Манотомь» выпускает манометры, а также датчики давления и температуры.

Приведенные примеры свидетельствуют о том, что местные специализированные поставщики могут обеспечить НГК рядом видов продукции. К сожалению, на территории области не удалось активизировать деятельность крупных поставщиков для нужд НГК, например, производителей специализированного оборудования — буровых установок и насосов для добычи нефти. Планы создания таких производств по некоторым позициям нефтяного оборудования в 1980-х гг. имели место, но не были

реализованы. В современных условиях в связи с освоением нефтегазовых ресурсов Восточной Сибири, выходом на правобережье Оби у области появляются дополнительные стимулы для увеличения объемов производства и расширения номенклатуры продукции, производимой для НГК.

Освоение месторождений по добыче УВС на территории Томской области требует привлечения целого ряда сервисных компаний, выполняющих работы по обустройству месторождений нефти и газа, строительству трубопроводных систем и сооружений по транспортировке углеводородов. Обустройство месторождений, связанное с большим объемом строительно-монтажных работ, является тем видом нефтесервиса, где местные компании должны иметь объективные преимущества, определяемые, в том числе и наличием собственной производственной базы на территории области. Тем не менее по данным администрации области до 70% подрядных строительных работ для НГК выполняют организации из других регионов, которые не зарегистрированы в налоговых органах Томской области и от деятельности которых в областной бюджет налоги не поступают.

Одной из проблем формирования и развития полноценного кластера являются слабые взаимосвязи его потенциальных участников, что, в свою очередь, не позволяет максимизировать возможные выгоды для предприятий и населения области, повысить социально-экономические эффекты от добычи и переработки УВС. Это проявляется, например, в следующем:

— в рамках самого нефтегазового сектора существуют недостаточные технологические связи (например, потребности крупнейшего нефтехимического предприятия «Томскнефтехим» обеспечиваются привозным сырьем из Тюменской области). В определенной степени решить эти проблемы может новый нефтеперерабатывающий завод;

— местные поставщики не в полной мере привлекаются к обеспечению товарами и услугами компаний НГК;

— нефтегазовые компании направляют относительно небольшие (даже по среднероссийским меркам) средства на технологические инновации, разработкой большей части которых могли бы заниматься местные научно-образовательные учреждения. Например, в 2012 г. на территории области затраты на технологические инновации НГК составили всего лишь около 3,5% от общих затрат на эти цели по всем видам деятельности.

Меры по развитию деятельности местных поставщиков и подрядчиков. Одним из важнейших направлений повышения социально-экономической отдачи для регионов добычи от НГК является расширение сети местных подрядчиков и поставщиков. Рассмотрим ограничения и оптимальную степень их деятельности в том или ином нефтегазовом регионе. Вряд ли будет рациональным и практически выполнимым пытаться в каждом нефтегазовом регионе размещать все объекты, обеспечивающие функционирование добывающих производств и переработку всей добываемой продукции. Стремление разместить все и вся на своей территории далеко не всегда будет отвечать и критериям экономической (общегосударственной) эффективности. Создание местных барьеров и/или избыточных стимулов может привести к неэффективной деятельности местных поставщиков с позиций российской экономики.

Рациональным выглядит подход развития только тех услуг и производства, для размещения которых имеются региональные предпосылки, т.е. используются преимущества, сильные стороны и особенности того или иного региона. К особенностям и преимуществам Томской области можно отнести следующие:

— развитые научно-образовательный комплекс (НОК) и человеческий капитал, создающие предпосылки для инноваций в НГК и смежных отраслях (у подрядчиков и поставщиков продукции);

— работающие для нужд НГК местные поставщики и подрядчики;

— существующие мощности по переработке углеводородов и нефтехимические производства;

— географическая близость к новой нефтегазовой области — Восточной Сибири (прежде всего, Красноярскому краю), разработка недр которой требует выстраивания новой системы поставщиков и подрядчиков.

При разработке региональной политики по увеличению количества подрядчиков и поставщиков для НГК следует учитывать, что новые местные производства будут создаваться, а проекты реа-лизовываться только тогда, когда они интересны бизнесу (т.е. они должны быть рентабельны). Деятельность местных (в данном случае — томских) поставщиков для нефтяников и газовиков может быть востребованной в случаях, когда закупки у них могут сократить издержки, создать основу для импортозамещения, уменьшить сроки выполнения работ или поставок продукции.

Далее рассмотрим, каким образом регионы могут привлечь бизнес и какова при этом роль региональных органов власти. В данном случае основная роль местных органов заключается в формировании привлекательного инвестиционного климата, в снятии имеющихся административных барьеров, в предоставлении достоверной информации о потенциальных поставщиках и их возможностях, в стимулировании создания новых производств, в организации переговоров потенциальных заказчиков и местных подрядчиков, результатом которых может стать, например, соглашение по использованию местной продукции.

Каким же образом Томская область формирует отношения с НГК, учитывая свои сильные стороны и интересы как нефтегазовых компаний, так и местного бизнеса? Задача по привлечению местных поставщиков и подрядчиков для НГК на повестке дня у органов власти области стоит уже достаточно длительное время. Программы сотрудничества НГК с предприятиями, научно-исследовательскими институтами и вузами Томска стали формироваться с начала 2000 г. В рамках этих программ был сформирован перечень конкретных проектов, направленных на решение технических и технологических проблем основного недропользователя области — ОАО «Томскнефть». Затем был утвержден ряд программ увеличения объемов производства нефтедобывающего оборудования и оказания услуг для «Томскнефти», которые стимулировали использование потенциала предприятий и организаций области в производстве нефтегазового оборудования, в оказании высокотехнологичных услуг, в подготовке кадров и повышении их квалификации [7]. С позиций области важно, что большинство крупных поставок для «Томскнефти» идет централизованно: через подразделения основных акционеров — «Роснефти» и «Газпром нефти».

Сейчас основным ориентиром для развития местных поставщиков являются потребности крупных компаний федерального уровня — «Газпрома», «Роснефти», «СИБУРа», «Росатома». Заказы от крупных корпораций позволяют в относительно сжатые сроки получить реальный и заметный по масштабам результат [5].

Особый акцент сделан на выстраивании связей местных поставщиков с «Газпромом», что определяется целым рядом причин. Данная компания является ключевым игроком на территории области. Она владеет (на паритетной основе с «Роснефтью»)

крупнейшей нефтяной компанией области — «Томс-кнефтью», ведет разработку газовых активов, контролирует ряд малых и средних добывающих компаний, владеет компанией по транспортировке газа. В сфере интересов «Газпрома» и газохимическая компания по производству метанола.

Администрацией области и «Газпромом» были подписаны три стратегических документа, которые определяют порядок и механизмы взаимодействия сторон:

— Программа развития газоснабжения и газификации Томской области на 2013-2015 гг. (на ее реализацию «Газпром» и администрация региона направят около 8,5 млрд руб.)1;

— План мероприятий на 2013-2015 гг. по расширению использования продукции и технологий предприятий Томской области для нужд «Газпрома»2;

— Меморандум о взаимодействии ОАО «Газпром» и администрации Томской области при организации и обеспечении функционирования регионального образовательного центра для газовой промышленности3, который будет готовить специалистов, востребованных на объектах компании от Урала до Камчатки.

Администрацией Томской области и «Газпромом» была подготовлена «дорожная карта» по реализации соглашения о сотрудничестве, направленная на расширение использования технологий и продукции предприятий региона в компании. Основными задачами, которые решаются корпорацией, являются замещение импорта и сокращение издержек.

В рамках «дорожной карты» ведется совместная работа «Газпрома», администрации Томской области и промышленных предприятий по подготовке заявок на проведение НИОКР, испытаниям и аттестации продукции с последующим включением ее в реестры продукции, разрешенной к применению в ОАО «Газпром». Ожидается, что результатом реализации «дорожной карты» станет кратное увеличение поставок продукции местных производителей для нужд «Газпрома», что станет

1 Об утверждении долгосрочной целевой программы «Развитие газоснабжения и газификации Томской области на 2013-2015 годы»: постановление администрации Томской области от 20.08.2012 № 321а.

2 Подписан 30.01.2013 председателем правления «Газпрома» А. Миллером и губернатором Томской области С. Жвачкиным в ходе рабочей встречи в Москве.

3 Там же.

элементом проводимой компанией политики импор-тозамещения и сокращения издержек.

За 2010-2012 гг. промышленность Томской области поставила для ОАО «Газпром» продукции и оказала услуг на сумму около 1 млрд руб. Потенциальные объемы поставок по итогам реализации мероприятий «дорожной карты» составили около 7,8 млрд руб. Совокупная экономия «Газпрома» составила 15-30% от закупочных цен импортного оборудования4.

План мероприятий на 2013-2015 гг. по расширению использования продукции и технологий предприятий Томской области для нужд «Газпрома» предусматривает четыре последовательных шага:

— изучение продукции и технологий, которые производятся и разрабатываются в Томской области;

— оценка соответствия техническим условиям и нормативам ОАО «Газпром»;

— организация внедрения и применения продукции в ОАО «Газпром»;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— мониторинг реализации мероприятий «дорожной карты».

Компания «Газпром» уже получила целый ряд предложений через администрацию Томской области от предприятий и научных учреждений по тем технологиям и видам продукции, которыми располагают сегодня предприятия региона. Развитие сотрудничества открывает перед местными промышленными предприятиями возможность поставлять для нужд «Газпрома» запорную арматуру, оборудование связи и автоматизации, телемеханику, средства измерений, специальную технику. Технологический уровень продукции при этом должен соответствовать лучшим мировым аналогам при меньшей цене.

У предприятий области имеются значительные резервы по увеличению поставок продукции и услуг для НГК. Для усиления позиций местных поставщиков продукции и услуг для НГК области целесообразны:

— формирование регионального подразделения ООО «Газпром комплектация» (поставка продукции для нужд предприятий группы «Газпром», работающих не только на территории области, но и в других регионах Сибирского и Дальневосточного федеральных округов);

4 Томск стал лидером региональной инновационной программы «Газпрома». URL: http://www.70rus.org/more/26633.

— разработка и реализация программ, предусматривающих увеличение объемов производства нефтедобывающего оборудования и оказание услуг местными предприятиями для других компаний или их групп, например для малых нефтяных компаний (которые занимают заметное место в объемах добычи нефти и газа на территории области);

— увеличение роли органов власти области в управлении данным процессом (стимулирование развития местных поставщиков, содействие установлению их контактов с компаниями НГК, подготовка и мониторинг выполнения программ);

— более широкое вовлечение НОК области в реализацию инновационных программ крупнейших российских компаний.

Развитие производств по переработке углеводородов. Одним из важнейших направлений повышения социально-экономических выгод от освоения недр является развитие производств по переработке сырья на территориях, где ведется добыча УВС [6]. Такая стратегия в Томской области может реализовываться на основе строительства новых нефтеперерабатывающих мощностей, развития нефтегазохимических производств.

На территории области уже функционирует несколько малых НПЗ, удовлетворяющих локальные потребности, прежде всего нефтедобывающих предприятий. Важным элементом региональной политики, направленной на повышение эффектов от НГК, может стать реализация проекта по строительству крупного НПЗ. Привлекательность новых мощностей нефтепереработки для региона связана с улучшением экологической ситуации за счет обеспечения потребителей качественным моторным топливом, создания новых высокооплачиваемых рабочих мест, а также увеличения налоговых поступлений в бюджеты.

В регионах Западной Сибири обсуждается довольно много проектов строительства новых НПЗ, но до практической реализации дело доходит в редких случаях. До 2012 г. в Томской области активно обсуждался проект строительства «ЗапСиб НПЗ» мощностью 3 млн т топлива в год. Однако в 2013 г. было объявлено, что строительство «ЗапСиб НПЗ» прекращено. Официальная версия — завод не успеют запустить до 2015 г., когда вступят в силу новые требования технического регламента на топливо.

Сейчас в Томской области развивается другой проект по увеличению мощностей на базе ООО «Томскнефтепереработка». Нефть поступает на этот

уже функционирующий завод (мощностью более 600 тыс. т топлива) по магистральному нефтепроводу, который проходит в непосредственной близости от предприятия, что существенно сокращает затраты на транспортировку сырья. Программа развития подразумевает увеличение переработки нефти до 3 млн т в год, включая строительство комплекса вторичных процессов, обеспечивающих глубину переработки на уровне 94-95%. Инвестиции в проект должны составить около 45 млрд руб.

Проект строительства новых мощностей по переработке нефти на территории области представляется очень важным и вполне реалистичным по следующим причинам:

— создает основу для надежного обеспечения нефтепродуктами потребителей в Томской и соседних областях;

— позволит сформировать более рациональные сырьевые потоки для томской нефтехимии. При этом НПЗ может стать одним из поставщиков сырья для «Томскнефтехима». Поставки сырья на это предприятие из Тюменской области по железной дороге в настоящее время вряд ли можно признать рациональными;

— обеспечен в значительной степени сырьем, добываемым в Томской области местным малым и средним бизнесом. Это очень важно в связи с тем, что значительные объемы добываемой нефти крупных компаний (прежде всего «Роснефти») уже законтрактованы на длительную перспективу, в том числе для экспорта в Китай.

С позиций социально-экономической отдачи для области важна не только нефтепереработка, но и более глубокая переработка добываемого сырья, связанная с развитием нефтехимии [3]. К крупнейшим нефтехимическим предприятиям области, вносящим заметный вклад в общие объемы производства соответствующей продукции в российском масштабе, относятся ООО «Томскнефтехим» и ООО «Сибметахим». «Томскнефтехим» входит в структуру холдинга «СИБУР» и является одним из основных российских производителей полипропилена и полиэтилена. «Сибметахим» — один из крупнейших производителей метанола в России. Он занимает второе место по объему его производства, а его доля на рынке составляет около 30%.

Особая важность развития нефтехимии связана с тем, что она уже является и может стать в перспективе основой для выстраивания новых цепочек создания добавленной стоимости на территории

области. Так в 2013 г. в Томске компанией «Биакс-плен-Т», входящей в состав крупнейшей российской нефтегазохимической компании «СИБУР», было открыто новое производство полимерной пленки. С его открытием Томская область становится основным поставщиком в сибирские регионы БОПП-пленки5, до этого импортируемой из азиатских стран. Новое производство было построено всего за 1,5 года. Мощность линии составляет 38 тыс. т (для этого «Томскнефтехим» будет поставлять более 30 тыс. т полипропиленов в год). Объем инвестиций в проект превысил 2,4 млрд руб.

Руководство Томской области выбрало компанию «СИБУР» для реализации этого проекта по ряду причин.

Во-первых, полипропилен, производимый на «Томскнефтехиме», является сырьем для данного производства, при этом минимизируются издержки на его доставку.

Во-вторых, в Томске расположен научно-исследовательский центр «СИБУРа», разработки которого способствуют оптимизации процесса производства продукции.

В-третьих, органами власти области принят ряд законодательных актов и разработана схема для поддержки крупных инвестиционных проектов, которой и воспользовался «СИБУР».

Так, собственникам новых производств, чьи инвестиции в проект превышают 1 млрд руб., предоставляются налоговые преференции и субсидии из областного бюджета по возмещению части затрат на период окупаемости проектов. Льготы предоставляются при условии роста налоговых поступлений, т.е. из дополнительного дохода регионального бюджета.

Наличие базовых нефтехимических производств создает предпосылки для продления технологических цепочек. При этом одно из возможных направлений — производство товаров для нужд НГК. Примером выстраивания таких цепочек создания добавленной стоимости на территории области является обеспечение сырьем кабельного производства. Одной из разработок, которой занимается научный центр «СИБУРа», является силанольно сшитый полиэтилен. Корпоративный научный центр совместно с «Томскнефтехимом»

5 БОПП-пленка — биаксиально-ориентированная пленка, применяемая в качестве упаковочного материала товаров пищевой и непищевой промышленности.

разрабатывает как сам продукт, так и технологию его производства.

Этот проект является иллюстрацией партнерства нефтехимического холдинга с ООО «Томск-кабель». Предприятие заинтересовано в развитии российского рынка соответствующей продукции, так как в настоящее время оно вынуждено закупать сырье исключительно у зарубежных поставщиков, что отражается на ценах конечной продукции компании «Томсккабель».

Для области большое значение имеют проекты по реконструкции и расширению производств. Эксплуатация оборудования обоих крупнейших нефтехимических предприятий Томской области, большая часть которого используется с 1980-х гг., связана с высокой себестоимостью получаемой продукции. Для областного бюджета сокращение издержек и дополнительные инвестиции означают увеличение налогов на прибыль и на имущество предприятий, однако нефтехимические предприятия работают в рамках вертикально интегрированных структур, что не гарантирует адекватной налоговой отдачи для регионального бюджета.

Так, инвестиции «СИБУРа» в реконструкцию «Томскнефтехима» планируются в сумме 8 млрд руб., из них в 2014 г. — 1,3 млрд руб. [8]. Работы будут проведены на предприятиях по производству полипропилена и полиэтилена, в результате которых будет выпускаться более качественная и современная продукция. Планируется также улучшение характеристик выпускаемых марок и расширение их ассортимента, в том числе за счет специализированных марок полипропилена с заданными свойствами. Кроме того, за счет перехода на новые технологии суммарные мощности по производству полипропилена и полиэтилена планируется увеличить почти на 10% (с 375 до 410 тыс. т в год).

Реконструируется и другой крупнейший газохимический объект области — ООО «Сибметахим». С 2013 г. на предприятии ведутся работы по расширению производства формалина и синтез-газа. Планируется заметное увеличение мощностей по производству метанола (на 25%).

Реконструкция перечисленных предприятий очень важна с точки зрения развития нефтехимической промышленности области. Но следует отметить, что приоритеты и масштабные проекты, например, «СИБУРа» в большей степени связаны с Тюменской областью и, прежде всего, с развитием комплекса нефтехимических производств в То-

больске. Данный комплекс обеспечен относительно дешевым тюменским сырьем, которое к тому же не надо возить по железной дороге. Несмотря на отмеченные ранее проекты реконструкции и создания новых мощностей, превращение нефтехимии в серьезную точку роста на карте области требует развития сырьевого блока: либо на основе продукции нефтепереработки, либо более рационального использования попутных компонентов при добыче УВС — конденсата и нефтяного газа.

Пути обеспечения адекватной отдачи для региона. Ранее отмечалось, что такие направления повышения социально-экономической отдачи от освоения ресурсов УВС, как развитие местных поставщиков и подрядчиков, реконструкция и создание новых мощностей по переработке добываемого сырья, могут иметь ограниченный эффект с точки зрения наполнения регионального бюджета. Одна из причин — использование рядом компаний (прежде всего, вертикально интегрированных) различных схем оптимизации налоговых платежей (например, в форме трансфертного ценообразования, использование процессинговых схем при переработке сырья, перевод экспорта продукции на головные структуры холдингов). В результате, проходя через призму корпоративной политики, социально-экономическая отдача для региона может существенно сокращаться (рис. 3).

В настоящее время экспортные потоки нефти и метанола полностью контролируют головные структуры компаний-производителей, что ведет к сокращению выручки и налоговых платежей в бюджет области. Компания «СИБУР» использует процессинговые схемы при взаимоотношениях со своим дочерним предприятием «Томскнефтехим». Выручка предприятия занижается и составляет менее 1/3 от потенциальной величины, рассчитанной для полиэтилена и полипропилена на основе цен на данную продукцию, публикуемых Росстатом. Услуги предприятия по переработке и процессингу составили в 2013 г. более 85% от общей выручки. При этом рентабельность (чистая прибыль к выручке) материнской компании («СИБУР») в 2013 г. достигла 19,5%, т.е. была более чем в 2 раза выше, чем у «Томскнефтехима» (8,9%).

Тем не менее привлечение инвестиций имеет ключевое значение для наполнения бюджета и роста экономики любого региона. Для бюджета новые инвестиции — это налог на имущество после ввода объектов в эксплуатацию, рост занятости и зара-

Социально-экономические эффекты

Рис. 3. Политика региона по увеличению социально-экономических эффектов

ботной платы (налога на доходы физических лиц). Дополнительные доходы у бизнеса ведут к приросту налога на прибыль. Новые проекты обычно предъявляют спрос на продукцию и услуги других местных поставщиков и подрядчиков, т.е. порождают дальнейшие мультипликативные эффекты.

С точки зрения повышения социально-экономических эффектов для регионального уровня необходима разработка механизмов формирования справедливой налоговой базы. Применительно к добыче и переработке УВС такие механизмы могут включать:

— формирование системы справочных (региональных) цен на нефть, используемых для определения налоговой базы нефтяных компаний;

— расчет для целей налогообложения выручки по тем видам реализуемой продукции, которая экспортируется материнскими компаниями (нефть, метанол, полиэтилен и полипропилен), на основе фактических экспортных цен реализации, т.е. более высоких, чем во внутрикорпоративном обороте.

Зарубежный опыт (прежде всего, Норвегии и Канады) свидетельствует, что доступ к нефтяным ресурсам (в рамках системы лицензирования) может быть использован в качестве инструмента для получения выгод, в которых заинтересованы и бизнес, и государство. Представляется целесообразным усиление роли лицензионных соглашений, которые должны содержать условия участия местных

подрядчиков и поставщиков в реализации проектов [9]. Региональная политика, направленная на повышение социально-экономических эффектов, должна найти понимание и на федеральном уровне, поскольку после передачи всех налогов на добычу УВС в федеральный бюджет наметился дисбаланс с точки зрения устойчивого развития нефтегазовых регионов. На практике в настоящее время реализуется специфическая модель устойчивого развития для нефтегазодобывающих регионов: усиление экологических проблем на фоне истощения сырьевых ресурсов.

Ответом на эти вызовы должны стать усиление связей НГК с местными поставщиками товаров и услуг, создание мощностей по переработке УВС, развитие человеческого капитала. Реализация данных мер на практике требует расширения сфер компетенции и ответственности региональных органов власти, в том числе в вопросах регулирования недропользования, включая процедуры лицензирования, мониторинга и контроля за выполнением условий лицензий и лицензионных соглашений. Такой подход ведет к повышению социально-экономической отдачи от ресурсов УВС в государственном масштабе, а не только на территориях, где непосредственно ведется их добыча.

Список литературы

1. Крюков В.А. Организационно-экономические проблемы формирования и функционирования нефтегазового кластера в Западной Сибири // Регион: экономика и социология. 2007. № 1. С. 133-153.

2. Крюков В.А., Севастьянова А.Е., Шмат В.В. Методический подход к обоснованию стратегии устойчивого социально-экономического развития сырьевых территорий // Регион: экономика и социология. 1997. № 2. С. 14-42.

3. Крюков В.А., Силкин В.Ю., Токарев А.Н., Шмат В.В. Минерально-сырьевой комплекс России: реализация преимуществ и возможностей развития // Минеральные ресурсы России. Экономика и управление. 2011. № 5. С. 28-37.

4. Крюков В.А., Токарев А.Н., Шмат В.В. Как сохранить наш «нефтегазовый очаг»? // ЭКО. 2014. № 3. С. 5-29.

5. Михайлов В. Метод Жвачкина // Эксперт-Сибирь. 2013. № 50. С. 9-10.

6. Нефтяная промышленность России — сценарии сбалансированного развития. Проект. М.: ГУ ИЭС, 2010. 160 с.

7. Пушкаренко А.Б., Филатов В.И., Ямполь-ский В.З. Нефтегазовый кластер Томской облас-

ти // Регион: экономика и социология. 2005. № 4. С. 138-156.

8. Чернозубенко С. Чем будет прирастать экономика // Первый экономический. 2014. № 37. С.32-35.

9. HatakenakaS., WestnesP., Gjelsvik M., LesterR. The Regional Dynamics of Innovation: A comparative case study of oil and gas industry development in Stavanger and Aberdeen. LIS Working Paper 06-003. Massachusetts Institute of Technology, 2006. 19 р.

Regional economics: theory and practice Region development strategy

ISSN 2311-8725 (Online) ISSN 2073-039X (Print)

THE POSSIBILITY OF INCREASING THE SOCIO-ECONOMIC EFFECTS OF THE DEVELOPMENT OF OIL AND GAS IN THE TOMSK REGION

Anatolii N. TOKAREV

Abstract

Currently, all special oil and gas tax (export duties, production tax), up to 70 — 80% of the earnings of oil companies, is coming exclusively to the federal budget. The oil and gas companies, using various ways of tax optimization, can significantly reduce the taxable base of the regions (especially in relation to income tax). Besides oil and gas regions have significant environmental costs, for example, with the burning of associated petroleum gas. As a result, in modern conditions the extraction of hydrocarbons does not create the preconditions for sustainable socio-economic development of the regions, where there are deposits of oil and gas. In the article the author tried to identify opportunities to improve the socio-economic effects of the mining regions of extraction of minerals where there are relatively developed industry and scientific and educational complex. A typical example of the oil and gas region with a relatively well-developed processing and scientific-educational complex is the Tomsk region. The article analyses the role of the oil and gas industry in the economy of the Tomsk region and considers problems of interaction of oil and gas complex with branches of the regional economy. It develops an approach that envisages only those services and production in the region, for which there are objective conditions (benefits,

strengths of the region). The advantages of the Tomsk region are well-developed human capital, existing hydrocarbon processing capacity, availability of local suppliers, the proximity to the new oil and gas field in East Siberia. The author offers directions of increase of socio-economic effects on the region, the development of local contractors and suppliers of products for the oil and gas industry. Another key area is the value-added chains on the basis of processing of hydrocarbon raw materials, including for the oil and gas sector. The article presents findings that a number of companies (especially vertically integrated) use various schemes of tax optimization what significantly reduces the potential benefits for the regions. The author suggests certain steps to strengthen mechanisms of State regulation to take into account the interests of commodity areas. The results of the work can be used to develop policy instruments for commodity regions.

Keywords: socio-economic effects, Tomsk region, oil and gas sector

References

1. Kryukov V.A. Organizatsionno-ekonomicheskie problemy formirovaniya i funktsionirovaniya nefte-gazovogo klastera v Zapadnoi Sibiri [Organizational

and economic problems of the formation and operation of oil and gas cluster in Western Siberia]. Region: ekonomika i sotsiologiya — Region: economics and sociology, 2007, no. 1, pp. 133-153.

2. Kryukov V.A., Sevast'yanova A.E., Shmat V. V. Metodicheskii podkhod k obosnovaniyu strategii ustoichivogo sotsial'no-ekonomicheskogo razvitiya syr'evykh territorii [A methodological approach to the justification of the strategy of sustainable socioeconomic development of the raw-materials regions]. Region: ekonomika i sotsiologiya—Region: economics and sociology, 1997, no. 2, pp. 14-42.

3. Kryukov V.A., Silkin V.Yu., Tokarev A.N., Shmat V.V. Mineral'no-syr'evoi kompleks Rossii: realizatsiya preimushchestv i vozmozhnostei razvitiya [The mineral resources complex of Russia: implementation of benefits and opportunities for development]. Mineral'nye resursy Rossii. Ekonomika i upravle-nie — Mineral resources of Russia. Economics and management, 2011, no. 5, pp. 28-37.

4. Kryukov V.A., Tokarev A.N., Shmat V.V. Kak sokhranit' nash "neftegazovyi ochag"? [How to keep our oil and gas fireplace?]. EKO — ECO, 2014, no. 3, pp. 5-29.

5. Mikhailov V. Metod Zhvachkina [The Zh-vachkin method]. Ekspert-Sibir ' — Expert-Siberia, 2013, no. 50, pp. 9-10.

6. Neftyanaya promyshlennost' Rossii — stsenarii sbalansirovannogo razvitiya [Russian oil industry: bal-

anced development scenarios]. Moscow, GU IES Publ., 2010, 159 p.

7. Pushkarenko A.B., Filatov V.I., Yampol'skii V. Z. Neftegazovyi klaster Tomskoi oblasti [The oil and gas cluster of the Tomsk region]. Region: ekonomika i sotsiologiya — Region: economics and sociology, 2007, no. 1, pp. 133-153.

8. Chernozubenko S. Chem budet prirastat' ekonomika? [What will increase the economy?]. Pervyi ekonomicheskii — The first economic, 2014, no. 37, pp.32-35.

9. Hatakenaka S., Westnes P., Gjelsvik M., Lester R. The Regional Dynamics of Innovation: A comparative case study of oil and gas industry development in Stavanger and Aberdeen. LIS Working Paper 06-003. Massachusetts Institute of Technology, 2006, 19 p.

Anatolii N. TOKAREV

Institute of Economics

and Industrial Engineering

of Siberian Branch of RAS, Akademgorodok,

Novosibirsk, Russian Federation

[email protected]

Acknowledgments

The article was supported by the Russian Scientific Foundation (grant No. 14-18-02345).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.